Протокол о применении норм шариата в Дагестане

ПРОТОКОЛ ЭКСТРЕННОГО ЗАСЕДАНИЯ ДАГЕСТАНСКОГО
ОБКОМА РКП(б) ПО ВОПРОСУ «О ПРИМЕНЕНИИ НОРМ
ШАРИАТА В ДАГЕСТАНЕ»
(9 августа 1920 г.)

Председательствовал Шеболдаев Б.П.
Председатель заседания предлагает к обсуждению три вопроса, по которым каждый должен высказаться: 1) допускается ли в Дагестане шариат, 2) нужно ли изжить его, 3) о подсудимости шариата.
Тов. Дударов говорит, что необходимо дать проявить муллам и кулакам свою физиономию, дав им управлять шариатским судом. Они будут брать взятки, убивать и резать руки, судить несправедливо и этим подрывать авторитет к себе, терять влияние на массы, что для нас послужит агитацией, и мы, пользуясь этим, можем проводить в жизнь свою [атеистическую] политику.
Тов. Ковалев: «Шариат является боевым органом для духовенства среднего и бедного класса населения, но в последнее время и среди бедняков шариат начинает терять свое влияние, благодаря усиленной социальной дифференциации. Если мы дадим проводить шариат в резкой форме, то этим мы дадим понять бедноте непримиримость и жестокие поступки его, благодаря которым он будет постепенно сам по себе изживать. Беднота сама увидит и сама откажется от него, необходимо только дать [возможность] проводить его в резкой форме, а резким изжитием его перед глазами населения не дать возможности религиозным фанатикам поднять свою голову».
Тов. Кариб: «Дагестанцы вели борьбу под лозунгом «За шариат и Советскую власть», почему необходимо и дать шариат. Не управлять им, [а] поручить кулачеству и духовенству, которым придется проводить в жизнь все жестокие постановления шариата, как-то: убивать, рубить и т.д. Эти примеры будут служить для нас орудием для агитации против кулаков и сторонников шариата. Используя такие примеры будем дискредитировать шариат перед народными массами».
Тов. Логина: «Шариат и другие национальные убеждения, как я и раньше говорила, нужно оставлять, т.к. этим мы сохраняем порядок в крае, но провести в жизнь шариатский суд необходимо в такой форме, которая не была бы в ущерб нашей программе и [наши противники] не могла бы резко противостоять политике советского строя. Проводить шариат бороться товарищам на себя не следует, т.к. в нашей программе духовное правление и церковь совершенно отдаляются от государства, и вмешательство в эти дела привело бы товарищей к отступлению от программы, и они явились бы виновниками перед историей социальной революции».
Тов. Шеболдаев: «Необходимо разрешить провести шариат в революционно изжитом виде, имея в виду то, что он сам по себе будет терять свою силу среди масс вследствие своей жестокости».
Тов. Самурский: «Необходимо определенным образом реформировать [постановление] прочитанное нами «Положение о шариатском судопроизводстве» и в таком виде провести его в жизнь».
Тов. Коркмасов: «Я сказал, что мы должны в кавказской политике идти на известные уступки, но уступки эти мы должны делать в такой форме, чтобы не опорочить себя перед историей революции, поэтому необходимо провести и шариат, взяв инициативу на себя Ревкомам, которые постепенно должны изживать из него все ненужное. Лицам, отказавшимся от [услуг] шариатского суда и изъявившим желание судиться в народном [суде], предоставить на то полное право».
Секретарь Дагобдкома РКП(б) Б. Шеболдаев
РГАСПИ. Ф. 64. Оп. 1. Д. 127. Л. 13 об. Подлинник.
Опубликовано: Сулаев И.Х. Мусульманское духовенство Дагестана и светская власть: борьба и сотрудничество. (1917-1921 гг.). Махачкала, 2004. С. 166, 167.

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.