Радек К.Б. О внутрипартийных разногласиях 20-х годов

К. Б. РАДЕК О ВНУТРИПАРТИЙНЫХ РАЗНОГЛАСИЯХ 20-Х ГОДОВ
I. Из записки об оппозиции
Август 1926 г.
1- й вопрос: Существует ли оппозиция в ВКП (б)?
Ответ: В 1923 г. возникла в рядах ВКП (б) оппозиция. Она предупреждала партию об опасностях, угрожающих революции от неумелой работы над укреплением промышленности, как и от роста бюрократического зажима. Она требовала внутрипартийной демократии и планового хозяйства. Несмотря на то, что она собрала треть партии, она была разбита партийным аппаратом, выдающим свою волю за партийную. Но она не перестала существовать.
В конце 1925 г. часть руководителей партии убедилась, что оппозиция 1923 г. была права, предупреждая об опасностях, угрожающих партии. Эта группа партруководителей пришла к убеждению, что продолжение бюрократического зажима партии убьет активность передовых частей рабочего класса, что оно обезоружит их перед лицом растущей активности мелкобуржуазных масс, и в первую очередь – кулаков. Она пришла к убеждению, что против этих опасностей надо бороться путем развития внутрипартийной демократии и усиления развития промышленности (индустриализация).
Оппозиция 1923 и 1925 гг. объединилась на июльском пленуме ЦК ВКП (б) для совместной борьбы за исправление общей политической линии партии.
2- й вопрос: В чем оппозиция обвиняет большинство ВКП (б)?
Ответ: а) в бюрократическом зажиме партии, б) в прикрашивании советского государства как оно есть и отрицании необходимости приближения его к рабочим, в) в прикрашивали и нэпа и преуменьшении удельного веса капиталистических тенденций, г) в непонимании опасностей, кроющихся в отставании промышленности от развития народного хозяйства в целом, д) в недооценке расслоения деревни, замазывании растущей роли кулака при одновременном попустительстве стремлениям Наркомзема в сельскохозяйственной кооперации взять курс на производственно мощного середняка, т. е., по существу, на кулака, е) в недооценке опасностей, вытекающих из более скорого роста политической активности мелкой буржуазии города и деревни, чем активности рабочих, бедняков и бедноты, в пособничестве этому росту путем расширения избирательной инструкции и выборной практики, ж) в недостаточно внимательном отношении к вопросам зарплаты, безработицы, жилищного строительства и бюрократическом отношении к вопросам режима экономии, з) в извращении тактики единого фронта и подмене курса на объединение масс курсом на блок с правыми вождями рабочего движения, и) в непонимании необходимости создания мощной самостоятельной организации пролетариата как гегемона общенационального движения на Востоке.
3- й вопрос: В чем обвиняет большинство ЦК оппозицию?
Ответ: а) в непонимании рабочего характера советского государства, б) в преувеличенном выпячивании опасностей бюрократизма, в) в недооценке опасности срыва смычки путем индустриализации за счет крестьянства, д) в демагогическом отношении к рабочему вопросу, е) в стремлении к расколу партии путем создания фракции, ж) в беспринципном блоке, з) в поощрении мелкобуржуазных тенденций устранения диктатуры путем внутрипартийной демократии.
4- й вопрос: В чем выражается бюрократический режим в партии?
Ответ: В том: 1. Что партийный аппарат решает за партию.
2. Что на партсобраниях каждый член партии боится выступить с критикой парторганов и партийной политики.
3. Что в случае выступления с обличением и с критикой репрессии обрушиваются на выступающих. Усылают в деревню и снимают с производства не по деловым соображениям, а в целях репрессии.
4. Что организуется в партии система доносов и клеветы (через так называемых секретных информаторов), жертвой которых сплошь и рядом являются честные и заслуженные партийцы.
5. Что сверху донизу, от секретарей губкомов до секретарей ячеек, подбираются «угодливые» лица, готовые за «страх» в ущерб партийной совести выполнить любое решение и приказание сверху.
6. Что рабочий-коммунист чувствует себя бесправным перед лицом секретаря ячейки, администратора и председателя месткома или фабзавкома: в случае конфликта ему грозит увольнение.
7. Что все важные вопросы, которые касаются жизненных интересов рабочего класса, не обсуждаются на широких партийных собраниях и проводятся за спиной партии (введение водки, вопросы зарплаты, налог на рабочих, имеющих хозяйство в деревне, вопросы проведения режима экономии, который сводится сплошь и рядом к сокращению низших категорий рабочих, вопросы международного рабочего движения, изменение уставов профсоюзов, открывшее им двери в Амстердамский Интернационал, выпуск избирательной инструкции, дающей вопреки советской конституции избирательные права кулакам, мелким лавочникам и т. д.). В том, что партаппарат проводит верхушечные дискуссии в партии при всеобщем молчании всей партийной массы.
8. Что разногласия по отдельным вопросам скрываются от партии, важные решения и вопросы не обсуждаются коллективно в партии, а предварительно бюрократическим образом согласуются среди членов правящей группы и преподносятся затем как готовые решения, против которых никто не смеет выступить.
9. В том, что внутри ЦК правящая группа, боясь гласности и критики своих ошибок, сама создает фракцию. По этому же образцу в губкомах и райкомах создаются узкие фракционные тройки, пятерки и десятки, где читаются секретные документы и принимаются решения, совершенно неизвестные не только партии, но и остальному официальному аппарату. Этим путем отрыв правящих фракционных групп от остального аппарата, а самого аппарата от партии, принимает угрожающий характер. В результате, партия теряет авторитет среди беспартийных. Вот почему права была резолюция от 5 декабря 1923 г., которая говорила о том, что бюрократизм приводит к отрыву партии от масс и становится источником фракционности.
10. В том, что идейное перерождение партии достигает огромных размеров. Выдвигается новый слой работников, проникнутый духом чиновничества, подхалимства, угодливости, не имеющий самостоятельной точки зрения ни по одному вопросу и представляющий собой беспринципную мешанину, скованную бюрократическим послушанием.
11. В том, что кадры бюрократических партийных и советских чиновников заполняют собой все партийные должности и расчищают путь для мелкобуржуазных элементов, которые только и ждут время, чтобы сдвинуть пролетарскую диктатуру с рельс коммунистической политики. Они хотят повернуть ее лицом к крестьянской буржуазии – пользуясь пассивностью рабочего класса.
12. В том, что уничтожая в партии активность, бюрократический режим лишает рабочий класс возможности дать отпор тем стремлениям, которые идут по линии мелкобуржуазного сползания с рельс революционной коммунистической политики.
Пролетариат лишается своего позвоночника как раз в такое время, когда мелкая буржуазия города и деревни завоевывает себе право на демократию. (Советская демократия в деревне и итоги последних выборов.) < …>
Это не мешает оппозиции протестовать против исключения из партии товарищей, высказывающих эти взгляды, ибо она не имеет никаких причин сомневаться в том, что если партия вернется к режиму внутрипартийной демократии, если она поставит перед собой во весь рост все назревающие вопросы революции, – то она сумеет объединить все свои пролетарские элементы вокруг ясных революционных ответов и искоренить ошибки, являющиеся выражением отчаяния части партийных элементов, в прошлом ведших борьбу с буржуазией, совместно со всей партией. < …>