Из «Конституции» Никиты Муравьёва

ИЗ «КОНСТИТУЦИИ» Н.М. МУРАВЬЕВА
Глава I. О народе Русском и правлении
1. Русской народ, свободный и независимый, не есть и не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства.
2. Источник Верховной власти есть народ, которому принадлежит исключительное право делать основные постановления для самого себя.
Глава II. О гражданах
3. Гражданство есть право, в определенном в данном Уставе порядке участвовать в общественном управлении: посредственно, т.е. выбором чиновников или избирателей, непосредственно, т.е. быть самому избираемым в какое-либо общественное звание по законодательной, исполнительной или судебной части.
4. Граждане суть те жители Российской Империи, которые пользуются правами выше определенными.
5. Чтобы быть гражданином, необходимы следующие условия:
1. не менее 21 года возраста,
2. Известное и постоянное жительство,
3. 3дравие ума.
4. Личная независимость.
5. Исправность платежа общественных повинностей.
6. Непорочность перед лицом закона.
7. Собственность отдельная на свое имя: 1-е недвижимой на 500 руб. серебром, или 2-е движимой (вещей или капитала) на 1000 руб. серебром. Всякий природный житель Государства Российского, который не был гражданином, но достиг своими трудами до того, что составил себе требуемое состояние, если он в других отношениях ответствует вышеозначенным условиям, поступает немедленно в граждане. Иностранец, не родившийся в Россия, но жительствующий 7 лет к ряду в оной [и приобретший в оной недвижимую собственность по крайней мере в 500 руб. серебром] имеет право просить себе гражданства Российского у судебной власти, отказавшись наперед клятвенно от правительства, под властью которого прежде находился. Иностранец, не получивши гражданства, не может исполнять никакой общественной или военной должности в России, не имеет права служить рядовым в войске Российском и не может приобрести земель.
8. Через 20 лет по приведении в исполнение сего Устава Российской Империи никто, не обучившийся русской грамоте не может быть признан гражданином.
9. Права гражданства теряются — на время:
1. Судебным объявлением о расслаблении ума.
2. Нахождением под судом.
3. Судебным определением о временном лишении прав.
4. Объявленным банкротством.
5. Общественною недоимкою.
6. Нахождением в услужении при ком-либо,
7. Неизвестностью местопребывания, занятий и средств к пропитанию.
Навсегда:
1. Вступлением в подданство иностранного государства,
2. Принятием службы или должности в чужой земле без согласия своего правительства,
3. Приговором суда к бесчестному наказанию, влекущему за собой лишение гражданских прав,
4. Если гражданин без согласия Веча примет подарок, пенсию, знак отличия, титло или звание почетное, или приносящее прибыль от иностранного правления, Государя или народа.
Черное и белое духовенство пользуется правами гражданскими; члены их смотря по тому, каким они условиям ответствуют, — могут быть избирателями или избранными.
Глава III. О состоянии, личных правах и обязанностях Русских.
10. Все Русские равны перед законом.
11. Русскими почитаются все коренные жители России и дети иностранцев, родившихся в России, достигшие совершеннолетия, до тех пор, пока они не объявят, что не хотят пользоваться этим преимуществом.
12. Каждый Русский обязан носить общественные повинности, повиноваться законам и властям Отечества и явиться на защиту Родины, когда востребует того закон.
13. Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся земли Русской, становится свободным. Разделение между благородными и простолюдинами не принимается поскольку противно Вере, по которой все люди братья, все рождены на благо по воле Божьей, все рождены для блага и все просто люди: ибо все слабы и несовершенны.
14. Всякий имеет право излагать свои мысли и чувства невозбранно и сообщать о них посредством печати своим соотечественникам. Вредные книги, подобно всем прочим действиям [другим преступлениям], подвержены обвинению граждан и преследуются перед судом с присяжными.
15. Существующие ныне гильдии и цехи в купечестве, ремеслах уничтожаются.
16. Всякий имеет право заниматься тем промыслом, который ему покажется выгоднейшим: земледелием, скотоводством, охотою, рыбною ловлею, рукоделиями, заводами, торговлею и так далее. Всякий русский в праве ехать, оставаться, словом делать все, что не ограничено и не воспрещается законом и частными постановлениями, лишь бы он не вредил другому и не касался чужой собственности.
17. Всякая тяжба, в которой дело идет о ценности, превышающей фунт чистого серебра 25 руб. серебром поступает на суд присяжных.
18. Всякое уголовное дело производится с присяжными.
19. Подозреваемый в злоумышлении может быть взят под стражу постановленными Уставом властями и учрежденным порядком, но в 24 часа под ответственностью тех, которые его задержали, должно ему объявить письменно о причине его задержания, в противном случае он немедленно освобождается. Никто не может быть обвинен, задержан, или заключен в темницу, кроме как в случаях, определенных законом и в образе оным учрежденным. Каждый, кто испрашивает, причиняет или исполняет произвольное веление должен быть наказан. Но каждый человек, которого призывают или берут в силу существующего закона, обязан повиноваться немедленно и становится виновным, если воспротивится.
20. Заключенный, если он не обвинен по уголовному делу, немедленно освобождается, если найдется за него порука.
21. Никто не может быть наказан, как в силу закона, обнародованного до преступления и правильно законным образом приведенного в исполнение. Всякая строгость, оказанная человеку, как заключение сделалось необходимым, сверх той, которая потребна для задержания его, должна быть запрещена законом.
22. Устав этот определит, каким чиновникам и в каких обстоятельствах предоставляется право давать письменные приказания задержать кого-либо из граждан, сделать домовой обыск, забрать его бумаги и распечатать письма его. Равным образом определит оный ответственность за таковые поступки.
23. Право собственности, заключающее в себе одни вещи, священно и неприкосновенно.
24. Земли помещиков остаются за ними. Дома поселян с их огородами признаются их собственностью со всеми земледельческими орудиями и скотом, им принадлежащим. Земли помещиков остаются за ними, особый закон определит вознаграждение, которые обязаны им сделать поселяне, которые вздумают остановить свое селение и переселится в другое место, за временное прерывание в порядке получения доходов с возделываемой этими поселянами земли. Крестьяне так называемых ныне экономических и удельных волостей вносят также своему обществу единовременное вознаграждение в подобном случае, за плату земских повинностей вместо них.
25. Крестьяне экономическое и удельные будут называться общими владельцами, равно как и ныне называющиеся вольными хлебопашцами, поскольку земля, на которой они живут, представляется им в общественное владение и признается их собственностью. Удельное Правление крестьян уничтожается.
26. Последующие законы определят, каким образом эти земли поступят из общественного в частное владение каждого из поселян, и на каких правилах будет основан сей раздел общественной земли между ними.
27. Поселяне, живущие в арендных имениях (владениях) равно делаются вольными, но земли остаются за теми, кому они были даны, и по то время, по которое были даны. Поселяне, которые вздумали бы оставить селение, должны будут внести арендатору вознаграждение, которое определит закон по окончании сроков, на которые розданы аренды. Закон определяет, какое употребление сделает из оных.
28. Военные поселения немедленно уничтожаются. Поселенные батальоны и эскадроны с родственниками рядовых вступают в званье общих владельцев.
29. Разделение людей на 14 классов отменяется. Гражданские чины, заимствованные у немцев и ничем не отличающиеся между собою, уничтожаются сходственно с древними постановлениями народа русского. Названия и сословия однодворцев, мещан, дворян, именитых граждан заменяются все названием гражданина же русского.
30. Жалование священнослужителям будет производиться и впредь. Равным образом они освобождаются от постоя и подвод.
31. Кочующие племена не имеют прав гражданских. Право участвовать в выборе волостного старшины предоставляется, однако ж и им. Право подавать свой голос при выборе некоторых местных властей (напр. волостного старейшины) представляется каждому русскому не гражданину.
32. Граждане имеют право составить всякого рода общества и товарищества, не испрашивая о том ни у кого позволения ни утверждения: лишь только бы действия оных не были противозаконными.
33. Каждое такое общество имеет право делать себе постановления, лишь бы они не были противны сему Уставу и законам общественным.
34. Никакое иностранное общество не может иметь в России подведомственных себе обществ или сотовариществ,
35. Никакое нарушение закона не может быть оправдано повелением начальства. Сперва наказывается нарушитель закона, потом подписавшие противозаконное повеление.
36. Граждане имеют право обращаться со своими жалобами и желаньями к народному Вечу, к Императору и к правительствующим сословиям Держав.
37. Подземелья и казематы крепостные, вообще все так называемые Государственные темницы уничтожаются; никто не может быть заключен иначе, как в назначенных на сей предмет общественных темницах.
38. Обвиняемые не должны быть заключены в одних местах с осужденными, заключенные за долги или за легкие проступки — с преступниками и злодеями.
39. Тюремное начальство должно быть избираемо гражданами из людей добросовестных, и которые были бы в состоянии ответствовать за всякий противозаконный и бесчеловечный поступок с заключенными.
40. Нынешние полицейские чиновники отрешаются и заменяются по выборам жителей.
41. Всякий гражданин, который бы насилием или подкупами нарушил свободный выбор народных представителей, предается суду.
42. Никто не может быть отвлечён в отправлении своего Богослужения по совести и чувствам своим, лишь бы только не нарушил законов природы и нравственности.
Глава IV. О России.
43. В законодательном и исполнительном отношениях все России делятся на 13 Держав, 2 области и 368 Уездов или Поветов.
Все население полагается в 22,630,000 жителей мужского пола, и по сему предположению разочтено представительство оной:
Жители М. П. Державы Столицы
450000 I Ботничевская Гельсингфорс
1685000 II Волховская г. Св. Петра
750000 III Балтийская Рига
2125000 IV Западная Вильно
2600000 V Днепровская Смоленск
3465000 VI Черноморская Киев
750000 VII Кавказская Тифлис
3500000 VIII Украинская Харьков
2450000 IX Заволжская Ярославль
2000000 X Камская Казань
1425000 XI Низовская Саратов
490000 XII Обийская Тобольск
250000 XIII Ленская Иркутск
Московская область Москва
Донская область Черкасск
Державы делятся на уезды, уезды на волости от 360 до 1500 жителей мужского пола. В судебном отношении державы делятся на округи равные нынешним губерниям.
Глава VI. О народном Вече
59. Народное Вече, состоящее из верховной Думы и Палаты народных представителей, облечено всей законодательной властью.
Глава VII. О Палате Представителей, о числе и выборе Представителей.
60. Палата представителей составлена из Членов, выбранных на два года гражданами Держав.
61. Во время своего избрания представитель должен жительствовать в избравшей его Державе.
62. Лица, принявшие на себя подряды и поставки на общественные нужды, не могут до совершенного окончания оных быть представителями.
63. Кроме означенных условий, чтобы быть представителем, требуется только Доверие большого числа избирателей уезда или Повета с следующими, однако, ограничениями: иностранец, получивши права Русского Гражданства, может быть избран в представители только через 7 лет после его Гражданствования.
64. Число представителей определяется соразмерно населению следующим образом: каждые 50000 обывателей мужского пола посылают в палату представителей одного представителя. В числе сих 50000 должно только полагать жителей, имеющих оседлость, постоянное жилище, не принимая в счет кочующих племен.
65. Подробное исчисление всех жителей должно быть сделано три года после приведения сего Устава в исполнение, а потом через каждые 10 лет должна происходить новая перепись таким образом, как определит особый на то закон.
66. До тех пор назначается число представителей 450. Каждые 2 года последний вторник сентября месяца имеют быть сходки для выбора народных представителей под председательством уездных или поветовых и тысяцких и их помощников. Первые выборы должны воспоследовать немедленно по обнародования сего Устава.
67. Писарь, назначенный тысяцким, записывает имена всех присутствующих избирателей и сколько кто получил голосов. Четыре дня полагаются окончательным сроком для выбора.
68. Список этот утверждается подписью всех присутствующих чиновников и писарей, запечатывается и немедленно отправляется к Державному Дьяку, к которому оный должен быть доставлен в продолжение двух недель непременно.
69. Державы дают представителей:
Ботничевская 9 Украинская 70
Волховская 33 Заволжская 40
Балтийская 14 Камская 40
Западная 42 Низовская 28
Днепровская 52 Обийская 10
Черноморская 69 Ленская. 5
Кавказская 15 Московская обл. 10
Донская обл. 15 ВСЕГО 450
70. Правительственной власти каждой Державы предоставляется распределить число представителей на уезды или поветы и означить, сколько представителей избирает один уезд или повет, или в малочисленных краях, сколько уездов или поветов участвует в выборе одного представителя.
71. Если в представительстве какой-либо Державы откроются места, то исполнительная власть той Державы немедленно созывает избирателей, чтобы оное наполнить.
72. Палата представителей сама избирает своего председателя, она одна пользуется правом предавать суду Сановников Империи.
Глава VIII. О Думе верховной.
73. Верховная Дума состоит из трех граждан каждой Державы, двух граждан Московской области и одного гражданина Донской области. Всего 42 члена. Члены Верховной Думы избираются правительственными сословиями Держав и областей, т.е. обеими соединенными в одно место палатами выборных и Державными Думами.
74. Немедленно по прибытии в столицу членов Верховной Думы они разделяются на три разряда, по возможности, равных. Члены первого разряда выходят из Думы по истечении 2-х лет. Члены второго разряда по истечении 4, члены третьего разряда по истечении 6 лет, так что треть всей Думы возобновляется каждые два года новым избранием. Если же в продолжение двух годов между выходами откроются места, смертью членов, или увольнением оных, то исполнительная власть сих Держав сделает временное назначение (если это случилось в такое время, когда правительственное собранье Держав распущено), пока правительственное собранье не заменит его.
75. Условия, необходимые, чтобы быть Членом Верховной Думы:
а) 30 лет возраста,
б) 9 лет гражданства в России для иностранца и жительство во время избрания в той Державе, которая его избирает,
в) недвижимого имения ценою на 1500 фунтов чистого серебра или движимого на 3000 фунтов чистого серебра.
77. Верховной Думе принадлежит суд над министрами, верховными судьями и всеми прочими сановниками Империи, обвиненными народными представителями. Никто не может быть объявлен виновным, как только 2/3-ми голосов всех присутствующих членов. Дума не имеет права назначить другого наказания, как только объявить подсудимого виновным и лишить его занимаемого им места и звания. Дальнейшее суждение над виновным продолжается в присутственных местах обыкновенным порядком судебным с присяжными, по письменному обвинению Верховного Блюстителя. Изобличенный судом Государственный Сановник подвергается казни, определенной законами. Дума участвует вместе с Императором в заключение Мира, в назначении судей верховных судебных мест, Главнокомандующих сухопутных и морских сил, корпусных командиров, начальников эскадр и Верховного Блюстителя. Для этого потребуется большинство 2/3 членов Думы.
Глава IX. О власти, преимуществах Народного Веча и составлении законов
78. Народное Вече собирается, по крайней мере, раз в год. Открытие его заседаний назначается в первый вторник декабря месяца, до тех пор, пока законом не будет определено другого срока.
79. Каждая Палата сама судит о правах и выборе своих членов. В обеих большинства достаточно, чтобы судить о делах, но четвертая часть их имеет право отсрочивать заседания от дня на день, до съезда остальных членов и уполномочена принудить отсутствующих членов прибыть к заседаниям таковыми штрафами, каковые будут по сему предмету установлены обеими Палатами.
80. Каждая Палата имеет право сделать свое постановление наказывать членов своих за непристойное поведение и в случае преступления, но отнюдь не мнений, исключить члена определением 2/3 голосов.
81. Заседания обеих Палат публичны. Обе Палаты однако же предложения Императора рассуждают с закрытыми дверями, выслав наперед всех посторонних. Это происходит равным образом в Палате представителей, когда 50 членов оной востребуют тайного совещания, и в Верховной Думе по востребованию 5 членов. Женщины и несовершеннолетние до 17-летняго возраста не допускаются на заседания обеих Палат.
82. Каждая Палата ведет дневные записки своих рассуждений и печатает оные от времени до времени, кроме того, что они определят оставить тайным. Мнения членов каждой Палаты в пользу или против какого либо предложения должны быть записаны в журнал по востребованию 1/5 числа присутствующих членов.
83. Члены Верховной Думы и представители получают из общественной казны вознаграждение за свое служение, за каждый день, в котором они присутствовали на заседаниях, равное 21 золотнику чистого серебра (5 руб. серебром). За каждые сто верст, которые им нужно проезжать от своего местопребывания до столицы и обратно к себе, получают они также вознаграждения, равные сорока трем (43) золотникам чистого серебра (10 руб. серебром). Ни в каком случае кроме измены, преступления и нарушения общественного порядка, нельзя брать под стражу членов Народного Веча ни во время заседаний, ни на пути их в столицу, ни во время возвращения их.
84. Нигде нельзя их тревожить за то, что они говорили каждый в своей Палате, и никто не в праве требовать от них объяснений речей их, там произнесенных. Член Палаты, уличенный в преступлении, до приговора судебного исключается Палатою своею.
85. Никакой должностной человек, в службе общественной находящийся, не может быть членом ни той, ни другой Палаты, пока он будет сохранять свою должность.
86. Никакой член Думы, ни представитель в продолжение всего того времени, на которое он избран в сие звание не может быть назначен ни в какую гражданскую должность, которая была бы учреждена, или которой бы выгоды были в то время увеличены или умножены.
87. О всяком предложении налогов или набора ратников должно быть наперед рассмотрено в Палате Представителей, но Дума может делать оным изменения, как и во всяком предложении. Изменения сии в предложении о налогах тогда только становятся действительными, когда Палата Представителей оные допустит.
88. Всякий проект закона прочитается три раза в каждой палате. Между всяким чтением должно пройти 3 дня, по крайней мере; после каждого чтения происходят обсуждения. После первого чтения проект закона печатается и раздается всем присутствующим Членам.
89. Всякое предложение, получившее согласие Думы и Палаты представителей должно еще быть представлено Императору, чтобы получить силу закона. Если Император одобряет предложение, то подписывает оное, ежели не одобряет, то отсылает со своими замечаниями в ту Палату в которую оно сначала поступило. Палата записывает в свой журнал все замечания Императора против сего предложения и вновь открывает, об этом обсуждения. Если после сего вторичного суждения о предложении 2/3 членов остаются в пользу предложения, то оное поступает со всеми замечаниями Императора в другую Палату, которая начнет также разбирать оное вновь, и там, если таковых большинство одобряет оное, оно становится уже от того законом. В подобных сему случаях Члены Палаты должны подавать свои голоса через одно выражение «да» или «нет» и в журнале каждой Палаты записываются имена всех членов, подававших голоса в пользу или против сего предложения.
90. Если Император по прошествии 10 дней (исключая воскресенье) не возвратит представленного ему проекта, то оный получает силу закона. Если же Народное Вече отсрочит между тем свои заседания, то предложение не становится законом. Всякое приказание, решение, или прокламация и манифест, требующие содействия обеих Палат (исключая обсуждения об отсрочке заседании), должно быть представлено Императору и утверждено им, чтобы быть приведенным в исполнение. Если же он отвергнет оное, то оно должно быть снова принято 2/3 обеих Палат, сходно с правилами выше означенными.
91. Проект, отвергнутый одной из Палат, может быть вновь представлен только в следующий съезд Народного Веча.
92. Народное Вече имеет власть постановлять и отменять законы судные и исполнительные, то есть:
1) Издать для России Уложение Гражданское, Уголовное, Торговое и Военное, уставить Учреждения по благочинию и правила судопроизводства и внутреннего управления присутственных мест.
2) Объявлять законом в случае нашествия или возмущения, что такая область находится на военном положении и под военными законами.
3) Обнародовать закон о Всепрощении.
4) Распускать правительственные собрания Держав в случае, если бы оные преступали пределы своей власти, и повелеть избирателям приступить к новым выборам.
5) Объявлять войну.
6) Устройство, содержание, управление, расположение и движение войск сухопутных и морских, система укрепления пределов, берегов, пристаней, набор, пополнение войск и внутренняя стража зависят от узаконении Народного Веча.
7) Налоги, займы, поверки расходов, пенсии, жалованья, все сборы и издержки, одним словом, все финансовые меры. Но оно не может утвердить никакой бюджет более, нежели на два года.
8) Все меры Правительства о промышленности, о богатстве народном, учреждения ямов, почт, содержание сообщений сухопутных и водяных, заведение новых, учреждение банков.
9)Покровительствует Наукам и полезным Искусствам, дает сочинителям и изобретателям исключительное право пользоваться определенное число лет их сочинениями и изобретениями. Имеет право предлагать Державному Правителю собраниям повсеместное преподавание Закона Божия, языка Российского, Общественного Устава и Военных Наук, но отнюдь не может ограничивать в сем смысле свободы оных и частного преподавания.
10) Постановления правил награждения для гражданских чиновников, устройство порядка службы во всех отраслях управления и статистические отчеты всех частей правительства.
11) Получать донесение Министра, в случае болезни телесной или нравственной Императора, кончины или отреченья объявляет регентство или провозглашает Наследника Императором.
12) Избирает Правителей Держав.
93. Народное Вече не имеет власти учреждать новых конституционных законов, ни отменять существующих, одним словом, не имеет права издавать постановлении ни о каком предмете, не помещенном в сем исчислении прав его.
94. Народное Вече, составленное из мужей избранных народа Русского и представляя Его собою, приемлет наименование Его Величества.
95. Народное Вече определяет общие налоги и издержки, предоставляя частные распоряжениям правительственных собраний Держав. Существующие долги признаются Народным вечем, которое ручается в платеже оных.
97. Право изменить Устав или избрать другое поколение на царство принадлежит Народному и Державным соборам, а не Народному Вечу.
98. Народное Вече не имеет власти ни постановлять, ни запрещать какое-либо Вероисповедание, или Раскол. Вера, совесть и мнения граждан, пока оные не обнаруживаются противозаконными действиями, не подлежат власти Народного Веча. Но Раскол, основанный на разврате или на действиях противоестественных, преследуется присутственными местами на основании общих постановлений. Народное Вече не имеет власти нарушать свободы речей и книгопечатания.
100. Народное Вече имеет право взять частную собственность в общественное употребление за справедливое вознаграждение.
Глава X. О верховной исполнительной власти
101. Император есть: Верховный Чиновник Российского Правительства. Его права и преимущества суть:
1) Власть его наследственная по прямой линии от отца к сыну, но от тестя она не переходит к зятю.
2) Он соединяет в особе своей всю исполнительную власть.
3) Он имеет право останавливать действие законодательной власти и принуждать ее ко вторичному рассмотрению закона.
4) Он Верховный Начальник сухопутной и морской силы.
5) Он Верховный Начальник всякого отделения Земских Войск, поступающего в действительную службу Империи.
6) Он может требовать письменного мнения главного чиновника каждого исполнительного департамента о всяком предмете, с его обязанностью сопряженном.
7) Ведет переговоры с иностранными державами и заключает мирные трактаты с совета и с согласия Верховной Думы, лишь только две трети присутствующих Думы на то согласились. Трактат, таковым образом заключенный, поступает в число Верховных законов.
8) Он назначает посланников, министров и консулов и представляет Россию во всех её отношениях с иностранными Державами. Он назначает всех чиновников, о которых не говорено в сем Уставе.
9) Не может, однако же, помещать в трактатах статей, нарушающих права и состояние Граждан внутри отечества. Равным образом не может включать в оные без согласия Веча Народного условия напасть на какую-либо землю, не может уступить никакого участка земель, принадлежащих России.
10) Назначает судей верховных судебных мест с совета и согласия Верховной Думы.
11) Он наполняет все места, ставшие свободными, когда Народное Вече распущено, и дает от себя постановленным временным чиновникам Грамоты на сии места, которые имеют силу до окончания первого съезда Думы.
12 Он означает и постановляет по каждой отрасли дел или в каждом Приказе Главу, как-то:
а) Главу казначейского Приказа (Мин. Фин.).
б) Главу Приказа сухопутных сил [Мин. Воен.).
в) Главу Приказа морских сил (Морск. Мин.).
г) Главу Приказа внешних сношений.
13) Он обязан при каждом съезде обеих Палат доставлять Народному Вечу сведения о состоянии России и представлять его суждению принятие мер, которые ему покажутся необходимыми или приличными.
14) Он имеет право созывать обе Палаты и Верховную Думу в случае переговоров или суда.
15) Не может употреблять войска во внутренности России в случае возмущения, не сделав о том предложения Народному Вечу. которое немедленно обязано удостовериться посредством следствия в необходимости Военного положения.
16) По востребованию его обе Палаты разбирают его предложение в тайном совещании, ежели сие покажется ему нужным.
17) Если бы Палаты не согласились между собой на время отсрочки их заседаний, то он может отсрочить их, но не более, как на три месяца.
18) Он принимает послов и уполномоченных иностранных Правительств.
19) Наблюдает за строгим исполнением общественных законов.
20) Дает Грамоты назначения всем Чиновникам Империи.
21) Ему дается титул Его Императорского Величества, никакой другой не допускается. Выражения: Именное повеление, Высочайшее соизволение, соизволение быть по сему и т. п. уничтожаются, яко неприличные и не имеющие никакого значения в земле благоустроенной.
22) Народное Вече определяет, с каким обрядом новый Император принимает сие званье.
23) Император при вступлении своем в правление произносить следующую присягу посреди Народного Веча: «Я клянусь торжественно, что буду верно исполнять обязанности Императора Российского и употреблю все мои силы на сохранение и защиту сего конституционного Устава России».
103. Особы, составляющие Семейство Императора, не отличаются от частных лиц, подчинены тем же учреждениям и тому же влиянию Правительства, как и все прочие, и не пользуются никакими особыми правами и преимуществами.
105. Правитель Империи не может удалиться из страны так как:
а) Ход дел в Правлении замедляется.
б) Равновесие властей расстраивается.
в) Неприлично, чтобы первослужитель Народа находился не среди оного.
г) Народ может претерпеть серьёзные оскорбления в лице его от Иностранцев.
д) Такое путешествие повлечет за собой издержки запрещённые сим Уставом.
е) Сверх того, в отделении от отечества Император может скорее следовать внушениям иностранных завистников и сделаться орудием их злоумышлений, а потому Император ни в каком случае не имеет права выехать из пределов Отечества, даже в заморские владения отечества.
106. Выезд Императора из России не иначе представляется, как оставлением оной и отречением от звания Императорского; в таком случае Народное Вече немедленно провозглашает наследника его Императором.
107. Совершеннолетие Императора полагается 18 лет; в случае объявленной Министрами неспособности телесной или нравственной Императора и признанной Народным Вечем наследник его заступает место временного Правителя (Регента), буде это временный недуг, или место Императора, буде нет надежды на поправление его здоровья.
108. В случае если бы Наследник Императора еще не достиг 18-летнего возраста, тогда место Правителя России занимает Председатель Думы Верховной, председательство же Думы Верховной переходит его Наместнику. Через каждые 4 года избирается новый Правитель поочередно в первый раз Думою из всей Палаты Представителей, во второй Палатою представителей из среды Верховной Думы и так далее до совершеннолетия Наследника.
109. Член Думы или народный представитель, занимающий место Правителя России, во все время получает вознаграждение, ежегодно, равное ценности 2000 фунтов чистого серебра (40000 серебряных рублей). Временный Правитель пользуется всеми правами, предоставленными сим Уставом Императору.
111. Женщины не наследуют Императорской власти и не доставляют никому на оную права посредством брака: общество людей свободных не есть отчина и не может служить… Императорское званье учреждено наследственным для удобства, а не потому, чтобы оно было в самом деле семейственным достоянием. Итак, по пресечении мужского поколения, народ учредит вид правления или приступит к избранию другого семейства.
114. Всякой Чиновник исполнительной власти отвечает за каждое свое действие; никто не может оправдаться полученным приказанием, ибо в гражданском быту слепое повиновение не может быть допущено, и всякий исполнитель противозаконного веления будет наказан так, как и подписавший веление. Император не подлежит суждению, если же сам Император лично учинит какое-либо преступление, за которое никто другой не подлежит ответственности, то сие приписывается нравственному недугу Народным Вечем, которым, в таком случае, учреждается Регентство, посредством особого закона.