Ат-Тустари Толкование великого Корана

АТ-ТУСТАРИ ТАФСИР АЛ-КУРАН АЛ-АЗИМ
(«ТОЛКОВАНИЕ ВЕЛИКОГО КОРАНА»)
Абу Мухаммад Сахл б. Абдаллах ат-Тустари (ок. 203/818- 283/896) – теоретик раннего суфизма и комментатор Корана. Родился в Тустаре, умер в Басре. Согласно суфийскому преданию, был учеником и духовным наследником знаменитого мистика Зу-н-Нуна ал-Мисри (ум. в 246/860-61 г.), после смерти которого выступил с публичной проповедью, приобретя множество последователей и врагов. Около десяти приписываемых ему сочинений представляют собой составленные учениками записи его высказываний, проповедей, комментариев к различным сурам и айатам. Символико-аллегорическое толкование текстов Корана позволило ат-Тустари выработать ряд положений, сыгравших в дальнейшем большую роль в ходе сложения суфийской космогонии, гносеологии и психологии. На них опирались в своих сочинениях такие выдающиеся суфийские мыслители, как ал-Халладж (ум. в 309/922 г.), ас-Сулами (ум. в 412/1021 г.), ал-Кушайри (ум. в 465/1072 г.), ал-Бакли (ум. в 606/1209 г.). Позднее они были развиты в трудах ал-Газали и Ибн Араби. Идеи и образы ат-Тустари послужили основой концепции богословской школы ас-салимийа, созданной на рубеже III/IX – IV/X вв. в Басре его последователями.
«Тафсир» ат-Тустари составлен в кругу его ближайших учеников в Басре предположительно около 275-290/888-902 гг. Это самое раннее из сохранившихся суфийских сочинений такого рода. Длительное время, до окончательной фиксации около 551/1156 г., текст передавался в среде последователей ат-Тустари. Тем не менее, Г. Бёверинг (Bowering. Vision, 110-128) убедительно доказывает аутентичность сохранившегося текста. «Тафсир» носит фрагментарный характер и представляет собой комментарии различной длины (от нескольких слов до страницы текста) на приблизительно 1000 коранических отрывков. Он включает в себя буквальные и метафорические истолкования коранических фраз и выражений, примеры из сунны Мухаммада и легенд о древних пророках, сообщения о взглядах и практике ранних суфийских мыслителей и самого ат-Тустари, эпизоды из его жизни, проповеди, обращенные к ученикам, и ответы на их вопросы. Выделяются три структурных уровня текста. Первый, базовый уровень, составляют комментарии к кораническим фрагментам, выявляющие их «явный» (захир) или «скрытый» (батин) смысл. В таких комментариях ат-Тустари использует коранические тексты не только для подтверждения своих идей, они служат ему импульсом, генерирующим мистическое вдохновение.
Второй уровень – изречения и поучения ат-Тустари по различным вопросам, мистические истолкования легендарных эпизодов из жизни древних пророков. Третий структурный уровень представляет собой позднейшие добавления в текст, восходящие, очевидно, к его последователям. Сюда следует отнести большинство назидательных историй из жизни самого ат-Тустари и других суфиев .
Сура, в которой упомянуто «явное доказательство» (ал-баййина)
Всевышний в словах своих «и было велено им только поклоняться Аллаху, делая искренней для него свою веру» говорит, что все знание [человека] – в поступках, пока он не придет к искренности (ал-ихлас), когда же достигнет он искренности, оно становится успокоенностью (туманина). От того, чье знание достоверно, а действие – в предании себя Богу, удаляет Аллах три вещи: нетерпение (ал-джаза), невежество (ал-джахл) и действие [по своей воле] (ал-амал), и дает ему вместо нетерпения – терпение (ас-сабр), вместо невежества – знание (ал-илм), вместо действия [по своей воле] – отказ от своей воли (тарк ал-ихтийар). И бывает так только для богобоязненных (ал-муттакина).
Говорят: «А что такое искренность (ал-ихлас)?» Он отвечал: «Повиновение (ал-иджаба). А у кого нет повиновения, нет у него и искренности». Сказал он: «Ал-ихлас имеет три значения: искренность в служении Аллаху, искренность в совершении дел ради Него и искренность сердца к Нему».
Всевышний в словах своих «это для тех, кто убоялся Господа своего» говорит, что страх божий (ал-хашийа) – в тайне, а смирение (ал-хушу) – открыто. К тому, кто смиряет свои члены, шайтан не приблизится.
Говорили: «А что такое смирение (ал-хушу)?». Он отвечал: «Стояние пред Аллахом и терпение в этом». Сказал он: «Полнота страха божьего – отказ от грехов (ал-асам) тайно и явно». Хвала Аллаху! Всевышний лучше знает!

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.