Заявление 21.04.2015 об отпоре вооруженной агрессии

Доработанный проект
Регистрационный № 2332
вносится народными депутатами
О. Сыроед
И. Климпуш-Цинцадзе
О. Ляшко
О. Березюком
В. Вовком
С. Огневичем
О. Семераком

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ УКРАИНЫ
О Заявлении Верховной Рады Украины
«Об отпоре вооруженной агрессии Российской Федерации и преодолении ее последствий»
21 апреля 2015 года
Верховная Рада Украины постановляет:
1. Одобрить текст Заявления Верховной Рады Украины «Об отпоре вооруженной агрессии Российской Федерации и преодолении ее последствий» (прилагается).
2. Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Верховной Рады
Украины В. ГРОЙСМАН

ЗАЯВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ УКРАИНЫ
«Об отпоре вооруженной агрессии Российской Федерации и преодолении ее последствий»

Подтверждая Постановление Верховной Рады Украины от 27 января 2015 года № 129-VIII, согласно которому Российская Федерация была признана государством-агрессором, Верховная Рада Украины констатирует следующее:
I
Вооруженная агрессия Российской Федерации против Украины началась 20 февраля 2014 года, когда вопреки ее международно-правовым обязательствам были зафиксированы первые случаи нарушения Вооруженными Силами Российской Федерации порядка пересечения государственной границы Украины в районе Керченского пролива и использования подразделений вооруженных сил Российской Федерации, расположенных в Крыму в соответствии с Соглашением между Украиной и Российской Федерацией о статусе и условиях пребывания на территории Украины Черноморского флота Российской Федерации от 28.05.1997 года, для блокировки украинских военных частей. На начальной стадии агрессии личный состав отдельных российских вооруженных формирований не имел опознавательных знаков.
27 февраля 2014 года вооруженные подразделения специального назначения Главного разведывательного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации захватили здания Совета Министров и Верховной Рады Автономной Республики Крым. В то же время произошло создание и вооружение иррегулярных вооруженных формирований наемников из числа местных жителей, которыми руководили офицеры спецслужб и Вооруженных Сил Российской Федерации, а Черноморский флот Российской Федерации заблокировал украинские порты, где находились корабли Военно-Морских Сил Украины. При данных обстоятельствах лидер партии «Русское единство» Сергей Аксенов незаконным способом провозгласил себя главой Совета Министров Автономной Республики Крым и призвал президента Российской Федерации «обеспечить мир и спокойствие в Крыму». В ответ на этот призыв Президент Российской Федерации, нарушая как международное право, так и действующую украинско-российскую договорно-правовую базу, обратился в Совет Федераций Российской Федерации, который своим постановлением от 1 марта 2014 года, противоправно легализируя эти нарушения, дал согласие на использование на территории Украины Вооруженных Сил Российской Федерации. В результате это привело к вооруженному захвату и военной оккупации неотъемлемой части Украины – Автономной Республики Крым и города Севастополя.
Нелегитимно сформированная в условиях российской военной оккупации исполнительная власть Автономной Республики Крым 16 марта 2014 года провела псевдореферендум о вхождении Автономной Республики Крым в состав Российской Федерации. Сомнительные результаты «референдума» не были признаны ни одной страной мира, кроме Российской Федерации. Это подтверждается Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 68/262 от 27 марта 2014 года «Территориальная целостность Украины».
17 марта 2014 года Верховная Рада Автономной Республики Крым, распущенная постановлением Верховной Рады Украины, вопреки этому провозгласила Крым независимым государством. 18 марта 2014 года самозваные представители Верховной Рады Автономной Республики Крым подписали с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным «Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и создании в составе Российской Федерации новых субъектов». Таким противоправным способом произошла незаконная и поспешная сделка, чтобы создать видимость правомерности вооруженного вторжения России и аннексии ею части территории Украины.
Вторая фаза вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины началась в апреле 2014 года, когда контролируемые, управляемые и финансируемые спецслужбами Российской Федерации вооруженные бандитские формирования провозгласили создание «Донецкой народной республики» (7 апреля 2014 года) и «Луганской народной республики» (27 апреля 2014 года).
В течение мая 2014 года самозваные лидеры «ДНР» и «ЛНР», среди которых было много граждан Российской Федерации, неконституционным способом провели фиктивные референдумы об отделении этих нелегитимных образований от Украины. Под предлогом и с целью их поддержки на территорию Украины были засланы разведывательно-диверсионные группы, которые возглавляли кадровые офицеры Главного разведывательного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, парамилитарные формирования российского казачества и укомплектованный чеченцами – гражданами Российской Федерации батальон «Восход», а также задействованы такие вооруженные группы наемников как «Русский сектор» и «Оплот». При их участии состоялся захват административных зданий во многих населенных пунктах Донецкой и Луганской областей, нападения на части украинских сухопутных сил и самолеты Воздушных сих Вооруженных Сил Украины, а именно:
6 июня возле города Славянск Донецкой области был сбит самолет Ан-30, который выполнял наблюдательный полет, в результате чего 5 членов экипажа погибли;
14 июня террористы обстреляли из зенитной установки и крупнокалиберного пулемета военно-транспортный самолет Ил-76 Воздушных Сил Вооруженных Сил Украины, который совершал посадку в аэропорту «Луганск». В результате обстрела погибли 40 десантников и 9 членов экипажа;
24 июня возле города Славянск террористы сбили украинский военный вертолет Ми-8, в результате чего погибли 9 военнослужащих;
7 августа в результате атаки террористов были сбиты украинский вертолет Ми-8 в районе Саур-Могилы и истребитель МиГ-29 вблизи города Енакиево.
17 июля 2014 года близи города Торез Донецкой области с помощью российского зенитно-ракетного комплекса «Бук» был сбит пассажирский самолет Boeing 777 авиакомпании «Малазийские авиалинии», который осуществлял перелет рейсом Амстердам – Куала-Лумпур. В результате катастрофы погибли 283 пассажира и 15 членов экипажа.
Иррегулярные вооруженные формирования, задействованные Российской Федерацией в агрессивной войне против Украины, систематически пополнялись российскими наемниками из числа уволенных в запас военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и снабжались оружием и военной техникой, включая танки, артиллерийские системы, противотанковые средства и современные зенитно-ракетные комплексы.
В июле 2014 года подразделения Вооруженных Сил Украины начали подвергаться систематическим обстрелам, которые велись с территории Российской Федерации с помощью артиллерийских систем и реактивных систем залпового огня «Град», а также нападениям регулярных подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации. Это подтверждалось многочисленными задержаниями военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.
Третья фаза вооруженной агрессии Российской Федерации началась 27 августа 2014 года массовым вторжением на территорию Донецкой и Луганской областей регулярных подразделений российских Вооруженных Сил. Среди них, в частности, были те, кто входил в состав 9 отдельной мотострелковой бригады, 76 и 98 дивизий воздушно-десантных войск Вооруженных Сил Российской Федерации. Задействование регулярных вооруженных сил Российской Федерации в вооруженной агрессии против Украины сопровождалось распространением среди населения Украины агитационных листовок, в которых, в частности, был такой призыв: «Ни при каких обстоятельствах не чините препятствий передвижению российских войск (техника и личный состав)».
На заседании Совета Безопасности ООН, которое состоялось 29 августа в связи с агрессией Российской Федерации против Украины, делегация Украины заявила: «Россия начала непосредственное военное вторжение на материковую Украину с применением своих регулярных вооруженных сил». После чрезвычайного заседания комиссии Украина-НАТО, созванного 29 августа 2014 года по просьбе Украины, Генеральный секретарь НАТО А. Расмуссен квалифицировал вторжение Вооруженных Сил Российской Федерации через восточную и юго-восточную российско-украинскую государственную границу как «серьезную эскалацию вооруженной агрессии России против Украины».
Несмотря на достижение Минских договоренностей (Минский протокол от 5 сентября 2014 года, Минский меморандум от 19 сентября 2014 года и Минский «Комплекс мероприятий от 12 февраля 2015 года»), участницей которых является российская сторона и которые направлены на прекращение вызванного российской агрессией вооруженного конфликта, Российская Федерация с большей или меньшей интенсивностью продолжает вооруженную агрессию против Украины. С момента подписания 5 сентября 2014 года Минского протокола Вооруженные Силы Российской Федерации и иррегулярные подразделения российских наемников захватили Донецкий аэропорт, Дебальцево и другие населенные пункты, расширив контролируемую ими территорию Украины в Донецкой и Луганской областях более чем на 500 кв. км. Снабжение российских оккупационных сил происходит, в частности, с помощью так называемых «гуманитарных конвоев», которые регулярно направляются Российской Федерацией на территорию Украины путем несанкционированного пересечения российско-украинской государственной границы в нарушение международных правил, установленных Международным Комитетом Красного Креста. Под видом выполнения Минского «комплекса мероприятий» от 12 февраля 2015 года российская сторона осуществляет перегруппировку своих вооруженных подразделений, тяжелых вооружений, концентрацию их на Артемовском, Волновахском, Донецком, Мариупольском направлениях, а также постоянно держит у российско-украинской границы многочисленную группировку своих регулярных Вооруженных сил.
Учитывая это, заявления российского руководства о непричастности Российской Федерации к вооруженной агрессии против Украины являются необоснованными и несостоятельными. Упомянутые силовые действия Российской Федерации, которые продолжаются с 20 февраля 2014 года, являются актами вооруженной агрессии в соответствии с пунктами «а», «b», «c», «d» и «g» статьи 3 Резолюции 3314 (ХХIХ) Генеральной Ассамблеи ООН «Определение агрессии» от 14 декабря 1974 года.
Масштабная, длительная концентрация Вооруженных Сил Российской Федерации вблизи государственной границы Украины, ускоренная милитаризация Крымского полуострова, регулярные учения Вооруженных Сил Российской Федерации вблизи границ Украины и на территории Крымского полуострова с проведением боевых стрельб являются противоправными, поскольку международное право, в частности часть 4 статьи 2 Устава ООН, запрещает не только применение, но и угрозу силой.
II
Совершив вооруженную агрессию против Украины, Российская Федерация грубо нарушила свои обязательства, установленные такими международными актами как
– Устав ООН, согласно которому государства-члены должны решать любые споры мирными средствами и воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения (часть 3 и 4 статьи 2);
– Хельсинкский Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанный 1 августа 1975 года, согласно которому его государства-участники признают нерушимыми границы всех государств в Европе и будут воздерживаться от любых действий, направленных на захват части или всей территории любого государства-участника (часть 1, раздел III);
– Меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия от 5 декабря 1994 года, который зафиксировал обязательства Российской Федерации, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Соединенных Штатов Америки:
– уважать независимость, суверенитет и существующие границы Украины, а также
– воздерживаться от угрозы силой или применения силы против территориальной целостности или политической независимости Украины и
– никогда не использовать ни одно из видов вооружения против Украины, кроме целей самообороны или любым другим способом в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций;
– Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией, ратифицированный обеими сторонами 14 января 1998 года, в соответствии с которым Украина и Российская Федерация, согласно положениям Устава ООН и обязательствам по Заключительному акту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе уважают территориальную целостность друг друга и подтверждают нерушимость границ, существующих между ними (статья 2).
Российская Федерация осуществляет вооруженную агрессию против Украины, сопровождая это циничными и противоправными требованиями об изменении конституционного строя Украины и отказе Украины от выбранного цивилизационного курса, ориентированного на сотрудничество с ЕС и НАТО с перспективой полного членства в этих организациях. Впервые такие требования, которые являются откровенным вмешательством во внутренние дела другого государства, сформулировал министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров 5 марта 2014 года во время переговоров в Лондоне с государственным секретарем США Джоном Керри, изложив основные требования Российской Федерации, а именно:
– отказ от подписания Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС;
– отказ от вступления в НАТО;
– отсрочка президентских выборов с 25 мая 2014 года;
– разработка новой украинской Конституции;
– федерализация Украины;
– предоставление русскому языку статуса второго государственного языка.
С тех пор Российская Федерация продолжает попытки навязать Украине такие требования в тех или иных вариациях.

III
Следствием вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины стала нелегитимная военная оккупация и последующая аннексия территории Автономной Республики Крым и города Севастополя – неотъемлемой составляющей государственной территории Украины, военная оккупация значительной части государственной территории Украины в Донецкой и Луганской областях.
Захват украинских территорий сопровождается незаконными присвоениями государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и городе Севастополе и тотальным уничтожением инфраструктуры и промышленных предприятий в Донецкой и Луганской областях.
В частности, Украине был причинен материальный ущерб в результате «национализации» Российской Федерацией земли, государственных и частных объектов недвижимости, государственных и частных предприятий, портов и рекреационных объектов, находящихся на территории Автономной Республики Крым и города Севастополя. После акта аннексии Российская Федерация незаконно пользуется полезными ископаемыми и континентальным шельфом, потребляет воду и электрическую энергию на аннексированной территории, что наносит Украине материальный ущерб. Вред, который причинила Российская Федерация в результате аннексии и агрессии, заключается также в неполученных Украиной и украинскими предприятиями прибылях. Вследствие национализации имущества в Автономной Республике Крым и городе Севастополе, конфискации и уничтожения имущества в Донецкой и Луганской областях террористическими группировками, поддерживаемыми Российской Федерацией, произошло сокращение поступлений в государственный бюджет Украины, значительное сокращение инвестиционных поступлений и уменьшение объемов иностранного кредитования украинских предприятий.
Российская Федерация своими противоправными действиями причинила нематериальный вред Украине, нарушая права граждан Украины в Автономной Республике Крым и городе Севастополе, в Донецкой и Луганской областях. В частности, Российская Федерация неоднократно нарушала такие права граждан Украины как право на жизнь, право на уважение чести и достоинства, право не подвергаться пыткам, право не находиться в рабстве или подневольном состоянии, право на свободу и личную неприкосновенность, право на справедливый суд, право не быть наказанным без закона, право на уважение частной и семейной жизни, право на свободу мысли, совести и религии.
Жертвами вооруженной агрессии Российской Федерации стало мирное население, в том числе женщины и дети. Согласно данным ООН в результате вооруженной агрессии Российской Федерации были убиты 65 детей, а 159 получили ранения.
Во время вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины были совершены многочисленные военные преступления и преступления против человечности. В частности 13 января контролируемые Российской Федерацией вооруженные формирования наемников неподалеку от Волновахи расстреляли автобус с мирными жителями. По сообщениям авторитетных правозащитных организаций, средств массовой информации и многочисленных свидетельств очевидцев личный состав созданных и контролируемых Российской Федерацией вооруженных формирований наемников, спецназа и подразделений регулярных частей ее Вооруженных Сил во время российской вооруженной агрессии против Украины совершал такие преступления как умышленные убийства, пытки и жестокое обращение, умышленное причинение сильных страданий или серьезных телесных повреждений или вреда здоровью, незаконное, бессмысленное и крупномасштабное уничтожение и присвоение имущества, не вызванное военной необходимостью; умышленное лишение военнопленного или другого лица, находящегося под защитой, права на справедливый суд, захват заложников; умышленное нападение на гражданское население или отдельных гражданских лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях, умышленные нападения на гражданские объекты, то есть объекты, которые не являются военными целями, ненадлежащее использование флага переговорщиков, флага или военных знаков различия и формы противника или ООН, а также эмблем, установленных Женевскими Конвенциями, повлекшее смерть или причинение вреда человеку, посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унизительное отношение. Указанные и подобные преступления в соответствии со статьей 8 Римского статута Международного уголовного суда квалифицируются как военные преступления и влекут международную уголовную ответственность лиц, причастных к их совершению.
Наряду с этим сообщалось, что в оккупированном Крыму и на Востоке Украины имели место такие преступления как заключение под стражу, похищение или другое жестокое лишение физической свободы и нарушение основополагающих норм международного права, насильственное перемещение населения, преследование любой идентифицируемой группы или сообщества по политическим, расовым, этническим, культурным, религиозным или иным мотивам, несовместимым с международным правом. Указанные и подобные преступления в соответствии со статьей 7 Римского статута квалифицируются как преступления против человечности и также влекут за собой международную уголовную ответственность лиц, независимо от того, совершили ли они их во время войны или в мирное время.
Грубые и массовые нарушения прав человека, вызванные вооруженной агрессией Российской Федерации, превратили сотни тысяч украинских граждан в беженцев, среди которых более 60 процентов из более чем одного миллиона людей составляют женщины и дети.
IV
В соответствии с нормами международного права, в частности пункта 4 статьи 2 Устава Организации Объединенных Наций, раздела первого Декларации о принципах международного права, принятой 24 октября 1970 года Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 2625 (XXV), статьи 5 Резолюции 3314 (XXIX) от 14 декабря 1974 года «Определение агрессии», статей 5, 6, 7, 8 и 8-бис Устава Международного уголовного суда, вооруженная агрессия Российской Федерации против Украины является тяжким международным преступлением и его совершение влечет международно-правовую ответственность Российской Федерации.
Украина как государство, которое непосредственно пострадало от вооруженной агрессии, имеет право на возвращение всех аннексированных и оккупированных украинских территорий, возмещение всего причиненного ей ущерба и привлечение лиц, виновных в совершении вооруженной агрессии и совершении военных преступлений и преступлений против человечности, к уголовной ответственности.
И фактически, и юридически вооруженная агрессия Российской Федерации против Украины будет продолжаться до полного отвода с территории Украины всех подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, включая поддерживаемых ею наемников, и полного восстановления территориальной целостности Украины.
Верховная Рада Украины, действуя как представительный орган Украинского народа, который является единственным источником власти в Украине и имеет исключительное право определять и изменять конституционный строй Украины,
– осуждает отказ Российской Федерации прекратить акты применения вооруженной силы и угрозы применения силы против Украины;
– поддерживает решимость Президента, Правительства, Вооруженных Сил Украины и добровольческих вооруженных формирований Украины продолжать сопротивление вооруженной агрессии Российской Федерации;
– отвергает как несовместимые с Конституцией Украины и международным правом любые требования Российской Федерации, направленные на вмешательство во внутренние дела Украины, в частности требования относительно федерализации Украины, изменения статуса украинского языка как единственного государственного языка и отказа Украины от свободы выбора курса своего цивилизационного развития;
– требует от Российской Федерации:
1. безотлагательно освободить всех военнопленных, заложников и незаконно удерживаемых граждан Украины,
2. срочно вывести с территории Украины все военные формирования Вооруженных Сил Российской Федерации и прекратить любую поддержку террористических организаций на востоке Украины;
3. безоговорочно выполнять Минские договоренности относительно восстановления полного контроля над государственной границей со стороны Правительства Украины, а также обеспечения постоянного мониторинга на украинско-российской государственной границе и верификации со стороны ОБСЕ с созданием зоны безопасности в пограничных районах Украины и Российской Федерации; обеспечить соблюдение режима государственной границы по всей линии украинско-российской государственной границы;
4. немедленно вернуть аннексированные территории Автономной Республики Крым и города Севастополя под контроль Украины;
5. полностью возместить весь причиненный вооруженной агрессией ущерб в объеме, определенном в подготовленной Кабинетом Министров Украины консолидированной претензии Украины к Российской Федерации;
6. немедленно прекратить незаконное (без согласия Украины) перемещение с территории Российской Федерации через государственную границу Украины грузов под предлогом оказания «гуманитарной помощи» населению отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины;
7. отвести от украинско-российской границы Вооруженные Силы Российской Федерации;
8. привлечь к уголовной ответственности и наказать лиц, виновных в планировании, подготовке, начале и осуществлении агрессии против Украины и совершении военных преступлений и преступлений против человечности. В случае отказа Российской Федерации наказать виновных, Украина оставляет за собой право обратиться в Международный уголовный суд с ходатайством начать расследование ситуации, которая была вызвана вооруженной агрессией Российской Федерации против Украины и длится с 20 февраля 2014 года, в соответствии с Постановлением Верховной Рады Украины от 4 февраля 2015 года № 145-VIII «О заявлении Верховной Рады Украины «О признании Украиной юрисдикции Международного уголовного суда в отношении совершенных преступлений против человечности и военных преступлений высшими должностными лицами Российской Федерации и руководителями террористических организаций «ДНР» и «ЛНР», которые привели к особо тяжким последствиям и убийствам украинских граждан»;
– выражает благодарность народу Украины и всему волонтерскому сообществу за бескорыстную, искреннюю и эффективную поддержку Вооруженных Сил и вооруженных добровольческих формирований Украины;
– заявляет о своем стремлении к окончательному мирному урегулированию за столом переговоров в соответствии с международным правом всех порожденных вооруженной агрессией Российской Федерации последствий;
– будет приветствовать развертывание на территории Украины международной операции по поддержанию мира и безопасности, мандат которой будет предусматривать установление международного контроля на пунктах пропуска вдоль всей линии украинско-российской границы и содействие выведению с территории Украины формирований Вооруженных Сил Российской Федерации.
В случае отказа Российской Федерации от прекращения вооруженной агрессии против Украины Верховная Рада Украины призывает международное сообщество к ужесточению санкций в отношении Российской Федерации как государства-агрессора и ускорению предоставления Украине расширенной финансовой помощи и поставок оружия, учитывая то обстоятельство, что противодействуя российской вооруженной агрессии, Украина стала на защиту объединенной демократической Европы и всего свободного мира.

Председатель Верховной Рады
Украины

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.