Письмо А. Бузуртанова

Письмо заместителя председателя Совета министров Чечено-Ингушской АССР А. Бузуртанова в Совет министров СССР и Министерство просвещения РСФСР о необходимости увеличения приема студентов на национальное отделение Чечено-Ингушского пединститута
8 июля 1958 г.

Совет Министров СССР, т. Полянскому Д. С.
Министерство просвещения РСФСР, т. Афанасенко Е. И.
В 1957/58 уч. г. на отделение чечено-ингушского и русского языков и литературы Министерством просвещения РСФСР был установлен прием студентов в количестве 100 чел.
В текущем году соответствующий прием уменьшен до 50 чел., в том числе чеченцев – 25, ингушей – 25.
Такое уменьшение набора на первый курс национального отделения Чечено-Ингушского государственного педагогического института не соответствует потребности Чечено-Ингушской республики.
По государственной переписи населения в 1938 г. насчитывалось 400 тыс. чеченцев, 99 тыс. ингушей.
Согласно постановлению сессии Верховного Совета СССР 1956 г. все чеченцы и ингуши должны быть возвращены в ЧИ АССР из Казахстана и Киргизии не позже 1960 г. К настоящему моменту в ЧИАССР насчитывается их свыше 200 тыс. чел.
В 1958/59 уч. г. в ЧИАССР уже будет 1764 чеченских и ингушских классов, в которых предусмотрено преподавание родного (чеченского и ингушского) языка и литературы 11 303 часа, что составляет 628 ставок.
К 1960 г. потребность в учителях названных дисциплин в связи с возвращением в ЧИАССР чеченцев и ингушей, остающихся в Казахстане и Киргизии, увеличится в 2-2,5 раза.
В общеобразовательной национальной школе до настоящего дня нет ни одного учителя с высшим образованием по названным предметам, а учителей со средним педагогическим образованием всего 37 чел.
Острый недостаток в учителях вынуждает Министерство просвещения ЧИАССР привлекать к преподаванию чеченского и ингушского языков и литературы лиц без специальной педагогической подготовки.
Национальное отделение Чечено-Ингушского педагогического института дает студентам квалификацию учителя родного (чеченского и ингушского) и русского языков и литературы. Это, естественно, ведет к необходимости максимально увеличить набор студентов на названное отделение.
Ограничение набора на национальное отделение Чечено-Ингушского педагогического института могло бы быть оправдано, если бы лиц со средним образованием из числа чеченцев и ингушей не имелось в достаточном количестве.
В текущем году только средние школы ЧИАССР оканчивают чеченцы и ингуши в количестве 332 чел.; не менее 400 чел., из числа окончивших школы в 1955-1956-1957 гг., работают в совхозах, на предприятиях и в учреждениях. В Казахстане и Киргизии молодых людей со средним образованием значительно больше.
При этом нужно отметить, что пединститут в состоянии обеспечить преподавателями национальное отделение со значительно большим количеством студентов, чем предусмотрено планом в настоящее время.
План набора студентов на национальное отделение Чечено-Ингушского педагогического института (100 чел.) был выполнен в 1957 г. на 75 %, было принято 50 чел. чеченцев и 25 чел. ингушей.
Произошло это потому, что дирекция педагогического института, учитывая настойчивое стремление абитуриентов на математическое отделение, увеличила прием на это отделение на 25 чел. за счет соответствующего уменьшения набора на национальное отделение.
Нужно отметить, что в прошлом учебном году был большой конкурс на национальное отделение педагогического института и многие, вполне успешно выдержавшие экзамены, не были приняты в педагогический институт.
Учитывая все изложенное, Совет Министров Чечено-Ингушской АССР просит:
1. Установить план набора на стационарное национальное отделение Чечено-Ингушского пединститута в 1958 г. на 100 чел.
2. Увеличение плана набора на национальное отделение установить за счет увеличения общей цифры приема в Чечено-Ингушский пединститут, так как общеобразовательная школа республики, особенно национальная, испытывает недостаток учителей и по специальности физики, математики, истории, русского языка и литературы, физвоспитания.
Заместитель председателя
Совета Министров Чечено-Ингушской АССР А. Бузуртанов
Резолюция: Министерство просвещения РСФСР т. Афанасенко Е. И.
Госплан РСФСР т. Макагонову С. А. Прошу рассмотреть письмо Совмина Чечено-Ингушской АССР. М. Яковлев. 16 июля .

ГА РФ. Ф. А-259. On. 42. Д. 1965. Л. 87-89. Подлинник.

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.