Конституционный закон Народной республики Ангола

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ АНГОЛЫ

Раздел I. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

Статья 1.

Народная Республика Ангола — суверен­ное, независимое и демократическое государство, глав­ной целью которого является полное освобождение ан­гольского народа от наследия колониализма, господства и агрессии империализма и создание полностью свобод­ной от всех форм эксплуатации человека человеком про­цветающей и демократической страны, воплощающей чаяния народных масс.

Статья 2.

Суверенитет полностью принадлежит ан­гольскому народу, МПЛА (коммунистическое Национальное движение за независимость Анголы – прим.), его законному представите­лю, образующему широкий фронт, который объединяет все патриотические силы, участвующие в антиимпери­алистической борьбе, принадлежит политическое, эконо­мическое и социальное руководство нацией.

Статья 3.

Народным массам гарантируется широкое и эффективное участие в осуществлении политической власти путем укрепления, расширения и развития орга­низационных форм народной власти.

Статья 4.

Народная Республика Ангола является единым и неделимым государством, территория которо­го, нерушимая и неотчуждаемая, определяется современ­ными географическими границами Анголы, причем все сепаратистские попытки или расчленение ее территории решительно пресекаются.

Статья 5.

Экономические, социальные и культурные связи между всеми частями Народной Республики Анго­лы стимулируются и усиливаются в целях общего разви­тия всей ангольской нации и ликвидации следов региона­лизма и трайбализма.

Статья 6.

Народные вооруженные силы освобождения Анголы (ФАПЛА), вооруженная рука народа, под руко­водством МПЛА, председатель которого является их главнокомандующим, выступая в качестве национальной армии Народной Республики Анголы, осуществляют за­щиту территориальной целостности Отечества и участ­вуют на стороне народа в производительной деятельно­сти и,    следовательно, в национальной    реконструкции.

Главнокомандующий Народными вооруженными си­лами освобождения Анголы (ФАПЛА) назначает и сме­щает высших военных руководителей.

Статья 7.

Народная Республика Ангола является светским государством, религиозные учреждения полно­стью отделены от государства. Все религии пользуются уважением, и государство защищает церковь, места и предметы культа при условии, что они соответствуют законам государства.

Статья 8.

Народная Республика Ангола рассматрива­ет ‘Сельское хозяйство как основу и промышленность, как решающий фактор ее развития. Государство направляет и планирует национальную экономику, имея в виду си­стематичное и гармоничное развитие всех естественных и человеческих ресурсов страны и использование ее бо­гатств в интересах ангольского народа.

Статья 9.

Народная Республика Ангола обеспечивает установление справедливых социальных отношений во всех сферах производства, стимулируя и развивая госу­дарственный сектор и создавая кооперативные формы. Только Народной Республике Анголе принадлежит ре­шение вопроса о земле в интересах крестьянских масс.

Статья 10.

Народная Республика Ангола признает, защищает и гарантирует частную собственность иност­ранцев при условии, что она соответствует интересам экономики страны: и интересам ангольского народа.

Статья 11.

Все природные ресурсы на земле и под землей, территориальные воды, континентальный шельф и воздушное пространство являются собственностью го­сударства, которое определяет условия их использова­ния.

Статья 12.

Налоговая система определяется принци­пом прогрессивного налогообложения прямыми налога­ми, причем никакие привилегии в сфере налогообложе­ния не допускаются.

Статья 13.

Народная Республика Ангола решительно борется с неграмотностью и невежеством и стимулирует развитие образования в интересах народа и подливной национальной культуры, обогащенной завоеваниями ре­волюционной культуры других народов.

Статья 14.

Народная Республика Ангола уважает и применяет принципы Устава Организации Объединен­ных Наций и Устава Организации Африканского Един­ства и устанавливает отношения дружбы и сотрудниче­ства со всеми государствами на основе взаимного ува­жения суверенитета и территориальной неприкосновен­ности, равенства, невмешательства во внутренние дела каждой страны и взаимной выгоды.

Статья 15.

Народная Республика Ангола поддержи­вает и солидаризуется с борьбой народов за их нацио­нальное освобождение и устанавливает отношения друж­бы и сотрудничества со всеми демократическими и про­грессивными силами мира.

Статья 16.

Народная Республика Ангола не принад­лежит ни к какой международной военной организации и не разрешает создание иностранных военных баз на национальной территории.

Раздел II. ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ.

Статья 17.

Государство уважает и защищает лич­ность и человеческое достоинство. Все граждане имеют право свободного развития своей личности при условии уважения прав других граждан и высших интересов ангольского народа. Закон защищает жизнь, свободу, личную неприкосновенность, достоинство и репутацию каждого гражданина.

Статья 18.

Все граждане равны перед законом, поль­зуются одинаковыми правами и несут равные обязанно­сти, без различия цвета кожи, расы, племени, пола, ме­ста рождения, религии, уровня образования, экономиче­ского и социального положения.

Закон сурово наказывает все действия, которые причиняют вред социальной солидарности или устанавливают   дискриминацию   и   привилегии,   базирующиеся на этих предпосылках.

Статья 19.

Участие в защите территориальной цело­стности страны, защита и расширение революционных завоеваний являются правом и наиболее почетной и не­уклонной обязанностью каждого гражданина Народной Республики Анголы.

Статья 20.

Все граждане, достигшие 18 лет, за исключением законно лишенных политических прав, име­ют право и обязаны активно участвовать в обществен­ной жизни, избирать и быть избранными или назначен­ными во все органы государства, выполняя свои поруче­ния с полной преданностью делу родины и ангольского народа.

Статья 21.

Все избранные граждане обязаны отчи­тываться о своей деятельности перед избирателями, ко­торыми они избраны и которые имеют право в любое время обоснованно отозвать выданный мандат.

Статья 22.

Для осуществления основных целей На­родной Республики Анголы закон обеспечивает свободу выражения мнений, собраний и объединений.

Статья 23.

Гражданин не может быть арестован или подвергнут суду иначе как в соответствии с законом; каждому обвиняемому гарантируется право на защиту.

Статья 24.

Народная Республика Ангола гарантиру­ет личные свободы, а именно: неприкосновенность жи­лища и тайну переписки в границах, предусмотренных законом.

Статья 25.

Свобода совести и верований нерушима. Народная Республика Ангола признает равенство всех религий и гарантирует их осуществление, поскольку это совместимо с общественным порядком и национальными интересами.

Статья 26.

Труд является правом и обязанностью всех граждан, каждый трудится в соответствии с его способностями и получает вознаграждение по труду.

Статья 27.

Государство будет принимать   необходимые меры, чтобы обеспечить гражданам право на Меди­цинскую и санитарную помощь, а также право на по­мощь во время детства, материнства, инвалидности, ста­рости и во всех случаях неспособности к труду.

Статья 28.

Участники борьбы за национальное осво­бождение, получившие увечья, и семьи погибших борцов имеют право на особое покровительство; это является почетным долгом Народной Республики Анголы.

Статья 29.

Народная Республика Ангола стимулиру­ет и гарантирует доступ всем гражданам к образованию и культуре.

Статья 30.

Народная Республика Ангола должна со­здавать необходимые политические, экономические и культурные условия, чтобы все граждане могли эффек­тивно пользоваться своими правами и полностью выпол­нять свои обязанности.

Раздел III. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВА.

Глава I. ПРЕЗИДЕНТ    РЕСПУБЛИКИ

Статья 31.

Президентом Народной Республики Анго­лы является председатель МПЛА.

Президент Республики в качестве главы государства представляет ангольскую нацию.

Статья 32.

Президент Республики обладает следую­щими полномочиями:

а) председательствовать в Революционном   совете и направлять его работу;

б) утверждать Правительство, назначенное Револю­ционным советом по указанию МПЛА;

в) председательствовать в Совете министров;

г) назначать, утверждать  в  должности   и   отзывать провинциальных комиссаров;

д) подписывать, промульгировать и опубликовывать законы Революционного совета, декреты-законы и декреты Правительства;

е) указывать того члена Политбюро МПЛА, который будет замещать его во время отсутствия или временной невозможности исполнять свои обязанности;

ж) принимать решения о помиловании и смягчении наказаний;

з) руководить национальной обороной;

и)  объявлять осадное или чрезвычайное положение;

к) объявлять войну и заключать мир в соответствии с предварительным уполномочием Революционного совета;

л) осуществлять все другие функции, которые будут ему предоставлены Революционным советом.

Статья 33.

В случае смерти, отставки или постоян­ной невозможности Президента Республики выполнять свои обязанности Центральный комитет определяет, кто из его членов будет временно выполнять функции Пре­зидента Республики.

Глава II. НАРОДНОЕ   СОБРАНИЕ.

Статья 34.

Народное собрание является высшим ор­ганом государства в Народной Республике Анголе.

Специальный закон определит его состав и порядок его избрания, а также его компетенцию и порядок дея­тельности.

Глава III. РЕВОЛЮЦИОННЫЙ СОВЕТ.

Статья 35.

До тех пор пока не созданы условия для образования Народного собрания, высшим органом государственной власти является Революционный) совет.

Статья 36.

Революционный совет состоит из:

а) членов Центрального комитета МПЛА;

б) министра    обороны,    начальника    Генерального штаба,   Национального   политического   комиссара   или его заместителей;

в) членов   Правительства,    назначаемых   для   этой цели Политбюро МПЛА,    из которых  самое большее трое не являются членами Центрального комитета;

г) провинциальных комиссаров,    назначаемых для этой цели Президентом Республики;

д) командующих и политических комиссаров воен­ных округов.

Статья 37.

В Революционном совете председательст­вует Президент Республики.

Статья 38.

Революционный совет обладает следую­щими полномочиями:

а) осуществлять законодательные функции, которые он может делегировать Правительству;

б) направлять политику страны, определяемую Цен­тральным комитетом МПЛА;

в) утверждать общий бюджет государства и Нацио­нальный план, подготовленный равительством;

г) назначать и отзывать премьер-министра и других членов Правительства по указанию МПЛА;

д) объявлять амнистию;

е) уполномочивать  Президента   Республики   объяв­лять войну и заключать мир.

Глава IV. ПРАВИТЕЛЬСТВО.

Статья 39.

Правительство состоит из Президента Республики, премьер-министра, заместителей премьер-министра, министров, заместителей министров, государ­ственных секретарей и других членов, указанных в Законе.

Статья 40.

К ведению Правительства, как исполни­тельного органа, относится проведение в жизнь внутрен­ней и внешней политики государства под руководством Революционного совета и Президента Республики и осу­ществление надзора за всем государственным управле­нием.

Статья 41.

К полномочиям Правительства относятся:

а) обеспечение безопасности лиц и имущества;

б) разработка общего   бюджета   государства   и его исполнение   после   одобрения    Революционным    советом;

в) разработка Национального плана и его исполне­ние после одобрения Революционным советом.

Статья 42.

Правительство может осуществлять по­средством издания декретов все законодательные функ­ции, которые ему будут делегированы Революционным советом. Министрам принадлежит право регламентарной власти на основании закона Революционного совета и декретов Правительства.

Статья 43.

В случае необходимости Правительство может заседать, полностью или частично, вместе с Рево­люционным советом.

Глава V. СУДЫ.

Статья 44.

Осуществление юрисдикции принадлежит исключительно судам, которые осуществляют демокра­тическое правосудие.

Организация, состав и компетенция судов будут оп­ределены законом.

Статья 45.

Во время осуществления своих функций судьи независимы.

Глава VI. АДМИНИСТРАТИВНОЕ  ДЕЛЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ КОРПУС.

Статья 46.

Народная Республика Ангола делится в административном отношении на провинции, районы, коммуны, округа, кварталы и населенные пункты

Статья 47.

Местная администрация руководствуется принципами единства, децентрализации и местной ини­циативы.

Статья 48.

Провинциальный комиссар является не­посредственным представителем Правительства в про­винции.

Правительство представлено в районе муниципаль­ным комиссаром и в коммуне — комиссаром коммуны, которые назначаются по указанию МПЛА.

Статья 49.

В каждой провинции имеется провинци­альная комиссия, председателем которой является про­винциальный комиссар; комиссия обладает нормотворческими полномочиями по всем вопросам внутренней жиз­ни провинции.

Статья 50.

Административными органами районов, коммун, кварталов и населенных пунктов являются со­ответственно муниципальные и коммунальные комиссии и народные комиссии кварталов или населенных пунк­тов.

Статья 51.

Административные единицы обладают правом юридического лица и пользуются администра­тивной и финансовой автономией.

Статья 52.

Структура и компетенция административ­ного корпуса и других органов местной администрации будут определены законом.

Раздел IV. СИМВОЛЫ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ АНГОЛЫ.

Статья 53.

Символами Народной Республики Анго­лы являются флаг, герб и гимн.

Статья 54.

Государственный флаг имеет два цвета на двух горизонтальных полосах. Верхняя полоса — красного цвета, нижняя — черного.   Они олицетворяют:

красная: кровь, пролитую ангольцами во время коло­ниального угнетения, борьбы за национальное освобож­дение и революции;

черная: африканский континент.

В центре находится изображение, состоящее из части зубчатого колеса, символизирующего рабочий класс и промышленность; мачете, символизирующего класс крестьян, сельское хозяйство и начало вооруженной борьбы; а также звезды, символизирующей интернацио­нализм и прогресс.

Зубчатое колесо, мачете и звезда — желтого цвета, который олицетворяет богатство страны.

Статья 55.

Герб Народной Республики Анголы со­стоит из изображения части зубчатого колеса и листьев маиса, кофе и хлопка, олицетворяющих соответственно рабочий класс и промышленность, класс крестьян и сельское хозяйство.

Внизу изображения находится открытая книга, сим­вол образования и культуры, и восходящее солнце, что означает обновление страны. В центре находится изобра­жение мачете и мотыги, которые символизируют труд и начало вооруженной борьбы. Вверху находится звезда, символ интернационализма и прогресса.

В нижней части эмблемы находится золотая лента с надписью: «Народная Республика Ангола».

Статья 56.

Государственным гимном является «Анго­ла, вперед!».

Раздел V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ   И   ПЕРЕХОДНЫЕ   ПОСТАНОВЛЕНИЯ.

Статья 57.

До создания Собрания, обладающего уч­редительной властью, изменения настоящего  Конституционного закона осуществляются Центральны(м комите­том МПЛА.

Статья 58.

Законы и регламенты, находящиеся в силе, применяются, пока они не будут отменены или из­менены и поскольку они не противоречат духу настояще­го Конституционного закона и ангольскому революцион­ному процессу.

Статья 59.

Все договоры, соглашения и союзы, в силу которых Португалия возложила обязанности на Анголу и которые наносят ущерб интересам ангольского народа, будут пересмотрены.

Статья 60.

Настоящий документ входит в силу 11 но­ября 1975 г. в 00 часов.

Одобрен единогласно Центральным комитетом На­родного движения за освобождение Анголы 10 нояб­ря 1975 г.

Председатель МПЛА Антонио  Агстиньо Нетто

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.