Соглашение по Югу Йемена

ВЫВОДЫ ПОДКОМИТЕТА РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ПО ЮЖНОМУ ВОПРОСУ
СОГЛАШЕНИЕ О СПРАВЕДЛИВОМ РЕШЕНИИ ЮЖНОГО ВОПРОСА
Сана, 23 декабря 2013 г.
20:00
I. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПРОШЛОГО
Основываясь на Инициативе Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (GCC) и Механизме осуществления (Соглашение о переходном периоде, подписанное в Эр-Рияде в ноябре 2011 года) и резолюциях Совета безопасности 2014 и 2051, в которых говориться, что политический переход требует участия и сотрудничества всех групп, в том числе тех групп, которые не были частью Инициативы GCC и Механизма осуществления, и действуя в соответствии с выводами Рабочей группы по южному вопросу, принятыми на Втором пленарном заседании Конференции по национальному диалогу (NDC), и Правилами процедуры конференции, и после обсуждения всех видений и предложений с 10 сентября 2013 года, мы, политические и социальные круги, участвующие в Национальном диалоге, достигли соглашения, которое является наивысшей степенью консенсуса. В настоящем соглашении мы подтвердили свою нацеленность на справедливое решение Южного вопроса в рамках единого Государства на основе федерализма и демократии, в соответствии с принципами Государства, которое поддерживает права, закон и порядок, а также принцип равноправного гражданства посредством создания новой государственной структуры и социального контакта, которые обеспечат единство нового федеративного государства, его суверенитет, независимость и территориальную целостность. Такое новое федеративное государство должно представлять полный разрыв с историей конфликта, притеснением, злоупотреблением властью и монополией богатства.
Признавая вклад и жертвы мирного южного движения Hiraak и борьбу йеменцев за изменения, мы ожидаем, что для построения нового федеративного государства потребуется полное признание серьезных ошибок и несправедливости, которые были допущены на Юге. Соответственно, Правительство Йемена должно устранить проявления такой несправедливости, в том числе посредством полного осуществления пунктов 20+11 в течение периода перехода к йеменскому федеративному государству, и это является неотъемлемой частью наших коллективных усилий по построению нового федеративного Йемена.
В частности, устранение прошлых несправедливостей должно быть произведено в кратчайшие сроки согласно графику, который будет определен в последующих мерах по осуществлению выводов NDC. Обязательства по реституции, в том числе по возвращению конфискованных земель и имущества и выплате компенсаций, должны в полном объеме финансироваться и осуществляться в соответствии с принципами правосудия переходного периода без дискриминации с тем, чтобы заложить основу будущего, которое преодолеет все прошлые разногласия и обеспечит достижение национального примирения. Тем, кто пострадал больше всех, должно уделяться первостепенное внимание. Таким образом, Юг должен получить гарантии того, что не будет возврата к прошлому или злоупотреблению властью или богатством, прежде всего, в отношении безопасности, стабильности и развития.
Мы все выступаем за окончательное и справедливое урегулирование Южного вопроса, которое станет основой нового йеменского государства, федерального по своей сути, основанного на воле народа и предназначенного для обеспечения свободы и процветания его сыновей и дочерей. С этой целью мы будем применять следующие принципы.
II. ПРИНЦИПЫ
(1) Должна быть разработана новая конституция, в соответствии с которой воля народа, равенство и соблюдение высших международных норм и стандартов в области прав человека станут основой власти и законности федеративного государства на всех уровнях, что будет отражено в демократии представительства, участия и ротации, которая обеспечит политический плюрализм и мирную передачу власти.
(2) Народ Йемена должен свободно определять свой политический статус, а также мирно и свободно добиваться своих экономических, социальных и культурных целей через институты правительства на каждом уровне в соответствии с Международными пактами о гражданских и политических правах, а также об экономических, социальных и культурных правах, которые подписал и ратифицировал Йемен.
(3) Полномочия, функции и обязанности должны свободно распределяться на каждом уровне правительства (индивидуально или параллельно) в интересах затрагиваемых лиц.
Каждый уровень правительства должен быть наделен достаточными полномочиями для эффективного функционирования и принятия на себя своей доли ответственности в исполнении общих обязанностей.
(4) Распределение полномочий и обязанностей должно быть четко определено в конституции федеративного государства. Центральная власть не должна вмешиваться в реализацию полномочий исполнительными, законодательными, судебными и административными органами других уровней управления в рамках их исключительной юрисдикции, за исключением чрезвычайных обстоятельств, которые регулируются конституцией и законом, и только в целях обеспечения коллективной безопасности, общих высших стандартов или защиты одних региональных органов власти от вмешательства других.
(5) Полномочия, не закрепленные за федеральными органами, считаются полномочиями других уровней правительства, распределенными федеральной конституцией. Любые споры относительно полномочий центрального правительства, регионов и вилайя передаются на рассмотрение компетентного судебного органа, определенного федеральной конституцией.
(6) Каждый регион должен играть ведущую роль в своем региональном экономическом развитии. Федеральная система должна гарантировать адекватные стандарты достойной жизни для всех людей и обеспечивать справедливое распределение национального богатства.
(7) Каждый уровень правительства – центральный, региональный и вилайя – должен пользоваться автономными исполнительными, законодательными (и представительными в вилайя), административными и фискальными полномочиями, определенными конституцией, включая соответствующие полномочия по налогообложению.
(8) Природные ресурсы являются собственностью народа Йемена. Использование и освоение природных ресурсов, в том числе нефти и газа, а также распределение контрактов на разработку и добычу природных ресурсов, должно быть ответственностью органов власти вилайя-производителя в сотрудничестве с региональными и федеральными органами, в соответствии с положениями федерального закона. Согласно тому же федеральному закону, распределение контрактов на обслуживание с местными подрядчиками должно быть ответственностью органов власти вилайя-производителя в сотрудничестве с органами района. Следует учитывать высшие национальные интересы с тем, чтобы процесс использования природных ресурсов был прозрачным, эффективным, рентабельным и устойчивым. Согласно тому же закону, должно быть сформировано независимое национальное ведомство, которое объединит все заинтересованные органы власти на уровне вилайя, региональном и федеральном уровне, для разработки политик и расширения возможностей вилайя-производителя для эффективного управления природными ресурсами.
Федеральный закон, разработанный в процессе консультаций с районами и вилайя, должен определять критерии и формулу распределения доходов от природных ресурсов, в том числе нефти и газа, на транспарентной и справедливой основе для всего народа Йемена, с учетом конкретных потребностей вилайя-производителя и районов и распределения доли доходов в пользу федерального правительства.
(9) В течение первого избирательного цикла после принятия федеральной конституции Юг должен получить 50% мест для представителей во всех управленческих структурах исполнительных, законодательных и судебных органов, включая вооруженные силы и силы безопасности, и на уровнях, на которых назначения делает Президент Республики или Премьер-министр. Аналогичным образом, Юг должен получить 50% мест в Палате Представителей. Неравенство в гражданской службе, вооруженных силах и силах безопасности на центральном уровне будет преодолено с помощью законодательства и институтов, которые обеспечат искоренение дискриминации и создадут равные возможности для всех йеменцев. Для устранения разрыва в занятости южанам будет предоставлен приоритет при приеме на работу для заполнения вакансий и проведении обучения или повышения квалификации в гражданской службе, вооруженных силах и силах безопасности. Назначения должны осуществляться с учетом соответствующих требований для приема на государственную службу, касающихся необходимых навыков и квалификаций. Ни один работник не может быть принудительно уволен.
Федеральная конституция должна предусматривать исполнительные, судебные и парламентские механизмы для защиты ключевых интересов Юга после первого избирательного цикла. К таким механизмам могут относиться особые права вето или особые права голоса по вопросам, связанным с ключевыми интересами Юга и специальным представительством, основанным на формуле населения, взвешенного по территории. Поправки к конституции, которые затрагивают Юг или изменения структуры государства, могут вноситься только после их утверждения большинством представителей Юга в Парламенте. Кроме того, федеральная конституция должна определить механизмы разделения власти.
(10) Федеральная конституция должна предусматривать требование ко всем правительственным и государственным институтам федеративного государства Йемен поддерживать равенство с помощью законодательства или других мер, включая реальные шаги к тому, чтобы представительство женщин на высших государственных должностях, выборных органах и государственной службе составляло не менее 30%.
(11) Весь народ Йемена, независимо от их родного района, принадлежит к одной национальности и имеет равные права и обязанности. Каждый гражданин Йемена имеет право на проживание, владение имуществом, торговлю, работу или решение любых других личных правовых вопросов в любом вилайя или районе федеративного государства без дискриминации.
III. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЙОНОВ
Уполномоченный Конференцией по национальному диалогу, Президент Республики, действуя в качестве Президента Конференции, должен сформировать и возглавить комитет для определения районов. Решения Комитета обязательны для исполнения.
Комитет должен рассмотреть вариант шести (6) районов (четыре (4) на Севере и два (2) на Юге), вариант двух (2) районов и любой компромиссный вариант между двумя указанными выше.
IV. МЕХАНИЗМЫ СОЗДАНИЯ НОВОГО ФЕДЕРАТИВНОГО ГОСУДАРСТВА ЙЕМЕН
Федеральная конституция должна установить период создания федеративного государства Йемен, который должен начинаться после принятия конституции, а также должен учитывать график, который заканчивается в период, установленный конституцией. Полный и эффективный переход к новому федеративному государству Йемен, предусмотренный выше, потребует развития новых институтов, возможностей и законодательства в каждом вилайя и районе, а также других реформ, которые включают “досье прав” Юга, обеспечивающее полное исполнение пунктов 20+11 и создание трастового фонда для нужд Юга.
В этой связи, потребуются инвестиции и непрерывные усилия для защиты и развития человеческих и материальных ресурсов, необходимых для ответственного управления в соответствии с установленными целями на принципах эффективности и экономической целесообразности.
Приоритет следует отдавать развитию потенциала каждого вилайя и района федеративного государства, определению обязанностей выборных должностных лиц и соответствующей передаче полномочий.
С этой целью, положения конституций должны предусматривать формирование органа, который будет осуществлять мониторинг полного исполнения задач этого периода. Орган должен разработать план, выполнять свои задачи на основе принципа прозрачности и должен быть наделен необходимыми полномочиями и финансовыми ресурсами для выполнения следующих задач:
1. Разработка графика внедрения механизмов создания федеративного государства.
2. Контроль исполнения выводов, графиков и стандартов, которые должны быть включены в план.
3. Подготовка руководящих указаний и мониторинг программы правительства по наращиванию потенциала.
4. Подготовка рекомендаций для соответствующих органов власти (при необходимости).
5. Обнародование отчета о прогрессе исполнения, как минимум, один раз в шесть (6) месяцев.
Орган должен быть распущен после окончания этого периода, если конституцией не предусмотрено иное.
V. РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО СООБЩЕСТВА
Мы просим международное сообщество поддержать исполнение выводов Конференции по национальному диалогу и переходный процесс в Йемене, а именно, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (GCC), Лигу арабских государств, Европейский союз, Организацию Объединенных Наций, пять постоянных членов Совета Безопасности (P5), форум «Друзья Йемена», а также другие поддерживающие государства и организации.
Мы просим Генерального секретаря и впредь оказывать добрые услуги в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН 2014 (2011) и 2051 (2012). Мы просим Совет Безопасности, через Генерального секретаря, поддержать усилия йеменцев по исполнению выводов Всеобщей Конференции по национальному диалогу и осуществлять мониторинг прогресса переходного процесса, в частности, исполнение настоящего соглашения. Мы также просим ООН и впредь оказывать содействие, в том числе координацию усилий международного сообщества, направленную на поддержание создания нового федеративного государства Йемен.
Мы просим Совет Безопасности и GCC принять резолюции для способствования исполнению настоящего соглашения.
VI. ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОБЕЩАНИЕ
Нижеподписавшиеся заявляют о своей непоколебимой вере и уверенности в том, что настоящее соглашение представляет собой разумный компромисс и четкое отражение нашего коллективного понимания. Мы полагаем, что настоящее соглашение защищает общие интересы народа Йемена. Мы обязуемся уважать и добросовестно способствовать выполнению настоящего соглашения на основе перспективного видения с целью создания совместными усилиями нового, демократического, федеративного государства Йемен и защиты его единства, суверенитета, независимости и территориальной целостности.
Имя Подпись Представляемые группы
Ахмед Обеид Бин Дагхер GPC
Ахмед Мухаммед Аль-Колани GPC
Мухаммед Мухаммед Катан Каид Йеменское собрание Islah
Али Хуссейн Отман Ашал Йеменское собрание Islah
Абдул-Рахман Омар Аль-Сакаф Социалистическая партия Йемена
Кадари Ахмед Аидер Кассим Социалистическая партия Йемена
Махмуд Абдулкадер Абдулла Аль-Гунаид Организация «Ansar Allah»
Абдулла Ноаман Мухаммед Аль-Кадаси Профсоюзная народная организация Nasserite
Надиа Абдулла Аль-Ахрам Молодежь
Ибрагим Малик Шуджа-Алдин Гражданское общество
Мухаммед Али Абдулла Абу Лухум Партия справедливости и строительства
Халед Барас Южное мирное движение Hiraak
Мухаммед Салем Аль-Шаддади Южное мирное движение Hiraak
Рияд Яссин Абдулла Южное мирное движение Hiraak
Али Шалма Аль-Авади Южное мирное движение Hiraak
Мокбел Лакраш Южное мирное движение Hiraak
Галеб Мотлак Массад Южное мирное движение Hiraak
Подписано в Сана, декабрь 2013 года

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.