Ат-Тафсир Толкование Корана

ИБН АРАБИ АТ-ТАФСИР
(«ТОЛКОВАНИЕ КОРАНА»)
Мухйи ад-дин Абу Абдаллах Мухаммад б. Али Ибн Араби (Ибн ал-Араби) ал-Хатими ат-Таи (560/1165-638/1240) – крупнейший мусульманский философ-мистик. Родился в Андалусии, много путешествовал по мусульманскому миру. Среди своих последователей снискал славу «Величайшего учителя». Оставил около 300 сочинений, в которых изложил собственное учение, впоследствии известное как доктрина «единства бытия» (вахдат ал-вуджуд), являющее собой сложный сплав суфийской теософии, мусульманской метафизики некоторых методов калама с элементами неоплатонизма, гностицизма и восточнохристианских учений. Последовательно отстаивал преимущества боговдохновенного интуитивного знания перед схоластикой и рационализмом.
Для Ибн Араби символико-аллегорическое толкование Корана (тавил) стало особым способом философствования. В его комментарии исходные мистико-философские концепции обосновываются и поясняются с помощью аллегорического истолкования текста, нередко прямо противоположного его буквальному смыслу. Сама вселенная рассматривалась им как гигантский Коран, «метафоры» и «знаки» которого можно постичь с помощью божественного «откровения».
Учение Ибн Араби оказало огромное влияние на его современников, на последующее развитие суфизма и средневековой мусульманской философии, вызвав острые дискуссии в мусульманском мире, которые не утихают и сегодня .
Современные французские исследователи придерживаются мнения, что автором «ат-Тафсира», приписываемого Ибн Араби, на самом деле является Камал ад-дин Абд ар-Раззак б. Ахмад ал-Кашани (или ал-Ка-ши, ум. в 730/1329 г.) – виднейший последователь Ибн Араби, крупный позднесуфийский мыслитель.
Сура «ал-Баййина»
Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Не были те, которые не веровали – т.е. были отгорожены они либо от веры (ад-дин) и пути постижения Истины (ал-хакк) , подобно людям Писания, либо от Истины, так же как многобожники, – отошедшими – от заблуждения, в котором они пребывали, – пока не пришло к ним явное доказательство – т.е. ясное свидетельство, приводящее к искомому. Дело в том, что различные общины (ал-фирак) иудеев, христиан и многобожников, ослепленные своими страстями и заблуждениями, враждовали между собой и противодействовали друг другу. Каждая группировка (хизб) притязала на истинность того, чего она придерживалась, а ее последователи призывали к своему, и относили религию другого к ложному. Затем они уславливаются: «Не отойдем от того, чего мы придерживаемся, пока не выступит пророк, обещанный в обоих Писаниях, за которым в них повелено следовать. Тогда мы последуем за ним и согласимся в Истине до последнего слова, равно как и с тем, чего он сейчас придерживается сам». Я считаю, что состояние этих пристрастных из числа последователей различных учений (ал-мазахиб), ожидание ими выступления махди в конце времен и их обещание последовать за ним, соглашаясь [с ним во всем] до последнего слова, лишь подобно состоянию тех [вышеназванных], когда он, [их Мессия], выступит. Упаси нас Аллах от этого! Аллах передал их слова и разъяснил, что среди них произойдет сильнейший раскол, увеличатся разногласия и противоборство только после того, как придет к ним явное доказательство с выступлением его. Это произойдет потому, что не только каждая группа, но и каждый человек воображал, что тот соответствует его собственному суждению и подтверждает его мнение из-за того, что он ослеплен своей верой . Когда же обнаружилось противоположное, увеличились его неверие и упрямство и возросли его гордыня и ненависть. Посланник – приложение к ал-баййина (явное доказательство), т.е. свидетельство прямое, ясное, посланник – от Аллаха, читающий свитки – из скрижалей небесных разумов и душ, чтобы быть связанным с ними посредством отвлечения от всего материального (таджарруд), – очищенные, – от скверны человеческой природы, от мутности материальных элементов (ал-анасир) , от скверны материального, от людского искажения, – в которых Писания истинные – т.е. письмена достоверные, вечные, правильные, вещающие об Истине и божественной справедливости, не изменяемые и не заменяемые никогда. Это основы правоверия (ад-дин ал-каййим). – И было велено им – т.е. людям обоих Писаний, отгороженным от веры своими страстями, то, что им было велено в Писаниях, – только – поклоняться исключительно Аллаху – очищая пред ним свою веру – не примешивая ложного и не обращая внимания [ни на что] другое, кроме Него, – отрекаясь от (хунафаа) – любого пути, не ведущего к Нему, и всего, что помимо Него, достигая Его посредством служения [Ему] телом и имуществом. То, что им велено, велено только для того, чтобы считать для себя обязательным три основы: искренне исповедовать единобожие, отвращать взор от другого в повиновении, отказываться от всего, кроме Него; исполнять телесное богослужение, заключающее в себе очистительные действия, подобные молитве, которая есть опора богослужения. Как сказал Пророк – мир ему – «Молитва – опора религии». Также следует исполнять истины воздержания, состоящие в отказе от мирского (ат-тарк) и самоочищении (ат-таджрид) подобно закату, который есть их основа. Именно это и есть религия Писаний истинных, которые читает этот Посланник. Стало быть, истинное ханифитское вероучение едино от Адама до наших дней. Это неотступное следование единобожию и странствование (сулук) по пути справедливости, включающее в себя две последние основы. Если бы они не были ослеплены своими страстями, не исказили своих Писаний, не были пристрастны в проявлениях своих необузданных душ, не пребывали со своими вожделениями, не были ослеплены воображением и представлениями о внешней стороне их установлений, обычаев, желаний, намерений в отношении истин того, что содержится в их Писаниях, то эта религия была бы той самой [истинной] религией. Одним словом, ослепленные, из какой бы общины они ни были, – они худшие из тварей в огне геенны – следы на дне колодца ада. Исповедующие единобожие, подкрепленное богословским знанием (ат-таухид ал-илми), действующие по закону божественной справедливости в приобретении достоинств, они лучшие из тварей в соответствии с их степенями в садах поступков и качеств. Самая высокая из их степеней – стоянка (макам) совершенства качеств, которая есть удовлетворение. Это для тех, кто убоялся Господа своего, т.е. эта стоянка приходится на долю того, кого одолел страх Господень при явлении Господа в свойстве величия , потому что, когда явится Господь сердцу в свойстве величия, охватывает этого раба страх Божий, но это не тот страх, который отрицает стоянку удовлетворения, а тот, который определяет богоявление и его след в душе. И подобно тому, как установлена общая судьба для ослепленных – огонь, но не огонь величайший, предназначенный для самых злополучных, установлена и общая судьба для исповедующих единобожие – рай, но не рай высочайший, предназначенный для познавших, самых благочестивых. И поэтому наивысшая из степеней рая – удовлетворение и успокоение.

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.