Ал-Бухари Собрание истинных хадисов

АЛ-БУХАРИ. АЛ-ДЖАМИ АС-САХИХ. КИТАБ АТ-ТАФСИР.
(«СОБРАНИЕ ИСТИННЫХ ХАДИСОВ. КНИГА ТОЛКОВАНИЯ КОРАНА»)
Мухаммад б. Исмаил Абу Абдаллах ал-Джуфи ал-Бухари (194/810 – 256/870) – знаменитый суннитский мухаддис. Родился в Бухаре, много путешествовал по мусульманскому миру, умер близ Самарканда.
«Ас-Сахих» – наиболее известное сочинение ал-Бухари, составлению которого он посвятил шестнадцать лет. Согласно преданию, из 600 тысяч передававшихся в то время хадисов он путем тщательного анализа иснадов выбрал 2762 (без учета повторов) «достоверных» (ас-сахих), которые впервые сгруппировал по содержанию.
«Китаб ат-тафсир» (65-я глава) занимает в сочинении одно из важнейших мест. Она включает в себя 457 хадисов. Ал-Бухари собрал материал, посвященный каждой из сур Корана. Хадисам предпосланы краткие лексикографические замечания со ссылкой на Ибн Аббаса (ум. в 68/687 г.), Муджахида (ум. ок. 100-104/719-722 гг.) или одного из их учеников, а иногда и без ссылок. В 31 случае эти замечания и составляют содержание раздела, посвященного той или иной суре (например, сура 97).
Как показал Ф. Сезгин (Sezgin. Buharinin, XI, Арр. III), значительная часть лексического материала, приводимого ал-Бухари, восходит к труду «Маджаз ал-Куран» Абу Убайды (ум. в 210/825 г.).
Выбор хадисов демонстрирует высокие требования, которые предъявлялись автором к их достоверности. Комментируется далеко не каждый из айатов, и редко к одному айату приводится более одного хадиса. В труде ал-Бухари в качестве первопередатчиков фигурируют 76 лиц. Главным образом это асхабы, а также наиболее известные авторитеты второго поколения (Speight. Function, 73-75).
С композиционной точки зрения эта глава сочинения ал-Бухари несколько отличается от остальных. С учетом сведений о том, что перу этого автора принадлежит и труд, озаглавленный «ат-Тафсир ал-кабир» (GAL, Bd. 1, 166), «Китаб ат-тафсир» можно рассматривать как результат подготовительной работы к написанию сочинения более общего характера (Speight. Function, 74).
Коранические тексты широко привлекались ал-Бухари и в других главах «ас-Сахиха».
«Китаб ат-тафсир» отражает ранний этап развития мусульманской экзегетики, неразрывно связанный с процессом сложения сунны Пророка. Генетически этот раздел восходит к появившимся во второй половине VII в. сборникам хадисов, в основе которых лежит принцип «сунна разъясняет Коран». «Китаб ат-тафсир», по-видимому, можно считать одним из важнейших итогов развития этого направления.
Сочинение ал-Бухари «ал-Джами ас-сахих» неоднократно комментировалось, и в суннитской среде по своим достоинствам оно ставится сразу вслед за Кораном .
Сура «Лам йакун»
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
Мунфаккина – [не] переставали [держаться своего] ; каййиматун – прямая; [в выражении] дин ал-каййима слово дин стоит в сопряженном состоянии с определением женского рода.
Раздел (первый). Рассказал нам Мухаммад б. Башшар. Рассказал нам Гайдар. Рассказал нам Шуба: «Слышал я Катаду , передававшего со слов Анаса б. Малика о том, что Пророк – да благословит его Аллах и да приветствует! – сказал Убаййу: «Поистине, Аллах повелел мне прочесть тебе: «те, которые не веровали, не…». – «Он назвал меня?», – [спросил Убайй]. «Да», – [ответил Пророк], и Убайй заплакал».
Раздел (второй). Рассказал нам Хассан б. Хасан. Рассказал нам Хаммам со слов Катады, [а тот] со слов Анаса, о том, что Пророк – да благословит его Аллах и да приветствует! – сказал Убаййу: «Поистине, Аллах повелел мне прочесть тебе Коран». – «Аллах назвал тебе меня?», – спросил Убайй. Пророк ответил: «Аллах назвал мне тебя». И начал Убайй плакать». Сказал Катада: «Мне сообщили, что он прочел ему: «Те, которые не веровали из людей Писания, не…».
Раздел (третий). Рассказал нам Ахмад б. Аби Дауд Абу Джафар ал-Мунади. Рассказал нам Раух. Рассказал нам Саид б. Аби Аруба со слов Катады, [а тот] со слов Анаса б. Малика, что пророк Аллаха – да благословит его Аллах и да приветствует! – сказал Убаййу б. Кабу: «Поистине, Аллах повелел мне прочитать тебе Коран ». – «Аллах назвал тебе меня?», – спросил Убайй. – «Да», – ответил [Пророк]. – «Так я был упомянут при Господе миров?». – «Да», – ответил [Пророк]. И пролились слезы из глаз Убаййа.

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.