Записка о правах осетин

Записка о происхождении личных и поземельных прав и взаимных отношений жителей
Военно-Осетинского округа. 1860 г.
«Тагаурское общество, как выше упомянуто, разделяется на 4 класса или сословия. 1й класс народные Старшины, Тагауры или Эльдары, составляют высшие сословия и считаются коренными жителями; 2-й, фарсалаки, вольные люди, пришедшие к Тагаурам из других мест. 3-й кавдасарды, побочные дети, прижитые Эльдарами и посторонними лицами от крепостных девок, а также от дочерей фарсалаков, покупаемых в жены кавдасардом и 4е холопы, которые приобретены покупкою или же взяты в плен в прежнее время.
Тагаурцы принадлежат к племени Осетин. Народонаселение их простирается до 6990 мужескаго пола, в том числе членов высшего сословия – Эльдаров 564 души. Половина Тагаурцев исповедует христианскую религию, а другая – магометанскую. Небольшая часть Тагаурцев живет в горах на своей собственной земле разделенной на участки, коей считается удобной и неудобной, в скалах под вечными снегами до 57000 десятин, а прочие поселены на плоскости, на отведенных правительством участках земли, которой оказалось по правую и левую сторону Терека 61954 десятины.
О происхождении и значении Эльдар
Эльдары в числе 8 фамилий: Тулатовой, Кундуховой, Алдатовой, Тугановой, Мамсуровой, Есеновой, Кануковой, Шанаевой, выводят свое происхождение от родоначальника их Таги, или Тагаура, – наследника Армянского царства, который по смерти отца хотя вступил на престол; но вскоре, по причине предстоявшей ему опасности со стороны двоюродных братьев, возмутивших против него народ, бежал из Армении с несколькими человеками дворовых людей и прибыл на Кавказ. Сначала Тагаур поселился в Абхазии, потом [неизвестно почему] перешел в Осетию и в Куртатинском ущелье построил себе башню, где прожил до глубокой старости, пользуясь в преданном ему народе большими почестями и уважением.
Тагаур имел двух сыновей: Камбия и Шана, от которых произошло настоящее потомство Эльдаров. Сыновья Камбия Тлат, Алдат и Знаур, по праву первородства, желая сосредоточить власть в своих руках, убили двоюродных братьев своих, рожденных от Шана, дяди их, кроме малолетнего Тотика. По совершении этого убийства, Камбий с сыновьями своими и несколькими приверженцами, бежал от Куртатинцев, из боязни их мести. Не имея нигде пристанища Камбий долго скрывался в лесах, наконец поселился в ущелье Гизель-Дон, куда пригласил на жительство людей из разных соседних племен и из них основал там аул под названием Даргавс. В последствии, после смерти Камбия, сыновья его: Тлат и Алдат перешли в Фридони построили там аул Саниба, а Есен, сын Знаура, занял земли в ущелье Куридон, где построил также свой аул и назвал его Верхний Саниба.
Наследники Тлата позже оставили Санибу и перешли на жительство в ущелье Кобань». До середины XIX в. многие Эльдары жили «на прежних местах, а прочие поселились на плоскости «на землях, отведенных уже Русским Правительством.
К числу Тагаурских Эльдар принадлежат еще три фамилии: Дударовы, Джантиевы и Тхостовы [последние, правда, свою родословную выводят от Тага – Ф. Г.]. Фамилии эти, хотя и не происходят от Тагаура. Родоначальника настоящих Эльдар; но они пользовались одинаковыми правами с Эльдарами и вместе с ними утверждены уже в этом достоинстве.
По собранным сведениям видно, что предок Дударовых – Дудар… перешел на жительство к Тагаурцам назад тому лет 300; первоначально он занял Ларсскую землю, никому не принадлежавшую; потом с увеличением народонаселения, потомки его заняли Чмийскую землю, и наконец, постепенно Балтинскую и Редантскую.
Фамилия Тхостова хотя выводит происхождение свое от Тагаура, показав в представленных ими родословных, что предок их Тхост – сын Таги, но Депутаты Тагаурские отвергли это показание и решительно не признали их по происхождению от общего родоначальника их от Тагаура. Откуда или из какого звания происходит эта фамилия, Депутаты ничего об этом объяснить не могли. А относительно того, как показали некоторые Эльдары в особом объяснении 10 марта 1860 года, что эта фамилия Тхостова не только не принадлежит по происхождению к сословию Эльдар, но многие члены носят даже другую фамилию, именно: называются Зазуевыми, а не Тхостовыми… по имени отца их Зазуя.
Джантиева фамилия происходит от Закавказских Осетин, Предок которых лет двести назад перешел на жительство в Тагаурское общество и поселился в ущелье Каккадур, где и по настоящее время живут настоящие потомки его, которые с давних времен пользуются равными правами и преимуществами с Эльдарами Тагаурскими, что подтвердили Депутаты Дигорского, Куртатинского и Назрановского обществ.
Права и преимущества Эльдар
Тагаурские Эльдары в прошении 1846 года и объяснениях своих говорят, что фарсалак, перешедший на жительство к Эльдару с его дозволения, за право пользоваться его землею, обязан платить ему по обоюдному условию повинности, подчиняться во всем как своему владельцу; в противном случае, а также за дурное поведение, Эльдар имел право прогнать его со своей земли. Если фарсалак желает переселиться от одного Эльдара к другому, то имеет на то полное право, во всякое время, с тем однако же, что в том и другом случаях, все недвижимое его имение: жилище и другие хозяйственные обзаведения, остаются в пользу владельца…
Кавдасард обязан жить безотлучно у своего господина; но если пожелает по каким-либо уважительным причинам переселиться к другому Эльдару, он может этого достигнуть, но не иначе, как с дозволения своего господина. Переселившись в другое место, кавдасард не выходит из-под власти своего господина, а за право пользоваться землею нового владельца, платит ему повинности наравне с фарсалаками.
Эльдары не имели права продавать или заложить кавдасарда, а обязаны предоставлять ему право пользоваться землею…
В прежние времена кавдасарды были телохранителями Эльдар, и в военное время свято исполняли волю его, а за ослушание подвергались строжайшему взысканию и даже могли быть лишены жизни.
Кумияки, как рабы, находились в полном распоряжении Эльдара.
Фарсалаки, кавдасарды и кумаяги не могли ни за какие отличия получать права на возвышение своего происхождения, т.е. на переход из одного класса в другой, напротив того, кавдасарды и фарсалаки за разные преступления делались кумаяками. Фарсалаки, желая обратить на себя внимание Эльдар и быть под их покровительством, брали у них для вскормления младенцев и считали это знаком особой милости для себя со стороны Эльдар. В случае смерти Эльдара фарсалаки налагали на себя траур. За каковую приверженность и вообще оказанные услуги они получали подарки от Эльдар, сверх оружия и скота, еще и землю для хлебопашества и сенокосов… за проезд по Военно-грузинской дороге… Эльдары получали постоянно с проезжающих установленную плату, и сбор этот простирался до 30 тысяч рублей серебром в год. Из суммы этой никто не имел права на получение части, кроме одних только Эльдар, а если бы кто-либо захотел воспользоваться тайно, тот подвергался с семейством своим строгому взысканию. Генерал-Лейтенант Барон Вревский в докладной записке от 28го Марта 1851 года за № 11м объяснил, что вся земля на плоскости, как видно из собранных фактов, принадлежал Кабардинцам, которым горные жители за дозволение спускать на плоскость скотину и баранов, давали условную плату, а потом с появлением Русских дань эта прекратилась…
Опровержения Фарсалаков и Кавдасардов
Фарсалаки и кавдасарды в поданных ими прошениях объясняют, что Тагаурским Эльдарам они никаких податей не платили, когда жили в горах, за право пользования землею, потому что каждый имел собственную землю в горах, а с переселением на плоскость, по предложению генерала Ермолова, назад тому около 40 лет, Эльдары, пришедшие к ним из гор гораздо позднее, хотя стали присваивать себе это право и требовать подать насильственным образом, уверяя, что занимаемая ими земля, собственность Эльдар, но Фарсалаки и Кавдасарды не исполняли их требования и угроз, в особенности с того времени, когда они стали жить отдельно от Эльдар. Фарсалаки и Кавдасарды говорят, что они полное имели право переходить с одного места на другое, не спрашивая в этих случаях дозволения Эльдар.
…Сверх того, кавдасарды в прошениях своих, поданных в 1845 и 1850 годах, говорят о происхождении своем так: они, вместе с Эльдарами, происходят от одного предка их Тагаура, потомки которого по обычаю магометанскому имели двух жен, одну из них брали из сословия фарсаглагского. От этих то браков рожденные дети и получали название кавдасардов, которые по смерти отца, при разделе имения, получали такую же долю, как другие дети, рожденные от первой жены, взятой из равного с Эльдарами сословия, и после такого раздела, родственники их уже не имели притязания на доставшуюся им долю из выделенного имения.
Свидетельства посторонних обществ.
Депутаты кабардинские от высшего сословия в 1858 году в отобранном от них допросе объяснили, что в Тагаурском обществе им известны только следующие фамилии: Дударовы, Кундуховы, Кануковы, Тулатовы, Мамсуровы, Есеновы и Шанаевы, которые пользовались в народе правами узденей 1й степени, но особого названия не имели, и почему называются теперь Эльдарами им неизвестно. Слово Эльдар на Осетинском языке означает князь, а у Осетин князей не было. В объяснении отобранном в 1860 году Депутаты кабардинские сказали, что о происхождении Эльдар они ничего не знают и предания об этом у них не существует. О правах их над народом [кроме кавдасардов и кумияков, которые были в полной зависимости], а также об отношениях их между собою они в подробности не знают. По брачным связям, кровомщению Тагаурские Эльдары равны с дигорскими бадилятами, балкарскими таубиями и кабардинскими узденями 1й степени, но с князьями кабардинскими в родство не вступали, по неравенству в достоинствах по происхождению.
Депутаты Балкарского общества сказали в 1858 году, что по отдаленности жителей их от Осетии, они никакого знакомства с тагаурцами не имели, а слышали только о существовании их, и поэтому ничего не знают о происхождении и правах их в народе…
Депутаты Алагирского и Куртатинского обществ в 1858 году отозвались, что о существующих в Тагаурском обществе Эльдарских фамилиях они не знают, а есть между ними лица, которые действительно пользовались особыми правами и преимуществами в народе. Были ли в этом обществе когда-либо Эльдары им неизвестно; но некоторые фамилии по достоинству равнялись с кабардинскими узденями 1й степени, Дигорскими бадилатами и их Старшинами… в объяснении же 1860 года Депутаты Алагирские уже поименовали все 11ть фамилий Эльдарских фамилий, сказав, что они пользуются почетом и уважением во всех соседских обществах, и именовались узденями 1й степени, а Эльдарами они никогда не назывались. Все ли 11ть фамилий происходят от одного их родоначальника, имеют ли они одинаковые права, и какие отбывали повинности подвластные им люди, они не знают.
Депутаты Галгаевского общества, опрощенные в 1860 году, объявили, что в Тагаурском обществе есть несколько сословий, высшее из них называлось прежде Тагай, а потом неизвестно почему, начали именовать их Эльдарами. Галгаевцы говорят, что фарсалаки и кавдасарды были всегда в зависимости от Эльдар и платили им по обязательству или по обычаю подати, но фарсалаки, как люди свободные, беспрепятственно могли переходить от одного Эльдара к другому…
Депутаты 21 го июля сего [1860] года в присутствии комитета лично объявили следующее:
Фарсалаки и кавдасарды.
…2е) Насчет прочих фарсалаков, а именно: Цомартовых, Чегемовых, Тостратовых, Хаблиевых, Рубаевых, Фидаровых, Карсановых, Калсаговых, Гуцовых, Цораевых, Дегоевых, Мисиковых, Бзаровых, Саламовых, Айларовых, Забиевых, Тосиевых, Доевых, Бердикоевых, Цгоевых и Хосановых… Депутаты Тагаурские сказали, что хотя все эти люди поведения безукоризненного, но предпочтения особого не имеют между подобными им фарсалаками. В настоящее время половина лиц из Цомартовой и Чегемовой фамилий, отправились в Турцию, туда же ушли и Хосановы, а Тостратовы, Хаблиевы и Забиевы, не принадлежат даже к сословию фарсалаков, а они чистые кавдасарды Эльдар Дударовых, к этому последнему сословию принадлежат и Айларовы…»
(НА СОИГСИ, ф. 16, оп. 1, д. 26, лл. 1-14 об.)

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.