Исламское законодательство

«Введение в шариат».
Введение
Мы ниспослали тебе Писание истинно, чтобы ты разбирал тяжбы между людьми так, как тебе показал Аллах. Посему не препирайся за изменников. (Св. Коран, 4:105)
Приступить к разработке данной темы меня натолкнула ее особенная важность на данном этапе политико-правовой жизни нашей планеты. Долгие века шариат был основой правовой жизни мусульманских государств. В общей системе законодательных систем, шариат занимает одно из главенствующих мест, выполняя как методологическую, так и практическую роль в жизни мусульман. В этой связи вопросам теории исламского законодательства традиционно уделялось и уделяется большое внимание со стороны, как исламских правоведов, так и теоретиков светского права, о чем свидетельствуют многочисленные статьи, а также учебники и учебные пособия.
Несмотря на то, что сегодня шариат в полной мере нигде не применяется практически, он все же остается во внимании, так как он долгое время служил единственным законом людей, придерживающихся религии Ислам. Следует отметить тот факт, что в некоторых государствах Ближнего Востока, законы шариата применяются в сфере гражданско-правовых отношениях и иных отраслях права. Хотя система государственного правления в этих странах носит светский характер, что противоречит общей системе Ислама, так как законы шариата являются всеобъемлющими и непозволительно разделять жизнь на светскую и духовную.
Основы шариата. Понятие и источники.
В переводе с арабского языка, шариат (шариа) означает «надлежащий путь» или «путь господний» является исламским законодательством. Его основными источниками являются Коран, сунна, иджма и кыяс. Мусульмане верят, что Коран — это Слово Божье, поэтому Он является самым важным источником шариата.
Коран – это Священная книга Аллаха, ниспосланная Мухаммаду (мир ему и благословение от Аллаха) как верное руководство для всего человечества. Коран состоит из 114 глав (сур), первая из которых называется «Открывающая Книгу», а последняя – «Люди». Суры в свою очередь состоят из отдельных простых или сложных стихов – аятов. Коран является основным источником исламского права. Поэтому, для принятия правового решения по тому или иному вопросу, ученые в первую очередь обращаются именно к Корану. Но так как в коранических сурах очень подробно рассмотрены вопросы веры, а обряды и ритуалы, нормы и правила, регулирующие отношения людей в обществе, раскрыты в общих чертах, то не всегда удается найти конкретный ответ на вопрос, касающийся той или иной жизненной ситуации.
Сунна означает «совокупность изречений и поступков Посланника Бога Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха)». В Сунне содержится разъяснение и толкование Корана, выполнение его норм на практике. В ней также приводятся подробные разъяснения приказов Аллаха, отраженные в Коране. Сунна занимает по шариату второе место после Корана. Следует отметить, что сведения о жизни Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) изучались и документировались, благодаря чему его изречения (хадисы), были детально классифицированы на: отвергнутые (мардуд), неотвергнутые (макбуль) и даже ложные (мауду), на достоверные (сахих), слабые (даиф), приемлемые (хасан) и т.д. К примеру, в самом авторитетном сборнике хадисов «Сахих» аль-Бухари, содержится 7257 хадисов, отобранных из 600.000. Таким образом, во-первых, знание сунны пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) является необходимым для понимания Корана, и, во-вторых, если достоверно известно, что Посланник (мир ему и благословение Аллаха) запретил что-либо или приказал, то это безоговорочно должно воплощаться мусульманами в жизнь.
Иджма — «единодушное согласие ученых Ислама о решении определенной проблемы, которой не было при жизни Пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха).
Согласие, достигнутое учеными-законоведами, в определенное столетие после смерти пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) в том или ином обсуждаемом вопросе, является третьим источником исламского права. Сформулированное при этом правовое решение носит нормативный характер, и впоследствии не может быть пересмотрено, а тем более аннулировано. Легитимность иджма была установлена самим пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха), который при жизни сказал, что его община никогда не заблудится. Вот, что сказано в хадисе, переданном Абу Басрем аль-Гифари: «Я попросил Всемогущего и Великого Аллаха, дабы Он не допустил того, чтобы вся моя община оказалась в заблуждении, и Он ответил на мою просьбу». Говоря иначе, единогласное мнение мусульман, а точнее исламских ученых-законоведов, не может быть ошибочным.
Кыяс — «попытка сравнения» новых появившихся проблем с прошедшими, найти общее между ними и соответствующим принятием решения. Например, в Коране запрещено употребление опьяняющих напитков. Проблема, вставшая перед нами в сегодняшнее время — употребление наркотиков. Общим между ними является то, что оба этих средства вызывают опьянение человека (охмеляют разум), потерю рассудка, следовательно, делается вывод, что и наркотики запрещаются в употребление. Другим же ярким примером сравнения является например то, что по исламскому этикету, перед тем, как зайти в чужой дом, необходимо постучать трижды в двери. Сейчас же это можно сделать с помощью звонка вызова у двери, тем самым, предупредив хозяина о том, что к нему пришли в гости.
Вот эти источники являются основными источниками Шариата, как Божественного права, которые являются постоянными и не подлежат изменению, т.к. сам Бог определил эти нормы. Всевышний Аллах сделал Свой шариат всеобъемлющим для всех отношений жизни, где упорядочил все поведение человека, когда предоставил законное решение для каждого действия из действий. Всевышний Аллах в Коране сообщает нам:
«И ниспослали Мы тебе книгу для разъяснения всего». («Пчелы»: 89)
Всевышний Аллах упорядочил отношение человека с самим собой, в то время когда издал закон для него о нравственности и решения пищи и одеяний. Он также упорядочил отношение человека с остальными людьми, в то время когда издал решения отношений и показаний, которые охватывают все сферы человека в жизни, в обществе и государстве.
Всевышний Аллах сказал:
«Сегодня Я завершил для вас вашу религию, и закончил для вас Мою милость, и удовлетворился для вас Исламом как религией». («Трапеза»: 3)
Другие источники шариата
Среди мусульманских ученых бытуют разногласия относительно таких источников, как:
1. мнение сподвижников посланника Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха);
2. единогласие праведных халифов;
3. единогласие жителей Медины;
4. единогласие жителей Куфы;
5. предписания иудаизма и христианства;
6. предпочтительное решение;
7. суждения о полезности того или иного действия;
8. быт и традиции общества;
9. суждения о вредности того или иного действия;
10. метод индукции;
11. метод дедукции;
12. стремление к пользе;
13. презумпция невиновности .
При рассмотрении законов шариата различают следующие типы постановлений шариата:
1. Фарз (обязательное)
2. Харам (запретное)
3. Мандуб (рекомендуемое)
4. Макрух (неодобряемое)
5. Мубах (дозволенное)
Закон шариата либо указывает на совершение того или иного поступка, либо указывает на воздержание от его выполнения. Если указание к выполнению действия является решительным, то такой закон является обязательным (фарз или важиб – оба арабских слова имеют одинаковый смысл). Представители школы ханифитского толка классифицируют категорию «обязательное» немного иначе. Те предписания, которые являются категоричными (кат‘и ад-дилала) они определяют как фард, а неоднозначные – как ваджиб . То же самое касается и категории «запретное»: категоричные запреты по их мнению – это харам, а неоднозначные – макрух танзихан .
Если же указание выражается в неопределенной форме, то такой закон шариата является мандуб. Если же указание к воздержанию от совершения поступка является решительным, то такой закон шариата называется харамом или махзуром (оба арабских слова имеют один смысл — запретное). Когда же указание воздержаться от поступка выражается в неопределенной форме, то такой закон шариата называется макрух. К категории рекомендованных поступков относятся такие действия, выполняющий которые заслуживает похвалы, а воздержавшийся от которых – не осуждается, то есть за исполнение этих действий предписано вознаграждение, а за неисполнение этих действий не предписано наказание. К категории неодобряемых поступков относятся такие действия, за воздержание от которых предписана похвала, другими словами предпочтительнее не совершать такого рода действия, нежели совершать их. Категория дозволенных поступков — это есть обращение Законодателя, которое предоставляет человеку выбор совершить поступок или воздержаться от его выполнения.
Принципы выведения правовых норм (хукмов) в шариате.
Шариатский хукм – это обращение Законодателя, которое относится к поступкам людей в виде требования, положения (вадъ) и предоставления выбора. Обращение Законодателя – это речь Аллаха, переданная Посланнику (мир ему и благословение Аллаха) в откровении, посредством слов и значений, чем является Коран; или же посредством значений, но не путем слов, чем является Сунна, т.е. слова Посланника (мир ему и благословение Аллаха), его поступки и его утверждения. Для того чтобы такое обращение было шариатским хукмом, необходимо, чтобы оно относилось к поступкам людей. Любое такое обращение, касающееся какого-то дела человека, считается шариатским хукмом. Обращение, связанное с требованием, делится на две части:
1. Требование о выполнении определенного поступка;
2. Требование об отказе от выполнения определенного поступка.
Основные цели шариата (макасид) сводятся к осуществлению человеческих нужд и потребностей, которые делятся на три категории:
1. Первостепенные (дарурийат), то есть те потребности, без удовлетворения которых жизнь человека представляется немыслимой. Они вытекают из следующих разрядов: религия, душа, разум, имущество и честь
2. Второстепенные (хаджийат), то есть те потребности, удовлетворение которых облегчает человеческую жизнь, способствует соблюдению законов, правил и норм, а также преодолению жизненных трудностей.
3. Дополнительные (тахсинийат), то есть те потребности, удовлетворение которых улучшает человеческую жизнь.
При формулировании правовых норм в обязательном порядке учитывается эта последовательность: первостепенные, второстепенные и дополнительные.
Для учета первостепенных потребностей ученые вывели следующие правила:
1. устранение вреда – законно;
2. недопустимо то устранение вреда, которое приводит к другому вреду;
3. личный вред допустим во избежание общественного вреда;
4. допустимо понести ущерб малый, чтобы устранить ущерб больший;
5. первостепенно устранение вреда, а извлечение пользы – второстепенно;
6. острая необходимость возводит запретное в ранг разрешенного;
Для учета второстепенных потребностей были сформулированы правила, устраняющие трудности:
1. затруднительное должно облегчаться;
2. по закону сложности устраняются;
3. второстепенные потребности относятся к первостепенным при возведении (в некоторых случаях) запретного в ранг разрешенного.
Предписания и законы шариата, которые должен выполнять мукаллаф (дееспособное лицо) являются:
1. Право Аллаха. Религиозные обряды и ритуалы, выплата милостыни и другие денежные обязательства, наказание за прелюбодеяние, воровство и агрессию, лишение убийцы наследства, а также искупление грехов.
2. Право людей. Материальные обязательства одного человека перед другим.
3. Смешанное. Под право, как и Аллаха, так и людей подпадает наказание за бездоказательное обвинение в прелюбодеянии, а также возмездие за убийство.
Если есть прямой и очевидный текст относительно того или иного вопроса, то рациональные суждения (иджтихад) исключаются.
Поскольку законы шариата вводились постепенно, при жизни Посланника Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) была необходимость в полной или частичной отмене одних правовых норм в пользу других. Отметим, что ни о каком правовом аннулировании в Коране или сунне после смерти Пророка (мир ему и благословение Аллаха) не может быть и речи.
Аннулирование возможно только в том случае, если отменяющий текст равен или выше по законодательной силе текста отменяемого. Как известно высшей законодательной силой обладает Коран и сунна, дошедшая до нас в степени таватур, затем сунна степенями ниже, и, наконец, заключения, выведенные на основе суждения по аналогии (кийас).
Имам Суйути, который исследовал данную проблему, выделил 20 отмененных аятов. Отмененные (мансух) аяты отменяющими (насх) аятами являются следующие:
В данное время в Саудовской Аравии работает Совет Исламской академии правоведения (фикха), который с 1985 года проводит сессии, на которых принимаются постановления и резолюции, затрагивающие разнообразные стороны жизни мусульман.
Общий свод прав и свобод по исламскому законодательству.
21 зульк’да, 1401 год хиджры (19 сентября 1981 года) в Париже Всемирным Исламским Советом была принята Всеобщая Исламская декларация прав человека, декларирующая права человека согласно Исламу. Всеобщая Исламская декларация прав человека является вторым фундаментальным документом, подготовленный Всемирным Исламским советом. Первым документом была Всеобщая Исламская декларация об исламской системе, которая содержит общие положения и принципы исламской системы.
Следует понимать, что в Исламе, права и обязанности человека не являются привилегией и (или) наградой, предоставляемой правителем государства или иным органом государственной власти. Права и обязанности человека дарованы милостью Всевышнего Аллаха. Соблюдение обязанностей человека перед Аллахом, человеком, исламской уммой является беспрекословным и не подлежит отмене, упразднению, исключению и приостановлению. Покушение же на права человека непозволительны.
Рассмотрим наиболее главные человеческие права и свободы, согласно Шариату:
1. Право на жизнь
Жизнь человека священна и никому не позволено покушаться на нее. Всевышний Аллах в Коране говорит:
По этой причине Мы предписали сынам Исраила (Израиля): кто убьет человека не за убийство или распространение нечестия на земле, тот словно убил всех людей, а кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям. Наши посланники уже явились к ним с ясными знамениями, но многие из них после этого преступили границы дозволенного на земле. (Св. Коран, 5:32).
Неприкосновенность человека может быть нарушена только в случаях, предусмотренных шариатом и в соответствии с процедурами, установленными для этого.
Духовное и материальное бытие человека охраняется шариатом и при жизни его, и после смерти. Каждый человек имеет право на достойное и милосердное обхождение с его телом после смерти: «Если кто-то из вас заворачивает брата своего в саван, пусть он делает это хорошо» (хадис от Муслима, Абу Давуда, Ат-Тирмизи и Ан-Нисама). Также необходимо умолчать о его личных недостатках и дурных поступках: «Не ругайте мертвых! Ведь они уже мертвы» (хадис от аль-Бухари).
2. Право на свободу
Свобода человека священна и является первым врожденным качеством, с которым он появляется на свет: «Все люди рождаются равными» (хадис от Аш-Шейхани). Она сопутствует человеку всю жизнь, и никто не вправе покушаться на нее: «Как вы можете порабощать людей, когда матери родили их свободными» (из высказываний Умара, да будет доволен им Аллах). Следует обеспечить все необходимые гарантии зашиты свободы людей. Нельзя никоим образом сковывать или преступать ее, за исключением случаев, предусмотренных шариатом и процедурами, установленными им для этого.
3. Право на равенство
Все люди равны перед Аллахом: «Нет никакого преимущества араба над не арабом, не араба над арабом, чернокожего над краснокожим, краснокожего над чернокожим, кроме как в богобоязненности и благочестии» (из проповеди Пророка, мир ему и благословение Аллаха). Нет никаких различий в претворении Ислама в жизнь по отношению к людям: «Если даже Фатима, дочь Мухаммада, украдет, я отрублю ей руку» (хадис от аль-Бухари, Муслима, Абу Да вуда, Лт-Тирмизи, Ан-Нисана.
Все люди в своей человеческой ценности равны: «Все вы от Адама, а Адам — из земли» (из проповеди Пророка, мир ему и благословение Аллаха, во время прощального хаджа). Они могут превосходить друг друга только по деяниям своим:
Для всех будут ступени, соответствующие тому, что они совершили, дабы Он (Аллах) воздал им сполна за их деяния, и с ними не поступят несправедливо. (Св. Коран, 46:19).
Никто не может быть подвергнут опасности или ущербу больше, чем подвергся им другой: «Кровь мусульман равна» (хадис от Ахмада). Любая идея, любое законодательство, любое положение, создающее дискриминацию среди людей на основании пола, расы, цвета кожи, языка или религии, есть прямое нарушение всеобщего исламского принципа.
4. Право на правовую защиту.
Каждый человек имеет право обратиться в суд шариата и быть судимым лишь шариатом:
О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению (или по вознаграждению)! (Св. Коран, 4:59).
Суди между ними согласно тому, что ниспослал Аллах, не потакай их желаниям и остерегайся их, дабы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Аллах. Если же они отвернутся, то знай, что Аллах желает покарать их за некоторые из их грехов. Воистину, многие люди являются нечестивцами. (Св. Коран, 5:49).
Долг каждого человека — защищать всеми средствами другого от несправедливости и обид: «Пусть человек поддержит брата своего, будь он обидчиком или обиженным. Если он обидел, то пусть отвратит его, если он обижен — пусть поможет» (хадис от Аш-Шейхани и Ат-Тирмизи).
Каждый человек имеет право прибегнуть к власти закона, оберегающего его, поступающего с ним по справедливости, защищающего его от несправедливости и вреда. Мусульманский правитель должен создавать и утверждать эту власть, обеспечивая ей гарантии нейтральности и независимости: «Имам — это щит, который защищает и оберегает» (хадис от Аш-Шейхани).
Долг каждого человека — защищать права других, а также права общества на пути Аллаха.
Запрещается по какой бы то ни было причине отнимать у личности право на самозащиту: «Правая сторона должна сказать свое слово» (хадис от Аль-Хамаса). «Если к тебе на суд обратились два противника, не выноси решения, пока ты не выслушаешь второго точно так же, как выслушал первого. Это — лучший способ понять истину» (хадис от Абу Давуда, Ат-Тирмизи).
Никто не имеет права заставить мусульманина подчиниться приказу, противоречащему шариату. Мусульманин обязан отказать любому, кто приказывает совершить грех, каким бы ни был приказ: «Если кто-то прикажет совершить грех, то человек не должен ни слушаться его, ни повиноваться ему» (хадис от Аль-Хамаса). Общество должно поддержать его отказ, соблюдая спра-ведливость: «Мусульманин не должен притеснять брата своего мусульманина и бросать его на произвол судьбы» (хадис от аль-Бухари).
Главная цель суда — установление невиновности: «Весь мой народ будет прощен, кроме нагло совершающих грех» (хадис ог Аш-Шейхани). Человек считается невиновным до тех пор, пока справедливый суд окончательно не установит его виновность.
В Исламе действует презумпция невиновности, то есть человек не может быть обвинен в совершении преступления и наказан за него, кроме как после подтверждения его виновности не подлежащими сомнению доказательствами перед судом:
О те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте, чтобы не поразить по незнанию невинных людей, а не то вы будете сожалеть о содеянном. (Св. Коран, 49:6)
Запрещаются пытки и побои преступника, не говоря уже об обвиняемом: «Воистину, Аллах подвергнет мучениям тех, кто мучил людей в жизни» (хадис от Аль-Хамаса). Запрещается также заставлять человека признаваться в преступлении, которого он не совершал. Все показания, полученные от него путем насилия, недействительны. «Воистину, Аллах снял с моей уммы грех ошибок и давления, того, к чему они были принуждены силой» (хадис от Ибн Маджа).
Честь и репутация человека неприкосновенны и не могут быть нарушены: «Ваша кровь, ваше имущество, ваша честь священны так же, как священен этот ваш день в этот ваш месяц в этом вашем городе» (из проповеди Пророка, мир ему и благословение Аллаха, во время прощального хаджа). Ислам запрещает мусульманам плохо думать о своих верующих братьях, поскольку очень часто это подталкивает их к совершению грехов. Подозрения, лишенные основания, и дурные мысли о каком-либо человеке неразрывно связаны с греховными речами и поступками. Эти мысли закрадываются в душу человека и не оставляют его в покое, пока он не скажет или не совершит то, в чем впоследствии станет раскаиваться. Аллах в Коране говорит:
О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах – Принимающий покаяния, Милосердный. (Св.Коран, 49:12)
Всевышний упомянул об очередной обязанности мусульман друг перед другом и запретил глумиться над мусульманами. Это относится ко всем обидным словам и язвительным поступкам, которыми один мусульманин может унизить другого. Это – большой грех, и Ислам строго запрещает подобное обращение. Аллах в Коране говорит:
О те, которые уверовали! Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь может быть, что те лучше них. И пусть одни женщины не насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, что те лучше них. Не обижайте самих себя (друг друга) и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами. Скверно называться нечестивцем после того, как уверовал. А те, которые не раскаются, окажутся беззаконниками. (Св. Коран, 49:11).
5. Право на свободу мысли и вероисповедования.
Ислам дает право людям на исповедование иной религии и не принуждает к принятию Ислама людей иного вероубеждения. Ислам религия разума и знаний, непорочного подсознания и мудрости, праведности и наставления, истины и верного руководства. Благодаря своему совершенству и полному соответствию человеческому подсознанию, Ислам не нуждается в принуждении, так как обычно принуждают к тому, к чему человеческие сердца испытывают отвращение, что противоречит истине и не подтверждается очевидными доказательствами и знамениями. Аллах в Коране говорит:
Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения. Кто не верует в тагута, а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается. Аллах – Слышащий, Знающий. (Св.Коран, 2:256)
Уважение чувств людей, исповедующих другие религии, заложено в характере мусульман. Никто не может подчинить себе убеждения других или настраивать общество против них:
«Не оскорбляйте тех, к кому они взывают помимо Аллаха, а не то они станут оскорблять Аллаха из вражды и по невежеству. Таким образом, Мы приукрасили для каждого народа их деяния. Потом им предстоит вернуться к своему Господу, и Он поведает им о том, что они совершали» (Св. Коран, 6:108).
Однако следует отметить то, что если человек, будучи мусульманином, отрекся от Ислама, то ему предписана определенная по шариату мера наказания.
Свобода мысли заключается в том, что человек может иметь любой взгляд и точку зрения и вести пропаганду к ним. Для этих взглядов и воззрений и способом их выражения не существует каких-либо ограничений. Пока эта свобода не затрагивает свободы остальных людей, ни государство и никто либо другой не вправе запрещать её. Ибо запрет на обладание какого-то понятия, его выражения и пропаганды считается нарушением свободы
6. Право на защиту собственности
Приобретать имущество можно либо законным, либо незаконным путем, однако запрещено только незаконное присвоение чужого имущества, и поэтому Всевышний Аллах конкретизировал этот запрет. Он распространяется на вымогательство силой, воровство, присвоение имущества, вверенного на хранение или взятого на временное пользование, и прочие формы покушения на чужую собственность. Этот запрет также распространяется на ростовщичество, азартные игры и другие виды запрещенных сделок, поскольку при таких сделках человек приобретает имущество недозволенным образом. Этот запрет также распространяется на мошенничество при купле-продаже, сдаче имущества в аренду и других подобных сделках. Он также распространяется на использование рабочих и незаконное присвоение их заработка или получение материального вознаграждения за работу, которая не выполнена надлежащим образом. Он также распространяется на получение материального вознаграждения за совершение обрядов поклонения, которые считаются недействительными, если они не посвящены одному Всевышнему Аллаху. Он также распространяется на присвоение обязательных и необязательных пожертвований, вакуфного (неотчуждаемого) имущества или наследства людьми, которые не имеют права на это имущество или имеют на него меньше прав, чем другие.
Все перечисленные случаи являются различными проявлениями незаконного присвоения чужого имущества, каждое из которых категорически запрещено при любых обстоятельствах. Человек не имеет права пользоваться таким имуществом, даже если он выиграл тяжбу в арбитражном суде, поскольку его доводы оказались убедительнее доводов того, кому отобранное имущество должно принадлежать по праву. Решение судьи не делает запрещенную собственность дозволенной, а дозволенную – запрещенной. Судья принимает решение на основании услышанных им свидетельств, однако истинное положение вещей от этого не изменяется. Решение судьи не должно успокаивать того, кто незаконно добился присвоения ему чужой собственности, и не дает оснований сомневаться в правах истинного владельца на его собственность.
Если человек аргументировал свои права на чужую собственность в арбитражном суде посредством лживых доводов и выиграл тяжбу, то эта собственность все равно достается ему незаконным путем. Присваивая ее, он сознательно совершает грех, обрекая себя на мучительное наказание и суровое возмездие.
Конфискация имущества, приобретенного законным путем, запрещена, кроме как для соблюдения общественных интересов:
«Не пожирайте незаконно между собой своего имущества и не подкупайте судей, чтобы пожирать часть имущества людей, сознательно совершая грех» (Св. Коран, 2:188)
7. Право человека на приобретение всего необходимого для жизни
Каждый человек имеет право на получение еды, питья, одежды и жилища, необходимых для полноценной жизни и физического здоровья. Каждый человек имеет право на приобретение знаний и культуры, необходимых для его умственного и душевного здоровья, но с учетом в пределах средств и возможностей уммы. В этом случае обязанность уммы дать ему то, чем он сам не может обеспечить себя самостоятельно.
8. Право на создание семьи
Брак в Исламе, право каждого человека, законный путь создания семьи, продолжения рода и очищения души. Каждый из супругов имеет друг перед другом установленные шариатом права и обязанности. Отец обязан физически, нравственно и религиозно воспитывать своих детей в соответствии с личными убеждениями и законами своей религии. Он ответственен за выбор метода управления семьей: «Каждый из вас пастух и ответственен за свою паству» (хадис от Аль-Хамаса).
Каждый из супругов должен уважать чувства и переживания другого в пределах взаимной любви и милости:
«Из Его знамений то, что Он создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость» (Св. Коран, 30:21).
Муж обязан содержать своих жену и детей без скупости по отношению к ним: «Пусть расходует состоятельный из своего достатка; а у кого доля его размерена, пусть расходует из того, что дал ему Аллах» ( Св. Коран, 65:7).
Каждый ребенок имеет право требовать от родителей достойного воспитания и обучения. Запрещено заставлять детей работать или возлагать на них непосильные для них работы, препятствующие их развитию и мешающие им учиться и играть. Если родители ребенка не в состоянии нести ответственность за него, то она ложится на плечи общества, и расходы на ребенка оплачиваются из средств Бейтуль-Маль мусульман, общей казны государства.
Каждый член семьи имеет право на получение материальной поддержки, заботу и милосердие в детстве и старости.
Родители имеют право требовать от своих детей материального содержания, физической и духовной заботы: «Ты, и все, что есть у тебя, принадлежит родителям» (хадис от Абу Давуда).
Мать имеет право на получение особой заботы:
О, Посланник Аллаха! — обратились к пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха). — Кто более всех заслуживает уважения?
— Твоя мать, — ответил Пророк.
— А кто затем?
— Твоя мать.
— А кто затем?
— Твоя мать.
— А кто затем?
— Твой отец, — ответил Пророк (хадис от Аш-Шейхани).
Семейная ответственность возлагается на всех членов семьи в соответствии со способностями каждого. Эта ответственность также распространяется на родных и близких: «О Посланник Аллаха! Кто более всех заслуживает уважения?». Он ответил: «Твоя мать, и еще раз мать, и еще раз мать, затем — отец, а затем остальные родственники по степени родства» (хадис от Абу Давуда, Ат-Тирмизи).
Запрещается силой принуждать юношу или девушку к вступлению в брак: «К Пророку Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пришла незамужняя служанка и сказала, что отец выдает ее замуж за того, кого она не любит. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) решил дело в ее пользу» (хадис от Абу Давуда).
Итак, рассмотрев небольшую часть прав и свобод людей, согласно исламскому законодательству, мы все же видим, насколько тонко и профессионально решаются проблемы людей. Необходимо заметить, что эта божественная правовая система была усовершенствована с приходом Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) в седьмом веке и аналогов ей не было вплоть до 20 века. Сейчас, в данное время, мы можем наблюдать сходство прав и свобод шариата с демократической системой. Однако вместе с этим сходством существуют и очень сильные различия, о которых будет раскрыто в следующей теме.
Сравнение шариата с современной моделью системы законодательства
демократического государства
Под системой законодательства понимается совокупность нормативно-правовых актов (законы, постановления и пр.) в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. Данная система является внешним выражением системы права. Последняя же свое реальное бытие получает именно в четких, формально-определенных актах-документах. Однако совпадение между системой права и системой законодательства в пределах от отдельной нормы до права в целом не абсолютно. В этих границах они существуют самостоятельно, так как обладают своей спецификой, имеют собственные тенденции развития. Система законодательства складывается в результате издания правовых норм (законов, постановлений, решений).
Таким образом, мы видим, что система законодательства является внешним выражением системы права. В данное время, в теории государства и права выделяют следующие лидирующие правовые системы:
1) англосаксонскую (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.);
2) романо-германскую (страны континентальной Европы, Латинской Америки, некоторые страны Африки, а также Турция);
3) мусульманскую (страны, исповедующие в качестве государственной религии Ислам);
4) социалистическую (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба);
Ученные выделяют несколько критериев объединения, классификации правовых систем различных государств.
1. Общность генезиса (возникновения и последующего развития). Иначе говоря, системы связаны между собой исторически, имеют общие государственно-правовые корни (произрастают из одного древнего государства, основаны на одних и тех же правовых началах, принципах, нормах). За исключением мусульманской правовой системы.
2. Общность источников, форм закрепления и выражения норм права. Речь идет о внешней форме права, о том, где и как фиксируются его нормы (в законах, договорах, судебных решениях, обычаях), об их роли, значении, соотношении.
3. Структурное единство, сходство. Правовые системы стран, входящих в одну правовую семью, должны обладать сходством структурного построения нормативно-правового материала. Как правило, это находит выражение на микроуровне — на уровне строения нормы права, ее элементов, а также на макроуровне — на уровне строения крупных блоков нормативного материала (отраслей, суботраслей, других подразделений).
4. Общность принципов регулирования общественных отношений. В одних странах это идеи свободы субъектов, их формального равенства, объективности правосудия и т.д., в других — теологические, религиозные начала (довольство Бога), в третьих — социалистические, национал-социалистические идеи и т.п.
5. Единство терминологии, юридических категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации норм права. Родственные в правовом отношении страны обычно используют тождественные или сходные по своему значению термины, что объясняется единством их происхождения. По этой же причине законодатели стран, входящих в одну правовую систему, при разработке правовых текстов применяют одинаковые юридические конструкции, способы построения нормативного материала, его упорядочения, систематизации.
Однако вместе с критериями сходства правовых систем, есть и различия. Система мусульманского права отличается от других правовых систем своеобразием, неповторимостью источников, структуры, терминов, конструкций, понятием нормы. Если континентальные европейские юристы под нормой права подразумевают предписание конкретного исторического законодателя, то исламские правоведы под ней понимают правило, адресованное мусульманской общине Аллахом. Данное правило основано не на логических выводах, а на иррациональных, религиозных догмах, на вере. Поэтому его нельзя изменить, отменить, «поправить», оно бесспорно и абсолютно, должно безусловно исполняться. Сверхсоциальная, догматическая природа мусульманских правовых норм предполагает особые способы их адаптации к действующим общественным отношениям. Искусство судьи, правоприменителя часто состоит в том, чтобы, не нарушая прямо отдельные требования нормы, добиться с помощью различных юридических уловок, фикций, других приемов противоположного результата.
По содержанию нормы мусульманского права также существенно отличаются от европейских. Они, как правило, не являются управомочивающими (предоставляющими право на совершение отдельных действий) или запрещающими. В основе их лежит обязанность, долг совершить те или иные поступки, что тоже обусловлено их религиозной природой.
В своей основе эти две системы протеворечивы. Демократия противоречит Исламу по её источнику происхождения, идеи, основы и привнесенных её понятиям и системам. Источником возникновения демократии является человек. Разум выносит решение о порочности или совершенстве вещей или поступков. Демократия придумана людьми, в котором главной судьёй является разум человека. Ислам же является вовсе противоположным демократии. Ислам религия Аллаха, дарованная людям как Его милость. В Исламе судьёй, к которому обращаются при законодательстве, является Аллах, а не разум человека, как это в демократии.
Основу демократии составляют две идеи:
– Гегемония народу.
– Народ источник власти.
Народ сам хозяин своей воли, а не короли или императоры. В жизни данная воля исполняется самим же народом. Народ обладатель гегемонии, хозяин и правитель своей воли, поэтому законодательство входит в его компетенцию. Посредством законных представителей, народ принимает законы. Он сам избирает этих представителей для принятия законов.
Качество народа как “источника власти” даёт ему право выбора угодного ему правителя. Этот правитель управляет им согласно законами народа, которые и реализуются в его жизни. Отстранение правителя, назначение вместо него другого является прерогативой народа, ибо народ есть властелин – правитель у него берет свои полномочия.
В Исламе же гегемония – принадлежит Шариату, а не народу. Только сам Аллах является законодателем. Даже при объединении всех мусульман, она не вправе принимать какой-либо закон, если даже все мусульмане придут к согласию о том, что нужно разрешить ростовщичество для восстановления экономики, открыть публичные дома для предотвращения распространения прелюбодеяния, отменить частную собственность для повышения эффективности производства или обязательность уразы – то такие мнения не имеют никакой ценности. Мусульмане во всех своих делах ограничиваются приказами и запретами Аллаха. Неприличным считается реализация каких-либо поступков вопреки законам Ислама. Также запрещено принятие ими какого-то закона, это считается компетенцией только Аллаха.
Принятие законов в демократической системе осуществляется в результате решения о принятии закона большинством от членов парламента. Правители, члены парламента, высших государственных органов, правительства и коллегии также избираются большинством от государственных народных выборов. Исходя из этого видно, что в демократической системе большинство превалирует над всеми – как правителем, так и над управляемым. Меньшинство же обязано подчиниться мнению большинства.
В Исламе все обстоит совсем иначе. Законодательство не зависит ни от мнения большинства и ни от точки зрения меньшинства, оно основывается только лишь на нормах шариата. Ибо Аллах является законодателем, а не люди.
Заключение:
Итак, когда мы закончили рассматривать данную тему, хотелось бы сказать, что Ислам – это всеобъемлющая религия, способная охватить все сферы жизни человека. Ислам не рассматривает каждую из сфер отдельно, так как не разделяет жизнь человека на отдельные элементы. Будь то политика, образование или духовная жизнь человека, все они рассматриваются как одно целое.
Ислам явил такую тонкую, изящную и универсальную модель правового регулирования государства, общества и семьи, что невольно человек, при изучении Ислама, ставит перед собой вопрос: «А мог ли обычный человек, живущий в пустыне Аравийского полуострова в седьмом веке, придумать такое сам? Как человек, незнающий ни права, ни экономики, не умеющий не писать, не читать, создать такой тонкий механизм общественной и государственной жизни?
Ответ на эти вопросы прост: Он Богом избранный человек, чтобы выполнить миссию Пророка Божьего. Он выполнил свою миссию и оставил после себя несметное богатство для всего человечества, милость Аллаха. Безусловно – это религия Аллаха. В своем стихе я описал, что значит Ислам для мусульманина, и на нем я бы хотел завершить данную работу:
Ислам — религия Аллаха!
Дана она в подарок нам.
Как лучшее, что мы имеем
Как то, чем дышим мы сейчас!
Ислам — религия Аллаха!
В ней истина, в ней знание для нас,
О том, как жить
О том, как мир устроен.
О том, что было, есть, и будет после нас!
Ислам — религия Аллаха!
В нем чудо и знамение для нас.
Воистину знамения от Аллаха
Ведь мудр он в своих делах.
Источнки литературы:
Священный Коран.
Смысловой перевод Корана, Кулиев Э.Р.
Хадисы Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Сборник достоверных хадисов «Имама аль Бухари». Перевел с арабского: Владимир (Абдулла) Михайлович Нирша.
Нуруд-дин Итр. Манхадж ан-накд фи ‘улюм аль-хадис. Дамаск: Дар аль-фикр, 1979.
М. Башир Самбо. Хадис. Киев: Ансар Фаундейшн, 2002.
Мухаммад Сулейман аль-Ашкар. Аль-вадих фи усуль аль-Фикх.
Теория государства и права (Учебник для вузов), Издательская группа «Норма—ИНФРА». Москва, 2000
Всеобщая Исламская декларация прав человека от 19.09.1981 года. Париж.