Вопросы мусульманского права (Хаменеи) часть 2

Спутниковые антенны

Вопрос 1213: Разрешены ли покупка, хранение и использование устройств для приема программ со спутника? Если такое устройство попадет в распоряжение человека бесплатно, какова его обязанность в таком случае?

Ответ: Положение об устройствах приема программ со спутника сходно с положением о средствах, сочетающих запретное и дозволенное использование. Так как посредством антенн возможно получать как дозволенные программы, так и запрещенные, покупка, хранение и использование этих средств с дозволенной целью не возбраняется, а с недозволенной целью запрещена. Но так как находящаяся в распоряжении антенна является средством легкого доступа к запрещенным каналам, и иногда ее хранение ведет к распущенности, то покупка и хранение ее не разрешается. Разрешено это только тем, кто уверен в том, что не станет использовать ее в запретных целях, и ее хранение не приведет к распущенности в его доме. И если по этому поводу имеется государственное распоряжение, то нужно его выполнять.

Вопрос 1214: Разрешена ли купля-продажа устройств приема передач спутникового телевидения тем, кто находится за пределами исламской республики, чтобы смотреть ее программы?

Ответ: Так как вышеупомянутые средства относятся к средствам, сочетающим запретное и дозволенное использование, но каналы, получаемые со спутника, в основном являются запретными и ведут к распущенности, поэтому покупка и использование их дома не разрешены. Разрешено это только для тех, кто уверен в том, что не станет использовать их в запретных целях, и их установка не приведет к распущенности в доме.

Вопрос 1215: Каково положение относительно спутниковой антенны, способной передавать не только каналы исламской республики, но и информационные каналы, и другие полезные программы арабских государств и государств залива, а так же западные и развратные каналы?

Ответ: Критерии для дозволенности использования устройств, получающих программы телевизионных каналов, были разъяснены ранее, и нет разниы в том западные это каналы или какие-либо другие.

Вопрос 1216: Каково положение относительно использования спутниковой антенны для ознакомления с научными или кораническими и тому подобными программами, которые передаются на спутник из западных государств или из соседних государств Персидского залива?

Ответ: Использование средств для просмотра и прослушивания научных, коранических и тому подобных программ само по себе не запрещено, но следует учесть, что программы, передаваемые на спутник из западных государств или большинства соседних государств в основном пропагандируют ложные идеи и искажают истину, а также передают развлекательные и развратные программы, и, даже передавая коранические и научные программы, становятся причиной распространения греховного и недозволенного. По этим причинам шариатом запрещено использование вышеописанных антенн для просмотра таких программ, разве что исключительно для просмотра полезных научных и коранических программ, просмотр которых не становится причиной никакой развращенности и недозволенных действий. И, конечно, если по этому поводу имеется государственный закон, то нужно его соблюдать.

Вопрос 1217: Мы занимаемся ремонтом устройств, принимающих программы со спутника. Последнее время многие обращаются с просьбами, установить или отремонтировать спутниковые антенны. Какова наша обязанность? Каково положение относительно купли-продажи этих устройств?

Ответ: Если эти устройства используются в недозволенных целях, что обычно и бывает, или вы знаете, что кто-то имеет намерение установить антенну, чтобы использовать для недозволенных целей, то купля-продажа, установка, настройка, ремонт и продажа им деталей не разрешена.

Театр и кинематография

Вопрос 1218: Можно ли использовать при съемке фильмов одежду, которую обычно носят религиозные ученые и судьи? Можно ли создавать кинофильмы на религиозные и эзотерические темы о современных и древних ученых, соблюдая должное уважение к этим личностям и религии и не допуская любого рода неуважения и непочтения к ним? Особенно учитывая, что целью показа является представление высоких ценностей, начертанных религией Ислама, мистических понятий и подлинной культуры, являющейся преимуществом нашего исламского общества, а также противопоставление ее непристойной культуре врагов. Также учитывая то, что представление этих ценностей языком кино имеет притягательность и особенно сильно воздействует на молодое поколение.

Ответ: Кинематография является средством просвещения и пропаганды, поэтому для создания художественных образов разрешается использовать любые средства для лучшего отображения того, что может способсвовать интеллектуальному развитию молодежи и людей зрелого возраста, росту их просвещенности и распространению исламской культуры. Один из таких путей – повествование о религиозных ученых, их судьбах, а также о других выдающихся людях, обладающих высокими званиями. Однако, учитывая их особое положение и неповторимый жизненный путь, необходимо соблюдать уважение к ним, а также при создании образов избегать противоречий Исламу.

Вопрос 1219: Мы решили снять исторический фильм, в котором будет представлена вечно живая история о событиях в Кербеле и раскрыта великая цель Имама Хусейна (ДБМ), ради которой он отдал жизнь. Можно ли снять такой фильм, учитывая то, что личность Имама Хусейна (ДБМ) в этом фильме не будет представлена конкретным актером, а на всех этапах съемок достоинства Имама Хусейна (ДБМ) будут раскрыты другими способами?

Ответ: Если фильм снимается на основе достоверных источников с соблюдением подобающего уважения к личности Имама Хусейна (ДБМ), его сподвижников и членов семьи (ДБМ), то снимать такой фильм не предосудительно, но, учитывая то, что очень трудно сохранить святость достойную их и сохранить должное уважение к Предводителю Шахидов (ДБМ), его сподвижникам и семье, нужно соблюдать максимальную осторожность.

Вопрос 1220: Каково положение относительно переодевания мужчины в женскую одежду и наоборот для игры в театре и киносъемок? Каково положение относительно подражания женщиной мужскому голосу и наоборот?

Ответ: Переодеваться в одежды противоположного пола и подражать голосу, во время игры, представляя особенности какого-то человека, без непристойных целей, допустимо.

Вопрос 1221: Каково положение относительно использования женщинами косметики и грима для игры в театре и участия в представлениях, которые мужчины также будут смотреть?

Ответ: Если грим накладывается самой женщиной или при помощи женщины или кем-либо, являющимся близким родственником \махрам\, и не имеет греховных целей, то не возбраняется. В иных случаях это не допустимо. И, конечно, накрашенное лицо следует скрывать от посторонних мужчин.

Живопись и скульптура

Вопрос 1222: Какое решение имеет изготовление кукол, памятников, рисование живых существ: например, людей или животных? Какое решение имеет купля-продажа, хранение и показ их на выставках?

Ответ: Создание памятников и изображение неодушевленных существ не возбраняется, а также не возбраняется изображение людей или животных, если оно не рельефно, также не возбраняется создание памятников в полном виде, но создание памятников в виде людей и животных в полный рост не допускается. Купля-продажа, хранение рисунков и памятников разрешается, также разрешается показ их на выставках.

Вопрос 1223: В новых обучающих программах появился урок о самопознании, где на некоторых из занятий занимаются скульптурой. Некоторые из учителей дают задание изготовить куклы или фигурки собаки, зайца и других животных., например, из ткани или другого материала. Каково положение относительно вышеперечисленных изделий? Каково положение по поводу того, что учитель дает ученикам такое задание? Влияет ли на решение законченность таких изделий или частичность?

Ответ: Если, с точки зрения общества, эти фигурки и образы животных не будут считаться скульптурой, или ученики не являются совершеннолетними по шариату, то изготовление таких изделий не возбраняется.

Вопрос 1224: Каково положение относительно изображения коранических историй детьми или подростками? Например, если детям дают задание изобразить «воинство слона» или раскрытие вод перед его светлостью Мусой (мир ему!) и др.?

Ответ: Само по себе это не предосудительно, но должно совершаться правдиво, на основе текста, не противореча действительной истине и без проявлений всякого рода неуважения и оскорбления.

Вопрос 1225: Можно ли с помощью специальных устройств изготавливать куклы или скульптуры изображающие живые существа?

Ответ: Если скульптура изготовлена с применением специальных устройств, которые выполняют эту работу за человека, то это не запрещено, в ином случае недопустимо.

Вопрос 1226: Каково положение относительно создания скульптур, которые будут использованы в качестве украшения? Влияет ли на решение о недозволенности или дозволенности материал, из которого изготовлена скульптура?

Ответ: Недопустимо, чтобы скульптура была выполнена по подобию полного образа живого существа и одним человеком, и в этом случае не имеет значения из какого материала изготовлена скульптура и будет ли служить украшением.

Вопрос 1227: Можно ли назвать недозволенным созданием скульптуры присоединение кукле отломленной руки, ноги или головы? И считается ли это «созданием скульптуры»?

Ответ: Изготовление отдельных частей скульптуры и присоединение их к основной части не считается изготовлением скульптуры, поэтому не возбраняется. Но если присоединение частей, завершит скульптуру, имеющую образ животного или человека, то это считается изготовлением скульптуры.

Вопрос 1228: Каково положение относительно татуировки, которую невозможно удалить? Становится ли татуировка препятствием для правильного выполнения большого или малого ритуальных омовений?

Ответ: Татуировка не является запретной \харам\. Изображение, которое остается под кожей не препятствует попаданию воды на кожу при совершении ритуальных омовений, поэтому омовения являются правильными.

Вопрос 1229: Одна семейная пара является известными художниками. Они занимаются восстановлением и реставрацией древних произведений искусства. Многие из этих произведений содержат изображения крестов, Марьям (ДБМ), Исы (ДБМ) и др. Некоторые предприятия, фирмы и представители церкви обращаются к ним с просьбой о восстановлении и реконструкции подобных картин. Принимая во внимание то, что большинство картин содержат вышеописанные изображения, то, что эти художники занимаются только этой работой, которая является для них источником средств к существованию, и то, что эти художники – мусульмане, разрешено ли им заниматься такой работой и получать за это деньги?

Ответ: Заниматься восстановлением и реставрацией древних произведений искусства не запрещается, даже если на них изображено христианское общество, Марьям (ДБМ) и Иса (ДБМ), также не запрещается брать за это плату, иметь это профессией и жить на средства, получаемые за такую работу, если, конечно, это не становится причиной заблуждений и распущенности.

Колдовство, вызывание духов и джиннов (спиритизм)

Вопрос 1230: Каково положение относительно изучения колдовства, обучения ему других людей, наблюдения за его исполнением и совершения действий, требующих ловкости рук?

Ответ: Обучать колдовству – запрещено /харам/. Но игры с применением ловкости рук допускаются, т.к. не считается колдовством.

Вопрос 1231: Можно ли заниматься такими науками, как кабалистика, гадание на песке и изучение астрономических календарей и таблиц, которые дают сведения из потустороннего мира?

Ответ: Те сведения, которые люди  на сегодняшний день могут получать посредством таких наук, не являются достоверными, и нет уверенности, что они получены из сокровенного мира, поэтому не заслуживают доверия. Но обучаться кабалистике и гаданию на песке, не возбраняется с условиями, что обучение будет достоверным и это не приведет к распущенности.

Вопрос 1232: Запрещено ли колдовство и обучение колдовству? А также разрешено ли вызывать духов, ангелов и джинов?

Ответ: Колдовство и обучение колдовству запрещено /харам/, разве что с разумной и дозволенной целью. Вызывать духов, ангелов и джиннов может быть запрещено или разрешено в зависимости от цели и намерения.

Вопрос 1233: Каково положение относительно обращения к тем, кто занимается лечением, вызывая духов, джинов или ангелов, и осуществляет таким способом только благие дела?

Ответ: Само по себе это деяние не является запрещенным /харам/ с условием, что будет осуществляться дозволенными шариатом методами.

Вопрос 1234: Какое решение имеет гадание или предсказывание будущего бросанием камешков на землю, и является ли дозволенной прибыль, получаемая за это?

Ответ: Лживые предсказания – недозволенное деяние.

Гипноз

Вопрос 1235: Разрешен ли гипноз?

Ответ: Если сеансы гипноза совершаются с разумной целью, с согласия гипнотизируемого и не сопровождаются чем-либо запрещенным /харам/, то они не запрещены.

Вопрос 1236: Некоторые используют свои гипнотические возможности не для лечения больных, а для демонстрации способностей человеческого духа, разрешено ли это? Могут ли заниматься этим те, кто обладают гипнотическими способностями, но не являются специалистами в этой области?

Ответ: Обучаться гипнозу и применять его с разумной дозволенной целью не возбраняется, с условием, что подвергающийся гипнозу человек будет согласен на это, добровольно согласится отвечать на вопросы в состоянии гипнотического транса и ему не будет причинен вред.

Лотерея

Вопрос 1237: Каково положение относительно купли-продажи лотерейных билетов и выигрыша, полученного от лотерейного билета?

Ответ: Купля и продажа лотерейных билетов суть запрещенное деяние, выигрыш не принадлежит выигравшему, и он не имеет права распоряжаться им.

Вопрос 1238: Каково положение относительно изготовления благотворительных билетов известных в народе под названием «дары благополучной жизни», а так же предоставления денег для их изготовления и участия в вытягивании этих билетов?

Ответ: Распространять и печатать благотворительные билеты сбора пожертвований от людей  для трат на благие цели, побуждение к этому людей и вытягивание благотворительных билетов шариатом не возбраняется, а так же не возбраняется давать средства на изготовление таких билетов, с намерением принимать участие в добром деле.

Вопрос 1239: Некий человек предоставляет свою машину для розыгрыша в лотерее таким образом, что те, кто участвуют в розыгрыше лотереи, покупают билет за определенную цену с указанной в нем датой, когда состоится розыгрыш билетов. Когда наступает указанное время, лотерейные билеты разыгрываются и тот, чье имя выпадает в результате, становится победителем и получает дорогостоящую машину. Дозволена ли по шариату продажа машины таким образом?

Ответ: Если машина продается человеку, выигравшему в розыгрыше лотереи, то это не предосудительно, но растрата продавцом средств людей, которые предоставили свои деньги, чтобы участвовать в розыгрыше лотереи, недопустима, поэтому необходимо вернуть людям их деньги.

Вопрос 1240: Разрешается ли продажа людям билетов сбора благотворительной помощи таким образом, что потом организуется вытягивание листков и часть собранных средств в виде подарка отдается победителям розыгрыша, а остальная часть средств отдается на всеобщую пользу?

Ответ: Неправильно называть такое деяние продажей. Да, печатание благотворительных билетов для сбора пожертвований в пользу благих дел не возбраняется и побуждение людей к благотворительности, обещая подарок тому, чье имя выпадет в результате розыгрыша, разрешается с условием, что люди будут приобретать такие билеты с намерением участвовать в благом деле.

Вопрос 1241: Разрешается ли покупка лотерейных билетов, принадлежащих какому-либо предприятию, 20% прибыли от которых будет выплачено женским благотворительным организациям.

Ответ: Лотерейные билеты не имеют принадлежности и считаются средствами азартной игры, поэтому покупка их и продажа не допускается и средства, полученные в результате розыгрыша лотереи, являются запрещенными /харам/.

Взятка

Вопрос 1242: Некоторые из клиентов банка, для того, чтобы получить лучшее обслуживание, дают деньги работникам банка. Принимая во внимание то, что при неисполнении работниками банка этой услуги деньги им не выплачиваются, разрешается ли брать эти деньги?

Ответ: Работникам банка, обязанным выполнять такую работу и получающим за это ежемесячную заработную плату, запрещено брать деньги у клиента, а также и клиенты банка не должны давать деньги работникам банка за те услуги, которые те оказывают им, т.к. это приводит к нравственной распущенности.

Вопрос 1243: Некоторые из клиентов банка на основании распространенного обычая, дают деньги работникам банка за оказываемые ими услуги, считая, что если не дать денег, их дела не будут выполнены должным образом. Каково решение по этому поводу?

Ответ: Если от взятки будет зависеть качество банковских услуг, оказываемых клиенту, если она приведет к нравственной распущенности и нарушит права других клиентов, то в таком случае клиенты не должны давать деньги, и банковские работники не имеют права их брать.

Вопрос 1244: Каково положение относительно дарения денег клиентом из благодарности и признательности работнику, если при этом тот добросовестно выполнял свою работу и совершенно не ждал вознаграждения?

Ответ: Дарение подарков клиентом работникам на их рабочем месте – одно из опаснейших деяний. Чем больше вы будете воздерживаться от этого, тем полезнее это будет для мира и будущей жизни. Только в одном случае допустимо взять подарок, если дающий подарок слишком настаивает, а тот, кому его дарят, решительно отказывается, также это может иметь место лишь после выполнения работы, безо всякого уговора, предварительного обсуждения и без надежды на подарок со стороны работника.

Вопрос 1245: Каковы положения относительно подарков государственным служащим со стороны клиента в зависимости от того, даются ли даримые по доброй воле подарки деньгами, чем-либо съедобным и т.п.? Каково положение относительно передачи средств в качестве взятки в зависимости от того, дается ли она работникам за исполнение работы по их просьбе или нет Каково положение относительно совершения работником правонарушений, которые основаны на алчности, и желании получить взятку?

Ответ: Необходимо, чтобы отношения между уважаемыми работниками и всеми клиентами, обращающимися к ним, строились на основе закона, договоренностей и установлений, предписанных организацией. Получение же работниками любого рода подарков от клиентов недопустимо, т.к. это становится причиной распущенности и плохого мнения обо всех работниках таких учреждений, и будет побуждать их к алчности, неисполнению своей работы по закону и нарушению прав других клиентов. Совершенно определенно, что взятка запрещена и для дающего ее, и для берущего, поэтому взявший взятку обязан вернуть деньги хозяину, и не имеет права пользоваться этими средствами.

Вопрос 1246: Иногда встречается такое, что некоторые из работников за исполнение своей работы, требуют взятку. Можно ли в таком случае дать им то, что они требуют?

Ответ: Никто из клиентов, обращающихся в учреждение, не имеет права давать деньги или оказывать незаконные услуги работникам учреждения за выполнение ими их обязанностей. Также работники учреждений, которые по закону обязаны оказывать людям определенные услуги, не имеют права незаконно брать или требовать от клиента любого рода подарки за оказание услуг, не могут ими распоряжаться, и обязаны вернуть эти деньги их хозяину.

Вопрос 1247: Каково положение относительно дачи взятки для реализации своих прав, принимая во внимание, что это может создавать проблемы для других, например, становиться причиной того, что дающему взятку оказывается предпочтение перед другими?

Ответ: Выплата взятки и получение взятки запрещены /харам/, даже если это не становится причиной возникновения проблем у других клиентов, не говоря уже о том, если взятка создает проблемы другим.

Вопрос 1248: Можно ли назвать взяткой необходимость выплаты человеком какой-то суммы работнику учреждения для того, чтобы им была быстро и качественно оказана услуга, не противоречащая закону и шариату? Является ли это запрещенным /харам/ или запретность снимается, если выплата денег необходима, чтобы человеку были оказаны услуги?

Ответ: Деньги или другого рода подарки со стороны клиентов, обращающихся в учреждение, работникам учреждения за выполнение ими их обязанностей, несомненно, приводят к распущенности в учреждениях и являются запрещенными /харам/ по шариату, и предположение о необходимости дать деньги не делает взятку разрешенной.

Вопрос 1249: Иногда контрабандисты предлагают деньги некоторым работникам учреждений, чтобы те закрыли глаза на нарушения закона, чинимые ими, в случае, если работник не принимает их предложение, он подвергается опасности быть убитым. Какова обязанность работника в данной ситуации?

Ответ: Получать деньги от контрабандистов, чтобы притвориться незнающим  и смотреть сквозь пальцы на их противоправные действия, недопустимо.

Вопрос 1250: Директор налогового учреждения предлагает бухгалтеру уменьшить размер налога какого-либо предприятия, а в случае неподчинения угрожает ему появлением в будущем больших проблем и трудностей. Нужно ли подчиниться директору в такой ситуации? Можно ли взять деньги за исполнение такой просьбы?

Ответ: В таком случае служащий должен поступать соответственно установленному закону и подчиняться незаконным приказам нельзя, независимо от того бесплатно ли его просят сделать это или имеет место предложение денег.

Агенты по купле-продаже

Вопрос 1251: Каково положение относительно передачи дополнительного товара некоторыми продавцами агентам по купле, действующим от имени предприятий и учреждений, чтобы установить с ними благоприятные взаимоотношения?

Ответ: Передача этого товара продавцами агентам по купле запрещена. Агентам также не разрешено получать этот товар и то, что было ими получено, должно быть передано предприятию или учреждению, уполномочившему их совершать куплю.

Вопрос 1252: Могут ли рабочие предприятия, отвечающие за совершение необходимых покупок для предприятия из торговых точек, ставить продавцу условие, что какой-то процент от прибыли, извлекаемой из продажи необходимого для предприятия товара, будет отчислен ему (рабочему)? Разрешено ли ему получать этот процент? Каково положение относительно ситуации, в случае, если вышестоящее ответственное лицо даст разрешение на постановку такого условия?

Ответ: Неправильно рабочему ставить такое условие, и он не имеет права на выгоду, получаемую в результате такого условия. Вышестоящее лицо также не имеет права давать разрешение на такое условие и его разрешение не имеет силы.

Вопрос 1253: Если человек, уполномоченный приобретать все необходимое для предприятия или учреждения, купит товар, который на базаре имеет определенную цену, по более высокой цене в надежде на вознаграждение со стороны продавца,  будут ли считаться верными его действия? Может ли он получить от продавца это вознаграждение?

Ответ: Если товар был куплен по завышенной цене, в то время как на рынке имеется аналогичный и более дешевый, то для такой сделки необходимо  разрешение вышестоящих ответственных лиц, и в любом случае, агент не имеет права брать от продавца что-либо за то, что делает у него покупки.

Вопрос 1254: Если человек работает на предприятии или в учреждении, (независимо от того государственное оно или частное) и в его обязанности входит закупка товара и он, несмотря на то, что существует множество торговых центров, обращается к знакомым продавцам и ставит им условие, что, покупая товар у них, разделит с ними прибыль.

1 – Каково положение законов шариата относительно такого условия?

2 – Каково положение законов шариата в случае, если на это условие имеется разрешение вышестоящих ответственных лиц этой организации?

3 – Каково положение, если этот товар будет предложен предприятию, о чем будет заключен контракт, по цене более высокой, чем его общепринятая рыночная стоимость?

4 – Если некоторые продавцы выплачивают агентам предприятий дополнительную сумму, кроме той, что указана в товарном чеке, то, каково положение по этому поводу для агента, и каково положение для продавца?

5 – Если этот человек кроме совершения закупок, также обязан искать рынки сбыта для продукции предприятия, может ли он требовать какой-то процент от прибыли предприятия, в случае, если обеспечит предприятию сбыт его продукции?

6 – Если человек при выполнении своей обязанности получит какую-то прибыль, то какова его обязанность относительно этих денег?

Ответ:

1 – Шариатом это запрещено.

2 – Разрешение на это вышестоящих ответственных лиц предприятия, исходя из того, что условие не имеет законного основания, не является действительным.

3 – Если товар был куплен по цене более высокой, чем его рыночная стоимость, в то время как его можно было приобрести по более низкой цене, то в таком случае сама эта сделка является недействительной.

4 – Не разрешено. Все, что агент в этом случае получит, он обязан передать своей организации.

5 – Агент не имеет права на получения каких-либо процентов и все, что получит должен передать предприятию, которое назначил его на эту должность. Если по поводу сделки будет заключен контракт, противоречащий интересам предприятия, то этот контракт недействителен.

6 – Любые приобретения, полученные незаконным способом, должны быть переданы организации, назначившей человека на эту должность.

Медицинские вопросы

Вопрос 1255:

1 – Можно ли здоровой женщине временно предохраняться от беременности, применяя способы и средства, препятствующие проникновению в матку спермы?

2 – Можно ли предохраняться от беременности такими средствами, эффективность которых на сегодняшний день не доказана, но известно, что этими средствами возможно предохраняться?

3 – Можно ли женщине, для жизни которой в случае беременности грозит опасность, применить такой способ предохранения, который навсегда исключает вероятность беременности?

4 – Можно ли женщине использовать методы постоянной защиты от беременности, если имеется вероятность рождения ею больного ребенка или передачи ребенку наследственную физическую или психическую болезнь?

Ответ:

1 – Если предохранение осуществляется с согласия мужа, то оно дозволено.

2 – Если имеется в виду такой способ, при котором нужно будет удалить сперму после того, как она проникла в матку, и при этом будет необходимо смотреть на недозволенное или прикасаться, то не разрешается.

3 – Вышеупомянутый способ предохранения не возбраняется, кроме того, если беременность может нести угрозу для жизни женщины, то сознательно допускать беременность ей не разрешено.

4 – Если осуществляется с разумной целью, без вреда для здоровья и с разрешения мужа, то не возбраняется.

Вопрос 1256: Какое решение имеет перевязка семенных каналов у мужчин, для предотвращения прироста населения?

Ответ: Сама по себе перевязка семенных каналов мужчины, если производится с разумной целью и без риска для здоровья, не предосудительна.

Вопрос 1257: Можно ли здоровой женщине, которой беременность не опасна, предохраняться от беременности, например, способом прерванного полового акта, с помощью диафрагмы, приема таблеток или перевязав маточные трубы? Может ли муж потребовать от жены, чтобы она предохранялась каким-либо из вышеперечисленных способов (кроме прерванного полового акта)?

Ответ: Не возбраняется предохраняться от беременности с помощью прерванного полового акта, при обоюдном согласии на это супругов, а также дозволено использовать и другие методы предохранения от беременности для разумных целей и без вреда для здоровья, так, чтобы это не привело к недозволенным /харам/ прикасаниям и взглядам. Муж не имеет права заставить жену предохраняться.

Вопрос 1258: Можно ли беременной женщине, которая намерена перевязать маточные трубы, родить ребенка через кесарево сечение, чтобы одновременно с этой операцией перевязать и трубы?

Ответ: Вопрос по поводу перевязки труб был разъяснен ранее, но решение о кесаревом сечении должно приниматься по необходимости или с согласия самой женщины и в любом случае во время кесарева сечения и перевязки маточных труб постороннему мужчине не дозволенно прикасаться к женщине и смотреть на те части ее тела, которые подлежат укрытию, кроме случаев крайней необходимости.

Вопрос 1259: Можно ли женщине предохраняться от беременности без разрешения на это мужа?

Ответ: Не разрешено.

Вопрос 1260: Если мужчина, имеющий четырех детей, совершит операцию по перевязке семенных каналов против воли жены, будет ли считаться, что он совершил грех?

Ответ: Дозволенность такой операции не зависит от согласия жены, поэтому мужчина не должен добиваться этого.

Аборт

Вопрос 1261: Разрешается ли аборт в связи с материальными затруднениями?

Ответ: Аборт не становится разрешенным в связи с материальным проблемами и финансовыми затруднениями.

Вопрос 1262: В первые месяцы беременности врач, обследовавший женщину, сделал заключение, что беременность, в случае продолжения, угрожает жизни женщины, и ребенок, который родится от этой беременности, будет иметь уродства, на основе этих заключений было рекомендовано сделать аборт. Разрешено ли прерывание беременности в этом случае? Можно ли прервать беременность до того срока, пока ребенку не будет дана душа?

Ответ: Вероятность рождения неполноценного ребенка не является шариатским основанием для дозволенности аборта, даже если ребенок еще не обладает душой, но если продолжение беременности угрожает жизни матери, с точки зрения врача-специалиста, внушающего доверие, то прерывать беременность дозволяется, но лишь до того срока, пока плод не одушевлен.

Вопрос 1263: В настоящее время врачам-специалистам стали доступны новейшие методы и разработки, с помощью которых еще во время беременности можно точно определить, какие будущий ребенок будет иметь уродства и заболевания в случае рождения. Разрешен ли аборт в этом случае, принимая во внимание те трудности, с которыми столкнется этот человек, будучи инвалидом и если такое заключение сделано врачом-специалистом, внушающим доверие?

Ответ: Прерывание беременности на любом сроке не становится разрешенным по причине имеющихся у плода уродств и проблем, с которыми он может столкнуться в жизни.

Вопрос 1264: Разрешено ли удаление спермы, попавшей в матку, до того времени пока образуется сгусток (плодное яйцо), что происходит примерно на сороковой день. На какой из ниже перечисленных стадий развития зародыша прерывание беременности запрещено:

1 – при попадании спермы в полость матки;

2 – на стадии сгустка;

3 – на стадии зародыша;

4 – на стадии плода (не достигшего срока получения души)?

Ответ: Прерывание беременности на любом сроке – с момента проникновения спермы в полость матки, и на любой из последующих стадий развития зародыша, недопустимо.

Вопрос 1265: Некоторые супруги являются носителями заболеваний крови и нездоровой генетики, которые способны передаваться их детям, и вероятность передачи этих заболеваний чрезвычайно велика, это явление широко распространено. Такие дети с момента рождения и до конца жизни будут сталкиваться с трудностями. Например, такое заболевание, как гемофилия, вызывает обильное кровотечение при малейшей царапине, что может привести к смерти и параличу. Принимая во внимание, что диагностировать эту болезнь возможно в первые недели беременности, разрешен ли аборт в таком случае?

Ответ: Если диагноз такой болезни у зародыша точен, и содержание такого ребенка чревато большими проблемами, в таком случае разрешено сделать аборт прежде, чем ему будет дана душа, но из предосторожности в случае аборта следует выплатить возмещение родственникам /дийа/.

Вопрос 1266: Каково положение относительно прерывания беременности? Разрешен ли аборт в случае, если продолжение беременности опасно для жизни матери?

Ответ: Прерывание беременности запрещено /харам/ и ни в коем случае не разрешается, разве что продолжение беременности будет угрожать жизни матери, в таком случае можно сделать аборт прежде, чем ребенку будет дана душа. Но после этого срока аборт запрещен, кроме случаев, когда опасность будет угрожать и жизни матери и жизни ребенка, и будет точно известно, что ребенка спасти невозможно, но с прерыванием беременности можно спасти мать.

Вопрос 1267: Женщина, забеременела от прелюбодеяния, и по требованию отца на седьмом месяце беременности сделала аборт. Обязательно ли ей выплачивать возмещение родственникам /дийя/? В случае необходимости выплатить возмещение, это должен сделать мужчина или женщина? Какова сумма возмещения на данный момент?

Ответ: Аборт запрещен, несмотря на то, что беременность последовала в результате прелюбодеяния, и не становится разрешенным оттого, что этого требует отец. В любом случае, если аборт был сделан по решению женщины или при ее содействии, выплата возмещения находится в ее обязанности. Размер возмещения за аборт может колебаться.

Вопрос 1268: Какова сумма возмещения за прерывание беременности на сроке два с половиной месяца в случае, если это было сделано намеренно? Кто обязан выплатить это возмещение?

Ответ: Если аборт сделан на стадии эмбриона – сорок динаров, на стадии зародыша – шестьдесят динаров, если на той стадии, когда кости плода не облачены плотью – восемьдесят динаров. Возмещение выплачивается наследникам неродившегося ребенка с соблюдением последовательности в правах получения (если у ребенка есть отец, то мать выплачивает возмещение ему, если нет отца, то братьям или сестрам, если нет их, то бабушке или деду и т.д.). Но те наследники, которые виноваты в гибели неродившегося ребенка, не имеют прав на получение этого возмещения.

Вопрос 1269: Если беременная женщина вынуждена лечить десны или зубы, и по предписанию врача-специалиста нуждается в хирургическом вмешательстве, то, принимая во внимание, что наркоз и снимки рентгеновскими лучами могут стать причиной уродств у зародыша, разрешено ли в такой ситуации сделать аборт?

Ответ: Вышеописанная ситуация не является поводом для разрешения сделать аборт.

Вопрос 1270: Если зародыш, находящийся в матке, находится на грани смерти, и его нахождение в матке в таком состоянии угрожает жизни матери, можно ли сделать аборт в таком случае? Если муж этой женщины подчиняется такому исламскому законоведу /муджтахид/, который не разрешает аборт в этой ситуации, а женщина следует мнениям  допускающего в такой ситуации аборт исламского законоведа, какова обязанность мужа в таком случае?

Ответ: Так как в этом вопросе речь идет между непременной смертью ребенка и непременной смертью матери вместе с ребенком, то другого выхода нет, кроме как, по меньшей мере, хотя бы спасти жизнь матери, прервав беременность. И при вышеописанных обстоятельствах муж не имеет права препятствовать прерыванию беременности, но обязательно делать эту операцию лишь в последний момент, чтобы никто не был повинен в убийстве ребенка.

Вопрос 1271: Разрешается ли сделать аборт, если есть опасение, что беременность наступила в результате прелюбодеяния или связи с немусульманином?

Ответ: Не разрешается.

Искусственное оплодотворение

Вопрос 1272:

А) Разрешено ли искусственное оплодотворение, если сперма и яйцеклетка взяты у мужчины и женщины, являющихся мужем и женой по шариату?

Б) Если разрешено, то возможно ли, чтобы операция проводилась посторонними мужчинами? И будет ли ребенок, родившийся в результате такого оплодотворения, считаться ребенком этих супругов (которым принадлежали сперма и яйцеклетка)?

В) Если такая операция запрещена, не становится ли причиной для ее разрешения то, что только этим путем может быть спасен брак?

Ответ:

А) Вышеописанная операция не является запрещенной, но обязательно должна проводиться в условиях, чтобы она не сопровождалась прикосновениями и взглядами постороннего мужчины на запрещенные части тела.

Б) Ребенок, который родится от такого оплодотворения, принадлежит тем супругам, у которых были взяты сперма и яйцеклетка.

В) Как уже было сказано, такая операция не запрещена.

Вопрос 1273: Иногда некоторым семейным парам по причине отсутствия овуляции у женщины необходимо прибегнуть к искусственному оплодотворению, чтобы сохранить семью, иначе из-за отсутствия способов лечения этой болезни и невозможности иметь детей, супруги сталкиваются с проблемами в семье или психологическими проблемами. Можно ли в таком случае оперативным способом взять яйцеклетку другой женщины, искусственно оплодотворить ее спермой мужа вне матки и оплодотворенную поместить в матку жены для дальнейшего вынашивания?

Ответ: Вышеописанный способ сам по себе не возбраняется, но ребенок, который родится от такого оплодотворения, будет принадлежать тем, у кого были взяты сперма и яйцеклетка, и считать его ребенком женщины, в чьей матке он будет выношен, проблематично, поэтому необходимо соблюдать осторожность относительно вопроса о родстве.

Вопрос 1274: Предположим, что мужа была взята сперма, а после его смерти, этой спермой искусственным путем была оплодотворена яйцеклетка жены и помещена в ее матку. В связи с этим возникают следующие вопросы:

Во-первых, разрешено ли это делать по шариату? Во-вторых, будет ли являться этот ребенок ребенком этого мужчины и по шариату? И в-третьих, ребенок, который родится, будет ли иметь право на наследство этого мужчины?

Ответ: Такая операция сама по себе не предосудительна. Ребенок, который родится в результате такого оплодотворения, принадлежит той женщине, чья яйцеклетка была оплодотворена, и тому мужчине, которому принадлежала сперма, но не имеет права на наследство этого мужчины.

Вопрос 1275: Можно ли оплодотворить спермой постороннего мужчины женщину, муж которой бесплоден, путем помещения спермы в матку?

Ответ: Оплодотворение женщины спермой чужого мужчины не запрещено, но нужно помнить, что при этом не должно быть допущено запрещенных прикосновений и взглядов, и в любом случае, ребенок, появившийся таким образом принадлежит тем, чьи сперма и яйцеклетка были использованы, а не мужу этой женщины.

Вопрос 1276: Можно ли замужней женщине, которая по причине прекращения детородной функции или по другой причине не имеет овуляции, поместить в матку оплодотворенную спермой мужа яйцеклетку второй жены ее же мужа? Есть ли разница между тем, является ли его вторая жена постоянной или временной?

2) Которая из этих женщин будет считаться матерью ребенка? Та, которой принадлежит яйцеклетка или та, которая выносила его в своей матке?

3) Если необходимость в яйцеклетке другой жены возникла из-за слабости яйцеклетки этой женщины, которая намерена выносить ребенка, и страха, что из ее собственной слабой яйцеклетки может родиться больной ребенок, в таком случае можно ли также воспользоваться искусственным оплодотворением?

Ответ: По шариату нет препятствий для совершения подобной операции, и на решение не влияет, в постоянном браке находятся жены, или временном, или одна из них временная, а другая постоянная.

2) Ребенок принадлежит тем, чьи сперма и яйцеклетка использовались при оплодотворении и родство его с той женщиной, которая выносила, сомнительна, потому, необходимо соблюдать предосторожность относительно вопроса о родстве.

3) шариатом не запрещено.

Вопрос 1277: В каких из ниже приведенных случаев разрешено оплодотворение женщины спермой умершего мужа:

А) после смерти мужа, но прежде менструации;

Б) после смерти мужа, но после менструации;

В) если женщина после смерти мужа, выйдет замуж за другого мужчину, можно ли ей оплодотвориться спермой первого мужа? Если второй муж умер, можно ли ей оплодотвориться спермой первого мужа?

Ответ: Искусственное оплодотворение спермой умершего мужа не запрещено, и не имеет значения совершено оно до менструации или после, а также не имеет значения, вышла повторно эта женщина замуж или нет, и в случае, если вышла, не имеет значения, умер ее второй муж или нет. Но если второй муж жив, нужно согласовать это с ним и получить его согласие и разрешение.

Вопрос 1278: В наше время стало возможным извлекать яйцеклетку и сохранять в специальных условиях в живом состоянии, а при необходимости воспользоваться ею. Разрешено ли это делать по шариату?

Ответ: Разрешено.

Изменение пола

Вопрос 1279: Некоторые люди выглядят как мужчины, но имеют женскую психику, особенности и поведение и это настолько полно проявляется в них, что если не сделать операцию по перемене пола, то это приведет к греху. Можно ли в этом случае прибегнуть к лечению хирургическим способом?

Ответ: Хирургическая операция для раскрытия настоящего пола не возбраняется, с условием, что это не приведет к запретному /харам/ и к распущенности.

Вопрос 1280: Какое решение имеет хирургическая операция, позволяющая гермафродиту приобрести определенный пол либо женский, либо мужской?

Ответ: Такая операция не предосудительна, но обязательно нужно избегать всего, что может привести к запретному.

Вскрытие умерших и трансплантация органов

Вопрос 1281: Исследования сердечно-сосудистых заболеваний и обсуждения этой темы для совершения новых открытий в этой области требует получения органа сердца и сосудов умерших людей для проведения осмотра и изучения. После проведения исследований через день или больше органы нужно будет захоронить, в связи с чем возникают некоторые вопросы:

  1. Разрешено ли проведение таких исследований над органами умершего мусульманином?
  2. Можно ли хоронить взятые из тела сердце и сосуды отдельно от тела?
  3. Учитывая то, что отдельное захоронение сердца и сосудов проблематично, можно ли захоронить их вместе с другим телом?

Ответ: Спасение жизни, совершение новых научных открытий в области медицины или получение сведений о болезнях, угрожающих жизням людей, зависят от таких исследований. Поэтому вскрытие тел умерших не запрещено, но нужно стараться, насколько это возможно, не использовать для исследований тела умерших мусульман. Части тела, отделенные от тела мусульманина, обязательно должны быть похоронены вместе с его телом, если это не влечет расходов и опасностей, в ином случае органы можно хоронить отдельно или вместе с другим телом.

Вопрос 1282: Разрешено ли вскрытие тела умершего для установления причины смерти, по поводу которой есть сомнения, например, не был ли человек отравлен или удушен, или  он умер по другой причине?

Ответ: Если установить причину смерти можно лишь таким способом, то вскрытие не запрещено.

Вопрос 1283: Каково положение относительно вскрытия плода после выкидыша, находящегося на различных стадиях развития, для получения сведений в области гистологии, и необходимости такого урока в медицинских университетах?

Ответ: Если спасение такой ценности, как жизнь, или совершение новых научных открытий в области медицины, в которых нуждается общество, или получение сведений о болезнях, угрожающих жизням людей, зависят от исследований плода, в таких случаях это разрешается. Однако, необходимо, насколько это возможно, стараться не использовать для этого зародыш, зачатый мусульманами, или имеющий отношение к Исламу.

Вопрос 1284: Разрешено ли извлекать платиновые детали из тела умершего мусульманина посредством вскрытия, принимая во внимание высокую стоимость и дефицит платины?

Ответ: Извлекать платину из тела умершего мусульманина, принимая во внимание вышеуказанные причины, и не проявляя при этом неуважения к нему, не возбраняется.

Вопрос 1285: Разрешено ли вскрытие могил мусульман или иноверцев для проведения исследований их костей при обучении в медицинских институтах?

Ответ: Вскрытие могил для этого не разрешается, разве, что при экстренной необходимости в них врача, тот же самый запрет касается и изъятия из могил костей умерших иноверцев.

Вопрос 1286: Разрешена ли пересадка волос на голову тем, у кого их нет, если из-за негативного отношения людей к такому недостатку, человек страдает?

Ответ: Такая операция не возбраняется с учетом того, что пересаженные волосы будут взяты у животного, не запрещенного для употребления в пищу, или у человека.

Вопрос 1287: Если человек страдает неизлечимой болезнью, вылечить которую врачи неспособны, и было установлено, что в ближайшее время он непременно умрет, допустимо ли в таком случае извлечение из его тела таких жизненно-важных органов, как сердце, почки или другие органы до его смерти, чтобы затем пересадить их другому человеку?

Ответ: Если извлечение органов будет предпринято до смерти этого человека, то будет считаться убийством, в противном случае при согласии самого больного это не возбраняется.

Вопрос 1288: Разрешена ли пересадка кровеносных сосудов или артерий, взятых из тела умершего человека?

Ответ: Разрешается, если при жизни человек дал согласие на это, или с согласия его родных, или при необходимости спасения чьей-либо жизни.

Вопрос 1289: Если у умершего человека была взята роговая оболочка глаз для пересадки другому человеку, что обычно осуществляется без согласия на это родственников, необходимо ли в таком случае выплатить возмещение /дийя/? Если необходимо, то какова его сумма за роговую оболочку каждого глаза?

Ответ: Извлечение роговой оболочки из глаз мертвого мусульманина запрещено и требует выплаты возмещения в размере пятидесяти динаров, но если еще при жизни человек давал на это согласие, то делать это не запрещено и выплаты возмещения не требуется.

Вопрос 1290: Может ли человек, получивший на войне ранение в области мошонки и лишившийся при этом обоих яичек, принимать гормоны для сохранения способности к деторождению, половой функции, и внешних мужских признаков? Каково положение в том случае, если действия вышеописанных функций и способности к деторождению можно достичь лишь посредством пересадки яичек от другого мужчины?

Ответ: Если такая операция возможна, и после приживления орган станет его частью тела, то не будет считаться скверной /наджис/, и способность к деторождению и дети будут иметь отношение только к нему. Прием гормональных препаратов для сохранения способности к деторождению, половой функции и внешних мужских признаков не возбраняется.

Вопрос 1291: Принимая во внимание важность пересадки почек для спасения жизней людей, врачи решили создать банк почек, которому люди могут дарить или продавать свои органы по собственной воле. Разрешено ли дарение или продажа почек или других органов по собственному желанию? Каково положение относительно такой операции в моменты острой необходимости?

Ответ: Продажа или дарение человеком своей почки или другого органа при жизни по своей воле и для использования его во спасение больного не возбраняется в том случае, если здоровью самого донора не будет причинен значительный вред. А в случае острой необходимости органа для спасения жизни человека такая операция является обязательной, при условии, что здоровью донора не будет нанесено значительного вреда, и это не повлечет расходов с его стороны.

Вопрос 1292: Некоторые люди страдают необратимой и неизлечимой болезнью мозга, в результате чего угасает мозговая активность, и человек полностью погружается в бессознательное состояние, также у него отсутствует дыхательная деятельность, он не реагирует на световые и физические раздражители. Такое состояние полностью исключает вероятность возвращения в нормальное прежнее состояние, но сердцебиение больного может продолжаться еще некоторое время от нескольких часов до нескольких суток максимально при помощи искусственной вентиляции легких. Это состояние на медицинском языке носит название мозговой смерти, которая влечет за собой потерю сознания, чувств и способности к произвольным движениям. С другой стороны, существуют больные, спасение жизней которых зависит от использования органов больного, пораженного мозговой смертью, возникает вопрос: можно ли использовать органы такого больного ради спасения жизни другого человека?

Ответ: Если извлечение у такого больного органов для пересадки другому человеку послужит причиной ускорения наступления его смерти, то это не допустимо, в ином случае и с предварительно полученного на это согласия самого больного, или если спасение жизни другого человека зависит только от использования его органов, это допустимо.

Вопрос 1293: Я  желаю, чтобы после моей смерти мои органы были извлечены из тела и использованы для пересадки, свое желание я довел до сведения ответственных за это лиц. Они в свою очередь попросили меня о том, чтобы я указал это желание в своем завещании и известил об этом своих наследников, имею ли я право сделать это?

Ответ: Использование органов умершего для пересадки другому человеку ради его спасения или лечения не возбраняется, также не запрещено указать это в завещании, с условием, что органы будут отданы безвозмездно, и это не будет считаться, с точки зрения общества, оскорблением умершего.

Вопрос 1294: Каково положение относительно косметических операций, совершаемых для придания красоты человеку?

Ответ: Они не запрещены.

Вопрос 1295: Разрешен ли осмотр запретных для взоров частей тела (аврат) представителями государственных учреждений?

Ответ: Обнажать запретные для взоров части тела, смотреть на них или заставлять обнажаться для осмотра не разрешено, и допустимо лишь в тех случаях, если такая необходимость возникает для выполнения государственного распоряжения или для осуществления лечения.

Вопрос 1296: Слово «необходимость» часто употребляется для обоснования  прикосновения или осмотра врачом посторонней женщины, каково значение этого слова и каковы пределы «необходимости»?

Ответ: Значение «необходимости» в представленном вопросе таково, что если от прикосновений и осмотра зависит установление диагноза или лечение болезни, то для этого разрешается запрещенный осмотр, но и прикосновения, и осмотр разрешаются лишь в той мере, в какой они действительно необходимы.

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.