КОНСТИТУЦИЯ ИСПАНСКОГО КОРОЛЕВСТВА

От 27 декабря 1978 года.
Одобрена генеральными кортесами в пленарных заседаниях конгресса депутатов и сената, состоявшихся 31 октября 1978 года
Утверждена испанским народом в референдуме, проведенном 6 декабря 1978 года
Подписана е. в. королем перед генеральными кортесами 27 декабря 1978 года
Дон Хуан Карлос 1, Король Испании, всем, кто увидит и поймет настоящий Акт. Знайте, что Кортесы одобрили, а испанский народ утвердил следующую Конституцию:
ПРЕАМБУЛА
Испанская Нация, желая установить справедливость, свободу и безопасность и обеспечить благополучие всех, кто ее составляет, используя свое суверенное право, заявляет о стремлении:
гарантировать демократическое сосуществование в рамках конституции законов в соответствии со справедливым экономическим и социальным порядком; установить правовое государство, которое обеспечивает верховенство закона, как выражения воли народа;
обеспечить всем испанцам и всем народам Испании осуществление прав человека, развитие своих культур и традиций, языков и институтов;
способствовать прогрессу культуры и экономики для обеспечения всем достойного уровня жизни;
создать передовое демократическое общество и взаимодействовать в укреплении мирных отношений и эффективного сотрудничества между всеми народами Земли.
В соответствии с этим Кортесами одобрена и испанским народом утверждена следующая Конституция.

ВВОДНЫЙ РАЗДЕЛ
Статья 1.
1. Испания конституируется в правовое, социальное и демократическое государство, которое провозглашает высшими ценностями правопорядка свободу, справедливость, равенство, политический плюрализм.
2. Национальный суверенитет принадлежит испанскому народу, от которого исходят полномочия государства.
3. Политической формой испанского государства является парламентарная монархия.
Статья 2.
Конституция основана на нерушимом единстве испанской нации, единой и неделимой для всех испанцев Родине; она признает и гарантирует право на автономию национальностей и районов, ее составляющих и солидарность между всеми ними.
Статья 3.
1. Кастильский является официальным языком
Испанского государства. Все испанцы обязаны знать его и имеют право им пользоваться.
2. Другие языки Испании также являются официальными автономных сообществах в соответствии с их статутами.
3. Богатство различных языковых особенностей Испании является культурным наследием, которое пользуется особым уважением и защитой.
Статья 4.
1. Флаг Испании состоит из трех горизонтальных полос – красной, желтой и красной, причем желтая полоса вдвое шире, чем каждая из красных.
2. Статуты могут признавать особые флаги и гербовые знаки автономных сообществ. Они могут использоваться в государственных учреждениях и официальных актах наряду с государственным флагом Испании.
Статья 5.
Столицей государства является город Мадрид.
Статья 6.
Политические партии в соответствии с принципом политического плюрализма содействуют формированию и выражению народной воли и являются основным инструментом политического участия. Их создание и деятельность являются свободными при условии уважения Конституции и закона. И внутренняя структура и деятельность должны быть демократическими.
Статья 7.
Профсоюзы трудящихся и ассоциации предпринимателей вносят свой вклад в защиту и осуществление экономических и социальных интересов, которые являются так же их собственными интересами. Их создание и деятельность является свободной при условии уважения Конституции и закона. Их внутренняя структура и деятельность должны быть демократическими.
Статья 8.
1. Вооруженные силы, состоящие из сухопутных войск, военно-морского флота и военно-воздушных сил призваны гарантировать суверенитет и независимость Испании, защищать ее территориальную целостность и конституционной порядок.
2. Основы организации вооруженных сил будут определены органическим законом в соответствии с принципами настоящей конституции.
Статья 9.
1. Граждане и публичные власти обязаны соблюдать Конституцию и уважать правовой порядок.
2. Соответствующие публичные власти обеспечивают условия, при которых свобода и равенство индивидов и их групп становятся действительными и эффективными, а также устраняют все препятствия на пути их полного развития и способствуют участию всех граждан в политической, экономической, культурной и социальной жизни.
3. Конституция гарантирует принцип законности, иерархию нормативных актов, опубликование правовых норм, запрещение обратной силы у норм, содержащих санкции, не способствующие осуществлению личных прав или ограничивающие их, право на юридическую защиту, ответственность публичных властей за произвол.

РАЗДЕЛ I. ОБ ОСНОВНЫХ ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ
Статья 10.
1. Достоинство личности, неотчуждаемость ее неотъемлемых прав, ее свободное развитие, уважение к закону и правам других являются основой политического порядка и социального мира.
2. Нормы об основных правах и свободах, признаваемых конституцией, должны рассматриваться в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека, международными договорами и соглашениями по тем же вопросам, ратифицированным Испанией.
Глава I. Об испанцах и иностранцах
Статья 11.
1. Испанское гражданство приобретается, сохраняется и утрачивается в соответствии с законом.
2. Ни один испанец по происхождению не может быть лишен своего гражданства.
3. Государство может заключать договоры о двойном гражданстве с ибероамериканскими странами или со странами, которые имели или имеют особые связи с Испанией. В этих странах, даже если они не признают за своими гражданами такого права на взаимной основе, испанцы могут натурализоваться без потери своего гражданства по рождению.
Статья 12.
Испанцы становятся совершеннолетними с восемнадцати лет.
Статья 13.
1. Иностранцы пользуются в Испании публичными свободами, которые гарантируются настоящим разделом на условиях, устанавливаемых договорами и законом.
2. Правами, указанными в статье 23, могут пользоваться только испанцы, за исключением случаев, когда активное и пассивное избирательное право на муниципальных выбора может предоставляться иностранцам на условиях взаимности на основе договора или закона.
3. Выдача преступников допускается только во исполнение договора или закона с соблюдением принципа взаимности подлежат выдаче лица, совершившие политические преступления; террористические акты не относятся к политическим преступлениям.
4. Закон устанавливает условия, на которых граждане других стран и апатриды пользуются правом на убежище в Испании.
Глава 2. Права и свободы
Статья 14.
Все испанцы равны перед законом и не может быть какой-либо дискриминации по мотивам рождения расы пола, вероисповедания, взглядам или по каким-либо иным условиям личного или социального характера.
Секция 1. Об основных правах и публичных свободах
Статья 15.
Все имеют право на жизнь, на физическую и моральную неприкосновенность и ни в коем случае не могут подвергаться пыткам или негуманным или унизительным наказаниям. Смертная казнь отменяется, за исключением случаев, предусмотренных военно-уголовными законами, действующими во время войны.
Статья 16.
1. Гарантируется свобода идеологии, вероисповедания и отправления культа, осуществляемых индивидами и их сообществами без каких-либо ограничений, кроме тех, которые необходимы для поддержания общественного порядка, охраняемого законом.
2. Никто не может быть обязан объявлять о своей идеологии, религии и верованиях.
3. Никакое верование не может иметь характера государственной религии. Публичные власти должны принимать во внимание религиозные верования испанского общества и поддерживать вытекающие из этого отношения сотрудничества с католической церковью и другими конфессиями.
Статья 17.
1. Каждый человек имеет право на свободу и безопасность. Никто не может быть лишен своей свободы иначе, как в соответствии с положениями настоящей статьи и в случаях и форме, предусмотренных законом.
2. Предварительное заключение не может длиться дольше, чем это необходимо для выяснения всех обстоятельств дела, и в любом случае – максимум семьдесят два часа, по истечении которых задержанный должен быть либо освобожден, либо передан судебным властям.
3. Каждый задержанный должен быть немедленно и в понятной форме информирован о своих правах и основаниях задержания, и не может быть принужден давать показания. Задержанному гарантируется помощь адвоката при осуществлении полицейских и судебных актов в порядке, предусмотренном законом.
4. Закон регулирует порядок применения процедуры “hаbеаs соrpus” в целях немедленного предоставления в распоряжения суда каждого, задержанного незаконно. Законом также определяется максимальный срок предварительного заключения.
Статья 18.
1. Гарантируется право на честь, личную и семейную интимность и на собственное имя.
2. Жилище неприкосновенно. Вторжение в жилище или обыск не могут производиться без разрешения его хозяина или без предварительной санкции суда, за исключением случаев задержания на месте преступления.
3. Гарантируется тайна сообщений, и, в частности, почтовых, телеграфных и телефонных сообщений, кроме случаев, предусмотренных судебным решением.
4. Закон ограничивает использование информации в целях гарантии охраны чести, личной и семейной интимности граждан и полного осуществления ими своих прав.
Статья 19.
1. Испанцы имеют право свободно избирать свое местожительство и передвигаться по национальной территории.
Они также имеют право свободно въезжать в Испанию выезжать из нее на условиях, установленных законом. Это право не может быть ограничено по политическим или идеологическим мотивам.
Статья 20.
1. Признаются и защищаются следующие права
а) свободное выражение и распространение взглядов и мнений в устной, письменной форме или иными средствами воспроизведения;
b) производство и создание литературных, художественных научных и технических произведений;
с) свобода преподавания;
d) свободное распространение и получение информации посредством любых средств. Закон регулирует использование этого права с учетом ограничений, налагаемых требованиями морали и сохранения профессиональной тайны при осуществлении этих прав.
2. Осуществление этих прав не может ограничиваться никаким видом предварительной цензуры.
3. Закон регулирует организацию и парламентский контроль за средствами массовой информации, зависимых от государства или любого публичного учреждения, и гарантирует доступ к этим средствам различным представительным социальным и политическим группам, уважая плюрализм общества и существование различных языков в Испании.
4. Эти свободы ограничиваются уважением к правам, указанным в данном разделе, предписаниями законов, которые их уточняют, и, в особенности, правом на честь, личную жизнь, на человеческое достоинство и на защиту молодежи и детства.
5. Наложение ареста на публикации, записи и другие средства информации может производиться только в силу судебного решения.
Статья 21.
1. Признается право собираться мирно и без оружия. Осуществление этого права не требует предварительного разрешения.
2. При проведении собраний в местах с общественным движением и о демонстрациях власти должны быть заранее поставлены об этом в известность; они могут запретить их, когда имеются основания предполагать нарушение общественного порядка с опасностью для людей и имущества.
Статья 22.
1. Признается право на создание ассоциаций.
2. Ассоциации, преследующие цели или использующие средства, квалифицируемые как преступные, являются незаконными.
3. Ассоциации, создаваемые в соответствии с данной статьей, должны быть внесены в реестр с единственной целью придать им гласность.
4. Ассоциации могут быть распущены или деятельность их приостановлена только в силу мотивированного судебного решения.
5. Запрещаются тайные общества и объединения военизированного характера.
Статья 23.
1. Граждане имеют право участвовать в общественных делах непосредственно или через своих представителей, свободно избираемых на периодически проводимых выборах путем всеобщего голосования.
2. Они также на равных условиях имеют доступ к общественным и государственным должностям в соответствии с законом.
Статья 24.
1. Все граждане имеют право на эффективную судебную защиту при осуществлении своих прав и законных интересов; ни в коем случае не может быть отказано в такой защите.
2. Равным образом каждый может быть судим только судом, определенным законом, иметь защиту и использование адвокатской помощи, право знать о предъявляемых обвинениях; иметь право на открытое судебное разбирательство, осуществляемое в установленные сроки с соблюдением всех гарантий, право пользоваться всеми средствами при своей защите, право свидетельствовать против себя, не признавать себя виновным, право на презумпцию невиновности.
Закон определяет случаи, когда на основании родства или соблюдения профессиональной тайны дача показаний о действиях, считающихся преступными, не является обязательной.
Статья 25.
1. Никто не может быть осужден или подвергнут наказанию за действие или бездействие, которое в момент совершения не квалифицировалось законодательством как преступление, проступок или административное правонарушение
2. Лишение свободы и иные меры социальной защиты должны быть направлены на перевоспитание и социальную реабилитацию и не могут быть связаны с принудительным трудом. Приговоренный к тюремному заключению в период его отбывания пользуется основными правами, перечисленными в этой главе, за исключением тех, ограничение которых определено приговором, характером наказания и пенитенциарным законом. В любом случае осужденный имеет право на оплачиваемую работу и на пользование благами социального страхования, а также на доступ к культуре и на полноценное развитие своей личности.
3. Гражданская администрация не может налагать санкции, которые прямо или косвенно подразумевают лишение свободы.
Статья 26.
Запрещаются суды чести в гражданской администрации и в профессиональных организациях.
Статья 27.
1. Каждый имеет право на обучение. Признается свобода образования.
2. Образование имеет целью всестороннее развитие человеческой личности на основе уважения демократических принципов сосуществования и основных прав и свобод.
3. Публичные власти гарантируют родителям право помощи в избрании ими для своих детей религиозного и морального воспитания в соответствии с их собственными убеждениями.
4. Начальное образование является обязательным и бесплатным.
5. Публичные власти гарантируют всем право на обучение посредством общего планирования образования с действенным участием всех заинтересованных секторов и создания образовательных центров.
6. За физическими и юридическими лицами признается свобода создания образовательных центров при соблюдении конституционных принципов.
7. Преподаватели, родители, а если это необходимо от учащиеся участвуют в контроле и управлении всех образовательных центров, содержащихся администрацией за счет личных фондов, в порядке, установленном законом.
8. Публичные власти утверждают и контролируют систему образования в целях обеспечения соблюдения законов.
9. Публичные власти оказывают помощь образовательным центрам, деятельность которых отвечает требованиям закона.
10. Признается автономия университетов в рамках закона.
Статья 28.
1. Каждый имеет право на свободное объединение в профсоюз. Закон может ограничить это право или делать изъятия из этого права только в отношении вооруженных сил, а также военных или иных учреждений, подчиняющихся военной дисциплине; закон определяет особые условия пользования этим правом государственными служащими. Свобода профсоюзной деятельности включает в себя право на создание профсоюзов, вступление в них по своему выбору, а также право профсоюзов объединяться в конфедерации и учреждать международные профессиональные организации или присоединяться к ним. Никто не может быть принуждаем к вступлению в профсоюз.
2. Признается право трудящихся на забастовку в целях защиты ими своих интересов. Закон регулирует осуществление этого права, устанавливает точные гарантии, обеспечивающие деятельность жизненно необходимых для общества служб.
Статья 29.
1. Все испанцы имеют право на подачу индивидуальных и коллективных петиций в письменном виде, в форме и целях, устанавливаемых законом.
2. Лица, служащие в вооруженных силах или военных учреждениях или корпорациях, подчиняющихся военной дисциплине, могут осуществлять это право только в индивидуальном порядке и в соответствии со специальным законодательством.
Секция 2. О правах и обязанностях граждан
Статья 30.
1. Испанцы имеют право и обязаны защищать Испанию.
2. Закон определяет воинские обязанности испанцев и регулирует с соблюдением соответствующих гарантий порядок освобождения от воинской службы по мотивам совести, а также иные случаи освобождения от обязательной военной службы и, если необходимо, устанавливает заменяющие ее общественные повинности.
3. Могут быть созданы гражданские службы для осуществления целей, отвечающих общим интересам.
4. Закон может устанавливать обязанности граждан на случаи серьезной опасности, катастрофы или общественного бедствия.
Статья 31.
1. Каждый должен участвовать в обществе расходах в соответствии со своими экономическими возможностями посредством справедливой налоговой системы, ванной на принципах равенства и прогрессивного наложения, которая ни в коем случае не должна носить характера конфискации.
2. Государственные расходы осуществляются за счет справедливого ассигнования ресурсов, а их планирование и расходование должно отвечать критериям эффективности и экономии.
3. Обложение личного характера или налог на наследство имеющего публичный характер, могут быть установлены в соответствии с законом.
Статья 32.
1. Мужчина и женщина имеют право вступать в брак на основе полного юридического равноправия.
2. Закон устанавливает формы брака, брачный возраст, правоспособность, необходимую для его заключения, права и обязанности супругов, причины и последствия расторжения брака.
Статья 33.
1. Признается право на частную собственность ее наследования.
2. Социальная функция этих прав ограничивает их содержание в соответствии с законами.
3. Никто не может быть лишен собственности и прав на нее кроме как по причине, оправданной публичной пользой социальными интересами при условии соответствующего возмещения на основе положений закона.
Статья 34.
1. Признается право на учреждение фондов в целях удовлетворения общих интересов в соответствии с законом.
2. В равной мере к фондам относятся положения пунктов 2 и 4 статьи 22.

Статья 35.
1. Все испанцы обязаны трудиться и имеют право на труд и на свободный выбор профессии или занятия продвижение по службе и на вознаграждение, достаточное удовлетворения своих потребностей и потребностей своей и при условиях, что не может иметь места дискриминация по признакам пола.
2. Закон регулирует статус трудящихся.
Статья 36.
Закон регулирует особенности правового положения профессиональных корпораций и профессиональную деятельность членов соответствующих корпораций. Внутренняя структура и деятельность этих корпораций должны быть демократическими.
Статья 37.
1. Закон обеспечивает право на разрешение трудовых споров между представителями рабочих и предпринимателей, а также правовую силу их соглашений.
2. Признается право трудящихся и предпринимателей на трудовой конфликт. Закон, регулирующий осуществление этого права, независимо от ограничений, которые могут быть им установлены, должен предусматривать гарантии, обеспечивающие деятельность жизненно необходимых для общества служб.
Статья 38.
Признается свобода предпринимательства в рамках рыночного хозяйства. Публичные власти гарантируют и охраняют ее осуществление в соответствии с общими экономическими требованиями и обеспечивают его производительность, и в случае необходимости в соответствии с требованиями планирования.
Глава 3. О руководящих принципах социальной
и экономической политики
Статья 39.
1. Публичные власти обеспечивают социальную, экономическую и юридическую защиту семьи.
2. В равной мере публичные власти обеспечивают всестороннюю защиту детей, равных перед законом вне зависимости от происхождения и независимо от гражданского состояния матерей. Закон способствует установлению отцовства.
3. Родители должны оказывать всяческую помощь своим детям, независимо от того, рождены они в браке или вне брака, в течение их несовершеннолетия, и в других случаях, установленных законом.
4. Дети пользуются защитой, установленной в международных соглашениях, заключенных для охраны их прав.
Статья 40.
1. Публичные власти обеспечивают создание благоприятных условий для социального и экономического прогресса и для наиболее справедливого распределения региональных и личных доходов в рамках политики экономической стабильности. В особенности они должны проводить политику, направленную на достижение полной занятости.
2. Равным образом публичные власти поощряют политику, обеспечивающую осуществление профессиональной подготовки переподготовки; они наблюдают за безопасностью и гигиеной труда, гарантируют необходимый отдых посредством ограничения рабочего дня, предоставления периодических оплачиваемых отпусков и развития сети соответствующих центров.
Статья 41.
Публичные власти поддерживают режим публичного социального страхования для всех граждан, который гарантирует помощь и предоставление в необходимом случае достаточных пособий особенно при безработице. Получение дополнительной помощи и пособий является добровольным.
Статья 42.
Государство особо заботится об охране социальных и экономических прав испанских трудящихся, начинающихся за границей, и проводит политику, направленную цель возвращение.
Статья 43.
1. Признается право на охрану здоровья.
2. В ведении публичных властей находится организация защита народного здравоохранения, осуществляемые проведением профилактических мер, предоставлением необходимой помощи и услуг. Закон устанавливает соответствующие права и обязанности всех, причастных к осуществлению этих функций.
3. Публичные власти организуют санитарное просвещение, развитие физического воспитания и спорта. В равной мере способствуют организации досуга людей.
Статья 44.
1. Публичные власти содействуют и поощряют доступ к культуре, на который имеют право все граждане
2. Публичные власти содействуют развитию науки научных и технических исследований на благо общих интересов.
Статья 45.
1. Каждое лицо имеет право пользоваться окружающей средой в целях развития своей личности, и оно обязано охранять эту среду.
2. Публичные власти следят за рациональным использованием всех природных ресурсов в целях защиты и улучшения качества жизни, охраны и восстановления окружающей среды, опираясь на необходимую коллективную солидарность.
3. Лица, виновные в нарушении положений предыдущего пункта подлежат в соответствии с законом уголовной или, административной ответственности, а также обязаны возместить причиненный ущерб.
Статья 46.
Публичные власти гарантируют сохранение и защиту исторического, культурного и художественного наследия народов Испании и богатств, его составляющих, независимо от их правового режима и принадлежности. Уголовный ” кон предусматривает санкции против посягательств на это наследие.
Статья 47.
Все испанцы имеют право на пользование благоустроенным жильем. Публичные власти способствуют созданию для этого необходимых условий, устанавливают соответствующие нормы, обеспечивающие эффективное осуществление которого права, регулируя пользование земельными участками в общих интересах с целью предупреждения спекуляции ими.
Население участвует в расходах, вызываемых городской деятельностью публичных учреждений.
Статья 48.
Публичные власти способствуют созданию необходимых условий для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии.
Статья 49.
Публичные власти принимают меры к оказанию помощи, лечению и выздоровлению лиц, физически или психически ослабленных, предоставляя им специальную помощь, особую защиту, в которой они нуждаются, и необходимую помощь для пользования правами, вытекающими из этого раздела, предоставляемых всем гражданам.
Статья 50.
Публичные власти гарантируют престарелым гражданам достойное экономическое существование путем предоставления им соответствующих пенсий, размеры которых периодически пересматриваются. Также независимо от семейных обязательств оказывается содействие улучшению благосостояния этих лиц через систему социальных служб, которые призваны осуществлять наблюдение за здоровьем, жилищными и культурными условиями и их досугом.
Статья 51.
1. Публичные власти гарантируют защиту интересов потребителей и лиц, имеющих право пользования, обеспечивая эффективными средствами их безопасность, здоровье и их законные экономические интересы.
2. Публичные власти содействуют распространению информации и необходимых знаний для потребителей и лиц, имеющий право пользования, поддерживают их организации и рассматривают вопросы, которые могут затрагивать интересы потребителей в соответствии с условиями, устанавливаемыми законом.
3. В рамках положений предыдущих пунктов закон регулирует внутреннюю торговлю и порядок выдачи разрешений на производство товаров.

Статья 52.
Закон регулирует деятельность профессиональных организаций, которые содействуют защите свойственных им экономических интересов. Внутренняя структура и функциональная деятельность этих организаций должны демократический характер.
Глава 4. О гарантиях основных прав и свобод
Статья 53.
1. Права и свободы, признаваемые во второй главе настоящего раздела, должны уважаться всеми публичными властями. Только закон, который в любом случае должен уважать основное содержание вышеупомянутых прав и свобод, может регулировать их осуществление и порядок охраны.
2. Каждый гражданин имеет право защищать свои права и свободы, признаваемые статьей 14 и секцией 1 главы второй, перед судом первой инстанции, где дело должно рассматриваться в срочном и приоритетном порядке, а в соответствующих случаях путем подачи заявления в соответствии с процедурой ампаро в Конституционный суд. Последний порядок применяется при отказе от воинской службы по мотивам совести согласно статье 30.
3. Признание, уважение и защита принципов, перечисленных в главе третьей, должны возлагаться на текущее законодательство, судебную практику и деятельность публичных властей. Последние могут ссылаться только на решения судебной власти, вынесенные в соответствии с законами, которые они развивают.
Статья 54.
Органический закон регулирует статус Народного защитника, являющегося высшим уполномоченным Генеральных кортесов, назначаемого им для защиты прав, предусмотренных в настоящем разделе; в этих целях Защитник осуществлять надзор за деятельностью администрации информируя Генеральные кортесы.
Глава 5. О приостановлении действия прав и свобод
Статья 55.
1. Действие прав, установленных в статьях 17, 18 пунктов 2 и 3, статьях 19, 20 пунктов 1а , 1г и 5, 21, 28 пункта 2 и в статье 37 пункта 2, могут быть приостановлены в случае объявления чрезвычайного или осадного положения в соответствии с условиями предусмотренными конституцией. Введение чрезвычайного положения не распространяется на действие статьи 17 пункта 3.
2. Органический закон может определять форму и случаи, когда в индивидуальной форме и при необходимом судебном вмешательстве и соответствующем парламентском контроле установленные в статье 17 пункта 2 и статье 18 пунктов 2 и 3 права могут быть приостановлены в отношении определенных лиц в связи с проведением расследования деятельности вооруженных банд или террористических элементов.
Незаконное или неоправданное приостановление действия прав и свобод, установленных этим органическим законом, влечет за собой уголовную ответственность за нарушение признанных законами прав и свобод.
РАЗДЕЛ II. О КОРОНЕ
Статья 56.
1. Король является главой государства, символом его единства и постоянства; он – арбитр и гарант правильного функционирования государственных институтов, – осуществляет высшее представительство испанского государства в международных отношениях, и особенно в отношениях с теми народами, с которыми его связывает историческая общность, и осуществляет функции, которые предоставлены ему Конституцией и законами.
2. Его титул – Король Испании, и он может пользоваться другими титулами, относящимися к Короне.
3. Личность Короля неприкосновенна, и он не подлежит ответственности. Его акты всегда должны укрепляться в форме, установленной в статье 64; без этого акты не имеют силы, за исключением положений, предусмотренных в статье 65 пункт 2.

Статья 57.
1. Корона Испании наследуется преемниками Его Величества дона Хуана Карлоса I де Борбон, законного наследника исторической династии. Наследование трона осуществляется в соответствии с правилами первородства и представительности с предпочтением предшествующей родственной линии более дальней; в случае одинаковой линии – более близкого родства более дальнему; при одной и той же степени родства – мужчине перед женщиной, а в случае одного пола – старшему по возрасту перед младшим.
2. Наследный принц со дня своего рождения или со времени когда он будет провозглашен таковым, приобретает титул Принца Астурийского и другие титулы, традиционно относящиеся к наследнику Короны Испании.
3. По угасании всех ветвей династии, имеющих право наследование Короны, Генеральные кортесы заботятся о форме наследования Короны, наилучшим образом отвечая интересам Испании.
4. Если лица, имеющие право на наследование трона, вступают в брак, несмотря на запрет Короля и Генеральных кортесов, то они лишаются, как и их потомки, права наследования Короны.
5. Отречение и отказ и все любые сомнения по существу о праве, связанных с наследованием Короны, разрешаются органическим законом.
Статья 58.
Королева-супруга (Reina consorte) или с Королевы не могут принимать на себя исполнение конституционных обязанностей, кроме случаев, касающихся Регентства.
Статья 59.
1. Если Король несовершеннолетний, отец или мать Короля, а при их отсутствии совершеннолетний ближайший из наследников Короля родственник, в соответствии установленным Конституцией порядком, осуществляет функции Регента до тех пор, пока Король несовершеннолетний.
2. Если Король окажется неспособным осуществлять власть и эта неспособность признана Генеральными кортесами, Наследный принц, если он совершеннолетний, немедленно приступает к осуществлению регентских функций. Если последний несовершеннолетний, то действует порядок, предусмотренный в предыдущем пункте, вплоть до достижения Наследным принцем совершеннолетия.
3. При отсутствии лица, могущего осуществлять Регентство, последнее устанавливается Генеральными кортесами в составе одного, трех или пяти человек.
4. Чтобы осуществлять Регентство, необходимо быть испанцем и совершеннолетним.
5. Регентство осуществляется в силу конституционного мандата и всегда от имени Короля.
Статья 60.
1. Опекуном несовершеннолетнего Короля будет лицо, которое назначит в своем завещании покойный Король при условии, что это лицо будет совершеннолетним и испанцем по рождению; если это лицо не было назначено, опекунами станут отец или мать до тех пор, пока они являются вдовцами. Если таковых нет, опекуна назначают Генеральные кортесы, но не могут совмещаться обязанности Регента и опекуна, за исключением отца, матери или прямых предков Короля.
2. Осуществление опеки в равной мере несовместимо с любой должностью или представительством политического характера.
Статья 61.
1. Король при его провозглашении приносит присягу перед Генеральными кортесами в том, что будет добросовестно исполнять свои функции, соблюдать и обеспечивать соблюдение Конституции и законов, а также уважать права граждан и автономных сообществ.
2. Достигший совершеннолетия Наследный принц, Регент или Регенты, приступая к исполнению своих обязанностей, приносят такую же присягу, а также присягу в верности Королю.
Статья 62.
В обязанности Короля входит:
а) санкционирование и промульгация законов;
b) созыв и роспуск Генеральных кортесов и назначение выборов согласно условиям, установленным Конституцией;
с) назначение референдума в случаях, установленных конституцией;
d) предложение кандидата в председатели Правительства и, в случае необходимости, когда это установлено условиями конституции, его назначение и прекращение его функций;
е) назначение и смещение членов правительства по предложению его председателя;
f) скрепление своей подписью декретов, принятых в Совете министров, назначение гражданских и военных служащих, пожалование почетных званий и награждение орденами в соответствии с законами;
g) получение информации о государственных делах и председательствование с этой целью на заседаниях Совета министров, когда это он сочтет необходимым, по просьбе председателя правительства;
h) осуществление верховного командования вооруженными силами;
i) осуществление права помилования в соответствии с законом, который не может предусматривать всеобщих амнистий;
j) осуществление высшего покровительства королевским академиям.
Статья 63.
1. Король назначает послов и других дипломатических представителей. Иностранные представители в Испании аккредитуются при нем.
2. Королю принадлежит право выражать согласие государства о принятии на себя международных обязательств посредством договоров в соответствии с Конституцией и законами.
3. На обязанности Короля с предварительного согласия нейтральных кортесов лежит объявление войны и заключение мира.
Статья 64.
1. Акты Короля скрепляются подписью председателя правительства и в случае необходимости соответствующими министрами. Предложение кандидата и назначение председателя правительства, а также объявление об отставке последнего, предусмотренное статьей 59, скрепляется председателем Конгресса.
2. За акты Короля несут ответственность лица, скрепив их своей подписью.
Статья 65.
1. Король получает из государственного бюджета общую сумму на содержание своей семьи и Двора и свободно распоряжается ею.
2. Король сам назначает и освобождает от должности военных и гражданских служащих своего Двора.
РАЗДЕЛ III. О ГЕНЕРАЛЬНЫХ КОРТЕСАХ
Глава 1. О палатах
Статья 66.
1. Генеральные кортесы представляют испанский народ и состоят из Конгресса депутатов и Сената.
2. Генеральные кортесы осуществляют законодательная власть государства, принимают его бюджет, контролируют деятельность правительства и осуществляют иные полном чия, возлагаемые на них Конституцией.
3. Генеральные кортесы неприкосновенны.
Статья 67.
1. Никто не может быть одновременно ни член обеих палат, ни совмещать мандаты члена ассамблеи автономного сообщества и депутата Конгресса.
2. Члены Генеральных кортесов ее связаны императивным мандатом.
3. Собрания парламентариев, проводимые без созыва в соответствии с регламентом, не являются правомочными для Палат и не могут осуществлять функции Палат либо пользоваться их привилегиями.
Статья 68.
1. Конгресс состоит минимум из 300 и максимум из 400 депутатов, избираемых путем всеобщего, равного, прямого и тайного голосования в порядке, установленном законом.
2. Избирательным округом является провинция. Население городов Сеута и Мелилья представлены каждый одним депутатом. Закон распределяет общее число депутатов, обеспечивая минимум одного представителя от каждого избирательного округа и распределяя остальные места пропорционально численности населения.
3. Выборы проводятся в каждом избирательном округе на основе пропорционального представительства.
4. Конгресс избирается на четыре года. Срок действия мандата депутата заканчивается по истечении четырех лет после его избрания или с момента роспуска палаты.
5. Являются избирателями и могут быть избраны все испанцы, пользующиеся своими политическими правами в полном объеме.
Закон признает избирательное право испанцев, находящихся вне территории Испании, а государство оказывает содействие в осуществлении этими лицами своего права.
6. Выборы проводятся в период между тридцатым и шестидесятым днем с момента истечения срока действия мандата. Вновь избранный Конгресс должен быть созван в течение двадцати пяти дней, следующих за проведением выборов.
Статья 69.
1. Сенат является палатой территориального представительства.
2. От каждой провинции избирается четыре сенатора путем всеобщего, свободного, равного, прямого и тайного голосования ее избирателей на условиях, устанавливаемых органическим законом.
3. В островных провинциях каждый остров или группа островов, имеющих свой орган – кабильдо (СаЬildo) или островной совет, образуются округа для избрания сенаторов: по три сенатора избирается от каждого из больших островов – Большие Канарские острова, Мальорка и Тенерифе – по одному от каждого из следующих островов или групп островов Ивиза, Форментера, Менорка, Фуэртенвентура, Гомера, Иерро, Лансароте и Ла-Пальма.
4. Население Сеуты и Мелильи избирает по два сенатора.
5. Автономные сообщества направляют, кроме того, по одному сенатору и еще по одному от каждого миллиона населения проживающего на их территории. Назначение осуществляет законодательная ассамблея, а при ее отсутствии высший коллегиальный орган автономного сообщества в соответствии статутом, которые во всех случаях должны обеспечивать ватное пропорциональное представительство.
6. Сенат избирается на четыре года. Срок действия мандата сенатора истекает по прошествии четырех лет после его собрания или со дня роспуска палаты.
Статья 70.
1. Избирательный закон устанавливает случаи неизбираемости и несовместимости мандатов депутатов и сенаторов; ими во всех случаях не могут быть:
а) члены Конституционного суда;
Ь) высшие должностные лица государственной администрации, определяемые законом, за исключением членов правительства;
с) Народный защитник;
d) члены судов, судьи и прокуроры, находящиеся в должности
е) профессиональные военные и лица, находящиеся на службе в вооруженных силах, корпусе безопасности и полиции;
f) члены избирательных комиссий.
2. Действительность избрания и мандатов членов обеих лат находится под судебным контролем в соответствии с условиями избирательного закона.
Статья 71.
1. Депутаты и сенаторы пользуются неприкосновенностью при выражении мнений во время осуществления своих функций.
2. В течение срока действия мандата депутаты и сенаторы в равной мере пользуются иммунитетом и могут быть задержаны только на месте совершения преступления. Им не может быть предъявлено обвинение и они не могут быть привлечены к суду без предварительного разрешения соответствую палаты.
3. Депутаты и сенаторы подсудны только уголовной палате Верховного суда.
4. Депутаты и сенаторы получают содержание, которое определяется соответствующей палатой.
Статья 72.
1. Палаты устанавливают свои собственные
Регламенты, принимают свои бюджеты и по взаимному соглашению определяют статус служебного персонала Генеральных кортесов. Регламенты и поправки к ним принимаются в заключительном голосовании абсолютным большинством голосов всего состава палат.
2. Палаты избирают своих председателей и других членов своих президиумов. Совместные заседания проходят под председательством председателя Конгресса и проводятся в соответствии с Регламентом Генеральных кортесов, принимаемого большинством голосов каждой палаты.
3. Председатели в своих палатах осуществляют от имени последних все административные и полицейские функции.
Статья 73.
1. Палаты собираются на две очередные сессии в год: первая – с сентября по декабрь, вторая – с февраля по июнь.
2. Палаты могут собираться на чрезвычайные сессии по просьбе правительства, постоянной делегации или абсолютного большинства членов одной из палат. Чрезвычайные сессии созываются для обсуждения определенной повестки дня и закрываются, как только она окажется исчерпанной.
Статья 74.
1. Палаты собираются на совместные заседания для осуществления не законодательных полномочий, а тех, которые в соответствии с разделом 11 относятся к исключительной компетенции Генеральных кортесов.
2. Решения Генеральных кортесов, предусмотренных в статье 94 пункт 1, статье 145 пункт 2 и в статье 158 пункт 2, принимаются большинством голосов каждой из палат. В первом случае инициатива обсуждения принадлежит Конгрессу и в двух других – Сенату. В обоих случаях при отсутствии согласия между Сенатом и Конгрессом его пытаются достичь путем создания смешанной комиссии с равным числом депутатов и сенаторов. Комиссия представляет текст, который выносится на голосование обеих палат. Если этот выработанный текст не принимается, Конгресс решает абсолютным большинством голосов.
Статья 75.
1. Палаты осуществляют свои функции нан пленарных заседаниях и в комиссиях.
2. Палаты могут уполномочивать постоянные законодательные комиссии принимать законопроекты и законодательные предложения. Однако палаты могут в любой момент потребовать обсуждения и голосования на пленарном заседании любого законопроекта или предложения, которые явились предметом делегации.
3. Исключением из указанного в предыдущем пункте является конституционная реформа, международные вопросы органические, и уполномочивающие законы, а также государственный бюджет.

Статья 76.
1. Конгресс и Сенат, а в случае необходим обе палаты совместно, могут назначать комиссии по расследованию любых вопросов, представляющих публичный интерес. Заключения этих комиссий не являются обязательными судов и не могут влиять на судебные решения, однако результаты таких расследований сообщаются в прокуратуру для использования в соответствующих случаях.
2. Явка по требованию палат обязательна. Закон устанавливает санкции, накладываемые на невыполнение этого обязательства.
Статья 77.
1. Обе палаты могут получать индивидуальные коллективные петиции, представляемые всегда в письме форме; их представление непосредственно манифестации граждан запрещено.
2. Палаты могут передавать полученные петиции правительству. Правительство должно высказаться по их содержанию каждый раз, когда этого потребуют палаты.
Статья 78.
1. В каждой палате создается постоянная депутация в составе минимум двадцати одного члена, предстоящих парламентские группы пропорционально их численности.
2. В постоянных депутациях председательствуют председатели соответствующих палат. Они выполняют функции, пересмотренные в статье 73, и принимают на себя полномочия лат в соответствии со статьями 86 и 116 в случае, когда Кортесы распущены или их мандат истек, и осуществляют полном палат, когда последние не созваны на сессию.
3. По истечении срока полномочий палат или в случае роспуска постоянные депутации продолжают осуществляют свои функции до конституирования новых Генеральных тесов.
4. Когда собирается соответствующая палата, пост депутация отчитывается перед ней о проведенных обсуждениях и о принятых решениях.
Статья 79.
1. Для принятия решений палаты должны собираться в соответствии регламентом и в них должно присутствовать большинство их членов.
2. Чтобы быть законными, эти решения должны быть приняты большинством голосов присутствующих членов, за исключением случаев, когда в соответствии с Конституцией или с органическими законами требуется квалифицированное большинство для избрания лиц – большинство, указанное регламентами палат.
3. Голосование сенаторов и депутатов является личным и не может передаваться другим лицам.
Статья 80.
Пленарные заседания палат являются открытыми, за исключением случаев, когда каждой из палат принимается абсолютным большинством голосов другое решение или когда это предусмотрено регламентом.
Глава 2. О разработке законов
Статья 81.
1. Органическими законами являются законы, относящиеся к развитию основных прав и свобод, законы, одобряющие статуты о автономии, законы, относящиеся к порядку всеобщих выборов, и все иные законы, предусмотренные Конституцией.
2. Принятие, изменение или отмена органических законов требует абсолютного большинства в Конгрессе в последнем голосовании по проекту в целом.
Статья 82.
1. Генеральные кортесы могут делегировать правительству полномочия издавать нормативные акты, имеющие силу закона по определенным вопросам, за исключением перечисленных в предыдущей статье.
2. Законодательная делегация должна быть предоставлена специальным уполномочивающим законом, когда речь идет о выработке детализированных текстов или простым законом, когда речь идет о переработке различных законодательных текстов в один.
3. В каждом случае законодательная делегация должна предоставляться правительству в конкретной области и с указанием срока ее осуществления. Делегация исчерпывается, когда правительство ее использует, опубликовав соответствующую норму. Делегация не может быть предоставлена в неопределенной форме или на неопределенный срок. Также не может быть разрешена субделегация иным, кроме правительств властям.
4. Уполномочивающие законы точно устанавливают цели пределы делегации, а также принципы и критерии, которые необходимо руководствоваться при ее осуществлении.
5. Разрешение на переработку законодательных текстов держит пределы нормотворчества, в которых представляет делегация, и оно точно указывает, следует ли ограничить выработкой одного текста, или предусматривается возможность упорядочения, классификации и гармонизации нескольких законодательных текстов, которые должны быть переработаны.
6. Без ущерба для компетенции судов законы о делегации могут устанавливать в каждом случае дополнительные средства контроля.
Статья 83.
Уполномочивающие законы ни в коем случае могут:
а) разрешать изменение самого уполномочивающего закона;
b) уполномочивать к изданию норм, имеющих обратную с
Статья 84.
В случае, если какое-либо законодательное предложение или поправка противоречат законодательной делегации, правительство может высказаться о продвижении их по инстанции. В этом случае может быть представлено законодательное предложение о полной или частичной отмене закона делегации.
Статья 85.
Акты, издаваемые правительством на основе законодательной делегации, называются законодательными декретами.
Статья 86.
1. В чрезвычайных и срочных случаях правительство может издавать временные законодательные акты, имеющие форму декретов-законов, которые не могут затрагивать порядок деятельности основных институтов государства права, обязанности и свободы граждан, перечисленные в деле 1, режим автономных сообществ, а также всеобщее избирательное право.
2. Декреты-законы должны немедленно передаваться на суждение и голосование Конгресса депутатов в полном составе ве, который должен быть созван, если у него нет сессии тридцатидневный срок со дня промульгации декрета-закона; Конгресс в течение названного срока должен высказаться утверждении или отмене декрета-закона; в этих целях регламент предусматривает специальную краткую процедуру.
3. В течение срока, установленного в предыдущем пункте, Кортесы могут их рассматривать как законопроекты срочного происхождения.
Статья 87.
1. Право законодательной инициативы принадлежит правительству, Конгрессу и Сенату в соответствии с Конституцией и регламентами палат.
2. Ассамблеи автономных сообществ могут ходатайствовать перед правительством о принятии законопроекта или о передаче в президиум Конгресса законодательного предложения, направляя при этом в указанную палату максимум трех членов Ассамблеи, которым поручается защита этого предложения.
3. Органический закон определит формы и условия осуществления народной инициативы по представлению законодательных предложений. В любом случае требуется не менее пятисот тысяч удостоверенных подписей. Такая процедура не применяется к областям, регулируемым органическим законом, налоговым вопросам, международным отношениям, а также связанным с помилованием.
Статья 88.
Законопроекты одобряются Советом министров, который передает их в Конгресс с изложением мотивов и всех предшествующих уточнений, необходимых для рассмотрения этих проектов.
Статья 89.
1. Порядок рассмотрения законодательных предложений регулируется регламентами палат, с условием, что приоритет рассмотрения законопроектов не влияет на осуществление законодательной инициативы, указанной в статье 87.
2. Законодательные предложения, принимаемые в соответствии со статьей 87 к рассмотрению Сенатом, направляются для обсуждения в Конгресс в качестве предложений как таковых.
Статья 90.
1. После одобрения проекта обычного или органического закона Конгрессом депутатов его председатель немедленно уведомляет об этом председателя Сената, который, в свою очередь, передает проект на рассмотрение своей палаты.
2. Сенат в двухмесячный срок со дня получения текста может мотивированным посланием наложить вето или внести поправки в этот текст. Вето должно быть принято абсолютным большинством голосов. В случае применения вето проект не может быть передан для утверждения Королю, пока Конгресс ратифицирует первоначальный текст абсолютным большинством голосов или простым большинством, если прошло два месяца со времени его предложения, или пока не выскажется поправкам, принимая или отвергая их простым большинством голосов.
3. Срок в два месяца, предоставляемый Сенату для осуществления права вето или внесения поправок, сокращается до двадцати календарных дней для законопроектов, объявленных правительством или Конгрессом депутатов срочными.
Статья 91.
Король в пятнадцатидневный срок утверждает законы, одобренные Генеральными кортесами, промульгирует их и отдает распоряжение об их немедленной публикации.
Статья 92.
1. Политические решения, имеющие особую важность, могут быть переданы на консультативный референдум всех граждан.
2. Референдум назначается Королем по предложению председателя правительства, первоначально одобренному Конгрессом депутатов.
3. Органический закон определяет условия и процедуру ведения различных видов референдума, предусматриваемых настоящей Конституцией.
Глава 3. О международных договорах
Статья 93.

Pages: 1 2 3

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.