Тернистый путь к свободе часть 1

ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ

К СВОБОДЕ

ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ

ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ,

СТАТЬИ, ИНТЕРВЬЮ

ВИЛЬНЮС

1993

ПЕЧАТАЕТСЯ

ПО ЗАКАЗУ ПРАВИТЕЛЬСТВА

ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

О ГОСУДАРСТВЕННОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ

ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Руководствуясь Декларацией о государственном суверенитете республики и волеизъявлением граждан Чеченской Республики, выраженным прямыми и всеобщими выборами, объявить о государственном суверенитете Чеченской Республики с 1 ноября 1991 года.

Президент Чеченской Республики

Д. ДУДАЕВ

1 ноября 1991 г.                                                                                                 г. Грозный

ПРОГРАММА ПРЕЗИДЕНТА

ДЖОХАРА ДУДАЕВА

Дудаев Джохар Мусаевич родился в 1944 году в с. Ялхори Чечено-Ингушетии. 13 лет со своим народом находился в ссылке в Павлодарской, Южно-Казахстанской областях Казахской ССР. В 1957 году вернулся на родину и проживал в Грозном.

В 1959 году окончил 9 классов СШ № 45, затем стал работать электриком в СМУ-5, одновременно учился в 10-м классе вечерней школы № 55, которую окончил в 1960 году. В том же году поступил на физико-математический факультет Владикавказского университета, затем, окончив I курс, в 1962 году поступил и в 1966 году окончил Тамбовское высшее военное училище летчиков дальней авиаций по специальности летчик-инженер.

В 1974 году окончил Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина, командный факультет.

Службу проходил на всей территории СССР: как на командных, так и на административных должностях, решал круг вопросов социального, хозяйственного, материального, бытового обустройства и обеспечения. Военный летчик-инженер 1-го класса.

С ноября 1990 года возглавляет Исполком общенационального конгресса чеченского народа. В связи с этим в мае 1991 года приостановил летную работу и вышел в запас по собственному желанию с должности командира соединения дальней авиации и начальника гарнизона со всеми почестями и льготами участника войны.

Женат, имеет троих детей (двух сыновей и дочь).

Является членом правления Организации Непредставленных Народов (ОНИ) и Комитета по защите прав человека.

Основной целью президентского правления считает: создание правового демократического цивилизованного общества, всеобщего согласия в суверенной Чеченской Республике.

Президент должен осуществлять следующие важнейшие направления деятельности в свободном государстве:

демонтаж структур управления тоталитарного режима КПСС и ликвидацию негативных последствий административно-командной системы колониального правления в республике, организацию механизма зашиты прав человека;

исключение из жизни общества проявлений расизма, межнациональной розни, религиозной неприязни;

недопущение насильственных действий по отношению одних народов, партий, движений, организаций, граждан – к другим.

1. Внешняя политика

Укрепление суверенных прав свободной независимой демократической Чеченской Республики.

Участие в едином экономическом Союзе, объединениях и других формах совместной деятельности, гарантирующих равенство прав участникам.

Всестороннее развитие интеграционных процессов в экономике с Россией и другими республиками на основе взаимовыгодного сотрудничества. Укрепление дружбы, мира и добрососедства с народами сопредельных республик, невмешательство во внутренние дела.

Участие в межреспубликанском и региональном разделении труда и кооперации. Для стран, изъявивших желание сотрудничать с Чеченской Республикой, проводить политику открытых дверей, открывая широкие возможности для инвестирования капитала, технологий, предпринимательства.

Избрать принципом существования Чеченской Республики нейтралитет, неучастие в военных блоках, союзах, направленных против других народов, со всеми странами поддерживать, развивать политические, экономические, научные, культурные формы сотрудничества, за исключением государств, управляемых антинародными режимами.

2. Внутренняя политика

Утверждение механизма защиты прав граждан республики независимо от расового и национального происхождения, вероисповедания, убеждений, партийной принадлежности, на принципах международной Декларации прав человека, гуманизма и человеколюбия.

Обеспечение в общественной жизни приоритетности общечеловеческих ценностей.

Зашита прав и свобод граждан в творческой деятельности, предпринимательстве, отправлении религиозных чувств, организации партий, движений, профсоюзов и других форм общественно деятельности.

Развитие национальных культур и традиций, языка и литературы, науки и техники. Приобщение народов республики к мировой культуре человечества.

Обеспечение исполнения всеми государственными органами, ведомствами, предприятиями, организациями, гражданами законов республики.

3. Развитие экономики

Национализация предприятий союзного подчинения для повышения уровня благосостояния народов, населяющих республику.

Демонополизация государственных структур народного хозяйства и развитие многоукладной экономики.

Предоставление равных прав и возможностей для развития государственных, акционерных, иностранных, смешанных, кооперативных, частных и личных форм собственности.

Создание республиканского золотого и валютного фонда, достижение конвертируемости денежной единицы республики.

Развитие производительных сил и новых отраслей производства, безопасных для жизни и здоровья людей, безвредных для окружающей природной среды. Организация рабочих мест, достаточных для всеобщей трудовой занятости населения.

Рациональное использование природных ресурсов и земли, развитие международного туризма в республике.

Создание льготных условий для стимулирования хозяйств и предприятий, производящих продовольственные товары и остродефицитные товары первой необходимости.

Решать жизненно важные вопросы приватизации, разгосударствления, землепользования с учетом интересов всех категорий населения.

4. Социальная сфера

В условиях рыночных отношений обеспечить механизм зашиты интересов безработных, инвалидов, пенсионеров, студентов, учащихся, малоимущих слоев населения.

Введение в республике разумной налоговой системы, системы льгот и индексации доходов низкооплачиваемых категорий трудящихся и граждан.

Снижение цен на хлебопродукты и товары первой необходимости за счет средств государственного бюджета. Раздача ценных бумаг бесплатно гражданам республики для участия в предпринимательской деятельности. Возмещение материального ущерба гражданам и их наследникам, репрессированным за весь период Советской власти, независимо от национального происхождения.

Вручение символического акта на землепользование сельским жителям в расчете приходящейся на душу населения, с правом истребования земли в любое удобное для них время.

Создание сети государственных учреждений благотворительности для содержания престарелых, инвалидов, безработных.

5. Духовная сфера

Развитие демократии, свободы волеизъявлении граждан, участие в общественных организациях, партиях и т. д., кроме исповедующих расизм, фашизм, человеконенавистничество и пропаганду воины, ниспровержение существующего строя.

Гарантии всем гражданам республики в защите их свободы, чести, совести и достоинства и развитии культуры, веры, языка, национальных традиций.

Предоставление права свободного выезда в зарубежные страны, вплоть до временного и постоянного жительства, а также въезда в республику.

Амнистия осужденных по политическим мотивам и лиц, совершивших преступления впервые.

Соблюдение в юриспруденции презумпции невиновности граждан, введение суда присяжных, использование системы залогов, выкупа, поруки общественности.

Обеспечение права избрания руководителей городских, районных, сельских населенных пунктов, предприятий, организаций прямым всеобщим голосованием всего населения.

Использование в государственной деятельности результатов народных референдумов, общественного мнения, предложений и рекомендаций научных, технических, политических союзов, Советов и просто граждан.

г. Грозный,

28 октября 1991 г.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Совместной сессии ИК ОКЧН, членов Парламента ЧР,

Совета старейшин, представителей духовенства,

общественно-политических партий,

движений, обществ

Выражая непреклонную волю народа и интересы граждан Чеченской Республики на свое самостоятельное государственное устройство, основываясь на решениях Съезда Чеченского Народа, Декларации о суверенитете, результатах выборов Президента и Парламента ЧР, экспертных заключениях группы независимых иностранных наблюдателей и представителей международной и местной прессы, ПРИЗНАТЬ И ПРИНЯТЬ ОРГАНИЗАЦИЮ ВЫБОРОВ И ИХ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ И ЗАКОННЫМИ. В связи с чем обратиться к Президенту Чеченской Республики со следующими предложениями:

  1. В соответствии с новым юридическим статусом, признать с 27 октября 1991 года государственный суверенитет и национальную независимость Чеченской Республики.
  2. Граждан Чеченской Республики призыва осени 1991 года распределить для прохождения воинской службы в рядах ВС СССР на территории Чеченской Республики, за исключением лиц, добровольно изъявивших желание проходить службу за ее пределами.
  3. Сформировать рабочую группу для проведения переговоров с Ингушской стороной по национально-государственному объединению Вайнахского народа.
  4. Сформировать рабочую группу для ведения государственных переговоров с СССР и Россией по вопросам дальнейшего развития взаимоотношений в политической, экономической, культурной и иных жизненно важных сферах.
  5. Открыть в городе Москве постоянное представительство Чеченской Республики для координации вопросов взаимоотношений с СССР и РСФСР, наделив главу постпредства полномочиями личного представителя Президента ЧР.
  6. Деятельность депутатской группы ВС СССР и ВС РСФСР от бывшей ЧИАССР ограничить статусом наблюдателей до принятия Парламентом ЧР окончательного решения.
  7. Рассмотреть вопрос о деятельности и функциях органов КГБ, МВД и Прокуратуры Чеченской Республики.
  8. Определить срок проведения очередного Съезда граждан Чеченской Республики.
  9. Рассмотреть ритуал и порядок приведения к Государственной присяге Президента Чеченской Республики.

Президиум ИК ОКЧН.

Члены Парламента ЧР.

Совет Старейшин. Духовенство.

Вайнахская демократическая партия.

Движение Исламский путь.

Исламская партия возрождения.

Зеленое движение.

Комитет социальной защиты международного общества Прав человека.

Союз народной интеллигенции и общественное движение «Гулам».

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ

ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Об итогах выбора президента

Чеченской Республики

В соответствии с законом «О выборах Президента Чеченской Республики» 27 октября 1991 года состоялись выборы Президента. В выборах приняли участие 458 144 избирателя, что составляет 72 процента от общего числа избирателей – 638 608.

Рассмотрев материалы, представленные участковыми избирательными комиссиями по выборам Президента Чеченской Республики. Центральная избирательная комиссия, руководствуясь ст. ст. 27, 28 Закона «О выборах Президента Чеченской Республики», постановила:

  1. Выборы Президента Чеченской Республики признать состоявшимися.
  2. Считать избранным Президентом Чеченской Республики Джохара Мусаевича Дудаева, набравшего по итогам выборов наибольшее количество голосов – 412 671, что составляет 90,1 процента от числа избирателей, принявших участие в голосовании.
  3. Настоящее постановление опубликовать в печати.

Председатель

Центральной избирательной комиссии                                       3. АКБУЛАТОВ

Секретарь

Центральной избирательной комиссии                                       С. КЕРИМОВ

29 октября 1991 г.

г. Грозный

АКТ

28 октября 1991 г.                                                                                              г. Грозный

Оценки результатов выборов Президента и Парламента Чеченской Республики, проведенной независимыми международными наблюдателями:

27 октября 1991 г. состоялись выборы Президента Чеченской Республики. Выборы проходили под контролем независимых наблюдателей, а также представителей международной и местной прессы. Наблюдатели и журналисты имели возможность беспрепятственно контролировать ход выборов на всех стадиях, во всех районах Республики.

В ходе наблюдения было установлено следующее:

Существенных нарушений, могущих повлиять на итоги выборов, выявлено не было. Отмечена высокая активность избирателей, которые не подвергались принуждению и имели условия для свободного волеизъявления. Несмотря на блокирование отдельных избирательных участков, а также другие случаи нарушения избирательных прав граждан со стороны местных советских органов, самоотверженная работа членов избирательных комиссий всех уровней позволила успешно провести выборы. Наблюдатели подтверждают, что выборы в целом протекали в соответствии с требованиями Закона о выборах и на достаточно высоком профессиональном уровне.

Руководитель группы наблюдателей

Председатель ЦИК Республики Грузия                                       А. ЧИРАКАДЗЕ

Эксперт Организации

непредставленных народов                                                           П. ВОЛКОНСКИЙ

(Эстония)

Члены Верховного Совета

Республики Грузия                                                                         М. КИКНАДЗЕ,

Д. ГОКАДЗЕ

ПРИСЯГА ПРЕЗИДЕНТА

9 ноября 1991 гола в республиканском театре им. М. Лермонтова г. Грозного состоялась церемония принятия присяги первым, законно избранным Президентом Чеченской Республики – Джохаром Дудаевым. Ритуал проходил в торжественной обстановке, с соблюдением элементов национального церемониала. Присутствовали гости из многих стран мира и республик страны. Для освещения этого радостного для всех события в республику были аккредитованы корреспонденты более тридцати зарубежных и советских газет, а также журналисты различных теле- и радиокомпаний.

После вступительного слова Председателя парламента Чеченской Республики Хусейна Ахмадова прозвучал национальный гимн. Председатель совета старейшин республики Сайд-Ахмад Азимов торжественно вынес на сцену Коран. К микрофону поднялся Джохар Дудаев. Он зачитал текст присяги. Грянула овация и возгласы: «Аллаху акбар! Дала декал войла хо»!

Взоры всех были устремлены на Президента, Коран и красочный штандарт Чеченской Республики Нохчичо. У многих на глазах были слезы радости: сбылась вековая мечта народа о своей государственности!

Затем Президент вышел на балкон здания и выступил с кратким обращением к народу и национальной гвардии.

Город содрогался от оружейного салюта в честь первого Президента. Истинно народного Президента!

С речью к народу и Президенту обратился высокий гость из Иордании, наш земляк, известный политик и богослов Абдул-Баки Джамо. Его мудрые слова проникли в сердце каждого.

С горячей поддержкой и добрыми пожеланиями в адрес Президента выступили Президент Кавказской конфедерации, доктор юридических наук Юрий Шанибов, доктор исторических наук, профессор из Москвы Хаджи-Мурат Ибрагимбейли, представители Ингушетии, Грузин, Абхазии, Дагестана и многих других регионов.

ДЕКЛАРАЦИЯ

О НЕЙТРАЛИТЕТЕ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Чеченская Республика, как суверенное государство, преисполненное решимости следовать по пути мира и нейтралитета, в соответствии с интересами и чаяниями чеченского народа, в целях создания мирной, нейтральной, независимой, демократической, единой и процветающей Чеченской Республики.

торжественно заявляет, что:

1) Чеченская Республика будет твердо проводить в жизнь пять принципов мирного сосуществования в международных отношениях, будет развивать дружественные отношения и установит дипломатические отношения со всеми странами, в первую очередь с соседними странами и суверенными республиками на основе равенства и уважения независимости и суверенитета Чеченской Республики;

2) воля чеченского народа выражается в том, чтобы защищать и заставить уважать суверенитет, независимость, нейтралитет, единство и территориальную целостность Чеченской Республики.

В случае угрозы суверенитету и государственной целостности Чеченская Республика оставляет за собой право консолидации с другими странами и народами в целях своей защиты всеми международно признанными средствами;

3) Чеченская Республика не будет прибегать к применению или к угрозе применения силы, которая может нанести ущерб миру в других странах и суверенных республиках;

4) Чеченская Республика не будет участвовать ни в каких военных союзах или каких-либо соглашениях военного или другого характера, которые несовместимы с нейтралитетом Чеченской Республики;

5) Чеченская Республика но допустит никакого иностранного вмешательства во внутренние дела Чеченской Республики;

6) Чеченская Республика примет прямую и ничем не обусловленную помощь от всех стран и суверенных республик, которые желают оказать ей помощь в создании независимой и самостоятельной национальной экономики на основе уважения ее суверенитета;

7) Чеченская Республика призывает государства и суверенные республики, признающие и уважающие международно признанное право народа на самоопределение, признать суверенитет и независимость Чеченской Республики, полностью придерживаться указанных в настоящем заявлении принципов и воздерживаться от любых действий, несовместимых с этими принципами;

8) Чеченская Республика торжественно объявляет о своем признании государственного суверенитета всех республик, объявивших о своем суверенитете;

9) настоящее заявление о нейтралитете Чеченской Республики имеет силу закона.

Президент Чеченской Республики                                                                      Д. ДУДАЕВ

(12)91 г.,                                                                                                                  г. Грозный

ЗА ЧТО МЫ БОРЕМСЯ

ДЖОХАР ДУДАЕВ

МЫ ПОБЕДИМ,

ПОТОМУ ЧТО МЫ ПРАВЫ

Бурные события, развернувшиеся в стране с 1985 года, спроецировались и на Чечено-Ингушетии. Это и понятно: чеченский народ варился в брюхе той же империи, в какой варился и русский, и все остальные народы последней на Земле империи.

Как же развивались события в Чечено-Ингушетии в последний период?

27 ноября 1990 года на высшем форуме народной власти – Съезде чеченского народа – был провозглашен курс на независимость. Это был шаг соответствующий международному праву.

Волн народа была доведена до тогдашнего Верховного Совета, но он не только не выполнял ее, а, наоборот, еще больше закручивал гайки, закрепляя тоталитаризм. Верховный Совет бывшей Чечено-Ингушской автономии по сути дела узурпировал власть и незаконно ее удерживал.

Вот в этой ситуации и захватили нас события августа 1991 года, потрясшие весь мир.

Верховный Совет безмолвствовал. Президиум ВС на своем расширенном экстренном заседании принял постановление в поддержку ГКЧП. В отдельных случаях местные руководящие мафиози пошли даже на конкретные действия но закреплению ГКЧП к Чечено-Ингушетии. Такая ситуация обострила обстановку.

Путчисты, между тем, действовали четко. Они очистили от уголовников места в Наурском лагере и Грозненской тюрьме, вызвали войска. В Чечено-Ингушетии пролилась бы большая кровь.

Ход событий показал, что нам готовился сценарий 1944 года, когда был выселен чечено-ингушский народ. Огромная масса транспортных средств (около 500 машин), вызванная якобы для уборки урожая, рассредоточенная, стояла в готовности к применению. И когда молодые люди проводили разведку состояния, движения войск МВД, деятельности КГБ, то они не обратили внимания на то, что эти машины могли быть использованы для иных целей. На это обратили внимание пожилые люди, которые помнили 1944 год, и, обеспокоенные, направили ко мне депутацию предупредить, что сценарий повторяется. Тогда точно так же, под видом миротворческих целей, были введены войска, транспортные средства, а кончилось все самым страшным в истории человечества геноцидом.

В Совете Министров никто не мог сказать, кто дал заявку на прибытие этих машин. Такой заявки не было. Более того, мы получили информацию, что несколько тюрем были освобождены и пустовали для приема арестованных из числа демократов, учет которых КГБ ужесточил, особенно с 1985 года. Ночная выгрузка на железнодорожных полотнах бронетанковой техники, рассредоточение ее по районам, бездеятельность основных транспортных средств в народном хозяйстве подтвердили худшие опасения стариков. Но худшее все же было в другом: тогдашние управители Чечено-Ингушетии знали о готовящемся. Знали и молчали.

Исполком Конгресса чеченского народа занял единственно верную и твердую позицию – сломать старую систему с тем, чтобы подойти к новой демократической структуре. Но не физической силой, не провокациями, не агрессией, а путями праведными, выработанными человечеством за всю историю своего развития. Вот почему на всех уровнях: и на Верховном Совете, где нам довелось высказать свое мнение, и в частных встречах всех уровней, в том числе юристов, ученых, писателей, поэтов и др., ни одна группа не могла обвинить нас в антиконституционных методах.

Поэтому мы сделали заявление, что Верховный Совет бывшей автономии на правах колонии свое законодательное право потерял по следующим признакам:

  1. Признание и поддержка на деле группировки ГКЧП, совершившей тягчайшее преступление перед народом и законом.
  2. Волеизъявление чеченского и ингушского народов на самостоятельную государственность, выраженную высшими форумами народной власти, – съездами этих народов.
  3. Выборы и формирование Верховного Совета как властной и законодательной структуры исключительно на основе и на принципах КПСС, признанной порочной системой, приведшей к кризису во всех областях деятельности.
  4. Потеря права законодательного органа с изменением статуса ЧИАССР в ЧИР.
  5. Признание Исполкома ОКЧН большинством населения.

Когда мы говорим о чеченском народе и его праве па самостоятельное решение своей судьбы, мы исходим из того, что чеченский народ, а вместе с ним и ингушский, в ЧИАССР находились в статусе колонии.

Люди колониального подчинения вправе решать свою судьбу самостоятельно. Но вот другой вопрос: при решении своей собственной судьбы не ущемляются ли интересы других национальностей, проживающих на их исконной, богом дарованной земле?

Мы являемся уже субъектом международного права и уже полноправно входим в Организацию Непредставленных Народов (ОНИ), и, мы убеждены, эта международная организация будет самым действенным механизмом на мировой арене. И по нашей просьбе ее эксперты готовы прибыть и сделать свои оценки и выводы. Мы сегодня уже можем назвать себя гражданами своей республики. Трудно и оскорбительно было выговаривать названия: русскоязычное население, этнос, диаспора и др. Мы должны называть себя гражданами. Ибо только граждане имеют как права, так и обязанности перед государством, перед народом, перед Родиной, в которой они живут, и они должны быть обеспечены равными правами, равными свободами. И попытки ущемления какого-нибудь народа, нации или человека в его постановочных вопросах являются противоправным и совершенно бесперспективным делом. Вот почему чрезвычайно важно на данном этапе принять демократический закон о гражданстве и принять само гражданство, чтобы навсегда отказаться от ярлыков и деления граждан по национальностям, партиям или слоям. Мы при полном убеждении, что мировой опыт, жизнь, все, что впитало в себя человечество на сегодняшний день, делает бесперспективными попытки замкнуться в национальной квартире. Достаточно вспомнить опыт Болгарин, Албании, Китая, Югославии.

Особое внимание в новой структуре приходится нам уделять вере, ибо вера является той основой, тем фундаментом, который разлагали и теперь продолжают блокировать, чтобы через веру люди не могли объединиться. Естественно, опять не замыкаясь и не препятствуя развитию другой веры, ибо в соперничестве и свободном развитии той или другой веры возобладает истина.

Мы привыкли, и нас приучили всегда искать вождя, который спасет положение. Я убежден, что никакой вождь с умом, дарованным высшей волей Бога, не может спасти наше положение, если мы не изменим структуру государственности и не поставим в рамки законов права и демократии таким образом, чтобы в нее не мог прорваться стяжатель, а если и прорвется, то не мог удержаться при первом же нарушении права, закона или ущемлении прав граждан.

Как нам строить свою государственность? Естественно, при всем том, что есть международно выработанные законы, без учета национальных интересов никогда нам не прийти к настоящей демократии. Никогда нам не сделаться едиными, и никогда человек и гражданин не будет защищен. Пусть это не оскорбляет и не обижает другие народы, которые живут на нашей территории, и, больше того, пусть их это не беспокоит.

Если международное право признает, что эти действия неправомочны, мы поправим себя и найдем в себе силы стать на путь демократии и права. Но на данном этапе любой руководитель, который не приносит присягу на Коране, не имеет права в новой структуре вступать в должность. Причем, при свидетелях, которые должны нести ответственность и надзор за его деятельностью, равно как должны стать гарантом того, что они будут оплотом выполнения перед Родиной и народом тех обязательств, которые они взяли на себя. Более того, никоим образом нельзя отдавать в новой структуре всю полноту власти Верховному Совету, Президенту или президентскому правлению, ибо нет никакой гарантии, что в эту структуру не проникнут люди, которых нельзя обвинить: мы – дети своей структуры, своего времени, и одинаково все испорчены.

Поэтому законы должны быть такими, чтобы никогда, ни на одном уровне, какой бы стяжатель или умный, толковый, озабоченный человек ни пришел к власти, он бы не смог свернуть с законного демократического пути. Необходим параллельно действующий конгресс, как принято во всех передовых государствах, который осуществлял бы надзор за деятельностью парламента и имел бы право отвергнуть или ратифицировать принимаемые документы. Только такая структура позволит сейчас перейти к каким-то демократическим структурам. Труден наш путь. Но рассчитывать на дешевую демократию, дешевым путем, мелкой ценой – это совершенный блеф, на который мы никогда не должны идти. Законы должны быть вынесены на всенародное обсуждение, прежде, чем они будут ратифицироваться в конгрессе. Другой путь только отбросит нас назад, вернув к новому витку борьбы. Теперь же эта борьба может приобрести опасный характер. Тоталитарная система привела к тому, что каждый человек, житель нашей республики приобретает свой путь своей зашиты (приобретением оружия или др.).

Мы должны решительно и однозначно не позволить дальнейшую конфронтацию и законным путем прийти к демократическим структурам правления без кровопролития. И для этого нужно найти в себе мужество отстоять именно сейчас эту позицию, эту постановку. Много говорят о мудрости, о терпении. Трудно сыскать, наверное, на этой земле более терпеливого народа. При всей нашей иногда агрессивности и вспыльчивости народ своим чутьем и сознанием пришел к тому, что 12 суток от мала до велика терпеливо выжидал законного пути решения вопроса, не поддаваясь на провокации. Народ осознал, что сегодня надо стоять насмерть до тех пор, пока вопросы не будут решены.

В чиновничьих кабинетах и во всех властных структурах призывали к терпению и мудрости. Считаю, что скрывать животный страх под мудростью и терпением – не всегда верный выход. Если ты мудр и терпелив, – это не значит, что тебя могут втоптать в грязь, подменив мудрость покорностью. Когда терпение кончается, оно выливается в протест. Что и случилось на этот раз. 74 года коммунистической власти сделали нас послушными настолько, что мы смирились и свыклись с нынешним унизительным состоянием. Вот почему эта система глубоко порочна, порочна и тем, что в верхние эшелоны власти, особенно в партийные структуры, могли проникнуть только те, кто был послушным и исполнительным проводником идей и указаний данной власти, был туп и не способен к творческой работе, но имел способности стяжать на уровне вандалов. Эта система и довлела над нами.

Все прекрасно знают, какую работу и идеологическую диверсию провели в этой стране, чтобы чеченцев и ингушей сделать лидерами мафии, ворами, убийцами, ни на что более не способными. Все это делалось для того, чтобы создалось впечатление о том, что народ Чечено-Ингушетии к самостоятельности и к самостоятельному управлению не способен, что над ним обязательно нужен какой-нибудь «брат» извне, который будет управлять этим народом.

Если бы победила диктатура, нас бы с вами смяли под гусеницами танков, как под жерновами. Нас и сейчас не пощадят, структуры пока еще сильны и делают нас с вами врагами номер один. Почему? Это понятно. Чечня и Ингушетия являются сердцем Кавказа. Республика фантастически богата! За счет этой колонии питалась и подпитывается сейчас половина государства. Наша продукция экспортируется в сто стран мира. Ни один человек не знает, сколько единиц продукции производится у нас в республике. Никто не знает богатств, заложенных в недрах республики, нашей с вами земли.

Мы должны осознавать, что если мы внутри своей республики будем добиваться только своей свободы, независимости и права, то это будет лишь буря в стакане воды, находящемся, к тому же, в темном ящике. Мы же должны получить широкомасштабную оценку своей деятельности, привлечь внимание и заручиться взаимодействием этих государств и структур. Над этим Исполком ОКЧН потрудился и сделал уже немало: Прибалтика, Финляндия, Швеция, Южная Корея, Германия, Италия и многие другие, не говоря об арабских странах, ООН и ОНН, признали наши действия законными.

Без внешней сферы, без укрепления единства Кавказа и прежде всего без оценки нашего экономического, людского, политического потенциала замкнуться вовнутрь и сидеть, решать только внутренние проблемы было бы непростительной ошибкой.

Тернист и мучителен исторический путь чеченцев. С самой глубокой древности чеченский народ был вынужден вести постоянный оборонительный бой за свою свободу и независимость против пришельцев всех мастей. Сначала против многочисленных кочевников, татаро-монгольского ига. хромого Тамерлана, полчищ калмыков, пришедших в степи Северного Кавказа, и, наконец, изнурительная Кавказская многолетняя война, унесшая сотни, тысячи жизней.

Если до Кавказской войны по данным профессора Разгона в республике насчитывалось до полутора миллионов чеченцев и ингушей, то после Кавказской войны и насильственного переселения в Турцию и на Ближний Восток чеченцев и ингушей оставалось до трехсот тысяч.

Кровавая Кавказская война показала, на что способен объединенный чеченский народ, борющийся за свою свободу и самостоятельность.

Кавказская война выдвинула из среды чеченцев выдающихся вождей, героев, стратегов и полководцев, деяния которых долго замалчивались царскими, а затем и советскими историками.

Царизм в Кавказской войне поставил своей целью покорение чеченского народа, или «истребление непокорных».

И это происходило несмотря на то, что чеченцы пытались вести дружбу с русским народом, по нескольку раз заключая мирные договора.

Еще за 8–10 лет до появления генерала Ермолова герой чеченского народа Бейбулат Теймиев приводил к присяге на верноподданность России 110 старшин чеченских аулов.

Но Ермолов перестал считаться с заключенными чеченцами соглашениями с Россией и начал истребительную войну с чеченцами, сжигая мирные, якобы «непокорные» аулы.

«Чеченцы мои любезные, – писал он царю, – в довольно прижатом положении. Большая часть их живет в лесах с семействами. В зимнее время вселилась среди них болезнь, подобие желтой лихорадки, и производит опустошения. От недостатка корма, по отнятию полей, скот упадет в большем количестве.

…Теперь наряжается отряд для прорубления дорог по земле чеченской, которые мало-помалу доводят нас до последних убежищ злодеев…»

А на одной из плит, на памятнике Ермолова, установленным в городе Грозном в 1949 году и сброшенном в канун чеченской революции народом в реку, была такая надпись – высказывание самого генерала: «Народа сего под солнцем нет подлее и коварнее».

Генерал Н. Н. Раевский писал: «Наши действия на Кавказе напоминают все бедствия первоначального завоевания Америки».

Кавказская война пожирала огромные ресурсы (в том числе и человеческие) России, она не принесла сколь-нибудь существенной пользы ей. Имея за Кавказскими хребтами присоединенные христианские Грузию и Армению, нужно было включить в регион России Чечню, Черкессию и Дагестан мирным путем.

Россия же вместо «звона монет», товарообмена, мирных взаимоотношений предложила горцам Северного Кавказа «звон оружия и грохот пушек». Великий русский демократ Н. Чернышевский, услышав весть о пленении Шамиля и об окончании долгой Кавказской войны, воскликнул: «Слава Богу, что закрылась эта кавказская язва и России не нужно теперь ежегодно посылать на Кавказ 25 000 русских солдат».

Но в Кавказскую войну Чечня не была побеждена. «В 1859 году, апреля первого дня, после взятия русскими войсками аула Ведено, Чечня отпала от Шамиля и добровольно приняла подданство России».

В Чечне стали налаживаться с Россией административно-хозяйственные связи, торговля, товарообмен. Россия стала привлекать в свои войны и сынов Чечни.

Известны боевые подвиги чечено-ингушских полков в турецкой, крымской, японской, германской войнах.

Только за годы Великой Отечественной войны в армию пошли 18 500 чеченцев и ингушей. На день войны в ней было 7000 вайнахов. Всего же в войне участвовало 25 000 человек, из них добровольцами ушли 12 000.

Многие не вернулись домой. Героями Советского Союза стали Ханпаша Нурадилов, уничтоживший только в одном бою до двухсот врагов, X. Магомет-Мирзоев, И. Бейбулатов и др.

Несколько сот вайнахов воевали уже в мирное время в Афганистане. Мы помним об этом, так как «это нужно не мертвым, это нужно живым». В Афганистане погибло 67 сынов Чечено-Ингушетии, из них 50 чеченцев и ингушей.

Россия оказалась для чеченцев не раем, а адом, не матерью, а мачехой. Уже после Кавказской войны, доведенные до отчаяния притеснениями царизма, чеченцы восстают несколько раз, расплачиваясь тысячами жизней своих лучших сынов.

Притеснение и гонение на чеченцев продолжалось и после установления советской власти в Чечне. Восстание чеченцев в горах и на плоскости против несправедливого к ним отношения большевиков и их карательных органов оканчивались кровавыми расправами над тружениками.

В 1944 году, к концу войны было спровоцировано поголовное выселение вайнахов. Это была трагедия целого народа, выселялись старики и дети, участники войны и их семьи, инвалиды и больные.

Тех, кого не могли доставить из гор на пункты выселения, преимущественно стариков и детей, рожениц и больных, сжигали, топили в реках и озерах, расстреливали, а лежачих больных умерщвляли и хоронили в «братских могилах».

Жестоким цинизмом звучат телеграммы, указы и постановления исполнителей расправы над безвинным народом:

Совершенно секретно.

Наркому Внутренних дел СССР т. Л. П. Берии.

Только для Ваших глаз.

Войду не транспортабельности и в целях неукоснительного выполнения в срок операции «Горец» вынужден был ликвидировать более 700 жителей в местечке Хайбах.

Полковник г/б Гвешиани.

Он был награжден и стал генералом, а сын его стал академиком будучи зятем Косыгина.

Вот ответная телеграмма палача Берии:

Грозный УДВ Гвешиани.

За решительные действия в ходе выселения чеченцев в районе Хайбах Вы представлены к правительственной награде с повышением в звании.

Поздравляю.

Нарком внутренних дел СССР Берия.

А вот еще телеграмма:

От имени ВКП(б) и комитета обороны СССР объявляю благодарность всем частям и подразделениям ОККА и войск НКВД за успешное выполнение правительственного задания ив Северном Кавказе.

И. Сталин.

31 декабря 1991 года газета «Известия» писала: «Журнал «Коммунист» (ныне «Свободная мысль») опубликовал в этом году донесения Берии Сталину о ходе депортаций 1944 года. Берия докладывал, к примеру, что арестовано по обвинению в пособничестве гитлеровцам 750 калмыков – высечено 93 тысячи. Чеченцев и ингушей арестовано две тысячи – выслано почти полмиллиона».

«В своем кругу стесняться было нечего: высылали тех, кого сами не считали в чем-либо виновными» – пишет Отто Лацис. Есть в переписке такой замечательный пассаж: «В связи с предстоящим окончательным высечением чеченцев и ингушей считал бы честь освободившихся войск и чекистов использовать для выселения балкарцев…» А грузинские турки, курды и хемшилы вовсе не были под оккупацией и в сотрудничестве с немцами их не обвинить. Однако 91 тысяча человек, оказывается, была повинна лишь в том, что имела родственников в Турции и «проявляла эмиграционное настроение», а потому выслать и их.

Вспоминаются эти горькие факты особенно в тот момент, когда читаешь сегодня в прессе о том, что что-то сделали незаконно Джохар Дудаев и его сторонники. Но давайте вспомним, какими средствами наша великая держава преподавала свой закон маленькому горскому народу – от прошлого века и до страшных дней 1944 года… Поэтому нет у нас теперь иного пути, как дать каждому народу самому разобраться в своих делах и своих заблуждениях. Многие ищут причину выселения горцев Северного Кавказа в связях с немцами, в пассивном участии в войне и др.

А ларчик-то открывается просто. Выселяли только тех горцев, которые жили непосредственно по-соседству с грузинами и имели богатые альпийские пастбища. Берии нужно было расширить границы Грузии, чтобы иметь для Грузии богатые летние альпийские пастбища Чечни, Ингушетии, Балкарии и Карачая… скот и «богатство» этих народов.

Альпийские пастбища выселенных народов были вскоре прирезаны к Грузии.

Тяжело пришлось вайнахам через 13 лет возвратиться на родину: пришлось перенести саботаж местных властей, всяческие ущемления, жестокую кадровую политику партократии, провоцировавшую периодические протесты, митинги и «восстания» с требованием снова выселить чеченцев и ингушей.

Народ, возвратившись из ссылки, вынужден был начать новую жизнь на голом месте. Создавать колхозы, строить дома, заводить скот, добывать хлеб насущный. Довольно быстро иссякли у людей те сбережения, что они выручили, продав за бесценок свое имущество в Казахстане и Киргизии. Заработать в колхозе хлеб стоило огромного труда. Люди остро нуждались в средствах на строительство новой жизни. И поэтому в массовом порядке хлынули на заработки в центральные области России, Поволжья, Сибири и Казахстана. Тяжелый физический труд от зари до зари, без выходных, в непривычных климатических условиях наносил народу физический и нравственный урон. В 40–50 лег многие из «шабашников» становились нетрудоспособными, хроническими больными. Немало молодых людей, вышедших из-под контроля родственников, своих односельчан, находясь вдали от своего народа, становилось на путь разгульной жизни. Некогда скромного порядочного, непьющего молодого человека после 2–3 выездов на заработки нельзя было узнать. Он стал употреблять спиртные напитки, наркотики. Отдельные не возвращались к своим семьям, так как создали там новые, «интернациональные». Дети, оставленные дома или увезенные с собой родителями, оставшись без присмотра, становились на путь хулиганства, что часто приводило их на скамью подсудимых.

Социально-экономические проблемы породили и спекулянтов, активно разрушавших нравственные устои народа. Безработные, а также люди, не сумевшие по материальным причинам получить образование и профессию, устремились в торговую сеть, в общепит – продавцами, завскладами, завбазами, многие из которых отнюдь не для честной работы.

По официальным данным в дореволюционной Чечне было открыто всего 36 школ русской и арабской письменности. Обучалосьв них 1375 детей, в основном из наиболее влиятельных и богатых семей. Грамотность среди чеченцев составляла 1,7%, среди ингушей 4,03%.

Плачевна статистика в Чечне и 80-х годов, где работали 484 общеобразовательные школы (352 из них средние), 24 специальные школы. Свыше 260 тысяч ребят сидели за партами. В трех вузах, двенадцати техникумах и 25 профессионально-технических училищах овладевали профессиями более 50 тысяч юношей и девушек. Третья часть из них (подчеркиваю) – чеченцы и ингуши.

Нам мешают и довольно небезуспешно реорганизовываться в нашу модель суверенитета.

Правительство России через средства массовой информации ведет буквально травлю чеченского народа, в интервью «вождей» распространяются всевозможные фантастические слухи, доходящие до того, что мы угрожаем Москве массовым террором, создаем специальные военизированные террористические группы в пределах бывшего Союза и России, что мафией в России руководят чеченцы, договорились до того, что чеченская мафия уже проникла в Германию, Польшу, Австрию, Венгрию и якобы успешно там орудует.

В республике за последнее время побывало двадцать с лишним представителей Верховного Совета РСФСР, правительства, посланцев Б. Ельцина и Р. Хасбулатова, все они приезжали с пакетами требований, а подчас и угроз, но, слава Аллаху, ничего от нас не добились.

Мы не понимаем Россию как целое – правительство и народ. С народом русским мы всегда договоримся, у нас в республике проживают русские, армяне, евреи и другие народы, и мы пытаемся жить по-братски, несмотря на все кощунства извне.

Мы победим, потому что мы правы, мы победим, потому что масса трудящихся, весь народ идет за нами и в этом наша сила, в этом источник непобедимости нашего народа, идущего к прогрессивным преобразованиям рука об руку с другими российскими народами.

ДЖОХАР ДУДАЕВ

РАБ,

СМИРИВШИЙСЯ СО СВОИМ РАБСТВОМ,

ЗАСЛУЖИВАЕТ ДВОЙНОГО РАБСТВА

6 августа 1991 года государственный флаг Чеченской Республики был торжественно поднят перед зданием штаб-квартиры Организации Непредставленных народов (ОНН) в Гааге (Голландия). В этот день Чеченская Республика была официально принята полноправным членом ОНН.

Членами ОНН являются 26 народов мира, чьи интересы не представлены в Организации Объединенных Наций.

Что же хотят чеченцы? Они хотят свободы не ради слова, а ради его сути.

А идем мы к ней болезненно, нелегко, ибо для любых преобразований необходимы Свобода и Согласие.

Мы видели, как разваливается советская империя, на очереди развала империя российская.

Прав известный в мире чеченский политолог А. Авторханов, когда говорит: «Я утверждаю, что дорога к свободе и суверенитету русского народа лежит через разложение советской империи».

И начавшийся еще при инках и фараонах век империй, похоже, заканчивается.

История «надсмеялась» над русским народом, как и над другими имперскими народами в прошлом.

Царизм, исторически пожертвовавший миллионами жизней русского народа, во имя создания Великой империи жестоко расплатился жизнью последней царской семьи, подготовив почву для создания более кровавой империи – советской империи Ленина-Сталина.

Нам необходим сегодня советский «Нюрнберг» – суд над советской империей, суд над большевистско-коммунистической идеологией, так как без суда и покаяния нам трудно будет выбраться из нравственной и экологической пропасти, понять и объяснить те жертвы, которые понесли советские люди в революцию, и особенно в Великую Отечественную войну.

Не отрицая огромную роль в победе рядовых коммунистов, нужно признать, что Великая Отечественная война была войной за мировое господство между красной и коричневой чумой, между тоталитарными режимами, между двумя чудовищами – диктаторами Сталиным и Гитлером.

Мы утверждаем, что фашизм возник как противоположность коммунизму, который стал реализовываться в начале XX века. Фашизм взял на вооружение варварские методы коммунизма, ибо его идеи и преступления являлись продолжением коммунистических идей и преступлений и обе тоталитарные системы явились полным отрицанием общечеловеческой морали.

Ленинское «мы в вечную нравственность не верим и обман всяких сказок о нравственности разоблачаем» предшествовало гитлеровскому «я освобождаю вас от химеры, называемой совестью».

Известно также, что концлагеря, массовые расстрелы «буржуев», священников, интеллигентов, офицеров, невинных заложников, душегубки – все это было позаимствовано у большевиков с той только разницею, что большевики применяли все это против своего народа, а фашисты против «неарийцев».

Обновленные под влиянием России черты Сталина – грабителя кавказских банков, в основном формировались и развивались под влиянием российской действительности.

Говоря о кадрах, рожденных революцией, Бердяев отмечал: «Новый антропологический тип вышел из войны, которая и дала большевистские кадры. Этот тип столь же милитаризованный, как тип фашистский.

Для меня их образ был неприемлем и эстетически и этически… Изначально я воспринимал моральное уродство большевиков». А Русский философ-эмигрант Г. П. Федотов писал: «Трупным воздухом тянет сейчас из России… Подуло этим ветром с зиновьевского процесса, и многие утешают себя тем, что гниет, собственно, коммунизм, но не Россия…» Заражение это началось давно.

Разгром оппозиции, подавление гласности и инакомыслия, преследование интеллигенции создали в стране обстановку, когда «стать человеком» было возможно, лишь вступив в компартию. И валили в партию, как известно, массы проходимцев.

Даже «интеллигент-большевик» Н. Бухарин считал, что не нужна мораль. Она могла бы мешать «эксам» грабить банки для снабжения деньгами вожаков преступной партии.

Всех, кто был подвержен морали, большевики травили: Г. Зиновьев – Ф. Шаляпина, Н. Бухарин – великого физиолога И. Павлова. Карл Радек отозвался на смерть Есенина как образцовый коммунист: «Есенин умер, ибо ему не для чего было жить».

«…Каменев омерзительнейший из людей, падаль человеческая, хорошо, что расстреляли собаку – страшно рад»… – отзывается Бухарин о своем товарище по партии.

Последыши марксистско-ленинских вождей Октября успешно продолжили одевание намордников на живую мысль и в последующие десятилетия. Достаточно вспомнить об «охоте на ведьм», когда травили А. Сахарова, называя его агентом ЦРУ, когда обливали грязью А. Солженицына, называя его литературным власовцем.

Партаппаратчики от КПСС особенно дружно завопили по поводу «ведьм» после провала прошлогоднего августовского путча. Плач же по нарушаемой демократии и сегодня в основном полымают те, кто поддержал заговорщиков или занял выжидательную позицию.

Мы живем в обществе, раздираемом политическими, религиозными, национальными и социальными страстями, и поэтому наша задача – помочь жителям нашей многонациональной республики найти общий язык, понять друг друга, выйти из эйфории культурного эгоцентризма, в которой сейчас каждому хочется искать самоутверждения. Нам необходимы внимательность, трезвость, внятность в нашей новой наступающей жизни.

И нас, безусловно, поддержат в нашем начинании все свободолюбивые народы мира.

Еще в 50-е годы бывший американский посол в СССР Джордж Ф. Кеннан, говоря об угнетении народов России, писал: «Мы ожидаем распространения гнетущего ига на другие народы, обладающие инстинктом и способностью к национальному самоопределению. Затронув эту тему, мы приступаем к одному из деликатнейших вопросов. Во всем лексиконе политических проблем нет ничего более трудного и ненадежного. Во взаимоотношениях великороссов с соседними народами за пределами старой царской империи, так же как и с нерусскими народами, включенными в состав этой империи, нет таких четко различимых пограничных линий или официальных договоренностей, которые при их противопоставлении господствующим сегодня взглядам не подняли бы волн неистового возмущения и не повлекли бы за собой целую цепь подлинных несправедливостей во многих местах. Если люди в этой части света собираются по-прежнему рассуждать о национальных границах и проблемах меньшинств тем же способом, как они думали о них в прошлом и продолжают думать сегодня, американцам было бы разумнее избегать принятия на себя какой-либо ответственности за взгляды и позиции по этим вопросам: ибо любые конкретные решения, которые они могут поддержать, когда-то впоследствии станут источником величайшей ожесточенности по отношению к ним, и они окажутся втянутыми в полемику, имеющую весьма отдаленное либо вовсе не имеющее никакого отношения к проблеме человеческой свободы».

14 октября 1991 года Исполком Общенационального конгресса чеченского народа в связи с происками внешней и внутренней партократии был вынужден сделать свое Политическое заявление народам Чечено-Ингушетии:

Pages: 1 2 3 4 5 6 7

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.