Постановление о муз.искусстве, 1948 г.

ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЦК КП(б)У «О СОСТОЯНИИ И МЕРОПРИЯТИЯХ УЛУЧШЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В УКРАИНЕ В СВЯЗИ С РЕШЕНИЕМ ЦК ВКП(б) «ОБ ОПЕРЕ «ВЕЛИКАЯ ДРУЖБА» В. МУРАДЕЛИ»
23 мая 1948 г.
ЦК КП(б)У определяет, что решение ЦК ВКП(б) «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели», которое разоблачило неблагополучное состояние современной советской музыки, относится полностью к музыкальному искусству Украины. Это постановление ЦК ВКП(б) принято общественностью Украины как программа борьбы за ликвидацию ошибок и перекручивания в советской музыке, за создание высокоидейных и художественно полноценных музыкальных произведений. Раскритикованное и осужденное ЦК ВКП(б) формалистичное, антинародное направление в советской музыке, которое отражает влияние буржуазной идеологии, распространенное в творчестве украинских композиторов и в деятельности учреждений музыкального искусства УССР.
ЦК КП(б)У отмечает, что в ходе обсуждения решения ЦК ВКП(б) «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели» оказалось, что часть композиторов и музыкальных деятелей Украины ошибочно считают, что якобы формалистичное, антина¬родное направление в музыке не имеет места в Украине, но большинство композиторов УССР, якобы, писали свои произведения на основе украинского фольклора. Эта точка зрения неправильная и опасная, т.к. она скрывает большие ошибки формалистичного характера музыкального искусства Украины, по сути, порочит музыкальное народное творчество и мешает композиторам и музыковедам сделать правильные выводы из решения ЦК ВКП(б) «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели».
Состояние музыкального творчества в Украине полностью подтверждает наличие и борьбу двух направлений в музыке, о которых говорил т. А. О. Жданов в своем выступлении на совещании работников музыкального искусства, созванном при ЦК ВКП(б). «Одно направление представляет собой здоровое, прогрессивное начало в советской музыке, которое основывается на определении огромной роли классического наследия и, в частности, традиций российской музыкальной школы, на соединении высокой идейности и содержания музыки, ее правдивости и реалистичности, глубокой органичной связи с народом, его музыкальным, песенным творчеством, совместно с высоким профессиональным мастерством. Второе направление представляет собой чужой советскому искусству формализм, отказ под флагом мнимого новатор¬ства от классического наследия, отказ от народности музыки, от служения народу ради обслуживания сугубо индивидуалистических переживаний небольшой группы избранных эстетов».
Представители формалистичного направления в Украине порвали с наилучшими традициями классического музыкального наследия и, в первую очередь, российской классической музыки, которая имеет мировое значение.
Игнорируя глубокое идейное содержание, песенность и ясную форму российской классической музыки и украинской классической музыки, которая развивалась под ее благотворным влиянием, представители формалистичного направления опустошали музыкальное искусство, вытравливали из него творческую мысль и живое человеческое чувство, уродовали красоту и утонченность в музыке, свели свое мастерство к утонченному, никому не нужному трюкачеству, приведшему их в тупик.
Вместо с того, чтобы проникнуться сознательностью высоких запросов, которые предъявляются народом к музыкальному творчеству, и глубоко отражать в музыке благо¬родство моральних качеств советского человека, героизм и мужество нашего народа, много украинских композиторов пошли по неправильному пути псевдоноваторства. Вместо того, чтобы учиться на классических произведениях российских и украинских композиторов, укреплять и развивать связи с культурой братского российского народа и правильно использовать неисчерпаемые источники украинского народного творчества, часть украинских композиторов скатывается на позиции эпигонов упаднической буржуазной музыки Европы и Америки. Эти композиторы отрываются от народа, восхищаются голым техницизмом, допускают вульгарный натурализм и толкают украинское музыкальное творчество не вперед, а назад.
Антинародное формалистичное направление в украинском музыкальном искусстве оказалось, прежде всего, в произведениях композитора Б. Лятошинского и его последователей (Г. Таранов, К. Белза, М. Тиц, М. Гозенпуд и др.). В ряде произведений Б. Лятошинского, Г. Таранова и др. имеет место пренебрежение основными прин¬ципами классической музыки, пропаганда диссонанса и дисгармонии, игнорирование мелодии, как основы музыкального творчества. Особенно чужая художественным вкусам советских людей Вторая симфония Б. Лятошинского.
Сов.Украина. – 1948. — 23 мая (№ 124)