Закон Анголы о народной власти

ЗАКОН АНГОЛЫ О НАРОДНОЙ ВЛАСТИ № 1/76
ОТ 5 ФЕВРАЛЯ 1976 ГОДА.
1. Народная власть возникает в ходе классовой борьбы в обществе, где буржуазия являлась господствующим классом. Во время народных восстаний, острых кризисных ситуаций, когда буржуазия утрачивает монополию на осуществление политической власти, или в ходе длительной народной войны возникают условия для становления народной власти.
В эти исторические периоды народная власть возникает в отдельных рабочих районах и производственных центрах, существует параллельно с властью буржуазии и ведет с ней постоянную борьбу’. В процессе политического развития такого общества, по мере обострения классовой борьбы могут сложиться две ситуации: или органы, посредством которых народ осуществляет власть, развиваются, расширяют свое влияние, крепнут по всей стране, разрушая политическую систему эксплуататоров и создавая условия для возникновения государства народной демократии, или народные органы ликвидируются и эксплуататорские классы про’ должают осуществлять свою диктатуру.
2. Благодаря вооруженной национально-освободительной борьбе, начавшейся 4 февраля 1961 г., под контроль МПЛА перешли обширные районы страны, в которых организованный и вооруженный народ установил свою власть и осуществлял ее через созданные им органы. Таким образом, национально-освободительная борьба, завершившаяся завоеванием независимости 11 ноября, обеспечила условия для развития и укрепления народной власти по всей стране.
В то же время национально-освободительная борьба в португальских колониях и обострение классовой борьбы в Португалии вызвали структурный кризис португальской колониальной системы. Следствием воздействия этих факторов явилось раздробление и рассредоточение португальских вооруженных сил, что привело к неустойчивости государственной власти.
Невозможность монопольного осуществления политической власти колониальной буржуазией способствовала расширению народной борьбы и возникновению широких массовых движений в городских центрах и главным образом в Луанде, где развитие производительных сил было наибольшим и где поэтому рабочий класс был наиболее многочисленным и сознательным.
Этот кризис колониальной буржуазии и постоянная неэффективность ее методов подавления привели к тому, что колонисты взялись за оружие для осуществления прямых репрессий. Народные же массы пригородных районов стали организовывать органы народной власти, власти угнетенных, которая существовала параллельно с властью колониальной буржуазии.
Между тем роль защитников интересов этой буржуазии и международных монополий взяли на себя УПА (ФНЛА) и УНИТА, которые повели жестокую борьбу против зарождавшихся органов народной власти, каковыми являлись, например, народные комиссии кварталов и Фронты Кимбо.
Закладывая основы народной власти, поддерживая и защищая ее и органы, посредством которых народные массы выражали свою непосредственную волю, МПЛА с каждым разом все более решительно отмежевывалось в идеологическом плане от существовавших марионеточных политических организаций. Только в лице МПЛА народ всегда находил поддержку своей борьбе. С момента своего основания МПЛА, выражая чаяния наиболее эксплуатируемых слоев населения нашей страны, возложило на себя серьезную ответственность, включив в свою Программу обязанность защищать их интересы.
3. Статья 3 Конституционного закона гарантирует народным массам участие в осуществлении политической власти.
Настоящий Закон развивает вышеупомянутый конституционный принцип, регулируя формы организации народной власти и ее взаимоотношения с государственным аппаратом. Применение настоящего Закона потребует от МПЛА и от нашего народа больших мобилизационных и организаторских усилий, так как трудности переходного периода в условиях иностранной военной агрессии являются огромными.
Революционный совет считает, что наступил момент институционализировать действительную демократизацию политических и экономических структур нашей страны.
В соответствии с п. «а» ст. 38 Конституционного закона и во исполнение полномочий, возложенных пунктом «д» ст. 32 Конституционного закона, Революционный совет постановляет и промульгирует следующее.

Глава I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Статья 1. Определение.
1. Органами народной власти, в соответствии с нижеследующими статьями настоящего Закона, являются такие органы, посредством которых народные массы, направляемые и контролируемые их революционным авангардом — МПЛА, осуществляют политическую власть.
2. К ведению органов народной власти относится защита, упрочение и развитие революционных завоеваний народных масс, в первую очередь рабочих и крестьян.
Статья 2. Виды органов народной власти.
1. Органами народной власти являются:
а) коммунальные комиссии в соответствующих коммунах;
б) муниципальные комиссии в соответствующих районах;
в) провинциальные комиссии в соответствующих провинциях;
г) Народное собрание.
2. Органами народной власти в сельских коммунах являются:
а) народные собрания населенных пунктов;
б) народные комиссии населенных пунктов.
3. Органами народной власти в городских коммунах являются:
а) народные собрания кварталов;
б) народные комиссии кварталов.
Статья 3. Административные единицы.
1. В соответствии с настоящим Законом Ангола делится на провинции.
2. Провинции делятся на районы, последние на городские и сельские коммуны.
3. Городские коммуны делятся на кварталы, сельские коммуны — на населенные пункты.

Глава II. О НИЗОВЫХ ОРГАНАХ НАРОДНОЙ ВЛАСТИ .
Раздел I. ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НАРОДНОЙ ВЛАСТИ В НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ.
Подраздел I. О народном собрании населенного пункта.
Статья 4. Определение и состав.
1. Народное собрание населенного пункта — это орган, посредством которого жители соответствующего населенного пункта осуществляют народную власть.
2. В народном собрании населенного пункта могут участвовать все жители населенного пункта, но только лица, достигшие восемнадцати лет, имеют право голоса.
Статья 5. Компетенция.
К ведению народного собрания населенного пункта относится право:
а) избирать и распускать народную комиссию населенного пункта;
б) давать оценку действиям народной комиссии населенного пункта;
в) избирать и смещать инспектора здравоохранения.
Статья 6. Заседания.
Народное собрание населенного пункта заседает в обязательном порядке один раз в месяц, а также всякий раз, когда его созывает народная комиссия населенного пункта или минимальное число жителей, определенное в регламенте.
Подраздел II. О народной комиссии населенного пункта
Статья 7. Определение, состав и выборы.
1. Народная комиссия населенного пункта является представительным органом жителей соответствующего населенного пункта.
2. Народная комиссия населенного пункта состоит минимум из пяти и максимум из десяти членов, избираемых прямым и открытым голосованием народным собранием населенного пункта, специально созываемым для этой цели.
3. Помимо действительных членов народной комиссии населенного пункта должны быть избраны три заместителя.
Статья 8. Компетенция.
Народная комиссия населенного пункта обладает следующими полномочиями:
а) мобилизовывать и организовывать крестьянские массы для обсуждения и решения срочных и не терпящих отлагательства проблем, организовывать сопротивление и строительство народной демократии;
б) обеспечивать связь с остальными органами народной власти, способствуя тем самым укреплению рабоче-крестьянского союза;
в) постоянно анализировать политическую ситуацию и ее соответствие политической линии МПЛА, определять задачи и формы участия народных масс в революционном процессе, целью которого является построение общества, свободного от эксплуатации человека человеком;
г) изучать директивы, исходящие от вышестоящих органов народной власти, и принимать конкретные меры для их претворения в жизнь;
д) распространять в массах идеи, способствующие повышению их политического сознания и активизации их участия в борьбе;
е) бороться с невежеством, трайбализмом, регионализмом и расизмом путем организации общественных обсуждений конфликтов, возникающих среди населения, и тем самым способствовать повышению политического сознания крестьянских масс;
ж) бороться с алкоголизмом, проституцией, бродяжничеством, абсентеизмом и другими проявлениями антиобщественного поведения;
з) обсуждать и одобрять решения о формах реорганизации социальной жизни в населенном пункте;
и) высказываться по вопросу о формах организации производства в соответствующем населенном пункте, в том числе по вопросу о совместной обработке расположенных близ соответствующего населенного пункта пустующих земель под сельскохозяйственные культуры, а также по вопросу о применении принципов, в соответствии с которыми должна проводиться аграрная реформа;
к) развивать и поддерживать коллективные формы производства;
л) высказываться по вопросам распределения продуктов в соответствующем населенном пункте, вести борьбу с контрабандой, спекуляцией, скупкой и экономическим саботажем, сотрудничать с компетентными службами и усиливать контроль крестьян за торговлей произведенными ими продуктами;
м) высказываться по вопросам разрешения жилищной проблемы, здравоохранения, образования, связи и транспорта, а также по всем вопросам, касающимся улучшения условий жизни народных масс на территории соответствующего населенного пункта;
н) высказываться по вопросу о форме народного участия в охране и защите соответствующего населенного пункта под руководством компетентных органов ФАПЛА;
о) возбуждать в компетентных судебных органах дела о таких преступлениях, как измена освободительной борьбе, совершенных на территории, подлежащей ее юрисдикции или лицами, проживающими на этой территории;
п) .наблюдать за деятельностью государственных служб и учреждений, не нарушая их компетенцию, которая будет установлена с этой целью декретом;
р) периодически представлять отчеты о своей деятельности народному собранию населенного пункта и коммунальной комиссии;
с) представлять заключения коммунальной комиссии по ее просьбе;
т) созывать каждый месяц и всякий раз, когда это будет необходимо, народное собрание населенного пункта.
Раздел II. ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НАРОДНОЙ ВЛАСТИ В КВАРТАЛАХ.
Подраздел I. О народном собрании квартала.
Статья 9. Определение и состав.
1. Народное собрание квартала — это орган, посредством которого жители соответствующего квартала осуществляют народную власть.
2. В народном собрании квартала могут участвовать все жители квартала, но только лица, достигшие восемнадцати лет, имеют право голоса.
Статья 10. Компетенция.
К ведению народного собрания квартала относится право избирать и распускать народную комиссию квартала.
Статья 11. Заседания.
Народное собрание квартала заседает в обязательном порядке один раз в месяц, а также всякий раз, когда его созывает народная комиссия квартала или минимальное число жителей, определенное в регламенте.
Подраздел II. О народной комиссии квартала.
Статья 12. Определение, состав и выборы.
1. Народная комиссия квартала является представительным органом жителей соответствующего квартала.
2. Народная комиссия квартала состоит минимум из восьми и максимум из двенадцати членов, избираемых прямым и открытым голосованием народным собранием
квартала, специально созываемым для этой цели.
3. Помимо действительных членов народной комиссии должны быть избраны четыре заместителя.
Статья 13. Компетенция.
Народная комиссия квартала обладает следующими полномочиями:
а) мобилизовывать и организовывать народные массы для обсуждения и решения срочных и не терпящих отлагательства проблем, организовывать сопротивление и строительство народной демократии;
б) обеспечивать связь с остальными органами народной власти, способствуя тем самым укреплению рабоче-крестьянского союза;
в) постоянно анализировать политическую ситуацию и ее соответствие политической линии МПЛА, определять задачи и формы участия народных масс в революционном процессе, целью которого является построение общества, свободного от эксплуатации человека человеком;
г) изучать директивы, исходящие от вышестоящих органов народной власти, и принимать конкретные меры для их претворения в жизнь;
д) распространять в массах идеи, способствующие повышению их политического сознания и их участию в борьбе;
е) бороться с невежеством, трайбализмом, регионализмом и расизмом путем организации общественных обсуждений конфликтов, возникающих среди населения, и тем самым способствовать повышению политического сознания крестьянских масс;
ж) бороться с алкоголизмом, проституцией, бродяжничеством, абсентеизмом и другими проявлениями антиобщественного поведения;
з) обсуждать и одобрять решения о формах реорганизации социальной жизни квартала;
и) высказываться по вопросу о формах снабжения квартала, вести борьбу со спекуляцией, скупкой, контрабандой и экономическим саботажем, сотрудничать с компетентными службами;
к) активизировать деятельность кооперативов в соответствующих кварталах и оказывать им поддержку;
л) принимать участие в переписи жителей квартала, а также жилищ и зданий, расположенных в квартале, и соответствующих домовладельцев и квартиросъемщиков;
м) высказываться по вопросам разрешения жилищной проблемы, по вопросам здравоохранения, образования, связи и транспорта, а также по всем вопросам, касающимся улучшения условий жизни народных масс на территории соответствующего квартала;
н) высказываться по вопросу о форме народного участия в охране и защите соответствующего квартала под руководством компетентных органов ФАПЛА;
о) возбуждать в компетентных судебных органах дела о таких преступлениях, как измена освободительной борьбе, совершенных на территории, подлежащей ее юрисдикции, или лицами, проживающими на этой территории;
п) наблюдать за деятельностью государственных служб и организаций, не нарушая их компетенцию, которая будет установлена с этой целью декретом;
р) периодически представлять отчеты о своей деятельности народному собранию квартала и коммунальной комиссии;
с) представлять заключения коммунальной комиссии по ее просьбе;
т) созывать каждый месяц и всякий раз, когда это будет необходимо, народное собрание квартала.
Глава III. О КОММУНАЛЬНЫХ ОРГАНАХ.
Раздел I. О КОММУНАЛЬНОЙ КОМИССИИ.
Статья 14. Определение.
Коммунальная комиссия является высшим органом народной власти в соответствующей коммуне.
Статья 15. Состав и выборы.
1. Коммунальная комиссия состоит из пятнадцати членов, которые избираются низовыми народными комиссиями открытым голосованием на пленарном заседании, созываемом специально для этой цели.
2. Помимо пятнадцати действительных членов коммунальной комиссии должны быть избраны пятнадцать заместителей.
Статья 16. Полномочия и компетенция.
1. Коммунальная комиссия обеспечивает решение проблем, возникающих у жителей коммуны, координирует деятельность органов народной власти в пределах своей юрисдикции.
2. Коммунальная комиссия обладает следующими полномочиями:
а) активизировать и поддерживать коллективные формы производства, укреплять рабоче-крестьянский союз, обеспечивать эффективный контроль трудящихся на всех экономических предприятиях;
б) активизировать, мобилизовывать и организовывать народные массы для осуществления сопротивления;
в) способствовать развитию солидарности всех трудящихся коммуны, поддерживая их справедливую борьбу против эксплуатации;
г) обсуждать и одобрять решения о формах участия народных масс в охране и защите соответствующей коммуны под руководством компетентных органов ФАПЛА;
д) обсуждать и вносить предложения в муниципальную комиссию о формах участия коммуны в плане и бюджете провинции;
е) разрешать спорные вопросы, возникающие между различными органами народной власти соответствующей коммуны;
ж) высказывать свое мнение по всем вопросам, представляющим особый интерес для коммуны, в том числе по вопросам активизации и поддержки производственных и потребительских кооперативов, борьбы со спекуляцией, снабжения продуктами первой необходимости, борьбы с неграмотностью и болезнями, борьбы за ликвидацию всех социальных язв;
з) осуществлять наблюдение и контроль за деятельностью предприятий, служб и других государственных организаций, управление и заведование которыми будут на нее возложены согласно п. 2 ст. 55, с тем чтобы обеспечить выполнение решений органов народной власти соответствующей коммуны и выполнение национального плана;
и) контролировать выполнение решений муниципальных и провинциальных комиссий;
к) контролировать деятельность комиссара коммуны и направлять в министерство внутренних дел предложение о его замещении;
л) контролировать деятельность и методы работы государственных служащих и предлагать муниципальной комиссии рассмотреть вопрос о замене служащих, деятельность которых носит антинародный характер;
м) представлять заключения, которые от нее потребуют комиссар коммуны, муниципальные и провинциальные комиссии;
н) созывать каждый месяц и всякий раз, когда это будет необходимо, пленарное заседание низовых народных комиссий соответствующей коммуны;
о) ежегодно организовывать проведение выборов в низовые народные комиссии и введение в должность избранных членов.

Раздел II. О КОМИССАРЕ КОММУНЫ.
Статья 17. Назначение.
Комиссар коммуны назначается министром внутренних дел по предложению соответствующей директивной комиссии МПЛА и подчиняется муниципальному комиссару.
Статья 18. Компетенция.
1. Комиссар коммуны в соответствующей коммуне осуществляет проведение в жизнь политической линии, определяемой МПЛА, и обеспечивает выполнение директив, исходящих от Народного собрания и Правительства.
2. Комиссар коммуны обладает следующими особыми полномочиями:
а) осуществлять руководство административными службами коммуны, а также предприятиями, учреждениями и государственными организациями, управление которыми будет передано органам местной администрации;
б) обеспечивать выполнение законов и защиту прав граждан;
в) представлять коммунальной комиссии отчеты о своей деятельности и информировать ее о деятельности муниципального комиссара, провинциального комиссара и Правительства;
г) председательствовать на заседаниях коммунальной комиссии и обеспечивать выполнение ее решений.
Статья 19. Помощник комиссара.
1. Комиссар коммуны может иметь помощника, который осуществляет функции, делегированные ему комиссаром коммуны, и замещает последнего во время его отсутствия или в случае невозможности выполнения им его полномочий.
2. Помощник комиссара коммуны назначается министром внутренних дел по предложению соответствующей директивной комиссии МПЛА.
Статья 20. Разрешение спорных вопросов.
Разрешение спорных вопросов, могущих возникнуть между коммунальной комиссией и комиссаром соответствующей коммуны, входит в компетенцию муниципального комиссара.

Глава IV. О МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНАХ.
Раздел I. О МУНИЦИПАЛЬНОЙ КОМИССИИ.
Статья 21. Определение.
Муниципальная комиссия является высшим органом народной власти в соответствующем районе.
Статья 22. Состав и выборы.
1. Муниципальная комиссия состоит из пятнадцати членов, которые избираются коммунальными комиссиями соответствующего района открытым голосованием на пленарном заседании, созываемом специально для этой цели.
2. Помимо пятнадцати действительных членов муниципальной комиссии должны быть избраны десять заместителей.
Статья 23. Полномочия и компетенция.
1. Муниципальная комиссия обеспечивает демократизацию политических и экономических структур района и превращение его в базу народного сопротивления.
2. Муниципальная комиссия обладает следующими особыми полномочиями:
а) участвовать в разработке проекта провинциального бюджета и осуществлять контроль за его исполнением и тем самым гарантировать вклад района в создание экономики сопротивления;
б) обсуждать все вопросы, представляющие особый интерес для района, в том числе вопросы организации производства, распределения продуктов, создания стратегических резервов средств первой необходимости, организации общественного снабжения, создания муниципальных средств транспорта, вопросы жилищной политики и рационального размещения материальных и технических ресурсов для развития сельского хозяйства, местной промышленности и кустарных промыслов и для постепенного улучшения условий жизни населения;
в) осуществлять наблюдение и контроль за деятельностью предприятий, служб и других государственных организаций, управление и заведование которыми будет на них возложено согласно п. 2 ст. 55, с тем чтобы обеспечить выполнение решений органов народной власти соответствующего района и выполнение национального плана;
г) под руководством компетентных органов ФАПЛА организовывать участие народных масс в охране и защите соответствующего района;
д) координировать деятельность органов народной власти в борьбе с неграмотностью, болезнями, борьбе за ликвидацию всех социальных язв;
е) обсуждать и одобрять решения по вопросам оказания помощи населению, пострадавшему от войны;
ж) разрешать спорные вопросы, могущие возникнуть между различными коммунальными комиссиями соответствующего района, а также спорные вопросы, могущие возникнуть между любой коммунальной комиссией и комиссаром соответствующей коммуны;
з) контролировать деятельность и методы работы государственных служащих, а также обсуждать предложения об их замещении, вносимые коммунальными комиссиями, и предлагать муниципальному комиссару, если он сочтет это целесообразным, осуществить замещение того или иного государственного служащего или рассмотреть вопрос о мерах его дисциплинарной ответственности;
и) представлять заключения, которые от нее потребуют муниципальный комиссар и провинциальная комиссия;
к) созывать каждый месяц и всякий раз, когда это будет необходимо, пленарные заседания коммунальных комиссий;
л) ежегодно организовывать проведение выборов в коммунальные комиссии и введение в должность избранных членов.
Раздел II. О МУНИЦИПАЛЬНОМ КОМИССАРЕ.
Статья 24. Назначение.
Муниципальный комиссар назначается министром внутренних дел по предложению соответствующей директивной комиссии МПЛА и подчиняется провинциальному комиссару.
Статья 25. Компетенция.
1. Муниципальный комиссар в соответствующем районе осуществляет проведение в жизнь политической линии, определяемой МПЛА, и обеспечивает выполнение директив, исходящих от Народного собрания и Правительства.
2. Муниципальный комиссар обладает следующими особыми полномочиями:
а) осуществлять руководство административными службами района, а также предприятиями, учреждениями и государственными организациями, управление которыми будет передано органам местной администрации;
б) обеспечивать выполнение законов и защиту прав граждан;
в) укреплять связь между государственной администрацией и различными институтами соответствующего района, в том числе вооруженными силами и экономическими, общественными, и культурными организациями;
г) передавать на обсуждение муниципальной комиссии все проекты административных органов по вопросам, указанным в подпункте «б» п. 2 ст. 23;
д) председательствовать на заседаниях муниципальной комиссии и обеспечивать выполнение ее решений;
е) представлять муниципальной комиссии отчеты о своей деятельности и информировать ее о деятельности провинциального комиссара и Правительства;
ж) разрабатывать проекты перестройки административных органов в соответствующем районе, передавая их затем на утверждение муниципальной комиссии, а также принимать участие совместно с провинциальным комиссаром в разработке плана развития провинции;
з) созывать каждый месяц и всякий раз, когда это будет необходимо, пленарное заседание коммунальных комиссаров.
Статья 26. Помощник комиссара.
1. Муниципальный комиссар может иметь помощника, который осуществляет функции, делегированные ему муниципальным комиссаром, и замещает его во время его отсутствия или в случае невозможности выполнять им его полномочия.
2. Помощник муниципального комиссара назначается министром внутренних дел по предложению соответствующей директивной комиссии МПЛА.
Статья 27. Разрешение спорных вопросов.
Разрешение спорных вопросов, могущих возникнуть между муниципальной комиссией и муниципальным комиссаром, входит в компетенцию провинциального комиссара.
Глава V. О ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ.
Раздел I. О ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ КОМИССИИ.
Статья 28. Определение.
Провинциальная комиссия является высшим органом народной власти в соответствующей провинции.
Статья 29. Состав и выборы.
1. Провинциальная комиссия состоит из двадцати членов, которые избираются муниципальными комиссиями соответствующей провинции открытым голосованием на пленарном заседании, созываемом специально для этой цели.
2. Помимо двадцати действительных членов провинциальной комиссии должны быть избраны десять заместителей.
Статья 30. Полномочия и компетенция.
1. Провинциальная комиссия обеспечивает процесс преобразования структур колониальной и традиционной властей посредством координации действий органов народной власти провинции.
2. Провинциальная комиссия уполномочена высказываться по всем вопросам, представляющим особый интерес для провинции, в том числе по вопросам организации производства и распределения продуктов, средств связи в провинции, общественного снабжения, транспорта и в целом по вопросам организации сопротивления и строительства материально-технической базы плановой экономики.
3. Провинциальная комиссия обладает следующими особыми полномочиями:
а) обсуждать и определять план и провинциальные бюджеты, которые являются составной частью национального плана и общего бюджета государства;
б) обсуждать и определять формы участия провинции в материально-техническом обеспечении ФАПЛА;
в) обсуждать и определять формы участия населения в охране и защите соответствующей провинции под руководством компетентных органов ФАПЛА;
г) следить за выполнением решений Правительства, направленных на оказание помощи населению, пострадавшему от войны;
д) определять конкретные меры борьбы, направленные на ликвидацию социальных язв, в соответствии с директивами, определяемыми вышестоящими органами;
е) определять конкретные меры борьбы с неграмотностью и болезнями в соответствии с директивами вышестоящих органов;
ж) разрешать спорные вопросы, могущие возникнуть между различными муниципальными комиссиями соответствующей провинции, так же как и спорные вопросы, могущие возникнуть между любой муниципальной комиссией и муниципальным комиссаром соответствующего района;
з) осуществлять контроль за деятельностью предприятий, служб и других государственных организаций, управление и заведование которыми (будет на них возложено согласно п. 2 ст. 55, с тем чтобы обеспечить выполнение решений органов народной власти соответствующей провинции и претворение в жизнь национального плана;
и) осуществлять контроль за действиями средств общественной информации, а также за издательской деятельностью в форме, обеспечивающей распространение информации, которая служила бы интересам рабочих и крестьян и способствовала бы повышению их политического сознания в соответствии с директивами Центрального комитета МПЛА и Народного собрания;
к) контролировать деятельность провинциального комиссара и ставить перед Народным собранием вопрос о его замене в том случае, когда выявляется антинародный характер его деятельности;
л) представлять заключения, которые от нее потребуют провинциальный комиссар, а также непосредственно Народное собрание или Правительство;
м) разрабатывать свой регламент и назначать членов своих вспомогательных комитетов;
н) созывать один раз в три месяца и всякий раз, когда это будет необходимо, пленарное заседание муниципальных комиссий соответствующей провинции;
о) ежегодно организовывать проведение выборов в муниципальные комиссии и введение в должность избранных членов.
Статья 31. Провинциальные декреты.
1. Законодательная деятельность, о которой говорится в ст. 49 Конституционного закона, будет осуществляться провинциальной комиссией посредством издания провинциальных декретов.
2. Провинциальные декреты не могут противоречить в чем бы то ни было положениям, содержащимся в Законе, и считаются вступившими в силу, если в течение пятнадцати дней, последующих после их опубликования, не будут отменены Народным собранием.
3. Правительство может в рамках, предусмотренных предыдущим пунктом, отменить провинциальные декреты, затрагивающие вопросы, законодательствование по которым делегировано ему в соответствии со ст. 42 Конституционного закона.
Раздел II. О ПРОВИНЦИАЛЬНОМ КОМИССАРЕ.
Статья 32. Полномочия и служебные отношения.
1. Провинциальный комиссар осуществляет в соответствующей провинции проведение в жизнь политической линии, определяемой Центральным комитетом МПЛА, и директив Народного собрания и Правительства так, чтобы содействовать политической и экономической децентрализации, предусмотренной в ст. 47 Конституционного закона.
2. Провинциальный комиссар осуществляет связь между провинциальными органами народной власти и Революционным советом и Правительством; он должен в своей деятельности относиться с уважением к руководству как центральных, так и местных органов.
Статья 33. Назначение и подчиненность.
Провинциальный комиссар назначается в соответствии с положением пункта «д» ст. 38 Конституционного закона и подчиняется министру внутренних дел.
Статья 34. Компетенция.
1. Провинциальный комиссар уполномочен осуществлять руководство деятельностью предприятий и других государственных организаций, находящихся в сфере его юрисдикции, ставя целью превращение каждой провинции в базу народного сопротивления.
2. Провинциальный комиссар обладает следующими особыми полномочиями:
а) председательствовать на заседаниях провинциальной комиссии и обеспечивать выполнение ее решений;
б) координировать связи между центральными службами и своими региональными и местными органами;
в) укреплять связь между государственной администрацией и различными институтами соответствующей провинции, в том числе вооруженными силами и экономическими, общественными и культурными организациями;
г) обеспечивать выполнение законов и защиту прав граждан страны и иностранцев;
д) разрабатывать совместно с муниципальными комиссарами проекты перестройки административных органов в соответствующей провинции, передавая их на утверждение провинциальной комиссии и затем — Правительства;
е) передавать на утверждение провинциальной комиссии все проекты административных органов по вопросам, указанным в п. 2 ст. 30;
ж) представлять провинциальной комиссии отчеты о своей деятельности и информировать ее о деятельности Правительства и Революционного совета;
з) созывать каждый месяц и всякий раз, когда это будет необходимо, пленарное заседание национальных комиссаров.
Статья 35. Разрешение спорных вопросов.
Разрешение спорных вопросов, могущих возникнуть между провинциальной комиссией и провинциальным комиссаром и которые нельзя разрешить на основе принципа критики и самокритики, входит в компетенцию Народного собрания.
Статья 36. Помощник комиссара.
1. Провинциальный комиссар может иметь помощника, который осуществляет функции, делегируемые ему провинциальным комиссаром, и замещает его во время его отсутствия или в случае невозможности выполнять им его полномочия.
2. Помощник провинциального комиссара назначается Революционным советом по указанию Политбюро МПЛА.
Глава VI ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Раздел I. О ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ЦЕНТРАЛИЗМЕ.
Статья 37. Система власти.
Все органы народной власти должны строго соблюдать следующие правила:
а) свободное обсуждение вопросов;
б) подчинение меньшинства большинству; обязательность решений, в том числе и для несогласного меньшинства;
в) подчинение нижестоящих органов вышестоящим;
г) коллективное руководство и индивидуальная ответственность;
д) критика и самокритика работы и поведения.
Статья 38. Приостановление решений.
1. Акты и решения нижестоящих органов могут быть приостановлены вышестоящими органами.
2. Решение, принятое в соответствии с положением предыдущего пункта, может быть обжаловано, причем непосредственно вышестоящий орган не вправе приостанавливать такое обжалование.
3. Решение, принятое по обжалованию вышестоящим органом, в соответствии с п. 2 не является препятствием для органа, принявшего акт, обратиться для дальнейшего обжалования в более высокую инстанцию.
4. Не могут быть, однако, приостановлены акты и решения особой важности по вопросам, находящимся в юрисдикции органа, если только они не затрагивают полномочия, принадлежащие другим органам государственной власти.
Статья 39. Обязательность консультаций.
1. Все вышестоящие органы должны в обязательном порядке консультировать нижестоящие органы при принятии решений по таким важным вопросам, как:
а) аграрная реформа; организация производства и распределения средств потребления; сопротивление; улучшение условий жизни народных масс;
б) национальный план;
в) формы участия народных масс в охране и защите соответствующей территории.
2. Аннулируются и теряют силу решения, которые противоречат положению предыдущего пункта.

Статья 40. Представление информации и разъяснений.
1. Вышестоящие органы должны представлять любую информацию и разъяснения, которые от них потребуют непосредственно нижестоящие органы.
2. Нижестоящие органы должны представлять любую информацию и разъяснения, которые от них потребуют непосредственно вышестоящие органы.
3. Информация и разъяснения, о которых говорится в предыдущих пунктах, должны быть представлены в течение пятнадцати дней, считая со дня получения запроса об информации или разъяснении.
4. Положения, содержащиеся в предыдущих пунктах, не распространяются на вопросы, имеющие отношение к государственной тайне или затрагивающие интересы национальной безопасности.
Статья 41. Отчетные собрания.
1. Комиссии, предусмотренные в настоящем законе, представляют отчеты о своей деятельности:
а) на собраниях, которые они должны проводить в соответствии с положениями ст. ст. 8, 13, 16, 23 и 30 совместно с органами народной власти, их избравшими;
б) на собраниях, которые они должны проводить в соответствии с положениями ст. ст. 16, 23 и 30 совместно с непосредственными вышестоящими органами.
2. Члены провинциальных комиссий должны один раз в три месяца принимать участие в собраниях, предусмотренных в ст. ст. 16 и 23.Члены муниципальных комиссий должны один
раз в три месяца принимать участие в собраниях, предусмотренных в ст. ст. 8, 13 и 16.
3. Члены коммунальных комиссий должны один раз в три месяца принимать участие в собраниях, предусмотренных в ст. ст. 8 и 13.
4. График собраний членов комиссий, о которых говорится в пп. 2, 3 и 4 этой статьи, разрабатывается соответственно каждой комиссией, при этом каждый член комиссии должен с уважением относиться к принципу обязательного личного участия в работе собрания, проводимого совместно с низовыми органами, в состав которых он первоначально входил.

Статья 42. Повестка дня отчетных собраний.
1. На отчетных собраниях, о которых говорится в предыдущей статье, члены отчитывающихся комиссий в обязательном порядке должны:
а) выступить с кратким докладом о своей деятельности и о деятельности комиссии, в состав которой они входят;
б) дать разъяснение о том, каким образом были решены проблемы, поставленные нижестоящими органами, а также о мотивах, которые определили способ решений этих проблем;
в) объяснить причины, помешавшие в течение определенного времени решению тех или иных проблем, поставленных нижестоящими органами;
г) сообщить о критических замечаниях и предложениях, высказанных народными массами на собраниях;
д) ознакомить собрание с директивами, исходящими от вышестоящих органов;
2. На отчетных собраниях любой член органов народной власти может потребовать немедленных объяснений по поводу актов и решений, принятых отчитывающимися органами, и сообщить ответ любым нижестоящим органам, в том числе низовым собраниям и любым вышестоящим органам.
Статья 43.Протоколы отчетных собраний.
О ходе отчетных собраний должен вестись протокол, в котором необходимо отмечать факты присутствия и отсутствия и оправдательные объяснения отсутствующих.
Провинциальная комиссия должна подготовить краткое изложение протоколов собраний, упоминаемых в предыдущем пункте, и распространить его через органы общественной информации для того, чтобы народные массы имели представление о деятельности своих представителей.
Кроме того, должным образом подтвержденные критические замечания, принятые собранием к сведению в соответствии с положениями предыдущего пункта, должны стать достоянием гласности.
Раздел II. О КОМИССИЯХ.
Статья 44. Проведение выборов.
1. Члены предусмотренных в настоящем законе комиссий избираются на два года, однако их мандат может быть отозван в любое время органами, их избравшими.
2. Кандидатуры в члены комиссий выдвигаются в индивидуальном порядке; считаются избранными те кандидатуры, которые получили в убывающем порядке большинство голосов граждан, присутствующих на избирательных собраниях.
3. Кандидатуры в члены низовых народных комиссий могут быть выдвинуты избирательными комиссиями, состоящими на каждом уровне из представителей:
а) Комитета действия МПЛА;
б) УНТА (Национальный союз трудящихся Анголы);
в) ЖМПЛА (Молодежная организация МПЛА);
г) ОМА (Организация женщин Анголы).
4. Кандидатуры, к которым относится положение предыдущего пункта, будут выдвигаться на избирательных собраниях посредством публичного чтения резолюции выдвигающего органа.
Статья 45. Пассивное избирательное право.
1. В низовые народные комиссии могут быть избраны ангольские граждане в возрасте старше восемнадцати лет.
2. Могут быть избраны:
а) в коммунальные комиссии — члены низовых народных комиссий соответствующей коммуны;
б) в муниципальные комиссии — члены коммунальных комиссий соответствующего района;
в) в провинциальные комиссии — члены муниципальных комиссий соответствующей провинции.
3. Не могут быть избранными ни в какую комиссию, предусмотренную настоящим законом:
а) лица, совершившие преступления против ангольского народа или против освободительной борьбы;
б) лица, в какой бы то ни было форме сотрудничавшие с такими фашистскими организациями, как ПИДЕ/ДЖС, ПИМ-ЖАП-ЖЕИ, португальский легион, национальное народное действие, национальный союз, ОПВДКА, ФРА, ЭЗИНА, УПА (ФНЛА), УНИТА, ФЛЕК, а также сознательные агенты коллаборационистских радиопрограмм;
в) лица, использующие наемный труд с целью наживы;
г) лица, уличенные в совершении актов коррупции, в занятии контрабандой, экономическим саботажем и спекуляцией;
д) лица, которые защищают или содействуют сохранению расизма, трайбализма и регионализма;
е) тунеядцы и лица, занимающиеся бродяжничеством;
ж) лица, признанные по решению суда недееспособными или неправоспособными.
4. Первичное народное собрание по истечении пяти лет со времени совершения действий, указанных в предыдущем пункте, может объявить политическую реабилитацию лиц, совершивших эти действия, и принять решение о восстановлении их избирательного права.
5. Не могут быть также избранными:
а) комиссары коммун, муниципальные и провинциальные комиссары, пока они находятся при исполнении служебных обязанностей;
б) члены судов и прокуратуры, пока они находятся при исполнении служебных обязанностей.
Статья 46. Заместители.
1. Заместителями членов комиссий, предусмотренных настоящим Законом, являются кандидаты, получившие наибольшее число голосов граждан, присутствующих на избирательном собрании, следующее непосредственно после числа голосов, полученных
действительными членами соответствующей комиссии.
2. Включение заместителей в состав комиссий производится в порядке убывания числа голосов, полученных на выборах.
Статья 47. Отзыв мандата.
1. Мандат любого члена комиссий, предусмотренных настоящим законом, может быть отозван в любое время простым большинством голосов граждан, присутствующих на собрании по вопросу об отзыве мандата.
2. Теряет свой мандат член любой комиссии, который:
а) пропускает без уважительной причины три заседания подряд или в разное время десять раз отсутствует на заседаниях без оправдательных причин;
б) отсутствует, не указывая своего местонахождения в течение периода, превышающего девяносто дней;
в) подпадает под какое-либо из положений, предусмотренных п. 3 ст. 45;
г) занимает какое-либо служебное положение, о котором упоминается в п. 5 ст. 45;
д) совершает какие-либо действия, несовместимые с положением члена органа народной власти.
3. Предложение об отзыве мандата может быть подписано:
а) комиссией, в чей состав входит член, вопрос об отзыве мандата которого является предметом рассмотрения;
б) по меньшей мере пятьюдесятью участниками выборов в низовые народные комиссии;
в) по меньшей мере третью членов, входящих в со став органов, участвующих в выборах соответственно коммунальных, муниципальных и провинциальных комиссий.
4. Комиссия, в чей состав входит член, вопрос об отзыве мандата которого является предметом рассмотрения, должна в течение сорока восьми часов после получения запроса об отзыве или предложения, упомянутого в подпункте «а» предыдущего пункта, ознакомить заинтересованное лицо с содержанием предложения об отзыве его мандата. Последнее может в порядке защиты привести доводы, которые сочтет нужными, а также представить доказательства в пользу своих доводов.
5. Комиссия, упомянутая в предыдущем пункте, должна созвать в течение пятнадцати дней низовое на родное собрание или пленарное заседание органов, из
бравших члена, вопрос об отзыве мандата которого является предметом рассмотрения, с тем чтобы были высказаны мнения по вопросу об отзыве мандата.
6. В этом случае, если предложение об отзыве мандата члена комиссии будет одобрено, происходит его замещение в данной комиссии в соответствии с положением п. 2 ст. 46.
7. Нарушение положений предыдущих пунктов влечет аннулирование соответствующего решения об отзыве мандата или замещении члена комиссии.
Статья 48. Отказ от мандата.
1. Члены комиссий, предусмотренных настоящим законом, могут отказаться от своего мандата.
2. Отказ должен быть выражен в письменной форме и должным образом обоснован.
Статья 49. Заседания комиссий.
1. Комиссии, предусмотренные настоящим законом, в обязательном порядке собираются на очередные заседания один раз в неделю и на внеочередные — столько раз, сколько будет необходимо.
2. Заседания комиссий считаются законными, когда на них присутствует большинство их членов.
3. Решения комиссий принимаются простым большинством голосов присутствующих членов.
4. О ходе заседаний комиссий должен всегда, когда это возможно, вестись протокол, в котором необходимо отмечать факты присутствия и отсутствия и оправдательные объяснения отсутствующих, а также результаты голосований.
Статья 50. Вспомогательные комитеты и группы.
Комиссии могут образовывать постоянные и временные вспомогательные комитеты и группы, которые им будут нужны для выполнения своих полномочий.
Статья 51. Информация.
Члены комиссий могут запросить от каждого государственного или частного учреждения любую информацию, которая им требуется для выполнения своих функций, за исключением сведений, представляющих государственную тайну или затрагивающих вопросы национальной безопасности.
Статья 52. Положение члена комиссии.
1. Ни один член комиссии не может подвергаться преследованию на своем посту или во время осуществления своих мандатных полномочий.
2. Положение члена какой-либо комиссии несовместимо с выполнением функций члена других комиссий, предусмотренных настоящим законом.
3. Функции члена коммунальных, муниципальных и провинциальных комиссий вознаграждаются, когда они осуществляются в условиях исключительного режима.
4. Оплата и исключительный режим, о которых говорится в предыдущем пункте, будут определены декретом Правительства.
Статья 53. Встречи с гражданами.
Члены комиссий должны резервировать по крайней мере один рабочий день в неделю для приема граждан, которые хотят встретиться с ними в индивидуальном порядке.

Глава VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 54. Географические границы административных единиц.
Провинции, районы, коммуны, населенные пункты и кварталы до издания иного законодательства сохраняются в географических границах, которые соответствуют бывшим областям, районам или округам, административным пунктам, единицам сельского звена и кварталам.
Статья 55. Отношения с центральными административными органами.
1. Министерства должны оказывать поддержку деятельности органов народной власти непосредственно через подчиненные им службы, предоставлять различным административным единицам материальные и технические средства, необходимые им для развития, осуществления сопротивления и демократизации региональных и местных структур в соответствии с политической линией МПЛА и директивными направлениями развития, определенными в национальном плане.
2. К ведению Совета министров относится право принятия решений по вопросу постепенной передачи местным административным органам в соответствии с настоящим законом полномочий по управлению и заведованию производственными объединениями и учреждениями.
3. Управление и заведование производственными объединениями и учреждениями, упомянутыми в предыдущем пункте, осуществляемое органами местной администрации, не требует от них выполнения общих директив, исходящих от министерств или компетентных центральных органов.
Статья 56. О Революционном совете.
Полномочия, которыми настоящий закон наделяет Народное собрание, осуществляются согласно ст. 35 Конституционного закона Революционным советом.
Статья 57. О постепенном образовании органов народной власти.
1. Органы народной власти будут образовываться по мере того, как будут подготовлены объективные и субъективные условия для реального осуществления политической власти указанными органами.
2. После образования коммунальных, муниципальных и провинциальных органов народной власти будут упразднены органы местной администрации, существующие в настоящее время, их имущество будет путем инвентаризации передано комиссару соответствующих
административных единиц.
Статья 58. Административная реформа.
1. Полномочия местных административных органов, существующих в настоящее время, будут осуществляться комиссаром согласно предыдущей статье на территории соответствующей административной единицы.
2. В течение девяноста дней, считая со дня вступления в силу настоящего закона, должен быть опубликован акт о реформе служб и организаций, подчиняющихся министерству внутренних дел.
3. Пока не будет осуществлена перестройка организации и финансирования служб, указанных в предыдущем пункте, эти службы будут продолжать руководствоваться действующим законодательством во всем, что не противоречит настоящему Закону.
Статья 59. Толкование и восполнение пробелов.
Сомнения, возникающие в процессе применения настоящего Закона, будут разрешаться заключениями министра внутренних дел.
Статья 60. Отмена законодательства.
Считается недействительным любое законодательство, противоречащее настоящему Закону.
Статья 61. Вступление в силу.
Этот Закон вступает в силу немедленно.
Просмотрен и одобрен Революционным советом 5 февраля 1976 г.