Соглашение между жителями кумухских кварталов

Соглашение между жителями кумухских кварталов – в том числе таких,
как Кибуди и Гукал (примерно XIVв.)

С именем Аллаха – лучшим из имен!
Разъяснение касательно крепкого договора,
заключенного между следующими сторонами – между населением именуемым Кибуди, [Мачча-?] и Гукал. Это также разъяснение касательно условий, содержащихся в нем.
Договор их является правильным по сути, а обозначенные в нем условия – прочными!
Если этот [договор] будет нарушен, как нарушены будут, соответственно, и условия, содержащиеся в нем, то поступать следует отныне так:
если нарушение произойдет из-за жителей целого квартала, то на них наложат триста баранов;
если же нарушение произойдет из-за одного какого-либо мужа, из какого бы их квартала он не происходил, то в таком случае наложено будет лишь сто баранов, что должно пойти в пользу другого их квартала;
если жители какого-либо квартала обратятся за помощью к жителям другого какого-либо квартала, а люди не выйдут на помощь, то за такое преступление (муджрим) будет наложено триста баранов на квартал, чьи жители поступили так;
если же на зов о помощи, поступивший со стороны [жителей другого квартала], не выйдет один какой-либо муж, то на такого человека будет наложен один бык (?), возраст которого оптимальный.
Из-за [опасности наложения тут]быка, причитающегося с [преступн]ика147, человек обязан [повиноваться]… им [, своим землякам,] и их справедливому порядку (адл).
Да сохранит Аллах жителей названных кварталов от смуты, которая распространилась в последнее время, и да будет так вплоть до дня Страшного суда!…
Свидетели: люди равные между собой по статусу и местные эмиры, старики и юноши – из числа справедливых лиц, а также мулла (имам) кибудинцев по имени Исмаил.
Записал – Абдулфакир.
Постановление членов Гукальской общины
(примерно конец XIV– начало XVвв.)
С именем Аллаха – лучшим из имен!
Члены общины гукальцев пришли вначале к согласию, а затем – заключили они следующий договор:
Если кто-либо из гукальцев убьет кого-либо из числа их же, то члены Гукальской общины изгонят из своей среды убийцу и одного его родственника. Так, отца они будут изгонять вслед за сыном-убийцей, сына они будут изгонять вслед за отцом-убийцей, брата они будут изгонять вслед за братом-убийцей, родственника по линии наследства они будут изгонять вслед за его родственником-убийцей.
Если кто-либо из числа гукальцев выйдет из селения Гукал, пойдет в Кибуди или в Мачча и потом задержится там более чем на семь дней, то милк того гукальца, который сделал это, перейдет селению Гукал и султану гукальцев.
Если какой-либо муж из Вильтащи (Вилттахьату) убьет какого-либо мужа из Гукала, то «враг», будет изгнан из Вильтащи и наоборот [- «враг» вильтащинцев из числа гукальцев, будет изгнан из Гукала].
Если у убитого будет [в селении] близкий человек, имеющий с ним связь по линии родства (насаб), то дом последнего сжигать [отныне] не будут.
Если «враг» придет в чей-либо дом и тот, кто живет там, защитит его, то на такого человека, защитившего «врага», будет положен один бык, который пойдет при этом в пользу селения – произойдет ли это в Гукале (Гьухъалив)149 или в Вильтащи (Вилттахь).

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.