Дворянский чеченской кодекс чести

ЧЕЧЕНСКИЙ ДВОРЯНСКИЙ КОДЕКС ЧЕСТИ
Чеченский дворянский кодекс чести – феодальный рыцарский средневековый кодекс чести, дворянство возникло у чеченцев к 12 веку, частично было уничтожено нашествием монголов и окончательно после Тимура, когда у чеченцев произошла антифеодальная средневековая революция, связанная с полным стиранием из памяти народа сведений о чеченских дворянах, у многих кавказских народов известны «демократические революции», когда дворяне лишались сословных привилегий, данные кодексы особенно известны у адыгов под названием «Уэркъ Хабзэ» (уэркъ – рыцарь, дворянин; хабзэ – кодекс обычно-правовых, этикетных норм). Исторически рыцарский кодекс у чеченцев трансформировался в общечеченский кодекс «Нохчалла», хотя у адыгов рыцарский кодекс «Уэркъ Хабзэ» отличался от «общеадыгского «Адынэ Хабзэ», став к 20 веку его частью.
Чеченская демократическая революция – антифеодальная средневековая революция у чеченцев, такие революции известны многим народам Кавказа. Смысл в коренной ломке феодальных отношений, когда дворяне лишались всех средневековых сословных привилегий, приравняясь в своих правах и обязанностях ко всем остальным. Однако это не означало полной экспроприации имущества, а лишь уравнивание его в правовом режиме с имуществом общины. Община снова становилась центральным местом общественной жизни чеченца, а не взаимоотношения с дворянством. Вместо дворян появилось понятие мужчины-воина, чести воина как выдающихся представителей народа, защищающих его. У чеченцев эта революция произошла в 15 веке, после того как процесс значительно был усилен в эпоху после нашествия монголов Мункэ в 1236 году на Кавказ, а сдетонирована ситуация была нашествием Тимура в конце 14 века, когда чеченцы были поставлены в условия выживания. Демократическая революция у чеченцев была самой последовательной среди кавказских народов и привела к тому, что понятие чеченское дворянство стерлось из памяти народа, что однако не означат, что его не было. В результате никаких следов чеченских князей не осталось, а князья с 16 века были по происхождению кумыкскими в равнинной Чечне. Не осталось также и следов Чеченского дворянского кодекса чести, но исходя из общей эволюции кавказских народов, нельзя сомневаться в том, что он был.
1. Верность князю
Всегда следуй поступкам князя, если они не противоречат твоему достоинству.
Позорно оставить князя, тем более на поле боя.
Только сам князь может освободить от присяги.
2. Почитание древности.
Чеченец должен испытывать уважение к родителям. Помни, что они даровали тебе жизнь и что ты их плоть и кровь.
Чеченец должен испытывать уважение ко всем старшим, будь хотя бы это старшинство всего на год.
Почитая их, ты почитаешь поколения своего рода и свое начало.
3. Мужество
Дворянин не может бежать в бою. Лучше гибель в бою, чем презрение сородичей.
Трусость искупается подвигом или смертью.
Храбрость почитается всеми в роду и в народе.
4. Женщина.
Женщина – это начало жизни. Даровать жизнь детям, стольким, скольким наградит Бог, не отказываясь ни от одного, воспитывать их – вот ее предназначение.
Мужчина, не уважающий женщину, не может им называться.
Ссора перед ней или невоздержанность языка – грех.
5. Мужчина.
Мужчина – глава семьи, на нем забота и ответственность за то, чтобы женщина не испытывала физических и духовных мук за материальное благополучие семьи.
Ведь высшая ценность чеченца – это семейный очаг, и женщина – хранительница его, поэтому ее необходимо почитать.
6. Дети
Дети воспитываются в духе настоящего кодекса.
Родители отвечают за воспитание детей.
Дети наследуют честь рода, к которому принадлежат их родители.
7. Честь.
Твоя честь – это твое лицо.
Честь и достоинство не выпрашиваются и не покупаются, а заслуживаются каждый день.
Но потерять ее можно за миг ошибки.
Будь ты мужчина или женщина, ты должен ценить и оберегать свою честь.
За честь можно пожертвовать жизнью, но никогда – наоборот, потому что чеченец не сможет жить, обесчещенным.
Ибо как может жить тело, потеряв сердце.
8. Смерть.
Чему есть начало, тому есть и конец.
Не ищи смерти и не отвращайся от нее, будь к ней равнодушен.
Все рождаются одинаково, но умирают по-разному и, встретив смерть, скажи: «Я умел достойно жить, и сумею достойно уйти. Как мы радовались по родившемуся, так он заслужил право на искреннюю скорбь о нем».
Думай о своих детях и своем роде, которые наследуют твое имя; в мир отцов подобает уходить благородно, как истинный чеченец.
9. Цель.
Если ты появился на этот свет, ты не должен превращать свою жизнь в хаотичное движение к развязке.
Прежде всего, нацелься на успех в жизни, конкретных делах. Ты должен быть победителем.
Делай то, что хочешь делать и в чем чувствуешь удовлетворение в душе.
Будь поглощен действием и проживай каждую секунду. Не будь напряжен, но будь на пределе возможностей.
Презри боль, трудности и потери. Черкесу противны жалобы. Умри, но не показывай слабости. Знай, каждое преодоление возвышает твой дух и продвигает твое дело.
10. Добро и Зло.
Имей чистый разум, свободный от скверны и замутненности. Уподобь его водной глади, чтоб ты правильно понимал и оценивал суть вещей, делал различие между Добром и Злом, Созиданием и Разрушением.
Не представляйся излишней радости и огорчению.
Будь прям в Справедливости, имея силу и будучи немощным.
Будь доброжелателен к человеку, помогая ему в добрых делах на его пользу, и не жди просьбы о помощи.
Будь милосерден к малому, слабому, сироте и вдове. Отдай им часть уготованного себе и не ограничивай свое сострадание.
Знай друзей своих, и знай врагов своих. Цени первых, будь им верен, разломи хлеб и большой кусок отдай другу и сделай так, чтобы он этого не заметил.
Будь сильнее и хитрее врагов своих.
Зла не делай сам, но не поощряй творящих его своей слабостью перед ними.
11. Культ красоты и гармонии.
Поклоняйся красоте и почитай ее. Красота – это гармония. Стремись к ней во всем.
Красота от Бога – это красота женщины.
Красота, которой мы окружены – это природа.
Красота, которую мы создаем сами – это красота взаимоотношений между людьми, их наполненность человечностью и доброжелательностью.
12. Гостеприимство.
Поистине беден тот, чья кунацкая пустует, ибо, что дороже гостя, будь он твой родственник или просто путник?
Для гостей нет разницы в возрасте. Он должен чувствовать в твоем доме тепло и защиту, внимание и заботу.
Особо необходимо отнестись к гостю из чужой страны или из другого народа.
13. Добродетель.
Не кичись своими заслугами, и не хвались своими способностями, не гонись за дутой славой.
Достигший силы и уверенности в себе, не будет говорить «Я». Он будет ценить свое слово и, если его поросят о вещи, которая лежит у него дома, он скажет: «Я постараюсь», так как обманывать не подобает.
Презри раболепство и хитрость перед сильнейшим, но не путай твердость в убеждениях и отсутствие рассудка в некоторых случаях. Чистый разум укажет тебе путь.