Мукатил б. Сулайман Толкование Корана

МУКАТИЛ Б. СУЛАЙМАН
ТАФСИР АЛ-КУРАН («ТОЛКОВАНИЕ КОРАНА»)
Абу-л-Хасан Мукатил б. Сулайман ал-Азди ал-Балхи (ум. в 150/767 г.) – муфассир, принадлежавший к поколению так называемых последователей (ат-табмун), перенявших знание мусульманской традиции и ученость непосредственно от сподвижников (асхаб) Пророка. Он считается одним из основоположников таких важнейших направлений мусульманской экзегетики, как нарративное направление, расширявшее своим толкованием содержание Священного писания, лексико-грамматическое и символико-аллегорическое (Nwyia. Exegese, 26-61) направления, а также направления, связанные с нуждами законоведения. Сведения о его жизни и трудах отрывочны и часто противоречивы. Родился в Балхе, на севере Афганистана, жил в Басре и Багдаде, умер в Басре.
Помимо большого тафсира Мукатилу б. Сулайману приписываются сочинения, посвященные толкованию групп айатов и сур, обстоятельствам ниспослания Корана (асбаб ан-нузул), его языку, точнее случаям омонимии и полисемии в Коране (ал-вуджух ва-н-назаир), одно из первых сочинений об «отменяющих и отмененных» айатах (ан-насих ва-л-мансух), а также антикадаритский трактат.
Хотя в ряде современных работ авторство Мукатила б. Сулаймана в отношении большого тафсира оспаривается (см.: GAS, Bd. 1, 36) или подвергается сомнению, в большинстве случаев текст этого сочинения с соответствующими оговорками исследуют как аутентичный. На этом основании делают выводы о вкладе автора в историю развития мусульманской экзегетики (см.: Watisbrough. Studies, Index; Rippin. Tafsir).
Очевидно, тафсир, приписываемый Мукатилу б. Сулайману, претерпел в процессе передачи некоторую переработку. Так, сомнение вызывает уже само употребление термина тафсир в названии сочинения. Однако анализ памятника позволяет, на наш взгляд, увидеть в нем раннее в своей основе сочинение, отражающее этап становления жанра илм ал-Куран ва-т-тафсир. Обращает на себя внимание неразработанность терминологического аппарата. Исследователи находят множество параллелей и материал для плодотворного сопоставления этого сочинения и, например, «Сиры» Ибн Исхака (ум. в 150/767 г.) / Ибн Хишама (ум. в 218/833 или 213/828 г.) или знаменитой «ал-Муватта» Малика б. Анаса (ум. в 179/795 г.) (см. Wansbrough. Studies, 122-123, 171-172).
Значительный интерес представляет материал, восходящий к кругу иудео-христианских легенд и преданий, широко включенный автором в свой тафсир. В среде рассказчиков (куссас), из которой вышел и сам Мукатил б. Сулайман, бытовало множество таких историй, получивших собирательное название «рассказы о пророках» (кисас ал-анбийа). Они значительно дополняли коранические сказания, не оставляя анонимным ни одного из лиц, так или иначе упомянутых в Коране. Широкое использование в тафсире этих рассказов позволило впоследствии говорить, что Мукатил б. Сулайман «собирал народные толкования» (джамаа тафсир ацнас) (см.: Blrkeland. Opposition, 26-27).
В переводе и примечаниях нами опущены замечания текстологического характера, сделанные Абдаллахом Махмудом аш-Шахабой, сличившим при публикации сочинения несколько его списков .
Сура «Лам йакун», мединская.
В ней – восемь айатов
по куфийскому счету
Слова Его: не были неверующие из числа людей писания – т.е. иудеев и христиан – и многобожников – т.е. многобожников из числа арабов – отошедшими – т.е. оставившими неверие и многобожие. А дело в том, что люди Писания говорили: «Когда будет послан тот, [упоминание] о котором мы находим в нашем Писании?». И арабы говорили: «Если бы дошло до нас упоминание [о нем] от предков, то мы были бы рабами Аллаха, предавшимися [ему]» . И было ниспослано: не были неверующие из числа людей писания – т.е. из иудеев и христиан – и многобожников – т.е. из многобожников из числа арабов – отошедшими – т.е. оставившими неверие и многобожие, – пока не пришло к ним явное доказательство – Мухаммад – да благословит его Аллах и да приветствует! Он разъяснил им их заблуждение и многобожие. Затем известил Аллах – велик Он и славен! – о Пророке – да благословит его Аллах и да приветствует! – сказав: «Посланник от Аллаха, оглашающий свитки очищенные», т.е. читающий свитки очищенные, т.е. книгу, потому что это собрание множества достоинств всякого рода, очищенное от неверия и многобожия. Он говорит, что он читает книгу, в которой нет ни неверия, ни многобожия, ведь все, что содержит в себе написанное, называется «свитками».
Далее Он сказал: в которых – т.е. в свитках Мухаммада – да благословит его Аллах и да приветствует! – Писания истинные – т.е. книга прямая, [основанная] на истине, в которой нет ни кривизны, ни отклонения. Названы они «книгами» именно потому, что в них положения разные, многочисленные, из того, что упомянул Аллах – велик Он и славен! – в Коране. Затем Он сказал: И разделились те, кому было дано Писание – т.е. иудеи и христиане в деле Мухаммада – да благословит его Аллах и да приветствует! – только после того, как пришло к ним явное доказательство – т.е. разъяснение. Говорит Аллах Всевышний: «Не переставали те, которые не веровали, все вместе считать Мухаммада – да благословит его Аллах и да приветствует! – правдивым, пока он не был послан, потому что у них в их Писаниях было его описание». Когда же послал его Аллах – велик Он и славен! – не из потомства Исхака, они разошлись в отношении его. Одни уверовали в него: Абдаллах б. Салам и его приверженцы из людей Торы, а из людей Евангелия сорок человек, среди которых Бахира . Прочие же из людей Писания считали, что он лжет.
Говорит Аллах – велик Он и славен – и было велено им. Он говорит, что велел им Мухаммад – да благословит его Аллах и да приветствует! – только поклоняться Аллаху, отдавая одному ему свою веру – т.е. исповедуя единобожие – обратившись к единому Богу – т.е. будучи мусульманами, не многобожниками. И повелел им совершать молитву – пять предписанных – вносить закат – установленный. Это правоверие! – т.е. религия правильная. Потом упомянул Аллах – велик Он и славен! – многобожников в День воскресения и сказал: «Воистину, те из людей Писания и многобожников, которые не уверовали, вечно пребудут в огне геенны», имея в виду, что пребудут они там не умирая. Затем сказал Он: «Это худшие из тварей!», т.е. наихудшие создания из жителей земли. Затем Он упомянул место пребывания тех, кто признал правдивым Пророка – да благословит его Аллах и да приветствует! – и Он сказал: «Воистину, те, которые уверовали и совершали дела праведные, – лучшие из тварей!», т.е. наилучшие создания из жителей земли. – Воздаяние им – т.е. награда им – у их Господа – в будущей жизни – сады Адна, из-под которых вытекают реки и в которых они пребывают вечно – не умирая – Аллах доволен ими – за покорность – а они довольны им – за награду. Это для тех, кто убоялся Господа своего – в жизни этой. Всякая вещь, созданная из праха, называется ал-барийа (тварь) .

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.