Программа иудаизма

Основы социальной концепции российского иудаизма

Дорогие друзья!

    Перед вами “Основы социальной концепции иудаизма в России”, излагающие суть иудаизма, базовые положения по ряду современных общественно значимых проблем.

    Настоящий документ отражает позицию Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР) в области сотрудничества религиозных организаций как с гражданским обществом, так и с государственными институтами власти и с неправительственными организациями.

    Мы надеемся, что еврейские организации, иешивы, школы, прихожане синагог, а также евреи, формально ни к каким организациям не принадлежащие, будут руководствоваться настоящими “основами” в повседневной жизни.

    В “Основах социальной концепции иудаизма в России” заложены положения об отношениях с традиционными религиями России, а также с различными международными организациями.

    “Основы социальной концепции иудаизма в России” дают возможность еврейским общинам определять свое отношение к новым вопросам, которые еще поставит жизнь.

    На базе “Основ социальной концепции иудаизма в России” принимаются определения по различным вопросам, актуальность которых ограничена рамками государства.

    Во власти человека принимать решения делать добро, улучшать отношения с другими людьми, наполнять жизнь новым смыслом.

    И пусть будет воля Творца на то, чтобы у нас укрепилось желание и возможность совершенствовать себя.

Главный раввин России

Адольф ШАЕВИЧ

Глава 1. Сущность иудаизма

    “Не делай своему соседу то, что не хочешь, чтобы делали тебе. Вот тебе вся Тора. Остальное – это комментарии. Иди и учись” (Шабат, 31а).

    Принципы иудаизма сформулированы следующим образом:

  1. Б-г существует.
  2. Б-г один.
  3. Б-г не существует в телесной оболочке.
  4. Б-г вечен.
  5. Иудеи должны поклоняться только Ему одному.
  6. Общение с Б-гом происходит через пророков.
  7. Моисей – величайший из пророков.
  8. Тора имеет Б-жественное происхождение.
  9. Тора никогда не утратит своего значения.
  10. Б-г знает обо всех поступках людей.
  11. Б-г наказывает зло и вознаграждает добро.
  12. Б-г пошлет своего Мессию.
  13. Б-г воскресит мертвых.

    Эти основы иудейской веры получили отражение в иудейском Б-гослужении. Б-г, Тора и (народ) Израиль имеет первостепенное значение для иудаизма. Иудаизм сосредоточен на вере – вере народа Израиля в Б-га, который сообщает о Своей воле человечеству. Эту волю предстоит открыть в Торе – руководстве, которое Б-г дал людям, чтобы жить по нему. Вера евреев – в любви и власти Б-га донести Свои цели до всего человечества. В этих целях, верят евреи, народ Израиля играет особую роль. Тора дана им на благо всего мира. Он, еврейский народ, – орудие для сообщения людям Б-жьей воли.

    Иудаизм, таким образом, это мировая религия не только по географическому распространению, но и по своим горизонтам. Это религия для всего мира, не потому что все должны стать иудеями, ибо цель иудаизма абсолютно не такова, но исходя из убеждения, что мир принадлежит Б-гу, и люди должны вести себя в соответствии с Его волей. Через действия мы проповедуем иудаизм. Наша жизнь расскажет о величии нашей веры.

Глава 2. Корни веры и обычаев – Библия

    В Библии религия представляет различные круги, взгляды которых развивались на протяжении веков, и они отличаются друг от друга. Определенные ключевые понятия имеют решающее значение в Библии и по-прежнему влияют на развитие иудаизма. Ключевые понятия выражены в Библии не в форме кредо, но как история. Библия призвана придать бессмертную значимость древней истории отдельной группы людей.

    Евреи верят, что их собственная история – это продолжение библейской, что они являются наследниками Договора и, таким образом, связаны библейским истинами. Убеждение раввинистического иудаизма, того иудаизма, который стал нормой, заключается в том, что все характерные черты и особенности современного иудаизма вытекают из одного источника – Библии. Раввинистическая литература и принципы толкования, которые содержатся в ней, сосредоточены на подтверждения авторитета Библии, куда входят Тора (Учение): Берешит (Бытие), Шмот (Исход), Ваикра (Левит), Бэмидбар (Числа), Дварим (Второзаконие);

Невиим (Пророки): 1) Невиим ришоним (Ранние пророки): Иегошуа (Иисус Навин), Шофтим (Судьи), 1,2 Шмуэль (1 и 2 Царств), 1,2 Мелахим (3 и 4 Царств); 2) Невиим ахароним (Поздние пророки): а) Великие пророки. Иешаягу (Исайя), Йермиягу (Иеремия), Йехезкель (Иезекииль); б) Малые пророки. Гошея (Осия), Йоэль (Иоиль), Амос (Амос), Йона (Иона), Миха (Михей), Нахум (Наум), Хаваккук (Аввакум), Цфанья (Софония), Хаггай (Аггей), Зехарья (Захария) Малахи (Малахия);

Ктувим (писания): Тегилим (Псалтырь), Мишлей (Притчи Соломона), Йов (Иов), Шир га- Ширим (Песнь Песней), Рут (Руфь), Эйха (Плачь Иеремии), Когелет (Екклезиаст), Эстер (Есфирь), Даниэль (Даниил), Эзра (Ездра), Нехамья (Неемия); 1,2 Дивей га-ямим (1,2 Паралипоменон).

    Термин “Ветхий Завет” не употребляется иудеями. Слово “завет” означает “договор”, ключевой термин в иудейской вере, обозначающий особые взаимоотношения Б-га с народом Израилевым. Христиане говорят о Ветхом Завете с целью провести границу между Договором Б-га и народом Израилевым и последующим договором, который, в соответствии с верованием христиан, был утвержден Иисусом из Назарета и который лег в основу 27 книг, известных под общим названием “Новый Завет”. С точки зрения иудеев, первоначальный договор по-прежнему остается в силе и, таким образом, не может быть воспринят как “ветхий” (то есть старый).

Глава 3. Последовательность традиции

    Жизненно важным является Предписание, которое Б-г дал евреям и в соответствии с которым они должны жить. В этом Предписании предусмотрены все многообразные меняющиеся обстоятельства, в которых может оказаться еврейский народ, и именно это Предписание или, как его называют, Устная Тора и должно передаваться из поколения в поколение. Речь идет о письменных комментариях к библейскому тексту. В основе всего этого лежит убеждение, что на горе Синай было явлено людям не просто пять книг Моисея (Письменная Тора), но и объясняющие и интерпретирующие их комментарии (Устная Тора).

    В раввинистическом иудаизме отражены разновидности как традиционной, так и современной веры. Иудаизм озабочен “правильной практикой”, то есть тем, что люди делают, а не во что они верят. Эти люди предпочитают именоваться “соблюдающими”, “исполняющими”. Ортодоксальный иудаизм не признает вариантов. Ему не известна мозаика мнений, будь она пророческая или раввинистическая, и не существует ортодоксального или прогрессивного иудаизма. Это либо иудаизм, либо не иудаизм. Однако факт остается фактом: именно вера разделяет евреев на различные религиозные группы. Ортодоксия не является однородной группой. Здесь два движения – литовское и хасидское (Хабад-любавичи). Если литовская традиция делает упор на изучение Талмуда, то Хабад-любавическая – как на изучение Талмуда, так и на каббалу. Контакт Хабад-любавичей с внешним миром необычен, особенно в том, что касается его образовательных центров и программ. В конце концов, в Восточной Европе нашли компромисс между хасидизмом, который почитал мистические книги и практиковал религиозный экстаз, видения и чудеса, и движением “Митнагдим” (“Противники” ), которое отводило главенствующую роль образованию и благочестию.

    Современный иудаизм – это традиция, это развивающаяся энергия, которая продолжает жить в иудаизме как невидимая сила. “Традиция – живая душа иудаизма… Традиция, как откровение, – это духовная энергия, которая всегда действует; высшая власть, которая исходит не от человека; это эманация Б-жественного духа…”.

    Женщины в современном иудаизме несут ту же самую ответственность, что и мужчины, будь то в синагоге, дома или в обществе. Быть верующим и реалистом одновременно – значит быть современным евреем. Именно способы, с помощью которых современный иудаизм пытается осуществить эту задачу, создают основу для сравнения его с ортодоксальным, что очень ценно для большинства наиболее существенных различий между этими двумя течениями.

Глава 4. Роль женщины в иудаизме

    Основная роль женщины заключается в том, чтобы вести дом, воспитывать детей. От женщины ожидается, что она не сделает ничего, что могло бы воспрепятствовать выполнению материнских обязанностей. Женщина освобождается от повелительных заповедей, которые должны выполняться в определенное время суток в общественном месте. Заповеди, связанные со временем, которые могут выполняться дома (такие, как соблюдение поста в День Искупления и употреблением в пищу мацы в Песах), были обязательными для женщин, так же как и все запретительные заповеди (Кидушин, 1: 7).

Глава 5. Законы о пище

    Своими корнями эти законы уходят в еврейскую Библию, их развитие прослеживается в Талмуде, и уровни, на которых соблюдаются эти законы (кашрут), отражают основные позиции различных движений в иудаизме. Единственным критерием пригодности пищи считаются не соображения гигиены, а то, как Тора к этой пище относится: “…ибо Я – Г-сподь, Б-г ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят” (книга Левит, глава 11). Ранний раввинистический комментарий говорит: “Освящайтесь вещами, которые разрешены Вам” (Второзаконие, глава 14). Здесь мы находим определение цели законов о пище: установить строгую дисциплину для еврейского народа в отношении его святости. Какие бы соображения здоровья и гигиены в них теперь не находили, основная цель кашрута, как это определено Торой, – отражение святости народа, с которым заключен завет. Через соблюдение кашрута люди напоминают себе, что едят для того, чтобы жить, а не живут для того, чтобы есть.

    В России критерии соблюдения законов о пище среди большинства евреев не слишком высоки, а ведь это одно из важнейших условий укрепления и развития общины. Поэтому важна просветительская деятельность, изучение технологии производства продуктов, которые по всем параметрам подпадают под кошерность. Иногда – это сотрудничество с местным производством для получения сертификата кошерности, что способствует не только потреблению на внутреннем рынке, но и стимулирует экспорт за рубеж.

    Социальная доктрина иудаизма в России заключается в том, что необязательно подходить к вопросу соблюдения кашрута: все или ничего. Важно, чтобы шаг за шагом усиливалось следование традиционной Галахе.

    Современный иудаизм позволяет каждому человеку решать за себя, все ли правила способствуют его духовному совершенствованию, укреплению семьи. Они подчеркивают значение индивидуальной оценки законов, как помогающих культивировать истинно религиозное существование: подчеркивают важность соблюдения кашрута из-за его места, которое он традиционно занимал в общинной еврейской жизни. Это чувство общих уз, как мы уже поняли, является целью кашрута, которую преследует большинство иудеев.

Глава 6. Вопросы жизни и смерти

    Первая заповедь (мицва) в Торе гласит: “Плодитесь и размножайтесь” (Бытие, 1:28). С древнейших времен отношение к детям как к своему долгу и одновременно как к благу ощущалось достаточно сильно. Одним из самых важных положений в иудаизме является увеличение не просто числа евреев, а людей, признающих определенные взаимоотношения с Б-гом и повинующихся Ему и, таким образом, способствующих приходу Его Царства на земле. Высшее выражение этой веры лежит в основе обрезания.

    Священность человеческой жизни выражается в том, что иудаизм в основном одобряет сосредоточение на этой жизни, а не на будущей. Мысль о смерти не должна пугать, но она должна порождать постоянную веру и преданность Всевышнему.

    Мы можем видеть, что в эпоху Второго храма саддукеи отрицали всякую идею о личном воскресении, в то время как фарисеи считали это основой веры. Они рассматривают воскресение как следствие веры в любящего Б-га, который дает людям жизнь, чтобы они учились, что значит повиноваться Ему.

    Ортодоксальные иудеи следуют учению фарисеев, но все-таки признают, что физические воскресение “не обязательно подразумевает идентичность с материей, из которой состояло тело, когда оно было живым” (рабби Гертц). Это скорее “итог, подведенный нашим поступкам и мыслям, привычкам и характеру… Для души в грядущем мире есть личность, тождественная душе в земной жизни”.

Глава 7. Обрезание

    Изучение Торы само по себе – это религиозный акт, это больше, чем молитва или восстановление Храма. “…Если двое сидят вместе и обмениваются словами из Торы, Б-жественное присутствие (шхина) пребывает с ними”.

    Несмотря на все давление и реалии сегодняшнего дня, которые, как оказалось, подрывают понятия семьи, евреи России в целом по-прежнему живут внутри семейных единиц. Даже многие не принявшие религиозные обязательства евреи хотят активно проявлять свое еврейство, однако они не знают, как к этому подойти, или же располагают слишком малыми возможностями для выбора способа выражения еврейства. Степень преданности и уровень обязательств перед иудейской религией повышается или падает в зависимости от изменения статуса семьи.

    Обрезание (брит-мила) – первая заповедь, которую отец обязан исполнить для своего сына. По предписанию Торы (Ваикра, 12:30) обрезание следует совершать на восьмой день после рождения ребенка.

    Обрезание делает моэль, который по-настоящему благочестив, хорошо знает технику обрезания, все законы Галахи, имеет официальное разрешение авторитетного раввина на право совершать обрезание.

    Категорически запрещается совершать обрезание младенцу, если есть хотя бы малейшее подозрение, что он нездоров. Решающее слово в этом вопросе принадлежит врачу или моэлю, имеющим необходимые знания. Обрезание желательно совершать в присутствии десяти евреев. Когда родители вносят младенца, все присутствующие встают и приветствуют его: “Благословен вошедший”.

    Обрезание – знак союза, который Всевышний заключил с Авраамом и со всем его потомством.

    На благословение, произнесенное отцом младенца, присутствующие говорят: “Так же, как он пришел к этому союзу, пусть придет он к Торе, свадьбе и добрым делам!”.

Глава 8. Брак

    Брак обеспечивает эмоциональную и духовную полноценность человека через поддержку и товарищество супруга.

    В иудаизме отсутствует предположение, что безбрачие ведет к особой святости. Наоборот, брак видится как идеал, а сексуальные отношения – как наиболее сокровенный и радостный способ углубить общение между людьми, то есть брак “кидушин” (“посвящение”), выражая тем самым его особую священность.

Глава 9. Иудаизм и нация

    В современном мире понятие нации употребляется в двух значениях – как этническая общность и как совокупность граждан определенного государства. Взаимоотношения иудаизма и нации должны рассматриваться в контексте как первого, так и второго смысла этого слова.

    Понятие Б-гоизбранного народа в Торе является религиозным. Чувство национальной общности, характерное для дочерей и сынов Израиля, укоренено в сознании их принадлежности Б-гу через Завет, заключенный Г-сподом с нашими отцами.

    Патриотизм иудаизма одновременно проявляется по отношению к нации как этнической общности и как общности граждан государства. Иудей призван любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру.

    Холокост и возрождение государства Израиль связаны не только хронологически. Для многих это означало возрождение веры, ибо, получив землю от Б-га, нужно продолжать повиноваться Б-гу. Миллионы изгнанных были собраны вместе во славу Б-га, и теперь всем необходимо жить в соответствии с моральными установками Израиля.

    Только на Земле обетованной можно выполнить все заповеди, которые дал нам Г-сподь, служение Ему на Земле. Эрец Исраэль является важной составной частью иудаизма.

Глава 10. Иудаизм и государство

    В Торе Г-сподь дал правила, которые регламентировали не только религиозную, но и общественную жизнь.

    Тора призывает власть имущих использовать силу государства для ограничения зла и поддержания добра, в чем и видится нравственный смысл существования государства.

    Иудаизм предписывает своим единоверцам не только повиноваться государственной власти, но и молиться за нее ради улучшения мира.

    В современном мире государство обычно является светским и не связывает себя какими- либо религиозными обязательствами. Его сотрудничество с иудаизмом ограничено рядом областей и основано на взаимном невмешательстве в дела друг друга.

    Иудаизм не должен брать на себя функции, принадлежащие государству. В то же время иудаизм может обращаться к государственной власти с просьбой или призывом употребить власть в тех или иных случаях, однако право решения этого вопроса остается за государством.

    Государство не должно вмешиваться в жизнь синагоги, в ее управление, вероучение, литургическую деятельность, равно как и вообще в деятельность канонических синагогальных учреждений, за исключением тех сторон, которые предполагают деятельность в качестве юридического лица, неизбежно вступающего в соответствующие отношения с государством, его законодательством и властными органами. Синагога ожидает от государства уважения к ее каноническим нормам и иным внутренним установлениям.

    Свое служение Б-гу и людям синагога совершает в наше время в разных странах. В одних она представляет собой национальное вероисповедание (Израиль), в других принадлежащие к ней лица составляют религиозное меньшинство, живущее в окружении иноверцев. В Израиле иудаизм имеет статус государственной религии, в России синагога отделена от государства.

    Областями сотрудничества синагоги и государства в нынешний исторический период являются:

  • миротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государствами;
  • забота о сохранении нравственности в обществе;
  • духовное, культурное, моральное и патриотическое образование и воспитание;
  • дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ;
  • охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, включая заботу об охране памятников истории и культуры;
  • диалог с органами государственной власти любых ветвей по вопросам, значимым для синагоги и общества, в том числе подготовки законов, подзаконных актов, решений, распоряжений;
  • попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных учреждений, их духовно-нравственное воспитание;
  • забота о профилактике правонарушений, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы;
  • наука, включая гуманитарные исследования;
  • здравоохранение;
  • культура и творческая деятельность;
  • работа еврейских религиозных и светских средств массовой информации;
  • деятельность по сохранению окружающей среды;
  • экономическая деятельность на пользу синагоги, государства и общества;
  • поддержка института семьи, материнства и детства.

    В тоже время синагога не может оказывать помощь государству в следующем:

  • политическая борьба, предвыборная агитация, кампании в поддержку тех или иных политических партий, политических лидеров;
  • ведение гражданской войны или агрессивной внешней войны;
  • непосредственное участие в разведывательной и любой иной деятельности, требующей в соответствии с государственным законом сохранения тайны.

    Религиозно-мировоззренческий нейтралитет государства не противоречит представлению иудаизма о призвании синагоги в обществе. Синагога должна указывать государству на недопустимость распространения убеждений и действий, ведущих к установлению всецелого контроля за жизнью личности, ее убеждениями и отношениями с другими людьми, а также к разрушению личной, семейной или общественной нравственности, оскорблению религиозных чувств, нанесению ущерба культурно-духовной самобытности народа или возникновению угрозы священному дару жизни. В осуществлении своих социальных, благотворительных, образовательных и других общественно значимых программ синагога может рассчитывать на помощь и содействие государства.

    Отношения синагоги и государства в сфере благотворительности и социального обслуживания.

    Синагога признает социальную значимость своей деятельности в сфере благотворительности и социального обслуживания, где они способны оказывать эффективную поддержку гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (инвалидность, болезнь, сиротство, безнадзорность, безработица, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, отсутствие определенного места жительства), участвовать в решении проблем укрепления института семьи, профилактики детской и подростковой преступности, наркомании, алкоголизма, социальной реабилитации лиц, содержащихся в местах лишения свободы и отбывших наказание.

    Синагога через пожертвования поддерживает деятельность, в том числе осуществляемую:

  • благотворительными организациями, созданными религиозными организациями, при условиях, что эта деятельность имеет социальную значимость;
  • учреждениями социального обслуживания граждан, созданными религиозными организациями в целях социальной поддержки граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (детские приюты, дома ночного пребывания, богадельни и др.), при условии получения этими организациями соответствующих лицензий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Синагога предоставляет учреждениям социального обслуживания и благотворительным организациям, созданным религиозными организациями, право оказывать иную поддержку.

    Органы государственной власти также вправе, в соответствии с законодательством Российской Федерации, финансировать благотворительные программы благотворительных организаций, созданных религиозными организациями, путем размещения государственных заказов на конкурсной основе для обеспечения выбора и поддержки деятельности наиболее эффективно работающих благотворительных организаций.

Глава 11. Отношения с мировой общественностью

    В Танахе (Библии) содержатся многочисленные свидетельства о возникновении и развитии международных отношений. Вот как описывается в Первой книге Торы одно из первых межплеменных отношений:

И сказал Авимелех (праотцу нашему Аврааму): “Вот страна моя пред тобою, живи, где тебе нравится.… Теперь же поклянись мне здесь Всесильным, что не изменишь ни мне, ни внуку моему, по добру, которое я сделал тебе, сделай ты мне и стране, в которой ты проживал”. И сказал Авраам: “Я поклянусь”. И упрекал Авраам Авимелеха по поводу колодца воды, который отняли рабы Авимелеха. Авимелех же сказал: “Не знаю, кто это сделал, ты также не сказал мне, и я услыхал об этом только сегодня”. И взял Авраам овец и скот, и дал Авимелеху, и заключили они оба союз.

“Не делай другому то, что не хочешь, чтобы тебе сделали”, – говорит иудаизм в отношении между народами и между людьми. Российский иудаизм поддерживает народы и правительство России во всеобщем стремлении защиты суверенитета и территориальной целостности страны. Споры и конфликты должны решаться мирным путем, на основе диалога, при максимально возможном согласии сторон. Иудаизм приветствует тенденции к объединению стран и народов, особенно имеющих историческую и культурную общность, при условии, что эти объединения не направлены против третьей стороны. В области межгосударственного экономического и торгового сотрудничества должны применяться нравственные правила, заключенные в заповедях, данных Б-гом через пророка Моисея.     

    Многосторонние межгосударственные соглашения привели к созданию разветвленной системы межгосударственного права, обязательного для исполнения в странах, подписавших соответствующие договоренности. Некоторым международным организациям правительствами передается ряд полномочий, которые касаются экономической, политической и военной деятельности и затрагивают не только международные отношения, но и внутреннюю жизнь народов. Решения, связанные с заключением судьбоносных международных договоров, должны приниматься в согласии с волей народа, правительства должны отстаивать духовную самобытность стран.

    В работе международных организаций должно быть обеспечено равенство суверенных государств в доступе к механизмам принятия решений и в праве решающего голоса, в том числе при определении базовых международных стандартов. Конфликты надлежит разрешать при участии и согласии всех сторон. Принятие решений без согласия стран, на которые эти решения оказывают прямое влияние, возможно только в случае агрессии или массового истребления граждан внутри страны.

    Иудаизм признает полезность международного сотрудничества в научной, информационной и культурной областях.

Глава 12. Иудейская этика и светское право

    Г-сподь Б-г наш, Г-сподь один, а потому совершенен и гармоничен сотворенный Им мир. Следование божественным закона есть жизнь. Человек создан по образу и подобию Г-спода, он наделен разумом и правом выбора, одновременно и ответствен за свои поступки. Человек сохранил свободу избрать с помощью Б-жией правый путь. При этом соблюдение Б-годанных заповедей утверждает жизнь, отступление же от них с неизбежностью приводит к ущербу и смерти, поскольку такое отступление есть не что иное, как отступление от Б-га, а следовательно, от бытия и жизни, которые могут быть только в Нем. ” Вот Я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло. Если будешь слушать заповеди Г-спода Б-га твоего, которые заповедую тебе сегодня, любить Г-спода Б-га твоего, ходить по всем путям Его и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его, то будешь жить… Если же отвратится сердце твое, и не будешь слушать, и заблудишь… погибнете и не пробудете долго на земле…” (Тора).

    В земном порядке вещей грех и воздаяние часто не следуют непосредственно друг за другом, но бывают разделены многими годами и даже поколениями: “Я Г-сподь, Б-г твой, Б-г ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои” (Тора). Такая разведенность преступления и наказания, с одной стороны, сохраняет за человеком свободу, а с другой – заставляет людей разумных и благочестивых с особым вниманием исследовать Б-жественные установления, дабы научиться отличать правильное от неправильного, законное от беззаконного.

    Право существует в человеческом обществе и является границей, выход за которую грозит разрушением как личности человека, так и человеческого общежития. Право призвано быть проявлением единого Б-жественного закона мироздания в социальной и политической сфере. Вместе с тем всякая система права, создаваемая человеческим обществом, являясь продуктом исторического развития, несет на себе печать ограниченности и несовершенства. Однако поведение и действия людей являются объектом правовой регламентации, которая и составляет содержание законодательства. Право также предусматривает принятие мер для принуждения к подчинению закону. Предусматриваемые законодателем санкции для восстановления попранного правопорядка делают закон надежной силой единения общества до тех пор пока, как это многократно случалось в истории, не опрокидывается вся система действующего права. Впрочем, без права никакое человеческое сообщество существовать не может, а потому на месте разрушенного правопорядка всегда возникает новая законодательная система.

    Право содержит в себе некоторый минимум нравственных норм, обязательных для всех членов общества. Задача светского закона – в урегулировании правовых отношений. Основополагающий принцип права: ” Не делай другому того, чего не желаешь себе”. Если человек совершил против другого неправедный поступок, то ущерб, нанесенный целостности Б-жественного миропорядка, может быть восполнен через покаяние или наказание или через помилование.

    Исторически религиозное и светское право происходят из одного источника и долгое время являлись лишь двумя аспектами единого правового поля.

    В современном светском правосознании одним из доминирующих принципов стало представление о неотъемлемых правах личности. Идея таких прав основана на библейском учении о человеке как образе и подобии Б-жием, как онтологически свободном существе. Права на веру, на жизнь, на семью являются защитой сокровенных оснований человеческой свободы от произвола посторонних сил. Эти внутренние права дополняются и гарантируются другими, внешними, например правами на свободу передвижения, получение информации, создание имущества, обладание им и его передачу.

    По мере секуляризации высокие принципы неотчуждаемых прав человека превратились в понятие о правах индивидуума вне его связи с Б-гом. При этом охрана свободы личности трансформировалась в защиту своеволия (до тех пор, пока оно не вредит иным индивидуумам), а также в требование от государства гарантий определенного материального уровня существования личности и семьи. В системе современного светского гуманистического понимания гражданских прав человек трактуется не как образ Б-жий, но как самодостаточный и самодовлеющий субъект.

    Во всем, что касается исключительно земного порядка вещей, член еврейской общины обязан повиноваться законам страны проживания, независимо от того, насколько они совершенны. Когда же исполнение требования закона предполагает акт вероотступничества или совершение иного несомненного греха перед Б-гом и ближним, иудей должен открыто выступать законным образом против безусловного нарушения обществом или государством установлений или заповедей Б-жиих.

Глава 13. Синагога и политика

    Синагога имеет своей задачей проявлять заботу о единстве своих прихожан, о мире и согласии в обществе, о вовлечении их в общий созидательный труд. Синагога призвана проповедовать и созидать мир со всем внешним для нее обществом.

    Перед лицом политических разногласий, противоречий и борьбы синагога проповедует мир и товарищество придерживающихся различных политических взглядов. Она также допускает наличие различных политических убеждений среди ее раввинов, за исключением таких, которые явно ведут к действиям, противоречащим иудейскому вероучению и нравственным нормам Торы.

Невозможно участие синагоги в деятельности политических организаций или отдельных кандидатов, агитация и так далее. Не допускается выдвижение кандидатур раввинов на выборах любых органов представительной власти всех уровней. В то же время ни что не должно препятствовать участию раввинов и прихожан в народных волеизъявлениях путем голосования наравне с другими гражданами. Неучастие синагоги в политической борьбе, в деятельности политических партий и в предвыборных процессах не означает ее отказа от публичного выражения позиции по общественно значимым вопросам, от представления этой позиции перед лицом органов власти любой страны на любом уровне. Такая позиция выражается исключительно высшим органом религиозной организации и уполномоченными им лицами.

    В любом случае право ее выражения не может быть передано государственным учреждениям, политическим или иным светским организациям.

Глава 14. Основные направления деятельности синагоги в области предупреждения и борьбы с религиозным экстремизмом и возбуждением религиозной вражды

    В целях поддержания социальной стабильности и межрелигиозного мира синагога:

  • пресекает всякое подстрекательство к религиозному экстремизму, включая вовлечение кого-либо в религиозную деятельность с использованием насилия или угрозы насилия; принимает все необходимые меры для предупреждения и ликвидации проявлений религиозного экстремизма;
  • признавая конституционное право каждого свободно искать, получать, передавать, проводить и распространять информацию любым законным способом, запрещает возбуждение религиозной вражды, оскорбление религиозных чувств верующих, пропаганду неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, а также акты насилия или подстрекательство к таким актам, направленным против любой группы лиц по признаку их отношения к религии, а также предоставление любой помощи, включая финансирование и поддержку в средствах массовой информации, для проведения указанной противоправной деятельности;
  • содействует мирному сосуществованию религиозных объединений, снижению социальной напряженности в обществе, поддержанию уважительных отношений между верующими различных конфессий, а также между верующими и неверующими.

Глава 15. Образование, наука и культура в российском иудаизме

    В Российской Федерации установлен светский характер образования, который заключается в том, что никакая религия либо нерелигиозное, включая атеистическое, мировоззрение не устанавливаются в качестве государственных или обязательных для преподавания в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

    Синагога вправе сотрудничать с государственными и муниципальными учреждениями образования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Синагога, согласно законодательству Российской Федерации, вправе создавать собственные учреждения религиозного образования.

    В целях содействия эффективному решению задач воспитания и образования детей и молодежи и учитывая интересы граждан Российской Федерации в духовной сфере синагога:

  • сотрудничает с государством в соответствии с законодательством РФ в сфере духовно-нравственного, патриотического и правового воспитания детей и молодежи, в сфере образования, в том числе религиозного;
  • взаимодействует с государством при разработке содержания государственных образовательных стандартов, учебных программ, учебно- методических пособий по образовательным предметам гуманитарного характера с целью учета духовно-нравственных и культурных ценностей иудаизма;
  • сотрудничает с государством в обеспечении защиты прав и интересов детей и их родителей в образовательном процессе, осуществляемом в образовательных учреждениях, в том числе право на нормальное физическое, интеллектуальное, нравственное, духовное развитие детей и их родителей, при условии, что эти убеждения не влекут за собой действий, противоречащих федеральным законам.

    Наука – это сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания.

    Непосредственные цели науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов.

    В настоящее время наука и техника достигли значительного влияния на все стороны жизни. Поэтому иудаизм придает важное значение присутствию в них моральных и религиозных аспектов.

    Наука является одним из средств познания Творца. Иудаизм признает ее как инструмент улучшения мира. Но это возможно лишь при условии соблюдения ею нравственных принципов.

    Только совмещение духовного опыта с научным знанием дает полноту видения. Социальная система не может быть названа гармоничной, если в ней существует монополия секулярного миропонимания при вынесении общественно значимых суждений.

    Человек сотворен по образу и подобию Творца и поэтому должен иметь право выбора, в своих таинственных глубинах человек свободен. Иудаизм предостерегает от попыток использовать достижения науки и техники для установления контроля над внутренним миром личности, для создания каких бы то ни было технологий внушения и манипуляции человеческим сознанием и подсознанием.

    Культура – исторически определенный уровень развития общественных творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие “культура” употребляется для характеристики определенных исторических эпох, например: “античная культура”, конкретных обществ, народностей и наций, а также специфических сфер деятельности или жизни, то есть культура труда и быта. В более узком смысле культура – это сфера духовной жизни людей, нормы морали и права, уровень интеллекта, мировоззрение, формы общения людей. Б-г поместил первого человека в райский сад, повелев возделывать и хранить Б-жье творение. Культура как сохранение окружающего мира и забота о нем является человеческим долгом.

    Иудаизм воспринял многое из созданного человечеством в области искусства и культуры, иудаизм освящает разные стороны культуры и многое дает для ее развития. Поэты, музыканты, архитекторы обращаются к средствам искусства, чтобы выразить опыт духовных переживаний, которые они обрели в себе и желают подарить другим.

    Иудаизм позволяет по-новому увидеть человека, его внутренний мир, смысл его жизни. В результате еврейское творчество возвращается к своим изначальным религиозным корням.

    Культурные традиции помогают сохранению и умножению духовного наследия в стремительно меняющемся мире. Это относится к разным видам творчества: литературе, музыке, кино, архитектуре, театру. Для изложения Торы пригодны любые творческие стили, если намерение художника искренне благочестиво, если он не только знаком с традициями, но и образован как иудей Б-гобоязненный. Встреча иудаизма и мира культуры не всегда означает простое сотрудничество и взаимообогащение. Иудаизм оставляет за собой право на нравственную оценку явлений культуры.

    Методы и средства культуры изменяются с ходом истории. В то же время изменчивые настроения мира не являются причиной для отказа от достойного наследия прошлых веков.

    Иудаизм традиционно уважает светскую систему всеобщего обязательного начального и среднего образования детей от 5 до 15 лет, а также обучение в высших учебных заведениях.

    Иудаизм признает право на создание школ для национально-религиозных меньшинств с национальными кадрами учителей, преподавание на родном языке и включение в учебный план спецпредметов по истории и культуре данной религиозно-этнической группы. Многие раввины учились в светских школах и университетах, что способствовало их нравственному и интеллектуальному росту.

    Иудаизм готов строить свои взаимоотношения со школой исходя из признания человеческой свободы. При этом иудаизм считает недопустимым навязывание учащимся антирелигиозных и антииудейских идей. Через школу передаются новому поколению нравственные ценности, и в этом иудаизм выступает за сотрудничество со светским образованием.

Глава 16. Иудаизм и средства массовой информации

    Средства массовой информации (СМИ) обладают огромным влиянием и несут большую ответственность за воспитание соотечественников. Раввины или прихожане синагог призваны с должным вниманием относиться к контактам со средствами массовой информации в целях осуществления просвещения, а также для участия в межрелигиозном диалоге во имя мира и согласия в обществе, для пробуждения интереса светского общества к различным сторонам синагогальной жизни и иудейской культуры.

    Иудаизм в России располагает собственными информационными средствами, а также через уполномоченных лиц взаимодействует со светскими СМИ. Это взаимодействие осуществляется через публикацию отдельных статей, в выступлениях на радио и телевидении, интервью; участие в публичных диалогах; предоставление материалов справочного характера.

Глава 17. Иудаизм и собственность

    Под собственностью принято понимать общественно признанную форму отношений людей к плодам труда и естественным ресурсам. В число основных полномочий собственника обычно включают право владения и пользования, право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение объектов собственности.

    Синагога не определяет прав людей на собственность, но материальная сторона человеческой жизни не остается вне ее поля зрения.

    Каждый человек должен иметь достаточно средств для достойного существования. Вместе с тем синагога предостерегает от чрезмерного увлечения материальными благами. В позиции синагоги по отношению к собственности нет ни игнорирования материальных потребностей, ни противоположной крайности, превозносящей устремление людей к достижению материальных благ как к высшей цели и ценности бытия. Имущественное положение человека само по себе не может рассматриваться как свидетельство о том, уголен или неугоден он Б-гу.

    Иудаизм учит, что люди получают все земные блага от Б-га, Которому и принадлежит абсолютное право владения ими. Относительность права собственности для человека многократно показана в Библии. Материальные блага сами по себе не могут сделать человека счастливым. Любую собственность нужно воспринимать, как взятое у Б-га в пользование или как дар Б-жий. В то же время Библия признает право человека на собственность и осуждает посягательство на нее.

Иудаизм признает существование многообразных форм собственности. Государственная, общественная, корпоративная, частная и смешанные формы собственности в разных странах получили различное укоренение в ходе исторического развития. Синагога не отдает предпочтения ни одной из этих форм. При каждой из них возможны как хищение, стяжательство, несправедливое распределение плодов труда, так и достойное, нравственно оправданное использование материальных благ.

    Все большую значимость приобретает интеллектуальная собственность, объектами которой являются научные труды и изобретения, информационные технологии, художественные произведения и другие достижения творческой мысли. Иудаизм приветствует творческий труд, направленный на благо общества, и осуждает нарушение авторских прав на интеллектуальную собственность.

    Отторжение и передел собственности с попранием прав ее законных владельцев не могут быть одобрены синагогой. Исключением может быть такое отторжение собственности на основе соответствующего закона, которое, будучи обусловлено интересами большинства людей, сопровождается справедливой компенсацией. Опыт отечественной истории показывает, что нарушение этих принципов неизбежно приводит к социальным потрясениям и страданиям людей.

Особую форму собственности представляет имущество религиозных организаций. Она приобретается различными путями, однако основным компонентом ее формирования является добровольная жертва верующих людей. Жертва – это добровольный акт, совершаемый верующими в религиозных целях. Пожертвование стоит в ряду основных заповедей, данных человеку Б-гом. Таким образом, пожертвования предсталяют собой особый случай экономических и социальных отношений, а потому на них не должны автоматически распространяться законы, регулирующие финансы и экономику государства, в частности государственное налогообложение. Синагога заявляет, что любые посягательства на пожертвования верующих являются преступлением перед Б-гом и людьми.

Pages: 1 2

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.