Конституция Израиля (Проект)

КОНСТИТУЦИЯ ИЗРАИЛЯ (ПРОЕКТ)

Принята
Кнессетом государства Израиль
«______» ______________________20 года

ПРЕАМБУЛА
Государство Израиль провозглашено Декларацией независимости от 15 мая 1948 года, как государство евреев на основе резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 29 ноября 1947 года, принятой в национальных интересах евреев всего мира.
В силу этого государство Израиль имеет особый статус: все лица, чье происхождение восходит к этносу евреев, а также члены их семей, независимо от постоянного мета жительства и подданства, имеют право быть признанными гражданами государства Израиль со всеми вытекающими из этого правами и обязанностями.
Израиль – это демократическое государство, политическая система которого:
• обеспечивает эффективное управление всеми общественными делами;
• гарантирует сочетание национальных интересов граждан, их реальных прав и свобод с обязанностями и ответственностью перед всем народом и государством;
• способствует повышению материального и культурного уровня жизни;
• обеспечивает безопасность государства и его граждан.
Религия отделена от государства. Все религиозные объединения, независимо от верования равны перед законом. Запрещается возбуждение вражды в связи с религиозными верованиями.
Государственная власть в Израиле осуществляется на основе разделения её на законодательную, исполнительную и судебную, которые являются самостоятельными органами власти.
I. ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ ИЗРАИЛЯ
Глава 1. Политическая система
Статья 1.
Израиль есть демократическое государство, в котором вся власть принадлежит народу.
Народ осуществляет государственную власть через Президента, Кнессет и муниципальные советы.
Статья 2.
Организация и деятельность государства Израиль строятся в соответствии с принципом демократии: выборностью руководящих органов государственной власти, подотчётностью их народу, обязательностью решений вышестоящих органов для нижестоящих.
Статья 3.
Все органы государства Израиль, действуют на основе законов, обеспечивают правопорядок в интересах всего народа, права и свободы граждан.
Государственные и общественные организации, должностные лица и все граждане обязаны соблюдать Конституцию Израиля и его законы.
Статья 4.
Наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум).
Статья 5.
Основным направлением развития политической системы израильского общества является дальнейшее расширение демократии: всё более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных организаций, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учёт общественного мнения при решении важнейших государственных вопросов.
Глава 2. Экономическая система
Статья 6.
Основу экономической системы государства Израиль составляет рыночная экономика в форме государственной, частной, кооперативной, общественной и личной собственности. Все виды собственности равны перед законом.
Государство охраняет все эти виды собственности и создаёт условия для её приумножения.
Собственность государства, частных лиц и объединений не может использоваться в ущерб интересам общества (национальным интересам).
Статья 7.
Исключительной собственностью государства являются: земля, её недра, водные ресурсы.
Государство Израиль принимает все необходимые меры для охраны и научно обоснованного использования земли и её недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды.
Статья 8.
Государство определяет виды и размеры действующих налогов.
Статья 9.
Трудовые коллективы (члены кооперативов, наёмные работники) участвуют в планировании производства и социального развития, в подготовке и расстановке кадров, в обсуждении и решении вопросов управления предприятиями и учреждениями, улучшения условий труда и быта, использования средств, предназначенных для развития производства, а также на социально – культурные мероприятия.
Статья 10.
В целях недопущения экономического застоя, создания всем гражданам равно благоприятных условий для проявления хозяйственной, экономической творческой инициативы, раз в 50 лет высший законодательный орган государства Израиль объявляет год Юбилея (Тора. Третья часть Пятикнижия ).
Глава 3. Социальное развитие и культура
Статья 11.
В соответствии с идеалом «Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех» государство Израиль ставит своей целью расширение реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей и дарований, для всестороннего развития личности.
Статья 12.
Государство заботится об улучшении условий и охране труда, вытеснении тяжёлого физического труда, механизации и автоматизации производственных процессов.
Статья 13.
Государство осуществляет контроль за мерой труда и потребления и проводит курс на повышение уровня оплаты труда, реальных доходов граждан.
Статья 14.
Государство создаёт общественные фонды потребления и при участии общественных организаций обеспечивает рост и справедливое распределение этих фондов.
Статья 15.
Государство развивает все системы здравоохранения и социального обеспечения граждан, поощряет деятельность во всех сферах обслуживания населения, содействует развитию массовой физической культуры и спорта.
Статья 16.
Государство обеспечивает высокий уровень образования граждан и их профессиональную подготовку.
Статья 17.
Государство всемерно способствует развитию науки и подготовке научных кадров, внедрению результатов научных исследований в производство и другие сферы жизни.
Статья 18.
Государство заботится об охране, приумножении и широком использовании духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания граждан, повышении их культурного уровня, поощряет развитие профессионального искусства и народного художественного творчества.
Глава 4. Внешняя политика
Статья 19.
Внешняя политика Израиля направлена на защиту государственных интересов и интересов граждан, предотвращение угрозы войны, терроризма и антисемитизма.
Статья 20.
Отношения Израиля с другими государствами строятся на основе:
соблюдения принципов суверенного равенства;
взаимного отказа от применения силы;
нерушимости границ;
территориальной целостности государств;
мирного урегулирования разногласий;
невмешательства во внутренние дела;
уважения прав человека и основных свобод;
равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой;
сотрудничества между государствами;
добросовестного выполнения обязательств, вытекающих из норм международного права, из заключённых Израилем международных договоров.
Глава 5. Защита отечества
Статья 21.
Защита государства Израиль является долгом каждого гражданина Израиля.
В целях защиты жизни и свободы граждан, суверенитета и территориальной целостности государства созданы Вооружённые силы Израиля – ЦАХАЛ и установлена всеобщая воинская обязанность.
Долг ЦАХАЛ (а) — надёжно защищать Израиль, быть в постоянной готовности, гарантирующей немедленный отпор агрессору и любому проявлению терроризма.
Статья 22.
Для обеспечения безопасности и обороноспособности страны государство обеспечивает ЦАХАЛ всем необходимым.
Обязанности государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан по обеспечению безопасности страны и укреплению её обороноспособности определяются законодательством Израиля.
II. ГОСУДАРСТВО И ЛИЧНОСТЬ
Глава 6. Гражданство Израиля. Равноправие граждан
Статья 23.
Гражданином Израиля может быть любой этнический еврей мира, член его семьи, а также нееврей, постоянно проживающий на территории государства Израиль.
Основания и порядок приобретения и утраты израильского гражданства определяются законом о возвращении и другими законами государства Израиль.
Граждане Израиля за границей пользуются защитой и покровительством государства.
Статья 24.
Граждане Израиля равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и иных обстоятельств.
Равноправие граждан Израиля обеспечивается во всех областях политической, экономической, социальной, духовной и культурной жизни.

Статья 25.
Мужчины и женщины имеют в государстве Израиль равные права. Осуществление этих прав обеспечивается предоставлением женщинам и мужчинам равных возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, в труде, вознаграждении за него, в общественно-политической и культурной деятельности, а также созданием условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства.
Статья 26.
Иностранным гражданам и лицам без гражданства в Израиле гарантируются предусмотренные законом права и свободы, в том числе право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав.
Находящиеся на территории Израиля иностранные граждане и лица без гражданства обязаны уважать Конституцию государства Израиль и соблюдать его законы.
Глава 7. Основные права, свободы и обязанности граждан государства Израиль
Статья 27.
Граждане Израиля обладают всей полнотой социально – экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашённых и гарантируемых Конституцией Израиля и его законами.
Использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государства, правам других граждан.
Статья 28.
Граждане Израиля имеют право на труд с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера. Это право, включая свободу выбора профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учётом общественных потребностей.
Статья 29.
Граждане Израиля имеют право на отдых.
Это право обеспечивается установлением в законодательном порядке продолжительности рабочего дня и рабочей недели; предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха, а также расширением сети культурно – просветительных и оздоровительных учреждений, развитием массового спорта, физической культуры и туризма; созданием благоприятных условий для отдыха по месту жительства и других условий рационального использования свободного времени.
Статья 30.
Граждане Израиля имеют право на охрану здоровья.
Это право обеспечивается квалифицированной медицинской помощью, оказываемой государственными и частными учреждениями здравоохранения; расширением сети учреждений для лечения и укрепления здоровья граждан; развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарии; проведением широких профилактических мероприятий; мерами по оздоровлению окружающей среды; особой заботой о здоровье подрастающего поколения, включая запрещение детского труда, не связанного с обучением и трудовым воспитанием; развёртыванием научных исследований, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости, на обеспечение долголетней активной жизни граждан.
Статья 31.
Граждане Израиля имеют право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца.
Это право гарантируется пособиями по временной нетрудоспособности; выплатой пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца; трудоустройством граждан, частично утративших трудоспособность; заботой о престарелых гражданах и инвалидах; другими формами социального обеспечения.
Статья 32.
Граждане Израиля имеют право на жилище.
Это право обеспечивается развитием и охраной государственного, общественного и частного жилищного фонда, содействием государственному, общественному и индивидуальному жилищному строительству.
Статья 33.
Граждане государства Израиль имеют право на образование.
Это право обеспечивается осуществлением обязательного всеобщего бесплатного среднего образования молодёжи, широким развитием профессионально – технического, среднего специального и высшего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования.
Статья 34.
Граждане государства Израиль имеют право на пользование достижениями культуры.
Это право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах; развитием культурно – просветительных учреждений на территории страны; развитием телевидения и радио, книгоиздательского дела и периодической печати, сети библиотек; расширением культурного обмена с другими государствами.
Статья 35.
Гражданам государства Израиль гарантируется свобода научного, технического и художественного творчества. Государство создаёт необходимые для этого материальные условия, оказывает поддержку добровольным обществам и творческим союзам.
Статья 36.
Граждане государства Израиль имеют право участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения.
Это право обеспечивается возможностью избирать и быть избранными Президентом страны, в Кнессет и другие выборные, государственные и муниципальные органы, принимать участие во всенародных обсуждениях и голосованиях, в работе государственных органов, общественных организаций и органов общественной самодеятельности, в собраниях по месту работы и жительства.
Статья 37.
Каждый гражданин государства Израиль имеет право вносить в государственные и общественные организации предложения по улучшению их деятельности, критиковать недостатки в работе.
Должностные лица обязаны в установленные законом сроки рассматривать предложения и заявления граждан, давать на них ответы и принимать необходимые меры.
Преследование за критику запрещается. Лица, преследующие за критику, привлекаются к ответственности по закон
Статья 38.
Граждане государства Израиль имеют право объединяться в политические партии, общественные организации и движения, способствующие развитию политической активности и самодеятельности, удовлетворению их интересов.
Партиям, общественным организациям и движениям гарантируются условия для успешного выполнения ими своих уставных задач.
Статья 39.
Гражданам государства Израиль гарантируются свободы: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций.
Осуществление этих политических свобод обеспечивается предоставлением гражданам и их организациям общественных зданий, улиц и площадей, широким распространением информации, возможностью использования печати, телевидения и радио.
Статья 40.
Гражданам государства Израиль гарантируется свобода совести, то — есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду.
Статья 41.
Семья в Израиле находится под защитой государства.
Брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины; супруги полностью равноправны в своих отношениях. Законом обеспечивается свобода выбора формы и места заключения брака.
Государство проявляет заботу о семье путём создания и развития широкой сети детских учреждений, совершенствования службы быта, выплаты пособий по случаю рождения ребёнка, предоставления пособий и льгот многодетным семьям, а также других видов пособий и помощи семье.

Статья 42.
Гражданам Израиля гарантируется неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как на основании судебного решения или с санкции прокурора.
Статья 43.
Гражданам государства Израиль гарантируется неприкосновенность жилища. Никто не имеет права без законного основания войти в жилище против воли проживающих в нём лиц.
Статья 44.
Личная жизнь граждан, тайна переписки, банковских счетов, состояния здоровья, телефонных переговоров и телеграфных сообщений охраняются законом.
Статья 45.
Уважение личности, охрана прав и свобод граждан – обязанность всех государственных органов, партийных, общественных организаций, должностных и иных лиц.
Граждане государства Израиль имеют право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество.
Статья 46.
Граждане государства Израиль имеют право обжаловать действия должностных и иных лиц, государственных и общественных органов. Жалобы должны быть рассмотрены в порядке и в сроки, установленные законом.
Действия должностных и иных лиц, совершённые с нарушением закона, с превышением полномочий, ущемляющие права граждан, могут быть в установленном законом порядке обжалованы в суд.
Граждане Израиля имеют право на возмещение ущерба, причинённого незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных и иных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.
Статья 47.
Гражданин Израиля обязан соблюдать Конституцию государства и его законы, уважать правила общежития, с достоинством нести звание гражданина государства Израиль.
Статья 48.
Долг гражданина Израиля – бережно относиться к государственному, общественному и иному имуществу.
Лица, посягающие на собственность, наказываются по закону.
Статья 49.
Гражданин Израиля обязан оберегать интересы своего государства, способствовать укреплению его авторитета.
Защита государства Израиль – долг каждого его гражданина.
Измена Родине – тягчайшее преступление перед государством и его гражданами.

Статья 50.
Служба в Вооружённых силах государства Израиль – почётная обязанность каждого его гражданина.
Статья 51.
Гражданин Израиля обязан уважать права и законные интересы других лиц, всемерно содействовать охране общественного порядка.
Статья 52.
Граждане Израиля обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к труду и защите государства, растить достойными членами общества и гражданами государства Израиль.
Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь.
Статья 53.
Граждане Израиля обязаны беречь природу, охранять её богатства, заботиться об улучшении экологической обстановки.
Статья 54.
Забота о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей – обязанность каждого гражданина.
Статья 55.
Долг гражданина государства Израиль – содействовать развитию дружбы и сотрудничества с евреями диаспоры и другими народами, поддержанию и укреплению мира на планете.
III. ПРЕЗИДЕНТ, КНЕСЕТ, МЭРЫ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СОВЕТЫ. ПОРЯДОК ИХ ИЗБРАНИЯ
Глава 8. Принципы деятельности Президента, Кнессета, мэров и
муниципальных советов
Статья 56.
Президент, Кнессет, мэры, муниципальные советы городов, районов, поселений составляют единую систему органов государственной власти.
Статья 57.
Срок полномочий Президента – пять лет. Срок полномочий Кнессета — пять лет.
Срок полномочий мэров и муниципальных советов – четыре года.
Даты выборов Президента, в Кнессет, мэров и в муниципальные советы назначаются не позднее чем за два месяца до истечения срока их полномочий Центральной избирательной комиссией, созданной Кнессетом.
Статья 58.
Мэры и муниципальные советы непосредственно и через создаваемые ими органы руководят входящими в их ведение и расположенными на их территории предприятиями хозяйственного и социально культурного назначения, принимают соответствующие решения, обеспечивают их исполнение, осуществляют контроль по их реализации.
Статья 59.
Деятельность Кнессета и муниципальных советов строится на основе коллективного, свободного, делового обсуждения вопросов, гласности, регулярной отчётности перед избирателями, широкого привлечения граждан к участию в их работе.
Глава 9. Избирательная система
Статья 60.
Выборы Президента, депутатов в Кнессет, мэров и депутатов в муниципальные советы производятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Статья 61.
Выборы являются всеобщими: все граждане Израиля, достигшие 18 лет, имеют право избирать, за исключением лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными.
Президентом может быть избран гражданин Израиля, достигший 35 лет, мэром, депутатом Кнессета и муниципального совета — достигший 21 года.
Статья 62
Выборы являются равными: каждый избиратель имеет один голос; все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях.
Статья 63.
Выборы являются прямыми: Президент, депутаты Кнессета, мэры и депутаты муниципальных советов избираются гражданами непосредственно.
Статья 64.
Голосование при выборах является тайным: контроль над волеизъявлением избирателей не допускается.
Статья 65.
Право выдвижения кандидатов принадлежит партиям, Гистадруту и другим общественным организациям, собраниям военнослужащих, а также отдельным гражданам. Им гарантируется свободное и всестороннее обсуждение политических, деловых и личных качеств кандидатов, а также право агитации на собраниях, в печати, по телевидению, радио и при личном общении.
Статья 66.
Гражданин Израиля может быть избран только в один избираемый орган.
Статья 67.
Расходы, связанные с проведением выборов депутатов в Кнессет и муниципальные советы, производятся за счёт государства.
Статья 68.
Президент государства Израиль и мэр вправе быть избранным не более чем на три каденции подряд, депутат Кнессета и муниципального совета – не более чем на пять каденций подряд.
Предельно допустимый возраст избрания: Президентом – 75 лет, мэром, депутатом Кнессета и муниципального совета – 70 лет.
Статья 69.
Для выборов в каждый избираемый орган Центральной избирательной комиссией создаются избирательные округа в соответствии с количеством избирателей.
В каждом округе образуется окружная избирательная комиссия из представителей от общественных организаций, которая подчиняется Центральной избирательной комиссии.
Порядок проведения выборов устанавливается законами государства Израиль.
Статья 70.
Избиратели имеют право давать наказы своим депутатам.
Наказы подлежат обязательному рассмотрению по существу соответствующим избранным лицом и органом, принятию конкретных решений по их выполнению и информированию об этом избирателей.
Глава 10. Депутат
Статья 71.
Депутаты являются полномочными представителями народа в Кнессете и муниципальных советах и осуществляют свою деятельность в соответствии с законами государства Израиль.
Участвуя в работе Кнессета и соответствующего муниципального совета, депутаты решают вопросы политического, экономического и социально- культурного развития, организуют проведение своих решений в жизнь и контроль за их исполнением государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями.
В своей деятельности депутат руководствуется общегосударственными интересами и интересами граждан. Добивается претворения в жизнь наказов своих избирателей.
Проекты законодательных актов и иных решений, вносимых на рассмотрение соответствующего избранного государственного или муниципального органа, до их принятия подлежат публикации в специальном государственном либо муниципальном печатном издании для предварительного обсуждения народом, если эти акты и решения не составляют государственную тайну.
Порядок публикации, обсуждения и учёта замечаний, сделанных в ходе народного обсуждения проектов, устанавливаются законом.
Статья 72.
Депутат имеет право запроса к соответствующим государственным органам и должностным лицам, которые обязаны дать ответ на запрос на сессии Кнессета (муниципального совета).
Депутат вправе обращаться во все государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации по вопросам депутатской деятельности и принимать участие в рассмотрении поставленных им вопросов. Руководители соответствующих государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций обязаны безотлагательно принимать депутата и рассматривать его предложения в установленные законом сроки.

Статья 73.
Депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей.
Неприкосновенность депутатов, а также другие гарантии депутатской деятельности устанавливаются законодательными актами государства Израиль.
Статья 74.
Депутат обязан ежегодно отчитываться о своей работе перед избирателями.
Депутат, не оправдавший доверия избирателей, может быть в любое время отозван по их требованию в установленном законом порядке.
Статья 75.
Депутат Кнессета не имеет права занимать любую другую оплачиваемую должность.
IV. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ ИЗРАИЛЯ
Глава 11 Президент государства Израиль
Статья 76.
Главой государства Израиль является Президент.
Статья 77.
Президент государства Израиль – гарант исполнения действующей Конституции. Он контролирует соблюдение установленного ею принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Статья 78.
Президент представляет государство Израиль во всех международных организациях и государствах мира, принимает аккредитацию в Израиле иностранных послов.
Статья 79.
Президент назначает Премьер – министра страны, поручает ему формирование правительства и принимает его отставку, Президент назначает по представлению Кнессета Государственного контролёра.
Статья 80.
Президент является Главнокомандующим Вооружёнными силами государства Израиль, назначает и сменяет высшее командование ЦАХАЛа.
Статья 81.
Президенту предоставлено исключительное право амнистировать осуждённых.
Статья 82.
Президент устанавливает воинские и иные специальные звания; присваивает высшие воинские и иные специальные звания; учреждает ордена и медали государства Израиль и награждает ими; устанавливает почётные звания и присваивает их; решает вопросы о лишении израильского гражданства, о предоставлении политического убежища.
Статья 83.
Президент определяет персональный состав Высшего суда справедливости.
Глава 12 Кнессет государства Израиль
Статья 84.
Высшим органом законодательной власти в государстве Израиль является Кнессет.
Конституция и законы государства Израиль принимаются Кнессетом или всенародным голосованием (референдумом), проводимым по решению Кнессета.
Внесение изменений в Конституцию и законы, утверждение государственного бюджета и отчётов о его исполнении, образование подотчётных ему государственных органов осуществляется исключительно Кнессетом.
Кнессет по представлению создаваемой им избирательной комиссии принимает решение о признании полномочий депутатов, а в случаях нарушения законодательства о выборах – о признании выборов отдельных депутатов недействительными.
Статья 85.
Кнессет представляет на утверждение Президенту кандидатуру Государственного контролёра государства Израиль.
Статья 86.
Кнессет имеет право выражать вотум недоверия Правительству государства Израиль.
Статья 87.
Кнессет имеет право объявлять импичмент Президенту государства Израиль в установленном законом порядке.
Статья 88.
Кнессет избирает Председателя и его заместителей.
Председатель руководит заседаниями Кнессета.
Статья 89.
Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Кнессета, Правительству, Государственному контролёру.
Правом законодательной инициативы обладает народ, его общественные организации в лице их центральных органов.
Статья 90.
Проекты законов и другие вопросы, вынесенные на рассмотрение Кнессета, обсуждаются на его заседаниях. В случае необходимости проект закона (вопрос) может быть передан для предварительного или дополнительного рассмотрения в одну или несколько комиссий.
Проекты законов и наиболее важные вопросы государственной жизни решением Кнессета могут быть вынесены на референдум.
Статья 91.
Законы, постановления и иные акты Кнессета публикуются на государственном языке.
Статья 92.
Кнессет имеет право обратиться с запросом к Президенту, Премьер – министру и членам правительства. Должностное лицо, к которому обращён запрос, обязано дать не более чем в двухнедельный срок ответ на заседании Кнессета.
Статья 93.
Кнессет государства Израиль:
— принимает решение о самороспуске при необходимости;
— осуществляет контроль за соблюдением законов государства Израиль;
— даёт толкование законов Израиля;
— ратифицирует и денонсирует международные договоры государства Израиль;
— отменяет постановления правительства Израиля в случаях несоответствия их закону
— объявляет в интересах защиты Израиля военное положение;
— объявляет общую или частичную мобилизацию;
— объявляет состояние войны в случае военного нападения на Израиль или в случае необходимости выполнения международных договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии.
Статья 94.
По истечении полномочий Кнессета он сохраняет свои полномочия вплоть до созыва Кнессета нового состава не позже чем через два месяца после выборов.
Статья 95.
Кнессет образует из числа депутатов постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Кнессета, а также для содействия проведению в жизнь законов государства Израиль и иных решений Кнессета.
Рекомендации комиссий подлежат обязательному рассмотрению соответствующими государственными органами, учреждениями и общественными организациями. О результатах рассмотрения или о принятых мерах должно быть сообщено комиссиям в установленные сроки.
Статья 96.
Порядок деятельности Кнессета и его органов определяется Регламентом Кнессета и другими законами государства Израиль, издаваемыми на основе Конституции государства Израиль.
Глава 13 Правительство государства Израиль
Статья 97.
Правительство государства Израиль является высшим исполнительным органом государственной власти в Израиле.
Статья 98.
Премьер – министр, назначенный Президентом, в месячный срок формирует Правительство, в которое входят заместители премьер – министра, министры и их заместители.
Членами правительства не могут быть депутаты Кнессета либо муниципальных советов.
Министрами и их заместителями не могут назначаться лица, не имеющие специального образования, соответствующего предлагаемому посту.
Статья 99.
В случае выражения Кнессетом вотума недоверия Правительству Премьер – министр в недельный срок подает Президенту государства прошение об отставке Правительства.
В случае отставки (сложения своих полномочий) Правительство продолжает свою деятельность до сформирования нового правительства.
Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Кнессетом на его первой сессии.
Статья 100.
В пределах своих полномочий Правительство государства Израиль:
1) обеспечивает экономическое и социально – культурное развитие; всемерно способствует росту благосостояния и культуры населения, развитию науки и техники, рациональному использованию и охране природных ресурсов, укреплению денежной и кредитной системы, проведению единой политики цен, оплаты труда, социального обеспечения, организации государственного страхования и единой системы учёта и статистики; совершенствует управление промышленными, строительными, сельскохозяйственными предприятиями, транспортом, предприятиями связи, банками ;
2) подготавливает и вносит на рассмотрение Кнессета государственный бюджет и другие документы, касающиеся экономического и социального развития государства;
3) осуществляет меры по защите интересов государства, охране общественного порядка, по обеспечению и защите прав и свобод граждан;
4) принимает меры по обеспечению безопасности государства;
5) осуществляет общее руководство строительством Вооружённых сил государства, определяет ежегодный контингент граждан, подлежащих призыву на действительную военную службу;
6) осуществляет руководство в области отношений с иностранными государствами, внешней торговли, экономического, научно – технического и культурного сотрудничества Израиля с зарубежными странами;
7) образует в случае необходимости ведомства при Правительстве по экономическим, социально – культурным и оборонным вопросам.
Статья 101.
Правительство на основе и во исполнение законов
Государства Израиль, а также решений Кнессета издаёт постановления и распоряжения и контролирует их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства Израиля обязательны для исполнения на всей территории государства.
Статья 102.
Правительство имеет право приостанавливать и отменять исполнение постановлений и распоряжений Правительства, министерств и других подведомственных ему органов.
Статья 103.
Правительство Израиля направляет работу министерств и других подведомственных ему органов.
Министерства и другие государственные органы руководят порученными им отраслями управления.
Министерства и другие государственные органы несут ответственность за состояние и развитие порученных им сфер управления; в пределах своей компетенции издают акты на основе и во исполнение законов государства Израиль, иных решений Кнессета; постановлений Правительства; организуют и проверяют их исполнение.
Статья 104.
Компетенция Правительства государства Израиль, порядок его деятельности, отношения с другими органами, а также перечень министерств и ведомств определяются на основе Закона о Правительстве государства Израиль.
Глава 14 Государственный контролёр
Статья 105.
Государственный контролёр назначается на пять лет.
Статья 106.
Государственный контролёр подотчётен исключительно Кнессету.
Статья 107.
Проверке Государственного контролёра подлежат государственные и правительственные учреждения, органы местного самоуправления.
Государственный контролёр по результатам проверок ежегодно составляет отчёт Кнессету и публикует его в средствах массовой информации.
Глава 15 Местные органы государственной власти и управления
Статья 108.
Органами власти в городах, городских районах, поселениях и других населённых пунктах являются мэры и муниципальные советы, избираемые населением.
Статья 109.
Муниципальные советы и мэры решают все вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на территории муниципалитета, проводят в жизнь решения вышестоящих государственных органов, участвуют в обсуждении вопросов общегосударственного значения, вносят по ним свои предложения.
Статья 110.
В пределах своих полномочий мэры и муниципальные советы обеспечивают экономическое и социальное развитие на их территории; осуществляют контроль за соблюдением законодательства расположенными на этой территории предприятиями, учреждениями и организациями вышестоящего подчинения; контролируют их деятельность в области землепользования, охраны природы, строительства, использования трудовых ресурсов, торговли, социально-культурного, бытового и иного обслуживания населения.
Статья 111.
Мэры и муниципальные советы принимают решения в пределах полномочий, предоставленных им законодательством государства Израиль. Решения муниципального совета обязательны для исполнения мэром и всеми расположенными на территории муниципалитета предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами и гражданами.
V. ПРАВОСУДИЕ, АРБИТРАЖ И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР
Глава 16. Суд и арбитраж
Статья 112.
Правосудие в государстве Израиль осуществляется только судом.
В Израиле действует Высший суд справедливости и местные суды, а также военные трибуналы в ЦАХАЛе.
Статья 113.
Высший суд справедливости является главным судебным органом в Израиле и осуществляет надзор за другими судебными органами.
Состав Высшего суда справедливости определяется Президентом государства Израиль.
Организация и порядок деятельности Высшего суда справедливости определяется Законом о Высшем суде справедливости государства Израиль.
Статья 114.
Высший суд справедливости следит за соблюдением Конституции государства Израиль.
Статья 115.
Рассмотрение гражданских и уголовных дел во всех судах осуществляется коллегиально.
Статья 116.
Судьи независимы и подчиняются только закону.
Статья 117.
Правосудие в Израиле осуществляется на началах равенства граждан перед законом и судом.
Статья 118.
Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании суда допускается лишь в случаях, установленных законом, с соблюдением при этом всех правил судопроизводства.
Статья 119.
Обвиняемому обеспечивается право на защиту.
Статья 120.
Судопроизводство ведётся на государственных языках Израиля. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведётся судопроизводство, обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела, участие в судебных действиях через переводчика и право выступать в суде на родном языке.
Статья 121.
Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом.
Статья 122.
Для оказания юридической помощи гражданам и организациям действуют адвокатские конторы.
Организация и порядок деятельности адвокатуры определяется законодательством государства Израиль.
Статья 123.
В судопроизводстве по гражданским и уголовным делам допускается участие представителей общественных организаций.
Статья 124.
Разрешение хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями осуществляется органами государственного арбитража в пределах их компетенции.
Организация и порядок деятельности органов государственного арбитража определяются Законом о государственном арбитраже Израиля.
Глава 17 Прокуратура
Статья 125.
Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными органами муниципальных советов, общественными организациями, должностными лицами, а также гражданами возлагается на Генерального прокурора государства Израиль и подчинённых ему прокуроров.
Статья 126.
Генеральный прокурор назначается Кнессетом, ответственен перед ним и ему подотчётен.
Статья 127.
Срок полномочий Генерального прокурора Израиля и всех нижестоящих прокуроров – пять лет.
Статья 128.
Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору Израиля.
Организация и порядок деятельности органов прокуратуры определяются Законом о прокуратуре Израиля.

VI. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Глава 18
Статья 129.
Печать, радио, телевидение и другие средства массовой информации в Израиле в своей деятельности независимы и не подчинены никаким органам государственной власти. Они несут ответственность в судебном порядке.
Статья 130.
Средства массовой информации в своей деятельности руководствуются интересами государства Израиль и общечеловеческими моральными принципами, не допускающими унижение достоинства и чести граждан, нарушения их конституционных прав.
VII. ГЕРБ, ФЛАГ, ЯЗЫК, ГИМН И СТОЛИЦА ИЗРАИЛЯ
Статья 131.
Государственный герб Израиля представляет собой изображение меноры в обрамлении лавровых листьев.
Статья 132.
Государственный флаг Израиля представляет собой белое полотнище, обрамлённое сверху и снизу синими полосами, с изображением в центре звезды Давида. Отношение ширины флага к его длине – 1:2.
Статья 133.
Государственным языком Израиля является иврит.
Статья 134.
Гимн государства Израиль утверждается Кнессетом.
Статья 135.
Столицей государства Израиль является город Иерусалим.
VIII. ДЕЙСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ И ПОРЯДОК ЕЁ ИЗМЕНЕНИЯ
Статья 136.
Конституция государства Израиль обладает высшей юридической силой. Все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Израиля.
Статья 137.
Изменение Конституции Израиля производится решением Кнессета, принятым большинством не менее двух третей от общего числа депутатов.