Закон о законодательной деятельности

ВРЕМЕННЫЙ ЗАКОН СОВЕТА НАРОДНЫХ МИНИСТРОВ О СИЛЕ ЗАКОНОВ, О ПОРЯДКЕ ИЗДАНИЯ ЗАКОНОВ И О ФОРМАХ И ПОРЯДКЕ ИХ ОБЪЯВЛЕНИЯ
26.12.1918 г.
1. До окончательного создания Конституции Украинской Народной Республики всякая норма обретает силу закона только после того, как пройдет установленные ступени своего развития и будет утверждена Директорией.
2. Все законы и постановления, которые имели силу на территории Украины до 14 декабря 1918 г., поскольку они не отменены законами или постановлениями нового правительства Украинской Народной Республики, остаются в силе и в дальнейшем, как законы и постановления Украинской Народной Республики.
3. Право законодательной инициативы принадлежит Директории, Совету Народных Министров, отдельным министрам и главам отдельных ведомств.
4. Законопроекты разрабатываются в соответствующих министерствах, в государственной канцелярии или в отдельных ведомствах и вносятся в Совет Народных Министров через государственную канцелярию за подписью соответствующего министра или главы отдельного ведомства и визой директора департамента.
5. Совет Министров имеет право поручить соответствующему министру или главе отдельного ведомства разработать законопроект, а внесенный на рассмотрение – дополнить, внести в него изменения или вернуть при необходимости для переработки согласно указаниям.
6. Законопроекты направляются в государственную канцелярию в 30 экземплярах, каждому члену Директории и Совета Министров государственная канцелярия направляет один экземпляр для ознакомления не позднее чем через день после получения законопроекта канцелярией.
7. В строчных случаях с согласия Совета Министров, которое высказывается на самом заседании Совета, законопроекты могут быть внесены на рассмотрение Совета Министров непосредственно соответствующим министром или главой ведомства.
8. Государственный секретарь с внесением на рассмотрение Совета Народных Министров законопроектов, направленных в государственную канцелярию, может прилагать к ним свои заметки в письменной форме.
9. При рассмотрении законопроектов в Совете Народных Министров постановления последнего выносятся большинством голосов членов Совета; при равенстве голосов голос председательствующего имеет преимущество.
10. Законопроекты, связанные с ассигнованием средств из государственной казны, рассматриваются Советом Народных Министров не иначе, как после предварительных выводов министра финансов и государственного контролера.
11. По каждому заседанию Совета Министров ведется журнал.
12. Проекты журналов предоставляются всем членам Совета Министров, участвовавших в соответствующем заседании Совета, и если через 24 часа после этого не поступит ни от кого из членов Совета протест, журнал подписывается членами Совета Министров.
13. Об утверждении Советом Министров законопроектов и обо всех изменениях в них, которые сделает Совет Министров, производятся записи в журнал Совета Министров, который подписывается всеми членами, которые принимали участие в заседании.
14. Согласно журналу Совета Министров государственная канцелярия составляет последний текст закона, который подписывает председатель Совета Министров и тот министр или глава отдельного ведомства, которым законопроект был внесен на рассмотрение Совета.
15. Подписанные в порядке ст. 13 законопроекты представляются государственным секретарем на утверждение Директорией.
16. Директории принадлежит право абсолютного вето, возвращения законопроекта в Совет Министров для пересмотра, а также внесения изменений в представленном законопроекте.
17. Утверждение Директорией закона, принятого Советом Министров, производится собственноручной подписью председателя Директории или его заместителя и не менее двух членов ее путем написания на законопроекте следующих слов: «Утверждаем. Имя и фамилия». Собственноручно председатель Директории или его заместитель отмечает также время и место утверждения.
18. После письменного утверждения Директорией, следует удостоверение государственного секретаря следующим образом: «Удостоверяю. Государственный секретарь. Имя и фамилия». Все эти слова пишутся собственноручно государственным секретарем.
19. Утвержденный Директорией законопроект обретает силу закона и направляется для оглашения в Вестнике Совета Народных Министров распоряжением государственной канцелярии, после чего становится обязательным для исполнения, если в нем не указано особого срока, с которого он вступает в силу.
Примечание: В экстренных случаях законодательное распоряжение может быть сделано с помощью телеграфу или иным способом оповещения, после чего оно обязательно оглашается в Вестнике Совета Народных Министров.
20. Законы оглашаются в той форме, в какой они утверждены Директорией, но в названии закона отмечается, что он принят Советом Народных Министров.
21. Законы гетманского правительства, которые касаются порядка составления законопроектов, внесения их в Совет Министров, рассмотрения в Совете, утверждения их форм и порядка объявления законов, отменить.
22. Законы, утвержденные, но не объявленные Директорией, объявить в форме и порядке, указанными в этом законе.
Председатель Совета Народных Министров
Государственный секретарь