Права князя Черкасского на азиатов из Кабарды

КАКИЕ ПРАВА ИМЕЕТ КНЯЗЬ БЕКОВИЧ ЧЕРКАССКИЙ НА АЗИАТОВ,
ВЫШЕДШИХ ИЗ КАБАРДЫ, МОЖЕТ ЛИ ОН ПЕРЕВОДИТЬ ИХ ИЗ
ИМЕНИЯ В МЕСТО ДЛЯ ПОСЕЛЕНИЯ?
10 сентября 1856 г.

Ответ Черкасского заключается в следующем: 1) что холопы, чагары и подвластные состоят в моей зависимости по существующему праву между всеми кабардинскими народами, которое определяется обычаями тех же народов. По-кумыкски название чагар соответствует названию Ох (ог – X. Д.). По обычаям кабардинских народов чагар означает состояние крепостного, подвластные же, не находясь в крепостном состоянии, подчиняются все-таки полному и безусловному распоряжению моему. Поэтому располагать переводом обозначенных людей своих из бывшего аула в Малой Кабарде в Кизлярское мое поместье я должен иметь свободное право, ибо в Малую Кабарду переселили их из Кизляра первоначально по прокламации генерала Ермолова от 21 октября 1824 года. Следовательно, обратное их переселение в Кизлярское поместье мое должно происходить по тем же правам, по которым случилось их поселение в Малой Кабарде, т.е. по собственному желанию брата моего с дозволения правительства.
Основания, на которых мне принадлежат чагары, холопы и подвластные мои как в Кизлярском округе, так и переселенные в Малую Кабарду, составляют права потомственного владения, существующие между кабардинскими народами и доставшиеся мне от прадеда моего, жившего более ста лет тому назад, генерал-майора князя Эльмурзы Бековича Черкасского. В правительственных российских актах чагары, холопы и уздени, переселенные в Малую Кабарду из Кизляра, подробно записаны в вышеупомянутой прокламации Ермолова. В их числе было 70 дворов чагар и 15 семейств узденей подвластных, другие же 15 семейств прибавились к сословию чагар вследствие 22-летнего приращения их. Следовательно, права мои относительно владения вышеозначенными людьми по утверждению их превышают всякие основания прочих кабардинских князей, не имеющих от российского правительства никаких актов. Наконец, уздени и кадии, которых я желаю переселить в Кизлярское свое имение, никаких повинностей не отправляют, потому что уздени по установлению правительства от всяких повинностей освобождаются, а кадий живет в деревне моей объективно для исправления своих треб, без которых народ обойтись не может. Он не из числа моих подвластных, а приезжий из горских народов.
ГАСК ф. 79, он. 2, л. 11-12.

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.