Закон Эстонии об ответственности государства

ЗАКОН ЭСТОНИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВА

Принят 2 мая 2001 года

(RТ I 2001, 47, 260; 2002, 62, 377; 2003, 15, 86; 2004, 56, 405; 2006, 48, 360)

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера действия Закона

(1) Настоящий Закон устанавливает основания, порядок защиты и восстановления прав, нарушенных при осуществлении полномочий публичной власти и выполнении иных публичных обязанностей, а также основания и порядок возмещения причиненного ущерба (ответственность государства).

(2) Настоящим Законом не регулируются восстановление прав и возмещение ущерба в сфере частноправовых отношений.

(3) Причинение ущерба в сфере частноправовых отношений – это причинение ущерба представителем публичной власти:

1) при нарушении обязанностей, вытекающих из обязательственных правоотношений, в том числе при оказании в частноправовой форме транспортных, медицинских или иных услуг;

2) при нарушении своих обязанностей в качестве собственника недвижимой вещи, дороги, водоема или иной вещи, за исключением обязанностей, предусмотренных статьей 45 Закона о дорожном движении (ПАЭ 2001, 12, 6);

3) при участии в дорожном движении, пользовании опасным оборудованием или владении опасным веществом без использования специальных прав представителя публичной власти;

4) в иных действиях в частноправовой форме.

Статья 2. Требования по защите, восстановлению прав и возмещении

(1) На основании настоящего Закона лицо может требовать от государства, единицы местного самоуправления, иного публично-правового юридического лица или иного лица, выполняющего публичные обязанности на публично-правовой основе без подчиненности (от представителя публичной власти):

1) признания недействительным административного акта;

(15.07.04 – RT I 2004, 56, 405)

2) прекращения продолжаемого действия;

3) отказа от издания административного акта или совершения действия;

4) издания административного акта или совершения действия;

5) возмещения причиненного ущерба;

6) возврата вещей или денежных средств, безосновательно полученных в публично-правовых отношениях.

(2) Законом могут предусматриваться дополнительные требования по восстановлению и защите прав лица, возмещения ущерба или вводиться ограничения по требованиям, установленным настоящим Законом.

(3) Понятия «административный акт» и «действие» применяются в настоящем законе в значении Кодекса об административном производстве (RT I 1999, 31, 425; 96, 846; 2000, 51, 321; 2001, 53, 313; 58, 355; 2002, 29, 174; 50, 313; 53, 336; 62, 376; 2003, 13, 67; 23, 140). Возражение можно представить по поводу административного акта, отвечающего признакам, установленным статьей 51 Закона об административном производстве (RT I 2001, 58, 354; 2002, 53, 336; 61, 375; 2003, 20, 117; 78, 527).

(15.07.04 – RT I 2004, 56, 405)

2. ТРЕБОВАНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОМУ АКТУ ИЛИ ЕГО ДЕЙСТВИЮ

Статья 3. Требование о признании административного акта недействительным

(15.07.04 – RT I 2004, 56, 405)

(1) Лицо может потребовать признания административного акта недействительным только в том объеме, в котором нарушаются его права, если законодательство не предусматривает иное.

(2) Административный акт не может быть признан недействительным, если права лица восстановлены после внесения изменений в административный акт.

(3) Административный акт может не признаваться недействительным, если:

1) нарушение требования к форме или процессу не могло повлиять на принятие решения по делу;

2) требование о признании акта недействительным представлено значительно позднее, чем извещение  адресата административного акта, и признание данного акта недействительным может нарушить  правомерные ожидания третьего лица.

(4) Требование о признании административного акта недействительным может предъявляться подачей жалобы в пределах административного судопроизводства или подачей возражения в пределах административного производства.

Статья 4. Требование о прекращении действия

(1) Лицо может требовать прекращения нарушения прав, связанного с административным действием, если оно может быть прекращено без чрезмерных расходов. Расходы на прекращение нарушения прав считаются чрезмерными, если они существенно превышают размер ущерба, причиняемого лицу нарушением прав.

(2) Если нарушение прав состоит в противоправном владении вещью, то лицо, управомоченное владеть вещью, может требовать возврата вещи в его владение. Ходатайство о передаче вещи в правомерное владение может быть подано в административный орган в течение 30 лет с даты возникновения права требования.

(3) Ходатайство о прекращении действия может быть подано в административный орган, совершающий действие, либо оно может быть включено в состав жалобы, подаваемой в административный суд.

(4) Настоящая статья не исключает предъявления требования на основании и в порядке, установленных частным правом.

(15.07.04 – RT I 2004, 56, 405)

Статья 5. Требование об отказе от издания административного акта или совершения действия

(1) Лицо может требовать отказа от издания административного акта или совершения административного действия, если издание ад­министративного акта или совершение действия нарушило бы его права либо по всей вероятности вызвало бы последствия, которые не могут быть устранены при последующем оспаривании административного акта или действия.

(2) Ходатайство об отказе от издания административного акта или совершения действия может быть подано в административный орган, правомочный издать правовой акт или совершить действие, либо оно может быть включено в состав жалобы, подаваемой в административный суд.

(3) Настоящая статья не исключает предъявления требования к отказу от совершения действия на основаниях и в порядке, установленных частным правом.

(15.07.04 – RT I 2004, 56, 405)

Статья 6. Требование об издании административного акта или совершении действия

(1) Лицо может требовать издания административного акта или совершения действия, если представитель публичной власти обязан издать административный акт или совершить действие и, если это затрагивает права лица.

(2) Признана недействительной. (15.07.04 – RT I 2004, 56, 405)

(3) Ходатайство об издании административного акта или совершении действия должно быть подано в административный орган, наделенный соответствующими полномочиями. В случае оставления ходатайства без удовлетворения или без рассмотрения к установленному сроку лицо может подать возражение в административный орган или жалобу в административный суд.

(4) Если акт не выдается или действие не совершается противоправно, и решение о выдаче акта или совершении действия должно приниматься на основании взвешенного права, то суд в порядке удовлетворения требования делает предписание носителю публичной власти принять новое решение по делу.

(15.07.04 – RT I 2004, 56, 405)

(5) В случае, установленном частью 4 настоящей статьи, суд может сделать предписание носителю публичной власти для издания административного акта или совершения действия без дополнительного взвешивания обстоятельств только в случае, если в данном случае носитель публичной власти не может на каких-либо условиях отказаться от издания административного акта или совершения действия.

(15.07.04 – RT I 2004, 56, 405)

(6) В случае, установленном в части 4 настоящей статьи, административный орган, принимающей решение по возражению, может выбрать, сделать ли предписание компетентному органу для издания административного акта или совершения действия без дополнительного взвешивания обстоятельств или сделать предписание для принятия по процессу нового решения.

(15.07.04 – RT I 2004, 56, 405)

3. ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА

1. Общие положения

Статья 7. Основы ответственности

(1) Лицо, права которого нарушены противоправными действиями представителя публичной власти в публично-правовых отношениях (далее – потерпевший), может требовать возмещения причиненного ему ущерба, если он не мог быть предотвращен и не может быть устранен путем защиты или восстановления прав, указанных в статьях 3, 4 и 6 настоящего Закона.

(2) Требование о возмещении ущерба, причиненного бездействием, может быть предъявлено только в случае, если административный акт был издан несвоевременно или действие не было совершено своевременно и этим были нарушены права лица.

(2.1) В дополнение к установленному частями 1 и 2 настоящей статьи, лицо может потребовать возмещения ущерба, причиненного действием или бездействием носителя публичной власти, в случае, если Европейский Суд по Правам человека удовлетворил его индивидуальную жалобу о нарушении соответствующим носителем публичной власти Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, или ее протокола, причем права лица были нарушены в существенной мере, и лицо не имеет других возможностей для восстановления своих прав. Возмещения ущерба может потребовать также лицо, которое в подобном деле и на таких же правовых основаниях представило индивидуальную жалобу в Европейский Суд по Правам человека или которое имеет право представить такую жалобу в подобном деле и на том же правовом основании с учетом срока, установленного в части 1 статьи 35 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

(08.11.06 – RT I 2006, 48, 360)

(3) На основании частей 1 – 2.1 настоящей статьи возмещаются прямой имущественный ущерб и неполученные доходы.

(08.11.06 – RT I 2006, 48, 360)

(4) При возмещении ущерба, причиненного при осуществлении публичной власти, кроме настоящего Закона применяются также положения, касающиеся возмещения ущерба в сфере частноправовых отношений, если иное не установлено Законом и это не противоречит су­ществу публично-правовых отношений.

Статья 8. Возмещение имущественного ущерба

(1) Имущественный ущерб возмещается в денежной форме. Выплата возмещения должна обеспечить создание для потерпевшего имущественного положения, в котором он находился бы до того, как его права были нарушены.

(2) Потерпевший при нанесении ему телесного повреждения или причинении ущерба здоровью вправе требовать возмещения причиненных ему в связи с этим расходов, в том числе потерпевший вправе требовать возмещения следующих расходов:

1) необходимые расходы на лечение;

2) расходы, обусловленные возрастанием потребностей;

3) неполученный в связи с нетрудоспособностью доход, в том числе убытки, вследствие уменьшения доходов или ухудшения дальнейших экономических возможностей.

(3) Требование о выплате возмещения за неполученный в связи с нетрудоспособностью доход не может быть предъявлено в части, в которой потерпевший вправе получать пенсию по нетрудоспособности вследствие причинения ему ущерба.

(4) При причинении стойкого расстройства здоровья ущерб должен возмещаться в виде периодических денежных выплат за каждые 3 месяца вперед. С учетом характера причиненного ущерба при назначении или присуждении возмещения может быть изменена продолжительность указанного периода либо предусмотрена разовая выплата возмещения.

Статья 9. Возмещение неимущественного ущерба

(1) Физическое лицо может требовать денежного возмещения неимущественного ущерба в случае унижения его достоинства, причи­нения ущерба здоровью, необоснованного лишения свободы, нарушения неприкосновенности жилища или частной жизни либо тайны сведений, а также оскорбления чести или опорочения доброго имени.

(2) Неимущественный ущерб возмещается пропорционально тяжести правонарушения и с учетом формы и тяжести вины.

(15.07.04 – RT I 2004, 56, 405)

(3) Виновность в причинении ущерба не принимается в расчет, если ходатайство о возмещении неимущественного ущерба подается в Европейский Суд по правам человека на основании решения, которым установлено нарушение Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод или ее протокола.

(08.11.06 – RT I 2006, 48, 360)

Статья 10. Возмещение ущерба третьим лицам

(1) В случае смерти, нанесении телесного повреждения или причинения ущерба здоровью третье лицо вправе требовать возмещения на основании норм частного права нанесенных в связи с этим расходов, лишения содержания и неимущественного ущерба.

(2) Требование о возмещении лишения содержания не может быть предъявлено в размере, в котором у третьего лица в связи со смертью возникло право на получение пенсии по случаю потери кормильца. Лишение содержания возмещается выплатами аналогично положениям части 4 статьи 8 настоящего Закона.

Статья 11. Устранение последствий

(1) Потерпевший может потребовать от представителя публичной власти взамен выплаты денежного возмещения устранения противоправных последствий административного акта, признанного недействительным или измененного в соответствующей части, или действия.

(15.07.04 – RT I 2004, 56, 405)

(2) Представитель публичной власти обязан при устранении последствий применять все законные меры, в том числе издавать административные акты, совершать действия или предъявлять к третьим лицам частноправовые требования при наличии правовых оснований, с условием, что расходы на устранение последствий не превышают в существенной мере суммы денежного возмещения.

(3) Представитель публичной власти может, независимо от воли потерпевшего, устранить последствия способом, указанным в части 2 настоящей статьи, если сумма денежного возмещения в существенной мере превышает расходы на устранение последствий и лицо не имеет веских оснований для предъявления требования о выплате денежного возмещения.

Статья 12. Лицо, обязанное возместить ущерб

(1) Представитель публичной власти обязан возместить ущерб потерпевшему, если его действия причинили ущерб. Ущерб, причиненный бездействием, обязан возместить представитель публичной власти, который своевременно не издал административный акт или не совершил действие.

(2) Ущербом, причиненным представителем публичной власти, считается любой ущерб, причиненный непосредственно физическим лицом, выполнявшим обязанности представителя публичной власти, вне зависимости, выполнял он указанные обязанности согласно служебным отношениям, на основании договора, отдельного распоряжения или на ином основании. Физическое лицо, указанное в настоящей части, не несет ответственности перед потерпевшим, если иное не предусмотрено Законом.

(3) Ответственность за ущерб, причиненный представителем публичной власти – физическим или частноправовым юридическим лицом, несет государство, единица местного самоуправления или иное публичноправовое юридическое лицо, предоставившее физическому или частно­правовому юридическому лицу полномочия на выполнение публичных обязанностей, если иное не предусмотрено Законом.

(4) Если ущерб обязаны возместить несколько представителей публичной власти, то они несут перед потерпевшим солидарную ответственность. Доля представителя публичной власти не может быть востребована в порядке солидарной ответственности с лица, ответственного перед потерпевшим согласно частному праву.

(5) Если издание необходимого для устранения последствий административного акта или совершение действия не входят в компетенцию представителя публичной власти, указанного в части 1 настоящей статьи, то издать необходимый для устранения последствий административный акт или совершить действие обязан компетентный представитель публичной власти.

Статья 13. Ограничение ответственности

(1) При определении размера возмещения учитываются:

1) непредвиденность возникновения ущерба;

2) объективные препятствия для предотвращения ущерба;

3) тяжесть нарушения прав;

4) ограничения, установленные согласно частному праву, – в связи с наличием вины потерпевшего в причинении ущерба;

5) иные обстоятельства, по которым возмещение ущерба в полном размере представляется несправедливым.

(2) Неполученные доходы не возмещаются, если лицо, обязанное возместить ущерб, доказало свою невиновность в его причинении.

(3) Представитель публичной власти освобождается от ответственности за ущерб, причиненный при выполнении публичных обязанностей, если предотвращение ущерба было невозможно даже при тщательном выполнении публичных обязанностей.

(4) Потерпевший, требующий устранения последствий, обязан нести расходы по их устранению в размере, соответствующем степени его вины в причинении последствий. Если последствия не будут устранены в связи с неспособностью потерпевшего нести расходы, соответствующие степени его вины, то он может требовать выплаты денежного возмещения в размере, соответствующем степени вины представителя публичной власти.

2. Особые случаи ответственности

Статья 14. Ущерб, причиненный правовым актом (15.07.04 – RT I 2004, 56, 405)

(1) Лицо может потребовать возмещения ущерба, причиненного правовым актом или не изданием такого правового акта, только в случае, если причиной ущерба стало существенное нарушение обязательств носителем публичной власти, если норма, служащая основанием для нарушенного обязательства, имеет прямое применение, а лицо относится к группе лиц, особенно пострадавших по причине издания или не издания правового акта.

(2) Часть 1 настоящей статьи не исключает ответственности за ущерб, причиненный изданным на основании правового акта административным актом или совершенным на его основании действием.

Статья 15. Ущерб, причиненный при свершении правосудия (15.07.04 – RT I 2004, 56, 405)

(1) Лицо может потребовать возмещения ущерба, причиненного в ходе судопроизводства, в том числе ущерба, причиненного судебным решением, только в случае, если судья в ходе судопроизводства совершил преступление.

(2) Часть 1 настоящей статьи применяется также в отношении ущерба, возникшего:

1) при разрешении спора органом, созданным в законном порядке для внесудебного разрешения спора;

2) в случае внесудебного рассмотрения дела.

(3) Часть 1 настоящей статьи не применяется в отношении ущерба, причиненного административным органом в ходе рассмотрения возражения.

(3.1) В дополнение к установленному в части 1 настоящей статьи, лицо может потребовать  возмещения ущерба, причиненного в ходе процесса, рассматриваемого в частях 1 и 2 настоящей статьи, в том числе ущерба, причиненного решением в случае, если Европейский Суд по правам человека удовлетворил в соответствующем процессе его индивидуальную жалобу о нарушении Европейской Конвенции о правах человека и основных свободах или его протокола, и если это нарушение повлекло за собой принятие неправильного решения по делу, и лицо не имеет других возможностей для восстановления своих прав.

(08.11.06 – RT I 2006, 48, 360)

(4) Части 1 и 2 настоящей статьи не исключают ответственности носителя публичной власти, если судья или лицо, принимающее решение по поводу спора или преступления во внесудебном порядке, причинили ущерб действием, не связанным со свершением правосудия или принятием решения по поводу спора или преступления.

Статья 16. Ущерб, причиненный правомерным административным актом или действием

(1) Лицо может требовать возмещения в справедливом размере имущественного ущерба, причиненного изданием законного административного акта или совершением законного административного действия, в исключительной мере ограничивающего его основные права или свободы.

(2) Если иное не предусматривается Законом, то требование о возмещении, указанное в части 1 настоящей статьи, не может быть предъявлено, если:

1) ограничение основных прав или свобод было обусловлено самим лицом или производилось в его интересах;

2) особое обращение с лицами предусмотрено Законом;

3) лицом может быть получено возмещение из других источни­ков, в том числе от страховой компании;

4) выплата возмещения регулируется иными Законами.

(3) При назначении возмещения учитывается выгода для представителя публичной власти или публичных интересов от ограничения основных прав или свобод, а также степень их ограничения, непредвиденность возникновения ущерба и иные существенные обстоятельства.

3. Порядок возмещения ущерба

Статья 17. Подача ходатайства или жалобы

(1) Для возмещения ущерба может быть подано ходатайство в административный орган, причинивший ущерб, или жалоба в административный суд. Ходатайство о возмещении ущерба, причиненного судом, подается в Министерство юстиции.

(2) При причинении ущерба в случаях, указанных в части 3 статьи 12 настоящего Закона, ходатайство подается в административный орган, предоставивший причинившему ущерб физическому или частноправовому юридическому лицу полномочия на выполнение публичных обязанностей. Если указанные полномочия установлены непосредственно Законом, то ходатайство подается в административный орган, осуществляющий государственный надзор за деятельностью физического или частноправового юридического лица.

(3) Ходатайство или жалоба должны быть поданы в течение 3 лет с даты, когда потерпевший узнал или должен был узнать об ущербе и причинившем его лице, но не более 10 лет с даты причинения ущерба или обусловившего его события.

Статья 18. Рассмотрение ходатайства

(1) Административный орган обязан рассмотреть ходатайство в течение 2 месяцев с даты его подачи в установленном порядке.

(2) Если административный орган оставляет ходатайство о возмещении ущерба без удовлетворения или не рассматривает его к установленному сроку, либо если потерпевший не согласен с размером или способом возмещения, то потерпевший может в течение 30 дней подать в административный суд жалобу о взыскании возмещения.

4. Регресс

Статья 19. Основания для регресса

(1) Представитель публичной власти, возместивший ущерб в соответствии с настоящей главой, может предъявить регрессное требование к лицам, указанным в частях 2 и 3 статьи 12 настоящего Закона, вследствие противоправных действий которых был причинен ущерб, или к представителю публичной власти, за которого ущерб был возмещен на основании солидарной ответственности.

(2) Размер возмещения подлежит уменьшению, если полное удовлетворение регрессного требования было бы несправедливым с учетом распоряжений и указаний представителя публичной власти и обстоятельств, указанных в части 1 статьи 13 настоящего Закона.

(3) Лица, указанные 13 части 2 статьи 12 настоящего Закона, несут ответственность перед представителем публичной власти только в случае ви­новного причинения ущерба.

Статья 20. Порядок предъявления требования о выплате возмещения

(1) Для получения возмещения на основании регрессного требования представитель публичной власти вносит лицу письменное предложение, в котором указываются размеры, порядок и сроки возмещения ущерба, а также обстоятельства, ставшие основанием для предъявления требования о выплате возмещения. Лицо отвечает на предложение в письменной форме.

(2) Предложение может быть внесено в течение 3 месяцев с даты, когда представитель публичной власти узнал или должен был узнать об обстоятельствах, ставших основанием для предъявления регрессного требования, но не более 3 лет с даты причинения ущерба. Указанный срок не исчисляется до принятия носителем публичной власти решения о возмещении ущерба потерпевшему или взыскания с носителя публичной власти возмещения в пользу потерпевшего.

(15.07.04 – RT I 2004, 56, 405)

(3) Для ответа на предложение лицу должен быть предоставлен срок продолжительностью не менее 2 недель.

(4) В случае несвоевременного ответа лица на предложение, его отказа от возмещения ущерба или не возмещения ущерба к указанному в предложении сроку представитель публичной власти вправе обратиться для взыскания возмещения в административный суд в течение 30 дней с даты обнаружения обстоятельств, указанных в настоящей части.

(5) Представителя публичной власти представляет при предъявлении регрессного требования административный орган, принявший решение о возмещении ущерба потерпевшему.

Статья 21. Особые случаи регресса

(1) Чиновник несет ответственность перед представителем публичной власти на основаниях и в порядке, предусмотренных Законом о публич­ной службе (ПАЭ 1995, 14, 228; 1999, 9, 112; 22, 155; 26, 276; 39, 271; 2000, 18, 145; 19, 144; 22, 167; 2001, 5, 672; 18, 78; 19, 17; 24, 18; 25, 233).

(2) Лицо, причинившее ущерб при совершении действия на основании частноправовых отношений между ним и представителем публичной власти, несет ответственность перед представителем публичной власти только на основаниях, предусмотренных частным правом.

(3) Эстонская больничная касса  имеет право на встречный иск против лица-носителя публичной власти по сумме выплаченного возмещения по медицинскому страхованию – в случае нанесения им вреда здоровью или телесного повреждения застрахованному лицу. Иск представляется в порядке, указанном в статьях 17 и 18 настоящего Закона.

(19.06.02)

4. БЕЗОСНОВАТЕЛЬНОЕ ОБОГАЩЕНИЕ

Статья 22. Безосновательное обогащение в публичноправовых отношениях

(1) Лицо может требовать от представителя публичной власти возврата вещи или денежных средств, без правовых оснований переданных в публичноправовых отношениях, если иное не предусмотрено Законом. Если возврат безосновательно полученной вещи невозможен либо связан с чрезмерными расходами, то управомоченное лицо может требовать возмещения стоимости вещи в денежном выражении.

(2) В отношении безосновательного обогащения в публичноправовых отношениях применяются положения частного права, если иное не установлено настоящим Законом и это не противоречит сути публичноправовых отношений.

(3) Представитель публичной власти может на основаниях и в порядке, предусмотренных частным правом, требовать от лица возврата вещи или денежных средств, переданных без правовых оснований в публичноправовых отношениях.

Статья 23. Годовые и полученная от вещи выгода

В дополнение к положениям, предусмотренным частью 1 статьи 22 настоящего Закона, лицо может требовать от представителя публичной власти:

1) выплаты годовых в размере 6% за безоснователь­но полученные денежные средства;

2) передачи, выгоды, полученной от отчуждения и использования вещи.

Статья 24. Принятие решения по требованию

(1) Решение по требованию о безосновательном обогащении в публичноправовых отношениях принимает получивший вещь или денежные средства административный орган посредством издания административного акта. В административном акте указываются способ и размеры возврата или возмещения. При возврате управомоченному лицу недвижимой вещи, находящейся в собственности представителя публичной власти, или иной включенной в регистр вещи, в крепостной книге либо в ином регистре делается отметка о переходе права собственности на основании административного акта и нотариально заверенного заявления представителя публичной власти.

(2) Ходатайство должно быть подано в течение 3 лет с даты, когда управомоченное лицо узнало или должно было узнать о требовании, но не более 10 лет с даты возникновения требования.

(15.07.04 – RT I 2004, 56, 405)

5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 25. Внесение изменений в Гражданский кодекс ЭССР

Статьи 450 и 451 Гражданского кодекса ЭССР (Ведомости ЭССР 1964, 25, 115; 1968,46, 341; 1969, 30, 295; 1970, 37, 332; 1973, 9, 68; 44, 389; 53, 465; 1974, 28, 247; 1977, 6, 72; 37, 424; 1980, 31, 490; 1985, 27, 451; 1986, 19, 251; 1988, 6, 68; 25, 295 и 296; 1989, 17, 203; Ведомости ЭР 1990, 20, 300; 12, 128; 1992, 33, 418; 49, 615; ПАЭ 1994, 6-8, 1021; 34-36, 406; 42/43, 889; 49, 1065; 1996, 29/30, 630; 42/43, 752; 1997, 42/43, 775) признаются недействительными.

Статья 26. Внесение изменения в Закон о медицинском страховании

Статья 10.5 Закона ЭР о медицинском страховании (Ведомости ЭР 1991, 23, 272; ПАЭ 1999, 10, 113; 18, 397; 2000, 45, 374; 53, 536; 2001, 10, 675; 25, 233) дополняется частью 7 в следующем изложении: «(7) Если травма, указанная в пункте 2 части 6 настоящей статьи, была причинена государством или иным представителем публичной власти, то требование предъявляется в порядке, установленном Законом об ответственности государства.».

Статья 27. Внесение изменений в Закон о публичной службе

Глава 6 Закона о публичной службе (ПАЭ, 1995, 14, 228; 1999, 9, 112; 22, 155; 26, 276; 39, 271; 2000, 18, 145; 19, 144; 22, 167; 2001, 5, 672; 18, 78; 19, 17; 24,18; 25, 233) дополняется разделом 4 в следующем изложении:

Раздел 4. Имущественная ответственность чиновника

Статья 89.1. Возмещение ущерба

(1) Чиновник обязан возместить государству или единице местного самоуправления, в учреждении которых он работал во время причинения ущерба, виновно причиненный нарушением своих служебных обязанностей ущерб.

(2) Ущербом, причиненным чиновником государству или единице местного самоуправления, является также выплаченное государством или единицей местного самоуправления возмещение ущерба, причиненного чиновником третьему лицу нарушением своих служебных обязанностей.

(3) При совместном причинении ущерба несколькими чиновниками каждый из них несет ответственность в размере, соответствующем степени его вины.

(4) При определении размера возмещения учитываются имущественное положение чиновника, размер ущерба применительно к заработной плате чиновника, вытекающий из служебных обязанностей риск возникновения ущерба, отсутствие опыта, объективно вытекающее из стажа службы, сведения чиновнику служебные распоряжения и указания, а также иные обстоятельства, в связи с которыми полное возмещение чиновником ущерба было бы несправедливым.

(5) Если причинение ущерба было неумышленным, то размер требуемого возмещения не должен превышать 6-кратную сумму должностного оклада чиновника и выплачиваемых ему доплат.

Статья 89.2. Порядок возмещения ущерба

(1) Для возмещения ущерба лицо, обладающее правом назначения чиновника на должность, вносит чиновнику письменное предложение, в котором указываются размер, порядок и сроки возмещения ущерба, а так­же обстоятельства, служащие основанием для требования о выплате возмещения. Чиновник отвечает на предложение в письменной форме и указывает, согласен ли он возместить ущерб или отказывается от этого.

(2) Предложение может быть внесено в течение 3 месяцев с даты, когда лицо, обладающее правом назначения на должность, узнало или должно было узнать об обстоятельствах, служащих основанием для предъявления требования, но не позднее 3 лет с даты причинения ущерба.

(3) Для ответа на предложение чиновнику должен быть предоставлен срок продолжительностью не менее 2 недель.

(4) В случае несвоевременного ответа чиновника на предложение, отказа от возмещения ущерба или не возмещения ущерба к указанному в предложении сроку возмещение взыскивается с чиновника административным судом на основании жалобы лица, обладающего правом назначения на должность. Ходатайство должно быть подано в административный суд в течение 30 дней с даты возникновения права на подачу жалобы.».

Статья 28. Внесение изменений в Закон о возмещении ущерба, причиненного государством лицу необоснованным лишением свободы

В Закон о возмещении ущерба, причиненного государством лицу необоснованным лишением свободы (ПАЭ 1997, 42/43, 775), вносятся следующие изменения:

1) статья 3 признается недействительной;

2) из заглавия статьи 4 исключаются слова «во внесудебном порядке»;

3) часть 1 статьи 4 признается недействительной;

4) часть 6 статьи 4 изменяется и излагается в следующей редакции: «(6) Если заявление о получении возмещения оставлено без удовлетворения или без рассмотрения, то лицо может подать в административный суд жалобу для взыскания возмещения на установленных Законом условиях.»;

5) часть 4 статьи 5 изменяется и излагается в следующей редакции: «(4) Выплатой возмещения, указанного в части 1 настоящей статьи, считается что лицу компенсирован не полученный им вследствие необоснованного лишения свободы доход, а также причиненный этим имущественный ущерб. При определении размера возмещения прямого имущественного ущерба применяются положения Закона об ответственности государства.»;

6) статья 6 признается недействительной;

7) из части 1 статьи 7 исключаются слова «или искового заявления в суд»;

8) в статье 9 слова «предъявить иск о возврате государству выплаченного возмещения» заменяются словами «потребовать возврата возмещения на условиях и в порядке, установленных Законом.».

Статья 29. Внесение изменений в Закон о государственной пошлине

В Закон о государственной пошлине (ПАЭ 1997, 62, 1344; 2001, 33, 331) вносятся следующие изменения:

1) часть 9 статьи 37 изменяется и излагается в следующей редакции: «(9) С жалобы, поданной в административный суд, государственная пошлина взимается в размере 10 крон, за исключением случаев, предусмотренных частями 9-12 и 18 настоящей статьи.»;

2) статья 37 дополняется частью 9.1 в следующем изложении: «(9.1) с жалобы, поданной в административный суд для возмещения ущерба или возврата неосновательного обогащения, государственная пошлина взимается в размере 3% от суммы, о взыскании Которой подано ходатайство, или от стоимости имущества, в отношении которого ходатайствуют о принуждении к возврату.».

Статья 30. Внесение изменений в Закон о военной службе

В Закон о военной службе (ПАЭ 2000, 22, 167; RТ I 2001, 34, 190) вносятся следующие изменения:

1)       статья 187 изменяется и излагается в следующей редакции:

«Статья 187. Имущественная ответственность военнослужащих

(1) Военнослужащие обязаны возместить ущерб, причиненный государству виновным нарушением служебных обязанностей.

(2) Ущербом, причиненным военнослужащим государству, является также возмещение, выплаченное государством за ущерб, причиненный третьим лицам нарушением военнослужащим служебных обязанностей.

(3) При определении размера возмещения за ущерб, причиненный военнослужащим государству, а также в отношении порядка возмещения ущерба применяются положения Закона о публичной службе, регулирующие имущественную ответственность чиновников.

(4) Для возмещения ущерба командир (начальник), организующий прохождение службы военнослужащим, вносит военнослужащему соответствующее предложение и обращается в административный суд для взыскания возмещения. в отношении сроков применяются положения Закона о публичной службе.»;

2) статьи 188 и 189 признаются недействительными.

Статья 31. Применение Закона

(1) При рассмотрении жалоб или исков о возмещении ущерба, причи­ненного в публичноправовых отношениях, либо о возврате неосновательно полученных денежных средств или вещей, поданных до вступления в силу настоящего Закона, применяются положения, действовавшие до вступления в силу настоящего Закона, а также общие принципы возмещения ущерба.

(2) Ходатайства или жалобы о возмещении причиненного до вступления в силу настоящего Закона ущерба либо о возврате безосновательно переданных денежных средств или вещей могут быть поданы в течение действовавшего до вступления в силу настоящего Закона срока подачи жалоб или исков для разрешения соответствующих споров, но не позднее 3 лет с даты вступления в силу настоящего Закона.

(3) Положения части 2 настоящей статьи не применяются в случаях, когда лицо узнало о возникновении права требования после вступления настоящего Закона в силу.

(4) На основании настоящего Закона не могут предъявляться требования о возмещении ущерба, причиненного правовыми акта­ми, изданными до вступления в силу Конституции Эстонской Республики.

(5) Лица, ходатайства которых о возмещении ущерба, причиненного необоснованным лишением свободы, оставлены Министерством финансов без удовлетворения до вступления в силу настоящего Закона, могут подать жалобы в административный суд в течение 6 месяцев с даты уведомления о решении об отказе в возмещении. Иски о возмещении ущерба, причиненного необоснованным лишением свободы, предъявленные в суд до вступления в силу настоящего Закона, рассматриваются на основаниях и в порядке, действовавших до вступления в силу настоящего Закона.

Статья 32. Вступление Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу 1 января 2002 года.

Председатель Рийгикогу – Тooмас Сави

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.