Решения населения Дарго по правовым вопросам

РЕШЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ДАРГО ПО ПРАВОВЫМ ВОПРОСАМ
(1245/1829 г.)
Данный документ, дошедший до нас в подлиннике, текст названных решений, будучи официально принятым в сел. Акуша в 1829 г., рассылался по главным населенным пунктам Акушинского «общества» — Дарго, причем в каждое крупное селение поступал список-«подлинник». Последний бывал при этом полностью идентичным другим таким же спискам – «подлинникам», заверенным печатью кадия Мухаммада Акушинского.
Перевод текста
Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Я восхваляю всевышнего Аллаха за то, что привел он нас к истинной вере, к исламу. Да будет божественное благословение и мир над нашим пророком Мухаммедом, господином людей!
А далее.
Население Дарго собралось, посовещалось и, в конце концов, пришло к согласию в речах своих и во взглядах:
Даргинцы будут отныне крепко держаться прочного каната Аллаха, Корана – ясной книги Аллаха, а также сунны своего Пророка, известного под прозвищем «Надежный», и это при всех тех делах, которые вызывают споры между ними.
Даргинцы пришли также к единодушному решению (иджма), что в случае возникновения между ними ссор или каких-либо [неприятных] событий они будут действовать так, словно бы являются, все вместе, жителями одного какого-либо селения.
Жители селений мехтулинцев (магьдал), жители селений «кумыков» (гъумукъ) и все жители Аракан (Гьаракан.) пришли к соглашению по следующим вопросам:
Не практиковать ишкил в своей среде, имеется в виду по отношению к тому из числа их, кто пришел, как говорят, «со стороны» – [кумык] к мехтулинцам, [мехтулинец] «кумыкам» или караканцам.
Завершать свои дела и возникающие тяжбы «внутри» себя, так, словно бы все они являются жителями одного селения.
Уплачивать [долг, представляющий собой] недвижимое (сабит) имущество, — согласно благородного шариата или привычных для людей норм местного права, – за счет взятия его с противной [заимодавцу] стороны (хаем), если она найдет у себя это имущество.
Если же названная здесь сторона, противная [заимодавцу], не найдет у себя этого имущества, то пусть она возьмет «голову» того, на чьей ответственности лежало ранее это имущество и затем отдаст [эту «голову»] в руки тому, кому причитается долг.
Доводить все до конца должны кадий и старейшины той или иной [общины].
Если же этот кадий и эти старейшины не доведут дело до конца, не закроют тяжбу «изнутри», за счет взятия р-б-л [с] мужчины из числа своих, то на старейшин и на кадия будет наложен штраф в один сом? [с каждого- ?], который пойдет затем в пользу жителей селения.
Если истец возьмет ишкил с человека проживающего — относительно его родины, – «снаружи», в то время как кадий и старейшины уже доводили его дело до конца, то на него – на истца, — будет наложен штраф в один сах.
Может быть так: истец дает знать жителям [своего] селения, что старейшины и кадий не довели его дела до конца и затем подтвердит это устами своего «гостя, с которым он ел кашу», то, если «гость» его не проявил, в меру всех своих сил, стараний к доведению дела его – истца, – до конца, если не преподнес тяжбу, которую тот ведет, старейшинам, кадию и жителям селения, то на него – «гостя» истца, – будет наложен штраф в один-сах.
Что же касается дел, связанных с воровством, то «кумыки» и мех-тулинцы поручили разбираться с ними своему благородному эмиру Махди-хан-шамхаду.
Если, к примеру, кто-либо происходящий из одного какого-либо [даргинского] селения, убьет мужчину из другого селения, то убийца должен быть в таком случае передан ближайшим родственникам (валий) убитого, с тем, чтобы они применили кровную месть-кисас по отношению к этому убийце. Правда, ближайший родственник убитого может простить убийцу за дият, который должен в этом случае соответствовать стоимости ста верблюдов, при том, что стоимость верблюда – один туман.
Если убийца убежит с места преступления и обратится с просьбой об убежище к жителям какого-либо другого селения, то пусть те передадут его ближайшим родственникам убитого.
Если жители селения, куда обратился убийца, бежавший с места преступления, помогут ему, если они станут удерживать его в своей среде, то на того, кто конкретно оказал помощь этому убийце, будет наложен выкуп в виде семи котлов.
Если жители селения, из которого происходит убийца, станут воздерживаться от выдачи последнего в руки ближайших родственников убитого, если они, таким образом, откажутся от восприятия мысли о необходимости помочь исполнению закона кровной мести, то пусть в таком случае выходят вперед исполнители [выбранные] Дарго, пусть возьмут они этого убийцу, а затем – передадут его ближайшему родственнику убитого.
В названной ситуации пусть эти исполнители [выбранные] Дарго, возьмут еще также и штраф с того, кто конкретно помогал убийце, который нашел было убежище в своем родном селении.
Если убийца, избавившись от преследования, убежит и скроется с глаз, в результате чего станет невозможным исполнить по отношению к нему закон кровной мести, – помощники делу истинной религии, ислама, окажутся тут не в силах взять в руки этого убийцу и добиться, таким образом, своего, — то ближайший родственник убитого, если пожелает, мог бы, думается, простить этого убийцу за упомянутый выше дият, даже если сам убийца не будет соглашаться на это. Подобным же образом будут соизмеряться и иные «решения», касающиеся ситуации в Дарго. Любой мужчина, который откажется выполнять сказанное, в тексте этого устава, созданного для усиления в Дарго роли исламской религии, будет жертвою гнева со стороны Аллаха и мусульман!
Да упокоит Аллах нас — даргинцев – в тех кущах, что подготовлены для богобоязненных людей. Да поможет Он нам установить справедливость и настоящий ислам. Да устроит Он мир и согласие между нами. Да лишит Он наш характер дурных черт, да избавит от лицемерия по отношению к религии, а также от противоречий и раскола в наших рядах.
Да защитит нас Аллах от скольжения стоп наших по дороге, ведущей к истинному исламу, после того, как они уже утвердились на ней, от уклонения стоп наших с правильного пути, и это после того, как стал последний прямым и верным, а также — от нарушения обетов (ахд), и это после того, как были они подтверждены и упрочены.
Мы, даргинцы, просим всевышнего Аллаха заменить все плохое, что есть в нас, на хорошее. Аллах принимает раскаяния от своих рабов и прощает плохие поступки!
Положения этого устава введены в действие с первого числа месяца сафар 1245/1829 года.
Свидетели этому: следующий своим страстям и пути скверны — кадий Акуша по имени Мухаммад, те муллы (кади) Дарго, которые стоят вместе с ним, а также другие даргинцы — ученые и люди, являющиеся вершителями дел.

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.