О должности сената 1722

1722 г., Апреля 27
Именный
О ДОЛЖНОСТИ СЕНАТА
1. Сенату надлежит состоять из Тайных Действительных и Тайных Советников, кому от Нас ныне повелено и впредь повелено будет, и сидеть по рангам, и кроме их, также и Генерала и Обер-Прокуроров и Обер-Секретаря и Секретаря и Протоколиста, никакой незваной персоне не входить в то время, когда советы отправляются (1); а когда кто впущен будет из высоких персон, то Сенаторы велят подать стул, но и то такому, которой бы ранг имел между первейшими чинами, а именно до Бригадира, и почтут его сесть; и понеже в Сенатской Канцелярии Президенту быть не возможно, того для оной в дирекции (2) быть у Генерала Прокурора.
2. Дело Сенатское то (3), когда кому в Коллегии такое дело случится, которое в той Коллегии решить не возможно, то те дела Президенту Коллегии приносить и объявить Генералу-Прокурору, который должен представить в Сенате, и оное решить в Сенате, а чего не возможно решить, о том приложа свое мнение учинить предложение в доклад.
3. В ту ж Канцелярию должны все Губернаторы и Воеводы писать о тех делах, которыя не принадлежат к Коллегиям, яко о начатии какой войны, мора, а какого замешания, или каких припадков.
4. Какия челобитныя поданы будут Рекетмейстеру за неправый суд Коллегий и Канцелярий, которыя к Коллегиям не подчинены: то ему Рекетмейстеру оныя приняв, по них доносит Нам, и когда те челобитныя подписаны будут от Нас, дабы о том розыскать; буде же такия челобитныя будут подавать ему в отлучках Наших, то предлагать ему Сенату, и по оным те дела брать ему, и росписав все пунктами, дабы что в одном пункте есть, уже бы в другом не упоминалось, (понеже во всяком деле челобитчиковом бывают разныя дела), и сделав выписку так, как в его должности написано (4), к решению предлагать, и в Сенате розыскивать; и когда придет до сентенции, тогда учинить присягу пред Богом в правосудии, и как оная учинена будет, решить самою истиною по регламентам, по присяге, по злобе не посягая, и по дружбе и свойству не маня (5); а кто сие преступит (6), и о том чинить Генерал-Прокурору по должности его.
5. В чины в вышние выбирать балотированием от Советника в Коллегии и выше, кроме Дворовых чинов (7), а ниже без балотирования.
6. В Сенате надлежит чины сказывать, о которых ниже изображено, указы во все Государства давать и от Нас присланные решить немедленно, и прочия тому подобныя, а именно: в чины сказывать из Военнаго всему Генералитету, из Государственнаго и гражданскаго Правительства Министрам, в Коллегии Президентам, в Губернии и Провинции Губернаторам, Воеводам, и Комендантам, Ассессорам, Камерирам, Рентмейстерам и Земским и Судным Коммисарам, також Коллежским Членам, включая Секретаря и прочих, и в Губерниях Президентам, в Надворные Суды, Обер-Ландрихтерам и Земским Секретарям.
7. Во все вышеписанные чины, в которых надлежит быть из Дворян, на каждое былое место (8) по ведомостям из Коллегий и из прочих, мест, из которых требовано будет, велеть представлять Герольдмейстеру по два, или по три человека достойных; а в которыя места надлежит быть не из Дворян, в те представлять же из Коллегий за подписанием рук всей Коллегии, а из прочих мест, откуда кто требует, за его ж рукою и прочих при нем товарищей, также по два, или по три человека достойных на одно место, из оных Сенату определять достойных.
8. Дела Государственныя, которыя имеют быть решены в Сенате, под оными сентенции закреплять всему Сенату (9), и с них для действия, куды надлежит, указы посылать за подписанием Сенатскаго Обер-Секретаря, и нужные за Государственною печатью, и на те указы куда бы оные ни посланы были, рапорт чинить без умедления в учиненной срок по Генеральному Регламенту по дальности места, или как в тех указах срок объявлен будет; однакож чтоб такое время было, чтоб возможно то сделать, дабы невозможностию не обвинен кто был напрасно, и чтоб оные рапорты были со изъяснением, дабы можно ведать, что исполнено, и что не может быть исполнено, и для чего, то описывать именно. А которые против онаго рапортовать не будут: то с таковых имать штрафы за всякой месяц за сроком, а именно, за первой сто рублей, за другой в двое, за третий в трое, за четвертый в четверо, за пятой лишение всего, и вечною работою на галеры, ежели законных причин не положит.
9. О всех делах, которым надлежит вершеным быть, в Сенате подобает на столе подробному реэстру повседневно быть с описью, давно ли которыя дела не вершены, и слушать и решить по оному реэстру, а не выбором, а какия дела будут нужныя, те наперед, а наипаче же Наши указы, яко главное дело, а все дела слушать и решить следующим образом: когда какое дело будут слушать, тогда между собою не говорить, и выслушав, буде дело не важное, в то время приговаривать с нижних голосов и решить, а ежели котораго дела вскоре решить будет не можно, то встав, и кто с кем за благо разсудит, о том деле толковать надлежащее время по важности дела и по разсуждению Генерал-Прокурора, для чего ему Генерал-Прокурору иметь песочные часы, и как будут толковать, встанут и тогда объявя им песочные часы обратя поставить на стол такие, сколько к тому толкованию время надлежит, а как то время пройдет, тогда сеет всем по своим местам, и по вышеозначенному голосы свои давать с низу один по другом, (10) и дав голоса, решить, а больше показаннаго времени, в решении продолжения не чинить; и которыя вершатся, те записав в протокол, отмечать в реэстре; а ежели случится зело тяжкое, которое в короткое время не может решиться: то отложит и до другаго дня; буде же такое дело, которое отсрочки не терпит, то поговорить и подумать до трех часов, и решить по вышеписанному ж; а как голоса свои давать будут, те каждаго голоса записывать Секретарю, а им каждому по своим голосам крепить. А ежели кто из Членов Сената так чинить не будет, или что приговаривать будет не право: то Генерал-Прокурору о том им предлагать, чтоб они то чинили так, как надлежит без страсти, напоминая им то, что всегда подобает Сенату иметь о Монаршеской и Государственной пользе неусыпное попечение, и доброе простирать, и все, что вредно может быть, всемерно отвращать; а ежели кто не послушает, то Генерал-Прокурору, того дела не допуская до вершения, доносит Нам, как о том в должности ему написано.
Против сего подписано Его Величества собственною рукою тако: чтоб протоколы подписывать всем, и сие изъяснить особым пунктом.
10. Никому в Сенате позволяется разговоры иметь о посторонних делах, которыя не касаются к службе Нашей, меньше же, кому дерзновение иметь бездельными разговорами, или шутками являтися; но надобно ведать, что есть оное место сочинено, где поступать подобает со всякою надлежащею учтивостию, поныже Сенат собирается вместо присутствия Нашей персоны в отлучении.
11. Без согласия всего Сената ни что делать подобает, паче же ниже что вершить возможно; ежели ж бы иногда кто за болезнию, или некоторой крайней ради нужды, не в присутствии был: того для делам оставленным быть не надобно; однако о важных делах и отсутствующим подобает прежде вершения всякому осведомлену быть. Сии отлучки разумеется кроме дальных, и его мнений на письме получить, и надобно, чтоб всякия дела не в особливых домах, или в беседах, но в Сенате вершить, и в протокол введенным быть надлежит, и не надлежит же Сенатским Членам никого посторонних с собою в Сенат брать, которому бы тамо по званию своему быть не подобало.
12. В Сенате никакое дело исполнено быти надлежит словесно, но все письменно, понеже Сенату в таких важных поведениях вельми нужно иметь всякое опасение и осторожность, дабы Наш интерес ни в чем не повредить; и того ради всем Членам не прийти к тяжкому ответствованию, також и Нам ни в чем бы сумнительно быти могло.
На подлинном подписано собственною Его Императорскаго Величества рукою тако: поступать по сей, а старую, ради ея неполности отставить (11).
ПСЗ, т. VI, № 3978
Комментарий
Царский указ, основываясь на практической деятельности Сената, наиболее полно уточняет его состав, права и обязанности.
По новому закону членами Сената являются лица, назначенные царем, – тайные действительные и тайные советники. Кроме них, в работе Сената принимали участие генерал- и обер-прокуроры, обер-секретарь, секретарь и протоколист.
В законе говорится об Отношении Сената к коллегиям и губернским властям, об установлении надзора за законностью действий Сената со стороны генерал-прокурора, о деятельности рекетмейстера в Сенате и пр.
(1) Когда советы отправляются – когда происходит заседание Сената.
(2) В дирекции – в управлении. Речь идет о подчинении Сенатской канцелярии непосредственно генерал-прокурору.
(3) Дело Сенатское то – законом определяются дела, которые не входят в компетенцию коллегий и должны быть решены в Сенате.
(4) Как в его должности написано – т. е. в «Наказе рекетмейстеру» (ПСЗ, т. VI, № 3900).
(5) Не маня – не потакая, не оказывая предпочтения.
(6) А кто сие преступит – кто это нарушит.
(7) Дворовые чины – придворные чины.
(8) Былое место – свободное, вакантное место.
(9) Под оными сентенции закреплять всему Сенату – решения Сената по государственным делам скрепляются подписью всех членов Сената.
(10) С низу один по другом – начиная с младших по чину.
(11) А старую, ради ея неполности, отставить – имеется в виду «Должность Сената» от декабря 1718 года.

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.