Программа курса Исламоведение

Составитель — Кириллина Светлана Алексеевна
ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
ИСЛАМОВЕДЕНИЕ
ТЕМА I. ИСЛАМ (ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ)
Предмет и задачи лекционного курса. Ислам – третья и самая молодая мировая религия. Карта современного «мусульманского ми-ра»: регионы распространения ислама, численность и этническая принадлежность его приверженцев. Критерии принадлежности к духовному миру ислама. Фактор пре-емственности в становлении и развитии исламского социокультурного комплекса. Многоликие регио-нальные проявления мусульманской религии и общеисламские принципы, духовные ориентиры и цен-ности, объединяющие мусульман и отличающие ислам как идеологическую систему от других религий. Интеграционный потенциал ислама и его культурно-цивилизационная функция. Действенность «ислам-ского фактора» в мировой политике. Ислам в постсоветском пространстве.
ТЕМА II. ИСТОКИ И ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ
ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИСЛАМА
Социально-экономические и политические отношения в Аравии накануне зарождения ислама . Идейно-политические факторы складывания исламского вероучения. Этнополитические процессы на Аравийском полуострове. Ислам как закономерный этап эволюции религиозного сознания населения Аравии. Полиформная религиозная ситуация в эпоху джахилийи (язычества). Древняя политеистиче-ская традиция в Аравии – последнем бастионе семитского язычества. Идолопоклонство, тотемизм, фе-тишизм, астральные культы. Постепенное сложение общеаравийского пантеона божеств. Служители храмов и идолов, их социальный статус. Роль прорицателей – кахинов в религиозной жизни Аравии. Усиление позиций Мекки и ее святилища Каабы в качестве главного идеологического центра Западной Аравии. Племя курайш, его привилегированное положение. Ранние тенденции перехода к единобожию: «йеменский монотеизм» в Южной Аравии. Поиски объединительной идеологии. Исконно аравийское духовное течение – ханифизм; монотеистические идеалы ханифов как один из источников мусульман-ского вероучения. Аравия на стыке религиозных потоков: христианство и иудаизм на Аравийском по-луострове, главные пути их проникновения и основные центры; зороастризм. Древнейшие мифологиче-ские представления, адаптированные впоследствии исламом.
Культурные достижения аравийцев до ислама. Уровень развития материальной культуры. Завое-вания в письменной культуре: от первых протоарабских надписей до сложения алфавитного письма. Высокоразвитая устная традиция: формы сакрального языка, поэтического языка (койне), обиходно-бытового языка межплеменного общения. Роль ораторского искусства и искусства стихосложения в культуре Аравии. Этноисторические представления аравийцев.
ТЕМА III. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА
Основные вехи биографии Мухаммада (р. в 570 г.): легенды и исторические реконструкции. Ис-точники по теме и степень их достоверности.
Начало религиозной проповеди в Мекке (610 – 622 гг.):
Детство и отрочество Мухаммада. Образ жизни и социокультурный фон. Род и семья. Абу Та-либ. Участие в торговых предприятиях и женитьба на Хадидже. Духовные искания будущего пророка. Знакомство с содержательной стороной монотеистических учений. Подготовка к пророческой миссии. Первое откровение. Побудительные мотивы, обусловившие откровения Мухаммада. Доисламские язы-ческие представления, определившие практику получения пророческих откровений. Усвоение социаль-но-политического опыта общественно значимых аравийских персоналий – ханифов, провидцев и про-рицателей – кахинов, племенных ораторов – хатыбов, племенных вождей – сайидов, третейских судей – хакимов, поэтов – ша‘иров. Переход от тайной к публичной проповеди нового вероучения. Формирова-ние общины мусульман в Мекке. Содержание первоначальных проповедей Мухаммада: их оригиналь-ные арабские черты и трансформировавшиеся в аравийской языческой среде элементы христианской и иудейской догматики. Мухаммад и его учение в восприятии современников. Успехи исламского веро-учения среди жителей Мекки, недовольство мекканской верхушки и его причины. Гонения мусульман. Заключение Мухаммадом союза с жителями Ясриба. Значимость присущего исламу интегративного импульса.
Мединская община Мухаммада и победа ислама в Аравии (622–632 гг.):
Переселение Мухаммада и его сподвижников (сахаба) в Ясриб (Медину) – хиджра и ее причи-ны. Взаимоотношения между муха-джирами и ансарами. Формирование общины и начало сложения мусульманской обрядности и догматики. Противостояние Мекки и Медины и ее исход. Первая воору-женная экспедиция мусульман против мекканцев (623 г.). Начало борьбы между Меккой и Мединой. Битва при Бадре (624 г.) и ее последствия. Разгром мусульман при горе Ухуд (625 г.). Зарождение ис-ламской государственности: мединская община – умма как прообраз мусульманского общества и госу-дарства. Осада Медины мекканской армией и ее неудача (626г.). Попытка Мухаммада совершить па-ломничество в Мекку. Худайбийское перемирие (628 г.) и его пропагандистское значение. Нарушение перемирия мекканцами. Поход мусульман на Мекку и взятие города (630 г.). Распространение ислама в Аравии. Сопротивление «лжепророков». Кончина Мухаммада (632 г.) и проблемы преемства власти в мусульманской общине. Историческая роль Мухаммада. Личность Пророка в интерпретации мусуль-манской традиции, религиоведов и историков разных поколений.
ТЕМА IV. ЭПОХА ВЕЛИКИХ АРАБСКИХ ЗАВОЕВАНИЙ.
ИСЛАМ ЕДИНЫЙ, ИСЛАМ РЕГИОНАЛЬНЫЙ
Роль ислама в сплочении племен Аравии. Борьба с «возвращением» к язычеству – движением ридда при халифе Абу Бакре (632 – 634 гг.). Идея «вселенской миссии» ислама как порождение поздней исламской историографии. Побудительные мотивы и объективные причины исламской экспансии за пределы Аравийского полуострова. Организаторская роль ислама как одной из движущих сил завоева-ний. Ислам как знамя завоевательных походов при халифе Омаре (634 – 644 гг.). Факторы упрочения позиций ислама на завоеванных территориях: веротерпимость, налоговые и прочие льготы для приняв-ших ислам. Восприятие ислама в различных культурно-циви-лизационных условиях. Адаптация ислам-ских норм к нормам, заимствованным из других культурно-религиозных систем и историко-культурных регионов. Две модели исламизации: «завоевание» и «мирная». «Формальная» и «внутренняя» ислами-зация. Всемирно-историческое значение завоевательного движения арабов-мусульман VII – VIII вв. Дальнейшее распространение ислама: мир ислама в средневековье и на пороге нового времени.
«Гомогенность» и «гетерогенность» ислама. Проблема соотношения «идеального» ислама с ре-альными формами его бытования в различных регионах его распространения. Теория «трех стадий» ис-торической эволюции ислама как идеологической системы. Первая – «кораническая» (закрепление в Коране несистематизированного комплекса религиозно-политических установок, правовых и этических норм – ценностных ориентиров для последователей ислама). Вторая – стадия «лимитированного плю-рализма» (стадия интенсивной идейной борьбы и разногласий, породившая главные направления исла-ма, толки и школы богословско-правового характера; саморегуляция разнообразных форм религиозной идеологии общеисламскими установками). Третья – «региональная», связанная с укоренением ислама в сознании населения «периферийных» регионов мусульманского мира и со сложением региональных форм его бытования. Широкий спектр специфически исламских внутрирегиональных проблем.
ТЕМА V. ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ И ГЕНЕЗИСА
РАННЕГО ИСЛАМА В МИРОВОЙ ИСТОРИОГРАФИИ
История толкования исторической и социокультурной сущности исламской религии. Оценка ис-лама на Западе в средневековую эпоху. Возникновение научного исламоведения в XIX в. Проблема ре-лигиозных взаимовлияний в исламоведческой литературе. Европоцентризм как основа поисков внеис-ламских корней третьей мировой религии: ислам как «образец всеобъемлющего синкретизма» и «араб-ская адаптация библейского монотеизма» («христианская версия» происхождения ислама и версия «иу-дейской доминанты» в мусульманской религии). Становление отечественной историографии по про-блеме: «торгово-капиталистическая», «земледельческая», «бедуинская» теории происхождения ислама; «ислам как идеология раннефеодального общества» и «ислам как продукт рабовладельческих отноше-ний в Аравии». Интенсификация фундаментальных исламоведческих исследований в мировой науке на современном этапе. Подход к исламу как к продукту культурного развития аравийского общества, впи-тавшего в себя многообразные традиции ближневосточного цивилизационного массива. Теория «куль-турного синтеза».
ТЕМА VI. КОРАН И КОРАНИСТИКА
Традиционная мусульманская концепция коранических откровений. История создания и «кано-низации» текста Корана. Первые опыты составления Корана. Кодекс первого свода. Османова редакция. Идейно-политическая борьба, связанная с редакцией Корана. Последующая унификация коранического текста: устранение разночтений и разнописаний. Рецитация Корана (‘иль аль-кыра’а): варианты чтений.
Текст Корана: структура, состав, общая характеристика содержания. Легенды, притчи, эпические сказания, элементы полемики. Основы вероучения, догматики и культово-обрядовой практики. Коран как «арабский судебник». Коранические сюжеты и образы, восходящие к библейскому кругу. Коран как историко-литературный памятник, отражающий развитие традиционных форм религиозной жизни Ближнего Востока. Социальная этика Корана. Неполнота раскрытия определенных тем в Коране.
Принцип расположения сур: «мекканские» и «мединские». Проблема названия сур. Хронология текста, ее условный характер (традиционная схема и датировка, закрепленная мусульманскими экзеге-тами; версии и детальные хронологии современных исследователей).
Коран как исторический источник. Отражение в Коране идейно-политических, экономических, социальных и этических реалий эпохи. Аравийские коранические предания и сюжеты, их реальная ис-торическая основа. Коран как литературный памятник и его уникальный характер. Коран и аравийская доисламская словесность. Язык Корана: стилистика, рифмованная ораторская проза – садж‘, «диалого-вый» характер фрагментов текста (запись живой речи Пророка). Развитие научной полемики вокруг ха-рактера языка Корана. Язык Корана – мекканский вариант межплеменного поэтического койне арави-тян.
Кораническая экзегетика – тафсир и наиболее известные произведения этого жанра. Тафсиры ат-Табари (838–923), ат-Туси (ум. в 1067 г.), аз-Замахшари (1074–1143), аль-Байдави (ум. между 1282–1316 гг.), ар-Рази (ум. в 1209 г.), Джаляль ад-Дина аль-Махалли (ум. в 1459 г.) и Джаляль ад-Дина ас-Суюти (ум. в 1505 г.) («Тафсир аль-Джалялайн»). Мусульманская реформаторская экзегетика рубежа XIX – XX вв. «Тафсир аль-Манар» Мухаммада Абдо и Рашида Риды. Структура тафсиров. Европейская традиция научного исследования тафсиров. Тафсир как историко-филологический и законоведческий комментарий и та’виль как символико-аллегорическое толкование коранического текста: различия под-ходов. «Наука об отменяющем и отмененном» айятах (‘иль ан-насих ва-ль-мансух); жанр асбаб ан-нузуль (причины ниспослания), труды, посвященные превосходству (фадль) и достоинствам (фадаиль) Корана.
История печатных изданий Корана. От раннелатинских переводов к современным научно-критическим переводам на европейские языки (Р.Белл, Р.Блашер, Р.Парет, А.Арберри). История пере-водов Корана в России. Работа над кораническим текстом в современном мусульманском мире. Осно-вополагающие направления в научном исследовании Корана. Использование новейших компьютерных методик. Справочная литература по Корану: конкордансы, энциклопедии, словари, указатели, библио-графические справочники.
ТЕМА VII. СУННА И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ
ИСЛАМСКОГО ДУХОВНОГО КОМПЛЕКСА
(ХАДИСЫ И ХАДИСОВЕДЕНИЕ)
Сунна – второй после Корана источник исламского вероучения. Проблема соотношения Корана и Сунны. Формирование понятия «сунна Пророка». Хадис как специфическая форма трансляции знаний и основа Сунны. Дискуссии относительно хронологических рамок возникновения мусульманского пре-дания и времени его письменной фиксации. Жанры, предшествовавшие хадисам. Структура хадиса (ис-над, матн и их содержание). Методы и способы сбора и передачи хадисов. История создания основного корпуса хадисов в VIII – X вв. Сложение и обособление региональных хадисных центров (мединский, иракский и сирийский), продуктивный обмен между ними. Массовое хождение хадисов, фабрикация подложных преданий – «хадисотворчество». Краткие тематические сборники, «критический» отбор ха-дисного материала и сведение его в объемные собрания. Борьба традиционалистской школы хадисове-дов (асхаб аль-хадис) с богословами-рационалистами (асхаб ар-ра’й). Зарождение и становление жан-ров толкования, верификации и критики хадисов (аш-шарх; аль-джарх ва-т-та‘диль; ма‘рифат ар-риджаль). Определение степени достоверности хадисов в мусульманской традиции. Классификации хадисов (по степени достоверности иснада; по источникам). Типы хадисных сборников по способу ор-ганизации материала (муснад – по именам самых ранних передатчиков; мусаннаф – по содержанию, по предметам высказывания). Шесть общепризнанных в суннитской среде сборников хадисов: «Аль-Джами‘ ас-сахих» Мухаммада аль-Бухари (810–870), «Аль-Джами‘ ас-сахих» Муслима (ум. в 875 г.), «Китаб ас-сунан» Ибн Маджи (ум. в 886 г.); «Китаб ас-сунан» Абу Дауда ас-Сиджистани (ум. в 888 г.); «Аль-Джами‘ аль-кабир» Мухаммада ат-Тирмизи (ум. в 892 г.); «Китаб ас-сунан» ан-Нисаи (ум. в 915 г.). Роль хадисов в формировании догматико-правовой системы ислама. Отношение к Сунне в шиитской среде: ахбары.
Рефлективный характер хадисной литературы, проблема подлинности и научная критика хади-сов как культурно-исторического источника, отражающего эволюцию ислама. Переводы сборников ха-дисов, современные методы их изучения и датировки.
ТЕМА VIII. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
МУСУЛЬМАНСКОЙ ДОГМАТИКИ
Неразделенность догматики и культа в исламе. Исторически сложившееся преобладание риту-ально-обрядовых и морально-этиче-ских предписаний над догматикой. Понятие дин (религия) как сово-купность трех составляющих: ислам (предание себя Богу), иман (вера) и ихсан (нравственная доброде-тель). Мусульманская богословская литература жанра ‘акида (изложение и обоснование главных догма-тических представлений, правовых, ритуальных и этических норм ислама). Основные догматы ислама (усуль ад-дин): учение о единобожии (таухид), вера в божественную справедливость и правосудие (‘адль), признание пророческой миссии Мухаммада и предшествовавших пророков (нубувва), вера в воскресение, Судный день и потусторонний мир (ма‘ад, или кийяма), учение об имамате-халифате (имама-хиляфа). Последний догмат как предмет бурной полемики и расхождений между суннитами и шиитами. Проблема интерпретаций общих принципов исламской веры. Первый из «пяти столпов веры» – шахада (исламский «символ веры») и заключенные в нем два первых догмата ислама (исповедание веры в единого Бога и признание пророческой миссии Мухаммада).
Учение о «священной войне» (джихад) как одной из главных обязанностей мусульман. Мусуль-манская интерпретация джихада и его внеисламская трактовка. Коранические предписания относитель-но джихада – основа многообразных толкований концепции войны и мира в исламе. Понятия дар аль-ислам – «земля ислама», дар аль-харб – «земля войны» и дар ас-сульх – «земля договора». Углубление концепции джихада (понятия «джихада сердца», «джихада языка», «джихада руки» и «джихада меча»).
Основополагающие проблемы мусульманской догматики: свобода воли и предопределение, грех и греховность верующего (представления о «малом» – ас-сагира – и «тяжком» – аль-кабира – грехе), мера загробного воздаяния, придание Аллаху сотоварищей (ширк), проблема традиции и нововведений (бид‘а) и др. Учение о божественной милости и справедливости. Эсхатологические представления в ис-ламе (потусторонний мир – ахира: рай и ад). Учение об ангелах и демонология. Мессианские идеи в ис-ламе: учение о махди – мусульманском мессии, провозвестнике близкого конца света. Махди в суннит-ском исламе как «мифологическое украшение идеала будущего» (И.Гольциер).
Ислам и судьба-фатум: миф о фатализме ислама как о его характернейшей черте. Архаические концепции судьбы и способы преодоления фатума в исламе.
ТЕМА IX. КУЛЬТОВО-ОБРЯДОВЫЕ
ПРЕДПИСАНИЯ ИСЛАМА
Учение о «пяти столпах веры» (аль-аркан аль-хамса, или аркан аль-ислам): исповедание веры (шахада), каноническая молитва (салат), пост (саум), обязательная милостыня (закат), паломничество в Мекку (хадж). Порядок подготовки к молитве и ее совершения. Понятие ритуальной нечистоты (джанаба) и очищения (тахара). Призыв на молитву (азан). Одиночная и коллективная молитва. Пят-ничная молитва. Хутба – пятничная проповедь и ее роль в идейно-политической ориентации верующих. Дополнительные и добровольные молитвы. Пост, правила его соблюдения, определение его сроков и суточного времени. Обязательная милостыня, ее социальная сущность, размер и порядок сбора. Cадака как доброхотная милостыня. Эгалитаристские тенденции в исламе. Паломничество, его сроки, обряды и обычаи. Ри¬туа¬лы хаджа как «амаль¬га¬ма пе¬ре¬жит¬ков язычес¬т¬ва и но¬вой об¬ряд¬но¬сти» (А.Мас¬се). Культ Каабы и его корни. Умра – малое паломничество.
Мусульманские праздники. Два главных мусульманских праздника: великий праздник жертво-приношения (‘ид аль-адха; курбан-байрам) и праздник разговения (‘ид аль-фитр; ураза байрам и др.) как неотделимая часть обрядов паломничества и поста. Пятница (йаум аль-джум‘а) – день обществен-ной молитвы. Маулид ан-наби – праздник рождения пророка Мухаммада, история его возникновения. Лайлат аль-кадар – ночь ниспослания Мухаммаду первого откровения. Лайлат аль-исра’ ва-ль-ми‘радж (ночь путешествия и вознесения) – чудесное путешествие Мухаммада из Мекки в Иерусалим и его вознесение к небесному престолу Аллаха. Противоречивые трактовки легенды о вознесении Му-хаммада на небо в мусульманском богословии. Обряды, сопровождающие мусульманские праздники. Мусульманские обряды, связанные с семейно-брачными отношениями и жизненным циклом (рождение ребенка, обрезание, свадьба, похороны и др.). Запреты в исламе: пищевые, запрет алкоголя, азартных игр, изображений человека и животных, лихвы (ссудного процента) и др.
Культово-обрядовые центры ислама. Мечеть (масджид; джами‘) – многофункциональный рели-гиозно-культурный и просветительский центр. Формирование основных элементов мечети и их предна-значение (минарет, михраб, минбар, место для ритуального омовения). Полиформность традиций му-сульманской архитектуры. Медресе, их функции и программы обучения. Система передачи знаний в мусульманском мире. Вакфы как основной источник существования культовых учреждений.
ТЕМА X. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИСЛАМЕ:
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ РАСКОЛ ИСЛАМА (VII – VIII ВВ.)
Ислам как орудие политического противоборства в халифате. Халифат в период правления Ос-мана (644–656 гг.). Возвышение Омейядов. Формирование ши‘а – политической группировки привер-женцев Али ибн Аби Талиба. Аргументация в пользу Али как претендента на верховную власть – его родство с основателем ислама. Гибель Османа (656 г.) и провозглашение халифом Али, его борьба с Омейядами. Битва при Сиффине (657 г.) и выделение хариджитов из шиитской среды. Противоборство шиитов и хариджитов. Характеристика личности Али: «идеальный имидж» героя ислама и реальность. Убийство Али (661 г.). Различные точки зрения относительно времени возникновения ши‘и как «рели-гиозно-политической партии» сторонников Али. Антиомейядская оппозиция. Отказ Хасана от халифата (661 г.) и убийство Хусайна (680 г.).
Сущность и причины фундаментального раскола ислама, основные направления его последова-телей: сунниты, шииты, хариджиты. Связь их появления прежде всего с политическими мотивами и борьбой за власть в мусульманской общине. Историческое значение фундаментального раскола ислама для судеб арабо-мусульманского мира.
ТЕМА XI. СУННИЗМ. СУННИТСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
О ГОСУДАРСТВЕ И ВЛАСТИ В ИСЛАМЕ
Суннизм – самое крупное направление в исламе: основные формальные признаки принадлежно-сти к суннитскому исламу. Оформление суннизма вслед за шиизмом, как негативная реакция на его становление. Отсутствие четкого смыслового наполнения термина «суннизм», его значимость в проти-вопоставлении другим направлениям в исламе. Множественность точек соприкосновения суннизма и шиизма. Факторы, обусловливающие интенсификацию суннитско-шиитских противоречий. «Гомоген-ность» суннизма: отсутствие в нем особых «сект».
Исторические истоки проблемы власти в раннем исламе. Неразрывность ислама и политики с момента зарождения мусульманской религии. «Мединская конституция» (дустур Мадина), особенности документа (регламентация отношений между племенами, принявшими ислам и объединившимися в надродовую общину на основе религии) и его значение для анализа концепции власти в раннем исламе. «Мединская конституция» и практика общины-государства Мухаммада. Зарождение предпосылок ре-ального разделения власти на «светскую» и «сакральную» параллельно с идеалом их слитности и един-ства. Проблема верховной власти в Коране (высшая власть – прерогатива Аллаха; функция Мухаммада – контроль за точным исполнением воли Аллаха на земле). Отсутствие в Коране и Сунне точных указа-ний относительно форм государственного устройства и механизмов регулирования деятельности му-сульманского государства. Понятия «халиф» (халифа) и «халифат» (хиляфа). Халиф и имам. Обстоя-тельства избрания четырех «праведных» халифов. Воспроизведение практики родового общества при избрании племенного вождя. Источник права на халифат – суверенитет общины мусульман, представ-ленной группой сподвижников Мухаммада. Халифская власть при Омейядах, практика передачи вла-сти. Характер халифата при Аббасидах (теоретически выборный, практически наследственный).
Теория халифата в трудах суннитских правоведов. «Аль-Ахкам ас-султанийя» Али аль-Маварди (ум. в 1058 г.) и его политико-юридическая теория как основа суннитской концепции имамата-халифата. Курайшитское происхождение – одно из необходимых условий при выборе правителя. Вы-борность главы общины на основании согласия общины или назначение предшествующим имамом преемника при наличии санкции общины (истихляф, или вилайят аль-‘ахд). Обязанности халифа и его отношения с мусульманской общиной. Критерии справедливости правителя и возможности его смеще-ния. Взгляды Абд ар-Рахмана ибн Халдуна (1332–1406) на государство и его роль в жизни мусульман-ского общества.
Соотношение светского и духовного начал в исламском вероучении и в политических институ-тах средневекового исламского мира. Отсутствие связи теократической модели власти в шариате с ре-альной действительностью. Распад халифата Аббасидов. Халифат при Османах. Ликвидация института халифата. Суннитская теория государства в современном мусульманском мире.
ТЕМА XII. ДВИЖЕНИЕ ХАРИДЖИТОВ (ХАВАРИДЖ)
И ЕГО ДУХОВНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Хариджизм – самая ранняя в истории ислама религиозно-политическая группировка. Политиче-ская подоплека возникнове-ния движения хариджитов и его начальная фаза. Подпольно-терро-ристическая борьба хариджитов с Али и Омейядами. Социальная база и ареалы распространения ха-риджитского движения.
Вклад хариджитов в разработку догматических вопросов, связанных с теорией власти в исламе, их роль как инициаторов богословского спора о «греховности» и «суверенитете общины». Признание «неверующим» совершившего «тяжкий» грех. Концепция имамата-халифата в хариджитской интерпре-тации. Позиции «родовой» демократии, общинный характер верховной власти. Безусловная выборность главы мусульманской общины без учета его происхождения, социального статуса и этнической принад-лежности. Вопрос о соотношении религиозной совести и политической деятельности: главные требова-ния к претенденту на власть. Халиф как главное уполномоченное лицо общины и военный предводи-тель, его права и обязанности. Допустимость одновременного существования нескольких общин с пра-вом избрания и смещения своего руководителя.
Хариджиты как носители радикальных политических настроений и выразители уравнительных тенденций в социальной сфере. Максималистский подход хариджитов к вере (непримиримая борьба за «чистоту» ислама и строгое следование обрядности) и их фанатическая нетерпимость к политическим и религиозным противникам, к инакомыслящим мусульманам. Раскол хариджитов и выделение соперни-чавших группировок (2-ая половина VII в). Азракиты, ибадиты, суфриты: социальная база, идейные расхождения, политическая активность. Выступления хариджитов против халифской власти. Ослабле-ние хариджитского движения в IX – X вв. и его причины.
ТЕМА XIII. ЭВОЛЮЦИЯ ШИИТСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
В ИСЛАМЕ: ДОГМАТИКА И РИТУАЛ
Раннее шиитское движение (2-ая половина VII – начало VIII в.) и предпосылки зарождения мно-жества течений и ветвей, догматических школ и «сект» шиизма. Неудача внутреннего курса Али, разно-гласия внутри алидского рода и отсутствие собственного идейного источника. Историческая роль ши-итской общины в VIII в.: участие шиитов в «аббасидской революции» и их размежевание с ранними Аббасидами. Раскол среди шиитов на «умеренных» и «крайних». Столкновения по вопросу религиозно-политического лидерства как основа дифференциации шиизма. Алидско-аббасидские взаимоотноше-ния. Борьба шиитов за возвращение власти потомкам Али. Успехи шиитов на политическом поприще. Шиитские государственные образования в IX – XI вв. Позиции шиизма и шиитские общины в эпоху средневековья, нового времени и в современном мире.
Культ мученичества Али и Хусайна как катализатор, способствовавший превращению шиизма в религиозное течение. Становление доктринального комплекса шиитов. VIII в. – интенсивная разработка шиитской концепции власти и государства. Множественность полемических проалидских трудов, обос-новывавших право «семейства Пророка» в лице Али и его потомков на верховенство в мусульманской общине. Формулирование основных положений шиитской доктрины власти (начало X в.), последую-щий процесс кодификации шиитской догматики, углубления ее философского обоснования.
«Сердцевина» шиитского религиозного учения – доктрина верховной власти (имамат), ее теоло-го-философская интерпретация. «Божественная» природа власти и наследственный принцип ее переда-чи, основанный на родстве с Пророком. Имамы из рода Али как единственно законные и полномочные представители Аллаха на земле. Имамат как продолжение пророчества. Непогрешимость имамов, авто-ритет их учительства и необходимость безоговорочного им повиновения. Имамат как важнейшая кос-мическая сила, эманация предвечного божественного света. Имамы как обладатели тайного сакрального знания. Широкая амплитуда интерпретаций доктрины имамата в шиизме. Вера шиитов умеренного на-правления в «имама данного времени». Прямое обожествление Али и его потомков в среде «крайних» шиитов. Три формы обожествления: зухур («проявление»); иттихад («единение») хулюль («воплоще-ние»). Завершение разработки учения об имамате после физического прекращения признанного ряда имамов. Теория остановки, прерывания имамата, учение о «скрытом имаме». Мессианские идеи в ши-итском исламе. Вера в возвращение «скрытого» имама, который вернет попранные права богоизбран-ному роду Али и восстановит на земле справедливость. Шиитские религиозные авторитеты как посред-ники между имамом и общиной в период ожидания пришествия махди.
Шиитское толкование Корана (та’виль). Шиитское священное предание (ахбары) и его содержа-ние. Статус и авторитет муджтахида. Сходное и различное в догматике умеренных шиитов и суннитов. Принцип «благоразумного скрывания своей веры» (такийя). Институт временного брака (мут‘а, сига). Идея величия страданий за веру: место культа мученичества в шиизме. Паломничество к святым местам шиитов (Неджеф, Кербела, Мешхед, Кум и др.). Ашура – траур по Хусайну и сопровождающие его це-ремонии.
ТЕМА XIV. «УМЕРЕННЫЕ» ШИИТЫ
(ЗАЙДИТЫ И ИМАМИТЫ)
Зайдиты: этапы религиозно-политической истории. Восстание внука Хусайна и правнука Али – Зайда ибн Али в Куфе (739–740 гг.) и создание зайдитской общины. Основная цель зайдитов – основа-ние теократического государства во главе с имамом из рода Али. Распространение зайдитского учения и образование зайдитских государств в Северной Африке, Табаристане и Йемене (с VIII в.).
Формирование доктрины имамата в зайдитской интерпретации. Выборный характер имамата (после смерти Зайда в 740 г.). Возможность избрания имамом любого из рода Али (хасанида или хусай-нида). Требования, предъявляемые зайдитами к имаму. Решающее условие признания права на имамат – способность претендента выступить с оружием в руках против несправедливого правителя. Недопус-тимость имамата «превзойденного» (мафдуль) при наличие имамата «достойного» (фадыль). Отрицание божественной сущности имамов и их непогрешимости. Признание возможности временного существо-вания имамата без имама. Допустимость существования нескольких имамов одновременно в разных мусульманских странах, если сообщение между ними затруднено. Непризнание учения о «скрытом имаме». Сходства и различия зайдитской, имамитской и суннитской догматики.
Преобладающая часть шиитской общины – имамиты (исна‘ашариты – «двунадесятники», «дю-жинники»), основные этапы их религиозно-политической истории. Понятие о 12-ти «святых имамах» и исчезновении последнего из них (IX в.). Персоналии исна‘ашаритской «лестницы» имамов и их роль в шиитском движении. Организационное объединение имамитов после «сокрытия» 12-го имама. Период «малого сокрытия» (аль-гайба ас-сагира) (874–940гг.). «Посланники» (сафиры; другой термин – вакили – наместники, заместители) – посредники между «скрытым» имамом и общиной. Период «большого сокрытия» (аль-гайба аль-кабира). Имамитское учение о «скрытом имаме», его духовно-политический потенциал. Идея о «скрытом» имаме как связующее звено между представлениями шиитов-имамитов о сакральном характере власти, о непрекращающемся божественном руководстве и их повседневной практикой. Разработка и кодификация имамитской догматики и права. Шиитская династия Буидов в Иране и Ираке (X – XI вв.). Сефевидский период (XVI – XVIII вв.): торжество имамитского толка в Ира-не.
ТЕМА XV. «КРАЙНИЕ» ШИИТЫ И ИХ РОЛЬ
В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИСЛАМСКОЙ ИСТОРИИ
Активный политический сторонник Али – Абдалла ибн Саба’ как предтеча «крайних» шиитов (середина VII в.). Обожествление Али, суждение о нем как о «восприемнике духовного завещания» (васи) Мухаммада; отрицание смерти Али и ожидание его «возвращения» (радж‘а) в качестве мессии. Гулат («придерживающиеся неумеренных взглядов») – многочисленные группировки и общины, пред-ставлявшие «крайнее» течение в шиитском исламе. Выделение гулат из шиитской среды. Отличия их воззрений от «умеренных» шиитских учений. Появление в среде «крайних» шиитов идеи о присущих имамам сверхъестественных свойствах, о «скрытом» состоянии имамов и их возвращении к верующим с миссией спасения, о «пророческих» знаниях имамов, о переселении душ (танасух), об изменении бо-жественного мнения (бада’). Разнородность и эклектичность воззрений «крайних» шиитов, адаптация их идей «умеренным» шиизмом. Взлет активности «крайних» шиитов в период нестабильности и дина-стических кризисов в халифате (VIII в.). Отношение суннитов к «крайним» шиитам.
Кайсаниты – «крайние» шиитские общины, признававшие имамат Мухаммада ибн аль-Ханафии, сына Али от рабыни из племени бану ханифа, как восприемника огня пророчества от Мухаммада через Али и обладателя сокровенного знания. Функция отмщения за «невинноубиенного» Хусайна. Восстание в Куфе под предводительством аль-Мухтара (686 г.). Смерть Мухаммада ибн аль-Хана-фийи (700 г.) и образование его последователями ряда «подсект» и направлений: «истинные» кайсаниты, или мухтари-ты; хашимиты; байяниты; ризамиты, или аббасидские шииты. Шиитские группировки, выросшие из кайсанитской ветви шиизма, и восстания Абу Муслима и аль-Муканны. Дальнейшее дробление кайса-нитов. Доктринальные построения кайсанитов и их влияние на догматику шиитского ислама. Прекра-щение существования общин кайсанитов (середина IX в.).
ТЕМА XVI. ИСМАИЛИТЫ
В ИСТОРИИ МУСУЛЬМАНСТВА
История раннего исмаилитского движения (VIII в.). Раскол в шиизме, связанный с проблемой наследования духовной власти шестого имама Джа‘фара ас-Садика (ум. в 765 г.). Выделение сторонни-ков сохранения имамата в потомстве его старшего сына – Исмаила (ум. в 762 г.). Рубеж VIII – IX вв.: разделение исмаилитов на две ветви после кончины сына Исмаила – Мухаммада. 1. «Семеричники» (саб‘ийя; со 2-ой половины IX в. – карматы), признавшие Мухаммада ибн Исмаила последним, седь-мым имамом и ожидавшие его возвращения в качестве ка’има – члена «семьи Пророка», призванного подняться против незаконной власти и восстановить на земле справедливость. 2. Исмаилиты, продол-жавшие признавать потомков Мухаммада ибн Исмаила «скрытыми» имамами. Карматская община-государство на Бахрейне (IX – XI вв.): радикализм социальной программы, стремление к воплощению «идеала свободной общины» на основе использования общинного рабства, хозяйственное и политиче-ское управление. Ослабление карматского движения, его причины.
Исмаилитское движение с конца VIII в. до прихода Фатимидов к власти в Северной Африке (909 г.): период «сокрытия» (сатр). Тайные организации исмаилитов. Исмаилитская пропаганда (да‘ва), ее содержание и практические достижения. Основание Фатимидского халифата (909–1171 гг.) и оконча-тельное размежевание между фатимидскими исмаилитами и карматами.
Религиозно-философская доктрина исмаилизма. Выделение в исмаилитской идеологии двух ас-пектов – «внешнего», экзотерического (аз-захир) и внутреннего, эзотерического (аль-батын), их диа-лектическая взаимосвязь. Та’виль – аллегорическое толкование Корана и хакаик – система мировоз-зренческих и богословских знаний, опирающаяся на толкование сокровенных «высших» истин. Фило-софское содержание исмаилитского учения: синтез античной мудрости и религиозно-философских воз-зрений народов Востока. Исмаилитская правовая система.
Раскол исмаилитов на два лагеря в результате соперничества за верховную власть после кончины халифа аль-Мустансира (1094 г.), выделение низаритов и муста‘литов, ареалы их распространения. Ни-зариты: Хасан ибн Саббах (ум. в 1124 г.) и создание независимого государства с центром в крепости Аламут (1090–1256 гг.). Учение ад-да‘ва аль-джадида («новый призыв»), его содержание и оценки. Ие-рархия исмаилитских проповедников. Тактика исмалитов: мифы и реальность. Практика террора, ее мо-тивы, число жертв, психологический эффект и последствия. «Великое Воскресение» (1164 г.) как санк-ция новой народной версии исмаилизма. Разгром исмаилитского государства в Иране Хулагу-ханом. Исмаилиты-низариты в истории Сирии. Постепенное обособление сирийского исмаилитского движения от иранского центра. Участие исмаилитов в борьбе между мусульманскими правителями и крестонос-цами. Перемещение религиозного центра муста‘литов из Египта в Йемен (до начала XVI столетия), а затем в Индию. Низариты и муста‘литы в современном мире. «Государство без территории» под управ-лением ага-ханов.
ТЕМА XVII. ДРУЗЫ
Возникновение друзского учения в Фатимидском Египте. Личность халифа Хакима, особенности его религиозной политики, объявление себя земным воплощением Бога (1017 г.) и «исчезновение» (1021 г.). Разногласия среди фатимидских исмаилитов и выделение общины хакимитов, или друзов (ад-дурузийя), обожествлявших Хакима и веривших в его грядущее пришествие. Оформление друзской об-щины в Горном Ливане. Проблема этноконфессиональных корней друзов. Формальное закрытие друз-ской общины для новых членов (с середины XI в.). Социальная организация друзов: замкнутость, стро-гая эндогамия, разделение на «непосвященных» (джуххаль) и «посвященных» (‘уккаль). Догматика и особенности вероучения друзов. Эзотерический характер учения. «Послания мудрости» («Расаиль аль-хикма») как источник основных постулатов и догматических представлений. Доступность догматиче-ской литературы только «посвященным». Теория предопределенных исторических циклов. Друзская космогония (пять «высших космических принципов», или эманаций). Вера в переселение душ. Основ-ные предписания ислама в друзской интерпретации: свидетельство веры – утверждение таухида как ее основы; молитва как соединение с Богом посредством воплощения пяти «космических принципов»; ми-лостыня – добровольная взаимопомощь членов общины; пост – воздержание от раскрытия истины не-подготовленным; паломничество – стремление познать единство Бога; верность имаму – подчинение «космическим принципам». Отрицание традиционной исламской трактовки воздаяния вечным блажен-ством или муками (рай и ад). Специфика друзского ритуально-обрядового комплекса (ограниченное число праздников, игнорирование общемусульманских пищевых запретов, обряда обрезания и др.). Статус женщины в друзской общине и семейный кодекс друзов. Широкое применение принципа та-кийя. Друзская община в средневековье, в новое время и на современном этапе.
ТЕМА XVIII. СУННИТСКОЕ БОГОСЛОВИЕ
В СРЕДНИЕ ВЕКА: ЭВОЛЮЦИЯ МУСУЛЬМАНСКОЙ
ТЕОЛОГО-ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
Нерасчлененность религии и права, догматики и ритуала в раннем исламе. Неинституализиро-ванность суннитской догматики. Гетерогенный характер ислама как идеологической системы. Относи-тельность понятий «правоверие» и «заблуждение» в исламе и некорректность применения к нему хри-стианских понятий «ортодоксия» и «ересь» как не передающих специфики и сущности религиозной системы ислама. Отсутствие в исламе церкви, института узаконения догматов. Противоречивость ос-новных источников исламского вероучения – Корана и Сунны как основа для разномыслия и разнооб-разия точек зрения и позиций по богословским вопросам. Отсутствие во всех регионах распространения ислама общепринятой богословской школы. Формирование общественного мнения духовными автори-тетами (‘улама и фукаха). Условность понятия «духовенство» применительно к исламу. Неразреши-мость проблемы «ортодоксии» в исламе.
Неприменимость к исламу стереотипа о «средневековом мракобесии». Идейные расхождения в раннем исламе. Богословские дискуссии по узловым вопросам вероучения. Спор о предопределении и свободе воли (джабариты и кадариты). Феномен свободомыслия на мусульманском Востоке: его подоп-лека и побудительные мотивы. Вольнодумство в исламе и религиозный скептицизм. Религиозно-догматическая школа мурджитов, признание ими второстепенности действий по сравнению с верой. Престижность как религиозного, так и внерелигиозного знания. Расцвет светских наук, в том числе светской философии (фальсафа). Конфессиональная разнородность мира ислама как питательная среда для критики религиозного мировоззрения и для развития относительной веротерпимости. Труды по сравнительному религиоведению.
Спекулятивная теология – калам – логически и исторически первая философизированная форма свободомыслия в исламе. Широкий и узкоспециальный смысл понятия «калам». Методы и содержание калама. Предмет рассуждений мутакаллимов – нормативные предписания религии. Их отношение к ра-зуму как к высшей инстанции: священное писание как источник проблематики, а не критерий истины. Рационализм, антидогматизм и критический дух калама. Популяризация идей калама. Устная форма диспутов по спорным вопросам, приемы ведения полемики. Символико-аллегорическое толкование Ко-рана, исключающее при аргументации конкретных тезисов ссылки на какие-либо авторитеты, кроме ра-зума. Проблематика калама: вопросы догматического характера (извечность или сотворенность Корана, ответственность человека за свои действия, судьба грешника в потустороннем мире, единство Бога и соотношение его сущности и атрибутов, качества руководителя мусульман). «Тонкости» калама – темы натурфилософского характера.
Основные этапы развития средневекового калама как совокупности школ. Школа му‘тазилитов – первое крупное направление калама. Отделение от кружка аль-Хасана аль-Басри (ум. в 728 г.) его уче-ников Амра ибн Убайда (ум. в 761 г.) и основоположника му‘тазилизма Васила ибн ‘Ата (699–748). Формулирование в 1-ой половине IX в. пяти основных положений – «корней» му‘тазилизма: 1. божест-венная «справедливость» (‘адль), предполагающая свободу человеческой воли; 2. единобожие (таухид) как признание трансцендентности Бога, отрицание политеизма, антропоморфизма, реальности и извеч-ности божественных атрибутов (положение о сотворенности Корана); 3. «обещание и угроза» (аль-ва‘д ва-ль-ва‘ид) как положение о неизбежности воздаяния в загробном мире за совершенные человеком по-ступки; 4. «промежуточное состояние» (аль-манзиля байна-ль-манзилятайн) между верой и неверием человека, совершившего тяжкое прогрешение; 5. «повеление одобряемого и запрещение порицаемого» (аль-амр би-ль-ма‘руф ва-н-нахй ‘ани-ль-мункар) – обязанность мусульманина способствовать всеми средствами, в том числе и насильственным путем, торжеству добра и попранию зла. Политическая по-доплека проблемы человеческой греховности и квалификации «нечестивого» с точки зрения ожидаю-щей его в потустороннем мире судьбе (сравнение хариджитского, мурджитского и му‘тазилитского подходов).
Историческая судьба му‘тазилитского идейного движения. Расцвет му‘тазилитского калама (1-ая половина IX в.). Либеральная для му‘тазилитов атмосфера при халифах аль-Ма’муне (813–833), аль-Му‘тасиме (833–842) и аль-Васике (842–847). Михна. Гонения на му‘тазилитов при халифе аль-Мутаваккиле (847–861). Главные школы му‘тазилизма в Багдаде и Басре и их ведущие представители. Рационалистические установки и теолого-философские построения му‘тазилитов – достояние новых теологических школ.
Суннитский традиционализм – главный оппонент рационалистических течений в рамках му-сульманской теологии. Ханбалитство как реакция на распространение му‘тазилизма. Основные посту-латы и идеалы традиционалистского богословия, следование авторитетам (таклид), борьба с бид‘а – но-вовведениями религиозно-догмати-ческого характера. Попытка легализации му‘тазилизма путем ком-промисса с учением традиционалистов-догматиков. Аш‘аритская школа калама. Воззрения Али аль-Аш‘ари (ум. в 935 г.), его единомышленников и последователей. Сближение калама и арабо-мусуль-манской светской философии (восточного перипатетизма) (с XIII столетия). «Поздние мутакаллимы». Многообразие точек зрения и разноречивость исследовательской литературы об истории и сущностном содержании калама. Несостоятельность мнения о каламе как об «ортодоксальной схоластике».
ТЕМА XIX. МИСТИКО-АСКЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
В ИСЛАМЕ – СУФИЗМ (ТАСАВВУФ)
Многоликость и многослойность феномена суфизма (тасаввуфа): мусульманский мистицизм как совокупность многочисленных религиозно-философских и этических учений, а также поливариантных практических методов их осуществления. Основа суфийского мировоззрения – идея о мистическом по-знании Бога и особая концепция нравственного совершенствования человека, связанная с проповедью аскетизма и отрешения от мирских благ. Гипотезы относительно происхождения термина «тасаввуф». Неизменные теоретические установки, присущие суфийскому движению: концепция пути (тарик), и понятие святости (вилайя). Проблема истоков и идейных корней суфизма. Периодизация истории су-физма в средневековье.
Ранний этап формирования исламского мистицизма: аскетизм (зухд) и движение подвижников-аскетов, характерные черты их религиозной практики. Один из первых известных мусульманских аске-тов аль-Хасан аль-Басри (642–728), его ученики и последователи. Вклад женщин в становление тасав-вуфа. Раби‘а аль-‘Адавийя (ум. в 801 г.) и ее учение о «всепоглощающей и бескорыстной любви к Бо-гу». Ранние суфийские авторитеты багдадской, куфийской, басрийской и хорасанской мистико-аскетических школ. Разработка суфийской идеологии в IX – X вв. Аль-Мухасиби (781–857) и его вклад в формулирование основ суфийской «психологии». Зу-н-Нун аль-Мысри (ум. в 860/61 г.) и его роль в превращении суфизма в систему мистической философии. Сахль ат-Тустари (ум. в 896 г.) (кораническая экзегетика и теософия). Ат-Тирмизи (ум. в конце IX в.) (мистическая психология; представления о «свя-тых»). Выделение в тасаввуфе умеренного и «крайнего», или «экстатического» направлений (услов-ность подобного деления). Крайние суфийские интерпретации и проповедь мистического экстаза у аль-Бистами (ум. в 875 г.) и аль-Халладжа (858–922). Предпочтение внутренней религиозности внешним формам ее проявления: движение аль-маламатийя в Хорасане и его идейные последователи в лице дви-жения каландарийя. Умеренный тасаввуф и «учение о трезвости» аль-Джунайда (ум. в 910 г.). Образец «здравомыслящего» суфия – Абу Талиб аль-Макки (ум. в 996 г.). «Легализация» суфизма и создание «суфийской науки» (‘ильм ат-тасаввуф) (Х – ХI вв.). Систематизация суфийской традиции и появление первых трудов, фиксировавших главные положения суфийской теории; тасаввуф как мощное интеллек-туально-культурное и народное движение.
Базовые положения суфийских доктрин. Концепции «пути» (тарик) и «любви к Богу», теория «сближения» и «единения» с ним. Различные трактовки конечной цели мистического пути: фана’ (са-моуничтожение в Боге) и его коррелят – бака’ (пребывание в Божестве). Понятие о «стоянках и состоя-ниях» (макамат ва ахваль). Учение о «святых» (аулия’). Морально-этические представления суфиев; отношение к мирским делам и светской власти. Проблема суфийской терминологии.
Соотношение тасаввуфа с нормативным суннитским исламским комплексом. Основные направ-ления критики суфизма теологами-традиционалистами. Расцвет суфизма в XII – XIII вв. Преобразова-тельская деятельность аль-Газали (1058–1111): соединение исламского традиционализма с суфийскими идеалами. Деятельность суфийских идеологов по углубленной разработке философских основ тасавву-фа. Ас-Сухраварди (ум. в 1191 г.) и его мистико-философ-ское учение об «озарении» (ишрак). Творче-ство Ибн Араби (ум. в 1240 г.), влияние его концептуальных построений на последующие поколения мусульманских мыслителей и различные аспекты арабо-мусульманской культуры. Развитие тасаввуфа в XIV – XVI вв. Постепенная «де¬валь¬ва¬ция» со¬дер¬жа¬тель¬ной сто¬ро¬ны по¬ис¬ков в об¬лас¬ти «ин¬тел¬лек¬ту¬аль¬но¬го» су¬физ¬ма, не являвшаяся однако по¬ка¬за¬те¬лем «стаг¬на¬ции» та¬сав¬ву¬фа в це¬лом. Поэтическое творчество в лоне суфийской традиции в эпоху средневековья: тематика и образная система. Западная и отечественная историография суфизма в исторической ретроспективе: эволюция трактовок и подходов.
ТЕМА XX. СУФИЙСКИЕ ИНСТИТУТЫ
И КУЛЬТ СВЯТЫХ В ИСЛАМЕ
Особенности и характерные черты практического (прагматического) суфизма. Тасаввуф как «массовая религия ислама» (Р. Никольсон). Становление организационных форм исламского мистициз-ма. Первичные формы организации – суфийские обители. Их разновидности (ханака, такийя, завия): складывание и развитие в конкретных географических и хронологических границах, механизм функ-ционирования.
Суфийские братства – турук как системный институт в мусульманском обществе, представляю-щий собой единство метода, доктрины, правил и формальной организации. Зарождение суфийских братств (конец XII в.): первые инициационные объединения суфиев – сухравардийя, кадирийя, рифаийя. Сложение в лоне хорасанской, месопотамской, мавераннахрской и магрибинской мистических тради-ций 12 основных (усуль) суфийских братств (XII – XIV вв.). Их многочисленные ветви, оформившиеся в самостоятельные братства. Превращение Египта в центр образования турук после захвата Ирака монго-лами. Распространение суфийских братств по всему мусульманскому миру, и превращение суфизма в доминанту религиозной жизни масс мусульман. Миссионерская деятельность суфийских братств. Со-циальная и политическая роль тасаввуфа. Постепенное сближение адептов суфизма и носителей «офи-циальной» исламской доктрины. «Официальные» духовные институты и разветвленные суфийские структуры как неотъемлемые части единого исламского социокультурного феномена. Представители мусульманской духовной элиты в суфийской системе.
Внутренняя структура и иерархия суфийских объединений. Система наставничества: взаимо-связь «наставник (шейх, муршид, пир) – ученик (мурид)» – ядро дервишского братства. Институт «на-местников и эмиссаров» (халифа, мукаддам) и «заместителей» (наиб). «Профессиональные» суфии и «мирские» члены братств, их обязанности. Цепь духовной инициации, посвящения и приобщения к бо-жественной благодати (сильсиля). Суфизм как специфическая религиозная практика, предполагающая жесткую самодисциплину и следование четко заданной психотехнике. Культово-обрядовый комплекс тасаввуфа. Суфийское радение – зикр как «сердцевина» религиозной практики, его виды и психологиче-ский механизм. Обряды инициации и посвящения. Участие дервишских братств в праздновании маули-дов. Ритуальные и догматические различия между суфийскими братствами. Экономические основы ту-рук, каналы финансирования.
Культ «святых» и его связь с тасаввуфом. «Святость» и «святые» в исламе, условность этих тер-минов. Изначальное непризнание нормативным исламом существования святых. Роль суфийских теоре-тиков в формулировании концепции святости (вилайя). Незримая иерархия живых суфийских «святых» и ее варианты. Вера в благодетельную силу (барака) и сверхъестественные деяния мусульманских «свя-тых» (карамат). Культ священных захоронений, чудодейственных атрибутов и реликвий. Паломниче-ство к усыпальницам мусульманских «святых» (зияра). Причины возрастания роли культа «святых» в мусульманском мире и активность суфиев и дервишских братств по его распространению. «Избыточ-ность» культа аулия, его обмирщение и профанация.
Суфийские братства в культуре и обществе мусульманских стран в средневековье и новое время. Дискуссии в мировом исламоведении по проблеме «упадка суфизма и его институтов». Роль тасаввуфа в общественно-политическом развитии современного исламского Востока.
ТЕМА XXI. МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО

Pages: 1 2

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.