Методы исламского финансирования

МЕТОДЫ ИСЛАМСКОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ
Идеологическим и теоретическим фундаментом экономической доктрины ислама является Коран. Исходное положение состоит в том, что Коран содержит в себе полнейший глобальный кодекс жизни индивидуума, включая свод правил, регулирующих всю экономическую деятельность человека (частного предпринимателя) и хозяйственных структур.
На основе Корана сформулированы основные принципы правовых, имущественных и хозяйственных отношений в современном мусульманском обществе. Первой и главной обязанностью каждого правоверного мусульманина является уплата закята – обязательного общегосударственного (национального) сбора с доходов всех обеспеченных мусульман в пользу бедняков. Кроме того, правоспособный мусульманин обязан:
– неуклонно выполнять правила шариата, касающиеся торговых и финансовых операций, соблюдать платежные обязательства по залогам, долгам, а также по срокам заключенных им соглашений;
– соблюдать правила раздела имущества умершего между законными наследниками;
– уважать чужую собственность, не допускать спекуляции или таких нарушений закона, как грабеж, вымогательство, обман, афера, припрятывание товаров, монополия, распространение вредных лекарств;
– одним из наиболее серьезных грехов считается взимание процента – рибы, поскольку по обычаям шариата нельзя получать дополнительное богатство без усилий и риска, в том числе путем эксплуатации либо присвоения имущества других людей.
Отношения реального труда и капитала в исламской экономической доктрине объективно исключает эксплуатацию. Одним из центральных положений исламской экономической доктрины стало отождествление реальной эксплуатации с получением дохода физическим лицом, лично не участвующим в трудовом процессе и не рискующим своим имуществом (богатством). Отметим также, что в исламе, по утверждениям его толкователей, труд всегда ценится выше, чем капитал. В случае производственного партнерства и привлечения наемных работников, когда одна сторона обеспечивает труд, а другая предоставляет необходимый капитал, любые убытки должны покрываться исключительно за счет капитала, но не за счет привлеченного наемного труда. Частное национальное предпринимательство в этих странах должно строится на базе основополагающих принципов ислама, таких, как взаимопомощь, равное долевое участие в прибылях и убытках, справедливое вознаграждение каждого участника и фактора производства, в том числе наемного труда.
В соответствии с этими принципами допускаются различные формы предпринимательского партнерства и соответствующие им методы исламского финансирования, ставшие ныне базисной основой операционной и инвестиционной деятельности исламских банковских учреждений.
К базисным (первичным) методам исламского финансирования относятся:
– мудараба – финансирование на основе безусловного долевого участия в совокупной прибыли, полученной от реализованного инвестиционного проекта. Речь идет о заключении специального финансового соглашения, по которому один или одновременно несколько частных владельцев капитала наделяют правами на его использование агента (оператора) или управляющего – мудариба – для ведения конкретного дела. По завершении инвестиционного проекта мудариб выплачивает собственникам (владельцам) капитала основную сумму привлеченного им (заемного) капитала плюс заранее оговоренную долю совокупной прибыли, полученной от реализованного инвестиционного проекта; оставшаяся часть дохода идет полностью в собственность мудариба (соответственно, убытки всегда несут владельцы капитала); принцип мударабы обычно используется для финансирования долгосрочных инвестиционных проектов развития и при операциях с ценными бумагами, в том числе государственными.
– ширкат – экономический принцип, в соответствии с которым два или одновременно более частных собственников вносят свой капитал и непосредственно сами участвуют в организации совместного дела, а прибыль и убытки затем делят пропорционально, в соответствии с фактической долей внесенного каждым инвестором капитала в реализованный инвестиционный проект
– мушарака – совместное предпринимательство, соглашение о сотрудничестве и долевом акционерном участии, когда заемщик (оператор) и собственник капитала либо менеджер компании – кредитора действуют совместно, по сути, на паритетных началах.
– мурабаха – торговые сделки, которые реализуются на условиях соглашения о солидарном разделе полученной торговой прибыли между всеми участниками, в том числе на основе ранее установленных и твердо зафиксированных ее долей для каждого участника. Принцип мурабахи может быть применен также к торговле с последующей оплатой, в том числе на базе рассрочки (отсрочки) платежа по реализованной поставке покупателю, а также финансированию торговли исламскими банками, которые осуществляют по принципу установления банками надбавки к первоначальной закупочной цене товара. Дело в том, что в этом случае банк осуществляет перепродажу ранее приобретенного товара клиенту по ранее согласованной цене.
– иджара – по сути аналог лизинговой операций, речь идет о целевом соглашении о передаче или присвоении собственности либо о долговом сотрудничестве, ведущем впоследствии к подобному присвоению или передаче собственности лизингополучателю.
– иджар ва – иктина – специальное лизинговое соглашение, в соответствии с которым клиент получает право выкупить ранее взятые в аренду оборудование, строения и другие объекты и вступить в законные права собственности на них в тот момент, когда кумулятивно накапливаемые арендные платежи (выплаты) достигнут уровня, соответствующего ранее согласованной между контрагентами продажной цене объекта данного лизингового соглашения.
– амана – ответственное трастовое хранение привлеченных банком средств без права распоряжаться непосредственно самим предметом траста (в том числе на основе создания банком дополнительных резервных и гарантийных фондов).
– истисна – финансирование банком промышленного производства специализированного оборудования или продукции при установленном вкладе, который делает в производство клиент – заемщик; его вклад в производство обычно рассчитывается на базе ранее согласованной с банком продажной цены производимого заемщиком оборудования или промышленной продукции.
– кард – аль – хасан – беспроцентный благотворительный кредит, при котором заемщик платит банку только за свое текущее расчетное (техническое) обслуживание по использованной им части выделенного ему финансирования (кредитной линии).
Текущая операционная и инвестиционная деятельность исламских банковских учреждений и банков не ограничивается данными формами. Но учреждения, постоянно реализующие операции на базе названных принципов, ныне ядро исламской банковской системы.

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.