Исламский проект

ИСЛАМСКИЙ ПРОЕКТ
Современные гуманитарные исследования, номер 3 за 2015 год, с. 130-136.
Пашков Р.В., специалитет МГЮА
Исламский проект – потенциальный глобальный проект мира ислама по мысли мусульманских ученых, позволяющий умме (общине) занять равноправное место в мировом сообществе цивилизаций и государств, заключающийся в создании исламской государственности на землях ислама, следовании шариату и воссозданию Халифата.
1. Преемственность халифатов
Халифат как духовная политическая связь мусульман Земли не может прерваться никогда, однако не всегда духовная составляющая находит свое выражение в государственности в реальности. Халифат как праведное государство является высшим императивом мусульманина, чтобы мусульмане могли жить под богоданной властью мира ислама.
Первый халифат – исторически существовавшее единое государство мусульман на Земле, начавшееся как государство с эпохи первых халифов, объединивших народы под единой властью халифа, правившего по всеобщему согласию мусульман при поддержке исламских ученых и духовных лиц в союзе с духовным лидером шейх-уль-ислам.
Второй новый халифат – воссозданное и продолженное единое государство мусульман на основе исламской государственности союза мусульманских народов как праведное государство истинных мусульман для служения Аллаху по пути во Вселенной.
Третий галактический халифат – продолженное путем преобразования из Второго халифата государство мусульман в Галактике при расширении пределов человечества и мусульман как его части во Вселенной, построенное как союз всех мусульман для общего блага.
Фикх или исламское право – система правовых норм, исходящая в основе своей из Корана (плюс Сунны – у суннитов), считающая необходимым строительство исламского государства, включающая многие нормы религиозного характера, но и не только, выступающая как составная правовая часть шариата.
Мусульманская этика – стремление преобразовать окружающий мир по замыслу Аллаха, сделать его лучше с приходом в мир мусульман добрых дел, оставить о себе память как возвеличивающую свой род в поколениях будущих.
2. Исламский модернизм
Какова концепция и что может предложить исламский модернизм в области исламской государственности?
Разработками является концепция исламата как правового исламского социального государства для всех граждан государства, построенного на началах уважения к верховенству права, защите прав национальных меньшинств, соблюдению прав человека, демократическому устройству власти, делегированию власти общинам. В этой концепции шариат предполагается динамически изменяющейся системой права в соответствии с доктриной исторического времени.
Исламская форма правления – широкий комплекс воззрений исламских ученых и представителей духовенства на структуру и роль исламского государства, его взаимоотношения с другими государствами, взаимодействие мусульман и национальных меньшинств в рамках такого государства.
Шариатское правление – правление, основанное на догматическом применении шариата как неизменной системы права, не подлежащей в принципе какому-либо изменению в чем-либо. Любые такие изменения объявляются нововведениями (бида) и не подлежат соблюдению. Такое государство является крайне жестким и очень быстро в нем наступает застой. Оно по сути своей враждебно к модернизму.
Изменение шариата может основываться на следующих принципах:
1. Доктрина исторического времени предполагает разное действие разных норм в разное время, то есть не все нормы шариата действуют одновременно. Необходимо понимать, что многие нормы были выработаны для того, чтобы ислам был принят конкретным кочевым обществом арабских бедуинов Аравии и начал, таким образом, распространяться.
2. Определяющим является мнение исламских ученых, а не исламского духовенства. Духовенство не может передать новое Откровение до Судного дня, а должно служить лишь отправлению культа и соблюдению религии.
3. Решение принимает представительный корпус мусульман, выражающий всеобщее согласие мусульман на изменения путем избрания представителей в Меджлис аль Умма.
В шариате можно выделить следующие механизмы изменений.
Первая группа концепций – положительная.
1. Доктрина исторического времени, согласно которой разные нормы шариата действуют по-разному в разное историческое время и могут отмирать в силу исторического прогресса.
2. Концепция социальных ценностей, в соответствии с которой возможны изменения в шариате через принятие социальных законов, то есть правил, установленных самим обществом.
3. Доктрина общего блага мусульман, по которой норма не должна действовать, если нарушает принцип общего блага. Норма не должна действовать ради нормы.
Вторая группа концепций – отрицательная.
1. Концепция необходимости нововведений. Невозможно отрицать социальные изменения и вызванные этим изменения правовых норм, требуя неукоснительного соблюдения мертвых по своей сути норм.
2. Доктрина возможности толкования норм права. «Врата иджтихада» должны снова распахнутся и дать простор исламской политико-правовой мысли.
Исламский миропорядок – концепция миропорядка, продвигаемая исламскими государствами для более равноправных отношений с западной цивилизацией. В основу концепции положена исламская солидарность – единство исламских народов на мировой арене, в отношениях между исламскими государствами надлежит придерживаться начал взаимоуважения и невмешательства.
Исламское возрождение – пульсирующий и тяжелый процесс самосознания мусульманами своей политической идентичности и выработки единой доктрины построения исламского демократического государства как блага для всех мусульман на землях ислама.
Исламское развитие представлено в теоретической концепции исламской модернизации и практической концепции исламского модернизма.
Исламская модернизация – концепция изменения политических институтов исламских государств и превращения их в государства ислама, основанные на праведном правлении лидеров и шариате как законе Аллаха, понимая под шариатом динамическую систему изменения правовых норм, а не застывший каркас права.
Исламский модернизм – концепция пути изменений по всеобщему согласию мусульман на основании мнения исламских ученых и по решению представителей мусульман.
3. Исламская государственность
Халифат – глобальный проект мусульманского мира, долг и обязанность каждого мусульманина построить лучшее и справедливое общество на Земле в Доме Аллаха, по законам Аллаха для праведной жизни.
Уровни организации власти в Халифате:
1. Верховная власть халифа при благословении и поддержке шейх-уль-ислам.
2. Союзные власти (исполнительная, судебная и представительный корпус парламента).
3. Территориальная организация союзных властей.
4. Власти федератов (членов союза).
5. Территориальные общины мусульман.
Имамат – менее значимый, преимущественно шиитский глобальный проект исламского государства во главе с имамом – религиозным лидером из духовенства, основанный на прямом религиозном руководстве мусульманами.
Исламская политико-правовая доктрина – доктрина фикха (исламского права), организация политической власти и институтов исламского общества, построенного по законам Аллаха.
Государственность – суть развитого общества и одновременно его свойство; создание политические структуры для управления социальными делами и регулирование общественных отношений данного общества.
Государство – система политических институтов общества публичного характера для упорядочивания социальных структур общества и регулирования публичных отношений.
Исламское государство – система политических институтов в исламском обществе, основанная на шариате как законе Аллаха, власть в котором носит исламский характер, права мусульман в таком государстве защищены с точки зрения религиозных свобод, во внешней политике проводится линия на создание исламского миропорядка.
Исламская государственность – развитие динамической системы политических основ исламского общества во временной перспективе.
Исламская цивилизация – система культурно-исторического развития исламского общества, обладающая уникальностью ценностей и основанная на Откровении Аллаха.
Элементы исламского проекта:
1. Халифат как всемирное исламское государство для всех мусульман.
2. Халифат как мечта каждого мусульманина о праведной жизни на земле по законам Аллаха.
3. Халифат как ядро исламской цивилизации в сообществе других мировых цивилизаций.
4. Халифат как хранитель шариата для соблюдения законов Аллаха.
5. Халифат как место развития исламского мира.
4. Лжепроект Халифата
Почему нельзя мусульманам повиноваться группировке «Исламское государство» и провозглашенному ею Халифату:
1. Праведное государство покоится на согласии и счастье каждого поданного, а не на крови и насилии над людьми другой веры, преступления «исламского государства» ужасают.
2. Организация власти в Халифате «исламского государства» не является исламской и не соответствует шариату, который пытаются использовать лишь как внешний фасад.
3. Мусульмане лишены представительства в Халифате «Исламского государства», все стороны которого носят тоталитарный и военизированный характер насилия членов группировки над мусульманами.
4. Судебная власть в Халифате «Исламского государства» построена на самых худших формах обвинительного процесса без какого-либо права обжалования.
5. Халифат «Исламского государства» абсолютно нетерпим к инакомыслию и всячески подавляет любое отклонение от официальной линии группировки.
Главная причина отказа в повиновении – деспотизм в правлении и стремление построить тоталитарное общество, основанное на вооруженном захвате власти и ее присвоении от имени мусульман, а не на согласии всех мусульман.
Главный смысл Халифата «Исламского государства» в том, чтобы дискредитировать и нейтрализовать саму идею Халифата как Дома всех мусульман. Хотя США и провозглашают это образование одной из главных мировых угроз, но в то же время там не верят в объединительную миссию такого государства, так как его главный ресурс – идея будет обрушена в ходе практического применения в окружении сильных государств, которые на время обрушения сдержат завоевательные походы такой группировки, а потом уже не страшно, когда идея дискредитирована и за ними никто не пойдет. Главное — тогда и можно будет говорить: «вы же хотели, вот и получили, а вот видите как это ужасно».
Доктрину духовного противодействия Халифату «Исламского государства» можно обозначить как «религиозную тоталитарную оккупацию исламских земель Дома Аллаха», включающую три элемента оценки данного образования:
1. Деспотизм в правлении – правят только члены группировки от имени всех мусульман.
2. Вооруженный захват власти – власть присвоена вооруженным путем, а не избрана по согласию всех мусульман.
3. Тотальное насилие – группировка применяет насилие во всех сферах тотального контроля общественной жизни.
5. Отдельные вопросы
Можно ли создать халифат до Судного дня или он будет воссоздан только в Судный день?
Халифат подразумевает духовное и политическое единство исламских народов на Земле в едином государстве халифата как долг и обязанность каждого мусульманина. Недостаточно хранить верность в душе, существуют и общественные дела, и социальный долг, повелевающие исполнить предначертанное для построения справедливого и лучшего общества для мусульман. Только халифат может быть домом для мусульман, защищающим их перед лицом других мировых народов. Мусульманин не может самоустраниться в семье и личной жизни от социальных обязанностей.
Допускается ли ведение объединительных освободительных войн для создания халифата?
Рассмотрим данный вопрос.
Ведение таких войн допускается, так как создание халифата – долг и обязанность каждого мусульманина, но эти войны возможны только при соблюдении следующих условий:
1. Государство, которое объявляется войну халифату, должно быть агрессивным и враждебным.
2. Данному государству должна быть свойственна тирания правителя и угнетение мусульман.
3. Мусульмане данного государства должны обратиться с призывом о помощи.
4. Когда налицо оккупация земли ислама безбожным правителем, угнетающим свой народ, желающим жить в едином государстве с равными народами.
Что означает понятие «меч ислама»?
Меч ислама – это военная составляющая Халифата, включающая:
1. Вооруженные силы как военную организацию мусульман для защиты земель ислама и Двух святынь.
2. Военно-промышленный комплекс обороны государства.
3. Военную доктрину и иные документы, регламентирующие применение вооруженных сил.
Почему понятие «земля войны» неправильно и устарело!
Земля войны подразумевает ведение беспрерывных войн за покорение всего человечества в рамках халифата, что неправильно. Нельзя принуждать к религии, призыв должен быть всегда только духовным и мирным.
Халифат будет воссоздан как мирное государство, но допускающее объединения по призыву мусульман и военным путем в случае тирании правителей.
Землей войны можно объявить только враждебное государство, начавшее прямую агрессию против исламского государства. Землей войны не может считаться земля других государств, стремящихся наладить торговлю и культурный обмен со странами ислама.
Почему Халифат предпочтительнее создавать как федерацию, а не как централизованное государство?
Централизация убьет культурное разнообразие многих народов, а федерализация даст возможность многим народам обрести свою национальную идентичность в рамках всемирной уммы. Логична федерация народов во главе с арабским народом по аналогии с Россией.
Халифат всегда будет домом для самых разных народов под покровом ислама и будет приветствовать развитие искусств и науки. Только халифат может дать подлинное освобождение мусульманским народам от тирании местных князьков, угнетающих свой народ.
Что такое понятие Дом Аллаха?
Дом Аллаха – это развитое исламское общество, включающее:
1. Исламское государство как «праведное государство эпохи первых халифов», защищающее мусульман и охраняющее правопорядок.
2. Шариат как динамическую систему права, всеобщий закон для мусульман, действующий по согласию мусульман.
3. Исламский культурно-исторический мир единой традиции арабского и других народов, союзных в исламе.
4. Исламскую этику, исламские нормы морали и исламский образ жизни, то есть все то, что охватывается психологией поведения мусульманина.
Какая экономика является исламской?
Рассмотрим.
1. Право собственности государства на природные ресурсы, но не на землю. Необходимо образование государственной нефтяной корпорации.
2. Золотой динар как средство для денежного обмена, то есть возвращение к золотому стандарту.
3. Крупные государственные концерны во многих отраслях экономики.
4. Олигархия занимает подчиненное положение, но развитие крупного частного капитала поощряется.
5. По сути, экономика халифата – это государственный социальный капитализм с нефтяной рентой для каждого гражданина халифата.
6. Право частной собственности на землю при всесторонней поддержке государства признается.
7. Важны и разработанные исламской экономической мыслью исламские институты экономики, они должны превалировать, но допускаются и западные правовые конструкции континентального права.
Почему классическая исламская доктрина не признавала институт правительства?
Современная доктрина уже допускает существование правительства как коллегиального органа исполнительной власти, однако раньше это было не так. Исламские ученые ранее рассматривали данное явление как ненужность и попытку узурпации власти перед лицом халифа. Халиф правит через главного визиря напрямую. Можно провести прямые аналогии с организацией власти в США, где нет правительства.
Отметим, что классическая доктрина считала основным органом управления ведомство. Основными ведомствами были: ведомство двора, финансов и военное. Сейчас признается и наличие министерств и служб управления.
Парадоксально, но согласно доктрине должность «министра» не может так называться. Она может носить название «исполняющий обязанности до Судного дня».
Почему исламская доктрина относится отрицательно к федерации государств?
Исламская политико-правовая доктрина приветствует федеративное объединение народов в одно государство, но не приемлет федерации государств. Данный факт объясняется тем, что при федерации народов образуется одно новое государство, с одинаковыми правами для всех, без права сецессии (выхода).
Федерация государств предполагает различные права и возможность выхода, что дестабилизирует исламский миропорядок. Классическая доктрина относилась отрицательно к автономии национальных меньшинств, предоставляя всем равные права. Современная же доктрина допускает данное явление.
Почему шариат отрицает арбитражные суды, и одобряет создание системы административных судов?
Шариат, с одной стороны, выделяет граждан и юридических лиц, а с другой – государство. Для государства существует конституционная юстиция в форме конституционного суда или совета, для споров с государством – административные суды, для споров граждан и юридических лиц между собой – общие суды. Перед лицом государства шариат не выделяет граждан и корпорации, все равны перед законом.
Почему Комиссия по фетвам и исследованиям должна быть частью Верховного шариатского суда исламского государства?
Фетва – явление прецедентного характера в фикхе, поэтому необходима кодификация данных заключений. Фетвы в праве должны выносится с целью систематизация права, а не по малозначимым и случайным вопросам, к тому же не правового, а культового характера. Фетвы должны служить цели справедливого устроения дел мусульман в исламском обществе. Поэтому создание такой комиссии высшей степени целесообразно с точки зрения шариата в исламском государстве. Аналогии можно провести с Постановлениями Пленума Верховного суда в России.
Что лучше: Конституционная шура или Конституционный суд как модель исламской конституционной юстиции?
Думается, что все-таки Конституционная шура, так как это отвечает реализации принципа Шура в государственном строительстве исламского государства. Кроме того, конституционный надзор воплощает в себе функции органа политического арбитража, поэтому очень важно представительство в нем всех основных органов государственной власти. Это приведет к тому, что его решения будут приниматься всеми. При этом нельзя не отметить, что основополагающие установления шариата не могут подлежать проверке Конституционной шурой как принятые Меджлисом аль Умма по всеобщему согласию мусульман для мироустройства исламского общества.
Нужно ли образовывать Меджлис аль Даава?
Меджлис аль Улема является органом духовенства в исламском государстве и обладает консультативными функциями для выражения мнения духовных лиц по тем или иным вопросам общественной жизни.
Так нужен ли Меджлис аль Даава в таком случае? Полагаем, что да.
Меджлис аль Даава представляет собой Палату призыва из выдающихся алимов (исламских ученых) для рассмотрения законопроектов на предмет их соответствия основополагающим принятым установлениям шариата об исламском строе и обществе. Целесообразно включать в эту палату и лиц духовного звания, но их не должно быть больше трети от состава палаты.
Каково же может быть исламское общество будущего?
Исламское общество будущего – это союз истинных мусульман в праведном союзе властеотношений во имя общего служения Аллаху для жития по замыслу Аллаха.
Будущее общество такого типа будет основано на новой науконизированной вере нового средневековья эпохи первых халифов (веру будет подтверждать наука, а не противоречить ей), на социальной ответственности мусульман в строительстве праведного мира, где истинным является только мусульманин, заслуживший спасение делами общего блага в служении Аллаху.
Каким же будет тогда государство? Государство преобразуется в новый социальный союз истинных мусульман в общем служении, шариат будет динамической системой права, развивающейся в историческом времени и творчески преобразуемой мусульманами по замыслу Аллаха и с его благословения в Коране.