Структура Имарата Кавказ (по состоянию на 2010 год)

СТРУКТУРА ИМАРАТА КАВКАЗ (ПО СОСТОЯНИЮ НА 2010 ГОД).
Современные гуманитарные исследования, номер 3 за 2015 год, с. 187-191.
Пашков Р.В., специалитет МГЮА
Верховным органом власти в Имарате Кавказ сегодня является Государственный комитет обороны – Маджлисуль Шура. Он заменил собой парламент ЧРИ, признанный атавизмом в условиях общекавказского сопротивления и изменения легитимности от населения к моджахедам. Постулируется, что в мирное время после победы сопротивления ГКО-МШ станет парламентом моджахедов Кавказа.
Глава Имарата Кавказ обладает трояким статусом:
Верховный главнокомандующий ВС Имарата Кавказ,
Амир ГКО-МШ Имарата Кавказ,
Амир кавказских моджахедов.
Амир Имарата Кавказ как амир ГКО-МШ избирается Маджлисуль Шура большинством голосов по принципу «амир для шуры, а не шура для амира». В военное время срок полномочий амира исламского государства неограничен. В Маджлисуль Шура входят: высшее военное руководство исламистов, высшее политическое руководство, высшие судьи и наиболее уважаемые алимы. Число членов Маджлисуль Шура – где-то от 40 до 60 человек.
Правительства как коллегиального органа в настоящее время не существует, министры подчиняются непосредственно амиру Эмирата. Правительство заменено Вазиратом (в буквальном переводе с арабского — министерство), министры являются вазирами, то есть исполнительными помощниками по делам. Исламская доктрина постулирует невозможность использования названия министр, так как все слуги Аллаха до Судного дня. Официальную информацию распространяет пресс-служба амира. При президенте ЧРИ была образована совещательная Шура алимов Кавказа, преобразованная позднее в Шариатский комитет при Генеральном представительстве ЧРИ за рубежом. Вместо Генерального представительства ЧРИ за рубежом образован Векалат во главе с вакилем. Векалат является внешним органом управления управления, аналогом МИДа, но не совсем, он ведает всеми вопросами внешних связей, внешнего представительства. Таким образом, в структуре центрального гражданского управления Эмирата можно выделить Амир государства, при нем различные службы типа пресс-службы, Мухабарата, далее Вазират (внутренне устройство государства) и Векалат (внешнее устройство государства).
С провозглашением Имарата Кавказ введено новое территориальное деление. Эмират провозглашен унитарным идеологическим государством. В составе Эмирата образованы вилайеты, то есть провинции (в переводе с арабского провинция, регион):
Вилайет Дагестан,
Вилайет Нохчи-Чо (Ичкерия),
Вилайет ГIалгIай-Чо (Ингушетия),
Вилайет Иристон (Осетия),
Вилайет Ногайская степь,
Объединенный вилайет Кабарды, Балкарии и Карачая.
Во главе вилайета стоит валий, валием Нохчи-Чо является временно амир Имарата Кавказ. При валии есть аппарат управления для ведения исполнительных дел. Заместителем валия является главный шариатский судья вилайета, то есть будущий руководитель Апелляционного шариатского суда вилайета. В перспективе предполагается образование Шуры вилайета, включающей валия, главного шариатского судью, амиров секторов (фронта), алимов. Таким образом, произошло отделение военной власти от гражданской, но это формально, так как валии являются и командующие фронтами.
Судебная система Имарата Кавказ возглавляется Комитетом суда и фатвы во главе с председателем Комитета. Члены Комитета выбираются ГКО-МШ Имарата Кавказ на неопределенный срок. Нетрудно заметить, что образование Комитета как ни странно является отголоском западной традиции в виде Высшего совета магистратуры. Однако Высший судебный совет есть, например, и в Саудовской Аравии. Комитет включает в себя состав Верховного шариатского суда, кади районов, алимов. В перспективе в него должны входить члены Верховного шариатского суда, председатели Апелляционных шариатских судов вилайетов (главные шариатские судьи вилайетов) и наиболее уважаемые алимы (знатоки, шейхи). Председатель Комитета суда и фатвы является Председателем Верховного шариатского суда.
Комитет суда и фатвы:
правомочен выносить фатвы по судебным делам, то есть заниматься толкованием норм шариата в правоприменительной практике,
и назначать кади (судей) всех уровней судебной системы Имарата Кавказ.
Верховный шариатский суд действует в составе военной коллегии или Верховного военного шариатского трибунала, гражданской и уголовной коллегий. Фактически работает только военная коллегия в условиях военного времени. На уровне фронта шариатских судов нет. Шариатский суд (махкамат) действует на уровне сектора (республики в составе Кавказского фронта и района в составе фронтов на территории Чечни и Дагестана) и отрядов джамаатов.
Шариатская судебная система Эмирата действует в условиях военного времени и поэтому шариатские суды обычно выносят смертные приговоры сотрудникам федеральных сил. Собственное шариатское законодательство развито слабо, в уголовном праве руководствуются Уголовным кодексом ЧРИ 1997 года, списанным с Уголовного кодекса Судана. Процессуальное законодательство в значительной мере заимствовано с российского права. При толковании норм права непосредственно применяются мнения авторитетных муджтахидов (ученых) мусульманского мира шафиитского мазхаба (господствующая правовая школа ислама на Кавказе). Дальнейшим ходом в развитии шариатской судебной системы Эмирата может быть введение апелляционных судов вилайетов. Таким образом, тогда шариатская судебная система Имарата Кавказ будет выглядеть следующим образом:
1. Комитет суда и фатвы (в перспективе Шариатская судебная шура),
2. Верховный шариатский суд – дела по наиболее сложным вопросам и имеющим общественную значимость,
3. Апелляционный шариатский суд вилайета,
4. Шариатский суд района, суд кади.
На данном этапе валий вилайета назначает главного шариатского судью – заместителя валия. Амир-судья в свою очередь назначает участковых кади и рассматривает апелляции на решения кади. Эта мера рассматривается как временная при переходе к полномасштабному построению шариатской судебной системы. В ближайшие годы введение административных трибуналов и построение системы административных судов не планируется.
Военная организация исламского сопротивления Кавказа сформирована в виде Вооруженных сил Имарата Кавказ, верховным главнокомандующим которых является амир Эмирата. Его заместителем является наиб Имарата Кавказ (амир Супьян), он станет амиром в случае убийства амира исламистского государства. Военные силы представляют собой по представлению исламистов авангард освободительной борьбы мусульман за установление законов шариата и исламского правления. Вооруженные силы Имарата Кавказ являются военной организацией кавказских народов для распространения ислама и создания исламского государства по мнению самих исламистов.
Глобальным политическим планированием военных операций занимается Маджлисуль Шура моджахедов Кавказа. В него входит высший командный состав ВС Имарата Кавказ, алимы (авторитетные лица), члены Верховного шариатского суда (кади). Решения Маджлисуль Шура обязательны для исполнения всеми структурами кавказского исламского государства. Амиром Шуры является амир Эмирата. Текущим военным планированием занимается Военный комитет Государственного комитета обороны – Маджлисуль Шура. Военный комитет возглавляет военный заместитель амира – военный наиб кавказских моджахеддинов (амир Муханнед). Военный наиб является третьим по рангу лицом в Имарате Кавказ и третьим человеком при замещении поста амира исламистского государства. Члены Военного комитета утверждаются ГКО-МШ Имарата Кавказ. Решение о проведении той или иной стратегической военной операции принимает именно Военный комитет ГКО-МШ, хотя чаще всего решения принимает Шура (меджлис) фронта во главе с амиром Имарат Кавказ (выездное совещание так сказать), который проводит войсковую операцию.
Возглавляет Генеральный штаб ВС Эмирата обычно начальник в ранге полковника (амир Сейид Ислам). Генеральный штаб входит в состав ставки Верховного главнокомандования ВС Имарата Кавказ и включает в себя:
Штабной батальон,
Оперативный отдел,
Информационно-аналитический отдел,
Отдел тыла,
Отдел связи,
Отдел вооружений,
Отдел снабжения,
Отдел разведки,
Отдел охраны.
Структурно все Вооруженные силы Имарата Кавказ по типам войск включают:
1. Собственно Вооруженные силы – костяк регулярных войск, кадровые соединения, воющие на постоянной основе, однако речь о крупных кадровых соединениях не идет, наоборот, все подразделения разбиты на небольшие отряды. В перспективе при переходе к кадровой регулярной армии в «освобожденных районах» планируется выделение Главных сил резерва ставки Верховного главнокомандования и региональных сил фронтов,
2. Специальные диверсионные силы – подчиняются Мухабарат (Службе безопасности Имарата Кавказ), они организованы в форме специальных оперативных групп для ликвидации сотрудников правоохранительных органов в городах, это основная ударная сила городской герильи моджахедов,
3. Иррегулярные силы ополчения – дислоцируются в том же населенном пункте, где и проживают члены отрядов самообороны, они преобразуются в Шариатскую гвардию, планируется, что Шариатская гвардия будет аналогична военной полиции,
4. Подпольная сеть, состоящая из сочувствующих и сторонников, располагающая сетью снабжения, поставок оружия, отдыха повстанцев, именно подполье есть главная структура поддержки повстанцев.
Общую численность Вооруженных сил моджахедов на Кавказе можно оценить в 9000 боевиков, Специальных диверсионных сил в 700 солдат, Иррегулярные силы ополчения, преобразуемые в Шариатскую гвардию, — оценке не поддаются плюс подполье 25 тысяч (активная поддержка, участие).
На территории Чечни (считая Вооруженные силы Имарата Кавказ и спецназ) 5000 боевиков, Дагестан – 2500, Ингушетия – 1000, Кабардино-Балкария 700, Северная Осетия 300, Карачаево-Черкесия 300, остальной Юг России 400. Урал и Поволжье порядка 200-300 человек. Иррегулярные силы ополчения в основном на территории Чечни, хотя тенденция разрастания в Ингушетии и Дагестане налицо. Иррегулярные силы ополчения преобразуются в милиционную Шариатскую гвардию, которая будет выполнять функции военной полиции. Военное руководство Имарата Кавказ пришло к мысли о необходимости иметь постоянные силы правопорядка в милиционной форме.
Половина сети подполья находится на территории Чечни. Именно подполье обеспечивает поддержку моджахедов со стороны населения. За 2006-2007 годы силы Кавказского фронта увеличились в 3 раза и достигли 2500 бойцов, за 2005-2007 годы в Вооруженные силы Имарата Кавказ на территории Чечни вступало в среднем 600 бойцов. Только Вооруженные силы способны проводить общевойсковые наступательно-штурмовые операции, Шариатская гвардия может только оказывать содействие. К концу 2007 года военное командование моджахедов решило в основном задачи пополнения и развертывания. Проблемы обеспечения оружием пополнения были решены.
Специальной службой является Служба безопасности Имарата Кавказ — Мухабарат, раис (руководитель) которой назначается амиром Эмирата. Численность кадровых военных в Мухабарат 150 человек. В структуре Мухабарата существуют:
Отдел военной контрразведки с особыми отделами в составе фронтов,
Отдел военной разведки,
Отдел экономической разведки,
Отдел специальных операций – ликвидация командиров противника.
Территориально ВС Имарата Кавказ включают следующие фронты на территории Чечни:
Северный фронт,
Восточный фронт,
Южный фронт,
Юго-Западный фронт,
Центральный фронт (Джохар, так называют боевики Грозный).
Территориально ВС Имарата Кавказ включают следующие фронты вне территории Чечни:
Дагестанский фронт,
Кавказский фронт,
Уральский фронт,
Поволжский фронт.
Фронт состоит из нескольких секторов (или участков, оперативных зон).
Фронт возглавляет амир фронта, руководящий штабом фронта. Штаб фронта включает отделы:
Оперативный отдел,
Информационно-аналитический отдел,
Отдел тыла,
Особый отдел.
Сектор возглавляет амир сектора. Амира фронта и амира сектора утверждает Военный комитет ГКО-МШ Имарата Кавказ. В сектор входят военные подразделения джамаатов, исламские бригады и как более мелкие соединения оперативно-боевые группы. Всего 9 фронтов и 35 секторов насчитывается в ВС Имарата Кавказ. В секторе — 10-15 групп, джамаат располагает 2-5 группами, бригада от 5 групп, в группу входя 10-20 солдат. В 10-12 секторах (районах Чечни) по 250-300 моджахедов, в 5-7 секторах (районах Чечни) по 150-200 моджахедов. Однако, например, только в ингушском секторе Кавказского фронта ВС Имарата Кавказ насчитывается не менее 1000 бойцов. Штаб Ингушского сектора Кавказского фронта насчитывает несколько отделов, копируя структуру Генерального штаба ВС Эмирата.
Ошибки в военном планировании:
Военное направление:
• Отсутствие старшинских школ подготовки сержантского состава и Академии обороны для подготовки высшего офицерского состава,
• Отсутствие сил главного резерва, что не позволяло проводить широкомасштабные скоординированные операции,
• Постоянная распыленность отрядов по территориям.
• Невозможность создать устойчивые освобожденные районы с повстанческими укрепленными базами.
Социальное направление:
• Отсутствие должного внимания к строительству социальных объектов,
• Неоказание мер социальной поддержки нуждающимся слоям населения.
Идеологическое направление:
• Отсутствие привлекательной альтернативы для мотивации гражданского населения,
• Крайне жесткая система ценностей боевиков, что отталкивало широкие слои населения.
Государственность:
• Отсутствие должного внимания к строительства государственных институтов на всех уровнях,
• Приоритет военного строительства в ущерб социально-гражданским функциям,
• Отсутствие вовлечения широких слоев гражданского населения в государственные институты.
Главный вывод: сопротивление на Кавказе могло продолжаться очень долго, в том числе и за счет внешней поддержки, но победить в принципе не может в условиях отсутствия контроля территории, небольшой социальной базы, хотя и крайне мотивированности боевого состава, отсутствия четкого военного и государственного строительства.