Ибн Батта Истолкование сунны

ИБН БАТТА АЛ-УКБАРИ
АШ-ШАРХ ВА-Л-ИБАНА АЛА УСУЛ АС-СУННА ВА-Д-ДИЙАНА
(«ИСТОЛКОВАНИЕ И РАЗЪЯСНЕНИЕ ОСНОВ СУННЫ И РЕЛИГИИ»)
Согласно Сунне, воздевание рук во время молитвы следует в начале, когда совершают коленопреклонение и когда поднимают голову после него. Это увеличивает добрые дела .
Пророк – да благословит его Аллах и да приветствует! – сказал: «Воздается за каждый благочестивый жест».
Согласно Сунне, обтирает обувь тот, кто осквернился после того, как обулся, находясь в состоянии полной ритуальной чистоты, если он был в пути три дня и три ночи или пребывал на одном месте день и ночь. Так обычно поступал посланник Аллаха. Так действовал он сам и его сподвижники, таким был обычай первых мусульман, и приняли это богословы. Отрицает и отвергает это лишь тот из людей, кто вводит новшества, противоречит посланнику Аллаха, отказывается следовать его примеру и опровергает слова его .
Согласно Сунне, досрочное разговенье вечером (ифтар) и задержка принятия пищи перед восходом солнца; более раннее совершение вечерней молитвы, когда солнце уже село, а звезды еще не появились. Ведь посланник Аллаха сказал: «Моя община пребудет во благе, пока досрочно разговляется и задерживается с принятием пищи перед восходом солнца». Он (Пророк) сказал: «Люди пребудут во благе, пока не станут откладывать вечернюю молитву до появления звезд». Сказал Сулайман б. Дауд ал-Ауди: «Я совершал вечернюю молитву с Али б. Аби Талибом не зная, село солнце или нет» .
Согласно Сунне, тому, кто пожелал развестись с женой, следует произнести формулу развода только один раз, если жена очистилась от менструаций, а он не совокуплялся с ней во время этой чистоты. Затем он оставляет ее, пока не пройдет положенный срок. Если же человек произнесет формулу развода троекратно одной фразой в период чистоты, во время которого он совокуплялся с ней (женой), или же когда у нее была менструация, то развод его – новшество. Жена запретна для него и не разрешена, пока не выйдет за другого, а тот либо оставит ее вдовой, либо разведется, прежде совокупившись и войдя к ней .
Согласно Сунне, при погребении произносят «Аллах велик!» (такбир) четыре раза. Если твой имам произнес такбир больше четырех раз, то и ты, согласно Сунне, должен следовать ему, даже если полагаешь, что их (такбиров) уже четыре . Ибн Масуд сказал: «Произноси «Аллах велик!» столько раз, сколько произнес твой имам».
Согласно Сунне, не произноси громко «Во имя Аллаха милостивого, милосердного!», не проси [ни о чем] в утренней молитве, если не постигают мусульман беды от их врагов. Тогда имам произносит формулу мольбы, и ты следуй за ним.
Дополнительная ночная молитва (витр) совершается одним ракатом отдельно от предшествующей ей обязательной молитвы. Формула мольбы при этом – после коленопреклонения .
Согласно Сунне, повторный призыв к молитве (иками) – один раз .
Согласно Сунне, войдя в мечеть, совершай два раката до того, как сядешь, если уже совершил омовение, или в пятницу, когда имам читает проповедь .
Согласно Сунне, молча внимай проповеди, слушай ее, обращай лицо к проповеднику, видишь его или нет, и сохраняй молчание. Ведь Пророк сказал: «Произнесший «тсс!», когда имам читает проповедь, нарушил молчание. А кто нарушил молчание, пятничная молитва того недействительна». Он [также] сказал: «Заговоривший, когда имам читает проповедь, уподобился ослу, таскающему священные книги». И он [еще] сказал: «Кто заговорил, когда имам читает проповедь, тот получил от пятничной молитвы горсть праха» .
Согласно Сунне, входя в мечеть или в другое помещение или когда выходишь, следует приветствовать тех, кого встречаешь.
Не запрещай что-либо из того, что разрешил Аллах – велик он и славен! Ибо совершающий это клевещет на Аллаха, опровергает слова его, противится [ему], совершает несправедливость. Аллах – велик он и славен! – сказал: «Скажи: «Видели ли вы то, что ниспослал вам Аллах из пропитания, а вы сделали из него запретное и дозволенное?». Скажи: «Аллах разрешил вам это, или вы измышляете на Аллаха ложь?» (Коран 10:59/60). В другом месте Аллах сказал: «О, вы, которые уверовали! Не запрещайте блага, которые разрешил вам Аллах, и не преступайте. Поистине, Аллах не любит преступающих!» (Коран 5:87/89). Он осудил иудеев за запрещение заклания верблюдов, которое [он] разрешил им и всем людям. И сказал – велик он и славен: «И кто измыслил на Аллаха ложь после этого, те – неправедные!» (Коран 3:94/88). И сказал – велик он и славен: «Всякая пища была дозволена сынам Исраила, кроме того, что запретил Исраил сам себе раньше, чем была ниспослана Тора. Скажи: «Принесите же Тору и читайте ее, если вы правдивы» (Коран 3:93/87). Сказал – велик он и славен: «И кто измыслил на Аллаха ложь после этого, те – неправедные!».
Рафидиты уподобились иудеям в запрете того, что разрешил Аллах. Они отвергли сказанное Аллахом – велик он и славен! – возвели ложь на него. Они объявили запретным из рыбы угря, а из мяса животных – жертвенного верблюда. А ведь посланник Аллаха сказал: «Запрещающий то, что разрешил Аллах, подобен разрешающему то, что он запретил». Видимо, большинство из тех, кто запрещает это и осуждает употребление в пищу, – те самые, кто прелюбодействует, пьет вино и несправедливо отбирает у людей добро.
Есть люди, не придающие значения их (рафидитов) запрету на эту пищу, считающие маловажными их поступки. А ведь ученые относят это к тяжким грехам и отвратительным делам, поскольку [в этом] – соперничество с Аллахом, опровержение сказанного им о том, что он разрешил, ограничение того, что он допустил, запрещение того, что он позволил. А [Аллах] пересчитал нам свои милости и перечислил благодеяния в словах своих: «Он подчинил море, чтобы вы питались из него свежим мясом» (Коран 16:14). [Пророк] сказал о море: «Вода его чиста, мертвечина из него дозволена» .
Аллах знал, что угорь [живет] в море, да и как же он мог не знать этого, если сам сотворил его. И посланник Аллаха знал, что угорь живет в море. Неужели ты думаешь, что они оба не могли оговорить запрет на угря?
Он (Аллах) определил заклание жертвенного верблюда одним из важнейших [дел], посредством которого приближаются к нему и ищут спасения у него. И сказал – велик он и славен: «Тучных мы сделали для вас из отмеченных для Аллаха; для вас в них благо» (Коран 22:36/37). Он (Аллах) определил наказанием заклание «тучных» [верблюдиц] тому, кто нарушил хаджж, совершив самое запретное – половое сношение.
Сказал Исраил б. Аби Исхак : «Я принес в дом Зайда б. Али – да будет доволен им Аллах! – угря. На следующий день я встретил его, и он сказал мне: «Мне эта рыба понравилась, но я слышал, что некоторые люди запрещают [есть] ее и нас призывают [присоединиться] к этому запрету. Но разве на того, кто говорит подобное и поступает таким образом, не ложится проклятие Аллаха и проклинающих?».
Сказал ал-Хасан б. Салих : «Я обратился к Джафару б. Мухаммаду – да будет доволен им Аллах: «О, сын посланника Аллаха, что ты думаешь об угре?». Он ответил: «Это то самое кушанье, которое мне нравится, и редко он ускользал от меня». Абу Усама сказал: «Как-то зашел к нам ал-Амаш и сказал: «Сегодня я ел вкусную еду. Шайтан знал, что она вкусна, и запретил ее дуракам». Мы спросили: «Что же это такое, Абу Мухаммад?». Он ответил: «Я ел спинку угря».
Согласно Сунне, знай, что лично видевшие Пророка и признавшие верным то, с чем пришли их имамы, превосходят друг друга в страхе перед Аллахом – велик он и славен! – в возвеличивании и почитании, ведь они видели явные доказательства и знаки [пророчества]. Также и люди веры в признании истинным возвышаются друг над другом. Также и [богоугодные] дела зависят от того, в какой степени утвердилось в сердце познание Аллаха и вера [в него].
Согласно Сунне, знай, что временный брак запретен до Дня воскресения. Ведь Умар б. ал-Хаттаб – да будет доволен им Аллах! – сказал: «Когда ко мне приводили человека, вступившего во временный брак, зная о его запрете, я непременно побивал его камнями, если он до этого уже был женат, или порол, если он вступил в брак впервые». К Али б. Аби Талибу – да будет доволен им Аллах! – привели человека, заключившего временный брак. Он сказал: «Если бы я узнал об этом раньше, то побил бы его камнями» .
Брак заключается только в присутствии представителя со стороны невесты и двух свидетелей, а сват должен быть женат. Период чистоты – обязанность, определенная Аллахом – велик он и славен! Она является непременной для каждой разведенной окончательно или по договору [за денежный выкуп], с которой совокупился [супруг], и для каждой, у которой умер муж, совокуплявшийся или не совокуплявшийся с ней. Осуждает период чистоты для женщины лишь тот, кто вводит новшества, противоречит Аллаху и посланнику его, опровергает слова их, не верит в Книгу Аллаха – велик он и славен!
Сунной считается необходимым подражать [примеру] посланника Аллаха, следовать его делу, держаться его верного руководства, поступать, как поступал он, быть достойным его дела, чаще передавать с его слов все, что он установил и одобрил, к чему призывал и на что поднимал общину свою, дабы [люди] поступали согласно этому, и тогда поведение их в этой жизни улучшится и достоинство их увеличится пред Аллахом .
Из того, что [Пророк] повелел и что разъяснено в рассказах с его слов, – поминание Аллаха на местах проживания и во время переездов, например «Во имя Аллаха» в начале омовения .
Следует проявлять усердие в промывании ноздрей водой и в мольбе к богу согласно тому, что передают с его слов об омовении частей тела . Человеку следует начинать омовение частей тела, надевать одежду, туфли, сандалии, всю одежду правой рукой, а снимать – левой. Также [начинать] есть и пить следует правой рукой, а заканчивать – левой. Начинать подмывание следует левой, а заканчивать правой рукой. Входить в отхожее место следует с левой ноги, произнося после поминания имя Аллаха: «О, Аллах, огради меня от нечистоты и гадости». Выходить же следует с правой ноги, произнося: «Слава Аллаху, который отвел от меня беды и защитил».
Выполнять десять [правил], которые относят к обычной чистоте . Ведь это сунна отца нашего Ибрахима – мир ему! Пять из них касаются головы, а пять – тела. Те, что для головы: полоскание рта, промывание водой ноздрей, чистка зубов , стрижка усов, расчесывание волос. Те, что для тела: подмывание, обрезание , удаление волос с лобка, стрижка ногтей, выщипывание волос под мышками.
Согласно Сунне, входить в мечеть [следует] с правой ноги и задерживать ее при выходе. Произносить при входе следует: «О, Аллах, благослови Мухаммада-Пророка и да приветствуй! Прости мне мои прегрешения и открой врата милости твоей». А при выходе следует [произносить] то же самое, за исключением слов: «Открой мне врата щедрости твоей».
Согласно Сунне, следует [хранить] степенность и спокойствие при ходьбе, идя на молитву. Человеку не следует щелкать пальцами, когда он собирается молиться, скрещивать руки во время молитвы, играть [руками] во время нее, оборачиваться, играть перстнем и бородой. Смирение постоянно, взгляд обращен на место поклона. Правую руку следует класть на левую, как это делал Али б. Аби Талиб – да будет доволен им Аллах! – и велел делать так: громко произносить «Амин» при словах имама «ва-ла-д-даллин» («и не заблудших») и тянуть [амин] голосом.
В мечети часто поминать Аллаха, говорить о [богословской] науке, не пускаться в рассуждения, не сплетничать, не рассказывать о мирской жизни, ибо это осуждается.
Об этом рассказаны тяжелые, удручающие хадисы, переданные путями (способами) хорошими и верными, передатчиками надежными. Среди них те, что передал Абдаллах б. Масуд со слов Пророка, который сказал: «В конце времен появятся люди, которые будут заседать в мечетях, имамом их будет мирская жизнь. Не участвуйте с ними в собраниях. А Аллах в них не нуждается». Среди хадисов есть тот, что передал Абдаллах б. Амр о том, что [Пророк] сказал: «Час воскресения не наступит до тех пор, пока в мечетях не соберутся люди, обсуждая земные дела, среди них не будет ни одного верующего». Среди хадисов есть тот, что рассказал ал-Хасан: «Настанет для людей время, когда они соберутся в мечетях группами, обсуждая земные дела. Не собирайтесь с ними, ибо Аллах – велик он и славен! – оттолкнул их от себя». Все это из хадисов о мирской жизни и людях ее в мечетях.
Продажа и покупка со спорами и пререканиями , декламация [стихов], уводящих с пути истинного, и газелей , повышение голоса , обнажение мечей, чрезмерный шум , появление детей и женщин , помешанных и находящихся в состоянии ритуальной нечистоты , извлечение прибыли в мечети, использование мечети для ремесла и торговли, подобно лавке, – все это осуждается. Совершающий это грешит в отношении запрета посланника Аллаха, осуждение его над тем, кто поступает так.
Из того, что запретил посланник Аллаха и осудил совершающих это, – пребывание двух мужчин под одним покрывалом, если их не разделяет что-либо . Он проклял также тех, кто надевает изар на голое тело. Он запретил мукамаа, то есть пребывание двух обнаженных мужчин под одним покрывалом . Он запретил мужчине раздеваться догола дома или в другом месте, смотреть на наготу другого , мужчине рассказывать о том, чем он занимается со своей женой, запретил человеку кидать камни и швырять сухую грязь в населенных местах.
Он запретил давать ложную клятву ; продавать незрелые финики , а они зрелые, когда желтеют и становятся коричневыми; продавать собак, обезьян и свиней , играть в нарды и шахматы ; мужчине – оставаться с женщиной, когда она без махрама ; человеку – произносить: «Ты пребудешь во благе, пока с нами», «я пожелал того, что пожелал Аллах» ; клясться не именем Аллаха ; затачивать клинок, когда на него смотрит овца, [приготовленная для убоя] ; использовать работника, пока он не узнает о величине своего заработка; подстраивать покупку (когда человек завышает [цену] вещи, в которой ему нет нужды) . Запрещается употреблять в пищу мясо, молоко, яйца животных, питающихся навозом, – верблюдов, коров, овец, кур. Говорят: «Держи взаперти верблюда сорок дней, корову – тридцать дней, овцу – семь дней, курицу – три дня» .
Он запретил рискованную продажу ; продажу того, чем не владеешь, продажу того, чего у тебя нет , выставление двух условий при продаже . [Он запретил] бить по морде верховое животное, ставить на ней клеймо , плевать в лицо человеку; женщине – отказывать в ложе мужу своему ; мужчине – говорить о том, что он сделает, обещать и не выполнить ; рассказывать о секрете своего брата; быть расточительным и скупым ; печалиться по мирской жизни и радоваться ей .
Запрещается потакать жене своей, [желающей] ходить на свадьбы, на оплакивания покойника и в баню, потакать ей в ее страстях. Он сказал: «Кто повинуется жене своей во всем, чего она желает, того она столкнет в Огонь лицом». [Он запретил] потакать ей в непослушании родителям [мужа], в разрушении его родственных уз и в прекращении вспомоществования брату его по Аллаху. Он сказал: «Не соглашайтесь с ними, идите верным путем, и Он благословит вас». Он запретил причинять им вред, совершать над ними насилие, велел быть справедливым и разделять поровну между ними .
Он запретил обижать соседа, оскорблять, поносить родословную, злословить и клеветать; ругать рабов и бить их. Он велел кормить их тем, что ест [хозяин], и одевать в то, что он носит; не возлагать на них работу, которую они не в силах выполнить; прощать им, даже если они совершили семьдесят проступков за день .
Он запретил мужчине «кланяться» при молитве так, как клюет петух; совершать коленопреклонение прежде, чем поднимет голову свою после поклона; простирать руки во время коленопреклонения подобно тому, как распластывается собака; садиться [на корточки], как садится обезьяна; поднимать и опускать голову, опережая имама или же делая это одновременно с ним. Он сказал: «Разве не боится тот, кто поднимает голову раньше имама, что Аллах заменит ее на голову осла?». И [еще] он сказал: «Тот, кто поднимал и опускал голову раньше имама, – молитва того недействительна».
Он запретил чесаться во время молитвы. Он запретил обмывать подошву ног ладонью правой руки несколько раз; зевать, громко дышать, катать ногой гальку во время молитвы; отирать прах со лба прежде, чем произнесет завершающую фразу молитвы; поднимать взор к небу во время молитвы; закрывать глаза во время коленопреклонения; цитировать [Коран] в поклоне; распахивать нижнюю одежду или платье [вообще]. [Он запретил] молиться, завернувшись в одежду и придерживая ее изнутри руками; молиться в расстегнутой одежде, если поверх рубахи нет плаща, а под ней нет изара; молиться в тонкой рубахе, если под ней ничего нет; перешагивать через людей во время молитвы; человеку стоять во втором ряду, если есть свободное место в первом; опираться о стену во время молитвы; молиться в бане, там, где испражнялись верблюды, посреди дороги, на кладбище, на бойне, у свалки, на крыше Священного Дома Аллаха (ал-Кабы); уходить с молитвы, сомневаясь в ней .
Он (Пророк) проклял женщину, наносящую татуировку, и ту, которая просит об этом, то есть ту, которая накалывает зеленым, и ту, которой накалывают; ту, которая удлиняет короткие волосы, и ту, которой удлиняют, то есть ту, которая прикрепляет накладные волосы, и ту, которой прикрепляют; удаляющую волосы и ту, которой удаляют, то есть ту, которая выщипывает волосы на теле, и ту, которой выщипывают; подпиливающую зубы и ту, которой подпиливают, то есть ту, которая разделяет зубы, и ту, которой разделяют. Он (Пророк) сказал: «Любая женщина, оставившая одежду не в доме мужа своего, разрывает завесу целомудренную между собой и Господом своим (т.е. позорит себя перед Аллахом)».
Среди того, в чем наставлял он общину свою и побуждал людей к высшей морали и благородным поступкам, лежит его запрет человеку есть то, что перед братом его, и есть с верха блюда. Он сказал: «Благословение нисходит в середину него». Он велел омывать руки перед едой и после нее и сказал: «Это избавляет от бедности». Еще он сказал: «Аллах отвратит нужду ото всех, кто всегда совершает омовение перед едой и после нее». Он велел съедать то, что рассыпалось под столом, и сказал: «Тот, кто ест это, будет избавлен от бедности, а его дети – от глупости».
Он запретил спать с грязными руками, есть и спать в состоянии ритуальной нечистоты. Он одобрял того, кто в состоянии ритуальной нечистоты, собираясь спать или есть, совершает омовение, как перед молитвой.
Он запретил есть два финика из-за того, что делающий так нарушает [правила] трапезы; запретил смотреть на кусок сотрапезника. Он любил накрывать мясную похлебку хлебом, говоря: «Благословение нисходит на нее». И запретил есть ее горячей.
Он запретил пить из бурдюка, поскольку пьющий из него не знает, что внутри. Рассказывают, что один человек отхлебнул из бурдюка, а в нем сидела змея, о чем он узнал, когда она вползла ему в глотку. Говорят также, что питье [прямо] из бурдюка меняет запах [содержимого] в нем.
Он запретил также людям укладываться спать посреди дороги, потому что середина дороги – место, где ходят люди, лев, джинны, и потому что это мешает прохожим; спящий же не ведает о том, что случится с ним на [дороге].
Он запретил испражняться посреди дороги, сказав: «Опасайтесь нечистот». [Его] спросили: «Каких нечистот?». Он ответил: «Испражнений на дорогах». Говорят: «Когда на дорогах скапливаются нечистоты и испражнения, прекращаются дожди». Он запретил испражняться под плодоносящим деревом, ведь плод может упасть в испражнения или рядом с ними, они сделают отвратительным запах плода, и он пропадет. Он запретил совершать половой акт под плодоносящим деревом; разговаривать двум испражняющимся или разговаривать тому, кто в уборной; разговаривать тому, кто совершает половой акт, или смотреть на половой орган жены во время него, а ей – смотреть на то же самое у мужа; или им обоим вытираться одним куском ткани.
Среди запретов его был и запрет вставать человеку перед кем-либо, кроме как перед отцом, ученым или справедливым имамом. Он запретил кому-либо одобрять, чтобы перед ним вставали. Он сказал: «Тот, кому нравится, чтобы человек представлялся ему стоя, непременно обретет свое место в огне». Он сказал: «Аллах не обратит своего взора на того, кто встает, чтобы и люди вставали из-за его вставания». Он сказал: «Возвеличивающий мирского человека как бы возвеличивает идола». Он сказал: «Кто вошел к мирскому человеку и унизился перед ним, вера того убыла на треть» .
Из правил поведения, предписанных им (Пророком), лежит запрет дуть [на горячее] во время еды и питья. Он сказал: «Тот, у кого из рук выпадет кусок, должен поднять его и съесть или же пусть съест другой, но не оставлять его Шайтану». Он ел финики и йатну, а это означает класть финик на ладонь и кончиками пальцев вынимать косточку.
Эти и подобные им правила хорошего поведения, повеления и запреты, перечень которых удлинил бы книгу, каждая тварь божья должна использовать и изучать, следовать в этом ему, стремиться повиноваться ему, держаться его Сунны, потому что разум указывает на это и душа разумного склоняется к этому. Во всем этом – правильное поведение, чистота и защита от неодобряемых действий.
Мы упомянули лишь то, что имеется в нашем распоряжении, а также то, что не стоит труда напомнить из того, что нужно знать людям и что они непременно должны использовать из того, в чем часто нуждаются. Незнание и пренебрежение этим не прощаются.
Теперь в заключение этого мы упомянем введенные и созданные людьми новшества, не имеющие основы в Коране и не содержащиеся в предании. Даже если совершающий их не отказывается от веры и не выходит из сообщества мусульман – все равно он совершает тяжкий грех своим нововведением в то, чего не дозволил Аллах.
Из того, что запретил посланник Аллаха и вслух осудил, – оплакивание [умершего] и внимание плачу. Он сказал: «Это языческое действие». И сказал: «Заработаное плакальщицей – недозволено». Он проклял плакальщицу и в другом месте. И Ибн Умар сказал: «Оплакивание запретно, внимать ему – недозволенное новшество». Ведь Ибрахим сказал: «Приобретеное пением и оплакиванием не дозволено».
К Умару б. ал-Хаттабу – да будет доволен им Аллах! – привели плакальщицу. Она стала мотать головой, и ее волосы вылезли наружу. Сказали ему: «Эмир верующих, у нее вылезли наружу волосы». Он сказал: «Да удалит ее Аллах, ибо нет у нее чести». Спросили: «Почему?». Он сказал: «Потому что она велит печалиться, а ведь Аллах – велик он и славен! – запретил это. Она запрещает терпеть, а ведь Аллах – велик он и славен! – велел терпеть. Она берет дирхамы за свои слезы, плачет по горю других. Она вызывает скорбь у живого и причиняет страдания умершему».
Сказал Ибн Аун: «Я пришел в Куфу и увидел, как люди оплакивают [покойника] посреди дороги. Я спросил об этом. Сказали: «Они оплакивают ал-Хусайна – да будет доволен им Аллах!» . Я пришел к Ибрахиму [ан-Нахаи] и рассказал ему об этом. Он сказал: «Эти куфийцы каждый год вводят недозволенные новшества, так что и истина у них становится недозволенным новшеством» .
Среди недозволенных новшеств – заводить певиц и слушать пение. Сказал Ибн Масуд: «Пение взращивает в сердце лицемерие, как вода – растение» .
Среди недозволенных новшеств – звезды и гадание по ним, поиск защиты [у них]. Ведь это – одна из сторон многобожия и претензия на знание сокрытого . Все это запрещено подобно гаданию по звездам, гаданию по следам, прорицанию, предсказанию беды, гаданию по полету вспугнутых птиц . Он сказал: «Пришедший к прорицателю или гадателю и поверивший ему разуверился в том, что Аллах ниспослал в сердце Мухаммада». И сказал он: «Кто возьмет немного от гадания по звездам, тот возьмет немного и от многобожия. Кто больше возьмет от гадания по звездам, тот больше [возьмет от многобожия]».
Али б. Аби Талиб – да будет доволен им Аллах! – сказал: «Я предостерегал вас от науки о звездах, если только ей не руководствуются во мраке на суше и на море, ибо астролог подобен колдуну, а колдун – прорицателю, прорицатель – неверующему, а неверующий – в Огне».
Недозволенным новшеством считается, когда мужчина красит бороду и [волосы на] голове своей в черный цвет или выбривает щеки, или отпускает длинные усы. Ведь говорят: «Первым выкрасил [волосы] черным Фараон». И говорят, что «он – красильщик обитателей Огня». Пророк велел отпускать бороду и сбривать усы.
Недозволенным новшеством считается, когда мужчина носит изар, то есть шаровары длиной до пят. Пророк сказал: «Аллах – велик он и славен! – не смотрит на того, кто удлиняет изар из тщеславия».
Осуждаемым новшеством считается рассуждать о книгах заклинаний и следовать им, претендовать на общение с джиннами, на использование их и на убийство некоторых из них.
Недозволенным новшеством считается ношение амулетов от сглаза и оберегов без какой-либо для их владельца нужды и причины.
Недозволенным новшеством считается женщинам следовать за носилками с покойником и бить себя по щекам во время этого; мужчинам – идти перед женщинами босыми, словно не в себе.
Недозволенным новшеством считается кричать, бить себя по щекам и рвать одежду, слушая поминание [Аллаха] и [чтение] Корана. Это происходит из введенных людьми и придуманных новшеств.
Сказал Анас б. Малик: «Посланник Аллаха прочитал нам проповедь, от которой сердца преисполнились страхом, а из глаз потекли слезы. Но вот кто-то крикнул рядом с мечетью. Тогда Пророк сказал: «Кто этот, затемняющий нам нашу религию? Если он был искренен, то прославился, если же он лжец, то пусть его истребит Аллах».
Сказал Фудайл б. Ийад: «Муса б. Имран – да благословит его Аллах и да приветствует! – проповедовал народу своему. Один человек [при этом] разодрал свою одежду, и вот [тогда] Аллах – да благословен он и возвышен! – внушил Мусе – да благословит его Аллах и да приветствует: «Скажи ему, если он был искренен, то пусть разорвет свое сердце ради меня». Сказал Ибн ал-Мубарак: «Тех, кто лишается чувств при слушании [имени Аллаха], посади на высокую стену, читай им [Коран] и смотри – свалятся ли они».
[Одна] категория людей, проявляющих крайнее воздержание, избрала своим обычаем слушать касыды и собираться для этого, чтобы отвлечь себя этим и возбудить свои сердца. Среди них есть такие, кто приплясывает, хлопает в ладоши, разрывает свою одежду, говоря: «Сказал Аллах – велик он и славен; сказал святой, сказала черноокая». Они говорят то, чего не говорил Аллах, чего нет ни в предании, ни в Сунне, чего не говорила ни черноокая, ни святой. Это новшество, ложь и обман.
Другая категория проявляет воздержание и подвижничество [в служении Аллаху], считает запретным извлекать прибыль и [добывать] средства на жизнь. Они считают необходимым настырно попрошайничать и нищенствовать, называя «страстное желание» и любовь [к Аллаху] подавлением страха и надеждой. Все это новшество. Претендующий на это проклят богословами и гностиками, ведь Аллах – велик он и славен! – разрешил зарабатывать, заниматься ремеслом и торговлей на основе установлений Корана и Сунны вплоть до того, как настанет Последний час. Он объявил запретным попрошайничество и нищенствование одновременно с богатством, приобретенным вследствие этого. Богословы единогласно сошлись на том, что Аллах – велик он и славен! – предписал людям страх и надежду, что он призвал рабов своих к себе желанием и боязнью.
Среди введенных новшеств, выдуманных и не имеющих основы ни в Коране, ни в Сунне, новшеств, в которых они подражают языческой практике, – объединение [людей] и заключение союзов между ними для взаимопомощи и поддержки. А это ведь осуждаемое новшество. Язычество совершало подобное, но Аллах – велик он и славен! – искоренил это исламом и запретил устами Пророка своего. Пророк сказал: «Нет союза в исламе, любой союз времен язычества ислам превзошел именно прочностью».
Свидетельство – новшество, отречение – новшество, приемлемость – новшество. Свидетельство – это когда о том, о ком нет известий, свидетельствуют, что он в раю или в аду. Приемлемость – это когда приемлют одних людей, отказываясь от других. Отречение – это когда отрекаются от людей, придерживающихся исламской религии и Сунны .
Недозволенным новшеством считается, когда султан хватает человека, затем бьет [плетьми] и наказывает, говоря: «Ты сделал, ты совершил то-то?», пока не погубит его или не принудит [к признанию].
Недозволенным новшеством считается повторять вслух много раз в мечетях: «Нет божества, кроме Аллаха»; женщинам – ездить в седлах; мужчинам – ездить в седлах из тигровой шкуры; пользоваться сосудами из золота и серебра; одеваться в шелк и парчу.
Недозволенным новшеством считается строить на могилах и штукатурить их; совершать паломничество к ним .
Недозволенным новшеством считается возвеличивать смерть, рвать одежду, когда смерть нисходит; красить двери в черный цвет, обрезать чубы, сидеть у дверей покойника после похорон; семье покойника – брать пищу, предназначенную для пришедших людей; ночевать [в семье покойника].
Недозволенным новшеством считается читать Коран и провозглашать первый призыв на молитву нараспев и уподоблять их пению.
Недозволенным новшеством считается украшать свитки Корана, разукрашивать мечети, делать выше минбары.
Недозволенным новшеством считается брать плату за [провозглашение] первого призыва к молитве, за руководство [молитвой], за обучение Корану, омовение покойников.
Согласно Сунне, полная и совершенная вера – отречение от любого названия, вступившего в противоречие с Сунной и вышедшего за [пределы] согласия общины; отмежевание от его приверженцев и отделение от тех, кто исповедует веру его и приближение к Аллаху – велик он и славен! – путем противодействия ему. Согласно их мнению, это рафидиты, шииты, джахмиты, мурджииты, харуриты, мутазилиты, зайдиты, имамиты, мугириты, ибадиты, кайсаниты, суфриты, шурат, кадариты, мананиты, азракиты, хулулиты, мансуриты, вакифиты и те, кто отрицал божественные свойства и лицезрение [Аллаха]. [Отречение] от всякого мнения нововведенного, суждения выдуманного и всякой страсти, которой следуют [люди].
Все эти, подобные им и отделившиеся от них или сблизившиеся с ними – дурные мнения и плохие учения, приверженцы которых отошли от истинной религии, а те, кто признал их, вышел из общности мусульман.
Главы этих учений и толков – из числа «людей заблуждения», предводители в неверии и дурных речах. Они наговаривают на Аллаха то, чего не знают, порицают «людей истины» (т.е. приверженцев Сунны. – Д.Е.) за то, чему те следуют, подвергают сомнению надежных в передаче [преданий] и не подвергают сомнению свои взгляды об аллегорическом толковании [Корана]. Подняв знамена недозволенных новшеств, устроив базар смуты и открыв врата несчастья, они возводят напраслину на Аллаха и усматривают в Книге его ложь и враждебность собратьев шайтанов, врагов верующих, прибежище притеснителей, убежище завистников .
Это народы, племена, подразделения, роды и общины. Я упомяну несколько их названий и некоторые их черты, поскольку их книги уже распространились, а учения, которых не знает молодое поколение и юношество, стали известны. Смысл их скрыт для большинства читающих их, а ведь молодому человеку может попасться книга какого-нибудь сторонника этих учений. Книга начинается с прославления Аллаха, благодарности ему, неоднократного повторения молитвы по посланнику Аллаха, затем он [излагает] тонкости неверия, скрытый вымысел и зло. И молодой, ничего не знающий человек, перс или неискушенный подумает, что составитель этой книги – один из богословов или факиров. Возможно, он признает в этой общине то, что видят в ней идолопоклонники и те, кто соперничает с Аллахом и дружит с Шайтаном.
Среди их вождей, первых в заблуждении, – ал-Джахм б. Сафван, заблуждающийся, вводящий в заблуждение. Сказали ему, когда он был в Сирии: «Куда хочешь [идти]?». Он сказал: «Ищу господина, которому стану поклоняться». Его учению последовали группы заблудших. А ведь Ибн Шаузаб сказал: «Из-за сомнений Джахм не молился 40 дней».
Среди его последователей и приверженцев, среди подобных им из числа заблудших – Бишр ал-Мариси, ал-Мурдар, Абу Бакр ал-Асамм, Ибрахим б. Исмаил б. Улаййа, Ибн Аби Дуад, Баргус, Рабавайх, ал-Армани, Джафар ал-Хазза, Абу Шуайб ал-Хаджжам, Хасан ал-Аттар, Сахл ал-Харрар, Абу Лукман ал-Кафир. Все богословы говорят о тех, кого мы назвали, что это наставники неверия, главы заблуждения.
Среди их вождей – а это сторонники свободы воли (кадариты) – Мабад ал-Джухани, Гайлан ал-Кадари, Сумама б. Ашрас, Амр б. Убайд, Абу-л-Хузайл ал-Аллаф, Ибрахим ан-Наззам, Бишр б. ал-Мута-мир. Во главе группы помимо них есть и другие люди неверия и заблуждения. Среди них – ал-Хасан б. Абд ал-Ваххаб ал-Джуббаи и Абу-л-Анбас ас-Саймари.
Среди рафидитов – ал-Мугира б. Саид, Абдаллах б. Саба, Хишам ал-Фувати, Абу-л-Карус, Фудайл ар-Ракаши, Абу Малик ал-Хадрами, Салих Кубба. Их, однако, слишком много, чтобы перечислить в книге или назвать в речи. Я упомянул некоторых их последователей, чтобы молодой человек и тот, у кого нет сведений, избегали упоминать их и общаться с тем, кто в качестве доказательств приводит их мнение и спорит, опираясь на их книги.
Самые гнусные из них те, кто на словах защищает Сунну и способствует ей, а их учения – самые гнусные. [Это] Ибн Куллаб, Хусайн ан-Наджжар, Абу Бакр ал-Асамм, Ибн Улаййа.
Да защитит Аллах нас и тебя от их учений и избавит нас и тебя от зла их толков. И даст он нам и тебе жизнь в соответствии с исламом и Сунной. И пошлет нам смерть и соберет [в День суда] в соответствии с этим. И не изменит нам и тебе в своей милости и все увеличивающемся благодеянии. Не обделит нас добром своих выгод и красотой своих польз. И сделает он нас и тебя хранителями своих заповедей, блюстителями своих прав. Пусть будет полезным нам и тебе то, чему он нас обучил, и что мы используем в деле праведном, принимаемом с удовлетворением. Пусть соберет он нас и тебя вместе с близкими Пророка и сподвижниками его. Воистину, он – источник надежды в том, на что надеются, повелитель в нужде и достатке. Слава Аллаху от начала и до конца. И да благословит Аллах Пророка своего скрыто и явно.
Закончена «Книга истолкования и разъяснения основ Сунны и религии». Слава Аллаху, Господину миров. И да благословит Аллах Пророка народа, не имевшего Писания, и род его.

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.