Сведения об адате (статья)

СВЕДЕНИЯ ОБ АДАТЕ И СУДЕ У ЧЕЧЕНЦЕВ 1843 ГОДА.

1. Разделение чеченского племени на сословия, включая и крепостной класс людей.

Все чеченское племя делится на вольных людей и на рабов, или лаев. Собственно в Чечне крепостного сословия не имеется. В оставшихся же нам верными теречных и Сунженских деревнях, Старом и Новом Юрте и Брагунах, существуют князья и чагары, принадлежащие к крепостному сословию. Духовенство составляет особый класс в народе.

2. Права и обязанности каждого класса и отношение одного сословия к другому.

Отношение лая к своему господину есть то безусловное рабство, которое существовало в древнем мире. Лай, или холоп, понимается не членом общества, а вещью своего хозяина, имеющего над ним полную власть. Лай может быть продан, лишен жизни по воле своего господина; приобретенною им собственностью он владеет до тех пор, пока господин не вздумает себе ее присвоить. Как скоро лай отпущен на волю, то называется «аза-том» и вступает в новый класс людей. Дети отпущенника пользуются всеми правами ко-ренных чеченцев.

3. Какие дела и преступления должны рассматриваться адатом.

Адат есть свод обычаев или законов, передаваемых через предания судом. По адату разбираются преимущественно дела воровские и женские. Адат тоже имеет место в некоторых случаях при наследстве и дележе имения. Все личные обиды и важнейшие преступления, как то убийство, насилие, по адату никогда не судятся и право канлы, т. е. крово-мщение, предоставленное в этих случаях обиженным, заменяет закон.

4. Права и обязанности каждого сословия.

Как в Чечне весь народ разделен на вольных людей и рабов, то и права сословия могут заключаться в одних только отношениях, существующих между хозяином и рабом. Духовенству особенных прав в Чечне никаких не предоставлено.

5. Наследственные права всех состояний.

Наследственные права для всех состояний в Чечне одни и те же, за исключением рабов, которые собственности не имеют. В определении порядка наследства и взаимных прав родственников на имение определено руководствоваться законами шариата; но и тут древний обычай чеченский заменяет часто повеления Корана, и адат действует совместно с шариатом, отстраняя частью последний. Естественное право наследовать поровну отцовскому имению признано одинаково по адату и по шариату, но права дочерей определены ими различно: адат устраняет их совершенно от дележа имения, тогда как по шариату дочь получает третью долю имения, достающегося брату. Надо заметить, однако, что незамужняя сестра поступает обыкновенно по смерти отца на попечение старшего брата или дяди, которые обязаны содержать ее до замужества и составить ей приданое.

6. Обряд духовных завещаний и исполнение по оным.

Когда умирающий человек одинокий, без родства, ему предоставлено завещать имение, кому он захочет по произволу. Это единственный случай, в котором духовное завещание покойника имеет полную силу; когда же остаются по нем родственники, он не может ни под каким предлогом отстранить их от законного наследства в пользу постороннего лица. Посмертные пожертвования в мечеть и на благоугодные дела дозволяются, если они не превышают третьей доли имения. Составление духовных завещаний, как дело, требующее грамотного и добросовестного человека, принадлежит духовным лицам — кадию или, по не имению его, мулле. Желающий передать свокхпоследнюю волю призывает кадия и двух посторонних свидетелей, при которых кадий пишет с его слов духовное завещание и скрепляет своею печатью вместе со свидетелями. Составленная таким образом духовная хранится у завещева-теля и по смерти его получает законную силу.

7. Отношение детей к родителям и их права,

В Чечне не существует ни одного закона, определяющего или ограничивающего власть отца над детьми. Пока дети малолетни, пока не могут сопротивляться насилию, они в безраздельной зависимости у отца; коль скоро подросли и владеют оружием, право сильного становится их законом, определяя отношения между ними и отцом. Все они почитаются членами одного дома и перед судом адата стоят во всем наравне. Право канлы может иметь место даже между отцом и детьми, и нередко бывали примеры, что если отец убивал одного из сыновей своих, то братья мстили отцу. На домашнее имущество отец и сыновья имеют равное право, и последние могут заставить первого, когда им вздумается, делиться с ними и, по адату, предоставляется им одинаковая доля с отцом. Сколь независимы сыновья, столь, напротив, дочери подчинены отцу, пока они находятся в его доме. Он содержит их, как знает, и выдает замуж, за кого хочет. Дочерям не предоставлено по адату никакого права участвовать в дележе отцовского имения, потому что за убийство совершенное ни дочь, ни дети ее не отвечают. Если по смерти отца дочери остаются незамужними, то старший брат или ближайший родственник обязан содержать их у себя и выдать замуж. Вообще адат не признает у женщин никакой собственности, кроме калыма или кебина, получаемого от мужа, и женихового подарка. Над детьми мать не имеет ни малой власти и едва пользуется тем почитанием, которое сама природа вложила в человека к виновнице его бытия.

8. Отношение мужа к жене и обратно.

Калым и жениховый подарок составляют неприкосновенную собственность замужней женщины. Без ее согласия муж не имеет права ими распоряжаться. Впрочем, жена у чеченцев во всем подчинена мужу как своему законному господину. Она должна работать на него, сносить безропотно наказания и во всем своем поведении оказывать ему раболепное уважение холопа к вольному; жена находится при муже и не ест вместе с ним. По случаю неверности муж ни в коем случае не имеет права умертвить свою жену, иначе он имел бы канлы с ее родственниками. По чеченскому обычаю он может в помянутом случае откусить ей нос.

9. Мера наказания за преступления всякого рода.

По адату никаких не положено наказаний за преступление, кроме небольших штрафов.

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.