Шариат (Керимов)

Г.М. КЕРИМОВ

ШАРИАТ. ЗАКОН ЖИЗНИ МУСУЛЬМАН

Москва, 1999 год

ВВЕДЕНИЕ

В изучении ислама как религиозной системы знание основ шариата – систематизированного свода мусульманских законов – имеет первостепенное значение.

Обоснование правовых норм тем или иным вероучением всегда было характерным и распространенным явлением. В этом отношении мусульманская юриспруденция не является исключением. И, тем не менее, шариат не имеет аналога в других религиозных законодательных системах.

Иногда шариат ошибочно отождествляют с мусульманским правом. В действительности же шариат охватывает более широкий круг вопросов. В шариате освещаются с точки зрения ислама как светские, так и религиозные проблемы. В нем сведены в единую систему законы, регулирующие хозяйственную жизнь, нормы морали и этики, мусульманские обряды, праздники и многое другое, определяющее поведение верующих и порядок жизни всей мусульманской общины. В шариате подробно излагаются запреты, перечисляются дозволяемые, одобряемые и порицаемые поступки. По замыслу мусульманских правоведов, шариат и его законы должны охватывать жизнь и деятельность мусульманина от колыбели до могилы.

Мусульманское право (фикх) является составной частью шариата. В шариате определяются нормы сельскохозяйственной деятельности, условия аренды и составления земельного кадастра, рассматриваются вопросы производства и потребления продуктов питания, взимания налогов с мусульман и иноверцев, нормы, регулирующие финансовые и торговые операции. Сюда же включены правила убоя животных, охоты и рыболовства. При этом все проблемы рассматриваются в шариате с позиций ислама. В мусульманских странах даже такие акты, как договоры о купле и продаже, об аренде земли и домов, о займе денег и т.д., заключались у духовных судей – кадиев. Благодаря этому влияние религии на общественную и частную жизнь было значительно сильнее, нежели в христианских странах или в странах Дальнего Востока, где государственное, уголовное и гражданское право не зависело от религии и где законы издавались светской властью.

Мусульманское право суннитского направления представлено в шариате четырьмя юридическими школами, возникшими в VIII – X вв.: ханифитской, маликитской, шафиитской и ханбалитской. Имущественное, наследственное и уголовное право, институт адвокатуры, правила и формы принятия присяги, клятвенных обещаний, вопросы поручительства и гарантии, указания о вакфах разработаны на основе четырех юридических школ суннитского толка и шиитского права.

Отличия шиитской редакции шариата, как правило, не носят существенного и принципиального характера. Так, шииты в отличие от суннитов узаконили временный брак. В шиитском шариате есть официальное предписание посещать могилу халифа Али, его сына Хусейна и имама Резы. В призыве верующих к молитве, в подаче милостыни, в оформлении молитвенных домов, в толковании основ мусульманского государства и положении о его верховном правителе шиитская трактовка также несколько отличается от ортодоксальной суннитской. Высказывания и поступки членов семейства Пророка Мухаммеда, особенно изречения двенадцати имамов, в правовых нормах шиизма имеют юридическую силу.

Источниками шариата и мусульманского права являются Коран, сунна (изречения и деяния Мухаммеда), кияс (аналогия), иджма (согласованное мнение крупных правоведов и богословов), фетвы (юридические заключения высших духовных лиц), адаты (традиции, обычаи арабов и других народов, исповедующих ислам). Согласно исламским традициям главные источники шариата – Коран и сунна, и все прочие источники не должны им противоречить. Поэтому мусульманские правоведы ограничены в своих действиях и самостоятельно могут решать юридические вопросы на основании других источников, только если по данным вопросам нет указаний в Коране и сунне. В то же время, поскольку в Коране и сунне нет непосредственных ответов на некоторые вопросы, касающихся регулирования жизни общины верующих, именно шариату принадлежит главное место в решении этих вопросов.

Принципиальное отличие шариата от христианского права и других религиозных законодательных систем заключается в том, что последние, хотя и функционировали на протяжении многих веков, никогда полностью не заменяли сосуществовавших с ними светских правовых норм, тогда как мусульманский мир с момента возникновения ислама (VII век) и вплоть до конца XIX в., по существу, не знал других законодательных систем, кроме шариата. Следует, однако, отметить, что в середине XIX в., в период танзимата, в судоустройстве и судопроизводстве Османской империи была сделана попытка отделить светские по форме дела от шариатских. Однако в функциях и компетенции двух типов судебных органов не было четких разграничений.

ГЛАВА 1. СИСТЕМА СУДОПРОИЗВОДСТВА.

СООТНОШЕНИЕ КОРАНА И СУННЫ В ШАРИАТЕ

Главными источниками шариата являются Калам-Улла и суннат-наби – Слова Аллаха и изречения Пророка Мухаммеда (хадисы). Все остальные источники – иджма (согласованное мнение авторитетных богословов по религиозно-юридическим вопросам), фетвы (юридические и богословские заключения теологов), кияс (решение вопросов по аналогии), имеющие важное значение для шариата, не должны противоречить Корану и хадисам.

Арабское слово «хадис» означает «передавать сообщение, рассказывать». В исламской традиции хадис – это рассказ о поступках и высказываниях Пророка Мухаммеда и его сподвижников. «Хадис» означает также «новый, но не древний; тот, что появился позже».

Коран является Словом Аллаха, а хадис – словом человека, т.е. словом Пророка Мухаммеда. Хадис дополняет и разъясняет коранические установления. Так, например, в Коране сказано, что мусульмане должны молиться. Но как именно молиться? Как это должно осуществляться на практике? Ответ дают хадисы: «Молитесь так, как я молился…», а сподвижники Пророка рассказывали и показывали, как молился Пророк. Этому образцу, который зафиксирован в шариате, и следуют мусульмане.

Оправдывая или осуждая тот или иной поступок, мусульманин ссылается на хадисы Пророка. Это означает, что поступок оценивается по аналогии с поступками Пророка Мухаммеда. С этой точки зрения хадис – слово Пророка, его указание, как поступать в том или ином случае. Поступки Пророка, даже его молчание, означают согласие с чем-либо. Разъясняя различие между хадисом и Кораном, богословы говорят: «Сунна не категорична, тогда как в Коране все категорично и абсолютно».

Коран дарован людям через посланника Аллаха, и долг Пророка Мухаммеда заключался в том, чтобы довести это послание до людей в том виде, в каком оно было дано. Пророк объясняет и комментирует Коран так, как ему внушил Бог.

С точки зрения шариата Пророк Мухаммед – первый комментатор Корана, его изречения – хадисы, служат средством понимания Корана.

Так, в шариате зафиксирован случай, связанный с мусульманским постом, соблюдаемым в месяце рамадан. Еще при жизни Пророка Мухаммеда его сподвижники узнали от него, что Аллах ниспослал аяты о соблюдении поста, и стали поститься согласно Корану. Однажды кто-то из сподвижников спросил Мухаммеда: «Если человек забыл, что идет рамадан, и принял пищу, будет нарушен его пост или нет?» В Коране не содержится ответа на этот вопрос. Пророк сказал, что «если кто-либо забыл о посте и принял пищу или воду, его пост не нарушен».

Другой пример. В Священном Коране (2:228; 11:14; 17:28 и др.) имеются аяты относительно молитв, которые должны исполняться неукоснительно. Указывают они и время молитвы, но остается неизвестным, когда именно нужно начинать молитву и когда завершать, сколько ракатов (коленопреклонений) необходимо совершить и т.д. Ответы на эти вопросы содержатся в словах и поступках Пророка.

Хадис и сунна также относятся к Священному Откровению. Архангел Джабраил явился к Пророку Мухаммеду не только с Кораном, но и с хадисами и сунной. Хадисы должны восприниматься не как Слово Аллаха, а как мысль, отражающая Его желания. Во время богослужения и молитвы Коран необходимо читать только на арабском языке, а комментировать его разрешается и на других языках. Слово Пророка Мухаммеда, несущее в себе законодательный (шареи) акт, также имеет статус священности.

Поскольку слова и мысли Корана полностью принадлежат Аллаху, Коран является первым источником шариата, а хадис и сунна – вторым. Коран в целом и все его аяты в отдельности являются категорическими, последовательными, нерасчлененными, тогда как хадисы не имеют такого императива абсолютности.

Коран и хадисы являются «вахюн», что на арабском языке означает «откровение, вдохновение, внушение». При этом Коран абсолютен, он имеет самую высокую чистую степень откровения, исходящую непосредственно от Аллаха.

Использование хадисов в качестве важнейшего после Корана источника началось сразу после смерти Пророка Мухаммеда. Сподвижники Пророка, праведные халифы – Абу Бакр, Омар, Осман, Али, следили за тем, чтобы не распространились ложные хадисы от имени Пророка. Рассказывают, что однажды некий человек обратился к халифу Абу Бакру относительно наследства. При этом он ссылался на хадис Пророка Мухаммеда. Абу Бакр спросил: «Может ли еще кто-нибудь подтвердить, что данный хадис действительно принадлежит Пророку?» Поиск свидетеля диктовался тем, что в тот период многие хадисы бытовали только в устном изложении. Они еще не были собраны в отдельные сборники. Запись хадисов началась еще при жизни Пророка Мухаммеда. Абу Хурейра сообщает, что Абдулла ибн Омар записывал их. Двоюродный брат и зять Пророка Мухаммеда халиф Али настаивал, чтобы хадисы записывали с именами рассказчиков. Великий сподвижник Пророка Абу Хурейра рассказал 5354 хадиса.

Согласно шариату считается ошибочным суждение, будто основу ислама составляет только Коран и что нет необходимости обращаться к хадисам. Все, что в Коране недосказано, не прояснено до конца, все, что требует разъяснения, находится в суждениях Пророка Мухаммеда. Сам Пророк говорил об этом: «Знайте, мне ниспослана книга Коран и дополнительно столько же. Знайте, что мне ниспослан Коран и еще подобие Корана».

Шариат предупреждает мусульман не впадать в ошибку, полагая, что все запреты Аллаха – в Коране, что вне Корана нет запретов. Пророк Мухаммед говорил: «Я запретил вам столько же вещей или же больше, чем запрещено в Коране, ибо эти запреты я получил через откровения».

Запреты Аллаха и запреты Пророка, зафиксированные в канонах шариата, равны. Пророк запрещает употреблять в пищу мясо хищных животных и птиц, например, волка, шакала, льва, тигра и т.д. Эти запреты есть только в сунне Пророка и шариате. В Коране о них ничего не сказано.

В изречениях Пророка Мухаммеда встречается немало суждений, относящихся к практическим повседневным делам. Это суждения Пророка о пище, напитках, сне, о способах примирения поссорившихся, о купле-продаже, формах одежды, о земледелии, о медицине, размещении гостей и т.д. Все эти вопросы скрупулезно систематизированы в шариате.

Мусульманские правоведы всех направлений и толков ислама требуют руководствоваться следующим хадисом. Пророк Мухаммед, говорится в нем, назначил правителем Йемена своего сподвижника – известного ученого, факиха Муаза. Пророк спросил Муаза: «Когда прибудешь в место назначения, чем ты будешь руководствоваться в решении вопросов, которые возникнут?». Муаз ответил: «Книгой Аллаха – Кораном». Пророк спросил: «А если не найдешь ответа в Книге?». Муаз ответил: «Сунной посланника Аллаха». Пророк спросил: «Если и там не будет ответа?». Муаз ответил: «Тогда буду решать своим умом и иджтихадом» (т.е. самостоятельным, собственным суждением по религиозным и правовым вопросам). Такой ответ удовлетворил Пророка.

Коран – уникальный религиозный и исторический памятник мирового значения, Священное писание и откровение, без которого нельзя понять самую молодую мировую религию – ислам, мораль, нравственность, поведение и психологию мусульман. На основе мусульманской традиции и шариата, исламской педагогики исследование и освоение Корана осуществляется в следующих направлениях: