Закон Литовской ССР об основах экономической самостоятельности

ЗАКОН ЛИТОВСКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОБ ОСНОВАХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ЛИТОВСКОЙ ССР
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ЛИТОВСКОЙ ССР
Статья 1. Концепция экономической самостоятельности Литовской ССР
Литовская ССР как суверенное государство самостоятельно осуществляет социальную и экономическую политику, отвечающую интересам ее населения.
Все экономические и социальные вопросы Республики решаются органами государственной власти и государственного управления Литовской ССР на основе экономических принципов хозяйствования, самоуправления, самоокупаемости и самоконтроля.
Самостоятельные экономические связи Литовской ССР с другими республиками СССР и иностранными государствами основываются на равноправных взаимных договорах.
Литовская ССР передает часть своих средств в союзный бюджет на договорной основе для осуществления делегированных функций.
Литовская ССР гарантирует свободу хозяйственной деятельности и рыночные отношения, разнообразие форм собственности предприятий и организаций и их равноправие.
Статья 2. Правовые основы экономики Литовской ССР
Экономические отношения Литовской ССР регулируются Конституцией Литовской ССР, настоящим Законом и основывающимися на них законодательством Литовской ССР, а также международными и прочими договорами, защищающими социальные и экономические интересы Республики.
Статья 3. Цели экономической самостоятельности Литовской ССР
Целью экономической самостоятельности Литовской ССР является:
1) создание условий для повышения жизненного уровня населения Республики, удовлетворения его культурных и духовных запросов;
2) использование национального дохода Республики в интересах населения Литовской ССР;
3) создание экономических условий для раскрытия и использования творческих возможностей всего населения Литовской ССР, всех ее коллективов;
4) укрепление в Республике социальной справедливости, основанной на зависимости доходов населения от результатов его общественного полезного труда;
5) гарантирование населению Республики прожиточного минимума и минимальной заработной платы, соответствующих уровню ее экономического развития;
6) создание населению Республики надлежащих условий труда и отдыха, а также необходимого количества рабочих мест;
7) создание и поддержание надлежащей системы здравоохранения;
8) обеспечение всему населению Республики экономических условий и возможностей для приобретения желаемого образования, профессии и квалификации;
9) создание семьям условий для воспитания детей дома, содержания нетрудоспособных лиц и другой установленной законодательством помощи;
10) воссоздание и поддержание в Республике экологически чистой окружающей среды, здоровых и безопасных условий жизни и труда;
11) рациональное развитие хозяйства Республики, обеспечивающее повышение его экономического потенциала.
Статья 4. Хозяйство Литовской ССР
Хозяйство Литовской ССР составляют предприятия, учреждения и организации, а также другие ассоциированные и неассоциированные предприниматели, действующие на территории Литовской ССР.
Юридическими и физическими лицами хозяйства Литовской ССР являются самостоятельные и автономные государственные предприятия, акционерные общества, смешанные компании, государственные акционерные предприятия, кооперативы, частные предприятия и индивидуальные предприниматели. В своей деятельности они руководствуются соответствующими законами о предприятиях, обществах и организациях.
Деятельность всех находящихся на территории Литовской ССР предприятий, учреждений и организаций регламентируется законодательством Литовской ССР.
Подразделения подведомственных Литовской ССР предприятий, учреждений и организаций, находящихся на территории других республик СССР или на территории иностранных государств, осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством республик СССР или иностранных государств и на основании договоров с Литовской ССР.
С разрешения органов государственной власти Литовской ССР на территории Республики могут создаваться и действовать предприятия, учреждения и организации ведомств СССР, других республик CCCP и иностранных государств.
Статья 5. Принципы экономических отношений Литовской ССР
Экономические отношения Литовской ССР основываются на взаимосвязанных принципах:
1) разнообразия форм собственности;
2) рыночных отношений;
3) свободы хозяйственной деятельности;
4) децентрализации управления хозяйством;
5) государственного регулирования экономики;
6) открытости экономических связей с республиками СССР и иностранными государствами.
Статья 6. Разнообразие форм собственности
В Литовской ССР признаются различные формы собственности. Каждая форма собственности охраняется законом. Владельцу собственности гарантируется право владения, пользования и диспонирования имуществом.
Статья 7. Рыночные отношения
В Литовской ССР действуют рынки средств производства, предметов потребления и услуг, инноваций, рабочей силы, капитала и валюты. Рынок поддерживается и развивается на основе экономических и правовых рычагов.
Внутриреспубликанский, межреспубликанский и международный товарообмен осуществляется по рыночным (договорным) ценам.
Высшие органы государственной власти и государственного управления Литовской ССР в интересах населения Республики осуществляют контроль за ценами и регулируют рыночные отношения.
Статья 8. Свобода хозяйственной деятельности
Юридическим и физическим лицам хозяйства Литовской ССР гарантируется право заниматься хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством Литовской ССР.
Юридические и физические лица хозяйства Литовской ССР, за исключением автономных государственных предприятий, имеют полную производственно-хозяйственную, финансовую и коммерческую самостоятельность.
Они диспонируют собственными и заемными денежными средствами, средствами производства и созданными ценностями.
Юридические и физические лица хозяйства Республики не находятся в непосредственном подчинении органов государственного управления, а их взаимоотношения регламентируются договорами.
Статья 9. Децентрализация управления хозяйством
Функции регулирования социального и экономического развития Литовской ССР распределяются между органами государственной власти, самоуправления, юридическими и физическими лицами Литовской ССР таким образом, чтобы обеспечить реализацию прав и экономических интересов отдельных хозяйственных субъектов, а также эффективность всего хозяйства.
Органы государственного управления и самоуправления не вмешиваются в хозяйственную деятельность юридических и физических лиц Республики, за исключением предусмотренных законодательством Литовской ССР чрезвычайных случаев (стихийные бедствия и т.п.).
Юридические и физические лица хозяйства Литовской ССР имеют право по собственной инициативе и на собственные средства создавать объединения, общества, тресты, ассоциации и т.п.
Государство не регулирует какие бы то ни было процессы, саморегулирование которых более эффективно.
Статья 10. Государственное регулирование экономики
Высшие органы государственной власти Литовской ССР издают законы, регламентирующие экономические отношения в Республике, и контролируют их соблюдение.
Органы государственного управления Литовской ССР осуществляют государственную политику социального и экономического развития Республики и общее регулирование рынка.
Высшие органы государственной власти и государственного управления Литовской ССР регулируют хозяйство Республики с помощью экономических рычагов: налогов, банковских процентов, государственных инвестиций и контрактов, социальных, экологических, экономических и других норм.
Статья 11. Открытость экономических связей с республиками СССР и иностранными государствами
Обязательным условием экономического развития Литовской ССР является открытость ее экономических отношений с республиками СССР и иностранными государствами, основанная на взаимной выгоде. Государство поощряет прямые хозяйственные связи между Литовской ССР, республиками СССР и иностранными фирмами.
II. СОБСТВЕННОСТЬ
Статья 12. Формы собственности в Литовской ССР
В Литовской ССР имеются следующие формы собственности: государственная, коллективная (групповая), собственность физических лиц.
В предусмотренном законодательством Литовской ССР порядке на территории Литовской ССР может быть союзная собственность, собственность юридических и физических лиц других республик СССР и иностранных государств.
В Литовской ССР разрешается также смешанная собственность.
Нанесенный имуществу ущерб возмещается его владельцу в установленном законодательством Литовской ССР порядке.
Статья 13. Государственная собственность Литовской ССР
К государственной собственности Литовской ССР относятся:
1) земля, ее недра, внутренние и территориальные воды, леса и другие природные ресурсы;
2) приобретенные на средства государства предприятия, объекты непроизводственного назначения, энергетические, транспортные сети и средства, сети и средства связи, другие объекты инфраструктуры, интеллектуальный продукт, информация, имущество государственных учреждений и организаций, а также финансовые ресурсы, инвестированные государством в предприятия, организации и объекты производственного и непроизводственного назначения;
3) госбанки, приобретенные за счет государственных средств ценные бумаги, другие денежные ресурсы.
Литовской ССР принадлежат исключительные права в отношении воздушного пространства над территорией Республики, ее континентального шельфа и экономической зоны в Балтийском море.
Статья 14. Владение, пользование и диспонирование
государственной собственностью Литовской ССР
Вопросы владения, пользования и диспонирования государственной собственностью Республики решаются органами государственной власти и государственного управления Литовской ССР.
По решению высшего органа государственной власти Литовской ССР часть государственного имущества Республики в соответствии с законодательством Литовской ССР может быть передана в ведение местных органов власти. Это имущество умножается за счет средств местного самоуправления. Им владеют, пользуются и диспонируют местные органы государственной власти и государственного управления в соответствии с законодательством Литовской ССР.
Согласно законодательству Литовской ССР государственное имущество Республики и имущество, находящееся в ведении местного самоуправления, может сдаваться в аренду, продаваться, передаваться юридическим и физическим лицам или общественным организациям Республики, фирмам и организациям других республик СССР и иностранных государств.
Статья 15. Коллективная (групповая) собственность
К коллективной (групповой) собственности относятся средства производства, объекты инфраструктуры, финансовые ресурсы, ценные бумаги и другое имущество, приобретенное за счет средств общественных организаций, кооперативов, колхозов, акционерных обществ, предприятий, коллективов и групп людей или за счет заемных средств. Субъекты коллективной (групповой) собственности пользуются своим имуществом самостоятельно в соответствии с законодательством Литовской ССР и положениями (уставами) о них.
Статья 16. Собственность физических лиц
К собственности физических лиц и их семей относятся средства производства, объекты инфраструктуры, финансовые ресурсы, ценные бумаги и другое имущество, приобретенное за счет их средств в установленном законодательством Литовской ССР порядке, а также продукт интеллектуального труда, являющийся объектом патентно-лицензионного права. Лицам в установленном законодательством Литовской ССР порядке бесплатно предоставляется необходимый для ведения хозяйства земельный участок в бессрочное (вечное) пользование с правом наследования.
Свое имущество физические лица могут продавать, сдавать внаем, передавать, наследовать в соответствии с законодательством Литовской ССР.
Статья 17. Союзная собственность, собственность других республик СССР, иностранных государств, иностранных фирм и физических лиц
На территории Республики в установленном законодательством Литовской ССР порядке могут находиться предприятия, сооружения, объекты инфраструктуры и объекты непроизводственного назначения, банки, финансовые ресурсы, частично или полностью являющиеся союзной собственностью, собственностью других республик СССР, иностранных государств, иностранных фирм и физических лиц.
III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
Статья 18. Цель и основные функции государственного регулирования экономики Литовской ССР
Целью государственного регулирования экономики является обеспечение повышения жизненного уровня населения Литовской ССР, защита экономических, социальных и экологических интересов.
Высшие органы государственной власти и государственного управления Литовской ССР посредством законов и экономических рычагов:
1) регулируют взаимные отношения юридических и физических лиц хозяйства Литовской ССР с государством, а также взаимные отношения предприятий, учреждений, организаций, банков, объединений, фирм и других хозяйственных субъектов;
2) определяют рациональные пропорции использования национального дохода и развития хозяйства Республики, реализуют программы экономического и социального развития;
3) защищает экономические интересы Литовской ССР в отношениях с органами государственной власти и государственного управления СССР, другими республиками СССР и иностранными государствами;
4) с учетом интересов населения Республики при необходимости регулируют цены на отдельные товары и услуги, применяют антимонопольные меры, оказывают поддержку юридическим и физическим лицам хозяйства Республики;
5) регулируют процессы миграции населения;
6) обеспечивают рациональное использование природных ресурсов Республики, чистоту окружающей среды и экологическое равновесие, а также поддерживают безопасные условия труда;
7) гарантируют населению Республики прожиточный минимум и прочную необходимую социальную защиту и помощь;
8) создают и поддерживают надлежащую систему мероприятий по защите населения, предприятий и организаций от стихийных бедствий, производственных аварий и других экстремальных происшествий и ликвидации их последствий.
Статья 19. Банковская и денежная система Литовской ССР
В целях обеспечения эквивалентности межреспубликанских экономических связей, защиты интересов хозяйства и населения, претворения в жизнь экономической самостоятельности Республики в соответствии с законодательством Литовской ССР может быть введена собственная денежно-кредитная система. В данном случае денежно-кредитное регулирование экономики, эмиссия денег, контроль ценных бумаг, а также соотношение обмена (курса) валюты устанавливаются Государственным банком Литовской ССР.
В Республике создаются самостоятельные коммерческие внешнеторговые, инвестиционные и другие банки, а также отделения иностранных банков, деятельность которых регулируется в соответствии с законом о банках Литовской ССР, а также на основе межреспубликанских и международных договоров.
Литовская ССР при необходимости издает собственные ценные бумаги. Органы местного самоуправления имеют право на издание собственных ценных бумаг.
Статья 20. Государственные налоги
Основным источником возмещения расходов, связанных с развитием и государственным регулированием хозяйства Литовской ССР, удовлетворением государственных (общественных) социальных нужд, выполнением функций государственного управления, являются государственные налоги. Нормативы государственных налогов (подоходный, наем государственного имущества, рентные платежи, добавочная стоимость, пошлина и др.) устанавливаются высшим органом государственной власти Литовской ССР с учетом проводимой Республикой экономической и социальной политики.
Порядок налогообложения, нормативы налогов и льготы по налогам являются едиными для всех юридических и физических лиц хозяйства Литовской ССР, действующих в одних и тех же условиях.
Нормативы местных налогов для предприятий местного самоуправления устанавливаются местными органами государственной власти.
Порядок налогообложения юридических и физических лиц хозяйства Литовской ССР определяется законом о налогах Литовской ССР.
Статья 21. Государственный и местные бюджеты Республики
Литовская ССР имеет самостоятельный государственный бюджет и бюджеты местных органов самоуправления, которые формируются за счет установленных для юридических и физических лиц налогов и других поступлений.
Общий порядок формирования государственного и местных бюджетов Республики, а также их взаимоотношения, устанавливаются законодательством Литовской ССР о налогах и бюджете.
Местные бюджеты формируются и исполняются органами самоуправления в соответствии с законодательством Литовской ССР и законодательством о самоуправлении в интересах населения, юридических и физических лиц подведомственного хозяйства.
Статья 22. Платежи Литовской ССР в бюджет СССР
Из государственного бюджета Литовской ССР производятся платежи в бюджет СССР для покрытия расходов по осуществлению тех функций, которые Литовская ССР по договору делегирует Союзу ССР.
Статья 23. Экономические связи Литовской ССР с республиками СССР
Экономические связи Литовской ССР с другими республиками СССР осуществляются на государственном уровне и уровне юридических и физических лиц хозяйства. Эти связи основываются на взаимной выгоде и регламентируются государственными двухсторонними и многосторонними договорами. Экономические взаимоотношения между юридическими и физическими лицами хозяйства Литовской ССР и других республик СССР основываются на прямых договорах в порядке, установленном органами государственной власти этих республик.
Статья 24. Экономические связи Литовской ССР с иностранными государствами, фирмами и физическими лицами
Органы государственной власти и государственного управления Литовской ССР создают юридическим и физическим лицам хозяйства Республики благоприятные экономические условия для формирования и поддержания прямых связей с иностранными фирмами и физическими лицами. Эти прямые связи регламентируются законодательством Литовской ССР и международными договорами.
Статья 25. Регулирование хозяйства местного самоуправления
Деятельность юридических и физических лиц, находящихся в ведении хозяйства местного самоуправления, регулируется местными органами государственной власти. В пределах своей компетенции и с соблюдением законодательства Литовской ССР они издают решения и распоряжения, регулирующие хозяйство, находящееся на доверенной им территории.
Статья 26. Претворение в жизнь Закона об основах экономической
самостоятельности Литовской ССР
В целях претворения в жизнь экономической самостоятельности Литовской ССР разрабатываются и принимаются законы и нормативные акты о собственности, труде и занятости, социальном обеспечении, об органах государственной власти и государственного управления Литовской ССР, местного самоуправления, о налогах и бюджете, банках, денежной системе, об антимонопольности, о предприятиях, предпринимательстве, банкротстве, об охране окружающей среды, о миграции населения, об экономических связях с зарубежными странами. Они должны регламентировать экономические отношения Литовской ССР.
Экономическая самостоятельность вводится с 1 января 1990 г.
Председатель Президиума Верховного Совета Литовской ССР В. Астраускас
Секретарь Президиума Верховного Совета Литовской ССР Л. Сабутис
Вильнюс, 18 мая 1989 г.