Проект Конституции Украины (объединение Свобода), 2007 г.

ПРОЕКТ КОНСТИТУЦИИ УКРАИНЫ
(ВСЕУКРАИНСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «СВОБОДА»)
(2007 Г.)
НАЦИОНАЛЬНАЯ КОНСТИТУЦИЯ УКРАИНЫ
ПРЕАМБУЛА
Мы, граждане Украины, понимая, что нация является наследницей развитой духовной и материальной культуры трипольцев, скифов и сотен последующих поколений украинцев, что континуитет современного украинского государства был основан в Киевской Руси, а продолжен Галицко-Волынским княжеством, Казацкой Республикой периода Гетманщины, Украинской Народной Республикой, Западно-Украинской Народной Республикой, Карпатской Украиной и Украинским государством, возрожденным Актом 30 июня 1941 года, что независимая Украина стала результатом более чем трехсотлетней национально-освободительной борьбы украинцев,
зная, что украинская нация пребывала в тяжелом, более чем трехсотлетнем колониальном ярме, что она пережила страшный геноцид в годы голодомора, который подорвал ее генофонд, что в течение сотен лет уничтожался ее язык и культура, что против украинцев направлялось острие коммунистических репрессий,
осознавая свой долг и ответственность перед Творцом, погибшим в борьбе за свободу Украины, за нынешние и будущие поколения украинцев,
желая утвердить идеалы справедливости и верховенства права в украинском государстве,
считая, что государство является гордостью и делом чести свободолюбивых украинцев, а свобода – это средство достижения счастья и обеспеченной жизни,
руководствуясь собственной совестью и Божьей волей,
опираясь на славное историческое наследие преобразования народоправного государства и совершенное и развитое украинское право периода Гетманщины,
договариваемся реорганизовывать национальное, неделимое, правовое, социальное и справедливое украинское государство, которое должно стать гарантом прав и свобод украинской нации в целом и каждого украинца в частности.
РАЗДЕЛ 1. ПРАВА УКРАИНСКОЙ НАЦИИ И ОБЯЗАННОСТИ
УКРАИНСКОГО ГОСУДАРСТВА
Статья 1.
Суверенитет принадлежит исключительно украинской нации, которая осуществляет его прямо или опосредствовано через своих представителей или референдум. Любое посягательство на узурпацию всего суверенитета или его части, осуществленное лицом или группой лиц, карается в уголовном порядке.
За преступления против украинской нации, украинского государства и особо тяжкие преступления против человека и гражданина вводится смертное наказание.
Статья 2.
Основой создания украинского государства является национальная идея – идея полновластия украинской (титульной) нации на украинских землях.
Граждане Украины преобразовывают украинское государство, которое должно постоянно заботиться об интересах украинской нации в целом и каждого украинца в отдельности. Украинское государство должно создавать надлежащие условия для полноценного духовного и культурного развития нации и высокого материального уровня жизни украинцев.
Статья 3.
Украина является национальным, неделимым, правовым, социальным и справедливым украинским государством с президентской формой правления. Украинское государство защищает честь и достоинство граждан и гарантирует реализацию широких прав и свобод украинцев. Украинское государство обеспечивает равенство украинцев в правах и перед законом независимо от социального положения, вероисповедания и пола.
Реорганизация украинского государства осуществляется на принципах национальной и социальной солидарности, исторической справедливости, властной иерархии и личной ответственности должностных лиц, органов государственной власти и граждан за исполнение возложенных на них обязанностей.
Украинское государство должно стать сердцевиной духовности украинской нации и всей европейской цивилизации.
Статья 4.
Украинское государство обязано защищать суверенитет нации, границы и территориальную целостность Украины. С этой целью действуют Вооруженные Силы Украины, судебные и правоохранительные органы страны. Невыполнение обозначенных обязательств приводит к уголовной ответственности высших должностных лиц государства.
Украинское государство обязано обеспечивать реальный суверенитет украинской нации путем возвращения ядерного статуса, достижения полной энергетической и информационной независимости Украины.
Украинское государство осуществляет руководство производственной и сбытовой политикой энергоресурсов, внедряет новейшие энергосберегающие технологии во всех отраслях народного хозяйства, способствует разработке инновационных технологий альтернативной энергетики.
Статья 5.
Украина является унитарным государством с развитой системой местного самоуправления. Государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную.
Статья 6.
В Украине действует принцип верховенства права. Источником права является эта Конституция, правовые законы и другие нормативно-правовые акты, национальная правовая традиция, общее право (здравый рассудок), нормы права справедливости, судебный прецедент, международные договора и конвенции, ратифицированные Национальной Радой Украины. Нормы Конституции Украины являются нормами прямого действия.
Конституция Украины имеет высшую юридическую силу.
Украинское право делится на частное и публичное право.
Нормы частного права базируются на законах, договорах, соглашениях, контрактах, общем праве, праве справедливости и судебных прецедентах.
Нормы публичного права базируются на законах, которые имеют императивный характер.
Нормами частного права регулируются отношения, которые касаются интересов частного лица, а нормами публичного права – публично-правовые отношения.
Запрещено регулировать публично-правовые отношения нормами, которые относятся к сфере частного права.
Статья 7.
Единственным государственным (официальной) языком в Украине является украинский язык.
Государство обеспечивает всестороннее развитие и функционирование украинского языка на всей территории Украины, во всех сферах государственной и общественной жизни.
Незнание государственного языка или нежелание пользоваться им на работе и во время публичных выступлений является основанием для лишения депутатского или другого представительского мандата, освобождения служебного лица от должности.
Для контроля за соблюдением чистоты государственного языка создается Академия украинского языка.
Граждане Украины из числа национальных меньшинств имеют право на создание и функционирование культурных организаций, обществ, воскресных школ с целью факультативного изучения родного языка.
Статья 8.
Украинское государство обязано принимать меры для объединения украинской нации, развития ее национального сознания, самобытной этнической культуры, сохранения обычаев, охраны и приумножения культурных ценностей украинцев.
Украинское государство обязано способствовать массовому возвращению в Украину этнических украинцев, которые живут и работают за границей. С этой целью украинское государство создает благоприятные условия для их обустройства на Родине.
Статья 9.
Гражданами Украины являются лица, которые родились на ее территории. Гражданами Украины становятся этнические украинцы, которые вернулись из-за границы для постоянного проживания и работы в Украине.
Лица без гражданства, которые проживают в Украине не менее 10 лет, свободно владеют украинским языком, знают историю украинского государства и содержание Конституции Украины, в исключительных случаях могут стать гражданами Украины. Отмеченные лица не могут получить гражданство Украины, если их привлекали к уголовной ответственности.
Государство обязано заключить договора с соседними странами о реадмиссии иммигрантов.
Двойное гражданство запрещено. Гражданин Украины, который скрыл, что он является гражданином другого государства, теряет украинское гражданство.
Статья 10.
Земля, ее недра и другие природные ресурсы и объекты, которые расположены на территории Украины или в пределах ее континентального шельфа, являются исключительной собственностью украинской нации. Владеть и пользоваться ими могут физические или юридические лица в пределах и порядке, установленном украинскими нормами права.
Право собственности на землю существует лишь на земельные участки под жилыми домами и другой недвижимостью на правах частной собственности, а также на приусадебные участки. Приобретать право собственности на землю иностранцам и лицам без гражданства запрещено.
В Украине функционирует государственный земельный кадастр.
Статья 11.
Украинское государство обязано охранять землю, которая является основным богатством украинской нации.
Право владеть землей может принадлежать государству, общине, физическому или юридическому лицу.
Земля предоставляется в долгосрочное владение украинским гражданам с правом ее семейного наследования.
Право владения землей может приобрести лишь гражданин, который живет в данной местности не менее двух лет и лично ведет на ней хозяйство. Граждане, которые желают приобрести во владение землю в размере, больше среднего размера крестьянского земельного пая для данной местности, должны сдать квалификационный экзамен.
Земля выморочного сельского двора переходит во владение сельской общины.
Запрещается торговля землей сельскохозяйственного назначения. Сельскохозяйственные земли используются исключительно по прямому назначению, другое использование этих земель запрещено. Виновные в нарушении отмеченного запрета привлекаются к уголовной ответственности.
Украинское государство контролирует производство биотоплива, качество сельскохозяйственной продукции, может устанавливать высокие или запретные пошлины на экспорт продовольствия.
Статья 12.
Украинская нация имеет право на проживание в экологически чистой среде. Украинское государство обязано принимать меры для предотвращения загрязнения воздуха, воды, земли и всей среды в целом.
Любой вред, причиненный природе, должен быть возмещен в полном объеме за счет виновников. В случае невозможности возобновления прежнего состояния природной среды, физические или юридические лица, виновные в причинении ущерба, привлекаются к уголовной ответственности с одновременной уплатой штрафа в двойном размере стоимости убытков.
Статья 13.
Граждане Украины равны в правах и перед законом.
Предоставление государством физическим или юридическим лицам любых привилегий запрещено.
Статья 14.
Украинское государство проводит справедливую социальную политику.
Для наемных работников в Украине действует почасовая оплата труда, минимальный размер которой регулируется законодательством Украины.
Украинское государство содействует наемным работникам в приобретении права собственности на предприятия государственной и коммунальной форм собственности, участии в их управлении и в справедливом распределении их прибылей.
Размер максимальной заработной платы у работников бюджетной сферы не должен превышать минимальную заработную плату больше, чем в пять раз.
Статья 15.
Украинское государство обязано заботиться об увеличении численности украинской нации.
Реализация программы «Репродуктивное здоровье нации» осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины.
Делать аборты, кроме случаев, обусловленных медицинскими показателями, запрещено.
Статья 16.
Государство гарантирует паспортную идентификацию граждан по национальному признаку.
Граждане Украины разных национальностей являются равными в своих правах.
Процент украинцев и представителей национальных меньшинств, которые учатся в средних специальных и высших учебных заведениях, работают в органах законодательной, исполнительной и судебной власти всех уровней, служат в Вооруженных Силах Украины и работают в правоохранительных органах, в образовательной и культурной сферах, здравоохранении, имеют бизнес, являются владельцами производств, должен соответствовать национальному составу населения Украины, который устанавливается Всеукраинской переписью населения.
Государственные дотации, которые предоставляются физическим или юридическим лицам, также следует распределять пропорционально национальному составу населения Украины.
Статья 17.
Государство гарантирует свободное объединение граждан в политические партии и общественные организации, деятельность которых направлена на благо украинской нации.
Коммунистическая идеология в Украине запрещена.
Запрещена любая антиукраинская деятельность, а также создание антиукраинских партий, организаций и движений.
Статья 18.
Информационное пространство является достоянием украинской нации и принадлежит к сфере национальной безопасности. Украинское государство обязано охранять национальное информационное пространство и выделять достаточные средства на его развитие и функционирование.
Цензура в Украине запрещена. Каждый может свободно выражаться, писать, печатать при условии личной ответственности за злоупотребление такой свободой в соответствии с нормами украинского права.
Граждане имеют право на получение информации.
Запрещена антиукраинская пропаганда и культивирование аморального и противоправного поведения, насилия, сексуальных извращений и всего, что противоречит духовности украинской нации.
Статья 19.
В Украине существует свобода совести. Церковь отделена от государства. Лица с духовным саном не имеют права быть избранными в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Организация и проведение религиозными общинами политических мероприятий запрещены.
Украинское государство способствует объединению христианских церквей в единую Украинскую Поместную Церковь.
Статья 20.
Украинское государство проводит внешнюю политику, направленную на обеспечение интересов украинской нации, ее безопасности, территориальной целостности. Во внешней политике украинское государство учитывает интересы украинской диаспоры.
Украина может вступать в военные союзы и блоки лишь в случае возникновения угрозы ее независимости, территориальной целостности и существованию украинцев как нации.
На территории Украины запрещено размещение иностранных военных баз.
Создание военных формирований любыми лицами или группой лиц запрещено. Украинское государство разрешает и контролирует создание и деятельность полувоенных формирований.
Статья 21.
Формирование законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти граждане Украины осуществляют путем общего, прямого, честного и тайного голосования. Право голоса имеют все совершеннолетние граждане Украины, которые не лишены гражданских и политических прав.
Статья 22.
Каждый свободен делать все, что не вредит другому.
Пределы свободы определены нормами морали и украинским правом. Никого нельзя вынудить делать то, что противоречит нормам морали и украинскому праву.
Статья 23.
Государственными символами Украины является Национальный Флаг, Национальный Герб и Национальный Гимн.
Национальным Флагом Украины является стяг из двух равновеликих горизонтальных полос желтого и голубого цветов.
Национальным Гербом Украины является Трезуб – Знак Княжеского Государства Владимира Великого.
Национальным Гимном украинского государства является полный текст произведения П. Чубинского «Ще не вмерла України» на музыку Г. Вербицкого.
Столицей Украины является город Киев.
РАЗДЕЛ II. ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Статья 24.
Все люди были созданы Творцом равными и свободными. Естественные права человека являются нерушимыми.
Гражданские права и свободы человека и гражданина закрепляет Конституция Украины, и их нельзя упразднить или сузить. В случае возникновения у украинцев потребности в правах и свободах, которые не были закреплены этой Конституцией, они могут свободно пользоваться ими в соответствии с нормами морали и украинским правом.
Статья 25.
Все граждане пользуются правом лично или через своих представителей принимать участие в создании норм права.
Законы как один из источников права должны быть правовыми и базироваться на общих интересах украинцев и всей украинской нации. Запрещено принимать законы, направленные на защиту личных или корпоративных интересов.
Каждый может обратиться в суд с иском о возмещении материального и морального ущерба в случае принятия Национальной Радой Украины закона, который нарушает его права.
Статья 26.
Гарантирована неприкосновенность лица и его имущества. Каждый может быть обвинен или арестован только в соответствии с нормами украинского права.
Решения о задержании или обыске лица, его жилья или другого помещения может выдавать суд лишь при наличии достаточно объективных, достоверных, обоснованных оснований.
Об аресте лица следует немедленно сообщить его родственникам.
Каждый, кто ходатайствует, отдает, исполняет или принуждает исполнять своевольные приказы, привлекается к уголовной ответственности.
Статья 27.
В случае обвинения лица в совершении преступления, оно имеет право на быстрое, публичное, справедливое, всестороннее и объективное рассмотрение дела судом. Такое лицо должно знать о содержании и мотивах обвинения.
Каждый имеет право в любое время воспользоваться помощью адвоката.
Никто не обязан доказывать свою невиновность в совершении преступления.
Никто не может быть привлечен к ответственности за одно и то же преступление дважды. Каждый имеет право отказаться свидетельствовать или давать показания против себя, членов семьи или близких родственников, круг которых определяется законом. Доказательства, добытые посредством принуждения или другим не правовым путем, не имеют доказательной силы и не могут приниматься судом во внимание при рассмотрении дела.
Статья 28.
Право собственности – нерушимое право, кроме случаев, когда собственность приобретена противоправными способами и когда этого требует общественная необходимость.
Приобретенная противоправными способами собственность подлежит конфискации, а владелец привлекается к правовой ответственности.
Если общественная необходимость требует отчуждения собственности, то такую необходимость следует доказать в судебном порядке, а владелец должен получить достаточное возмещение убытков справедливого и предварительно определенного размера.
Статья 29.
Гарантировано право на частную жизнь. Никто не может вмешиваться в частную жизнь лица, если она не имеет аморального или противоправного характера. Такое вмешательство происходит исключительно по решению суда.
Брак заключается по свободному согласию мужчины и женщины. Они пользуются равными правами и имеют одинаковые обязанности. Родители содержат своих детей до достижения ими совершеннолетия, а взрослые дети заботятся о своих неработоспособных родителях.
Статья 30.
Для содержания работников государственного аппарата, развития науки, культуры, образования, здравоохранения и содержания работников этих отраслей существует общее налогообложение.
Налоги устанавливаются и взимаются со всех физических и юридических лиц согласно их доходам. Каждое физическое или юридическое лицо должно платить налоги, сборы и тарифы в порядке и размерах, установленных нормами права в полном объеме без любых привилегий.
Все граждане лично или через своих представителей могут определять размер государственных и местных налогов, контролировать их взыскания и расходы.
Статья 31.
Каждому гражданину Украины гарантирована свобода передвижения, свободный выбор местожительства, выезд и въезд в Украину.
Статья 32.
Гражданам гарантировано право на труд и материальную помощь в случае безработицы на протяжении шести месяцев в размере, равном прожиточному минимуму. Украинское государство должно помогать безработному гражданину приобрести новую профессию.
Наемные работники имеют право на создание профсоюзов. Никого нельзя вынудить стать членом профсоюза. Работник лично осуществляет плату профсоюзных взносов.
Наемные работники имеют право на забастовку, во время которой не могут быть лишены права на получение заработной платы. Заработную плату забастовщикам выплачивают в том же размере, что и другим работникам.
Проводить забастовки с политическими требованиями запрещено.
Имущество или производство, которое имеет для Украины стратегическое значение, должно оставаться в государственной собственности.
Все наемные работники получают определенную часть прибылей каждого производства.
Государство обязано создать Центральный депозитарий, который должен организовать учет и обращение (куплю-продажу) ценных бумаг.
Все наемные работники, которые являются совладельцами производства, считаются пожизненно нанятыми. Их увольнение разрешено лишь в случаях, предусмотренных законом. Наемные работники принимают участие в управлении производством лично или через своих представителей.
Статья 33.
Украинское государство обязано оказывать финансовую и организационную помощь лицам, желающим осуществлять предпринимательскую деятельность.
Украинское государство ориентирует социальную и экономическую политику на формирование в Украине среднего класса.
Запрещено осуществлять предпринимательскую деятельность депутатам Национальной Рады Украины, судьям, должностным и служебным лицам органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Статья 34.
Каждый работник имеет право на еженедельный сорокавосьмичасовой отдых и ежегодный, не менее чем двухнедельный, оплачиваемый отпуск согласно нормам украинского права.
Статья 35.
Гражданам гарантирована социальная защита. Государство обязано оказывать адресную помощь недееспособным гражданам и детям-сиротам. Размер такой помощи не может быть меньше размера прожиточного минимума.
Право получать такую помощь гарантирует государственное социальное страхование за счет страховых взносов физических и юридических лиц, а также за счет создания сети заведений для ухода за неработоспособными гражданами.
Статья 36.
Государство гарантирует выплату пенсий в связи с недееспособностью и лицам, которые достигли пенсионного возраста.
Размер максимальной пенсии в государстве не должен превышать размер минимальной пенсии больше, чем в пять раз. Устанавливается одинаковый порядок начисления пенсий всем работникам. Исключением является особый порядок начисления пенсии Президенту Украины.
Теряют право на получение пенсии по возрасту депутаты советов всех уровней и государственные служащие, которые злоупотребляли служебным положением.
Статья 37.
Все граждане имеют право на жилье. Украинское государство и органы местного самоуправления бесплатно предоставляют жилье во владение и пользование нуждающимся гражданам, которым необходима социальная защита. Такое жилье не может стать частной собственностью пользователей.
Статья 38.
Каждый пользуется правом на охрану здоровья. Неотложная медицинская помощь осуществляется в государственных и коммунальных медицинских заведениях бесплатно.
В Украине действует обязательное медицинское страхование.
Статья 39.
Государство обязано беспокоиться о здоровье украинцев. Оно содействует развитию физической культуры и спорта, организации и проведению спортивных соревнований как в государстве, так и на международной арене.
Запрещено заключать контракты с иностранными гражданами или лицами без гражданства для их участия в украинских спортивных соревнованиях и в спортивных соревнованиях на международной арене от имени Украины.
Статья 40.
Граждане имеют право на образование. Общее среднее образование является обязательным для всех граждан и предоставляется на бесплатной основе.
Государство обязано обеспечивать получение гражданами высшего образования на конкурсной основе согласно уровню знаний, способностей и стремлений лица. Обучение в государственных и коммунальных высших учебных заведениях осуществляется на бесплатной основе.
Студенты, которые успешно учатся, получают стипендию в размере минимального прожиточного минимума.
Украинское государство обязано обеспечить выпускникам средних специальных и высших учебных заведений первое рабочее место.
Обучение во всех заведениях образования осуществляется исключительно на государственном языке.
Статья 41.
Граждане имеют право избирать и избираться в органы государственной власти и органы местного самоуправления, быть на государственной службе и на службе в органах местного самоуправления.
Граждане осуществляют свою волю через общеукраинские и местные референдумы и плебисциты. В выборах, референдумах и плебисцитах принимают участие граждане, которые на день их проведения достигли восемнадцати лет.
Общеукраинские референдумы и плебисциты проводятся по инициативе не менее десяти процентов от общего количества избирателей, подписи которых должны собрать в двух третях уездов при условии, что в каждом уезде будет собрано не менее десяти тысяч подписей.
На общеукраинских референдумах граждане Украины принимают Конституцию Украины, изменения к ней, решают вопрос о вступлении Украины в военные блоки, союзы и международные организации, которые ограничивают государственный суверенитет. На общеукраинских плебисцитах избиратели реализуют свое право на роспуск Национальной Рады Украины.
Местные референдумы и плебисциты проводятся по инициативе не менее десяти процентов избирателей общины.
На местных референдумах принимают устав местной общины и изменения к нему, решают жизненно важные для общины проблемы. На плебисцитах отзывают депутатов местных органов самоуправления, судей и должностных лиц органов власти и управления.
Статья 42.
Граждане имеют право проводить мирные собрания, митинги и демонстрации, о которых заблаговременно предупреждают органы исполнительной власти или органы местного самоуправления.
Запрещено проводить антиукраинские митинги, собрания и демонстрации.
Статья 43.
Моральные или материальные убытки, которые получает лицо из-за ошибочных или неправомерных решений органов государственной власти, местного самоуправления, суда и действий должностных лиц возмещаются в полном размере за счет виновников.
Статья 44.
Права и свободы человека и гражданина могут ограничиваться в случае введения в Украине военного или чрезвычайного положения в течение конкретно определенного срока.
Статья 45.
Защита украинского государства, его территориальной целостности, суверенитета украинской нации является обязанностью всех граждан.
Разрешено свободно приобретать и владеть огнестрельным и холодным оружием всем психически здоровым и несудимым украинцам.
Статья 46.
Защита Родины – обязанность всех граждан Украины.
Все граждане, которые учатся в средних специальных и высших учебных заведениях, должны в течение четырех месяцев овладеть использованием огнестрельного оружия. Во всех высших учебных заведениях вводятся военные кафедры.
Статья 47.
Обязанностью всех граждан является сохранение и улучшение безопасной окружающей среды.
Украинское государство обязано сохранить имеющиеся заповедные территории и парки и способствовать созданию рекреационных зон.
Все здания, отнесенные к рекреационной зоне с нарушением норм экологического права, следует снести, а местность вернуть к ее естественному состоянию за счет нарушителей.
Статья 48.
Все граждане должны придерживаться норм этой Конституции и норм украинского права.
Незнание норм Конституции или непонимание норм украинского права не освобождает лицо от ответственности за совершенные преступления и проступки.
РАЗДЕЛ III. НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОВЕТ УКРАИНЫ
Статья 49.
Полномочия законодательной власти предоставляются Национальной Раде Украины, которая состоит из трехсот депутатов.
Срок полномочий Национальной Рады Украины составляет три года.
Выборы депутатов Национальной Рады Украины проводят на основе общего, прямого и равного избирательного права путем тайного голосования.
Избрание депутатов Национальной Рады Украины происходит по пропорциональной системе с открытыми избирательными списками.
Депутатом Национальной Рады Украины может быть гражданин Украины, который на день выборов достиг восемнадцати лет, является дееспособным, не судимым и последние десять лет проживает в Украине.
Срок полномочий Национальной Рады Украины составляет три года.
Статья 50.
Очередные выборы в Национальную Раду Украины проводятся в первое воскресенье ноября третьего года ее полномочий.
Внеочередные выборы в Национальную Раду Украины проводятся по результатам всеукраинского плебисцита, если в нем приняли участие свыше пятидесяти процентов от общего количества избирателей, а за решение проголосовало большинство участников плебисцита; по решению большинства от конституционного состава Национальной Рады Украины; по решению Президента Украины.
Досрочные выборы в Национальную Раду Украины проводятся не позднее шестидесяти дней со дня принятия решения об их проведении, а дату проведения определяет Президент Украины.
Статья 51.
Депутаты Национальной Рады Украины реализуют свои полномочия на постоянной основе и не могут совмещать депутатскую деятельность с другими видами деятельности, кроме чтения публичных лекций.
На период исполнения своих полномочий депутаты Национальной Рады Украины получают служебное жилье, которое не может перейти в их частную собственность.
Депутаты Национальной Рады Украины не могут пользоваться льготами или привилегиями.
Заработная плата депутата Национальной Рады Украины в течение действия его полномочий остается неизменной.
Статья 52.
Депутатская неприкосновенность отсутствует.
Депутат Национальной Рады Украины не может быть привлечен к юридической ответственности за свою политическую позицию, высказывания и характер голосования в Национальной Раде Украины и ее органах. Эта норма не применяется в случае антиукраинской, антигосударственной деятельности депутата.
Статья 53.
Депутаты Национальной Рады Украины объединяются во фракции политической партии (избирательного блока политических партий), по избирательным спискам которой они были избраны.
Статья 54.
Полномочия депутата Национальной Рады Украины прекращаются досрочно в случае:
а) прекращения полномочий Национальной Рады Украины;
б) представления личного заявления о сложении полномочий;
в) приобретения им гражданства другого государства или выезда на постоянное проживание за пределы Украины;
г) нарушения им требования о несовместимости депутатской деятельности с другими видами деятельности;
д) вступления в силу судебного приговора или признания его судом недееспособным или ограничено дееспособным;
е) не вхождения депутата Национальной Рады Украины, избранного от политической партии (избирательного блока политических партий), в состав депутатской фракции этой политической партии (избирательного блока политических партий) или его выхода из состава такой фракции;
ж) отстранения от должности в порядке импичмента;
з) в случаях, предусмотренных статьей 7 Конституции Украины.
Статья 55.
Национальная Рада Украины собирается на две сессии каждый год: в первый вторник февраля и в первый вторник сентября.
Депутаты собираются на первую сессию не позднее пятнадцати дней после официального объявления результатов выборов. Первое заседание новоизбранной Национальной Рады Украины открывает глава Центральной избирательной комиссии. Он зачитывает присягу депутата Украины, после чего каждый депутат подписывается под текстом присяги.
Текст присяги:
«я (имя, фамилия), депутат Национальной Рады Украины, присягаю верно служить украинской нации, защищать ее суверенитет и территориальную целостность украинского государства, направлять свои действия на улучшение благосостояния украинцев, их прав и свобод, заботиться об авторитете Украины на международной арене».
Статья 56.
Внеочередные сессии Национальной Рады Украины созывает Председатель Национальной Рады или его заместитель по требованию одной трети депутатов или Президента Украины.
Статья 57.
Заседания Национальной Рады Украины проводятся открыто. Закрытое заседание проводится по решению двух третей от конституционного состава Национальной Рады Украины.
Голосовать на заседаниях Национальной Рады Украины депутат должен лично. Делегирование депутатом другому народному депутату своей обязанности личного голосования приводит к юридической ответственности.
Статья 58.
Этой Конституцией Национальная Рада Украины уполномочена:
а) разрабатывать и выносить на референдум изменения или дополнения к Конституции;
б) принимать законы, которые не противоречат нормам Конституции и нормам украинского права;
в) утверждать Государственный бюджет, поданный Президентом Украины, вносить в него изменения и дополнения, контролировать его выполнение;
г) вводить и отменять налоги, контролировать их взыскание и расходы;
д) заслушивать ежегодные послания Президента к украинской нации;
е) отстранять от должности в порядке импичмента: Президента, депутатов Национальной Рады Украины, министров, руководителей других органов государственной власти, Председателя Фонда государственного имущества, Председателя и членов Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека, Председателя и членов Совета Национального банка, Председателя и членов Центральной избирательной комиссии, судей Верховного Суда;
ж) образовывать и ликвидировать области, изменять границы населенных пунктов и областей и переименовывать их;
з) назначать очередные и внеочередные выборы в органы местного самоуправления;
и) ратифицировать и денонсировать международные договора Украины;
к) принимать решение о направлении депутатских запросов Президенту и министрам, в случае их поддержки не менее чем третью от конституционного состава Национальной Рады Украины.
Статья 59.
Национальная Рада Украины избирает Председателя Национальной Рады и двух его заместителей.
Председатель Национальной Рады организует ее работу и проводит ее заседания; организует работу Секретариата Национальной Рады; направляет законы на подпись Президенту Украины, представляет Национальную Раду в отношениях с соответствующими органами власти других государств; обнародует за своей подписью законы, относительно которых Национальная Рада Украины преодолела президентское вето.
Статья 60.
Депутаты Национальной Рады Украины работают в комитетах, разрабатывающих законопроекты, во временных специальных комиссиях, которые может создавать Национальная Рада Украины в соответствии с нормами украинского права.
Статья 61.
Полномочия Национальной Рады Украины прекращаются:
а) в день открытия первого заседания Национальной Рады Украины нового созыва;
б) на второй день после оглашения результатов всеукраинского плебисцита или принятия постановления о досрочном прекращении ее полномочий большинством от конституционного состава депутатов Национальной Рады или на основании Указа Президента о проведении внеочередных выборов.
Статья 62.
Решение о досрочном прекращении полномочий Национальной Радой Украины принимают депутаты Национальной Рады или Президент, если:
а) в течение пятнадцати дней депутаты не собрались на пленарное заседание первой сессии;
б) в течение тридцати дней очередной сессии не могут начаться пленарные заседания;
в) в течение пятнадцати дней после открытия первой сессии депутаты не могут избрать Председателя Национальной Рады и двух его заместителей;
г) в течение пятнадцати дней в работе очередной сессии принимают участие менее двух третей депутатов от конституционного состава Национальной Рады.
Основанием для досрочного прекращения Президентом полномочий Национальной Рады, после консультаций с Председателем Национальной Рады и его заместителями, является:
а) нарушение Национальной Радой статей Конституции Украины;
б) принятие Национальной Радой закона, противоречащего нормам Конституции и украинского права;
в) возникновение по вине Национальной Рады ситуации, угрожающей безопасности страны, существованию прав и свобод украинской нации и граждан Украины.
Президент Украины не может досрочно прекратить полномочия Национальной Рады в течение последних трех месяцев срока ее полномочий.
Статья 63.
Национальная Рада Украины принимает законы, постановления и другие акты большинством от ее конституционного состава.
Наложенное на закон вето Президента Национальная Рада может преодолеть двумя третями от ее конституционного состава.

Статья 64.
Национальная Рада Украины принимает законы, которыми может:
а) устанавливать дополнительные гарантии прав и свобод украинской нации и граждан Украины; основы предпринимательства, образование и деятельность объединений граждан;
б) совершенствовать нормы публичного и частного права вообще, и нормы публичного и частного процессуального права в частности.
Исключительно законы Украины устанавливают:
а) Государственный бюджет Украины, который утверждают ежегодно на период с 1 января по 31 декабря; основы денежно-кредитной политики;
б) виды и размеры налогов, пошлины и акцизных сборов;
в) основы социальной защиты недееспособных и малообеспеченных граждан и единый порядок начисления пенсий.
Статья 65.
Право законодательной инициативы в Национальной Раде принадлежит депутатам и Президенту Украины.
Статья 66.
Закон, принятый Национальной Радой, Председатель Национальной Рады с собственной подписью направляет Президенту Украины. Президент Украины в течение десяти рабочих дней обязан подписать этот закон и обнародовать его или наложить на него вето.
В случае наложения вето на закон, Президент Украины обязан в течение десяти дней вернуть его вместе с обоснованием причин отказа в Национальную Раду Украины.
Национальная Рада Украины может преодолеть вето Президента Украины двумя третями голосов от конституционного состава. В случае преодоления Национальной Радой Украины вето Президента, закон подписывает и обнародует Председатель Национальной Рады.
Закон вступает в силу со дня его оглашения или в другие сроки, отмеченные в нем.
Статья 67.
Денежной единицей в Украине является гривна. Рада Национального банка Украины осуществляет контроль за проведением денежно-кредитной политики и обеспечивает стабильность денежной единицы.
Статья 68.
Контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина осуществляет Уполномоченный по правам человека и гражданина.
РАЗДЕЛ ІV. ПРЕЗИДЕНТ УКРАИНЫ
Статья 69.
Президент Украины является главой украинского государства, главой исполнительной ветви власти и непосредственно возглавляет Правительство Украины.
Президент Украины является гарантом суверенитета украинской нации, территориальной целостности Украины, соблюдения норм Конституции Украины и украинского права.
Президент Украины пользуется правом неприкосновенности на период исполнения своих полномочий.
Статья 70.
Президент Украины состоит в должности в течение четырехлетнего срока.
Выборы Президента Украины проводятся на основе общего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования.
На должность Президента не может быть избран тот, кто не является гражданином Украины по рождению, не проживает последние двадцать лет в Украине, не достиг тридцатипятилетнего возраста, не владеет и не общается на государственном языке, был судим или привлекался к административной ответственности за проступки антиукраинского характера, признан недееспособным или ограничено дееспособным.
Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Украины более чем два срока.
Запрещено совмещать должность Президента Украины с любыми другими должностями.
Выборы Президента проводятся в первое воскресенье ноября четвертого года его полномочий.
Статья 71.
Президент Украины вступает на пост на следующий день после официального объявления результатов выборов и приносит присягу на торжественном собрании украинцев в столице Украины такого содержания:
«Я, (имя и фамилия), волей украинцев избран Президентом Украины, присягаю на верность украинской нации и обязуюсь всеми своими действиями защищать ее суверенитет, независимость и целостность украинского государства, заботиться о благосостоянии украинцев, их правах и свободах и действовать согласно нормам Конституции Украины и украинского права».
Приводит Президента к присяге председатель Верховного Суда Украины.
Статья 72.
Президент Украины:
а) является гарантом суверенитета украинской нации, прав и свобод украинцев; обеспечивает территориальную целостность и независимость украинского государства, экологически безопасную среду проживания украинцев; заботится об их благосостоянии;
б) осуществляет руководство внешней и внутренней политикой Украины; организует работу Правительства Украины, направляет и координирует работу министерств и других органов государственной власти;
в) заключает международные договора; принимает решение о признании государств; принимает верительные грамоты представителей других государств;
г) назначает и освобождает глав дипломатических представительств Украины в других государствах и при международных организациях;
д) является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Украины, назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил и других военных формирований; объявляет войну, чрезвычайное или военное положение; принимает решение о мобилизации резервистов; использует Вооруженные Силы в случае внезапного нападения на территорию Украины или на ее Вооруженные Силы;
е) объявляет отдельные местности Украины зонами чрезвычайного экологического бедствия;
ж) согласно статье 50 Конституции Украины прекращает полномочия Национальной Рады и назначает внеочередные выборы в нее; согласно статье 56 Конституции Украины созывает внеочередные сессии Национальной Рады;
з) назначает и освобождает министров, руководителей других органов государственной власти, Генерального прокурора, прокуроров областей и городов;
и) образует при согласии Национальной Рады суды;
к) подписывает или запрещает законы, принятые Национальной Радой;
л) присваивает высшие военные звания, дипломатические ранги, специальные звания и ранги; награждает государственными наградами;
м) издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Украины; указы и распоряжения должны регистрироваться в Министерстве справедливости Украины;
н) выступает в Национальной Раде с ежегодным посланием к украинской нации.
Статья 73.
Президент Украины организовывает разработку Правительством Украины проекта закона о Государственном бюджете Украины, подает его на утверждение Национальной Раде Украины и обеспечивает исполнение Закона о Государственном бюджете.
Формирование Государственного бюджета Украины осуществляется снизу вверх.
Статья 74.
Президент через прокуратуру контролирует соответствие Конституции Украины и нормам украинского права законов и постановлений, принятых Национальной Радой Украины, решений и распоряжений областных, городских, поселковых и сельских советов и их исполнительных комитетов.
Статья 75.
Генеральный прокурор вносит протест в соответствующие органы государственной власти относительно нарушения ими норм украинского права, а в случае неудовлетворения протеста – обращается в суд.
Генеральный прокурор обжалует законы и постановления, принятые Национальной Радой, в Верховном Суде Украины, решения и распоряжения областных, городских, поселковых и сельских советов и их исполнительных комитетов – в местных судах.
Статья 76.
Президент может уйти в добровольную отставку, может быть отстранен с поста Национальной Радой Украины в порядке импичмента.
Статья 77.
В случае добровольной отставки Президента Украины, невозможности осуществлять свои обязанности из-за болезни, отстранения от должности в порядке импичмента или смерти, права и обязанности Президента осуществляет Вице-президент Украины до вступления на пост новоизбранного Президента Украины.
Статья 78.
На следующий день после официального вступления на пост Президента Украины все министры, руководители других органов государственной власти, Генеральный прокурор и областные прокуроры подают на имя Президента заявление с просьбой об освобождении от должности по собственному желанию.
Статья 79.
Президент, депутаты Национальной Рады Украины, министры, руководители других органов государственной власти, Председатель Фонда государственного имущества, Председатель и члены Счетной палаты, Уполномоченный по правам человека, Председатель и члены Совета Национального банка, Председатель и члены Центральной избирательной комиссии, судьи Верховного Суда могут быть отстранены от должности за преступления и аморальные поступки в порядке импичмента.
Инициатива о привлечении отмеченных должностных лиц к ответственности в порядке импичмента в связи с подозрением в совершении ими преступления или аморального поступка принадлежит большинству от конституционного состава Национальной Рады.
Национальная Рада создает временную следственную комиссию, которая проводит расследование дела. После ее отчета Национальная Рада принимает решение о возбуждении дела относительно привлечения должностного лица к ответственности в порядке импичмента и обращается с просьбой к Председателю Верховного Суда поручить одному из членов Верховного Суда создать специальную временную следственную комиссию из представителей следственных органов в составе трех человек.
Возглавляемая судьей специальная временная следственная комиссия имеет право требовать от должностных лиц, организаций и учреждений предоставления ей информации и документов по расследуемому делу. Отказ лица, учреждения или организации сотрудничать с комиссией дает ей право возбудить уголовное дело против виновников и направить его в суд.
Специальная временная комиссия должна завершить расследование в течение одного месяца со дня ее создания.
Национальная Рада заслушивает главу специальной временной следственной комиссии и при наличии оснований принимает решение об отстранении должностного лица от должности в порядке импичмента. Решение принимается не менее чем двумя третями голосов от конституционного состава.
Если дело об импичменте касается Президента, то после заслушивания выводов и предложений специальной временной следственной комиссии Национальная Рада постановляет не менее чем двумя третями голосов от ее конституционного состава решение о возбуждении дела об импичменте и направляет его в Верховный Суд. Верховный Суд в течение одного месяца должен сделать выводы о том, что действия, в которых обвинен Президент, содержат признаки преступления или аморального поведения.
После получения положительных выводов Верховного Суда Национальная Рада не менее чем тремя четвертыми голосов от ее конституционного состава принимает решение об устранении Президента с поста в порядке импичмента.
После принятия решения Национальной Радой относительно отстранения должностного лица от должности в порядке импичмента, материалы дела за подписью Председателя Национального Совета направляются в суд по месту совершения преступления для привлечения виновника к уголовной ответственности.
РАЗДЕЛ V. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО УКРАИНЫ
И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Статья 80.
Территория Украины является целостной и неделимой, а государственная власть осуществляется путем сочетания централизации и широкого местного самоуправления территориальных общин.
Статья 81.
Систему административно-территориального устройства Украины составляют области, города, поселки и села.
В состав Украины входят триста уездов, статус и границы которых определяются конституционным законом.
Статья 82.
В Украине гарантируется местное самоуправление, которое является правом и возможностью органов местного самоуправления осуществлять в пределах закона регуляцию и управление существенной частью общественных дел, которые принадлежат к их компетенции, в интересах территориальной общины.
Разграничение полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления, основания и порядок делегирования органам местного самоуправления полномочий органов государственной власти устанавливаются конституционным законом.
Статья 83.
Жители одного или нескольких поселений объединяются в территориальную общину, которая является административно-территориальной единицей, имеет определенные границы и осуществляет местное самоуправление в порядке, определенном законом, как непосредственно, так и через органы местного самоуправления: сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы.
Обязанностью органов местного самоуправления является предоставление членам общины определенного законом уровня административных, социальных и культурных услуг.
Члены общины могут создавать квартальные, уличные, домовые и другие органы самоорганизации населения.
Статья 84.
Депутатов сельского, поселкового, городского и уездного совета избирают на основе равного и прямого избирательного права путем тайного голосования избиратели, которые проживают на территории общины не менее двух лет.
Депутатов сельского, поселкового, городского совета избирают сроком на три года на основе мажоритарной системы выборов, депутатов уездного совета – на основе пропорционально-мажоритарной (смешанной) системы.
Количественный состав местных советов определяется согласно количеству жителей каждой общины.
Статья 85.
Члены территориальной общины путем тайного, равного и прямого избирательного права на основе мажоритарной системы голосования избирают на три года сельского, поселкового, городского и уездного председателя, который возглавляет исполнительный комитет.
Статья 86.
Депутаты местных советов не могут совмещать свое депутатство с работой в исполнительных комитетах.
Депутатом местного совета имеют право быть избранными граждане, которые на день выборов достигли восемнадцати лет, являются дееспособными, не судимыми и проживают на территории общины не менее пяти лет.
Статья 87.
Члены территориальной общины путем плебисцита могут отзывать депутатов местных советов и оказывать недоверие председателю исполнительного комитета, землеустроителю и руководителю отдела внутренних дел.
Статья 88.
Материальной и финансовой основой территориальной общины является ее земля, движимое и неподвижное имущество, все поступления в бюджет от местных и половина от государственных налогов.
Статья 89.
Общины села, поселка, города через органы местного самоуправления осуществляют функции землепользования, управления имуществом, имеющимся в собственности общины; утверждают бюджеты и контролируют их исполнение; устанавливают вид и размер местных налогов и платежей; обеспечивают проведение местных референдумов, плебисцитов и исполняют их решения.
Уездные советы утверждают уездные бюджеты, которые формируются из средств местного бюджета, привлеченных на договорной основе, и из средств государственного бюджета, выделяемых для финансирования деятельности соответствующих исполнительных комитетов.
Статья 90.
Исполнительные комитеты местных органов самоуправления обеспечивают:
а) выполнение норм Конституции и законов Украины, норм украинского права;
б) подготовку и выполнение местных бюджетов;
в) выполнение государственных и местных программ социально-экономического и культурного развития, программ охраны здоровья и окружающей среды, развития предпринимательства.
Статья 91.
Председатели исполнительных комитетов являются подотчетными и подконтрольными местным советам и территориальной общине, а в части исполнения делегированных полномочий – органам исполнительной власти.
Решения председателей местных исполнительных комитетов, которые противоречат нормам Конституции, законам Украины и нормам украинского права, может опротестовать соответствующий прокурор. В случае неудовлетворения протеста, прокурор может обратиться в суд с иском об отмене обозначенного решения.
Председатель исполнительного комитета слагает полномочия в случае высказывания ему недоверия двумя третями депутатов от состава соответствующего совета.
Статья 92.
В пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Украины, нормами украинского права, органы местного самоуправления принимают решения, обязательные для исполнения на соответствующей территории.
Другие вопросы организации местного самоуправления, формирования, деятельности и ответственности органов местного самоуправления определяются законом.
РАЗДЕЛ VІ. ПРАВОСУДИЕ
Статья 93.
Судебная власть в Украине предоставляется Верховному Суду и другим судам, созданным согласно Конституции Украины. Присвоение судебных функций другими органами или должностными лицами запрещено.
Судопроизводство в Украине осуществляют суды, юрисдикция которых распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве.
Статья 94.
Высшим судебным органом в судебной системе является Верховный Суд Украины. В соответствии с законом создаются и действуют местные и апелляционные суды.
В местных, апелляционных судах и в Верховном Суде Украины создаются две коллегии судей, которые осуществляют судопроизводство в сфере частноправовых и публично-правовых отношений.
Судьей может быть гражданин Украины, который достиг тридцати лет, имеет высшее юридическое образование и опыт работы в отрасли права не менее пяти лет, является дееспособным, не судимым, последние десять лет проживает в Украине, владеет и общается на государственном языке.
Судей местных судов избирают граждане Украины сроком на пять лет.
Судей апелляционных судов избирают на съезде судей местных судов сроком на семь лет.
Судей Верховного Суда избирают на съезде судей Украины сроком на десять лет.
Судьи избирают на собраниях председателя и заместителя председателя соответствующего суда.
Статья 95.
Суды осуществляют наблюдение за соблюдением законов органами, которые проводят оперативно-розыскную деятельность, дознание и досудебное следствие.
Судья, который осуществлял наблюдение за соблюдением законов органами, которые проводили оперативно-розыскную деятельность, дознание и следствие в конкретном деле, не может принимать участие в проведении судопроизводства в таком деле.
Суды осуществляют наблюдение за соблюдением законов во время исполнения судебных решений.
Статья 96.
К полномочиям судов всех уровней принадлежит установление соответствия (несоответствия) законов и других актов органов государственной власти Конституции Украины и нормам украинского права.
Каждый гражданин имеет право обращаться в суд с иском о признании любого нормативного акта нарушающим его права.
Статья 97.
Поддержка государственного обвинения в суде запрещена.
Вводится состязательный судебный процесс во время осуществления судопроизводства в сфере частноправовых и публично-правовых отношений.
Статья 98.
Судьи во время осуществления правосудия являются независимыми и подчиняются только закону.
Судопроизводство в сфере частноправовых отношений проводит судья единолично в случае, когда сумма иска не превышает пятидесяти тысяч гривен. Во всех других случаях судопроизводство осуществляет коллегия профессиональных судей.
Судопроизводство в сфере публично-правовых отношений осуществляет судья единолично (менее тяжкие преступления и поступки) и коллегия профессиональных судей (преступления средней тяжести и тяжкие).
Судебное решение должно быть мотивировано и должным образом обосновано.
Статья 99.
Основными принципами судопроизводства является:
а) законность, состязательность, публичность и справедливость;
б) равенство всех участников судебного процесса перед судом;
в) почтенное отношение к суду, судьям и обязательное исполнение решений суда.
Статья 100.
Полномочия судьи прекращаются в случае:
а) окончания срока, на который он избирался;
б) по его личному заявлению о сложении полномочий;
в) отзыва его общиной в результате проведенного плебисцита;
г) достижения им семидесятилетнего возраста;
д) невозможности исполнять свои полномочия по состоянию здоровья или признания его судом недееспособным или ограничено дееспособным;
е) возбуждения против него уголовного дела;
ж) в случае приобретения им гражданства другого государства или выезда на постоянное проживание за пределы Украины;
з) допущения им двух судебных ошибок или неправомерно принятого им решения;
и) его несостоятельности возместить материальные или моральные убытки, нанесенные лицу его решением;
к) в случаях, предусмотренных статьей 7 Конституции Украины;
л) устранения в порядке импичмента.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Эту Конституцию разрабатывают специально созываемые Учредительные Собрания, принимают граждане Украины на всеукраинском референдуме, Президент Украины обнародует ее на протяжении месяца со дня установления официальных результатов всеукраинского референдума.
2. Конституция Украины вступает в силу со дня ее оглашения Президентом Украины.
3. День оглашения Конституции Украины является государственным праздником – Днем Конституции Украины.
4. Законы и другие нормативные акты, принятые до вступления в силу этой Конституции, являются действующими в части, которая не противоречит Конституции Украины.
5. Выборы в Национальную Раду Украины происходят не позднее, чем за шестьдесят дней после оглашения Конституции Украины, выборы Президента Украины – не позже, чем за год.
6. Национальная Рада Украины обязана на протяжении шести месяцев привести законодательство в соответствие с Конституцией Украины. Национальная Рада Украины должна принять конституционные законы «О Президенте Украины», «О Правительстве Украины», «О Национальной Раде Украины», «Об административно-территориальном укладе», «О судоустройстве», «О местном самоуправлении», Кодекс Украины о выборах, референдумах и плебисцитах.
Утверждено XVIII Съездом ВО «Свобода» 5 августа 2007 года