Исламская концепция миропорядка

ИСЛАМСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ МИРОПОРЯДКА

Ислам, будучи всеохватывающей интегральной системой, естественным образом включает в себя проблемы глобального развития. Его концепцию миропорядка можно описать следующим образом:

1. Основные акторы: умма (мировое мусульманское сообщество) и куфр (неверие во всех его формах, которыми, согласно Исламу, признаются помимо атеизма, все формы пантеизма, идолопоклонства и проч.). Роль Ислама, согласно мусульманским теоретикам, и роль куфра являются двумя противоположными тенденциями в истории и ни одна из них не имеет ничего общего с другой.

Из Корана вытекает, что умма является сообществом наместников единого Бога на Земле, «лучшей из общин», «придерживающейся середины», которая будучи «поставленной в центр» истории, призвана активно участвовать в реализации Его замысла.

Аллах в Коране говорит: «И пусть будет среди вас община, которая призывает к добру, приказывает одобренное и удерживает от неодобряемого» (3:104); «Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника». Они сказали: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя?» Он сказал: «Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете» (2:30); «Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины (или поставленной в центр), чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих» (2:143).

2. Цели акторов. Цели уммы: глобальное утверждение таухида (принципа единства и единственности Бога); формирование миропорядка на основе политической доктрины Ислама; ликвидация всех форм насилия, угнетения, национализма, расизма во всех формах и проявлениях; устранение куфра из всех сфер жизнедеятельности – политической, экономической, социальной, культурной, научной; установление принципа справедливости во всех человеческих отношениях на всех уровнях в мире.

В Коране Всевышний говорит: «Мы отправили наших посланников с ясными знамениями и ниспослали с ними Писание и Весы, чтобы люди придерживались справедливости» (57:25).

Цели куфра: сохранения своего господства, основанного, согласно Корану, на «угнетении», «притеснении» и «нарушении прав». Куфр игнорирует Единобожие как основной принцип мироздания.

3. Специфика (природа) отношений на мировой арене. Религия и политика с точки зрения Ислама представляются неразделимыми. В этой связи мировое пространство делится на дар уль-Ислам (территория Ислама) и дар уль-куфр (территория куфра).

Первое – это страны, в которых обеспечена исламская форма правления как с точки зрения права, так и практики. Второе – антипод дар уль-Ислам, внутри которого выделяются дар уль-ахд (территория договора) и дар уль-харб (территория войны).

Дар уль-ахд – это страны, власти которого подписали с мусульманами в лице их руководства мирный договор и гарантировали им основные права. Дар уль-харб – страны, объявившие войну мусульманам; оккупированные земли дар уль-Ислам; территория, на которой мусульмане подвергаются угнетению и лишены основных прав, где отсутствует договор между населением и мусульманами, определяющий их взаимоотношения и подтверждающий гарантии неприкосновенности жизни, чести и имущества мусульман; территории, в пределах которых запрещено ведение проповеди Ислама; территория, откуда исходит реальная угроза мусульманам.

В некоторых современных подходах наметилась редакция этого разделения, т.к. дар уль-Ислам, а зачастую и дар уль-куфр, фактически перестали существовать в том смысле, как это было выражено в работах ранних исламских теологов-правоведов, а в дар уль-куфр еще и появились значительные мусульманские общины. Таким образом, понятия дар уль-Ислам, дар уль-харб, дар уль-ахд, перемешавшись, по меньшей мере, потеряли свое строгое географическое измерение.

В то же время исламская концепция миропорядка признает существование единого международного сообщества, вне зависимости от вероисповедания. Целый ряд аятов Корана обращен именно к человечеству как единому сообществу. Но отношение Ислама к этому сообществу активно, поскольку распространение таухида является как общественным, так и государственным и личным религиозным долгом.

4. Основной процесс на мировой арене – это утверждение принципов Единобожия во всех сферах жизни, обеспечивающее подлинный универсализм человечества.

5. Основное средство формирования исламского миропорядка – джихад. С точки зрения исламских ученых, в юридическо-теологическом смысле джихад означает «приложение напряженных усилий для распространения веры в Аллаха и утверждение Его Слова (т.е. Корана – прим. авт.) в высшее слово над этим миром». Применение силы, как указывается в фундаментальных источниках по мусульманскому праву, в данном случае допустимо лишь для самообороны и в случае запрета на проповедь Ислама.

6. Предполагаемый миропорядок. В результате утверждения Ислама возникнет единое глобальное человеческое сообщество, основывающееся на «сбалансированном», «срединном» миропорядке, обеспечивающем прогресс, справедливость и благо людей в обоих мирах.

7. Исходными положениями исламской концепции миропорядка являются Коран и Сунна. Но при этом широко используются рациональные методы иджтихада – истислах, истихсан, кийяс, иджма. Идеология, построенная на этой базе, должна лежать в основе глобального общества.

Абдулла Ринат Мухаметов

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.