Соглашение жителей Ансуба и Исиниба

Соглашение жителей селений Ансуб и Исиниб,
находившихся в составе Аваристана

(1666г.; особая научная ценность данного текста в том, что он сохранился в копии 2-й половины XVIIв., которая принадлежит руке Кадиясулава Ободинского)
Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Хвала – Аллаху, который приказал нам быть справедливыми и совершать благодеяния, а также – отвратил нас от распутства и еззакония! Да благословит Аллах Мухаммеда, его родичей и его сподвижников – всех вместе, и да приветствует Он их! Это – разъяснение и, одновременно, доказательство, и аргумент, данные для будущих времен.
Жители селений Ансуб и Исиниб согласились:
Если кто-либо убьет кого-либо, то на убийцу «наложат» они кровную месть.
Если наследник убитого простит [убийцу] и, таким образом, решится принять дият, то дият будет тут равняться тридцати коровам, каждая из которых должны иметь стоимость в пять овец.
В качестве же наказания (накал) убийце будет налагаться на последнего еще сто овец, которые пойдут в пользу нуцала – сына Умма-нуцала, а также будет тут наложен на него один бык стоимостью в двадцать овец, который пойдет затем в пользу тех людей, которые были между ними, [то есть родственниками убитого, с одной стороны, и родственниками убийцы – с другой], во время их примирения.
Жители Ансуба и Исиниба будут отныне налагать одного быка стоимостью в восемь овец:
на того, кто украдет что-либо;
на того, кто захватит что-либо;
на того, кто совершит какое-либо насилие (залама);
на того, кто арестует и, как результат, свяжет [чужого] пастуха.
Одного быка стоимостью в восемь овец будут налагать жители Ансуба и Исиниба:
на того, кто выпустит стрелу;
на того, кто обнажит саблю;
на того, кто вытащит кинжал или нож.
Если предполагаемый вор станет отказываться от того, в чем его обвиняют, то его заставят – жители Ансуба и Исиниба – принести тут клятву, сделав этого согласно тому обычаю, который имеет место в их среде.
Если предполагаемый вор уклонится от дачи клятвы, то украденное у человека взыщут с него и, причем, изъятие может быть затянуто в данном случае на срок не свыше семи дней.
Жители Ансуба и Исиниба будут налагать отныне трех овец на того, кто взял силой одну овцу из [чужой] отары.
Если двое или трое человек побьют кого-либо: кулаками ли, тростями ли или же камнями, – то на них будет наложен один бык стоимостью в восемь овец.
Если кто-либо из двух или трех человек, названных выше, станет отрицать факт [избиения], то жители Ансуба и Исиниба будут принуждать такого человека – отказника дать клятву [в подтверждение своей правоты] и, причем, сделать это совместно с одним из надежных людей [своего] селения.
Свидетели этому: эмир эмиров – известный как нуцал – сын Умма-нуцала; главарь по имени Каракиши – сын Сулаймана; главарь Султанхусайн – сын Амира; главарь Мухаммадхан – сын Угуза; главарь Юнус – сын Илика (Илико?); третейский судья (хаким) в делах жителей селения Ансуб; третейский судья в делах жителей селения Исиниб, известный как Хусайн – сын Атанаса; написавший эту бумагу Кадиясулав – сын кадия Шабана Ободинского; ахвахцы Гази и Тункуш; Шабанилав из селения Ассаб (Асави).
Этот акт, ведущий к примирению, имел место в среду месяца шабан тысяча семьдесят шестого (1666) года от хиджры Пророка!
О, Боже! Установи Ты мир среди мусульман!

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.