Исламская этика бизнеса

Г. НУРУЛЛИНА

ИСЛАМСКАЯ ЭТИКА БИЗНЕСА

УММА

МОСКВА

2004

ВВЕДЕНИЕ

Укрепление политических и экономических связей России и стран Ближнего Востока от­крывает широкие перспективы для взаимовыгодного сотрудничества в области финансов и экономики. Ближний Восток располагает необходимым капиталом для инвестиций, и при благоприятных условиях движение этого капитала может быть направлено в российскую экономику. Привлекая финансовые ресурсы мусульманских стран, российские бизнесмены будут иметь дополнительный бонус, если научатся сотрудничать с партнерами, при­держивающимися иного мировоззрения и деловой этики, учитывая их национальные осо­бенности ведения бизнеса.

Анализируя модели предпринимательства в различных странах, особое внимание необхо­димо уделить истокам национальных предпринимательских систем. Очевидно, что религи­озное мировоззрение оказывало решающее воздействие на тип хозяйствования в некоторых регионах, особенно в странах распространения ислама. Мусульманский реформатор начала XX века И. Гаспринский писал в своих заметках о русском мусульманстве: «…выгода – стимул действий человека, но она бессильна перед убеждениями мусульманина. Например, по всей России вы не найдете мусульманина, торгующего в кабаке и содержащего дом тер­пимости»[1].

Идея о системообразующем воздействии на предпринимательство и менеджмент этики и религии в ее конкретных формах неоднократно затрагивалась в трудах разных исследовате­лей, как зарубежных, так и отечественных. Так, в западной экономической школе можно от­метить Т. Парсонса, высказавшего мысль, что, поскольку в контрактах существуют «не­контрактные элементы», рыночная экономика возникает лишь «при наличии определенной системы нравственности» и успешное функционирование рынка, соответственно, требует формирования определенных конфессиональных комплексов[2]. Подобные идеи также можно встретить у М. Вебера – о необходимости «поддержки» со стороны религии для создания новых форм хозяйствования – или у Д. Маклеланда, подчеркнувшего, что «даже бизнесмен, новатор нуждается в более мощном стимуле, чем желание повысить прибыль; чтобы сдви­нуть горы рутины и предубеждения, необходима вера»[3].

Анализируя влияние религиозной исламской этики на экономику, мусульманские теоре­тики исследовали взаимосвязь между предписаниями ислама, его духовно-нравственными ценностями и концепцией личности, ее экономического поведения. В результате исследова­ния были раскрыты основные черты характера и добродетели, которые формируют лич­ность, способную к саморазвитию, руководствующуюся здравым смыслом, волевую и пред­приимчивую. Изменилось также отношение к труду и трудовой активности. Умение произ­водительно трудиться на благо самого себя, семьи и общества неизменно возводится исла­мом в ранг нравственного долга[4].

Именно в мире ислама в ходе его модернизации многое делается для социализации эко­номической деятельности. Здесь сливаются усилия религиозных и государственных деяте­лей, ученых и деловых людей. Вся эта работа вот уже несколько лет происходит под руко­водством таких известных и влиятельных людей, как наследный принц иорданского коро­левства Эль Хасан Бин Талал, герцог Эдинбургский Филипп, сэр Эвелин де Ротшильд, а также многочисленных форумов и фондов. Конструктивный диалог принес свои плоды: в 1993 году принят Кодекс этики в международном бизнесе для христиан, мусульман и иудеев (см. Приложение 3).

Как отмечается в этом кодексе, «бизнес является частью социального порядка. Его ос­новная цель – эффективное удовлетворение человеческих и материальных потребностей путем производства и распределения товаров и услуг». Управляющие, советы директоров компаний и фирм, акционеры получили конкретные советы, а для мусульман это и указания, как вести дела в соответствии с религиозной верой. В системе ценностей делового мира осо­бо выделяется честность и ответственность, отмечается, что процесс производства должен быть направлен на достижение благосостояния общества.

В то же время исследование влияния исламского мировоззрения на предпринимательство и деловую культуру в настоящее время не содержит надлежащего систематического анализа.

Новые модели, включающие опыт и приемы различных бизнес-культур, могут оказать неоценимый вклад для развития теории и практики менеджмента, международно-экономических отношений, при изучении кризисных явлений и поиска их преодоления, соз­дании новых форм совместного бизнеса в процессе интеграции национальных экономик.

Актуальность темы для России определяется прежде всего тем, что ислам – это не что-то чуждое и постороннее для нашей страны, а неотъемлемая часть ее истории и культуры, важнейшая сторона образа жизни многих миллионов российских мусульман.

Современное общество нуждается в ответах на вопросы: «Насколько совершенны дело­вой человек и бизнес, в который он вовлечен, а также среда, которая его окружает? Нужда­ются ли они в оздоровлении? Какими духовно-нравственными ориентирами следует при этом руководствоваться? На какие идеалы необходимо равняться?»

Часть 1

ПОНЯТИЕ ЭТИКИ БИЗНЕСА И ОСОБЕННОСТЕЙ ИСЛАМСКОЙ ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Глава I

СУЩНОСТЬ ЭТИКИ БИЗНЕСА, ЕЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ИСТОЧНИКИ И ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ

Понятие «этика», в более широком смысле «мораль», подразумевает совокупность прин­ципов и правил поведения, действующих в обществе[5]. Эти нормы и правила воплощаются в моделях оценочных суждений о добре и зле, служат мерилом тех или иных поступков и да­ют оценку одобряемого или, наоборот, порицаемого поведения человека. В свою очередь, эти модели передаются в культурных и институциональных рамках от поколения к поколе­нию. Таким образом, этика раскрывает природу и обоснованность действий, признаваемых правильными, вносит ясность и точность в характеристику огромного числа явлений, обра­зующих поле морали. Этика бизнеса, или этика предпринимательства, ограничена сферой социально-экономических отношений хозяйственного поведения субъекта. В то же время этика бизнеса тесно связана с правом, что доказывается многочисленными примерами из де­ловой практики. В центре морального и правового регулирования стоят основные вопросы социальной жизни; и мораль, и право оперируют некоторыми общими принципами, крите­риями и понятиями прав, обязанностей, доказательств[6].

Для достижения высокой результативности практически в любом виде экономической деятельности предпринимателю необходимо владеть определенным набором сведений, зна­ний, представлений о правилах, формах и методах ведения бизнеса, законодательстве той страны, в которой он осуществляет свою деятельность, о принципах делового общения. Не­смотря на пересечение права и морали, право нельзя рассматривать как отражение мораль­ных стандартов общества. Соблюдение законов и нормативных актов, закрепленных в раз­личных правовых кодексах, не всегда равнозначно этичному поведению в бизнесе, так как законы охватывают только серьезные виды правонарушений и накладывают соответствую­щее наказание за причиняемый ущерб. Как правило, сила нормативных предписаний не рас­пространяется на этику межличностных отношений, организационную культуру компании. В этом смысле этика сопряжена с естественным правом, которое в концептуальном отноше­нии отлично от права позитивного.

Этика бизнеса представляет собой изучение соответствия моральных норм человека дея­тельности и целям деловой организации. Она не является простым набором определенных моральных стандартов, а выступает инструментом анализа и решения проблем, которые встают перед нравственным человеком, занимающимся бизнесом[7]. В рамках организацион­ной культуры деловая этика воплощается в системе ценностей, формальных и неформаль­ных норм и правил поведения, присущих тому или иному коллективу, способствующих рос­ту эффективности его функционирования. Культура делового общения способствует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами, руково­дителями и подчиненными, партнерами и конкурентами.

К началу 80-х годов такая область знаний, как этика бизнеса, стала важнейшим предме­том изучения для специалистов. Между научным сообществом и деловым миром возникло согласие по вопросу необходимости повышения «этического сознания» профессиональных бизнесменов при проведении ими деловых операций. Хотя скептицизм по поводу возможно­сти существования этики в бизнесе был распространен довольно долго, профессионалы биз­неса всегда разделяли глубокое убеждение в том, что существование высоких этических стандартов в бизнесе приведет к получению всеобщей выгоды.

Ниже приводится рисунок, на котором выделены различные сферы экономической этики и ее составляющие.

Очевидно, что любое экономическое образование как на макро-, так и на микроуровне функционирует по определенной экономической модели. В основе этой модели, наряду с другими определяющими факторами, лежит предпринимательская культура, сформирован­ная с учетом общей культуры региона, страны и т.п. Лишь при условии учета этого важней­шего фактора можно создать эффективную экономическую модель, реализация которой на определенном уровне даст возможность достичь наивысших экономических результатов, и наоборот, неприемлемая экономическая модель с позиции организационной культуры не только не будет способствовать прогрессивному развитию экономической системы, но даже будет оказывать негативное воздействие, приводящее к ее разрушению.

Бизнес-этика действует на трех соподчиненных иерархических уровнях:

  1. Мировой уровень представляет собой совокупность норм, основанных на общечелове­ческих ценностях и зафиксированных в «Принципах международного бизнеса» – всемир­ном этическом кодексе, принятом в 1994 г. в Швейцарии представителями ведущих компа­ний и консультантами бизнеса из США, Западной Европы и Японии. В сжатом виде они сводятся к социальной ответственности бизнеса (обеспечение общественных благ, рабочих мест, повышение уровня жизни клиентов, служащих и акционеров, а также населения в це­лом); модернизации технологий, методов производства, маркетинга и коммуникаций; повы­шению доверия к бизнесу; уважению правовых норм и обеспечению равных возможностей в конкуренции; признанию приоритета этических норм (некоторые сделки, разрешенные зако­ном, могут быть неприемлемы с точки зрения морали); содействию свободе многосторонней торговли; уважительному отношению к окружающей среде; отказу от противозаконных действий (взяточничества, отмывания денег, продажи оружия террористам, наркоторговли)[8].
  2. Макроуровень – рассматривает степень развития экономической культуры в масшта­бе отрасли или национальной экономики. Эти нормы и близкие к ним этические постулаты реализуются в отраслевых или национальных кодексах этики бизнеса (например, «Двена­дцать принципов ведения дел в России»), в которых речь идет об уважении частной собственности и рыночной конкуренции, достоверности информации, отсутствии несправедливой дискриминации на рынке труда.

3. Микроуровень – представляет философию корпорации с системой принятия решения, а также охватывает сферу межличностных отношений, как в бизнесе, так и внутри компа­нии. На данном уровне решаются и постоянно возникающие (особенно в сфере управления людьми) частные этические проблемы.

Организационная культура компании должна стать предметом изучения для высшего ру­ководства с целью выработки общей концепции этических норм, правил поведения, культу­ры взаимоотношений. Оценивая эффективность современного бизнеса, важно привести внутреннюю работу компании в соответствие с этическими стандартами, что позволит, во-первых, создать здоровую рабочую атмосферу и предупредить возникновение конфликтов внутри фирмы, во-вторых, повысить доверие к компании со стороны клиентов и партнеров. Этичное поведение руководства компании минимизирует риск, связанный с обстоятельства­ми, несущими потерю репутации фирмы или экономический ущерб.

Значение бизнес-этики прослеживается на сравнении конкретных показателей. Так, еже­годный ущерб от экономических преступлений в США составляет около 200 миллиардов долларов. Насущность данной проблемы отражена в исследовании 1993 года: 76% ведущих компаний США стали жертвами мошенничества. Как правило, падение нравственности об­щества бывает следствием экономического спада, потери доверия со стороны персонала, безразличия к внутреннему контролю, утраты моральных ценностей, неспособности старой системы приспособиться к возникающим изменениям в бизнес-среде[9].

Экономические преступления в наши дни становятся все более насущной проблемой, от которой страдает не только государство, но в первую очередь население в разных странах мира. Многие специалисты видят решение этой проблемы именно во внедрении этических норм поведения, как на бытовом уровне, так и в глобальном масштабе. По свидетельству Тима Грау-Смита, менеджера медиа-холдинга «Би-Би-Си», «на Западе давно пришли к мне­нию, что инстинкт наживы надо сдерживать этическими нормами, но так как инстинкт часто берет верх над совестью, общество должно всячески поощрять высокоморальный подход к бизнесу. Однако, как это ни парадоксально, в последнее время желание добиться успеха в бизнесе все чаще заставляет предпринимателей думать об этической стороне дела».

Соотношение между культурой и бизнесом в целом и роль культуры в международных коммуникациях можно определить на основе рассмотрения общей культурной среды бизне­са, состав которой представлен ниже.

Кратко рассмотрим каждую составляющую культурной среды бизнеса.

1)  Право отражает систему законодательства той или иной страны, в которой закрепля­ются основные ценности. принципы, нормы. Изучение законодательной базы способствует эффективному ведению бизнеса в различных странах, пониманию их традиций и ценностей.

2)  Политика представляет собой совокупность внутренней и внешней политики страны во всех отраслях, включая экономику и культуру. От политической стабильности или неста­бильности выбранного курса, климата для ведения отечественного и международного бизне­са зависит успех деятельности предпринимателей и бизнесменов.

3)  Технология охватывает область точных понятий, методов, измерений и знаний. Изуче­ние технического уровня другого государства в широком смысле слова позволяет получить информацию об уровне развития и потенциале рынка, о степени развития его инфраструктуры (транспорта, энергетики, телекоммуникаций и т.д.), а также о том, какова степень урбанизации и развития «промышленных ценностей» у населения.

4)   Социальная организация общества представляет собой различного рода взаимоотно­шения, взаимодействия между социальными группами и отдельными индивидами общества.

5)   Образование показывает уровень грамотности населения страны, его профессиональ­ную подготовленность к техническому и экономическому сотрудничеству, партнерству и т. п., чтобы обоснованно и эффективно налаживать производственно-коммерческие и науч­ные связи.

6)   Ценности и отношения являются важнейшей составляющей частью организационной культуры экономической системы, характеризующей целевые основы философии ее суще­ствования и развития, что является необходимым условием формирования эффективной системы организации международных коммуникаций.

7)   Язык является основой формирования человеческих групп и представляет собой сред­ство выражения мыслей и чувств, а также выполняет функцию средства коммуникации.

8)   Религия представляет собой мировоззрение и мироощущение, отражает поиски иде­альной жизни и вбирает в себя как взгляд на мир, на истинные ценности, так и отправление религиозных обрядов. В мире существует много религий, ценности и предписания которых в различной степени влияют и определяют экономическую деятельность людей и общества в целом, их этические ориентиры в частной, а также предпринимательской сфере. Основу монотеистических религиозных учений составляет вера во всемогущего Бога, управляющего миром, и обязательное Божье воздаяние, будь то вознаграждение или наказание в конце это­го мироздания. Три мировых религии: иудаизм, христианство и ислам – едины в отноше­нии справедливого воздаяния за содеянное человеком, который несет за это единоличную ответственность. Мусульманская и христианская цивилизации характеризуются признанием морали как системы нравственных норм, предписываемых соответствующими вероуче­ниями. В исламском мире, например, источником всякого закона, в том числе и морального порядка, признается только Аллах. Отсюда отрицание за человеком права на законотворче­ство, требование неукоснительного следования закону Аллаха – шариату. Христианство и ислам привнесли в общественное понимание идею наднационального монотеизма. Для этих религий нет избранных, любимых или нелюбимых народов, все народы равны пред Богом, в отличие от этнического монотеизма евреев (согласно Писанию, евреи – это избранники Божьи, а Израиль – страна избранного народа).

Вопрос о связи религиозных систем с различными типами предпринимательской дея­тельности привлекает особо пристальное внимание философов, экономистов, социологов со второй половины XIX века. Именно к этому времени стало окончательно ясно, что влияние религиозного сознания на экономическое поведение довольно значимо и прослеживается в мотивации действий религиозного человека. Во-первых, религия, как свод моральных нор­мативных предписаний для многих людей, формирует единое этическое пространство. Во-вторых, основные религиозные законы и положения ориентируют личность на соблюдение трудовой и предпринимательской этики, в частности справедливой оплаты труда, поддержа­ния дисциплины, проявления ответственности, честности. Формирование и развитие сферы социального обеспечения реализуется посредством традиций милосердия и заботы о ближ­нем. Есть и другие примеры, доказывающие влияние религиозного сознания на хозяйствен­ную жизнь общества в условиях современной рыночной экономики.

Религиозные основания поведения человека, в том числе и в бизнесе, превратившись в культурную традицию, проявляются даже тогда, когда человек не задумывается о корнях своих предпочтений и пристрастий. Несомненно, что развитие направления в менеджменте, изучающего культурную специфику поведения и управления бизнесом в разных странах в условиях глобализации современного бизнеса, становится особенно актуальным.

Масштабные различия в структуре собственности, роли государства в экономике, объеме и структуре финансового рынка, присущие индустриальным экономикам, или несопостави­мость рынков объясняется различиями в экономическом поведении населения, основанном, в свою очередь, на национальном характере, религии, традициях. Структура собственности в стране, роль, объемы и структура рынка в значительной степени определяются влиянием ре­лигиозного и социокультурного фактора, как, например, степень индивидуализма, заклады­ваемая религией, философия активности/пассивности, одобрение религией деятельности, приносящей прибыль, степень иерархичности, степень личной свободы, цели, которые ста­вятся перед человеком в жизни и т.д. В таблице 1 приводится краткая характеристика осо­бенностей различных моделей экономического поведения, которые сложились под влиянием тех или иных культурных, религиозных ценностей и традиций, в силу географических или исторических предпосылок.

Таблица 1. Особенности различных моделей экономического поведения

Российская модель

1.         В социально-экономическом плане Россия выступает связующим звеном между цивилизациями западного и восточного типа. В экономике ближе к восточному типу. Огромная роль государства как регулятора экономики. Склонность населения к государственному патернализму и общественным формам присвоения (б/п образование, медицина).

2.         Церковь благословляет мирскую жизнь, но не формализует ее, жесткая норма отсутствует. Правовые вопросы отданы в ведение государства.

3.         Экономическая самостоятельность и свобода являются второстепенными по отношению к задачам спасения.

4.         Слабость личной инициативы при довольно сильных коллективных настроениях.

5.         Исторический ход развития привел к неразвитости частной собственности, прежде всего на землю, и отсутствию «хозяина на земле»; преобладанию финансового капитала над промышленным.

Исламская модель

1.         Особо подчеркивается преимущество этических ценностей перед материальными, экономическими положениях о частной собственности, труде как источнике благосостояния, греховности стяжательства, ростовщичества и несправедливых способов обогащения, взаимозависимости интересов общества и личности, а также справедливом перераспределении материальных благ в обществе путем осуществления обязательных и добровольных пожертвований и уплаты различных налогов.

2.         Введение этических ограничений на использование в денежно-кредитной системе ссудного процента.

3.         Стимулирование организации системы прямого долевого участия в результатах экономической деятельности.

Англо-саксонская модель

  1. Традиции «протес­тантского капита­лизма». Акшвное, ориентированное на прибыль финансовое мышление: выраженный индивидуа­лизм, запрет на рас­трату времени, обя­занность интенсив­ного труда, опора на средний класс, сбере­жение и приумноже­ние средств как жиз­ненная обязанность.
  2. Инвестора отлича­ет более отчетливая приверженность рис­ку, больший эконо­мический индивидуа­лизм, меньшая под­контрольность госу­дарству крупным компаниям.

3.         Человек обязан прикладывать все усилия для Выполнения своих ежедневных, в том числе профессиональных, обязанностей, в этой связи зарабатывание денег в рамках, установленных законом, деятельность, ориентированная на получение прибыли, является результатом и выражением добродетели и умения в выполнении призвания.

Японская модель

  1. Стремление к ие­рархичности, тради­ция верности лицам, стоящим на высшей ступени власти; ог­раниченная трудовая мобильность (систе­ма пожизненного найма). Стремление к продвижению по вертикали, внутри компании, а не по горизонтали (свобод­ные профессии); меньшая привер­женность риску.
  2. Готовность быть опекаемым.
  3. Предпочтение ру­ководством компа­ний интересов пер­сонала интересам ак­ционеров («корпора­ция-сообщество», «корпорация-семья», сохранение занятости и оплаты труда в ущерб дивидендам знач. социальные выплаты, системы оплаты труда, в кото­рой ее размер увели­чивается с возрастом работника).
  4. Выраженный кол­лективизм, подчине­ние более общест­венному, чем инди­видуальному, склон­ность к само­ограничениям (этика «честной бедности», самопожертвования во имя дела); высокая норма сбережений населения и практицизм.

Тема данного исследования касается изучения аспектов деловой этики предпринима­тельства, которые находятся под влиянием исламских религиозных культурных ценностей. Вернер Зомбарт полагал, что адекватными носителями капиталистического духа являются представители иудейской религии, а последователи Макса Вебера считали, что развитию ка­питализма в наибольшей степени способствовал протестантизм. Исламская концепция исхо­дит из того, что этические и экономические стороны человеческого поведения неразрывно связаны между собой. Поэтому «исламскую экономику» можно определить как реализацию исламских этико-ценностных установок в экономической жизни человека и общества. Как заметил А. Арабаджан, «ислам в несравненно большей степени, чем другие религии, играет роль не только мировоззренческую, но и является универсальным источником регулирова­ния быта, общественной жизни, общественного производства, обмена, распределения и потребления»[10]. Такое всестороннее регулирование экономической и хозяйственной деятель­ности нормами, имеющими религиозную основу, на наш взгляд, наиболее сильно проявляет­ся в исламской доктрине в отличие от православия, которое, не имея прямого отношения к экономике и хозяйственной деятельности человека, скорее вносит некую независимость че­ловека от мира, выражающуюся в поиске духовности и аскетическом противоборстве миру.

Глава II

ИСЛАМСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ БИЗНЕСА

Нравственность – основа исламского бизнеса

В мусульманском вероучении особо подчеркивается преимущество этических, нравст­венных ценностей перед материальными, экономическими благами, а Священный Коран от­личается от других боговдохновенных текстов тем, что в нем содержится не повествование от третьих лиц, а непосредственно слова Бога, обращенные к человечеству. Коран для му­сульман является также источником их морально-нравственного поведения в разных сферах общественной жизни, включая экономическую. Задолго до начала эпохи колониализма в му­сульманском мире существовала гибкая коммерческая техника, действовали системы вексе­лей, аренды, залога, санкционированные мусульманским правом и воспринимавшиеся му­сульманами в общем контексте запретов и предписаний, определенных Аллахом.

В арабском языке понятие этики выражено как ахлак, что в переводе означает «мотива­ция, поведение». Понятие мотивации, как известно, включает в себя внутреннее намерение, волю и решимость, а поведение представляет собой образ жизни и действия человека. Оче­видно, что мотивация лежит в основе поведения. Именно поэтому мусульманское вероуче­ние направлено на развитие побудительных мотивов к благочестивым действиям и правед­ному образу жизни. Такое стимулирование происходит как посредством внутреннего убеж­дения, так и с помощью религиозных обрядов. Цель состоит в том, чтобы каждый человек имел постоянное намерение к духовному совершенствованию и стремился к обретению ми­лости Аллаха, подчиняясь Его наказам.

Наконец, этика в исламе организует и упорядочивает все аспекты личностного поведе­ния. Нравственная сторона жизни строится на осознании и вере в божественную справедли­вость, проявление которой неминуемо, в результате чего каждого ожидает либо наказание за бесчестие и произвол, либо вознаграждение за праведность и благородство.

Исламские этические принципы определяют индивидуальный выбор человека, основан­ный не только на максимизации личной выгоды, но и выгоды для благосостояния общества. Исламская экономическая система поддерживает частную собственность и рыночную кон­куренцию, но одновременно строго следит за справедливым распределением благ. Изна­чально все богатства мира принадлежат Аллаху, Который предал их во временное эффек­тивное пользование человеку. Поэтому человек должен бережно и рационально относится к природным ресурсам, сохраняя природу для будущих поколений.

Понимание нежелательных последствий ссудного процента в кредитных отношениях не только объясняет причины запрета традиционных банковских операций, но и обосновывает создание альтернативной системы, которая соответствовала бы духу ислама. Мусульманские теоретики, доказывая нежелательность и пагубность использования категории ссудного процента в денежно-кредитной системе, приводят следующие аргументы:

• нарушение принципа справедливости. Заемщик должен выплатить заранее оговорен­ный процент по кредиту даже в случае убытков;

• рост потребительских, государственных и международных долгов;

• нарушение баланса в системе распределения доходов и благ;

• концентрация экономической власти в руках ограниченной категории лиц;

• увеличение темпов инфляции.

Исламская концепция этики предполагает принципы всеобщего равенства, которые отра­жаются во многих положениях Корана и заключаются в равенстве:

Основные установления шариата остаются неизменными с начала возникновения и до на­стоящего времени. Ислам – это больше чем вера. В нем соединяются как экономическая и политическая система управления государством, так и образ жизни каждого члена общества. Экономические отношения регулируется моральными нормами и инструментами, которые направлены на развитие экономики, оптимальное использование ресурсов, защиту человече­ских прав. Известный востоковед В.В. Бартольд в свое время точно подметил: «Христианин, чтобы исполнить требования своей веры, должен забыть себя ради Бога и ближнего; от му­сульманина его закон требует, чтобы он среди своих дел не забывал ни Бога, ни ближнего, совершал в положенное время молитву и отдавал часть своего имущества в пользу бедных»[11].

Несмотря на существенные различия в уровне жизни, местных национальных традициях и исторической судьбе, в результате длительного и сложного процесса синтеза культур втя­нутых в орбиту ислама народов, создается единая общемусульманская культура, опреде­лившая на многие века мировоззрение, жизненный уклад, нравственные нормы этих наро­дов, их идеалы, психологию, общественные учреждения и модель поведения.

Исторические предпосылки формирования экономической культуры в мусульманском обществе

Арабские завоевания VII–VIII вв. сыграли важную объединяющую роль в социально-экономической жизни вошедших в состав исламской империи стран Халифата. Это объеди­нение привело к широкому экономическому и культурному общению регионов, открыло большие возможности для обмена опытом и повсеместно способствовало развитию земледе­лия, ремесла и торговли на основе регулирования шариатской практикой[12].

Вместе с тем унификация политической жизни не только не привела к утрате местной экономической специфики или к разрыву с былыми формами хозяйства, но, напротив, спо­собствовала углублению традиций и явилась дополнительным стимулом для расширения экономических связей, при которых каждая из областей Халифата вносила свою лепту в об­щественную хозяйственную жизнь.

Расцвет торговых отношений оказал решающее влияние на экономическое развитие стран Халифата, и масштабы торговых сделок намного превосходили торговые операции в средневековой Европе. Существовали разные корпоративные формы организации. Торговцы объединялись в ассоциации, подобные гильдиям позднесредневековой Европы, которые иг­рали важную роль в общественной и частной жизни своих членов. Торговцы гордились при­надлежностью к определенной корпорации. Члены ремесленно-торгового объединения кол­лективно выплачивали налоги, а при собирании их устанавливали справедливые, равные для всех правила. В них шла совместная культурная жизнь с праздниками, шествиями и моле­ниями.

Были специальные, назначавшиеся полицией и исполнявшие свои обязанности под на­блюдением судей (кади) чиновники, которые несли ответственность за соблюдение правил торговли. Первоначально их называли «главами рынка». Со временем их функции рас­ширились, и их стали называть мухтасибами, то есть ответственными за хисба (букв, «расчет» и «воздаяние на небесах»), то есть обязанными поощрять «хорошее» и препятствовать совершению «дурного». Они должны были следить за соблюдением всех правил обществен­ной морали, профессиональной этики и за поведением мусульман. Им вменялось в обязан­ность контролировать правильность мер и весов, дабы уберечь потребителей от обмана, а в голодное время – от незаконного повышения цен.

На протяжении 80-х годов XX столетия идея возврата к раннеисламской деловой практи­ке получала все большее распространение не только среди мусульманских теоретиков, но и среди предпринимателей-мусульман. Многих из таких бизнесменов привлекала ориентиро­ванность этой практики на кооперирование усилий, на взаимное страхование предпринима­тельского риска. Главным же для современного мусульманского предпринимательства было опереться на исламскую традицию. Сама традиционная опора, равно как и ее теоретическое обоснование, являлись важнейшим компонентом формирования новой экономической куль­туры на Востоке. В ней, как и во всем мире, кристаллизировались «поддерживаемые естест­венным ходом жизни и сознательными усилиями образцы мыслей, действий, взаимопо­мощь», заключалась «сжатая энергия (сила) прошлого опыта, фактически ценнейший и не заменяемый ничем моральный и материальный ресурс экономического роста»[13].

Далеко не случайно, что в рамках «возрождения ислама» акцент делался на возврат к раннемусульманскому партнерскому бизнесу. Ведь на Востоке индивидуальное предприни­мательство традиционно занимало намного более слабые позиции, нежели разного рода то­варищества. Обращает внимание другое обстоятельство: наибольшую активность в изложе­нии планов и способов современной организации исламского бизнеса проявляли и проявля­ют те выходцы из стран Востока, которым довелось ознакомиться с теорией и практикой за­падного рыночного хозяйствования.

Сегодня на мусульманском Востоке набирает силу то направление исламской мысли, чьи представители целенаправленно разрабатывают проблемы и духовного, и материального существования человека в условиях рыночного хозяйствования. Более того, они рассматри­вают этот вопрос в аспекте ролевых функций различных участников рыночных отношений.

Правовые источники мусульманской морали

В отличие от светского законодательства, в котором право определяется общественной моралью, в религиозном, наоборот, божественные законы полностью формируют моральные ценности и предпочтения. Учение об источниках мусульманского законодательства отно­сится к наиболее разработанным в науке мусульманского права. Шариат охватывает весь спектр мусульманской юриспруденции, который освещает как светские, так и религиозные вопросы. Шариат – это комплекс предписаний, закрепленных прежде всего Кораном и сун­ной, которые определяют убеждения, формируют нравственные ценности и религиозную совесть мусульман, а также выступают источником конкретных норм, регулирующих их по­ведение[14]. Коран представляет собой Священное Писание – Слово Аллаха, а сунна является жизненной практикой Пророка Мухаммада, посланника Аллаха, его поступками и изрече­ниями, разъясняющими божественное откровение. Влияние этих правовых источников на жизнь целых народов, исповедующих ислам, столь продолжительно и глубоко, что психоло­гию и логику поведения мусульманина можно понять только с учетом всех факторов, под воздействием которых происходило формирование личности, а в этом отношении первосте­пенное значение Корана и сунны неоспоримо.

В мусульманском воззрении установилось общее терминологическое определение ша­риата как совокупности норм и предписаний, обязательных или желательных для соблюде­ния, установленных Аллахом и переданных людям через Пророка Мухаммада. Цели и ори­ентиры шариата свидетельствуют, что шариат – это не только религиозное явление, но и достаточно гибкая система, обращенная к земным проблемам, ко всем сторонам бытия. В шариате сведены в единую систему законы, регулирующие хозяйственную жизнь, нормы морали и этики, обряды, и праздники, и многое другое, определяющее поведение верующих и жизнь мусульманской общины. Мусульманское право (фикх) является составной частью шариата[15].

Фикх содержит оценочные категории: разрешаемые действия (халяль) и запретные дейст­вия (харам), одобряемые (мунтахаб) и порицаемые (макрух). Целью любого законодатель­ства, божественного или светского, является регулирование отношений между членами об­щества, различных его структур и достижение справедливости. Нормы шариата отличаются от разработанных и принятых уполномоченными органами законотворческой структуры тем, что они созданы Аллахом и закреплены в Коране и сунне, а следовательно, являются для адептов ислама вечными и неизменными.

По мнению авторитетных исламских богословов, шариат призван служить интересам че­ловека и удовлетворять его мирские потребности, одни из которых являются жизненно не­обходимыми, другие облегчают его существование, а третьи могут считаться излишками. Одновременно предполагается, что любая исламская норма нацелена на поддержание и за­щиту одной из пяти основных ценностей шариата: религии, жизни, разума, продолжения рода и собственности.

Шариат устанавливает для мусульман нормы сельскохозяйственной деятельности, усло­вия аренды и составления земельного кадастра, в нем рассматриваются вопросы производ­ства и потребления продуктов питания, взимания налогов с мусульман и иноверцев, нормы, регулирующие финансовые и торговые операции.

Проникновение европейских экономических теорий и финансовых институтов в мусуль­манские страны внесло существенные коррективы в хозяйственную жизнь общества, однако целый ряд ее сфер остался в зоне действия экономических представлений шариата. Это от­носится, прежде всего, к моральным мотивациям экономического поведения, а также и к не­которым социально-экономическим и коммерческим институтам, например кредитно-финансовой системе.

Влияние мусульманской морали на экономическую систему в целом

Было бы неверно говорить об исламской экономике как об отдельном экономическом учении и рассматривать ее без взаимосвязи с историческим развитием цивилизации и от­дельных экономических школ в частности. Это не изолированная система с идеализирован­ными понятиями. Это экономическая система со своей характерной методологией и инстру­ментарием.

Исламская экономика рассматривается как часть общественного устройства, законы ко­торого были определены божественным замыслом и переданы человечеству через цепочку пророков. В этом отношении мы располагаем учениями Авраама, Моисея, Иисуса и завер­шающим, включающим в себя законы мироздания учением Пророка Мухаммеда.

Мусульманские теоретики в ходе разработки концепции исламской экономики выделяют главные вопросы, которые касаются собственности, роли и задач исламских банков, ростов­щичества и ссудного процента (риба), а также способов преодоления экономической отста­лости мусульманского мира и решения проблем бедности основной массы его населения. Теологи и экономисты подчеркивают при этом особую роль мусульманской этики и прису­щую ей способность ограждать хозяйственную активность от злоупотреблений и безза­коний. Видный мусульманский богослов Абу Хамид аль-Газали полагал, что цель любой хо­зяйственной структуры состоит в улучшении материального благосостояния основных слоев общества. «Исламский строй, – писал он, – если его точно воссоздать, обеспечит высший уровень жизни для людей»[16]. Все экономические категории, такие как деньги, богатство, ка­питал, производство, рассматриваются человеком через призму моральных норм и ценност­ных ориентиров исламской религии.

Комиссия по вопросам понятий и методологии исламской экономики сформулировала следующие основные элементы исламской экономической модели:

Задачи исламской экономической мысли заключаются, по мнению богослова Мухаммеда Бакира аль-Садра, в утверждении этического кодекса мусульманской деятельности в инте­ресах развития экономики, а также отвращения людей, вовлеченных в бизнес, от неправед­ности, несправедливости и греховности.

Согласно исламской экономической концепции, любые действия рассматриваются с точ­ки зрения общественного блага, где личная выгода является второстепенной. Распределение созданного блага осуществляется по принципу справедливости в зависимости от вклада ка­ждого члена общества в производство общественного блага. Ислам поощряет желание чело­века работать и приобретать мирские блага для обеспечения самого себя и своей семьи, а также узаконивает стремление к достижению материального благополучия.

Право частной собственности признается как священное и неприкосновенное, а правила передачи ее определены божественными предписаниями. В то же время накопление богат­ства ради богатства приводит человека к греховным и незаконным действиям. Ислам же призывает к увеличению благ с целью получения власти над богатством и извлечения выго­ды из него.

Производственные факторы рассматриваются как составляющие производственного про­цесса, без которого развитие экономики было бы невозможно. К ним относятся природа и бытие (люди должны ими распоряжаться и извлекать законную и праведную выгоду), капи­тал (собственность, которая может передаваться от одного лица к другому по завещанию или по наследству, но увеличение капитала не должно вести к возвышению одного человека над другим) и, наконец, труд (каждый человек призван трудиться по мере возможностей и способностей, которыми наградил его Бог). Все перечисленные факторы распределяются на каждого мусульманина в зависимости от его дарований и способностей.

Концептуальные начала исламской экономики и вытекающих из нее прав человека и об­щества содержатся во Всеобщей исламской декларации прав человека (ст. XV):

• в обществе разрешены все виды экономической деятельности, если они не приносят вреда интересам общества и не нарушают исламские законы и ценности[18].

Вышеперечисленные положения очень кратко и точно описывают базис исламского биз­неса, на котором строятся экономические взаимоотношения между субъектами хозяйствен­ной деятельности.

В системе распределения материальных благ в исламском обществе действует специфи­ческое налоговое законодательство. Оно включает различные обязательные налоги на иму­щество, такие как закят, харадж, ушр. Существует также категория очень желательного для состоятельных граждан добровольного пожертвования малоимущим (садака).

Общественное и экономическое устройство государства строится в соответствии с прин­ципом сбалансированного, гармоничного развития всех сфер жизни: социальной, экономи­ческой, политической, культурной и т. д., где главный акцент ставится на догмат о единобо­жии (таухид) в качестве связующего звена между «духовным» и «материальным». Как счи­тает известный мусульманский деятель Мухаммад Абдул Рауф, «исламская экономическая доктрина определяет границы дозволенного, в пределах которых уравновешиваются духовные и материальные потребности, а также индивидуальные и общественные обязательства»[19].

Как известно, в обязанности любого государства входят поддержание законности и по­рядка, обеспечение национальной безопасности, ликвидация бедности, создание условий для полной занятости населения и быстрого экономического роста, стабильности цен, для социальной справедливости и социального обеспечения, продвижения по пути равного рас­пределения доходов и богатства. Все эти установки не чужды и государству, конституция которого построена по принципам шариата.

Исламская экономика имеет четкую социальную ориентацию. Это значит, что основной целью развития экономики является обеспечение социальной справедливости при распреде­лении результатов хозяйственной деятельности. Эту мысль продолжает Мухаммад Абдул Рауф: «Исламская система принимает во внимание важные по своей сути моральные уст­ремления, которые нацелены на достижение социальной справедливости, базирующейся на взаимной ответственности». Он также подчеркивает, что мусульманская этика имеет особо важное значение в наше время, когда «мир бизнеса и индустрии» столь нуждается в мораль­ной защите перед лицом крупномасштабной коррупции[20].

Исламская концепция экономики не оправдывает ни экономическое развитие, ни расши­рение потребления, если эти процессы идут вразрез с социальной справедливостью, ослаб­ляют страну политически и экономически, а тем более создают угрозу для ее независимости. И поскольку хозяйственный рост и развитие в исламской экономике относятся к категории не цели, а средства, то государство может затормозить экономический рост или вообще от­казаться от него во имя того, как оно понимает общественное благо и государственно-общественные интересы.

Очевидно, что исламская экономическая система, сложившаяся в структуре мусульман­ского общества, может быть эффективной прежде всего в мусульманском цивилизационном пространстве. Вместе с тем углубление экономической интеграции в современном мире ве­дет к сближению исламских и неисламских бизнес-структур.

Представление о собственности

Ислам признает право каждого мужчины или женщины на собственность, приобретен­ную законным путем, полученную в качестве дара или по наследству.

В Коране подчеркивается благочестивый характер частного владения собственностью, основанной на личном труде. При этом не делается различий между собственностью на средства производства (земля, здания, заводы, оборудование и пр.) и на потребительские то­вары (одежда, продукты, транспортные средства). Также признается и общественная собст­венность, куда включают государственную и кооперативную собственность. При этом пер­востепенное значение придается частному владению. Вместе с тем оговаривается необходи­мость пресечения злоупотребления правом собственности, это относится, в первую очередь к запрету ссудного процента (риба), а также обязательности выплаты собственником налога в пользу бедных – закят. Термин «риба», по утверждению М.Т. Степанянц, «приобретает более широкий смысл – запрет на всякое несправедливое увеличение капитала»[21]. По мне­нию Закарии аль-Барри и ряда других экономистов, порицание и запрещение риба может быть одной из форм контроля над «богоугодным и греховным» способами владения имуще­ством. Соблюдение этого предписания приблизит общество к исламскому идеалу равенства. Коран напоминает владельцам разного вида собственности о том, что в действительности они являются лишь временными управляющими того имущества, что даровал им Аллах. Ис­лам не воспрещает людям приобретать состояние и стремиться улучшить свое материальное положение законным путем и приемлемым способом. Так как человек приходит в этот мир с пустыми руками и покидает его подобным же образом, абсолютным и истинным владельцем всего сущего в мире остается Аллах, милостью Которого право собственности передается во временное пользование человеку. Коран рассматривает богатство как испытание человека на предмет его истинных пристрастий и стремлений. Этот факт заставляет владельца имущест­ва правильно понимать ценность богатства и относится к нему как к средству достижения милости Всевышнего посредством расходования его не только на собственные нужды, но и отдавая часть другим. «Он – Тот, Который сделал вас преемниками на земле и возвысил одних из вас над другими по степеням, чтобы испытать вас в том, что Он вам доставил… » (Коран, 6:165)[22].

Принцип неприкосновенности частной собственности имеет в исламе двойственный ха­рактер: с одной стороны, шариат гарантирует право человека на частную собственность, а с другой – дает обществу право воспользоваться частью этой собственности. Это значит, что государство, конституция которого основана на шариате, взимает часть из суммы накоплен­ного собственником актива и распределяет ее между социально необеспеченными группами населения. Выплачивать такой (закят) – долг и обязанность каждого мусульманина, опре­деленная доля имущества которого превышает установленный размер.

Ислам поощряет человека приумножать свое материальное достояние, используя его во благо общества и извлекая прибыль. Будучи собственником, человек, заинтересован в уве­личении своего достатка, а это, в свою очередь, является фактором роста производства.

Однако возрастание капитала допустимо в пределах, не нарушающих социальную ста­бильность, в формах, не подрывающих нравственность. Если обогащаются немногие, а бед­ность и нищета становятся уделом большинства населения, то это разлагает все общество, возбуждая зависть, недоверие, иные порочные чувства и помыслы. Поэтому этика деловой культуры мусульман не допускает того безудержного предпринимательства в погоне за на­живой, которое попирает интересы общества и мораль.

Теория фирмы в рамках исламской экономики

Главной целью человеческой деятельности является достижение мирских и духовных благ. Исламский производитель, так же как и потребитель, стремится увеличить блага этого мира таким образом, чтобы приобрести блага вечной жизни. Поэтому их экономическая ак­тивность определяется нормами религиозной морали. В основе теории фирмы и производст­ва лежат следующие этические правила:

Pages: 1 2 3 4

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.