Конституция Исландии

КОНСТИТУЦИЯ
РЕСПУБЛИКИ ИСЛАНДИЯ
(No. 33, 17 июня 1944, с учетом поправок от 30 мая 1984 г., 31 мая 1991 г., 28 июня 1995 г. и 24 июня 1999 г.)
I.
Статья 1
Исландия – это Республика с парламентской формой правления.
Статья 2
Алсинги и Президент Исландии совместно реализуют законодательную власть. Президент и другие правительственные органы, указанные в Конституции и законах, реализуют исполнительную власть. Судьи реализуют судебную власть.
II.
Статья 3
Президент Исландии избирается народом.
Статья 4
Любое лицо в возрасте тридцати пяти лет, соответствующее требованиям, предусмотренным для участия в голосовании на выборах в Алсинги, за исключением требования о проживании, может быть кандидатом на выборах Президента.
Статья 5
Президент выбирается путем прямого, тайного голосования избирателей, которые могут участвовать в выборах в Алсинги. Кандидат в президенты выдвигается не менее 1500 избирателями и не более 3000. Кандидат, получивший наибольшее количество голосов, считается избранным Президентом. В случае только одного кандидата он считается избранным без голосования.
Дальнейшее выдвижение кандидатур и выборы Президента осуществляются в соответствии с законом.
Статья 6
Срок полномочий Президента начинается 1 августа и заканчивается через четыре года 31 июля. Выборы Президента проводятся в июне или июле года, в котором заканчивается срок полномочий.
Статья 7
В случае смерти или ухода Президента в отставку до истечения срока его полномочий, новый Президент избирается на период до 31 июня четвертого года с момента выборов.
Статья 8
Если должность Президента Республики становится вакантной, или если Президент не способен выполнять свои обязанности по причине нахождения за границей, болезни или по другим причинам, президентские полномочия должны выполнять Премьер-министр, Председатель Алсинги и Председатель Верховного Суда. Председатель Алсинги председательствует на встречах указанных лиц. В случае расхождения во мнениях мнение большинства имеет преимущественную силу.
Статья 9
Президент Республики не может быть членом Алсинги или занимать оплачиваемую должность в государственной или частной организации.
Вознаграждение Президента или лиц, исполняющих его обязанности, определяется законом. Такое вознаграждение Президента не может быть уменьшено в течение срока его полномочий.
Статья 10
До вступления в должность Президент должен принять присягу о соблюдении Конституции. Составляются два оригинала такой присяги. Один хранится в Алсинги, другой – в национальном архиве.
Статья 11
Президент Республики не может привлекаться к ответственности за исполнительные действия. То же правило распространяется и на лиц, исполняющих президентские полномочия.
Президент не может привлекаться к уголовной ответственности без согласия Алсинги.
Президент может быть смещен с должности до истечения срока его полномочий на основании большинства голосов участников референдума, проведенного по решению трех четвертей членов Алсинги. Такой референдум проводится в течение двух месяцев с даты принятия Алсинги резолюции о его проведении. Президент не имеет права выполнять свои обязанности с момента принятия резолюции Алсинги до объявления результатов референдума.
Если резолюция Алсинги не была одобрена в ходе референдума, Алсинги распускается, и проводятся новые выборы.
Статья 12
Президент Республики должен проживать в г. Рейкьявик или возле него.
Статья 13
Президент передает свои полномочия министрам.
Место заседания Правительства — г. Рейкьявик.
Статья 14
Министры подотчетны за все исполнительные действия. Подотчетность министров определяется законом. Алсинги вправе сместить министров с должности за совершенные ими официальные действия. Компетенция по решению таких вопросов принадлежит Комиссии по импичменту.
Статья 15
Президент назначает министров и снимает их с должности. Он определяет их количество и задачи.
Статья 16
Государственный Совет состоит из Президента Республики и министров и действует под председательствованием Президента.
Законы и другие важные правительственные постановления представляются Президенту на Государственном Совете.
Статья 17
Встречи министров проводятся для обсуждения новых законодательных инициатив и важных государственных дел. Кроме того, встречи министров проводятся по запросу одного из министров, желающего провести обсуждения по какому-либо вопросу. На встречах председательствует министр, назначенный Президентом Республики, который является Премьер-министром.
Статья 18
Министр, который подписывает какое-либо постановление, как правило, должен представить его Президенту.
Статья 19
Подпись Президента утверждает законодательный акт или правительственное постановление, которое скрепляется второй подписью министра.
Статья 20
Президент назначает государственных должностных лиц согласно закону.
Государственную должность может занимать только лицо, имеющее исландское гражданство. Каждое государственное должностное лицо должно принять присягу о соблюдении Конституции.
Президент вправе сместить с должности любое должностное лицо, которое он назначал.
Президент вправе перевести должностное лицо с одной должности на другую, при этом вознаграждение такого должностного лица не может быть уменьшено, и такому лицу должен быть предоставлен выбор между переводом и уходом на пенсию согласно закону.
Определенные категории должностных лиц, помимо указанных в Статье 61, могут быть освобождены от действия данного положения на основании закона.
Статья 21
Президент Республики заключает соглашения с другими государствами. Без одобрения Алсинги он не имеет права подписывать такие соглашения, если они предусматривают отказ от территории или территориальных вод или изменение государственной системы.
Статья 22
Президент Республики созывает Алсинги не позднее десяти недель после проведения общих выборов. Президент открывает очередную сессию Алсинги каждый год.
Статья 23
Президент Республики вправе закрывать сессию Алсинги на ограниченный период времени, но не более двух недель и не чаще одного раза в год. Однако Алсинги вправе уполномочить Президента на отклонение от этого положения.
В случае закрытия сессии Алсинги Президент Республики вправе созвать Алсинги при необходимости. Кроме того, Президент обязан делать это по запросу большинства членов Алсинги.
Статья 24
Президент Республики вправе распустить Алсинги. Новые выборы проводятся в течение 45 дней с момента объявления о роспуске. Алсинги созывается не позднее десяти недель с момента его роспуска. Члены Алсинги сохраняют свои полномочия до дня выборов.
Статья 25
Президент Республики вправе получать законопроекты и проекты резолюций, представленные в Алсинги.
Статья 26
После принятия законопроекта Алсинги он должен быть представлен для утверждения Президенту Республики не позднее двух недель с момента принятия. После утверждения закон вступает в силу. Если Президент отклоняет законопроект, он все равно вступает в силу, но должен быть вынесен на голосование в кратчайшие сроки для одобрения или отклонения. Закон теряет силу в случае отклонения.
Статья 27
Все законы должны быть опубликованы. Форма публикации и исполнения закона определяется законом.
Статья 28
В особо срочных случаях Президент может принимать временные законы, если Алсинги не на сессии. Такие законы не должны противоречить Конституции. Они должны быть представлены в Алсинги сразу после созыва.
Если Алсинги не одобряет временный закон или не завершает рассмотрение закона в течение шести недель после созыва, то закон теряет свою силу.
Временный бюджет не может быть принят, если Алсинги не принял бюджет на финансовый год.
Статья 29
Президент вправе принимать решение о прекращении преследования за совершение преступления в случае наличия веских оснований для этого. Президент предоставляет помилование и амнистию. Но он не имеет права освободить министра от преследования или наказания, утвержденного Комиссией по импичменту, без одобрения Алсинги.
Статья 30
Президент и другие правительственные органы, учрежденные Президентом, освобождают от соблюдения законов в соответствии с установленным порядком.
III.
Статья 31
Алсинги состоит из 63 членов, избранных народом путем тайного голосования на основе пропорционального представительства на срок четырех лет.
Должно быть не менее шести и не более семи избирательных округов. Их границы определяются законом; но Национальный Избирательный Совет может определять границы избирательных участков в г. Рейкьявик и его округе.
Для каждого избирательного участка должно быть выделено шесть мест по результатам выборов на данном участке. Количество парламентских мест для каждого избирательного участка во всех других аспектах определяется законом с учетом положений пятого параграфа.
Места, помимо выделенных для избирательных участков, распределяются между каждым соответствующим избирательным участком в целях обеспечения представительства отдельных политических партий, которое в максимально возможной степени будет отражать общее количество голосов каждой партии. Тем не менее, в таком распределении мест участвуют только политические партии, получившие на национальных выборах не менее пяти процентов действительных голосов.
Если количество избирателей в списках избирателей в одном избирательном участке приравнивается к половине количества избирателей другого избирательного участка, Национальный Избирательный Совет должен пересмотреть количество мест, представленных для каждого избирательного участка, в целях уменьшения такого расхождения. Порядок такого пересмотра должен регулироваться законом.
Положения закона об определении границ избирательных участков и методах распределения мест в парламенте могут изменяться большинством в две трети голосов Алсинги.
Статья 32
Сессии Алсинги проводятся в одной палате.
Статья 33
Все лица в возрасте 18 лет и старше и имеющие гражданство Исландии имеют право участвовать в голосовании на выборах в Алсинги.
Порядок проведения выборов в Алсинги определяется законом о выборах.
Статья 34
Любой гражданин, имеющий право голоса на выборах в Алсинги и обладающий безупречной репутацией, может быть избран в Алсинги.
Судьи Верховного Суда не имеют право участвовать в выборах.
IV.
Статья 35
Алсинги созывает очередную сессию каждый год 1 октября или, если день выпадает на государственный праздник, то в следующий день недели, и сессия продолжается до той же даты следующего года, за исключением случаев, когда полномочия членов Алсинги прекращаются раньше, или когда Алсинги распускается.
Дата открытия очередной сессии Алсинги может быть изменена на основании закона.
Статья 36
Алсинги пользуется неприкосновенностью. Никто не может нарушать его порядок или свободу.
Статья 37
Алсинги обычно должен собираться в г. Рейкьявик, но в исключительных случаях Президент Республики вправе издать распоряжение о созыве Алсинги в другом месте Исландии.
Статья 38
Члены Алсинги и министры имеют право вносить на рассмотрение законопроекты и проекты резолюций.
Статья 39
Алсинги может сформировать из числа своих членов комитет для расследования важных вопросов государственного значения. Алсинги может наделить такой комитет полномочиями запрашивать отчеты, письменные или устные, у должностных и физических лиц.
Статья 40
Любой налог может вводиться, изменяться или упраздняться только на основании закона. Заимствование от лица государства, продажа или иное использование государственного имущества также осуществляется только на основании закона.
Статья 41
Расходы могут осуществляться только на основании бюджета или дополнительного бюджета.
Статья 42
Проект бюджета на будущий финансовый год, содержащий отчет о доходах и расходах государства, должен быть представлен на каждой очередной сессии Алсинги после ее созыва.
Статья 43
Финансовые счета государства, его институтов и административных органов подлежат аудиту или иной проверке со стороны Алсинги в соответствии с законом.
Статья 44
Законопроект может быть принят только после его рассмотрения Алсинги в трех чтениях.
Статья 45
Очередные выборы Алсинги проводятся не позднее окончания срока полномочий. Начало и окончание срока полномочий происходит в один и тот же день недели месяца, начиная с начала месяца.
Статья 46
Алсинги принимает решение относительно законности избрания своих членов и соответствия члена квалификационным требованиям для выборов в Алсинги.
Статья 47
Каждый новый член Алсинги принимает присягу о соблюдении Конституции после утверждения его выборов.
Статья 48
Члены Алсинги руководствуются только своим долгом, а не какими-либо инструкциями.
Статья 49
Член Алсинги не может быть подвержен предварительному заключению в течение сессии Алсинги без согласия Алсинги, также как не может быть привлечен к уголовной ответственности без такого согласия, за исключением случаев поимки на месте преступления.
Член Алсинги не может быть привлечен к ответственности за пределами Алсинги за свои заявления, сделанные в Алсинги без согласия Алсинги.
Статья 50
Если член Алсинги перестает соответствовать требованиям для выбора на должности члена Алсинги, он лишается прав, полученных на основании выборов.
Статья 51
Министры вправе присутствовать на заседаниях Алсинги и в силу занимаемой должности участвовать в обсуждениях по своему желанию, но они должны соблюдать правила процедуры. Они имеют право голоса, только если одновременно являются членами Алсинги.
Статья 52
Алсинги выбирает Председателя, который председательствует на заседаниях.
Статья 53
Алсинги может принимать решения при наличии кворума в количестве половины его членов, присутствующих на заседании и принимающих участие в голосовании.
Статья 54
Каждый член Алсинги вправе на основании разрешения Алсинги запросить у министра информацию или ответ по государственному вопросу путем вынесения вопроса на обсуждения или запроса доклада.
Статья 55
Алсинги может принимать для обсуждения только вопросы, внесенные его членами или министром.
Статья 56
Если Алсинги не видит оснований для принятия решения по конкретному вопросу, он может передать его министру.
Статья 57
Заседания Алсинги проводятся в открытом порядке. Тем не менее, Председатель Алсинги или кворум, определенный правилами процедуры, может запретить присутствие на заседании лиц, которые не являются членами Алсинги. Затем собрание принимает решение о рассмотрении вопроса на открытом или закрытом заседании.
Статья 58
Правила процедуры Алсинги определяются законом.
V.
Статья 59
Организация судебной власти может быть определена только законом.
Статья 60
Судьи разрешают споры относительно компетенции органов власти. Тем не менее, никто не может уклоняться от выполнения распоряжения органов власти на основании передачи дела для принятия судебного решения.
Статья 61
В ходе исполнения своих должностных обязанностей судьи должны руководствоваться только законом. Судьи, которые не имеют административных функций, могут сниматься с должности только на основании судебного решения, и не могут быть переведены на другую должность без их согласия, за исключением случаев реорганизации судебной системы. Тем не менее, судья, достигший возраста 65 лет, может быть смещен с должности, при этом за судьями Верховного Суда сохраняется их заработная плата.
VI.
Статья 62
Евангелическая лютеранская церковь является государственной церковью в Исландии и пользуется защитой и поддержкой государства.
Это положение может быть изменено на основании закона.
Статья 63
Все лица имеют право создавать религиозные объединения и исповедовать свою религию исходя из личных убеждений. Запрещается проповедовать или практиковать что-либо, что противоречит моральным принципам или общественному порядку.
Статья 64
Никто не может быть лишен гражданских или национальных прав по причине религиозных убеждений, и никто не может отказаться от выполнения общей гражданской повинности на религиозным причинам.
Каждый имеет право не вступать в религиозные объединения. Никто не может быть принужден к оплате персональных взносов в пользу какого-либо религиозного объединения, членом которого он не является.
Лицо, которое не является членом какого-либо религиозного объединения, должны оплачивать Университету Исландии сборы, которые он платил бы, если бы являлся членом такого объединения. Это положение может быть изменено на основании закона.
VII.
Статья 65
Все равны перед законом и пользуются равными правами, независимо от пола, религии, убеждений, национальности, расы, цвета кожи, благосостояния, происхождения или другого статуса.
Мужчины и женщины пользуются равными правами во всех сферах.
Статья 66
Никто не может быть лишен гражданства Исландии. Однако закон может предусматривать потерю гражданства в случае принятия лицом гражданства другой страны. Иностранец может получить гражданство Исландии только в соответствии с законом.
Гражданин Исландии не может быть лишен права на въезд в Исландию или не может быть выслан из нее. Права иностранцев на въезд и проживание в Исландии, а также причины их изгнания из страны определяются законом.
Никто не может быть лишен права на выезд из Исландии, за исключением наличия судебного запрета. Однако лицо может быть лишено права на выезд из Исландии на основании законного ареста.
Любое лицо, проживающее в Исландии на законных основаниях, имеет права свободно выбирать место жительства и пользоваться свободой передвижения с учетом ограничений, предусмотренных законом.
Статья 67
Никто не может быть лишен свободы, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Любое лицо, лишенное свободы, должно быть немедленно проинформировано о причинах задержания.
Любое лицо, арестованное по подозрению в совершении уголовного преступления, должно быть доставлено к судье без необоснованных задержек. Если его сразу не освобождают, судья должен в течение 24 часов издать обоснованное решение о предварительном заключении. Решение о предварительном заключении может быть принято только для обвинения, предусматривающего более тяжелое наказание, чем штраф или карательное заключение. Закон гарантирует право лица, находящегося в предварительном заключении, на передачу решения в суд высшей инстанции. Предварительное заключение лица не может длиться дольше необходимого срока; если судья считает возможным освободить лицо под залог, то сумма залога определяется судебным приказом.
Любое лицо, лишенное свободы по иным причинам, имеет право на рассмотрение судом законности применения такой меры в кратчайшие сроки. Если его задержание признается незаконным, он должен быть немедленно освобожден.
Любое лицо, необоснованно лишенное свободы, имеет право на возмещение.
Статья 68
Никто не должен подвергаться пыткам или другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Принудительный труд запрещен.
Статья 69
Никто не может быть подвергнут наказания без доказательства его вины в совершении действий, которые являлись уголовным преступлением согласно закону на момент их совершения. Наказание не может быть более строгим, чем предусмотренное на момент совершения преступления.
Смертная казнь запрещена законом.
Статья 70
Любое лицо, в ходе защиты своих прав и обязательств или в случае выдвижения против него обвинения в совершении уголовного преступления, имеет право на решение независимого и беспристрастного суда, принятое после проведение справедливого судебного разбирательства и в течение обоснованного времени. Судебное слушание должно проходить в открытом порядке, за исключением случаев, когда судья на основании закона принимает решение о проведении закрытого заседания в интересах морали, общественного порядка, безопасности государства или в интересах сторон.
Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана.
Статья 71
Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, а также личной и семейной жизни.
Личный обыск, обыск жилища и имущества любого лица может осуществляться только на основании судебного приказа или положения закона. Это также относится к проверке документов и корреспонденции, разговоров по телефону и коммуникаций с использованием других средств связи, а также к другим действиям, сравнимым с вмешательством в личную жизнь лица.
Несмотря на положения первого параграфа, право на неприкосновенность частной, личной и семейной жизни может быть ограничено на основании положений закона, если это необходимо для защиты прав других.
Статья 72
Право частной собственности неприкосновенно. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в общественных интересах. Такая мера должна быть предусмотрена законом, и должна быть выплачена полная компенсация.
Право иностранцев на владение недвижимостью или частью капитала коммерческих предприятий в Исландии может быть ограничено законом.
Статья 73
Каждый имеет право на свободу верований и убеждений.
Каждый имеет право свободно выражать свои мысли, но должен быть готов нести за них ответственность в суде. Цензура и другие аналогичные ограничения свободы слова запрещены.
Свобода самовыражения может быть ограничена законом в интересах общественного порядка или безопасности государства, защиты здоровья и морали или защиты прав и репутации других лиц, если такое ограничение считается необходимым и соответствует демократическим традициям.
Статья 74
Каждый имеет право на свободное формирование законных объединений, включая политические объединения и профессиональные союзы. Объединение может быть распущено на основании административного решения. Деятельность объединения, преследующего незаконные цели, может быть запрещена, и в таком случае незамедлительно должно быть возбуждено судебное разбирательство для принятия решения о роспуске объединения.
Никто не может быть принужден к участию в каком-либо объединении. Однако членство в объединении может быть обязательным на основании закона, если это необходимо для выполнения функций объединения в общественных интересах или для соблюдения прав других лиц.
Люди вправе проводить невооруженные собрания. Общественные собрания должны проводиться при участии полиции. Общественные собрания на открытом воздухе могут запрещены, если есть опасение возникновения массовых беспорядков.
Статья 75
Каждый имеет право свободно выбирать себе профессию. Тем не менее, это право может быть ограничено законом, если такое ограничение необходимо в общественных интересах.
Право людей обсуждать условия труда и другие условия, связанные с трудовыми отношениями, регулируется законом.
Статья 76
Закон всем гарантирует необходимую помощь в случае болезни, инвалидности, потери трудоспособности по возрасту, по причине безработицы или по иным причинам.
Закон каждому гарантирует право на общее образование и обучение.
Детям закон гарантирует защиту и содержание, необходимое для их благосостояния.
Статья 77
Вопросы налогообложения должны регулироваться законом. Полномочие по принятию решения относительно взимания, изменения или отмены налога не может быть передано административным органам власти.
Налог может взиматься только на основании закона, действующего на момент возникновения условий для взимания налога.
Статья 78
Муниципалитеты независимо регулируют свои дела в соответствии с законом. Источники доходов муниципалитетов и право муниципалитетов на распределение доходов регулируется законом.
Статья 79
Предложение о принятии изменений или дополнений к настоящей Конституции может быть внесено на очередной или внеочередной сессии Алсинги. В случае принятия предложения Алсинги должен быть немедленно распущен, и должны быть проведены общие выборы. Если затем Алсинги принимает резолюцию без изменений, она должна быть утверждена Президентом Республики и вступает в силу в качестве конституционного закона.
Если Алсинги принимает изменения относительно статуса церкви согласно Статье 62, они должны быть представлены для одобрения или отклонения путем тайного голосования избирателей, имеющих право голоса.