Краткий путеводитель по исламским финансам

КРАТКИЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ИСЛАМСКИМ ФИНАНСАМ, ИНВЕСТИЦИЯМ И СТРАХОВАНИЮ
Автор статьи: Ильдус Рафиков, студент Международного Центра по Изучению Исламских Финансов, Куала-Лумпур
Хочу начать с того, что многие читатели, после ознакомления с базовыми текстами по Исламским финансам, могут прийти к выводу, что разницы между обычными и Исламскими методами финансирования и банковским делом практически нет. Это в какой-то мере правильно, так как большинство пионеров этой сферы, получили образование и стаж работы именно в обычной западной системе, основанной на идеях капитализма и демократии. Кроме того, функции обеих систем финансирования и банкинга одинаковы. Однако, есть фундаментальная разница между двумя системами, которая выражается на идеологическом уровне.
Западная экономическая система основана на идеях капитализма, где центральную роль играют капитал и материальные ценности. Исламская финансовая система основана на идеалах Корана и Сунны Пророка Мухаммада (мир ему). В этом кратком путеводителе мы не ставим себе цель доказать отличие Исламских финансов от западных, а просто хотим представить на суд читателя основные принципы и методы финансирования, инвестирования и страхования с точки зрения Ислама.
Главным источником этого путеводителя является аналогичная книга американского автора, Махмуд Амина Аль-Гамаля, профессора экономики и статистики в университете Райс (г. Хьюстон, штат Техас), опубликованная в 2000 году. А также, “Введение в Исламские Финансы: Теория и Практика” авторов Замира Икбала и Аббаса Мирахора.
Этот краткий обзор состоит из трех частей, в которых мы попытаемся объяснить на чем основывается вся современная индустрия Исламского банкинга, финансов и страхования, а также главные методы работы в этой сфере.
1. Запрет на риба (ростовщичество) и гарар (неопределенность)
Не вдаваясь в философские подробности Исламского мировоззрения, которое является центральным для любой деятельности мусульманина, сразу перейдем к вопросу о запрете на риба и гарар.
Современные Исламские ученые приравнивают проценты, взимаемые с должников и оплачиваемые кредиторам к ростовщичеству (риба), запрещенное в Коране и Сунне. Поэтому Исламские финансовые продукты не содержат элементов ростовщичества.
Запрещение риба встречается в следующих аятах Корана:
278. O вы, кoтopыe yвepoвaли! Бoйтecь Aллaxa и ocтaвьтe тo, чтo ocтaлocь из pocтa, ecли вы вepyющиe.
279. Ecли жe вы этoгo нe cдeлaeтe, тo ycлышьтe пpo вoйнy oт Aллaxa и Eгo пocлaнникa. A ecли oбpaтитecь, тo вaм – вaш кaпитaл. He oбижaйтe, и вы нe бyдeтe oбижeны!
3:130 O вы, кoтopыe yвepoвaли! He пoжиpaйтe pocтa, yдвoeннoгo вдвoйнe, и бoйтecь Aллaxa, – мoжeт быть, вы oкaжeтecь cчacтливыми!
Некоторые экспоненты к Исламским финансам утверждают, что запрет действует только на проценты, увеличивающиеся в геометрической прогрессии, в то время как современные банковские проценты не настолько высоки, чтобы подпадать под Коранический запрет. Это ошибочное представление, так как последние аяты, запрещающие риба не упоминают удвоение и умножение (см. 2:278, 2:279).
Запрет на риба исходит по двум причинам: (1) социальная и экономическая несправедливость по отношению к участникам экономической активности; (2) ущемление прав собственности.
(1) Социальная несправедливость возникает в результате эксплуатации бедных (нуждающихся) богатыми (кредиторами), когда кредитор получает ростовщический процент только за счет ожидания, когда его риск не связан с риском должника, и таким образом возврат долга и процентов гарантирован, в то время как возврат должнику, в результате использования кредита, не гарантирован. В этом случае несправедливость возникает как по отношению к кредитору так и должнику, потому что первый не вкладывает усилий при получении процентов, а у второго возврат на его экономическую деятельность не гарантирован, в то время как возврат кредитору предопределен. В таких случаях риба является неравным, а следовательно несправедливым денежным доходом, который кардинально отличается от торговли и других видов обмена, где происходит обмен денег/товаров или услуг с эквивалентной ценностью для участников торговли/обмена. Отказ от ростовщичества приводит к более справедливой практике распределения средств в экономике.
(2) В Исламе предусмотрены два вида прав собственности: (а) собственность, полученная в результате индивидуального труда; и (б) права на собственность, полученной в наследство или права одних граждан в собственности других, например закят или садака. Кредитование под проценты приводит к несправедливому и немедленному требованию прав собственности. Рост является несправедливым требованием прав собственности, так как он требуется вне пределах Шариата, и немедленным в виду того, что как только контракт кредитования входит в силу, кредитор немедленно получает права собственности на процент, хотя никакого усилия для получения этих процентов приложено не было.
Деньги, отданные под проценты, могут быть использованы как в продуктивных целях, где создается определенный товар или услуга, так и в непродуктивных целях, когда деньги используются для потребительского финансирования, где ни товаров ни услуг не производится. В первом случае, выданный кредит не может являться правом собственности на произведенный товар/услугу, так как кредитор не прилагает усилий для производства и не договаривается с должником участвовать в его бизнесе, а только требует предопределенный процент на выданный кредит. Во втором случае, кредитор не может требовать дополнительных прав в виде процентов по выданному кредиту так как ничего не производится.
Виды риба (ростовщичества)
В Исламской литературе по фикху различается два вида риба: риба аль-фадль и риба аль-насиа. Риба, упомянутая в Коране (риба аль-насиа), в основном относится к ростовщичеству в кредитовании. Риба аль-фадль, или риба аль-сунна, в основном относится к несправедливому ценообразованию и неравноценному обмену товаров.
1. Муслим приводит со слов Абу Саида аль-Худри; Пророк Аллаха (мир ему) сказал: “Золото на золото, серебро на серебро, пшеница на пшеницу, ячмень на ячмень, финики на финики, соль на соль, из рук в руки, в одинаковом количестве; любое добавление – риба”.
2. Муслим рассказал со слов Абу Саида аль-Худри: Биляль пришел в Пророку Аллаха (мир ему) и принес некое количество фиников высокого качества, и Пророк (мир ему) спросил откуда они. Биляль объяснил, что он обменял две части фиников низкого качества на одну часть фиников высокого качества. Пророк Аллаха (мир ему) сказал: “Это и есть риба! Не делай так. Вместо этого продай финики одного качества, и на вырученные деньги купи другие”.
Так как бартер в современной экономике применяется редко, мы не будем заострять наше внимание на втором хадисе. Первый же хадис, относится к риба в денежных отношениях, так как эти шесть товаров широко использовались как деньги в разные времена. По аналогии Исламские ученые используют этот же хадис в современных денежных отношениях. Исламский Совет по Фикху при Организации Исламской Конференции (ОИК) на своем треьем заседании в 1407 году по хиджре постановил:
После изучения докладов на эту тему, Совет определил юридический статус бумажных денег и постановил, что бумажная валюта является независимой денежной единицой, для которой действуют все правила применяемые в отношении золота и серебра, включая правила риба, закята и салям. Юридическая причина такового решения состоит в том, что такие деньги могут быть использованы в качестве денежной единицы, при помощи которой устанавливаются цены на товары.
Как мы уже установили выше, риба бывает двух видов: риба аль-насиа и риба аль-фадль. Первый вид риба (риба аль-насиа) это то, на чем основана современная финансовая система. В современной западной системе финансовое посредничество производится через долговые обязательства, или кредитование, где временная ценность денег отражается в процентной ставке. Это и является чистым риба, требование которого подпадает под действие аята где требующий рост предостерегается о войне от Аллаха и Его посланника. Абу Дауд рассказал со слов Иба Масгуда что:
Посланник Аллаха (мир ему) проклял того, кто требует/поедает риба, кто платит риба, кто является свидетелем, и того, кто документирует это.
В другом хадисе, рассказанном Ибн Маджах и Аль-Хакимом со слов Ибн Масгуда, Пророк Аллаха сказал:
“Есть семьдесят три разных вида риба, самый легкий из которых равнозначен по греху с инцестом (совершение прелюбодеяние с кровным родственником) и самый тяжелый равен греху обесчещивания мусульманина”.
Таким образом, запрет на риба является абсолютным, вследствие чего мусульманин обязан сторониться риба как огня и не приближаться к нему ни в коем случае, чтобы избежать гнева Аллаха в этой и в загробной жизни.
Гарар (неопределенность)
Неопределенность в контрактах приводит к их аннулированию с точки зрения Ислама, т.е. контракты, где присутствуют элементы гарар, являются “баатыль” (неисполнимыми). Этот концепт в Исламской финансово-юридической практике является самым главным после риба (ростовщичества). Гарар – последствие недостатка информации или контроля в контракте. В основном это касается цены, доставки товара/услуги, и т.д.
Гарар возникает в ситуации, где одна сторона контракта имеет некую информацию о предложенном товаре/услугах и умалчивает о ней во время свершения контракта, или же когда сторона, предлагающая товар/услугу не имеет контроль над объектом контракта. Классический пример неопределенности это продажа еще не пойманной птицы в небе или рыбы в реке. Более современный пример может быть о коммерческих транзакциях, где продавец не имея товара продает его покупателю, или же товар есть, но его принадлежность продавцу не установлена. Таким образом, гарар возникает в случаях, где есть неопределенность по качеству, количеству, принадлежности или существованию самого объекта, по которому заключается коммерческий контракт.
Профессор Мустафа Аль-Зарка дал следующее определение гарар:
Гарар – продажа сомнительного товара, существование или особенности которого не определены ввиду его рисковой природы, процесс продажи которого делает его похожим на азартную игру.
Ахмад и Ибн Маджах рассказали со слов Абу Саида Аль-Худри:
Пророк (мир ему) запретил покупку не родившегося животного, покупку молока в вымени, покупку военных трофеев до их распределения, покупку вещей переданных в благотворительность до их получения, а также покупку улова ныряльщика до его погружения.
В современных финансовых транзакциях страхование и финансовые производные (derivatives) имеют высокую степень неопределенности (гарар). По контракту страхования, клиент платит регулярный взнос страховой компании и получает компенсацию в случае утери или причинения ущерба застрахованному имуществу. В обычном страховании, застрахованный регулярно платит взносы, но может никогда и не получить никаких денег от страховой компании. Также, застрахованный, сделав лишь один взнос может получить большую сумму денег. Так как само страхование не может являться объектом продажи, этот контракт является недействительным в Исламе по причине чрезмерной неопределенности (гарар). Кроме того, обычное страхование является недействительным еще и потому, что страховые компании обычно инвестируют собранные взносы в государственные облигации, которые приносят доход с процентов (риба).
Другая группа контрактов, являющаяся недействительной с точки зрения Ислама – контракты по финансовым производным (derivatives), такие как фьючерсы, опции, и другие производные ценные бумаги. Форварды и фьючерсы имеют высокую степень неопределенности в виду того, что объект продажи не существует во время заключения контракта.[2]
2. Разрешенные методы финансирования
Большинство Исламских финансовых инструментов, практикуемых в настоящее время, основано на принципах торговли, лизинга и партнерства. Эти контракты, если они свободны от запрещенных элементов (риба, гарар и др.), разрешены для использования в государственном, корпоративном и потребительском финансировании. Например, финансирование при помощи лизинга является разрешенным, но финансирование посредством лизинга алкогольной компании запрещено, так как клиент занимается запрещенной деятельностью с точки зрения Ислама.
Контракты обмена/торговли затрагивают куплю/продажу товаров/услуг, причем обмен может быть заключен как на месте (spot trading) так и в рассрочку (deferred payment) где оплата или доставка товара может быть отложена на будущее. Так же, контракт лизинга может быть заключен как с немедленной оплатой за аренду, так и в рассрочку. Партнерство же используется в основном для инвестиционной деятельности, где инвестор становится партнером в бизнес проекте, причем инвестор может принять активное участие в управлении бизнесом или абсолютно не вмешиваться и доверить капитал предпринимателю.
Далее мы представим наиболее часто используемые формы финансирования.
Стоимость-плюс (cost-plus, мурабаха, مرابحة)
В этом виде продажи покупатель знает стоимость товара/услуги и надбавку к стоимости, составляющую прибыль продавца. Ибн Масгуд (да будет доволен им Аллах), сподвижник Пророка (мир ему) выразил мнение, что нет вреда в надбавке к стоимости в виде процента[3] или в виде определенной суммы (lump-sum). Например, клиент может обратиться в финансовое учреждение и попросить приобрести для него некий товар, стоимость которого 100 тыс. руб., и добавить к стоимости дополнительно 10 тыс.руб. или 10% от стоимости товара. То есть, главное условие мурабаха – объявление стоимости (cost) товара/услуги и надбавки. Таким образом, такая продажа известна как продажа, основанная на доверии (trust based sale).
Продажа в рассрочку (bai’ bithaman ‘ajil, بيع بثمن أجل)
Сразу хочу предупредить читателя, что этот вид продажи ни в коем случае не является обычным кредитом под проценты. Обычно, клиенты Исламского банка, даже если они получают финансирование по схеме мурабаха, в большинстве случаев оплата стоимости производится в рассрочку. При этом, продавец имеет полное право добавить в конечную сумму оплаты, определенный процент учитывая время оплаты в рассрочку, однако такая надбавка должна быть заранее известна клиенту. Некоторые Исламские ученые разрешают также использовать “плавающий” процент, где потолок повышения тарифа тоже заранее обговорен. Дисконты разрешены, но не могут быть включены в контракт. Финансовая организация вправе предоставлять скидки, но только на свое усмотрение.
Вопрос отсрочки в оплате и надбавки в учет времени был рассмотрен традиционными Исламскими учеными в разные века. Ниже приведу примеры высказываний некоторых ученых из разных мазхабов по этому вопросу:
• “Цена может быть увеличена по причине отсрочки” – Аль-Касани в “Бадаи Аль-Санаи” (الثمن قد يزاد لمكان الأجل)
• “Цена увеличивается если есть отсрочка” – Ибн Абидин в “Хашият” (يزاد في الثمن لأجله)
• “Время имеет долю в цене” – Ибн Рушд в “Бидаят аль-Муджтахид Уа Нихаят аль-Муктасид” (جعل للزمان مقدارا من الثمن)
• “Отсрочка занимает место в цене” – Имам Аль-Навави и Такиюддин Аль-Субки в “Аль-Маджму” (الأجل يأخذ جزا من الثمن)
Вопрос рассрочки и надбавки в стоимости очень важен, так как даже Арабы во времена Пророка (мир ему) говорили, что “торговля – это риба”, однако в Коране ясно говорится, что “Аллах разрешил торговлю, но запретил риба” (Коран, 2:275). Юридическая разница между двумя достаточно открыта. В случае риба (ростовщичества) увеличивается сумма долга, тогда как в случае продажи в рассрочку увеличивается цена. Таким образом, Аллах категорически запрещает первое, и разрешает второе. Большинство инструментов, основанных на банковском проценте, может быть с успехом заменено системой торговли. Точная причина запрета одного и разрешения второго известна только Господу миров, и тем, кого Он обогатил своим знанием. С практической точки зрения, мы должны знать то, что разрешено и использовать в финансовых структурах для нужд мусульманского населения.
Лизинг (иджара, إجارة)
Юридически, лизинг это не контракт продажи, где объектом торговли является товар/услуга, а продажа права использования объекта на определенное время. Продажа права на пользование разрешено в Исламе, как видно в следующих аятах из Корана:
• “И если они кормят грудью ваше потомство, дайте им компенсацию” (65:6)
• “И сказала одна из них: “О отец! Найми его за зарплату, ведь воистину лучше нанять сильного и заслуживающего доверия.” Он сказал: ” Я намереваюсь выдать за тебя одну из моих (двух) дочерей, при условии, что ты будешь работать на меня восемь лет, а если ты отработаешь десять, то это будет любезностью с твоей стороны.” (28:26-27)
В хадисе, переданном Абу Даудом, Аль-Насаи и Ахмадом, Са’д (да будет доволен им Аллах) рассказал:
Крестьяне во времена Пророка (мир ему) платили за аренду земли водой и семенами. Пророк запретил им это делать, и велел использовать золото и серебро (деньги) для оплаты аренды.
Существует несколько условий для дозволения финансового лизинга, главным из которых является владение объекта в собственности финансовой структуры на период аренды. Обычно, приобретение в рассрочку (напр. автомобиля) через банк основано на выдаче кредита под проценты, что естественно запрещено в Исламе. Во-вторых, данный автомобиль не является собственностью банка, а, обычно, покупателя. То есть, этот автомобиль не фигурирует в бухгалтерском балансе финансового учреждения, а только регистрируется как актив в виде выданного кредита. И еще этот автомобиль, или другая недвижимость, регистрируется как залог, в обмен на кредит.
Недавно, Исламские ученые представили другой вид лизингового контракта – Иджара ва иктина[4], где контракт лизинга дополнен контрактом о продаже в конце периода аренды за остаточную стоимость. Второй контракт является односторонним обещанием[5] (وَعد) арендатора о покупке данного объекта.
По сравнению с финансовым лизингом, где обычно финансирование имеет форму долга, Исламский лизинг должен быть связан с реальным активом. Это форма финансирования, в котором объект контракта, еще является и гарантией, так как он остается в собственности финансового учреждения. Поэтому в случае дефолта клиентом, банк имеет право просто изъять данный актив, и наложить штраф за неуплату аренды. Однако, разница с обычным банком в том, что Исламский банк не имеет права взимать сложный процент (compound interest).
Иджара успешно используется для финансирования покупки оборудования и автомашин, а также как форма ипотеки. Кроме того, иджара используется для выпуска Исламских облигаций (сукук). У этого вида контракта есть высокий потенциал в финансовых структурах, так как этот инструмент достаточно гибкий и может быть использован для широкого спектра бизнес и потребительского финансирования. Однако, Исламские банковские структуры осторожно используют этот продукт в виду тех условий, указанных выше, а это означает дополнительная работа по управлению этими активами и дополнительные налоги (в некоторых юрисдикциях).
Партнерство (мушарака и мудараба).
Разные формы партнерства могут быть использованы как прямые методы финансирования или инвестиций. С ранних дней движения Исламского банкинга, эта группа финансовых продуктов известна как “разделение дохода и убытков.”[6] С самого начала предполагалось, что продукты, основанные на парнерстве являются самыми идеальными для Исламского финансирования. Однако, почти все Исламские банки полагаются на вышеупомянутые продукты вместо партнерства, ввиду того, что ими легче управлять и они очень похожи на обычные западные банковские продукты.
Не смотря на это, партнерство – довольно универсальный инструмент, подходящий для финансирования разного рода проектов, начиная от ипотеки, и малого бизнеса, до мега-проектов и выпуска корпоративных и государственных облигаций.
Мушарака – форма совместного предприятия между двумя и более партнерами, которые вносят капитал и делят управленческие обязанности в соответствии с заранее обговоренными условиями партнерства. Формула разделения дохода может варьироваться, тогда как убытки распределяются строго в соответствии с вложенным капиталом.
Традиционно, мушарака разделяют на несколько видов:
Муфауада (مفاوضة) – вид мушарака, где капитал и обязанности разделяются поровну. Каждый партнер является агентом (уакиль) другого и также несет ответственность за обязанности партнера. Этот вид мушарака признан Ханафитскими учеными, и отклонен учеными других мазхабов.
Инан – вид мушарака, где акции и обязанности партнеров не одинаковы. Убытки партнеры несут только в соответствии с капиталом, вложенным в партнерство, а доходы партнеры могут распределять по своему усмотрению (некоторые партнеры могут приложить больше усилий/знаний в работе организации и поэтому могут и получать более высокий процент с дохода).
Ширкат аль-агмаль (شركة الأعمال) – вид мушарака, где двое или больше людей объединяют свои усилия в какой-то области бизнеса (напр. юристы, плотники, портные) разделяя риск и доход. Каждый партнер несет ответственность за все договора, заключенные другим партнером. Разделение доходов осуществляется в соответствии с условиями партнерства.
Ширкат аль-вуджух (شركة الوجوه) – партнерство без капитала, где партнеры, обычно с высокой репутацией на рынке, могут покупать товары в рассрочку до их дальнейшей продажи.
Комбинация вышеназванных видов мушарака.
Таким образом, в мушарака, каждый партнер имеет право принимать участие в управлении организацией, и может принимать решения от лица других партнеров. Договор между партнерами носит не обязательный характер, где каждый партнер вправе продать свою долю и выйти из партнерства (естественно, предварительно поставив других партнеров в известность).
Исламские банки используют мушарака в ипотечном финансировании посредством договора мушарака мутанакиса (убывающее партнерство), где банк и клиент вместе становятся со-владельцами недвижимости, и клиент постепенно выкупает долю Исламского банка. В добавок к этому, клиент, проживая в этой недвижимости, платит банку за аренду его доли. Таким образом, клиент постепенно увеличивает свою долю во владении недвижимостью, и в то же время платит за аренду[7] в соответствии с долей банка, которая постепенно уменьшается. Со временем, клиент полностью выкупает долю банка и прекращает выплачивать за аренду. В тот момент, договор заканчивает свое действие, и недвижимость полностью переходит в собственность клиента.
Мудараба – это контракт, в котором одна сторона предоставляет капитал, а другая сторона предоставляет какое-то умение для совершения какого-то проекта/работы, целью которого является получение прибыли, и эта прибыль делится между финансистом и финансируемым в соответствии с заранее обговоренным соотношении (напр. 50:50, 60:40 или 1/3, 2/3 и т.д.). В случае убытков финансист теряет свой капитал, а финансируемый теряет свое время и усилия, вложенные в проект.
Ответственность дающего капитал ограничивается суммой капитала, в то время как предприниматель несет ответственность за проведенную работу, и если его работа причинила ущерб кому-либо, то только предприниматель несет за это ответственность, но не финансист. То есть, финансист и финансируемый составляют договор об ограниченной ответственности.
Мудараба активно используется в Исламских банках при привлечении депозитов, где вкладчики рассматриваются как рабб аль-мааль (собственник капитала), а банк играет роль мудаариб (предпринимателя), инвестируя собранные деньги в доходный разрешенный бизнес.
Исламские форварды (салям и истисна)
Эти две формы финансирования используются довольно редко, поэтому не будем заострять на них наше внимание, но вкратце объясним, что они из себя представляют. Сразу поясним, продажа не существующих товаров запрещена Шариатом, в виду высокой степени неопределенности (гарар). Однако, существует два исключения из этого правила.
Салям – вид контракта, по которому цена оплачивается заранее, в то время как доставка товара производится позже. В основном, этот вид контракта использовался в сельском хозяйстве, где крестьяне нуждались в средствах для приобретения семен/саженцев и для собственных нужд. Салям был санкционирован пророком Аллаха (мир ему) в следующем хадисе переданном со слов Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах):
Посланник Аллаха (мир ему) прибыл в Медину и узнал, что жители города практикуют салям, где цена оплачивается за фрукты, доставляемые через один, два или три года. Он сказал: “Тот, кто заключает контракт салям, должен детально упомянуть меру, и время доставки.”
То есть, пророк (мир ему) разрешил такой вид продажи, где цена оплачивается полностью, а конкретный объект/товар доставляется позже, в определенную дату.
По аналогии (кияас), мусульманские правоведы разрешили контракт истисна, что можно перевести как ордер на производство/строительство чего-то. В этом случае, как и в салям, есть заказ на определенный товар/объект, который должен быть произведен/построен. Заказчик полностью или частично оплачивает за производство данного товара, и производитель начинает работу над этим товаром/объектом, которое должно быть доставлено в точном соответствии со спецификацией и в указанные сроки.
3. Разрешенные методы инвестирования
В предыдущей части этой книги читатели ознакомились с разрешенными методами финансирования, дающими возможность мусульманам приобрести оборудование, недвижимость, профинансировать проект и т.д. в соответствии с нормами Шариата. А теперь мы затронем вопрос о разрешенных методах инвестирования. Мусульмане вправе инвестировать в любой бизнес проект, если он не противоречит нормам Ислама. Однако, мы хотим рассмотреть относительно пассивные формы инвестирования, такие как паевые инвестиционные фонды (ПИФы), акции, а также инструменты с фиксированным доходом, такие как облигации.
Инвестирование в акции
Обычные акции компаний, размещенных на фондовой бирже, являются долей активов компании. Таким образом, если бизнес компании является легитимным с точки зрения Ислама, то мусульмане имеют право инвестировать в акции таких компаний. Обычные акции могут покупаться и продаваться по желанию инвестора-собственника акций. В случае профицита акционерного общества часть доходов распределяется между акционерами в виде дивидендов, а другая часть идет на реинвестирование в компанию, повышая таким образом капитал компании, что позитивно влияет на цену акций на фондовом рынке.
Так как акции легитимных с точки зрения Ислама компаний могут свободно покупаться и продаваться на фондовом рынке, создание паевых инвестиционных фондов тоже возможно. ПИФ объединяет фонды групп инвесторов, и вкладывает эти инвестиции в портфель разрешенных акций, продавая и покупая акции по своему усмотрению с целью увеличения ценности портфеля. За свои услуги менеджеры ПИФов получают определенную плату, которая может быть или в виде процента с собранных фондов или в виде фиксированной суммы за определенный период времени. Оплата ПИФам осуществляется за их работу по изучению и отслеживанию фондового рынка на постоянной основе, и по изучению каждой отдельно взятой акционерной компании. В некоторых Исламских странах, в дополнение к услугам по фильтрации разрешенных “голубых фишек”, менеджеры ПИФов расчитывают и оплачивают сумму закята от лица инвесторов.
Собранные фонды могут быть разбиты на группы инвестиционных портфелей, такие как фонды по инвестированию в только технологические компании, телекоммуникационные компании, быстрорастущие, или региональные. Многие такие Исламские фонды исторически превосходят средний рыночный показатель по выплаченным дивидендам.
Хочется объяснить читателю, что улемы пошли на несколько компромиссов для создания ПИФов и Исламских индексов. Если бы строгие правила шариата использовались для этой работы, то количество компаний, инвестиция в которых разрешена, была бы очень маленькой, и диверсификация была бы практически невозможна. Например, строгие законы шариата не позволяют людям (а следовательно и юридическим лицам) давать и брать в долг под проценты. Однако, большинство компаний, акции которых размещены на фондовой бирже, подпадают под две категории: (1) или у таких компаний время от времени случается кризис ликвидности и им приходится брать кредиты (конечно же под проценты); (2) или у них слишком много наличных денег, которые они инвестируют в кредитные инструменты (напр. государственные облигации). Эти проблемы приводят к тому, что найти чистые компании, которые не используют никаких кредитных инструментов, очень трудно. Поэтому, улемы пришли к следующим компромиссам:
Исламские ПИФы и индексы, пользуются услугами Исламских улемов, знатоков фикха и современных финансов. Эти улемы составляют правила отбора компаний, инвестиция в которые разрешена. Качественная система фильтрации основана на отборе индустрий, в которые инвестиция разрешена или запрещена. Запрещено инвестирование в компании, главным бизнесом которых является:
-банковская индустрия;
-алкоголь;
-табак;
-производство оружия;
-развлекательная индустрия;
-азартные игры;
-страхование;
-свинина, и все, что связано со свининой;
-другая активность, оскорбительная для Ислама;
-любые компании, работа которых сильно зависима от вышеперечисленного;
Второй уровень фильтрации зависит от финансовых показателей, каждой отдельно взятой компании. Количественный фильтр рассматривает следующие финансовые коэффициенты[8]:
-соотношение суммы задолженности к активам (не более 33% долга) – debt to asset ratio;
-“нечистые” доходы и доходы с кредитных инструментов по отношению к общему доходу (не более 5%);
соотношение дебиторских задолженностей к общим активам (не более 45%);
Нужно сказать, что эти соотношения приведены как временная мера для расширения числа акционерных обществ, инвестиция в которые разрешена для мусульман. Первый коэффициент основан на хадисе пророка (мир ему), который, когда его спросили сколько имущества можно отдать на благотворительность, сказал, что одна-треть и это достаточно (الثلث, و الثلث كثير ). Конечно же, этот хадис не используется как юридическое доказательство в разрешении 33 % долга в отношении к активам, а просто как приблизительный метод подсчета. Во втором фильтре пять процентов рассматривается как незначительная сумма, а поэтому разрешено. В третьем фильтре имеется ввиду, что если большая часть активов неликвидна, то и остальная часть активов может принять свойство неликвидных активов. То есть, для защиты инвесторов, улемы предложили инвестировать в компании, большая часть активов которых ликвидна.
Данные фильтры предложены довольно произвольно и на временной основе, до тех пор пока не появятся другие способы определения разрешенных для инвестиции компаний. Конечно, обсуждение способов фильтрации – тема отдельная, и до сих пор, улемы в разных странах предлагают разные способы фильтрации или имеют различные мнения на этот счет. Некоторые даже не согласны с такими способами фильтрации так как природа компаний, акции которых продаются и покупаются на фондовой бирже довольно разнообразна и использование одного типа фильтров может быть нецелесообразна в некоторых случаях.
Фонды с “фиксированным” доходом
Каждый инвестор имеет свой уровень толерантности риска. То есть, в зависимости от того насколько инвестор готов рисковать своим капиталом, уровень дохода будет зависеть именно от этой готовности переносить риск. Чем выше риск, тем выше доход с инвестиций, и наоборот. Финансовый рынок предоставляет прекрасную возможность выбирать уровень дохода соответствующий уровню риска. Многие предпочитают получать фиксированный доход с минимальной возможностью потери или уменьшения капитала. Для инвесторов с низким уровнем риска, рынок предоставляет инструменты с фиксированным доходом. В западной финансовой системе сущестует множество таких инструментов (напр. срочные банковские депозиты, государственные облигации, инструменты денежного рынка, и т.д.). К сожалению, все эти инструменты основаны на риба и мусульмане не имеют права их использовать. Что же предлагает Исламская финансовая система в этом случае?
Давайте рассмотрим следующий пример: некий инвестор хочет вложить свой капитал в инструменты, приносящие стабильный доход и с минимальным риском. Этот инвестор может приобрести недвижимость и сдать его в аренду. Естественно, с ростом инфляции будет расти и оплата, получаемая с арендатора, а также стоимость недвижимости будет расти вместе с инфляцией. Таким образом, недвижимость может являться хорошим инструментом для получения фиксированного дохода с учетом инфляции и для сохранения первоначального капитала.
Конечно же, любая недвижимость имеет определенный риск, когда район, где недвижимость расположена, перестает быть фешенебельным или дополнительное строительство в том же районе делает его не привлекательным на рынке недвижимости. В результате, стоимость недвижимости и оплата за аренду могут значительно понизиться. Также, любое здание может нуждаться в дорогостоящем капитальном ремонте, и может быть повреждено природными катаклизмами. Поэтому, имеет смысл объединиться с другими себе подобными инвесторами и вместе приобрести несколько зданий в разных районах, таким образом диверсифицируя риски, присущие этому рынку. Каждый инвестор будет являться собственником части этих зданий, приносящих прибыль с аренды, в дополнение к тому, что стоимость доли в недвижимости также может увеличиться. Эта простая диверсификация дает возможность получить ту же сумму арендной платы как если бы собственник недвижимости сам сдавал в аренду свою недвижимость, но с меньшим риском.
Эта конценпция используется в “иджара фондах”. Исламские финансовые учреждения могут предоставлять лизинговые инструменты, являясь собственником недвижимости во время действия контракта. В это время финансовое учреждение имеет право продать лизинговые активы, частично или полностью.[9] Таким образом, Исламский банк может рассматривать свой лизинговый портфель как отдельную компанию или фонд, акции которой могут покупаться и продаваться. Инвесторы, на купленные акции получают фиксированный доход с лизингового портфеля финансового учреждения. Так же как и в обычных фиксированных финансовых инструментах, доход с Исламских лизинговых инструментов растет с ростом инфляции, в то время как риск минимальный (дефолт в обычных инструментах против дефолта и ремонта или разрушения активов лизингового фонда).
4. Разрешенные методы страхования
Одним из методов минимизации риска является страхование.[10] По обычному контракту страхования, страховщик покупает полис по которому он выплачивает определенную премию страховой компании, а страхователь обещает восполнить утрату или компенсировать при возникновении страхового случая по заранее известной формуле. Большинство Исламских правоведов запрещают обычное страхование по причине чрезмерной неопределенности (гарар). Кроме того, так как собранные страховые премии инвестируются в облигации, выплачивающие фиксированные проценты (риба), обычное страхование становится вдвойне запрещенным.
Таким образом, страхование – это не единственный способ защиты от рисков. Как мы уже видели, простая диверсификация имеет способность минимизировать риски. Исламская альтернатива страхованию базируется на концепции кооперативного или взаимного страхования, которая основана на такой идее диверсификации рисков.
Запрет финансового страхования
Давайте рассмотрим запрет на гарар в страховании. Этот запрет, в отличие от запрета на риба, является довольно относителным. Аль-Баджи Аль-Андалуси в “Хашият” пишет:
Запрет пророка (мир ему) на “бай аль-гарар” приводит к дефективности такой продажи. “Бай аль-гарар” означает, и Аллах знает лучше, что в такой продаже компонент неопределенности является главным элементом в такой степени в какой эта продажа может быть оправданно названа “бай аль-гарар.” Такая продажа единогласно запрещена. С другой стороны, незначительный гарар не приводит к дефектности контракта, так как никакой договор не может быть полностью свободным от неопределенности. Поэтому, улемы имеют разное мнение насчет степени гарар и его эффекте на юридический статус различных контрактов.
Такиюддин Аль-Субки таким образом суммирует мнения разных улемов:
Улемы сказали, что критерием определения недействительности контрактов основанных на гарар, или признания его действительным не смотря не присутствие гарар является: если необходимость диктует присутствие гарар, и которое невозможно избежать без значительного увеличения стоимости, или если гарар незначительный, такой контракт можно считать действительным, в противном случае он не действителен. Таким образом, разница во мнении улемов основана на этом принципе, где некоторые из них считают некоторый гарар незначительным, а некоторые считают тот же гарар как имеющий большое значение, и Аллах знает лучше.
Ибн Таймия приводит следующее:
В этом вопросе, негативный фактор гарар заключен в том, что он может привести к спорам, ненависти и противоправному присвоению имущества других людей. Однако, известно, что этот негативный фактор может быть аннулирован какой-то значительной пользой.
Аль-Дарир приводит четыре условия, по которому гарар приводит к недействительности контракта:
1. Гарар должен быть значительным
2. Затронутый контракт должен являться финансовым контрактом обмена (включая продажу и партнерство, но за исключением дарения и благотворительности)
3. Гарар должен затронуть главные элементы контракта (цену, объект контракта, формулировку контракта, и т.д.)
4. Этот контракт не выполняет какую-то потребность, которую нельзя удовлетворить другими методами.
Многие современные исламские правоведы сходятся во мнении, что современное страхование удовлетворяет все четыре условия, а значит является недействительным. Ибн Абидин, который вынес фетву о запрете на морское страхование, высказывает мнение, что гарар проистекает из того факта, что цена (премия) оплачивается за объект контракта, который не до конца определен. В этом случае страхователь может оплатить всего лишь одну премию и получить огромную сумму (при условии, что он сможет доказать легальность своего требования), в то время как другой страхователь может всю жизнь выплачивать страховую премию, но может не получить никакой компенсации. Заметьте, что в Исламском правоведении “залог / страховой полис” не может являться объектом продажи. Согласно Исламским правоведам, в коммерческом страховании:
1. Количество гарар является значительным, так как предполагаемая сумма страховой компенсации может варьироваться от нуля до очень большой суммы.
2. Контракт коммерческого страхования является контрактом продажи, т.е. коммутативный финансовый контракт.
3. Гарар влияет на объект продажи, а значит является неотделимой частью контракта.
4. Кооперативное страхование может с успехом заменить коммерческое страхование.
Кооперативное (взаимное) страхование
В кооперативном страховании группа людей вносит вклады в единый фонд. Когда член этого кооператива предъявляет легальное страховое требование (в зависимости от вида страхования, указанном в страховом документе), денежная компенсация оплачивается с этого фонда. В то же время, деньги собранные в этом фонде, инвестируются согласно нормам шариата не подвергая деньги страхователей значительному экстра риску. Остаточный доход затем распределяется между страхователями. Аль-Зухайли утверждает:
Разница между коммерческим и кооперативным страхованием в том, что во втором случае страхователь не отделен от застрахованного. Кроме того, члены этой организации не пытаются получить доход, а только покрыть убытки некоторых из них. В первом же случае, страхователь – коммерческая организация, использующая принцип обмена страхования на фиксированные взносы. Таким образом, доход страхователя прямо связан с расходом застрахованного.
Такова логика в коммерческом и кооперативном страховании. К сожалению, форма собственности компаний кооперативного страхования в Исламских странах идентична компаниям коммерческого страхования. Однако, в принципе, организации взаимного страхования, которые инвестируют свои фонды в разрешенные шариатом проекты/акции, удовлетворяют все условия предложенные Исламскими правоведами, отличающие их от компаний коммерческого страхования. В России таких форм страхования пока не существует, хотя попытки создания были, в то время как в некоторых странах Европы такие уже есть. До тех пор, Российским мусульманам придется уменьшать риски путем прямой диверсификации своих инвестиций или же используя те виды страхования, в настоящее время существующие на территории Российской Федерации.
5. Список использованной литературы
Al-Baj Al-‘Andalusi. n.d. Al-Muntaqa Sharh al-Muwatta’. Dar Al-Kutub Al-‘Islamiyyah.
Al-Darr, S. 1997. Al-gharar in contracts and its e
ffects on contemporary transactions. IDB Eminent Scholars’ Lecture Series, No. 16. Jeddah: IDB, IRTI.
Al-Gamal. Mahmud Amin. 2000. A Basic Guide to Contemporary Islamic Banking and Finance.
Al-Qurtubi, A. 1996. Al-Jami` Al-‘Ahkam Al-Qur’an (Tafsr al-Qurtubi). Beirut: Dar Al-Kutub Al-`Ilmiyyah.
Al-Imam Al-Tabari. 1992. Jami` Al-Bayan fi Ta’wl Al-Qur’an (Tafsir Al-Tabari). Beirut: Dar Al-Kutub Al-`Ilmiyyah.
Al-Misri, R. 1997. Bay` Al-Taqsit: Tahlil Fiqhi wa ‘Iqtisadi. Damascus: Dar Al-Qalam.
Al-Nawawi (continuation by Al-Subki). 1995. Al-Majmuu` Sharh. al-Muhadhdhab.Dar Ihya’ Al-Turath Al-`Arabi. verified and completed by Muhammad Najib Al-Muti`
Al-Qaradawi, Y. 1999. Fiqh al-Zakah. Beirut: Mu’assasat Al-Risalah.
Al-Qarafi, A. n.d. Al-Furuq. Beirut: `Alam Al-Kutub.
Al-Salus, A. 1998. Al-‘Iqtisad Al-‘Islami wa Al-Qadaya Al-Fiqhiyyah Al-Mu`asirah. Al-Dawhah: Dar Al-Thaqafah.
Al-Zuhayli, W. 1997. Al-Fiqh Al-‘Islam wa ‘Adillatuh. Damascus: Dar Al-Fikr. Fourth revised edition.
‘Ibn `Abidn. n.d. Hashiyat radd al-muhtar. Egypt: Mat.ba`at Al-Bab Al-H. alab.
‘Ibn Rushd, M. 1997. Bidayat Al-Mujtahid wa Nihayat Al-Muqtasid. Beirut: Dar Al-Ma`rifat. verified by `Abd Al-Majid Tu`mat Halab.
‘Ibn Taymiya, A. 1998. Al-Fatawa Al-Kubra. Cairo: Harf (reprod.): Dar Al-Kutub Al-`Ilmiyyah. in Encyclopedia of Islamic Jurisprudence (CDROM).
M. Taqi Usmani. 1998. An introduction to Islamic finance. Karachi: Idaratul Ma`arif.
Mayers, D. and C. Smith. 1988. Ownership structure across lines of property-casualty insurance. Journal of Law and Economics 31:351-78.
Sakhr. 1996. Al-fatawa al-‘Iqtis.adiyyah. Heliopolis, Cairo: Sakhr Software Co., and Dallah Al-Barakah. 2nd edition, (on CDROM).
Smith, B. and M. Stutzer. 1995. A theory of mutual formation and moral hazard with evidence from the history of the insurance industry. Review of Economic Studies 8(2):545-77.
Zamir Iqbal, Abbas Mirakhor. 2006. An Introduction to Islamic Finance: Theory and Practice. USA: Wiley
Yusuf `Ali, A. 1991. The Meaning of the Holy Qur’an. Brentwood, MD: Amana Corporation.

[2] В Исламе есть два исключения из этого правила – контракты салям и истисна. Более детальное обсуждение этих контрактов будет во второй части путеводителя.
[3] В этом случае добавочный процент не является запрещенным риба.
[4] В Малайзии этот продукт известен как Аль-Иджара сумма аль-бай (الإجارة ثم البيع)
[5] Согласно большинству Исламских ученых, обещание является обязательным к исполнению для того, кто обещает.
[6] Profit and Loss Sharing
[7] Сумма арендной выплаты не должна превышать нормальных цен на рынке аренды недвижимости
[8] Этот подход к фильтрации используется Исламским Индексом Доу Джонса, который практически идентичен с британским Исламским Индексом FTSE. Малазийский индекс имеет незначительные отличия от этих двух.
[9] Некоторые улемы не разрешают продажу недвижимости отданной в лизинг в время действия договора, в то время как другие разрешают.
[10] Риск не может быть полностью устранен, вне зависимости от использованных методов минимизации риска

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.