Лишение духовенства избирательных прав

О ЛИШЕНИИ ДУХОВЕНСТВА ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ

Изменение проекта Конституции (27 октября 1921 г.)
ЦИК послано в адрес окружных избирательных комиссий телеграмма, в которой говорится: «Постановлением Дагогбкома РКП от 23 октября и Дагревкома от 26 октября духовенство всех религиозных культов лишается избирательных прав. В соответствии с этим примечание п. 11 «Инструкции о выборах в Советы» отменяется, § 63 «Временного положения об организации власти Советов в Дагестане» дополнить включением под литером «Г» пункт: «монахи, духовные служители церковных и религиозных культов».
«Советский Дагестан». 1921. 27 октября. № 195.
ИЗ ЦИРКУЛЯРА ДАГЕСТАНСКОГО ОБКОМА РКП(б) ВСЕМ РАЙОННЫМ И ОКРУЖНЫМ КОМИТЕТАМ РКП(б) ОБ УСИЛЕНИИ БОРЬБЫ С ДУХОВЕНСТВОМ И ДРУГИМИ ВРАЖДЕБНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ В ПЕРИОД ПРЕДВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ
(28 октября 1921 г.)
…Клерикальные группы (группы духовенства, старающегося захватить и подчинить себе политическую власть), желая проникнуть в Советы и иметь там большинство, ведут среди населения гор свою гнусную подпольную работу по срыву избирательной кампании – чернят представителей власти, выдвигают новых кандидатов.
Учитывая это, постановлением ДК сказал, что в Советах не должно быть места никаким лицам, что им предоставляется право вершить дело религии и ни в коем случае не должны вмешиваться в дела управления государством.
До сих пор у нас существовали т.н. шариатские суды: суды эти возглавлялись духовными лицами и по существу своему были чисто религиозными судами. Несмотря на все это, Советская власть в Дагестане, учитывая все специфические, бытовые и религиозные особенности жизни дагестанцев – включила эти суды в ведение и на попечение государства. Был создан Наркомат по делам шариата. Идя на такие уступки Советская власть полагала: 1) шариатские суды со временем сами себя изживут, 2) была уверена, возглавляющие их лица (духовенство) учтут все наши уступки и не будут вмешиваться в наши дела и тормозить нашу работу. Но так не случилось. Духовенство, довольствовавшееся ранее своей духовной властью, ныне отошло от этого и желает захватить власть в свои руки и тем самым «сесть на шею» бедноте, эксплуатировать ее.
В постановлении ДК ясно сказано, что если духовенство желает управлять делами религии, то ему в этом направлении предоставляется полная свобода (также как и религиозными гражданами), но если духовенство претендует на государственную политическую власть, то здесь мы заявляем, что вмешиваться в эти дела они не могут. Этим постановлением сказано, что существовавшие до сих пор за государственный счет, как государственные учреждения, шариатские суды объявляются учреждениями чисто духовными и снимаются с попечения государства. Все дела судебные, гражданского и уголовного характера изымаются из ведения шариатских судов и подлежат передаче народным судам…
Секретарь ДК РКП(б) Полешко
Зав. агитпропотделом Рыбаков
ЦГА РД. Ф. 1-п. Оп. 1. Д. 261. Л. 69.
ИЗ ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ ПРЕЗИДИУМА ДАГРЕВКОМА ПО ПОВОДУ ВЫСТУПЛЕНИЯ АЛИ-ХАДЖИ АКУШИНСКОГО ПРОТИВ МЕРОПРИЯТИЙ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ И КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ В КАРАБУДАХКЕНТСКОМ УЧАСТКЕ ДАГЕСТАНА
(7 ноября 1921 г.)
Присутствовали: тт. Коркмасов, Мамедбеков, Хизроев, Зусманович, Нанейшвили, Тутышкин, Чадушев.
Слушали: О выступлении Али-Гаджи Акушинского в Карабудахкетском участке против распоряжения Советской власти о проведении продналога и набора добровольцев в Красную Армию, а также агитировавшего против Коммунистической партии.
Из официальных донесений выяснилось, что факт провокационного выступления Али Гаджи Акушинского имел место в селениях Карабу-дахкент Губден, причем приглашаемый для объяснения Али-Гаджи Акушинский отрицал свою вину, говоря, что против продналога и набора добровольцев он не агитировал, а выступал против негодного элемента, присосавшегося к Советской власти и Коммунистической партии, и что в будущих выбираемых органах не должно быть места насильникам. Советскую власть вполне признает, считает ее действительно народной и справедливой, но в ее рядах имеются элементы, разрушающие и расстраивающие шариат, против чего он и выступает как глава этого ведомства. В конце объяснений он сознается в своей несправедливости, допущенной им по отношению к Советской власти, но считает это недоразумением, основанным на ложных информациях, какие он имел о ней, и оторванности своей от Дагревкома, и теперь, когда видит перед собой действительных работников Советской власти, приходит к окончательному убеждению о неправильной линии своего поведения и впредь желает подчиняться всем распоряжениям власти и работать совместно, обязавшись дать письменные опровержения и объяснения.
ЦГА РД. Ф. 175-р. Оп. 5. Д. 17. Л. 1–3. Подлинник.

ИЗ КОНСТИТУЦИИ ДАССР, ПРИНЯТОЙ I ВСЕДАГЕСТАНСКИМ УЧРЕДИТЕЛЬНЫМ СЪЕЗДОМ СОВЕТОВ РАБОЧИХ, КРЕСТЬЯНСКИХ И КРАСНОАРМЕЙСКИХ ДЕПУТАТОВ
(5 декабря 1921 г.)
Статья 7. В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами.
Статья 75. Правом избирать и быть избранными в Советы и на их съезды пользуются, независимо от вероисповедания, национальности, оседлости, достигшие ко дню выборов 18 лет.
Опубликовано: Революционные комитеты Дагестана и их деятельность по упрочению Советской власти и организации социалистического строительства (март 1920- декабрь 1921 гг.). Махачкала, 1960. С. 447, 448, 458.

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.