Кутб Под сенью Корана

САЙЙИД КУТБ ФИЗИЛАЛ АЛ-КУРАН
(«ПОД СЕНЬЮ КОРАНА»)
Саййид Кутб (1906-1966) – теоретик и идеолог «Ассоциации братьев-мусульман». Родился в городке Муша (Средний Египет) в знатной, но обедневшей семье. Под влиянием отца, провинциального политического деятеля, связанного с партией «Ватан» Мустафы Камиля, рано познакомился с кругом политических проблем своего времени. Закончил педагогический колледж, а затем и институт Дар ал-улум. Учительствовал в провинции, был инспектором министерства просвещения, автором множества отвергнутых проектов реорганизации системы образования. Был членом партии «Вафд», затем вышел из нее, сохраняя интерес к партийной политике вплоть до конца второй мировой войны. С 1933 по 1947 г. выпустил 11 книг (главным образом это литературная критика, поэзия, автобиографическая проза), из которых только две были связаны с Кораном. В многочисленных журнальных и газетных статьях проявил себя прекрасным полемистом. До 1946 г. находился под влиянием творчества Махмуда Аббаса ал-Аккада, одного из идеологов арабского национализма.
Резкая критика режима короля Фарука, прозвучавшая в статьях Кутба, привела в 1946 г. к фактическому изгнанию его из страны. Он был направлен в бессрочную командировку в США. Под воздействием американского образа жизни оторванный от дома и привычных связей Кутб переживает резкий внутренний перелом и обращается к исламу как к единственной системе ценностей, способной противостоять «индивидуализму, культу доллара меркантильного Запада и воинствующему атеизму коммунистического Востока, ведущего человеческую личность к полной деградации».
Осуждение им американского образа жизни было явлено в столь резкой форме, что по возвращении в 1951 г. в Египет он был вынужден подать в отставку со службы в министерстве просвещения. В том же 1951 г. С. Кутб вступает в «Ассоциацию братьев-мусульман». Эту дату он впоследствии назовет своим новым рождением. Через год он был избран членом Руководящего бюро (Мактаб ал-иршад) «Ассоциации» в качестве главы Отдела исламской пропаганды.
Пришедший к власти в результате революции 1952 г. новый режим некоторое время сотрудничал с «Ассоциацией братьев-мусульман», затем последовал разрыв, и в 1953 г. С. Кутб провел первые три месяца в тюрьме. Покушение на Гамаля Абдель Насера, предпринятое членом «Ассоциации» 26 октября 1954 г., привело к волне арестов в их среде. Одним из первых был арестован С. Кутб. После пыток он был приговорен к двадцатипятилетнему заключению в лагере. Именно здесь ему удалось написать и даже опубликовать в Каире в виде серии брошюр свой знаменитый тафсир «Фи зилал ал-Куран», а также ряд других работ, составивших в своей совокупности идеологическую основу движения «Ассоциация братьев-мусульман».
В 1964 г. по просьбе иракского президента С. Кутб был ненадолго освобожден, однако менее чем через год арестован вновь. После допросов и новых пыток С. Кутб и двое его соратников были приговорены трибуналом во главе с будущим президентом Египта А. Садатом к смертной казни и повешены 29 августа 1966 г.
С 1951 по 1966 г. С. Кутб написал восемь работ, в которых развивались различные аспекты идеологии «исламского возрождения». Содержание его последнего сочинения, своего рода политического завещания – «Маалим фи-т-тарик», четыре из тринадцати глав которого он целиком взял из своего тафсира, послужило причиной последнего ареста и казни автора. Фанатическая убежденность, незаурядный литературный и полемический талант, мученическая смерть превратили Саййида Кутба в одну из наиболее почитаемых фигур в консервативной мусульманской среде. Его сочинения, публикуемые сегодня огромными тиражами, в том числе и в переводе на основные западноевропейские языки, составляют одну из основ современной исламской пропаганды.
Тафсир С. Кутба «Фи зилал ал-Куран», опубликованный в шести томах in folio, был написан между 1963 и 1964 гг. В предисловии к сочинению автор скромно характеризует его как «ряд размышлений и впечатлений, рожденных в период жизии, проведенный под сенью Корана» (1, 18). На самом деле это развернутый тафсир ко всему тексту Корана, в котором автор опирается на свои прежние работы, посвященные Корану («ат-Тасвир ал-фанни фи-л-Куран» (1945); «Машахид ал-кийама фи-л-Куран» (1947) и исламской догматике, свои политико-религиозные сочинения (например, «Маракат ал-ислам ва-р-расмалийа» (1951), работы таких виднейших представителей «исламского возрождения», как индо-пакистанские деятели Абу-л-Ала ал-Маудуди и Абу-л-Хасан ан-Надави. Большой отрывок из работы «Маза хасира ал-алам би-нхитат ал-муслимин» ан-Надави, духовного лидера пакистанской «Джамаат ат-таблиг», включен Кутбом в его комментарий на суру 98 и является прекрасным образцом духа и стиля политико-религиозных сочинений такого рода, где тенденциозные исторические описания часто служат оправданием сегодняшних политических оценок и действий.
С. Кутб опирается и на труды таких виднейших средневековых мухаддисов и муфассиров, сторонников метода ат-тафсир би-л-масур, как ал-Бухари (ум. в 256/870 г.), Муслим (ум. в 261/875 г.), ат-Табари (ум. в 310/923 г.), Ибн Касир (ум. в 774/1373 г.). Частыми являются внутрикоранические перессылки. Кутб старается объяснять Коран самим Кораном, следуя принципу ал-Куран йуфассиру бадуху бадан («Коран объясняет сам себя»). В целом, он использует в своей работе самые разнообразные сочинения – от стихов Омара Хайяма до трудов Джулиана Хаксли (1887-1975), известного английского биолога и философа, одного из создателей современной синтетической теории эволюции.
Вокруг наследия С. Кутба и сегодня идет упорная борьба не только в лагере его прямых оппонентов, но и среди сторонников различных направлений «исламского возрождения». В качестве примера можно привести концепцию джахилии, разработанную С. Кутбом. Для него в состоянии джахилии пребывает весь мир – не только страны, где господствует «материалистический коммунизм» или «торгашеский капитализм», но и мусульманские страны, где, по его мнению, принципы веры подверглись длительному и значительному искажению. На этом тезисе строят свои доводы как сторонники наиболее экстремистского направления, так и более умеренные деятели. Первые считают, что «джахилийский характер» современного египетского и вообще мусульманского общества требует отказа от общения с ним как с неверующими (такфир) и борьбы против власти предержащей (Мустафа Шукри, Али Абду Исмаил), вторые утверждают, что С. Кутб, когда говорил о мусульманских странах, вкладывал в понятие джахилии прежде всего моральный и интеллектуальный смысл и никогда не призывал к такфиру (Йусуф ал-Азм). Последнюю точку зрения разделяет и брат С. Кутба – Мухаммад, ставший основным издателем и толкователем его трудов.
Тафсир С. Кутба частично переведен на английский и французский языки, готовится полный английский перевод .
Сура «ал-Баййина». Мединская, в ней восемь айатов
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! В Свитке и в большинстве преданий эта сура считается мединской. В некоторых преданиях говорилось и о ее мекканском происхождении. Учитывая предания и повествовательный характер изложения, она, вероятнее всего, мединского периода, однако нельзя считать невероятным и ее мекканское происхождение. Упоминание в ней заката и людей Писания нельзя рассматривать как довод против этого. Ведь имеется упоминание людей Писания и в некоторых сурах мекканского происхождения. В Мекке были люди Писания: одни из них уверовали, другие – не уверовали. Также и христиане Наджрана приходили делегациями к Посланнику – да благословит его Аллах и да приветствует! – в Мекку и уверовали, как известно. Упоминание заката также имеется в мекканских сурах.
Сура затрагивает ряд исторических и религиозных истин в повествовательной форме, что наряду с преданиями, повествующими об этом, склоняет чашу весов в пользу того, что она является мединской.
Первая истина – это то, что миссия Посланника – да благословит его Аллах и да приветствует! – была необходимой, чтобы отвратить тех из людей Писания и многобожников, которые не веровали, от заблуждения и разногласий, до которых они дошли. И отвратиться от этого они могли только благодаря этой миссии. Не отошли неверующие из числа людей Писания и многобожников [от неверия], пока не пришло к ним явное доказательство – посланник от Аллаха, читающий свитки очищенные, в которых писания истинные.
Вторая истина. Люди Писания разошлись в своей вере не из-за невежества и не из-за неясности в ней. Они разошлись лишь после того, как пришло к ним знание и пришло к ним явное доказательство. И разделились те, кому было дано Писание, только после того, как пришло к ним явное доказательство.
Третья истина. Религия в своей основе едина, принципы ее простые, ясные. Они не ведут к расколу и расхождению в их сущности. Их природа проста, легка [для понимания]. И было велено им только поклоняться Аллаху, отдавая одному ему свою веру, обратившись к единому Богу, совершать молитву, вносить закат. Это – правоверие!
Четвертая истина. Те, которые не уверовали, «после того, как пришло к ним явное доказательство» – «худшие из тварей». «Те же, что уверовали и совершали дела праведные» – «лучшие из тварей». Поэтому явно различается воздаяние одним и другим. Воистину, те из людей Писания и многобожников, которые не уверовали, вечно пребудут в огне геенны. Это худшие из тварей! Воистину, те, которые уверовали и совершали дела праведные, – лучшие из тварей! Воздаяние им у их Господа – сады адна, из-под которых вытекают реки и в которых они пребывают вечно. Аллах доволен ими, а они довольны им. Это для тех, кто убоялся Господа своего.
Эти четыре истины очень важны как для постижения роли исламской доктрины и последнего Послания, так и для представлений о вере. Ниже мы подробно изложим это.
Не отошли неверующие из числа людей Писания и многобожников [от неверия], пока не пришло к ним явное доказательство – посланник от Аллаха, читающий свитки очищенные, в которых писания истинные.
Земля крайне нуждалась в новом Послании. Нечестие распространялось повсюду, так что надеяться на праведность на ней можно было только благодаря новому Посланию, новому пути, новому движению. Неверие проникло в убеждения всех ее обитателей – будь то люди Писания, которые прежде знали небесные вероучения, а потом извратили их, или же многобожники на Аравийском полуострове и вне его.
Они могли отойти и отвернуться от неверия, к которому перешли, только с помощью нового Послания, только при содействии Посланника, который сам является ясным, решающим, различающим доказательством. Посланник от Аллаха, читающий свитки очищенные, – очищенные от многобожия и неверия – в которых писания истинные. Слово «писание» (книга) обычно сопровождает название определенной темы, как говорят: «книга очищения», «книга молитвы», «книга предопределения», «книга воскресения», а это «свитки очищенные», т.е. это Коран. В них «писания истинные», т.е. подлинные темы и истины.
Поэтому и пришло это Послание для разъяснения им, и пришел в свое время этот Посланник, и пришли эти свитки и то, что в них написано из Писаний истин, с тем чтобы они на всей земле произвели перемену, посредством которой земля только и может быть исправлена. Что же касается того, как нуждалась земля в этом Послании и в этом Посланнике, то мы ограничимся для разъяснения этого выдержкой из ценной книги, которую написал ученый муж, мусульманин ас-саййид Абу-л-Хасан Али ал-Хасани ан-Надави, под названием «Что утратил мир с упадком мусульман». Это самое ясное и емкое из того, что мы прочли по этой теме.
В первой главе первой части говорится: «Шестой и седьмой века от Рождества Христова, без сомнения, – один из периодов наибольшего упадка в истории. Человечество уже века опускается, скатывается, и нет на земле силы, которая удержала бы его своей рукой и помешала бы ему падать. И все росла в те дни скорость его падения и морального разложения. В тот век человек забыл своего Творца, забыл себя и свой удел, потерял благоразумие и способность различать добро и зло, хорошее и плохое. Уже давно стал неслышным призыв пророков. Светильники, которые они зажгли, угасли от бурь, обрушившихся после них, либо сохранились, но их ничтожный свет освещал лишь немногие сердца, не говоря уже о домах, не говоря уже о городах. Люди религии ушли с арены жизни, ища спасения в монастырях, церквах и кельях, обратившись со своей верой в бегство от смут и спасая свои души, желая покоя и тишины. Они бежали от тягот и трудностей жизни, потерпев неудачу в борьбе религии и политики, духа и материи. Тот же из них, кто остался в потоке жизни, примирился с царями и мирскими людьми и содействовал им в их грехе и несправедливости, «…и пожирал имущества людей попусту…» .
Великие религии стали добычей забавляющихся и играющих, развлечением преступников и лицемеров, так что утратили свой дух и образ. Если бы их первые последователи воскресли, они бы не узнали их. Колыбели цивилизации, культуры, власти и политики стали ареной анархии, разложения, беспорядка, дурного устроительства и насилия правителей. Они занялись собой, не неся миру Послания и народам призыва. Они обанкротились в своей морали, источник их жизни иссяк, не имея ни чистого родника небесной веры, ни твердого порядка земной власти…» .
Этот беглый обзор рисует в общих чертах состояние человечества и религий накануне пророческой миссии Мухаммада. И Коран указал на проявления неверия, которое охватило и людей Писания, и многобожников в разных местах. Так, говорит Он об иудеях и христианах: «И сказали иудеи: «Узайр – сын Аллаха». И сказали христиане: «Мессия – сын Аллаха». И говорят иудеи: «Христиане – ни на чем!». И говорят христиане: «Иудеи – ни на чем!» .
Об иудеях Он сказал: «И сказали иудеи: «Рука Аллаха привязана!» . У них руки связаны, и прокляты они за то, что говорили. Нет! Руки у него распростерты. Расходует он, как желает» .
О христианах Он сказал: «Не веровали те, которые говорили: «Ведь Аллах – Мессия, сын Марйам» . Не веровали те, которые говорили: «Ведь Аллах – третий из трех» .
О многобожниках Он сказал: «Скажи: «О, вы неверные! Я не стану поклоняться тому, чему вы будете поклоняться. И вы не поклоняйтесь тому, чему я буду поклоняться. И я не поклоняюсь тому, чему вы поклонялись. И вы не поклоняетесь тому, чему я буду поклоняться! У вас – ваша вера, и у меня – моя вера» . И многое помимо этого.
За этим неверием было то, что за ним следует: охватившая землю злоба, упадок, раздор, опустошение. «В целом на земле не было ни общины добродетельной, ни общества, опирающегося на [законы] нравственности, ни правления, построенного на справедливости и милосердии, ни руководства, основанного на знании и мудрости, ни верной религии, переданной от пророков» . Поэтому милость Аллаха к человечеству потребовала отправления от Него Посланника, «читающего свитки очищенные, в которых писания истинные». Те, кто не веровал из многобожников и тех, кому было дано Писание, могли уйти от этого зла и порока только благодаря миссии этого Посланника, спасителя, ведущего по правильному пути, разъясняющего…

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.