Брежнев Л.И. Исторический рубеж на пути к коммунизму

Л. И. БРЕЖНЕВ. ИСТОРИЧЕСКИЙ РУБЕЖ НА ПУТИ К КОММУНИЗМУ
1977 г.
(…) Главное, что для нашего народа дала жизнь за те сорок с лишним лет, которые прошли после вступления в силу прежней советской Конституции, – построение развитого социалистического общества, создание первого в мире общенародного государства.
1. Развитое социалистическое общество – закономерная ступень социально-экономической зрелости нового строя в рамках первой фазы коммунистической формации. (…)
Опыт СССР, других стран социалистического содружества свидетельствует, что создание основ социализма, то есть ликвидация эксплуататорских классов и утверждение общественной собственности на средства производства во всех секторах народного хозяйства, не позволяет еще начать непосредственный переход к коммунизму. Прежде должны быть пройдены определенные стадии развития социализма на собственной основе. Причем практика показала, что развитие, совершенствование социализма – задача не менее сложная, не менее ответственная, чем создание его основ.
Очевидно, что зрелое социалистическое общество должно опираться на высокоразвитые производительные силы, на мощную, передовую индустрию, на крупное, основанное на коллективистских принципах, высокомеханизированное сельское хозяйство. Такой ныне и является советская экономика, которая и по масштабам, и по технической оснащенности коренным образом отличается от той, какую мы имели четыре десятилетия назад, когда у нас уже победили социалистические производственные отношения в городе и на селе.
2. Одним из всемирно-исторических завоеваний Великого Октября явилась социалистическая демократия. Впервые смысл демократии раскрылся в истинном значении этого слова, то есть как власть народа. Впервые реального гражданского и политического полноправия добились те, кто не знал его ни при каком эксплуататорском строе, – трудящиеся. Впервые принципы демократии были распространены на все сферы жизни общества, в том числе на его базис – производственные отношения.
Демократия, закономерная и необходимая в условиях социализма, не является чем-то застывшим в своих формах, функциях, проявлениях. Она развивается по мере развития общества в целом. (…) Сверяясь с этим критерием, мы с полным основанием можем сказать, что наше общество развитого социализма стало и обществом развитой социалистической демократии. На этапе зрелого социализма, в условиях общенародного государства все более широкое и активное участие трудящихся масс в управлении жизнью страны прочно утвердилось как центральное направление политического развития советского общества.
Эффективнее стали работать самые представительные органы нашей государственной власти – Советы. (…)
Строже стали требования трудящихся к тем, кого они избирают своими представителями. Известно, что важным элементом нашей демократии является право избирателей на отзыв депутата. За последние десять лет из Советов разных ступеней, включая Верховный Совет, было отозвано около 4 тысяч депутатов, не оправдавших в том или ином отношении доверия избирателей. Так что это демократическое право у нас не только декларировано, но и осуществляется практически, служит хорошим средством повышения ответственности депутатов за свою деятельность.
Депутаты стали регулярнее отчитываться перед избирателями. (…)
В практику нашей демократической жизни прочно вошли всенародные обсуждения. Ни один из государственных планов развития народного хозяйства, ни один из крупных актов нашего законодательства – например, о браке и семье, о пенсиях, по вопросам охраны природы — не принимался в последние годы без общенародной дискуссии по его проекту. (—)
Вопросы, связанные с ролью трудового коллектива в нашем обществе, привлекли большое внимание участников дискуссий по проекту Конституции. Оно и понятно. Ведь в этой первичной ячейке нашего социального организма рождаются и развиваются начинания, воздействующие на жизнь всей страны. (…)
В условиях зрелого социализма расширилась экономическая база социалистической демократии, права граждан наполнились более основательным материальным содержанием, прочнее стали гарантии этих прав. Каждый, кто сравнит новый Основной Закон СССР с прежней Конституцией, может убедиться, что он отражает качественные сдвиги в объеме прав и свобод советского человека.
Новый Основной Закон, разумеется, полностью подтвердил записанные и в прежней Конституции свободы – слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Вместе с тем конституционное оформление получили и другие политические права, которые давно вошли в практику общественной жизни. Принципиально важна новая статья, гласящая, что гражданин СССР имеет право участвовать в управлении государством, делами общества. По сравнению с прежней Конституцией новый Основной Закон предоставляет советским людям больше прав в защите их личных интересов. Усилены и гарантии политических прав граждан. Например, очевидно, что право на критику становится более содержательным, когда оно подкреплено, как это у нас сделано, конституционным запретом преследования за критику и требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении этого запрета.
Теперь о социально-экономических правах, затрагивающих самые основы жизни людей. Приведу лишь несколько примеров, по которым можно судить о сдвигах в этой области. Право на труд десятилетиями является у нас привычной нормой. Сегодня оно включает в себя право на выбор профессии, рода занятий и деятельности и соответствии с призванием, профессиональной подготовкой и т. д. Мы это можем теперь гарантировать гражданам петому, что создали экономику, предъявляющую не только стабильно растущий, но и все более разносторонний спрос на рабочую силу, на специалистов. Мы можем гарантировать это право и потому, что создали высокоразвитую систему общего и специального образования, профессионального обучения, повышения квалификации.
Новая Конституция утверждает жизненно важное для человека право на жилище. В прежней Конституции о нем не говорилось. Теперь для него создана надежная материальная основа. Сейчас ежегодно строится жилья в 7 раз больше, чем в 1936 году. Право на материальное обеспечение в старости было записано и в прежней Конституции. Но ныне по сравнению с 1936 годом число людей преклонного возраста, которые используют это право, выросло в десятки раз. Да и средний размер государственной пенсии увеличился почти втрое. (…)
Развитие социалистической государственности и социалистической демократии – процесс, в котором ключевая роль принадлежит партии коммунистов. На роль руководящей и направляющей силы нашего общества КПСС выдвинута победой Октябрьской революции, всей шестидесятилетней историей Страны Советов. Эта роль партии ясно отражена в Основном Законе Советского государства.
Руководя деятельностью Советов, КПСС не подменяет их, строго разграничивает функции партийных и государственных органов, проводит свою линию, прежде всего через коммунистов, работающих в них, Суть этого ленинского принципа четко выражена в Основном Законе страны, который указывает, что все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР. Советские коммунисты, как и все советские люди, хорошо сознают, что из конституционного закрепления руководящей роли КПСС в нашем государстве и обществе вовсе не следуют какие-либо привилегии для партии. Напротив, это налагает на нее повышенную ответственность, ибо свою направляющую роль КПСС осуществляет не силой власти, а благодаря своему высокому политическому авторитету и идейному влиянию в массах.
Интересам расширения демократизма, заложенного в природе нашего общественного строя, служат усилия, постоянно предпринимаемые партией в целях укрепления социалистической законности и правопорядка. (…)