Основы конституционного права Афганистана

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ АФГАНИСТАН
ВВЕДЕНИЕ
афганистан конституционный религиозный правовой
Актуальность данной темы заключается в том, что развитие конституционного законодательства Исламской Республики Афганистан имеет большое политическое, научное и практическое значение, так как является одной из главных проблем в юридической науке афганского государства, ее изучение представляется особенно актуальным в связи с политическими событиями, происходящими в Афганистане и в мире. Изучение государственно-правовых институтов Афганистана в их историческом развитии обусловлено тем, что в этой стране происходят динамичные процессы, которые во многом сходны по своему содержанию с реформами, осуществляемыми нашей страной.
В Афганистане столкнулись интересы многих государств и транснациональных корпораций в борьбе за доминирование в Центральной и Южной Азии. Афганистан перестает быть буферной зоной и превращается в самостоятельного игрока на Среднем Востоке. Афганистан – страна особая. Начиная с XVII в. от набегов афганцев трепетала вся Центральная Азия. Афганская гвардия обеспечивала военную мощь Кокандского ханства. Афганистан выдержал все колониальные войны европейских государств и остался неприступной твердыней. Даже Британская империя, завоевав полмира, потерпела в Афганистане позорное поражение. Провалом закончился и ввод советских войск в Демократическую Республику Афганистан.
Образование и становление национальной государственности Афганистана показывает все особенности и противоречия, которые проявились в социально-экономической и политической истории афганского государства. Объективный взгляд, как на реальность, так и на исторические традиции Афганистана, особенности его государственно-правового развития, еще раз подтверждает мысль о том, что развивающиеся страны являются особым феноменом, который демонстрирует многовариантный путь развития.
В советской юридической науке длительное время опыт развивающихся стран либо игнорировался, либо к правовой действительности подходили с политико-идеологических позиций. Пришло время изучить собственно государство и право развивающихся стран, в том числе и Афганистана, при этом помня об особенностях этой страны, ее культурной среде, в которой развивается право. Актуальное значение изучение традиций и современности в государственно-правовой действительности Афганистана, влияние этих вопросов на политическую стабильность государства имеет не только для развивающихся стран, но и для сегодняшнего правового развития нашей страны.
При размышлении о судьбе афганского государства стимулируется взгляд на внутренние и внешние политические проблемы нашей страны в контексте меняющихся отношений между государствами, фундаментальных сдвигов, которые происходят в целом в мире. Происхождение и развитие конституционного законодательства Афганистана дает возможность проследить общее и особенное в конституционном праве Афганистана, основные тенденции, которые характеризуют его политико-правовое развитие.
Исследование этих проблем представляется актуальным сегодня, когда перед Афганистаном встают сложные задачи создания модели государственности, способствующей национально-территориальной интеграции, отражающей реальный баланс политических сил в стране и, в конечном итоге, содействующей стабильному социальному развитию страны. Опыт конституционного развития в Афганистане дает нам возможность проследить путь развития афганской государственности в XX веке, выявить его альтернативы, а также прогнозы вероятных процессов на современном этапе.
Конституция является системой правовых норм, которые имеют высшую юридическую силу и регулируют отношения, с одной стороны, между человеком и обществом, с другой стороны, человеком и государством, а также основы организации государства. Любое государственно-правовое явление, в том числе и становление конституционного законодательства афганского государства, можно познать только изучая этапы его развития, анализируя положительные и отрицательные стороны прошлого, определяя пути дальнейшего совершенствования конституционного строя страны. Исходя из этого, прежде всего, следует выявить предпосылки конституционных реформ, обстоятельства, которые влияют на подготовку, принятие, а также порядок изменения Конституции Исламской Республики Афганистан.
В основных законах отражаются сложные и многообразные процессы, которые протекают в обществе, взаимодействие различных социальных факторов – политических, экономических, идеологических; формы и методы управления государственными и общественными делами. Со времени провозглашения в 1919 г. независимости Афганистана было принято пять постоянных и одна временная Конституция страны. Считается, что Конституция должна быть стабильной, рассчитанной на исторически определенный период, продолжительность которого зависит от того, насколько интенсивно протекает социально-экономическое и политическое развитие государства и общества.
Срок действия и стабильность Конституции афганского государства также определяются достаточно быстрой сменой этапов общественно-политического развития. Можно заметить, что Конституцию афганского государства разрабатывали и принимали не в виде абстрактной правовой Конституции, которая оторвана от реальных социальных проблем, а учитывая их прямое воздействие, для их решения.
У Исламской Республики Афганистан своя история и современные взаимоотношения с внешним миром. Афганистан неразрывно связан с мусульманским миром, в котором активно проходят процессы осмысления перспектив исламской цивилизации и её проявлений. В истории народов афганского государства широкое развитие получил шариат – свод законов мусульман.
В связи с этим одной из актуальных задач представляется глубокое изучение и освоение национально-культурных и правовых ценностей прошлого. Большой вклад в развитие исламской правовой школы фикха и шариата внесли афганские исламские богословы и знатоки мусульманского права (факихи). Благодаря их усилиям исламские правовые традиции, основные правовые воззрения ислама являются неотъемлемой частью духовного наследия народа Афганистана.
Широко распространенное в Афганистане мусульманское право – фикх – можно назвать наиболее ценным приобретением народов Востока и правовой культуры ислама. В мусульманском праве широко регламентируются как религиозно-правовые проблемы, так и образ жизни каждого мусульманина.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией конституционного законодательства Республики Афганистан.
Предметом исследования являются нормы конституционного права, регламентирующие государственный строй Исламской Республики Афганистан.
Целью данной работы является рассмотрение особенностей конституционного права Исламской Республики Афганистан.
Для выполнения этой цели были поставлены следующие взаимосвязанные задачи.
1. Изучить эволюцию конституционного законодательства республики Афганистан.
2. Охарактеризовать Конституцию Афганистана в Республиканский период.
. Исследовать структуру органов государственной власти в Исламской Республике Афганистан.
. Дать конституционно-правовую характеристику политической и правовой системы Афганистана.
. Рассмотреть влияние религиозных источников права на правовую систему Исламской Республики Афганистан.
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, объединяющих пять параграфов, заключение, список использованной литературы. Во введении обоснована актуальность исследования, определены цель, объект, предмет, сформулированы задачи. В первой главе рассматривается история развития конституционного законодательства Исламской Республики Афганистан. Во второй главе работы исследуется вопрос государственного строя Исламской Республики Афганистан. В заключении подводятся общие итоги.
I. КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ АФГАНИСТАН
1.1 Эволюция развития конституционного законодательства Республики Афганистан
За период немногим меньше одного века Афганистан переживает достаточно сложную и временами трагическую историю. Здесь и борьба за королевский трон, и перевороты, которые приводили к смене государственного строя, желание быстро вывести страну на уровень развитых социально-экономических отношений и попытка превращения страны «в центр радикально-клерикального исламского фундаментализма».
Так или иначе, все это отражается в документах, которые регламентируют на протяжении истории отношения в обществе, в том числе и в Конституции. Известно, что понятие Конституции оформилось в процессе буржуазных резолюций, а сам термин применяли еще во времена феодализма, однако у него было другое содержание. Государствоведы определяли Конституцию ХVIII века как «моральную основу хорошо организованного порядка», «торжественную манифестацию социального согласия», «идеальное соглашение социальных сил».
Конституцию XIX столетия определяли как «меру мирного компромисса и политических сдвигов». Юристы считали, что основное назначение Конституций в том, что они «могли быть использованы либо для кодификации разумного, прогрессивного и политического порядка, либо для того, чтобы отрубить охоту злоупотреблять политической властью». В XX столетии многими государствоведами основное назначение Конституций виделось в том, что они «регулируют деятельность государственных органов».
Из мировой практики государственно-правового строительства можно видеть, какое большое значение на разных этапах развития имеет научная теория конституций, которая является составной частью науки конституционного (государственного) права. Под влиянием принципов конституционализма формируются и развиваются нормы конституций, устанавливаются основы общественного и государственного строя, определяется система прав и обязанностей граждан и их взаимоотношения с обществом и государством, вырабатываются формы осуществления суверенитета, создаются и совершенствуются системы государственных органов.
Наука конституционного (государственного) права афганского государства возникает с образованием независимого государства Афганистан и появлением первых государственно-правовых актов. Конституция афганского государства, как и все конституции мира, является объектом изучения не только науки конституционного права, но и большей части юридических дисциплин. Однако только для государственного права Конституция является предметом специального исследования.
В качестве основных предпосылок возникновения Конституции афганского государства можно назвать:
возникновение института Джирги как основного института обычного права, которое оказало влияние на формирование государственности Афганистана;
возникновение в Афганистане в начале XX в. движения реформаторства, боровшегося за ликвидацию абсолютистской формы правления и принятие Конституции, а также за провозглашение независимости страны;
влияние первой русской революции 1905-1907 гг., Октябрьской революции 1917 г., появление первой Конституции РСФСР 1918 г. и Конституций в Турции 1921 г. и Иране 1911 г.;
приход к власти в 1919 г. Амануллы-хана, который являлся сторонником и активным участником реформаторского движения, а также провозглашение независимости Афганистана в 1919 г.
После того, как в 1919 г. была завоевана политическая независимость, изменяются цели и формы борьбы прогрессивных сил Афганистана, главная задача данного периода заключается в преодолении социально-экономической, политической и культурной отсталости и укреплении политической независимости.
В реформаторской деятельности правительства Афганистана важным звеном стала разработка и принятие первой Конституции независимого афганского государства. Основной закон об управлении Афганистана, который был принят в 1921 г., является, по сути, первым конституционным актом в истории афганского государства. В нем закрепляется структура и функции центральных и местных органов власти и управления Афганистана. На его основе создается первый в истории афганского государства полупредставительный орган – Государственный совет, который наделен законодательными функциями.
Основной закон об управлении Афганистана имеет важное историческое значение, так как впервые оформляет зачатки конституционных форм правления – появляются первые органы власти – Совет Министров и Государственный совет. Событием исторического значения в жизни афганского государства становится разработка и принятие первой Конституции в 1923 году, или, как провозглашалось официально, «Основного Закона высокого государства Афганистана».
При анализе структуры и содержания Конституции 1923 г. можно прийти к выводу, что у этой Конституции есть как положительные, так и отрицательные стороны. К положительным чертам можно отнести то, что впервые юридически оформлялась государственность Афганистана; отменялось рабство в стране, запрещались пытки и наказания, провозглашались основные права и свободы граждан: свобода слова, свобода выбора религии, неприкосновенность жилища и переписки; равноправие всех граждан перед законом и право всех без исключения граждан на труд; обязательность начального образования и т.д. Первая Конституция закрепляет основы судебной власти, провозглашает независимость судей и обязательность проведения открытых судебных заседаний. В Конституции содержатся положения по ее защите.
К отрицательным сторонам практики реализации афганской Конституции 1923 года можно отнести:
быстрый отход на практике от принципов конституционного движения в Афганистане, которые провозглашались;
практически эмир наделялся такими широкими полномочиями, способствующими его превращению в абсолютного диктатора;
отсутствие четкого определения полномочий основных государственных органов (Государственного совета, Совета Министров и суда) отрицательно влияло на осуществление государственной власти. Кроме того, в Конституции не устранялось безграничное влияние феодалов на государственные структуры, в результате чего последние не были заинтересованы в том, чтобы проводились прогрессивные реформы в Афганистане;
закрепление положений в Конституции, которые касались имущественного и подоходного налога, равенства всех племен и наций; создания условий для участия всех граждан в управлении государством и других оказались чисто формальными и не были реализованы на практике.
Несмотря на то, что большинство статей Конституции Афганистана 1923 г. имели декларативный характер, она впервые «наиболее полно выразила и юридически оформила в основном прогрессивные идеи и установки младоафганского движения». Исходя из этого, можно заметить, что многие положения этого документа сохранили свою актуальность и жизненную силу до сегодняшнего дня.
Несмотря на то, что политика младоафганцев имела прогрессивный характер, ухудшилось экономическое положение крестьян, что привело к антиправительственным выступлениям. В конце 20-х годов постоянная борьба с оппозицией привела к тому, что младоафганское правительство было свергнуто, в стране установился открыто теократический реакционный режим во главе с Бачаи Сакао (Хабибулла). Все реформы младоафганского правительства были отменены, реставрировались многие феодальные институты, которые отбросили афганское государство на несколько десятилетий назад.
Поэтому не вызывает удивления тот факт, что вскоре режим Бачаи Сакао был свергнут, к власти пришел основатель новой королевской династии Мохаммед Надир-хан. «В ноябре 1929 г. Надир-хан предложил новую правительственную программу, выражавшую прежде всего интересы реакционной части духовенства. При этом устанавливалось, что ни одно мероприятие правительства не должно противоречить предписаниям священной религии ислама и само правительство обязывалось управлять делами государства на основе ислама».
В программе были определены задачи правительства, особенно Министерства юстиции, по наблюдению за тем, чтобы постоянно и неукоснительно применялись нормы шариата в решении всех государственных дел. Другим правовым актом правительства Надир-хана явилось Положение о Совете улемов, в котором предусматривалось создание религиозного органа – Совета улемов, обеспечивающего возрождение священного учения Ислама и прогресс религии мусульман в Афганистане. «Совет улемов наделялся широкими государственно-правовыми полномочиями, он регулировал работу всего государственного аппарата страны, одобрял кандидатуры чиновников государственного аппарата, под его контролем находились наука, культура, образование и печать, толкование законов».
В 1931 г. принимается вторая по счету Конституция афганского государства, которая содержала 110 статей, при этом почти в половине статей практически воспроизводились положения Конституции 1923 г., которые дополнялись ссылками на нормы ислама и шариата. В определенном смысле, думается, Конституцию 1931 г. можно считать вторым, ухудшенным вариантом Конституция 1923 г. В Конституция 1931 г. впервые закреплялось создание двухпалатного парламента. Однако Национальный совет не играл заметной роли в осуществлении государственной власти, так как в соответствии с ее положениями «вся власть практически была сконцентрирована в руках главы государства – шаха».
Анализируя структуру, содержание и принципы Конституции 1931 г, можно прийти к выводу, что основное достоинство Конституции 1931 г. заключается в создании первого двухпалатного представительного органа – Национального совета страны. Шестидесятые годы в Афганистане можно охарактеризовать активными политическими выступлениями народных масс, возникновением политических и общественных движений, выдвигающих требования о том, что необходимо провести конституционные реформы, в том числе – принять новую, более демократическую Конституцию.
Результатом этих выступлений явилась третья по счету Конституция Афганистана 1964 г., которая включала преамбулу, одиннадцать глав и 128 статей. В положениях этой Конституции практически подтверждается конституционно-монархический строй Афганистана, предоставление шаху верховных полномочий в области исполнительной, законодательной и судебной власти. Прогрессивным явлением было «предоставление гражданам Афганистана права на создание политических партий и общественных организаций». Кроме того, впервые за всю историю конституционного развития Афганистана институт Лоя Джирги получил свое конституционное закрепление в пятой главе Конституции. Представляется особенно важным положение об отделении династии Надир-шаха от государственного управления.
В Конституции 1964 года одновременно с положениями о государственной религии, правах немусульманских народов и равноправии всех народов, появились новые положения относительно афганской нации. В частности, в статье 1 указывалось на то, что Афганистан является конституционно-монархическим, независимым, единым и неделимым государством. Национальный суверенитет Афганистана принадлежит нации. Нация Афганистана состоит из всех лиц, имеющих в соответствии с предписаниями Закона подданство афганского государства. Каждый из данных лиц является «афганцем».
Другое важное нововведение касалось официальных языков Афганистана. В статье 3 указывалось, что из всех языков, которые распространены в Афганистане, официальными языками считаются пушту и дари. Известным фактом является, что в 1936 году государственным языком Афганистана провозглашался пушту. Правящие круги Афганистана рассчитывали, что, если повысить статус языка пушту, это активизирует общественную и культурную жизнь афганцев, ликвидирует неграмотность и будет способствовать развитию просвещения. С другой стороны, политика внедрения повсеместно языка пушту должна была решить задачу создания «единой афганской нации».
На рубеже 30-х – 60-х гг. вопрос о судьбе языков, которые были распространены в Афганистане, был наиболее обсуждаемым на страницах газет и журналов, в дальнейшем он стал предметом острой полемики между учеными, политиками, деятелями культуры и депутатами парламента. При этом главными вдохновителями идей «афганства» были шовинистические круги, в которых одновременно отрицался многонациональный характер населения и культурное наследие страны. В этом отношении признание в качестве официального языка дари явилось большим успехом неафганских народов.
После реформы 1963-1965 гг. новыми конституционными нормами предусматривалось расширение полномочий парламента и гражданских прав населения, разрешалось создавать политические партии и общественные движения. Конституцией декларировалась свобода мысли и слова, а также право на создание политических партий, деятельность которых не противоречила положениям основного закона. В данной Конституции более широко были представлены гражданские права и обязанности. Сравнивая Конституцию 1964 года с ранее принятыми конституциями страны, можно отметить, что она была наиболее передовой и демократической конституцией.
В Конституции 1964 года провозглашалось, что все граждане страны равны, независимо от того, какая у них национальная, религиозная и политическая принадлежность. В то же время, несмотря на то, что основные свободы и права граждан были провозглашены во всех конституциях, приятых со времен Амануллы-хана, положение многих народов неафганского происхождения неизменно оставалось тяжелым в долгий исторический период. Главная причина состояла в том, что не были признаны права этнических групп, отсюда подобные декларации являлись пустой фразой, так как индивидуальные права не могут быть осуществлены без признания групповых прав.
При анализе политической активизации этнических групп после того, как была принята Конституция Афганистан 1964 года, можно отметить, что она способствовала выдвижению некоторых проблем, которые относились к национальному вопросу. Социальной основой этих движений являлся переход к капиталистическим отношениям, продолжавшийся во второй половине ХХ столетия.
Концепция национальной политики, которая законодательно закреплена Конституцией 1964 года и осуществлена в Афганистане в 60-е годы, безусловно, отвечала интересам правящих кругов страны. Суть данной политики была заключена в необходимости достичь национального единства, пропагандируя общность исторических судеб всех этносов страны, формальное равенство их перед законом, общность наследи культуры, ответственность всех народов за то, чтобы сохранить единую и неделимую территорию Афганистана.
На этот процесс большое воздействие оказывал фактор единства религиозной общности, объединяющей разнородное в идеологическом плане население. Это в свою очередь сдерживало в определенной степени рост национального самосознания народов. Многими исследователями в Афганистане признается, что, с точки зрения уровня поступательного развития страны, самим безрезультатным был период правления М. Дауда.
Смена монархического строя на республиканский многими рассматривается как переход к диктатуре. В политической жизни общества остановился процесс движения в сторону демократизации и участия разных слоев общества в управлении государством, которое осуществлялось не в рамках закона, а административно-командными методами. Данное положение было не только после переворота 1973 года, но и после того, как была принята Конституции 1977 года.
1.2 Характеристика Конституции Афганистана в Республиканский период
В июле 1973 г. в афганском государстве происходит антимонархический переворот, в результате монархия ликвидируется, а Афганистан объявляется Республикой. При подготовке и осуществлении антимонархического переворота активное участие принимают сторонники НДПА. Задачи вновь образованного высшего органа государственной власти – Центрального Комитета Республики Афганистан – являются:
издание законов и декретов;
утверждение государственных планов экономического и социального развития Республики Афганистан;
утверждение основных направлений внутренней и внешней политики Республики Афганистан;
утверждение государственного бюджета Республики Афганистан и т.д.
В первые месяцы после ликвидации монархии республиканское правительство осуществляет мероприятия в социально-экономической сфере: принимает меры по борьбе со взяточничеством, коррупцией, контрабандой; объявляет планы по разработке нового трудового законодательства; осуществляет некоторые меры по улучшению положения рабочих и мелких служащих. «В 1975 г. принимается Закон о земельной реформе, делаются попытки реформировать систему образования, создается Национальное управление по ликвидации неграмотности, все частные школы ставятся под контроль государства».
По мере политической стабилизации режима усиливаются личные позиции М. Дауда и его сторонников в период с июля 1973 по апрель 1978 гг., которые заняли основные посты в государственном аппарате: главы государства, премьер-министра, министра иностранных дел и министра обороны. Это позволило М. Дауду получить поддержку в различных слоях общества. Первая Республиканская Конституция Афганистана была принята в январе 1977 г. на заседании Лоя Джирги. Конституция 1977 г. состояла из предисловия, 13 глав, 136 статей и закрепила следующие основные положения:
республиканскую форму правления;
статус нового главы государства – Президента;
закрепила однопартийную систему и запрещала создание иных общественных организаций и политических партий;
изменила систему, структуру и компетенцию высших органов государственной власти.
Известный афганский государственный деятель и исследователь М.М.С. Фарханг по поводу принятия новой конституции отмечал: «Этот Основной закон, как и сам режим, принявший его, по сущности своей был сложным и противоречивым». Большая часть положений конституции, особенно положения касающиеся прав и свобод граждан, были заимствованы из Конституции 1964 года. Конституция 1977 года, формально признавая демократический принцип, в действительности решительно отвергала создание независимых законодательных и судебных органов. Важнейшие функции в государстве были сосредоточены в руках Президента страны, полномочия которого были шире, чем у бывшего короля Афганистана. Это сводило на нет все преимущества новой конституции.
Несмотря на это, в данный период была проделана большая работа по разработке и принятию новой Конституции страны, которая была утверждена в феврале 1977 года. Были внесены изменения в определение конституционного строя страны. В конституции были закреплены изменения, которые происходили в политической жизни Афганистана после прихода к власти М. Дауда в 1973 году. В ст. 20 главы «Государство» утверждалось, что Афганистан – это республиканское, демократическое, независимое, единое и неделимое государство.
Статья 21 Конституции, в которой говорилось о национальной власти, также была изменена: в ней утверждалось, что государственная власть в Афганистане принадлежит народу. Были оставлены без изменения положения об «афганской нации» (ст. 21), о государственной религии и правах последователей других религий (ст. 22) и об официальных языках (ст. 23), которые были закреплены в принятых раньше конституциях страны.
К объективным причинам совершения Апрельской революции 1976 г. можно отнести:
. Установление в соответствии с Конституцией 1977 г. авторитарного режима.
. Запрещение деятельности политических партий и общественных организаций и создание однопартийной системы в Республике, что вызвало недовольство со стороны большинству оппозиционных партий.
. Действия оппозиции, в конечном счете, привели к убийству одного из руководителей НДПА и аресту 26 апреля 1978 г. большинства ее руководителей.
апреля 1978 г. Вооруженные силы страны выступили против правительства М. Дауда и совершили Апрельскую революцию. В результате падения правительства к власти пришла Народно-демократическая партия Афганистана. После победы Апрельской революции провозглашается создание Демократической Республики Афганистан, формируется Революционный совет ДРА, а 29 апреля 1978 г. Декретом Революционного совета приостанавливается действие Конституции 1977 года.
В мае 1978 г. Революционный совет ДРА принял новый конституционно-правовой акт под названием «Основные направления революционных задач ДРА». Этот документ состоял из краткого предисловия, двух частей. 30 пунктов и устанавливал основные функции Революционного совета и Правительства ДРА. В предисловии определялись основные цели и задачи Апрельской революции, роль НДПА как авангарда рабочего класса и всех трудящихся страны, указывалось, что «до принятия новой Конституции следует опираться на положения «Основных направлений революционных задач ДРА».
В первой части документа намечались основные мероприятия по осуществлению внутренней политики правительства, во второй части – внешней политики. Конституционное значение имели и другие декреты Революционного совета ДРА: Декрет об отмене ростовщической задолженности крестьян; Декрет о земельной реформе.
Можно отметить, что данные конституционно-правовые акты не могли заменить Конституцию. 1 октября 1979 г. создается специальная комиссия для разработки нового проекта Конституции ДРА, однако работа над проектом затруднялась из-за нестабильности политической обстановки, разногласий партийных лидеров в НДПА, вооруженных переворотов в течение сентября-декабря 1979 г. и смены руководителей страны (Тараки, Амин, Кармаль).
апреля 1980 г. руководство Б. Кармаля приняло конституционно-правовой акт «Основные принципы ДРА», который затем был утвержден Революционным советом. «Основные принципы ДРА» состояли из предисловия, 10 глав, 68 статей. Этот конституционно-правовой документ отличался по объему, содержанию и структуре от «Основных направлений революционных задач ДРА» 1978 г. Однако этот документ также носил временный характер.
Анализируя «Основные принципы ДРА» можно сделать вывод, что «Основные принципы ДРА»:
во-первых, практически узаконивают тоталитарный режим в стране;
во-вторых, закрепляют монополию одной правящей политической партии;
в-третьих, существование однопартийности, в конечном итоге, приводит к преобразованию НДПА в правящую партию;
в-четвертых, проведенные преобразования в государственном аппарате не создали ни в центре, ни на местах эффективного механизма государственной власти.
В середине 80-х годов в мире происходят изменения, создающие благоприятные условия для решения некоторых международных споров. Под влиянием политики перестройки, которая была провозглашена в СССР, появились принципиально новые перспективы решения афганских проблем. После отстранения от власти Бабрака Кармаля был провозглашен и стал реализовываться курс НДПА и Правительства ДРА на национальное примирение. «Приход Наджибуллы к власти связан с возобновлением Женевских переговоров, которые были начаты в 1982 г. между Демократической Республикой Афганистан и Исламской Республикой Пакистан под наблюдением генерального секретаря Организации Объединенных Наций».
Во внутриполитической жизни Афганистана следовало решить множество проблем, большинство из которых требовало конституционно-правового регулирования. Поэтому функция законотворчества выдвигалась на первый план. 3 февраля 1986 г. на заседании Президиума Революционного совета ДРА был утвержден состав комиссии Революционного совета по разработке проекта Конституции Демократической Республики Афганистан. К ноябрю 1987 г. был разработан последний вариант. Для принятия Конституции созвана Лоя Джирга, и 30 ноября 1987 г. Конституция была принята.
В преамбуле Конституции 1987 г. провозглашались принципы свободы, демократии, укрепления независимости, национального суверенитета и защиты территориальной целостности страны, достижения национального примирения и укрепления национального единства, обеспечения социальной справедливости и равенства, развития национальной экономики и повышения жизненного уровня народа, повышения роли и авторитета Афганистана на международной арене.
Положения Конституции 1987 г. открывали путь к национальному примирению; она отменила монополию правящей Народно-демократической партии Афганистана на осуществление государственной власти; провозгласила создание различных политических партий и создала благоприятные условия для нормального функционирования государственных органов власти. В статье 1 Афганистан провозглашался независимым, единым, неделимым, исламским государством. «Государственная власть в Республике Афганистан принадлежит народу. В Конституции говорилось, что народ осуществляет национальную власть посредством Лойя Джирги и Национального Совета».
С того времени, как была установлена независимость страны, до создания переходного правительства в Афганистане принимались многочисленные конституции. В ранее принятых конституциях вопросы межнациональных отношений либо не были отражены, либо истолковывались ограниченно. Факт многонационального характера государства впервые в истории Афганистана признали в Конституции, которая была принята в 1987 году, во время правления Наджибуллы.
Конституция в качестве главного закона в любом государстве имеет основополагающее значение, регулируя экономические, социальные, политические и культурные отношения, среди которых и межнациональные отношения в обществе. В конституции определяются нормы и положения, которые регулируют права и обязанности граждан, функционирование и взаимодействие законодательных и исполнительных органов, в рамках которых граждане и государственные органы вступают между собой в правовые отношения.
Вместе с этим в многонациональных государствах конституцией должно обеспечиваться национальное единство всех народов, которые проживают в стране, их равноправие перед законом. В этом отношении Афганистаном пройден долгий путь совершенствования системы законодательства: от признания основных прав и свобод личности до самого факта признания того, что государство имеет многонациональный характер.
При доработке текста Конституции в 1990 г. были внесены существенные изменения и дополнения во многие положения Конституции. Изменения в основном касались расширения политических прав и свобод граждан, организации нормального функционирования государственных органов. Из преамбулы исключалось положение о Народно-демократической партии Афганистана в качестве инициатора и организатора политики национального примирения. Основой политической системы Афганистана провозглашался политический плюрализм, были исключены или изменены статьи, которые касались роли Национального фронта, профсоюзов, молодежных и женских общественных организаций.
Также исключалась статья, по которой государство регулировало внутреннюю и внешнюю торговлю и оказывало поддержку собственной продукции в конкурентной борьбе с иностранным капиталом и монополиями. Изменялся состав Лоя Джирги. Новая редакция конституции давала президенту дополнительные полномочия: утверждать государственный гимн, отменять законы, которые противоречат конституции, формировать аппарат президента.
В конечном итоге изменения должны были способствовать нормализации обстановки в Афганистане. Однако внесенные поправки не изменили ситуацию. Попытки проведения конституционных реформ оказались напрасными, так как в апреле 1992 г. в стране в очередной раз произошла насильственная смена политической власти. Кризис режима Наджибулы пришелся на 1992 г. В Кабул вошли вооруженные отряды моджахедов, было провозглашено Исламское государство Афганистан. Наджибулла укрылся в миссии ООН в Кабуле, где пробыл до 1996 г. Начинается новый этап борьбы за влияние и власть в Афганистане. На этот раз борьба принимает характер вооруженной борьбы между разными партиями, которые некогда составляли широкую оппозицию официальной власти. Были разрушены целые районы афганской столицы, погибли тысячи людей. На этом фоне набирала силу новое военно-политическое образование – движение Талибан, за достаточно короткий промежуток времени овладевшее всеми южными районами Афганистана, а в 1996 г. захватившее Кабул. Наджибулла, скрывавшийся в миссии ООН, был казнен.
А.М. Балбеко указывает на то, что «рост влияния талибов обусловлен переплетением местных условий с внешней поддержкой. Афганистан всегда был одной из беднейших стран Азии. Участие в многолетней войне отбросило его экономическое развитие на много лет назад». Что же собой представляет само исламское движение «Талибан» (ИДТ)? Каковы истоки его формирования? «Несмотря на то, что в печати много писалось о том, как из выпускников медресе формировалось мощное движение «Талибан», многое остается до сих пор неясным. Например, как из школ по изучению Корана вышли тысячи хорошо обученных бойцов? Откуда у этих бедняков-беженцев появилось в изобилии современное оружие?».
Скорее всего, мифология движения «Талибан» послужила прикрытием прямого финансирования и военной подготовки армии вторжения со стороны Корпуса пограничной стражи и элитных подразделений десантных войск Пакистана под непосредственным руководством генерала Насруллы Бабара, бывшего министра внутренних дел в правительстве Беназир Бхутто.
Пакистан и США совместными усилиями открыли в приграничных районах Афганистана и Пакистана многочисленные медресе – религиозные школы. Цель организации этих школ – создание своеобразного религиозно-идеологического пояса вдоль афгано-пакистанской границы для поддержания боевого духа моджахедов. Руководило этой акцией МВД Пакистана во главе с Насруллой Бабаром. Афганские беженцы, оставшиеся без средств к существованию, шли на учебу в эти медресе. Они-то и стали первыми талибами. Основным направлением обучения в этих учебных заведениях была военная подготовка (хотя присутствовала религиозная и общеобразовательная подготовка).
Исламское движение «Талибан» (букв. «ищущие» или «студенты») первоначально возникло в среде учащихся и выпускников ряда мусульманских учебных заведений из числа афганских беженцев-пуштунов в Пакистане. Его можно назвать жесткой, контролируемой на всех уровнях военно-религиозной организацией. Во время существования просоветского режима в Кабуле в Афганистане сложился большой слой конформистского духовенства, придававшего «новой власти» исламский имидж и способствовавшего консолидации ее социальной базы. Ответом на такую политику ряда духовных лидеров и стала идеология талибов, ориентированная на «возвращение к чистым истокам ислама».
Религиозные воззрения талибов настолько радикальны, что их главные противники, моджахеды Северного альянса, ранее сражавшиеся против советских войск, сегодня даже приобретают образ борцов за религиозную терпимость. Агрессивный, фанатичный характер движения «Талибан» обнаружился с момента появления талибов на афганской политической сцене.
Во главе движения стояла «шура» (букв. «консультативный совет») – так называемая кандагарская шестерка высших мулл. Руководитель исламского движения «Талибан» – мулла Мухаммад Умар (Омар) – выпускник теологического центра в Пакистане. Требования «Талибана» суровы: единоначалие, приказы и распоряжения руководства не обсуждаются. И все же лидерам движения «Талибан» за пять лет упорных боев не удалось объединить всю страну, подавить сопротивление Северного альянса, создать «великий Афганистан».
В Афганистане имела место попытка создания искусственного режима при полном игнорировании этнической, социальной и политической природы этой страны. Полным ходом шла насильственная пуштунизация страны. В Афганистане вместе проживают пуштуны, узбеки, таджики, туркмены, хазарейцы, индусы и представители других этносов. Насаждавшийся талибами «новый порядок» был не просто вызовом военно-политического характера, а серьезным моральным испытанием как для народов, непосредственно вовлеченных в конфликт, так и для всего мирового сообщества. Жестокость и бесчеловечность целей и способов насаждения нового талибановского порядка не уступали деяниям Пол Пота в Кампучии.
Свое движение лидеры талибов называют «радикальным исламским Движением». Однако «для лидеров «Талибана» «зеленое знамя ислама» является лишь средством для фанатизации талибов, а суровая форма шариата – лишь дубинка для того, чтобы держать народ в страхе и подчинении. Ислам для талибских главарей только ширма, за которой они скрывают свои истинные цели».
Ключом к урегулированию внутренней афганской ситуации являлось создание сильной центральной власти. Однако на пути к этой цели было немало препятствий. После свержения талибов видные представители афганского общества собрались под эгидой ООН в пригороде Бонна с целью разработать план управления страной. В результате начатого там и продолжившегося уже в Афганистане многолетнего процесса государство получило новую конституцию, двухпалатный парламент и первого в истории избранного президента – Хамида Карзая. Причем на каждом этапе государственного строительства широко использовались выборы, выборность и другие демократические институты, такие, например, как всенародное обсуждение Основного закона.
Новая конституция провозгласила Афганистан Исламской республикой. Однако, постулируя непротиворечивость национальных законов исламу, Основной закон, в то же время, не содержит никаких ссылок на шариат (мусульманское право) как источник законодательства. Тексты самой Конституции и ее преамбулы предваряются традиционной мусульманской формулой «Во имя Бога, милостивого, милосердного». Одновременно в них содержатся ссылки на демократию, права человека, приоритет международных соглашений, подписанных Афганистаном, Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека.
Провозглашаются равные права и обязанности всех граждан Афганистана без различия пола. Конституция постулирует персональный характер ответственности за преступление. Эти положения весьма важны для Афганистана, где до сих пор распространены и неравноправие полов, и кровная месть. Согласно Конституции, главой Исламской республики Афганистан выступает президент. Он является главой одновременно государства и правительства.
Парламент состоит из двух палат: Народной палаты, избираемой прямым голосованием, и Палаты старейшин, частично избираемой, частично назначаемой президентом. Половину назначаемых депутатов Палаты старейшин должны составлять женщины. Все эти элементы демократии западного типа пока получили лишь ограниченное распространение.
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ АФГАНИСТАН
2.1 Структура органов государственной власти
В научной литературе (преимущественно политологической) в последние десятилетия все чаще используется термин «система правления», отражающий взаимоотношения высших органов государства в процессе осуществления государственной власти. Традиционно также используется термин «форма правления», в рамках которого акцент делается в большей степени на порядок формирования высших государственных органов, нежели на их взаимоотношения. В последние десятилетия возрос интерес к вопросу о преимуществах и недостатках разных форм правления, связанным с третьей «волной» демократизации.
После крушения авторитарных режимов во всех молодых демократиях встал вопрос о выборе формы правления. Становление демократической системы правления связано и с изменением принципов политико-территориальной организации государства, т.е. с законодательным закреплением за локальными сообществами большей свободы в решении региональных проблем. Особое значение этот вопрос приобретает «в обществах с ярко выраженными субкультурами этнического и регионального характера».
Как известно, разрешение конфликтов в условиях политической диктатуры основано на жестком централизме государственной власти и насильственном подавлении любого проявления независимости. Крушение диктаторского режима, нередко сопровождающееся нарастанием «негативной свободы», приводит к зарождению и усилению центробежных тенденций. В этих условиях важной задачей становится создание такой формы государственного устройства, которая сочетала бы автономию локальных сообществ с их участием в выработке общенациональной политики. Поэтому демократический переход может приводить к становлению федеративного либо децентрализованного унитарного государства. Однако следует помнить, что выбор той или иной формы политико-территориальной организации государства зависит от степени остроты политических противоречий, которыми всегда отмечен этап демократизации.
Можно заметить, что, несмотря на стремление отдельных стран модифицировать и приспособить к своим условиям модель «классической» президентской республики, последняя во многом остается американским феноменом, для успешного функционирования которого необходим целый ряд условий (например, достаточно высокий уровень политической культуры, национального консенсуса относительно базовых демократических ценностей). Указанная модель обладает рядом достоинств и недостатков, причем последние зачастую превалируют при ее трансплантации на иную, неамериканскую почву.
Президентская модель создает условия для достаточно стабильного функционирования политической системы, и в этом, как это ни парадоксально, ее и сила, и слабость. Главу президентской республики нельзя отправить в отставку по политическим мотивам, да и судьба правительства здесь напрямую не зависит от изменений в соотношении сил между различными партиями в парламенте.
Данная модель весьма проста и рациональна, поскольку для нее характерно единство исполнительной власти, концентрирующейся в руках президента. Кроме того, президентская республика формально создает возможности для достаточно эффективного контроля парламента за исполнительной властью вследствие неспособности главы государства распустить парламент.
Разделение власти на государственном уровне сопровождалось эпохой организации отношений между различными ее ветвями, которая началась с острых конфликтов и даже войн между монархической абсолютистской властью и парламентами. Это и «Славная революция» в Англии, переросшая в войну короля и парламента, а затем в смену династий, и Великая Французская революция, сопровождавшаяся почти столетней эпохой упразднения монархического устройства, смены «империй», периодического устранения парламентских структур, переписывания конституций и длительной борьбой народа за избирательные права, т.е. фактически за свое право участия в правлении».
Как представляется, идея разделения властей находит свое выражение в той или иной модели организации и функционирования системы органов публичной власти конкретного государства, в связи с чем она приобретает определенные особенности и характерные черты, обусловленные спецификой этой системы. Следовательно, можно говорить о различных моделях принципа разделения властей, сложившихся в той или иной стране.
Конечно, не следует отождествлять число моделей принципа разделения властей с количеством существующих государств. Ведь подобные модели можно будет условно, хотя и затруднительно, классифицировать на какие-либо виды и их разновидности. Современное государство как политическая организация общества находится в постоянном развитии, а, следовательно, не может оставаться неизменным и принцип разделения властей, который эволюционирует вместе с государством и его институтами.
Теория разделения властей предполагает, что все ветви власти взаимосвязаны, взаимодействуют и образуют единый государственный организм. Теория разделения властей исходит из принципа равенства всех трех ветвей власти. Вместе с тем еще ее основатели подчеркивали особую роль, которая отведена власти законодательной и органу, который призван его осуществлять – парламенту. Именно парламент – это «орган, выражающий волю носителя суверенитета – народа». Исходя из этого, идея парламентаризма тесно связана с разделением властей.
Как представляется, среди общих трудностей перехода к демократии можно увидеть:
1. Отсутствие развитого гражданского общества и его инфраструктуры (форм, институтов), способного, с одной стороны, формировать конкурентно способную рыночную экономическую среду, а также социальную основу и опору (средний класс) государства, демократии; с другой – выразить и защитить перед лицом государства консолидированную волю и интересы социальных слоев и групп интересов населения страны. В этом качестве гражданское общество способно создать условия для исполнения государством своего главного назначения – приводить общество к согласию, равновесию, прогрессу через использование многоплановых правовых средств.
2. Неразвитость либо отсутствие политической системности. Даже если складывается многопартийность в политической системе переходного общества, то действующие политические партии возникают при отсутствии соответствующей социальной основы и действуют без видимых попыток представить реальную структуру потребностей и социальных интересов. Всякое стремление сформировать двухпартийную систему западного образца наталкивается на неготовность политического спектра приходить к согласию, компромиссам, придать социально-демократическую направленность программам политических партий, преодолеть корпоративно-бюрократической контекст в деятельности партии власти. Почти отсутствует в этих условиях ориентация на принципы парламентаризма и конституционности и, наоборот, возобладает личностно-ориентированный подход.
3. Бюрократическая система власти при преобладании в системе разделения властей исполнительных ее структур. Тенденция бюрократизации берет начало от перераспределения собственности и власти. Остается, тем не менее, актуальным вопрос о связи государственной деятельности и бизнеса, связи бюрократических и криминальных структур, коррумпированности государственного аппарата. Все это создает препятствия на пути демократизации, с преодолением которых связаны сегодня успехи или неудачи в освоении демократических ценностей. В большей или меньшей степени это относится ко всем странам, ставшим на путь демократизации, но есть и специфические трудности и препятствия.

Pages: 1 2 3

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.