О причислении к духовенству только занимающих духовные должности

ВЫСОЧАЙШЕ УТВЕРЖДЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КОМИТЕТА МИНИСТРОВ ОТ 3 ОКТЯБРЯ 1833 Г. «О ПРИЧИСЛЕНИИ К ДУХОВЕНСТВУ ТЕХ ТОЛЬКО МАГОМЕТАН ПОДАТНОГО СОСТОЯНИЯ, КОИ ЗАНИМАЮТ ДУХОВНЫЕ ДОЛЖНОСТИ».

Слушалась записка Министра внутренних дел от 8 сентября о причислении к духовенству только тех Магометан податного состояния, которые занимают духовные должности.
В 1832 году Таврический Муфтий сообщал, что до образования Таврического духовного правления, при назначении Магометан в духовные должности не обращалось внимание на их способности. При ревизиях оказалось, что в податное состояние записаны многие люди духовного происхождения, а к духовенству причислены те, кто по невежеству права на это не имел.
Приписывая сим обстоятельствам разные упущения и замешательства, он предложил всех без исключения подвергнуть испытанию для обращения тех из них, кто окажется неспособным, в податное состояние. В случае, если после этого будет недостаток среди духовных лиц, то приписать к духовенству других более способных людей из податного состояния. По положению 1831 года об означенном духовенстве, право принадлежности к духовенству основывается на происхождении от оного и доказывается ревизскими сказками. В звание же Хатыпов, Имамов и Мулл могут избираться только лица, принадлежащие к духовенству по происхождению их из сего состояния. Духовным не воспрещается вступать в купеческое и мещанское звание, за исключением духовного состояния. За проступки они могут быть лишены своего звания только после того, как ясно будет доказана их вина, и по решению власти, от которой зависело их утверждение.
Министр внутренних дел вследствие сего решил, что испытание всех духовных лиц для обращения неспособных в податное состояние было бы и затруднительно, и не совсем отвечало положению, т.к. они не имеют нужды в испытании до того момента, пока они не будут избраны приходами. Переход в купеческое или мещанское звание предоставлен их собственной воле. Людей податного состояния к духовным должностям определять нельзя. Те, кто записаны в двух состояниях, т.е. в духовном и податном, должны быть исключены из первого.
По поводу сего должны быть представлены самые достоверные сведения, кто из помянутых духовных занимает или не занимает должность, кто записан в двух разных состояниях. При сем предписано, что среди духовных лиц, уже занимающих должности, следует подвергнуть новому испытанию лишь тех, на кого поступали или впредь будут поступать жалобы, и тех, кто по незнанию Магометанского закона обязанности свои исполнять не может.
Оказалось, что 864 человека, состоящих в податном состоянии, занимают должности Хатыпов, Имамов и Маязинов. Хотя многие из духовных лиц достойны занимаемой должности и изъявили желание и далее ее занимать, но общества их не избирают. Духовное Магометанское Правление испрашивало разрешения на отстранение от должности сих 864 Магометан, предоставив обществу возможность избрать на их места других лиц духовного происхождения.
Министр внутренних дел считает, что если допустить отстранение сих 864 духовных лиц одновременно во всех приходах, то неизбежно произойдет остановка в требах и в самом богослужении. Это неминуемо приведет к беспокойству крымских татар, столь приверженных своей вере, которые из-за оказываемого им доселе особого покровительства вовсе не готовы к таким крутым, хотя и полезным мерам.
Чтобы не было недовольства среди народа и чтобы не нарушены были права помянутого духовенства, реформу следует провести не сразу, а постепенно, в исполнение правила приведенного выше положения. Таким образом уменьшится число духовных Магометан в Крыму.
Министр внутренних дел полагает, что на сей раз следует оставить при исполняемых должностях всех тех из вышеозначенных 864 Магометан, кто получил свои звания по согласию обществ, изъявленному надлежащим порядком, по удостоверению высшего Магометанского духовного начальства и по утверждению Губернского Правительства, и на кого не было жалоб на незнание ими Магометанского закона. Это касается только лиц, лично причисленных к духовенству. Детей же их и потомков записывать в податные состояния, без всяких преимуществ. Постановить, чтобы при новой народной переписи на основании Манифеста от 16 июля прошлого года, сии духовные лица с женами не были вписаны в ревизские сказки, детей же их и вообще семейства, кроме их жен и потомков, в оных показывать.
Комитет вынес решение: представление сие по изъясненным в оном причинам утвердить.
Государь Император положение Комитета Высочайше утвердить соизволил.
Печатается по изданию «Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. 1833». – СПб, 1834, Т. 8., Отделение 2, с. 545-547 (№ 6466).