Разъяснение шариата Ширази часть 1

РАЗЪЯСНЕНИЕ ШАРИАТСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕТВАМИ АЯТОЛЛЫ МАКАРЕМА ШИРАЗИ

Знакомство с аятоллой Макаремом Ширази

Великий аятолла Макарем Ширази родился в 1345 году по лунному календарю в религиозной семье в городе Ширазе, расположенном на юге Ирана. В семье почитались исламские традиции, а вера и нравственность ставились на первое место. Начальную и среднюю школу будущий аятолла окончил в родном городе. Благодаря своим способностям, сообразительности, хорошей памяти и незаурядному таланту, в школе он считался одним из самых лучших учеников.

Никто из семьи Макарема Ширази не принадлежал к религиозному духовенству. Огромная тяга к исламским наукам и любовь к религии, в конце концов, привели его в одно из исламских учебных заведений города Шираза. Приблизительно с 14-ти лет он начал свое религиозное образование и за короткий срок сумел постичь многие исламские дисциплины. Макарем Ширази изучил арабскую грамматику, различные науки, связанные с арабским языком. После этого принялся за логику, фикх, исламскую методологию и, благородя своим способностям, всего за четыре года окончил учебное заведение. В процессе обучения в родном Ширазе будущий аятолла не только учился сам, но и успевал преподавать юношам, знакомя их с азами исламской религии. Иногда в течение дня он преподавал восемь уроков, и это при том, что в этот день он и сам посещал уроки других учителей.

В возрасте 18-ти лет Макарем Ширази покинул родной город и отправился в город Кум, который по праву считается одним из центров исламских наук. Начав учебу, в течение пяти лет он посещает научные уроки величайших ученых того времени, таких как великий аятолла Буруджерди и многих других знаменитых аятолл. Помимо Кума Макарем Ширази также пополнил свое образование в священном городе Наджаф, в котором он получал знания от великого аятоллы Хакима, сейида Абдульхади и других известнейших ученых того времени. В 24 года с подтверждением двух великих аятолл Наджафа Макарем Ширази достигает степени иджтихада, одной из высших степеней исламского ученого.

После возвращения из Наджафа аятолла Макарем Ширази поселяется в Куме и начинает свою преподавательскую и религиозную деятельность. Вот уже 55 лет он преподает студентам высшие уровни исламского права и исламской методологии. Его уроки являются одними из самых посещаемых студентами уроков. На них приходят огромное количество людей, которые перенимают у аятоллы знания, оставленные мусульманам последним посланником Аллаха и имамами из его безгрешного семейства.

Еще с молодых лет аятолла Макарем Ширази начал писать книги в различных областях исламских наук. Он является автором множества работ по исламскому вероучению, исламскому праву, познанию Ислама, толкованию Корана и т.д. Многие из его работ переведены на другие языки. Великий аятолла Макарем Ширази по праву считается одним из выдающихся писателей исламского мира.

Виды деяний

В исламской религиозной практике совершаемые человеком деяния делятся на пять видов:

Первый: Обязательные деяния (ваджиб), совершение которых обязательно, а не совершение запрещено. За совершение обязательных деяний человеку причитается награда, а их не совершение влечет наказание. Например, выполнение ежедневных молитв, совершение поста в месяц Рамадан.

Второй: Запрещенные деяния (харам), совершение которых запрещено и влечет за собой наказание. Например, употребление алкоголя, ложь.

Третий: Желательные деяния (мустахаб), за совершение которых причитается награда, а не совершение ненаказуемо. Например, выполнение желательной ночной молитвы, благотворительность.

Четвертый: Нежелательные деяния (макрух), совершение которых неодобрительно, но и ненаказуемо. Например, путнику нежелательно выполнять коллективную молитву вслед за человеком, который не является путником.

Пятый: Допустимые деяния (мубах), за совершение или не совершение которых не полагается ни награды, ни наказания. Например, ходьба, сидение.

Таклид (следование)

Слово «таклид» переводится с арабского языка как подражание и следование. В исламской религиозной практике под словом «таклид» понимается следование мусульман указаниям (фетвам) авторитетного религиозного законоведа (муджтахида), достигшего высочайших уровней шариатских знаний, а также практическое подражание ему в выполнении религиозных обрядов.

Положение 1 – Никому из мусульман не разрешается совершать подражание в основных положениях религии, в основах веры, к которым относятся единобожие, справедливость, пророчество, имамат и воскрешение из мертвых. Каждый человек должен сам убедиться в их истинности. Но во второстепенных (практических) положениях религии, таких как молитва, пост, закят, хадж и т.д., мусульманин или должен быть муджтахидом (религиозным законоведом, способным извлекать верные шариатские положения из достоверных источников) и действовать согласно своим знаниям, или же, если он не является религиозным законоведом, следовать указаниям религиозного законоведа. Так же как обычные люди, не имеющие знаний в каких либо областях, всегда обращаются к авторитетным специалистам.

Кроме сказанного выше мусульманин может совершать свои религиозные обязанности, исходя из предосторожности, то есть совершать их таким образом, чтобы у него появилась убежденность в правильном выполнении своих обязанностей. Например, если некоторые религиозные законоведы считают какое-либо деяние запрещенным, а некоторые дозволенным, то, исходя из предосторожности, ему нужно оставить совершение данного деяния. Или, если одни религиозные законоведы считают какое-либо деяние желательным, а другие обязательным для совершения, то ему нужно обязательно выполнить данное деяние. Но так как совершение религиозных обрядов, исходя из предосторожности, не такое уж и легкое дело, и нуждается в обладании достаточного уровня знаний в шариатских науках, то большинство мусульман должны следовать указаниям религиозного законоведа.

Положение 2 – Сущность «таклида» – это опора на указание религиозного законоведа, то есть выполнение всех практических религиозных обрядов в соответствии с его указаниями (фетвами).

Положение 3 – К религиозному законоведу (муджтахиду), указаниям которого следуют мусульмане, предъявляются следующие требования: он должен быть мужчиной, совершеннолетним, находящимся в здравом уме, шиитом (последователем) двенадцати имамов, законнорожденным, и, согласно обязательной предосторожности, справедливым и живым. Под справедливостью в данном случае подразумевается внутреннее состояние богобоязненности, которое удерживает человека от совершения больших грехов, и способствует избеганию повторения малых грехов.

Достижение человеком совершеннолетия определяется по одному из следующих трех признаков:

Первый: Достижения мальчиком возраста 15-ти полных лунных лет. Достижения девочкой возраста 9-ти полных лунных лет.

Второй: Выделение спермы.

Третий: Появление на лобке жестких волос.

Солнечный год на 11 дней длиннее лунного. Поэтому, исчисляя по лунному календарю, совершеннолетие мальчиков наступает примерно в 14 лет 6 месяцев и 20 дней. А совершеннолетие девочек наступает примерно в 8 лет 8 месяцев и 25 дней.

Положение 4 – Если несколько религиозных законоведов имеют различные мнения относительно одного вопроса, то необходимо следовать указаниям наиболее компетентного из них.

Положение 5 – Религиозного законоведа и наиболее компетентного религиозного законоведа можно определить тремя путями:

Первый путь: Человек сам обладает достаточным уровнем знаний в шариатских науках, и может самостоятельно определить религиозного законоведа и наиболее компетентного религиозного законоведа.

Второй путь: Свидетельство двух справедливых ученых, обладающих соответствующим уровнем знаний, с условием, что два других ученых не будут свидетельствовать обратное.

Третий путь: Известность религиозного законоведа среди людей науки и в ученых кругах, которая убедит человека в том, что этот религиозный законовед является наиболее компетентным законоведом.

Положение 6 – В случае невозможности определения наиболее компетентного религиозного законоведа, необходимо, согласно обязательной предосторожности, следовать указаниям того законоведа, относительно которого имеется предположение, что он является самым компетентным. Если человек сомневается между несколькими религиозными законоведами и никому из них не может отдать свое предпочтение, то он может следовать указаниям любого из них.

Положение 7 – О «фетве» религиозного законоведа, то есть о его решении и указании относительно какого-либо вопроса, можно узнать несколькими путями:

Первый путь: Услышать указание непосредственно от самого религиозного законоведа, или увидеть указание, написанное им собственноручно.

Второй путь: Увидеть указание религиозного законоведа в сборнике религиозных указаний, в достоверности которого нет ни малейших сомнений.

Третий путь: Услышать указание от заслуживающего доверие человека.

Четвертый путь: Известность религиозного указания среди людей, что является признаком его достоверности.

Положение 8 – Если у человека появилось предположение об изменении указания религиозного законоведа, то он может действовать в соответствии с его прежним указанием. И ему необязательно прилагать усилия для того, чтобы узнать, изменилось ли указание или нет.

Положение 9 – Иногда религиозный законовед не выносит определенного указания относительно какого-либо вопроса, а говорит, что необходимо действовать «согласно обязательной предосторожности». В этом случае мусульманин, следующий его указаниям, должен или действовать в соответствии с предосторожностью своего религиозного законоведа, или же обратиться в данном вопросе к указанию другого религиозного законоведа. Это же значение подразумевается под фразой «верность такого-то деяния сомнительна».

Иногда религиозный законовед выносит определенное указание, например, наличие малого омовения (вуду) не обязательно для выполнения молитвы по покойному, но затем говорит, что «согласно желательной предосторожности для выполнения данной молитвы лучше совершить малое омовение». В этом случае мусульманин, следующий его указаниям, может действовать согласно предосторожности, а может не действовать. Но в этом случае он не имеет права обратиться к указанию другого религиозного законоведа.

Положение 10 – Если религиозный законовед, указаниям которого следует человек, покинет этот мир, то человек может и дальше продолжать следовать его указаниям. Если же покойный законовед является самым компетентным религиозным законоведом, то человек обязан продолжать следовать его религиозным указаниям, но при условии, что человек и прежде выполнял свои обязанности в соответствии с его указаниями и решениями.

Положение 11 – Не разрешается начинать следовать указаниям уже умершего религиозного законоведа, даже, согласно обязательной предосторожности, если он был наиболее компетентным среди законоведов.

Положение 12 – Мусульманин должен разучить все шариатские положения и указания, касающиеся деяний, с которыми он постоянно сталкивается в своей жизни. Или же он должен уметь выполнять эти деяния исходя из предосторожности.

Положение 13 – Если человек попадет в какую-либо ситуацию, и не будет знать, как ему следует поступить (то есть он не будет знать указания религиозного законоведа), то он может совершить деяние исходя из предосторожности. Если у него есть время, то ему необходимо подождать, до тех пор, пока не появится возможность обратиться к законоведу. Если у него нет возможности обратиться к законоведу, то ему нужно совершить деяние в соответствии со своим предположением, а уже затем разузнать об указании религиозного законоведа относительно этого деяния. Если совершенное им деяние будет соответствовать указанию законоведа, то оно считается верным, если же нет, то ему необходимо заново и в правильной форме совершить данное деяние.

Положение 14 – Если мусульманин в течение какого-то времени выполнял свои религиозные обязанности без следования указаниям религиозного законоведа, а затем начал следовать его указаниям, то, в случае соответствия выполненных им деяний с указаниями законоведа, все его деяния будут действительны. А если выполненные им деяния не будут соответствовать указаниям религиозного законоведа, то ему необходимо совершить их повторно. Это положение касается и тех случаев, когда человек начинает следовать какому-либо законоведу без соответствующего исследования о нем.

Положение 15 – Если человек совершит ошибку, разъясняя людям указание (фетву) религиозного законоведа, то после осознания своей ошибки он должен исправить ее. Если он разъяснял данное указание на проповедях и религиозных мероприятиях, то ему необходимо повторять его в правильном виде на различных мероприятиях, чтобы люди, которые следуют ошибочному указанию, также поняли свою ошибку. Но если указание законоведа изменится, то человеку необязательно объявлять об его изменении.

Положение 16 – В соответствии с обязательной предосторожностью не разрешается переходить от следования одному религиозному законоведу к следованию другому законоведу. Однако это не касается случаев, когда второй религиозный законовед превосходит первого по уровню знаний. Если человек совершит такой переход без соответствующего исследования, то ему необходимо вернуться к следованию указаниям первого религиозного законоведа.

Положение 17 – Если указание религиозного законоведа по какому-либо вопросу изменится, то необходимо следовать его новому указанию. Но все прежние деяния, которые были выполнены в соответствии с прежним указанием, являются верными, и нет необходимости в их повторном выполнении. То же самое касается случаев, когда человек перейдет от следования указаниям одного законоведа к следованию указаниям другого (то есть, нет необходимости в повторном выполнении деяний в соответствии с указаниями нового религиозного законоведа).

Положение 18 – Если человек в течение какого-либо времени следовал указаниям религиозного законоведа, а теперь он не знает, следовал ли он его указаниям правильно или нет, то все прежде выполненные им деяния считаются верными. Но последующие деяния ему необходимо совершать в правильной форме.

Положение 19 – Если два религиозных законоведа обладают одинаковым уровнем знаний, человек может в одних вопросах следовать указаниям одного из них, а в других вопросах указаниям второго.

Положение 20 – Человеку, не являющемуся религиозным законоведом (муджтахидом), запрещается выносить указания и решения относительно шариатских вопросов и положений. Если же он сделает это без соответствующей компетентности, то будет нести ответственность за деяния всех лиц, последовавших за его неверными указанием.

Очищение

Виды вод

Положение 21 – В мусульманской религиозной практике вода бывает двух видов: либо «мудаф» (вода с примесью), либо «мутляк» (чистая вода). Вода «мудаф» – это жидкость, которую нельзя назвать водой, например, фруктовые соки, бульон, или вода, смешанная с солью, грязью и т.д. А вода «мутляк» это и есть та самая вода, которую люди, без каких-либо условий и ограничений, называют водой.

Положение 22 – Вода «мутляк» в свою очередь делится на пять видов, каждый из которых имеет свои особенности.

Первый: Вода, объем которой равен 384 литрам и больше (вода «кур»).

Второй: Вода, объем которой составляет менее 384 литров (вода «калиль»).

Третий: Проточная вода и вода в трубопроводах.

Четвертый: Дождевая вода.

Пятый: Колодезная вода.

Все виды воды «мутляк» являются чистыми и очистителями скверны (наджиса). В то время как вода «мудаф» не является очистителем скверны, более того, при соприкосновении со скверной вода «мудаф» сама становится оскверненной.

1 –      Вода кур

Положение 23 – В соответствии с обязательной предосторожностью водой «кур» называется вода, заполняющая емкость, длина, ширина и высота которой равны 3,5 пядей. Или другими словами вода весом 384 килограмм (384 литров) и больше.

Положение 24 – Если скверна, наподобие мочи или крови, попадет в воду объемом более 384 литров, то она не станет оскверненной, до тех пор, пока не изменится ее цвет, запах или вкус.

Положение 25 – Если какие-либо оскверненные предметы (например, оскверненную одежду или посуду) промыть один раз в воде объемом более 384 литров, то они станут чистыми.

Положение 26 – Если вода объемом более 384 литров изменит свой цвет, запах или вкус посредством чего-либо, что с точки зрения шариата не является скверной, то она не станет оскверненной. Но будет лучше, если мусульманин воздержится от использования подобной воды.

Положение 27 – Если скверна (например, кровь) попадет в воду, объем которой превышает 384 литра, и изменит цвет, запах или вкус части воды, а объем оставшейся части воды будет продолжать соответствовать 384 литрам, то оскверненной станет лишь та часть воды, в которую попала скверна. Если же скверна изменит всю воду, то вся она станет оскверненной.

Положение 28 – Если оскверненный предмет расположить под краном, присоединенным к воде объемом 384 литра, то вода, стекающая с этого предмета, будет чистой. За исключением случаев, когда она вберет в себя цвет, запах или вкус скверны.

Положение 29 – Если у человека возникнет сомнение, уменьшился ли объем воды, количество которой равнялось 384 литрам, или нет, то она продолжает считаться водой «кур». И наоборот, если у него возникнет сомнение, увеличился ли объем воды, количество которой было менее 384 литров, или нет, то она не считается водой «кур».

Положение 30 – Определить, равняется ли объем воды 384 литрам или нет, можно двумя путями: Первый: Сам человек убежден в том, что объем воды равен 384 литрам; Второй: Свидетельство хотя бы одного справедливого лица.

2 –      Вода калиль

Положение 31 – Водой «калиль» называется вода, которая не выходит из земли, и объем которой меньше объема воды «кур» (то есть меньше 384 литров).

Положение 32 – Согласно обязательной предосторожности, если скверна попадет в воду объемом менее 384 литров, то эта вода становится оскверненной. Но если воду объемом менее 384 литров будут наливать на скверну, то осквернится лишь та ее часть, которая соприкасалась со скверной. Если же вода объемом менее 384 литров будет под давлением (например, в виде фонтана) бить снизу вверх и соприкоснется со скверной, то нижняя часть струи фонтана останется неоскверненной.

Положение 33 – Если в чистой воде, объемом менее 384 литров, промыть оскверненный предмет, то он станет чистым (в случае соблюдения условий, о которых будет сказано далее). Но вода, которая отделилась после промывания, является оскверненной. Кроме случаев, когда водой объемом менее 384 литров промывались мочеиспускательное или анальное отверстие. Вода в этом случае при соблюдении пяти условий остается неоскверненной:

Первое: Вода не должна вобрать в себя цвет, запах или вкус скверны.

Второе: В воду не должна попасть извне посторонняя скверна.

Третье: При очищении мочеиспускательного или анального отверстия не должна присутствовать другая скверна (например, когда вместе с калом выделяется кровь).

Четвертое: Согласно обязательной предосторожности в воде не должны присутствовать мельчайшие частицы кала.

Пятое: Скверна не должна запачкать большую, чем обычно, площадь вокруг анального отверстия.

Но необходимо напомнить, что вода, объемом менее 384 литров, после очищения мочеиспускательного или анального отверстия остается неоскверненной в том значении, что если ее капли и брызги попадут на одежду или тело, то необязательно очищать их. Но нельзя использовать данную воду в других целях, например для совершения ритуального омовения.

3 –      Проточная вода

Положение 34 – Проточной водой называются воды, вытекающие из каких-либо источников, наподобие родников и подземных вод, или же берущие свое начало на вершинах гор по причине таяния снегов, и текущие в виде рек.

Положение 35 – Проточная вода не становится оскверненной после соприкосновения со скверной, даже если ее объем меньше 384 литров. Но это не касается тех случаев, когда в результате соприкосновения со скверной изменится запах, цвет или вкус проточной воды.

Положение 36 – Если скверна попадет в проточную воду, и изменит цвет, запах или вкус части воды, то оскверненной станет лишь та часть проточной воды, в которую попала скверна. А оставшаяся часть воды, которая связана с источником, будет оставаться чистой, даже если ее количество будет меньше 384 литров. Если объем части воды, которая находится по другую строну оскверненного места, будет меньше 384 литров, то она станет оскверненной. Кроме случаев, когда эта часть воды будет связана с источником посредством чистой воды.

Положение 37 – Если из стоячей воды зачерпнуть какую-либо часть, и она снова заполнится до прежнего объема, то эта вода считается проточной водой. Она не станет оскверненной в результате соприкосновения со скверной, даже если ее объем будет меньше 384 литров. То же самое касается и стоячих вод, находящихся рядом с реками и соединенных с ними.

Положение 38 – Родники и подземные воды, которые временами текут, а временами нет, считаются проточными водами лишь во время движения воды.

Положение 39 – Вода в водопроводных трубах зданий, бань и т.п. считается проточной водой, если она связана с источником, и если объем воды в источнике, в отдельности или вместе с водой в трубах, будет не меньше 384 литров (то есть не меньше объема воды «кур»).

Положение 40 – Если посуду расположить под водопроводным краном, то вода находящаяся внутри посуды будет считаться проточной водой, но это при условии что она будет соединена с водой, текущей из крана.

4 –      Дождевая вода

Положение 41 – Дождевая вода подобна проточной воде. Она также очищает оскверненные предметы, независимо от того, чем является оскверненный предмет, землей, телом, ковром или чем-либо другим. Но только при условии, что с оскверненного предмета будет удалена сама скверна, а вода, которой был вымыт оскверненный предмет, стечет или будет выжата.

Положение 42 – Для того чтобы вода считалась дождевой, недостаточно выпадения всего лишь нескольких капель дождя. Дождь должен быть обильным, чтобы можно было сказать: это дождь.

Положение 43 – Если дождь польет непосредственно на саму скверну, а затем, после соприкосновения со скверной, вода потечет в другое место, то согласно обязательной предосторожности, необходимо воздерживаться от использования этой воды и необходимо избегать ее.

Положение 44 – Если на поверхности земли или крыше здания будет присутствовать непосредственно сама скверна, и дождь прольется на нее, то, согласно обязательной предосторожности, нужно избегать этой воды (то есть воды, пролившейся на скверну). Та же часть дождевой воды, которая не пролилась на скверну, является чистой. Если же эти воды смешаются друг с другом и потекут с водосточной трубы, то они также являются чистыми.

Положение 45 – Если дождевая вода, выпав на землю, потечет под навес или какое-либо место, куда не попадает дождь, то она очистит оскверненное место. Но при условии, что эта текучая вода будет связана с дождем.

Положение 46 – Если дождевая вода соберется в каком-либо месте и все еще будет связана с дождем, то она очистит любую оскверненную вещь, даже если ее количество будет меньше 384 литров.

Положение 47 – Если чистый ковер положить на оскверненную землю, а затем на этот ковер прольется дождь, и вода, просочившись сквозь ковер, вытечет из-под него, то этот ковер не станет оскверненным. Более того, земля под ковром перестанет быть оскверненной.

Положение 48 – Если дождь польет на фонтан или бассейн с оскверненной водой, и дождевая вода смешается с водой бассейна, то вода бассейна станет чистой.

5 –      Колодезная вода

Положение 49 – Колодезная вода является чистой и очищает оскверненные предметы, даже если ее объем будет меньше 384 литров. Если оскверненный предмет, с которого удалена сама скверна, промыть колодезной водой, то этот предмет станет чистым. Но если в результате соприкосновения со скверной изменится запах, цвет или вкус колодезной воды, то она станет оскверненной и перестанет очищать другие оскверненные предметы.

Положение 50 – Если в колодец попадет скверна, то вода в колодце не станет оскверненной. Но желательно слить с колодца некое количество воды, и это количество воды зависит от того, какой вид скверны попал в колодец. Количество сливаемой воды для каждого вида скверны подробно описано в исламских книгах по фикху.

Положение 51 – Вода, выкачиваемая из глубоких, полуглубоких и обычных колодцев при помощи помп и насосов в количестве 384 литров, является очистителем скверны. Если количество выкачанной воды будет меньше 384 литров, то пока это вода будет находиться в беспрерывном движении, она будет обладать всеми особенностями колодезной воды, и не станет оскверненной в результате соприкосновения со скверной.

Положение 52 – Если в колодец с водой будет помещена скверна, в результате чего изменится запах, или цвет, или вкус воды, а потом, по истечению какого-то времени, это изменение устранится само собой, то колодезная вода не станет очищенной. Кроме случаев, когда в колодец из-под земли прибудет новая вода и разбавится с оскверненной водой.

Положения о водах

Положение 53 – Вода «мудаф» (о которой было сказано в пункте 21), наподобие фруктовых соков или бульона, не очищает оскверненные предметы. Более того, совершенные водой «мудаф» большое (гусль) и малое (вуду) ритуальные омовения недействительны.

Положение 54 – Если вода «мудаф» соприкоснется с каким-либо видом скверны или оскверненным предметом, то она станет оскверненной. Кроме трех случаев:

Первый: Если вода «мудаф» будет литься сверху вниз. Например, если розовая вода из кувшина будет литься на оскверненную руку, то розовая вода, находящаяся в кувшине, останется неоскверненной.

Второй: Если она будет под давлением в виде струи бить снизу вверх. В этом случае осквернится лишь та часть воды «мудаф», которая соприкоснулась со скверной, а нижняя часть струи будет оставаться чистой.

Третий: Если вода «мудаф» будет в таком большом количестве, что нельзя будет сказать, что она осквернилась. Например, если какой-либо вид скверны попадет в уголок огромной емкости, наполненной водой «мудаф». Или если скверна соприкоснется с нефтью в одном из концов длинного нефтепровода. В подобных случаях большая часть воды «мудаф» останется неоскверненной.

Положение 55 – Если оскверненная вода «мудаф» смешается с водой объемом более 384 литров, или проточной водой до такой степени, что ее больше не будут называть водой «мудаф», то она станет чистой.

Положение 56 – Если у человека появится сомнение относительно того, стала ли вода «мутляк» водой «мудаф» или нет (например, разлив после наводнения), то она продолжает считаться водой «мутляк». И ею можно очищать оскверненные предметы, совершать малое и большое омовение. Также наоборот, если появится сомнение в том, стала ли вода «мудаф» водой «мутляк», то она продолжает считаться водой «мудаф».

Положение 57 – Вода, насчет которой неизвестно, это вода «мудаф» или вода «мутляк», а также неизвестно, какой она была ранее (водой «мудаф» или водой «мутляк»), не очищает оскверненные предметы. Совершенное такой водой большое или малое омовение будет недействительным. Но если эта вода соприкоснется со скверной, то она не станет оскверненной.

Положение 58 – Если вода, в результате близкого нахождения какого-либо вида скверны, вберет в себя запах этой скверны, то она не станет оскверненной, а будет оставаться чистой. Если только она не соприкоснется с самой скверной. Но все же желательно воздерживаться от использования такой воды.

Положение 59 – Если в результате соприкосновения со скверной изменится запах, цвет или вкус воды, а затем запах, цвет или вкус скверны исчезнут сами по себе, то эта вода не станет чистой. Если только эта вода не смешается с водой объемом более 384 литров, или дождевой водой, или проточной водой.

Положение 60 – Если вода прежде была чистой, а потом у человека появилось сомнение, стала ли она оскверненной или нет, то она продолжает считаться чистой. И наоборот, если появилось сомнение относительно того, стала ли чистой вода, которая прежде была оскверненной, или нет, то она продолжает считаться оскверненной.

Положение 61 – Вода, оставшаяся после свиньи и собаки, которые в Исламе считаются одними из видов скверны, является оскверненной, и ее нельзя использовать. Однако вода, оставшаяся после других животных, мясо которых запрещено к употреблению в пищу, таких как кошка или животные-хищники, не является оскверненной. Но, несмотря на это, использование этой воды нежелательно.

Положение 62 – Желательно чтобы вода, употребляемая для питья, была полностью чистой (здесь под чистотой подразумевается чистота от грязи и различных примесей). Запрещается употреблять в качестве питья загрязненную воду, которая может послужить причиной появления различных болезней. Также желательно, чтобы вода, используемая для умывания и стирки, тоже была чистой. До тех пор пока возможно использование чистой воды, необходимо сторониться использования загрязненной и нечистой воды.

Положения о посещении туалета

Положение 63 – Человек обязан укрывать свои интимные места от взоров других людей, как во время посещения туалета, так и во всех других случаях. Независимо от того, кем являются эти люди, его близкими родственниками (наподобие матери или сестры) или нет, являются они совершеннолетними или несовершеннолетними. Необходимо укрывать интимные места даже от детей, которые уже различают хорошее и плохое. Однако мужу и жене не обязательно укрывать друг от друга свои интимные места.

Положение 64 – Для укрывания интимных мест можно использовать что угодно, даже руку или жидкую глину.

Положение 65 – Во время мочеиспускания и испражнения запрещается располагаться лицом и спиной в сторону киблы. Недостаточно повернуть от киблы лишь половой орган. Если тело не располагается передней или задней частью к кибле, то, согласно обязательной предосторожности, не нужно поворачивать к кибле половой орган.

Положение 66 – Во время подмывания мочеиспускательного отверстия (или анального отверстия после испражнения) не запрещается располагаться лицом или спиной к кибле. Но во время совершения «истибры» (специального очищения для мужчин после мочеиспускания), согласно обязательной предосторожности, не следует располагаться лицом или спиной в сторону киблы.

Положение 67 – Согласно обязательной предосторожности, взрослые не должны усаживать детей лицом или спиной к кибле во время посещения детьми туалета. Однако если ребенок сам расположиться лицом или спиной в сторону киблы, то взрослым не обязательно удерживать его от этого, хотя желательно сделать это.

Положение 68 – В некоторых домах унитазы (умышленно, или по ошибке, или по незнанию) установлены так, что человек во время посещения туалета невольно располагается лицом или спиной к кибле. В подобных случаях необходимо расположиться так, чтобы не находиться лицом или спиной в сторону киблы. Иначе человек совершит запрещенное действие.

Положение 69 – Если человек не знает направление киблы, то он должен определить его. Если нет возможности определить направление киблы, то, если сможет, он должен отложить посещение туалета. Но в случаях острой необходимости он может посетить туалет, расположившись лицом или спиной в любую сторону. Данное положение должно применяться и во время путешествий на самолете или поезде.

Положение 70 – В нескольких местах запрещается совершать мочеиспускание и испражнение:

Первое: На дорогах и улицах, по которым ходят люди.

Второе: В некоторых заведениях, которые переданы в вакуфное пользование лишь для определенной группы людей. Например, в некоторых учебных заведениях, которые переданы в качестве вакуфного имущества только для студентов этих учебных заведений. Или в некоторых мечетях, туалеты которых предназначены лишь для лиц, намеревающихся совершить молитву в данных мечетях.

Третье: На могилах верующих людей, а также во всех местах, мочеиспускание и испражнение в которых будет считаться неуважением к верующим или к их святыням.

Положение 71 – Анальное отверстие после завершения испражнения необходимо промыть водой. Также его можно очистить при помощи трех кусков бумаги, камня, материи и тому подобных предметов. Но это дозволено лишь в тех случаях, когда поверхность вокруг анального отверстия не запачкана больше обычного, или вместе с калом не выделилась другая скверна (например, кровь), или когда на анальное отверстие извне не попала другая скверна. Если произойдет один из трех вышеупомянутых случаев, то анальное отверстие может быть очищено только водой.

Положение 72 – В случаях, когда анальное отверстие разрешается очистить бумагой, материей и тому подобным, все же лучше отдать предпочтение очищению водой, конечно же, если она имеется в наличии.

Положение 73 – Мочеиспускательное отверстие не очищается ничем кроме воды. Если использовать для его очищения воду, объемом менее 384 литров, то необходимо промыть его дважды. Однако если использовать для его очищения шланг, соединенный с водопроводной трубой, вода которой считается проточной водой, то достаточно промыть мочеиспускательное отверстие один раз.

Положение 74 – В положениях об очищении мочеиспускательного и анального отверстия нет разницы, по какому пути выходят моча и кал, по естественному и природному, или нет. Но если моча и кал выходят по неестественному пути, то очистить мочеиспускательное и анальное отверстие можно будет только посредством воды.

Положение 75 – Если для очищения анального отверстия были использованы 3 куска бумаги, камня и тому подобное, но мельчайшие частицы кала (которые исчезают лишь при промывании водой) остались вокруг анального отверстия, то у человека в связи с этим не должно возникать каких-либо сомнений и трудностей, и ему разрешается совершать молитву.

Положение 76 – Достаточно использовать для очищения анального отверстия 3 стороны одного камня, 3 уголка одного куска бумаги или материи.

Положение 77 – Если человек засомневается относительно того, очистил ли он место выделения мочи и кала или нет, то он должен очистить их. Если же подобное сомнение возникнет у него после выполнения молитвы, то выполненная им молитва будет верной, но для выполнения последующих молитв он должен будет очистить мочеиспускательное и анальное отверстия.

Истибра

Положение 78 – Совершение «истибры» (очищение мочеиспускательного канала) является желательным действием, которое выполняется мужчинами после завершения мочеиспускания. «Истибра» выполняется следующим образом. Несколько раз, слегка надавливая, необходимо провести рукой от основания полового члена до головки, выжимая остатки мочи из мочеиспускательного канала. Затем несколько раз нужно сжать головку члена, чтобы остатки мочи вышли наружу. «Истибра» совершается также после выхода спермы. Для этого после семяизвержения необходимо помочиться, для того чтобы оставшиеся внутри частицы спермы вышли наружу.

Положение 79 – Жидкости, выделяющиеся из половых органов человека, не считая мочи и спермы, делятся на следующие виды:

Первый: Жидкость, которая временами выделяется после мочеиспускания. Она бывает слегка беловатой и немного липкой. Эту жидкость называют «вади».

Второй: Жидкость, которая выделяется из полового органа при возбуждении. Ее называют «мази».

Третий: Жидкость, которая иногда выделяется после семяизвержения. Эту жидкость называют «вази».

Все три вида жидкостей, которые выделяются из половых органов человека, являются чистыми, в том случае, если они не соприкоснутся с мочой или спермой. Также выделение этих жидкостей не нарушает большое (гусль) и малое (вуду) ритуальные омовения.

Положение 80 – Польза от совершения мужчиной «истибры» после мочеиспускания заключается в том, что «истибра» очищает мочеиспускательный канал от остатков мочи. Если после совершения «истибры» из полового органа выделится сомнительная жидкость, то она является чистой и не нарушает малое омовение (вуду). Но если после мочеиспускания мужчина не совершит «истибру», то выделившаяся жидкость будет считаться мочой. В этом случае необходимо повторно выполнить малое омовение и промыть место мочеиспускания.

Положение 81 – Польза от совершения мужчиной «истибры» после семяизвержения заключается в том, что «истибра» очищает мочеиспускательный канал от остатков спермы. Если после совершения «истибры» из полового органа выделится сомнительная жидкость, относительно которой он не будет знать, это остатки спермы или один из трех видов чистой жидкости, то ему не нужно повторно выполнять большое омовение (гусль). Но если он не совершит «истибру», и будет вероятность того, что оставшиеся внутри полового органа частицы спермы вышли наружу вместе с мочой или другой жидкостью, то ему необходимо будет повторно выполнить большое омовение.

Положение 82 – Если у человека возникнет сомнение относительно совершения им «истибры», то есть, совершил ли он ее или нет, то он должен избегать попадания на тело, одежду и на другие предметы выделившейся из полового органа жидкости. Но если он совершил «истибру», но сомневается, правильно ли он совершил ее или нет, то в этом случае он не должен обращать внимание на возникшее сомнение.

Положение 83 – Совершение «истибры» не касается женщин. Если из полового органа женщин выделится сомнительная жидкость, то она является чистой и не аннулирует малое и большое омовение.

Желательные и нежелательные действия во время посещения туалета

Положение 84 – Во время мочеиспускания или испражнения желательно расположиться так, чтобы человека не видели остальные люди. Также желательно прикрыть голову во время мочеиспускания и испражнения.

Положение 85 – Совершение следующих действий является нежелательным во время мочеиспускания и испражнения:

1. Расположение под фруктовыми деревьями.

2.           Расположение в местах, где ходят люди, несмотря на то, что его никто не увидит.

3. Расположение возле жилых домов.

4. Расположение напротив солнца и луны. Но если он укроет свои половые органы, то расположение напротив солнца и луны не предосудительно.

5. Продолжительное мочеиспускание и испражнение.

6. Разговор во время мочеиспускания и испражнения. Однако дозволяется разговаривать в случае необходимости. Поминания Аллаха (зикр) является желательным деянием во всех случаях, в том числе и во время мочеиспускания и испражнения.

7. Нежелательно мочиться стоя.

8. Нежелательно мочиться в воду, особенно в стоячую воду.

9. Нежелательно мочиться в норы животных.

10. Нежелательно мочиться на твердую землю, так как моча будет стекать в другое место, и нежелательно мочиться против ветра.

Положение 86 – Нежелательно задерживать мочу и кал. И если это нанесет вред здоровью, то верность подобного задержания сомнительна.

Положение 87 – Желательно помочиться перед сном, перед выполнением молитвы, и после семяизвержения.

Виды скверны

Скверной (наджис) в мусульманской религиозной практике называются некоторые предметы, являющиеся нечистыми по своей сути. Мусульманину необходимо знать все виды скверны, и избегать их попадания на тело, одежду, место выполнения молитвы, так как молитва человека, на теле или одежде которого присутствует какая-либо скверна, не будет действительной.

Положение 88 – Одиннадцать предметов, согласно обязательной предосторожности, являются скверной: 1-моча, 2-кал, 3-сперма, 4-мертвечина, 5-кровь, 6-собака, 7-свинья, 8-неверующий человек, 9-алкогольные напитки, 10-пиво, 11-пот верблюда, который питается скверной.

1 и 2 – Моча и кал

Положение 89 – Скверной являются моча и кал человека, а также моча и кал всех животных, мясо которых запрещено к употреблению в пищу, и кровь которых, в случае закалывания, выходит наружу под давлением. Таким образом, моча и кал домашней скотины являются чистыми, так как их мясо разрешено употреблять в пищу. Под выражением «кровь выходит наружу под давлением» подразумевается то, что если перерезать вену такого животного, его кровь с напором и скоростью выйдет наружу. Также, согласно обязательной предосторожности, следует избегать мочи животных, мясо которых запрещено к употреблению в пищу, но кровь которых, в случае закалывания, не выходит наружу под давлением. Но испражнения насекомых, например комаров, мух и им подобных, являются чистыми и не считаются скверной. Таким образом, необходимо избегать попадания на тело, одежду и на другие предметы мочи и кала мышей, кошек, хищников и им подобных животных, так как их мясо запрещено употреблять в пищу, и их кровь, в случае закалывания, выходит наружу под давлением.

Положение 90 – Согласно обязательной предосторожности, скверной также являются моча и кал животного, которое какое-то время питалось скверной. То же самое относится к моче и калу животного, с которым человек (ищем прибежище у Аллаха) совершил половой акт.

Положение 91 – Необходимо избегать мочи и кала овцы, вскормленной свиным молоком.

Положение 92 – Моча и кал всех видов птиц не являются скверной, независимо от того, разрешается ли их мясо к употреблению в пищу или нет. Но, согласно желательной предосторожности, будет лучше, если человек станет избегать мочи и кала тех птиц, чье мясо запрещено к употреблению в пищу, особенно это касается летучей мыши.

3 –      Сперма

Положение 93 – Сперма человека и животных, кровь которых, в случае закалывания, выходит наружу под давлением, является скверной, независимо от того, разрешено ли их мясо к употреблению в пищу или запрещено. В соответствии с обязательной предосторожностью, необходимо избегать и спермы тех животных, кровь которых, в случае закалывания, не выходит наружу под давлением.

4 –      Мертвечина

Положение 94 – Труп животного, кровь которого, в случае закалывания, выходит наружу под давлением, является скверной. Но это касается лишь тех случаев, когда животное издохло своей смертью. Если же животное будет заколото человеком, даже если не по правилам шариата, то оно не будет считаться скверной. Но, согласно желательной предосторожности, лучше избегать соприкосновения с животным, заколотым не по правилам шариата. Таким образом, мясо и кожа животных, завозимых из неисламских стран, являются чистыми. Но необходимо помнить о том, что мясо этих животных запрещено к употреблению в пищу. Кроме тех случаев, когда человек будет уверен в том, что эти животные были заколоты в соответствии с правилами шариата, или же тот, кто завозит это мясо из неисламских стран, уведомит его о правильном закалывании животных.

Положение 95 – Те части трупа животного, которые не ощущают боли по причине отсутствия в них нервных окончаний, подобно шерсти, волосам и когтям, являются чистыми. Но, согласно обязательной предосторожности, кости, часть зубов и рогов, которые ощущают боль, не являются чистыми.

Положение 96 – Если части тела, которые ощущают боль, будут отделены от тела живого человека или живого животного, то эти отделенные части будут считаться скверной, даже если в них будет содержаться совсем незначительное количество мяса.

Положение 97 – Кожа, которая отделяется от губ, головы и других частей тела человека, считается чистой и не является скверной. Но если вырвать эту кожу силой, то согласно обязательной предосторожности, необходимо избегать ее.

Положение 98 – Яйцо, которое было извлечено из мертвой курицы, является чистым, при условии, что его скорлупа затвердела. Но все же поверхность такого яйца необходимо промыть водой.

Положение 99 – Если ягненок или козленок погибнут до того, как начнут есть траву, то сычужина, извлеченная из их желудков, будет являться чистой. Сычужиной называется органическое вещество, фермент, содержащийся в желудке молодых жвачных животных, используемый при изготовлении сыра. Но согласно обязательной предосторожности, необходимо промыть водой поверхность такой сычужины.

Положение 100 – Мясо, которое выставлено на продажу на мусульманских базарах, или мясо, подаренное мусульманином, является чистым и разрешенным к употреблению в пищу. В этом случае нет надобности в исследовании мяса и того, как было заколото животное. Но если станет известно, что этот мусульманин приобрел мясо у неверующего и не узнал, как и кем было заколото животное, то запрещается употреблять в пищу подобное мясо. Однако кожа, завозимая из неисламских стран, является чистой, несмотря на то, что нельзя выполнять молитву в одежде, изготовленной из такой кожи.

Положение 101 – Все пищевые продукты и прочие товары, такие как сливочное и подсолнечное масло, сыр, различные виды лекарств, мыло, крема, материя, парфюмерия и тому подобное, которые завозятся из неисламских стран, являются чистыми. Кроме тех случаев, когда человек имеет стопроцентную убежденность в том, что они осквернены.

5 –      Кровь

Положение 102 – Кровь человека, а также всех животных, кровь которых в случае закалывания выходит наружу под давлением, является скверной. Под выражением «кровь выходит наружу под давлением» подразумевается то, что если перерезать вену такого животного, его кровь с напором и скоростью выйдет наружу. Не является скверной кровь тех животных, кровь которых в случае закалывания не выходит наружу под давлением, например рыб, змей, а также кровь насекомых.

Положение 103 – Если животное, мясо которого дозволяется к употреблению в пищу, заколоть по всем правилам шариата и выждать определенное время, пока кровь в обычном для таких случаев количестве вытечет из тела забитого животного, то кровь, оставшаяся в теле, будет считаться чистой. Если же голова заколотого животного будет находиться на возвышенности и по этой причине вытекшая кровь вернется обратно в тело, или же кровь вернется обратно по причине вдоха забитого животного, то согласно обязательной предосторожности, необходимо избегать этой крови.

Положение 104 – Кровь, обнаруживаемая иногда в птичьих яйцах, согласно обязательной предосторожности, является скверной, и ее запрещено употреблять в пищу.

Положение 105 – Кровь, выходящая из вымени животного во время его доения, является скверной и оскверняет все молоко.

Положение 106 – Если кровь, выходящая из десен или другого места во рту, размешается со слюной и, растворившись в ней, исчезнет, то эта слюна является чистой. В этом случае дозволяется проглотить ее, но не нужно глотать ее намеренно.

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.