Манифест Александра I об учреждении министерств

ИМЕННОЙ МАНИФЕСТ АЛЕКСАНДРА I ОБ УЧРЕЖДЕНИИ МИНИСТЕРСТВ.
8 СЕНТЯБРЯ 1802 Г.

…Следуя великому духу Преобразителя России Петра Перваго, оставившаго Нам следы Своих мудрых намерений, по коим старались шествовать достойныя Его преемники, Мы заблагоразсудили разделить Государственныя дела на разныя части, сообразно естественной их связи между собою, и для благоуспешнейшаго течения поручить оныя ведению избранных Нами Министров, постановив им главныя правила, коими они имеют руководствоваться в исполнении всего того, чего будет требовать от них должность, и чего Мы ожидаем от их верности деятельности и усердия ко благу общему.
На Правительствующий же Сенат, коего обязанности и первоначальную степень власти Мы указом Нашим в сей день данным утвердили, возлагаем важнейшую и сему верховному месту наипаче свойственную должность разсматривать деяния Министров по всем частям их управлению вверенным, и по надлежащем сравнении и соображении оных с Государственными постановлениями и с донесениями прямо от мест до Сената дошедшими, делать свои заключения и представлять Нам докладом.
Учреждая Министерство на таковых правилах, Мы имеем лестную надежду, что оно споспешествовать Нам будет к утверждению народнаго спокойствия, сего истиннаго и ненарушимаго оплота Царей в Царстве; к сохранению и возвышению общаго всех благосостояния, и к воздаянию каждому должнаго от лица правосудия; к оживлению трудолюбия промышленности и торговли, к распространению наук и художеств, столь необходимых для благоденствия народов: словом, к приведению всех частей Государственнаго управления в прочное и намерению Нашему соответственное устройство.
По сему в следующих статьях означаются все сии части в естественной их связи между собою, все предметы к ним принадлежащие, равно как и главныя обязанности Министров, коих ведению оныя препоручаем.
I. Управление Государственных дел разделяется на 8 отделений, из коих каждое заключая в себе все части, по существу своему к нему принадлежащия, составляет особое Министерство и находится под непосредственным управлением Министра, коего Мы назначаем ныне, или впредь назначить заблагоразсудим.
Отделения сии суть следующие: 1. Военных Сухопутных, 2. Морских Сил, 3.Иностранных Дел, по которым дела производятся в первых Государственных Коллегиях, 4. Отделение Юстиции, 5. Внутренних Дел; 6. Финансов, 7. Коммерция, и 8. Народнаго Просвещения.
II. Три первыя Государственныя Коллегии, Военная, Адмиралтейств и Иностранных Дел, состоял каждая из ведомств своего Министра, который также управляет и всеми местами и делами, от нее зависящими.
III. Как должность Министра Юстиции особенно определена быть имеет при издании сочиняемаго уложения законов; то и повелеваем до того времени оставаться оной на основании Инструкции Генерал-Прокурора.
IV. Должность Министра Внутренних Дел обязывает его пещись о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве всей Империи. В управлении своем имеет он все части Государственной промышленности, кроме части Горной; в ведении его находится также построение и содержание всех публичных зданий в Государстве.
Сверх того возлагается на него долг стараться всеми мерами об отвращении недостатка в жизненных припасах и во всем, что принадлежит к необходимым надобностям в общежитии. А дабы доставить случай и способы к достижению той цели, какую Мы при учреждении сею Министерства себе предполагаем; то повелеваем с объявления сего Манифеста Нашего: 1. Всем Военным, по Гражданской и Полицейской части, равно и Гражданским Губернаторам, как поличным должностям своим в числе коих находится и должность их по Приказу Общественнаго Призрения, так и вообще по всем делам до Губернскаго Правления касающимся, и особенному разсмотрению или разрешению Нашему подлежащим, относиться к сему Министру Нашему, равным образом чрез него доставлять Нам рапорты как обыкновенные, так и о чрезвычайных произшествиях…
Сверх того, препоручаем в непосредственное ведение его 1) Мануфактур-Коллегию кроме Экспедиции о заготовлении и хранении вексельной и гербовой бумаги; 2) Медицинскую Коллегию; 3) Главную Соляную Контору со всеми зависящими от нее местами; 4) Главное Почтовое Правление, и 5) Экспедицию Государственнаго Хозяйства, Опекунства Иностранных и Сельскаго Домоводства, кроме той части ея, которая ведает дела по Камеральному столу, и печатанию векселей и заемных писем.
V. Должность Министра Финансов имеет два главные предмета: управление казенными и Государственными частями, кои доставляют Правительству нужные на содержание его доходы; и генеральное всех доходов разсигнование по разным частям Государственных расходов.
Управление частями доставляющими Правительству доходы должно быть основано на таких правилах; чтобы удаляя всякое отягощение народа, было столь же выгодно для казны, как и вообще удобно к умножению богатства в Империи Нашей, и чтобы источники Государственных доходов не токмо не истощались, но сколь возможно делались обильнее; разсигнование же сих доходов должно быть сообразно с самым точным, ясным и хозяйственному распоряжению соответственным порядком.
VI. Должность Министра Коммерции, управляющего Коммерц-Коллегиею, имеющаго главное начальство над всеми Таможенными чиновниками, остается на основании прежде из данных узаконений.
VII. Министр Народнаго Просвещения воспитания юношества и распространения наук имеет в непосредственном ведении своем Главное Училищное Правление со всеми принадлежащими ему частями, Академию Наук, Российскую Академию, Университеты и все другия училища… Типографии частныя и казенный, изключая из сих последних состоящия также под непосредственным чьим-либо ведомством Цензуру, издание ведомостей всяких периодических сочинений, народный Библиотеки, собрания крепостей, натуральные кабинеты, музеи и всякия учреждения, какия впредь для распространения наук заведены быть могут.
VIII. Министры Внутренних и Иностранных Дел, Министр Юстиции или Генерал-Прокурор, Министр Финансов и Министр Народнаго Просвещения, имеют каждый своего помощника с званием товарища Министра.
Всякой Министр должен иметь непрерывное сношение со всеми местами под управлением его состоящими, и быть сведущо всех делах, которыя в них производятся. По сему каждое место обязано посылать к своему Министру еженедельныя мемории о всех текущих делах о делах же затруднительных, или скораго решения требующих особенныя представления. Министр сообразив всякое дело с пользою и выгодами всех частей ему вверенных, если найдет за нужное, делает свои замечания, а на представления дает решительные ответы, и как сии последние, так и первые сообщает предложениями…
IX. Если в каком-нибудь деле власть Министра, которой пре делы ясно означены будут в тех инструкциях, коими не оставим Мы снабдить каждаго из них, не позволяет ему разрешить сом нения мест или чиновников, в ведомстве его состоящих… В таких случаях Министр придумав удобное средство к преодолению таковых затруднений входит к Нам докладом, из котораго бы ясно можно было видеть, в чем состоит предлагаемый им способ, причину заставившую его предложить оный, и наконец пользу от того произойти долженствующую. По изследовании ж сего доклада, ежеле Мы признаем предлагаемый им средства за полезныя, и увидим, что они не требуют ни отмены существующих законов, ни введения или учреждения новых, то Мы утвердив собственноручно сей доклад Министра Нашего, возвращаем к нему для учинения по оном исполнения и объявления Правительствующему Сенату для ведения…
XII. Каждый из Министров в конце года должен подавать Нам чрез Правительствующий Сенат письменный отчет в управлении всех вверенных ему частей, изключая из них дела особенной тайне подлежащия. Отчет сей должен изображен быть так, чтобы можно было в нем видеть, какое употребление сделано из денег, отпущенных на годичное сих частей содержание, какие успехи каждая из них имела, в каком положении все оне находятся и чего в будущия времена от них ожидать можно.
XIII. Правительствующий Сенат изследовав сей отчет в присутствии самого Министра, требует от него, когда нужда в том настоять будет, объяснений, сравнивает его… с рапортами, прямо от мест Правительствующему Сенату в течение того года доставленными, разсматривает все указы, по части его отделения в том году Нами изданные, равно и доклады Нами конформированные и сим Министром Правительствующему Сенату объявленные; и наконец по учинении всех сих соображений входит к Нам докладом и представляет означенный отчет Министра вместе со мнением своим о управлении и состоянии дел ему порученных.
XIV. Ежели Сенат и прежде окончания года усмотрит из получаемых им рапортов, или из доношений Губернских Прокуроров, что в какую-нибудь часть вкрались злоупотребления, и что дела до нее касающийся, производятся безпорядочно и противозаконно, в таком случае Сенат должен, не отлагая до другаго времени, тотчас требовать объяснения от Министра той части, и ежели ответ его не будет признан удовлетворенным, то представить Нам о том докладе.

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.