Закон Анголы о народной власти

ЗАКОН АНГОЛЫ О  НАРОДНОЙ ВЛАСТИ № 1/76 от 5 февраля 1976 года.

1. Народная власть возникает в ходе классовой борь­бы в обществе, где буржуазия являлась    господствующим классом. Во время    народных   восстаний, острых кризисных ситуаций,  когда  буржуазия утрачивает мо­нополию на осуществление политической власти, или в ходе длительной  народной  войны  возникают    условия для становления народной власти.

В эти исторические периоды народная власть воз­никает в отдельных рабочих районах и производствен­ных центрах, существует параллельно с властью бур­жуазии и ведет с ней постоянную борьбу’. В процессе политического развития такого общества, по мере обо­стрения классовой борьбы могут сложиться две ситуа­ции: или органы, посредством которых народ осуществ­ляет власть, развиваются, расширяют свое влияние, крепнут по всей стране, разрушая политическую систе­му эксплуататоров и создавая условия для возникнове­ния государства народной демократии, или народные органы ликвидируются и эксплуататорские классы про’ должают осуществлять свою диктатуру.

2.         Благодаря   вооруженной     национально-освободительной   борьбе,   начавшейся  4  февраля   1961 г.,   под контроль МПЛА перешли обширные районы страны, в которых организованный и вооруженный народ установил свою власть и осуществлял ее через созданные им органы. Таким образом,  национально-освободительная борьба, завершившаяся  завоеванием    независимости 11 ноября, обеспечила условия для развития и укрепления народной власти по всей стране.

В то же время национально-освободительная борьба в португальских колониях и обострение классовой борь­бы в Португалии вызвали структурный кризис порту­гальской колониальной системы. Следствием воздейст­вия этих факторов явилось раздробление и рассредото­чение португальских вооруженных сил, что привело к неустойчивости государственной власти.

Невозможность монопольного осуществления поли­тической власти колониальной буржуазией способство­вала расширению народной борьбы и возникновению широких массовых движений в городских центрах и главным образом в Луанде, где развитие производи­тельных сил было наибольшим и где поэтому рабочий класс был наиболее многочисленным и сознатель­ным.

Этот кризис колониальной буржуазии и постоянная неэффективность ее методов подавления привели к то­му, что колонисты взялись за оружие для осуществле­ния прямых репрессий. Народные же массы пригород­ных районов стали организовывать органы народной власти, власти угнетенных, которая существовала па­раллельно с властью колониальной буржуазии.

Между тем роль защитников интересов этой буржу­азии и международных монополий взяли на себя УПА (ФНЛА) и УНИТА, которые повели жестокую борьбу против зарождавшихся органов народной власти, како­выми являлись, например, народные комиссии кварта­лов и Фронты Кимбо.

Закладывая основы народной власти, поддерживая и защищая ее и органы, посредством которых народ­ные массы выражали свою непосредственную волю, МПЛА с каждым разом все более решительно отмеже­вывалось в идеологическом плане от существовавших марионеточных политических организаций. Только в лице МПЛА народ всегда находил поддержку своей борьбе. С момента своего основания МПЛА, выражая чаяния наиболее эксплуатируемых слоев населения на­шей страны, возложило на себя серьезную ответственность, включив в свою Программу обязанность защи­щать их интересы.

3. Статья 3 Конституционного закона гарантирует народным массам участие в осуществлении политиче­ской власти.

Настоящий Закон развивает вышеупомянутый кон­ституционный принцип, регулируя формы организации народной власти и ее взаимоотношения с государствен­ным аппаратом. Применение настоящего Закона по­требует от МПЛА и от нашего народа больших моби­лизационных и организаторских усилий, так как труд­ности переходного периода в условиях иностранной во­енной агрессии являются огромными.

Революционный совет считает, что наступил момент институционализировать действительную демократиза­цию политических и экономических структур нашей страны.

В соответствии с п. «а» ст. 38 Конституционного за­кона и во исполнение полномочий, возложенных пунк­том «д» ст. 32 Конституционного закона, Революцион­ный совет постановляет    и    промульгирует следующее.

Глава I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

Статья  1. Определение.

1. Органами народной власти, в соответствии с ни­жеследующими  статьями   настоящего   Закона,   являются такие органы, посредством  которых народные мас­сы,  направляемые и контролируемые их    революционным    авангардом – МПЛА,    осуществляют    политическую власть.

2. К ведению органов народной власти относится защита, упрочение и развитие революционных    завоеваний    народных    масс, в    первую    очередь   рабочих   и крестьян.

Статья   2. Виды органов народной власти.

1. Органами народной власти являются:

а) коммунальные комиссии в соответствующих ком­мунах;

б) муниципальные комиссии в соответствующих рай­онах;

в) провинциальные   комиссии    в    соответствующих провинциях;

г) Народное собрание.

2. Органами народной власти в сельских коммунах являются:

а) народные собрания населенных пунктов;

б) народные комиссии населенных пунктов.

3. Органами народной власти в городских коммунах являются:

а) народные собрания кварталов;

б) народные комиссии кварталов.

Статья  3. Административные единицы.

1. В соответствии с настоящим Законом Ангола де­лится на провинции.

2. Провинции делятся на районы, последние на городские и сельские коммуны.

3. Городские  коммуны  делятся   на  кварталы,  сель­ские коммуны — на населенные пункты.

Глава II. О НИЗОВЫХ ОРГАНАХ НАРОДНОЙ ВЛАСТИ .

Раздел I. ОБ   ОРГАНИЗАЦИИ   НАРОДНОЙ   ВЛАСТИ   В   НАСЕЛЕННЫХ   ПУНКТАХ.

Подраздел I. О народном собрании населенного пункта.

Статья 4. Определение и состав.

1. Народное собрание населенного пункта — это ор­ган,  посредством которого    жители    соответствующего населенного пункта осуществляют народную власть.

2. В  народном  собрании  населенного пункта  могут участвовать все жители населенного пункта, но только лица, достигшие восемнадцати лет, имеют право голо­са.

Статья 5. Компетенция.

К ведению народного собрания населенного пункта относится право:

а) избирать  и  распускать  народную комиссию  на­селенного пункта;

б) давать оценку действиям народной комиссии на­селенного пункта;

в) избирать и смещать инспектора здравоохранения.

Статья 6. Заседания.

Народное собрание населенного пункта заседает в обязательном порядке один раз в месяц, а также вся­кий раз, когда его созывает народная комиссия насе­ленного пункта или минимальное число жителей, опре­деленное в регламенте.

Подраздел II. О народной комиссии населенного пункта

Статья 7. Определение, состав и выборы.

1. Народная комиссия населенного пункта является представительным   органом   жителей   соответствующего населенного пункта.

2. Народная  комиссия  населенного  пункта  состоит минимум из пяти и максимум из десяти членов, изби­раемых прямым и открытым голосованием    народным собранием населенного пункта, специально созываемым для этой цели.

3. Помимо действительных членов народной комиссии населенного пункта должны быть избраны три заместителя.

Статья 8. Компетенция.

Народная комиссия населенного пункта обладает следующими полномочиями:

а) мобилизовывать  и  организовывать  крестьянские массы для обсуждения и решения срочных и не терпя­щих отлагательства проблем, организовывать сопротивление и строительство народной демократии;

б) обеспечивать связь с  остальными органами  на­родной власти, способствуя тем самым укреплению рабоче-крестьянского союза;

в) постоянно анализировать политическую ситуацию и ее соответствие политической линии МПЛА, определять задачи и формы участия народных масс в рево­люционном процессе, целью которого является построение  общества,  свободного  от эксплуатации  человека человеком;

г) изучать  директивы, исходящие  от  вышестоящих органов народной власти, и принимать конкретные меры для их претворения в жизнь;

д) распространять  в  массах  идеи,  способствующие повышению их политического сознания и активизации их участия в борьбе;

е) бороться с невежеством, трайбализмом, региона­лизмом и  расизмом  путем  организации  общественных обсуждений  конфликтов,   возникающих  среди    населения, и тем самым способствовать повышению политического сознания крестьянских масс;

ж) бороться с алкоголизмом, проституцией, бродяж­ничеством,  абсентеизмом и другими проявлениями  антиобщественного поведения;

з) обсуждать и одобрять решения о формах реор­ганизации социальной жизни в населенном пункте;

и) высказываться по вопросу о формах организации производства в соответствующем населенном пункте, в том числе по вопросу о совместной обработке располо­женных близ соответствующего населенного пункта пу­стующих земель под сельскохозяйственные культуры, а также по вопросу о применении принципов, в соответ­ствии с которыми должна проводиться аграрная рефор­ма;

к) развивать и поддерживать коллективные формы производства;

л) высказываться по вопросам распределения про­дуктов в соответствующем населенном пункте, вести борьбу с контрабандой, спекуляцией, скупкой и экономи­ческим саботажем, сотрудничать с компетентными служ­бами и усиливать контроль крестьян за торговлей про­изведенными ими продуктами;

м) высказываться по вопросам разрешения жилищ­ной проблемы, здравоохранения, образования, связи и транспорта, а также по всем вопросам, касающимся улучшения условий жизни народных масс на территории соответствующего населенного пункта;

щ) высказываться по вопросу о форме народного участия в охране и защите соответствующего населенно­го пункта под руководством компетентных органов ФАПЛА;

о) возбуждать в компетентных судебных органах де­ла о таких преступлениях, как измена освободительной борьбе, совершенных на территории, подлежащей ее юрисдикции или лицами, проживающими на этой терри­тории;

п) .наблюдать за деятельностью государственных служб и учреждений, не нарушая их компетенцию, кото­рая будет установлена с этой целью декретом;

р) периодически представлять отчеты о своей дея­тельности народному собранию населенного пункта и коммунальной комиссии;

с) представлять заключения коммунальной комиссии по ее просьбе;

т) созывать каждый месяц и всякий раз, когда это будет необходимо, народное собрание населенного пункта.

Раздел II. ОБ   ОРГАНИЗАЦИИ НАРОДНОЙ ВЛАСТИ В КВАРТАЛАХ.

Подраздел I. О народном собрании квартала.

Статья 9. Определение и состав.

1. Народное собрание квартала — это орган, посред­ством которого жители соответствующего квартала осуществляют народную власть.

2.  В народном собрании квартала могут участвовать все жители квартала, но только лица, достигшие восемнадцати лет, имеют право голоса.

Статья 10. Компетенция.

К ведению народного собрания квартала относится право избирать и распускать народную комиссию квар­тала.

Статья 11. Заседания.

Народное собрание квартала заседает в обязатель­ном порядке один раз в месяц, а также всякий раз, ког­да его созывает народная комиссия квартала или мини­мальное число жителей, определенное в регламенте.

Подраздел II. О народной комиссии квартала.

Статья 12. Определение, состав и выборы.

1. Народная комиссия квартала является представи­тельным    органом    жителей    соответствующего    квартала.

2. Народная комиссия квартала состоит минимум из восьми и максимум из двенадцати членов, избираемых прямым и открытым голосованием народным собранием
квартала, специально созываемым для этой цели.

3. Помимо действительных членов народной комиссии должны быть избраны четыре заместителя.

Статья  13. Компетенция.

Народная комиссия квартала обладает следующими полномочиями:

а) мобилизовывать и организовывать народные мас­сы для обсуждения и решения срочных и   не терпящих отлагательства проблем, организовывать сопротивление и строительство народной демократии;

б) обеспечивать связь с остальными органами народ­ной власти, способствуя тем самым укреплению рабоче-крестьянского союза;

в) постоянно анализировать политическую ситуацию и ее соответствие политической   линии МПЛА,   определять задачи и формы участия народных масс в революционном процессе, целью которого является построение общества, свободного от эксплуатации человека человеком;

г) изучать директивы, исходящие   от   вышестоящих органов народной власти, и принимать конкретные меры для их претворения в жизнь;

д) распространять   в массах   идеи,   способствующие повышению их политического сознания и их  участию в борьбе;

е) бороться с невежеством, трайбализмом, региона­лизмом и расизмом   путем   организации   общественных обсуждений конфликтов, возникающих среди населения, и тем самым способствовать повышению политического сознания крестьянских масс;

ж) бороться с алкоголизмом, проституцией, бродяж­ничеством, абсентеизмом и другими проявлениями антиобщественного поведения;

з) обсуждать и одобрять решения о формах реорга­низации социальной жизни квартала;

и) высказываться по вопросу о формах снабжения квартала, вести борьбу со спекуляцией, скупкой, контра­бандой и экономическим саботажем, сотрудничать с ком­петентными службами;

к) активизировать деятельность кооперативов в со­ответствующих кварталах и оказывать им поддер­жку;

л) принимать участие в переписи жителей квартала, а также жилищ и зданий, расположенных в квартале, и соответствующих домовладельцев и квартиросъемщи­ков;

м) высказываться по вопросам разрешения жилищ­ной проблемы, по вопросам здравоохранения, образова­ния, связи и транспорта, а также по всем вопросам, ка­сающимся улучшения условий жизни народных масс на территории соответствующего квартала;

н) высказываться по вопросу о форме народного уча­стия в охране и защите соответствующего квартала под руководством компетентных органов ФАПЛА;

о) возбуждать в компетентных судебных органах де­ла о таких преступлениях, как измена освободительной борьбе, совершенных на территории, подлежащей ее юрисдикции, или лицами, проживающими на этой тер­ритории;

п) наблюдать за деятельностью государственных служб и организаций, не нарушая их компетенцию, ко­торая будет установлена с этой целью декретом;

р) периодически представлять отчеты о своей дея­тельности народному собранию квартала и коммуналь­ной комиссии;

с) представлять заключения коммунальной комиссии по ее просьбе;

т) созывать каждый месяц и всякий раз, когда это будет необходимо, народное собрание квартала.

Глава III. О КОММУНАЛЬНЫХ ОРГАНАХ.

Раздел I. О КОММУНАЛЬНОЙ КОМИССИИ.

Статья 14. Определение.

Коммунальная  комиссия  является  высшим  органом народной власти в соответствующей коммуне.

Статья 15. Состав и выборы.

1. Коммунальная комиссия состоит из пятнадцати членов, которые избираются низовыми    народными ко­миссиями открытым голосованием на пленарном заседа­нии, созываемом специально для этой цели.

2. Помимо пятнадцати действительных членов  ком­мунальной комиссии должны быть избраны пятнадцать заместителей.

Статья  16. Полномочия и компетенция.

1. Коммунальная    комиссия  обеспечивает    решение проблем, возникающих у жителей коммуны, координиру­ет деятельность    органов народной власти    в пределах своей юрисдикции.

2. Коммунальная   комиссия   обладает   следующими полномочиями:

а) активизировать    и  поддерживать    коллективные формы производства, укреплять рабоче-крестьянский со­юз, обеспечивать эффективный контроль трудящихся на всех экономических предприятиях;

б) активизировать,   мобилизовывать    и   организовы­вать народные массы   для   осуществления   сопротивле­ния;

в) способствовать развитию солидарности всех трудя­щихся коммуны, поддерживая их справедливую борьбу против   эксплуатации;

г) обсуждать и одобрять решения о формах участия народных масс в охране    и    защите соответствующей коммуны    под    руководством    компетентных    органов ФАПЛА;

д) обсуждать и вносить предложения в муниципаль­ную комиссию    о формах участия коммуны    в плане и бюджете провинции;

е) разрешать спорные вопросы, возникающие между различными органами народной власти соответствующей коммуны;

ж) высказывать свое мнение по всем вопросам, пред­ставляющим особый интерес для коммуны, в том числе по вопросам активизации и поддержки производственных и потребительских кооперативов, борьбы со спеку­ляцией,  снабжения  продуктами  первой  необходимости, борьбы с неграмотностью и болезнями, борьбы за ликвидацию всех социальных язв;

з) осуществлять наблюдение и контроль за деятель­ностью предприятий, служб и других   государственных организаций, управление и заведование которыми будут на нее возложены согласно п. 2 ст. 55, с тем чтобы обес­печить выполнение решений органов   народной   власти соответствующей коммуны и выполнение национального плана;

и) контролировать выполнение решений муници­пальных и провинциальных комиссий;

к) контролировать деятельность комиссара коммуны и направлять в министерство внутренних дел предложе­ние о его замещении;

л) контролировать деятельность и методы работы государственных служащих и предлагать муниципаль­ной комиссии рассмотреть вопрос о замене служащих, деятельность которых носит    антинародный    характер;

м) представлять заключения, которые от нее потре­буют комиссар коммуны, муниципальные и провинци­альные комиссии;

н) созывать каждый месяц и всякий раз, когда это будет необходимо, пленарное заседание низовых на­родных комиссий соответствующей коммуны;

о) ежегодно организовывать проведение выборов в низовые народные комиссии и введение в должность избранных членов.

Раздел II. О    КОМИССАРЕ    КОММУНЫ.

Статья   17.  Назначение.

Комиссар коммуны назначается министром внутрен­них дел по предложению соответствующей директивной комиссии МПЛА и подчиняется    муниципальному    ко­миссару.

Статья   18. Компетенция.

1. Комиссар коммуны в соответствующей    коммуне осуществляет проведение в жизнь политической линии, определяемой МПЛА, и обеспечивает выполнение директив, исходящих от Народного    собрания и    Правительства.

2. Комиссар коммуны обладает следующими особы­ми полномочиями:

а) осуществлять    руководство    административными службами коммуны, а также предприятиями, учреждениями и государственными организациями, управление которыми будет передано органам местной    администрации;

б) обеспечивать выполнение законов и защиту прав граждан;

в) представлять коммунальной комиссии отчеты    о своей деятельности и информировать ее о деятельности муниципального комиссара,   провинциального   комисса­ра и Правительства;

г) председательствовать  на заседаниях коммуналь­ной комиссии и обеспечивать выполнение ее    решений.

Статья 19. Помощник комиссара.

1. Комиссар коммуны может иметь помощника, ко­торый осуществляет функции, делегированные ему ко­миссаром коммуны, и замещает   последнего во    время  его отсутствия или в случае невозможности выполнения им его полномочий.

2. Помощник  комиссара коммуны   назначается  ми­нистром внутренних дел по предложению соответству­ющей директивной комиссии МПЛА.

Статья   20.  Разрешение спорных вопросов.

Разрешение спорных вопросов, могущих возникнуть между коммунальной комиссией и комиссаром соот­ветствующей коммуны, входит в компетенцию муници­пального комиссара.

Глава IV. О МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНАХ.

Раздел I. О МУНИЦИПАЛЬНОЙ КОМИССИИ.

Статья 21. Определение.

Муниципальная комиссия является высшим орга­ном народной власти в соответствующем районе.

Статья 22. Состав и выборы.

1. Муниципальная комиссия состоит из пятнадцати членов,  которые избираются  коммунальными комиссиями соответствующего  района открытым голосованием на пленарном   заседании,  созываемом   специально  для этой цели.

2. Помимо пятнадцати действительных членов муни­ципальной комиссии должны быть избраны десять за­местителей.

Статья   23.  Полномочия и компетенция.

1. Муниципальная  комиссия обеспечивает демокра­тизацию политических и экономических структур района и превращение его в базу народного сопротивления.

2. Муниципальная  комиссия обладает    следующими особыми полномочиями:

а) участвовать в разработке проекта провинциаль­ного бюджета и осуществлять контроль за его исполнением и тем самым гарантировать вклад района в созда­ние экономики сопротивления;

б) обсуждать все вопросы, представляющие особый интерес для района, в том числе вопросы организации производства, распределения продуктов, создания стра­тегических резервов средств первой необходимости, организации общественного снабжения, создания муниципальных средств транспорта, вопросы    жилищной    политики и рационального размещения материальных и технических ресурсов для  развития сельского хозяйст­ва, местной промышленности и кустарных промыслов и для постепенного улучшения условий жизни населения;

в) осуществлять наблюдение и контроль за деятель­ностью предприятий, служб  и других государственных организаций,  управление  и  заведование которыми будет на них возложено согласно п. 2 ст. 55, с тем чтобы обеспечить выполнение решений органов народной вла­сти соответствующего района и выполнение националь­ного плана;

г) под руководством компетентных органов ФАПЛА организовывать участие народных масс в охране и защите соответствующего района;

д) координировать деятельность органов    народной власти в  борьбе с неграмотностью,  болезнями, борьбе за ликвидацию всех социальных язв;

е) обсуждать и одобрять решения по вопросам ока­зания помощи населению, пострадавшему от войны;

ж) разрешать спорные    вопросы, могущие    возник­нуть  между различными  коммунальными    комиссиями соответствующего района,  а также  спорные    вопросы, могущие возникнуть между любой    коммунальной    комиссией  и  комиссаром  соответствующей  коммуны;

з) контролировать деятельность и    методы    работы государственных служащих,  а также обсуждать предложения об их замещении, вносимые    коммунальными комиссиями, и предлагать муниципальному комиссару, если он сочтет это целесообразным, осуществить замещение того или иного государственного служащего или рассмотреть вопрос о мерах его дисциплинарной ответ­ственности;

и) представлять заключения, которые от нее по­требуют муниципальный комиссар и провинциальная комиссия;

к) созывать каждый месяц и всякий раз, когда это будет необходимо, пленарные заседания коммунальных комиссий;

л) ежегодно организовывать проведение выборов в коммунальные комиссии и введение в должность из­бранных членов.

Раздел II. О   МУНИЦИПАЛЬНОМ    КОМИССАРЕ.

Статья  24.   Назначение.

Муниципальный комиссар назначается министром внутренних дел по предложению соответствующей ди­рективной комиссии МПЛА и подчиняется провинци­альному комиссару.

Статья   25.   Компетенция.

1. Муниципальный    комиссар    в    соответствующем районе осуществляет проведение в жизнь политической линии, определяемой МПЛА, и обеспечивает выполнение директив, исходящих от    Народного    собрания    и Правительства.

2. Муниципальный комиссар обладает следующими особыми полномочиями:

а) осуществлять     руководство   административными службами района, а также предприятиями, учреждениями и государственными организациями, управление кото­рыми будет передано органам местной администрации;

б) обеспечивать выполнение законов и защиту прав граждан;

в) укреплять связь между государственной админис­трацией и  различными   институтами соответствующего района, в том числе вооруженными силами и экономи­ческими, общественными, и культурными организациями;

г) передавать на обсуждение муниципальной комис­сии все проекты административных органов по вопросам, указанным в подпункте «б» п. 2 ст. 23;

д) председательствовать на заседаниях муниципаль­ной комиссии и обеспечивать выполнение ее решений;

е) представлять муниципальной   комиссии   отчеты о своей деятельности и информировать ее о деятельности провинциального комиссара и Правительства;

ж) разрабатывать проекты перестройки администра­тивных органов в соответствующем районе, передавая их затем на утверждение муниципальной комиссии, а также принимать участие совместно с провинциальным комиссаром в разработке плана развития провинции;

з) созывать каждый месяц и всякий раз, когда это будет необходимо, пленарное заседание коммунальных комиссаров.

Статья 26. Помощник комиссара.

1. Муниципальный комиссар может иметь помощни­ка, который    осуществляет    функции,    делегированные ему муниципальным комиссаром, и замещает его во время его отсутствия или в случае невозможности выполнять им его полномочия.

2. Помощник муниципального комиссара назначается министром внутренних дел по предложению соответствующей директивной комиссии МПЛА.

Статья 27. Разрешение спорных вопросов.

Разрешение спорных вопросов, могущих возникнуть между муниципальной комиссией и муниципальным ко­миссаром, входит в компетенцию провинциального ко­миссара.

Глава V. О ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ.

Раздел I. О ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ КОМИССИИ.

Статья 28. Определение.

Провинциальная комиссия является высшим органом народной власти в соответствующей провинции.

Статья 29. Состав и выборы.

1. Провинциальная   комиссия   состоит   из   двадцати членов, которые избираются муниципальными комиссиями соответствующей провинции открытым голосованием на пленарном заседании,   созываемом   специально   для этой цели.

2. Помимо двадцати действительных членов провин­циальной комиссии должны быть избраны десять заместителей.

Статья 30. Полномочия и компетенция.

1. Провинциальная комиссия обеспечивает    процесс преобразования структур колониальной и традиционной властей посредством координации действий органов на­
родной власти провинции.

2. Провинциальная комиссия уполномочена высказы­ваться по всем вопросам, представляющим особый интерес для провинции, в том числе по вопросам организации производства и распределения продуктов, средств свя­зи в провинции, общественного снабжения, транспорта и в целом по   вопросам   организации   сопротивления   и строительства материально-технической  базы плановой экономики.

3. Провинциальная комиссия обладает следующими особыми полномочиями:

а) обсуждать и определять план и провинциальные бюджеты, которые являются составной   частью   национального плана и общего бюджета государства;

б) обсуждать и определять формы участия провин­ции в материально-техническом обеспечении ФАПЛА;

в) обсуждать и определять формы участия населения в охране и защите соответствующей провинции под руководством компетентных органов ФАПЛА;

г) следить за выполнением решений Правительства, направленных на оказание помощи населению, пострадавшему от войны;

д) определять конкретные меры борьбы, направлен­ные на ликвидацию социальных язв, в соответствии с директивами, определяемыми вышестоящими органами;

е) определять конкретные меры борьбы с неграмотностью и болезнями в соответствии с директивами вышестоящих органов;

ж) разрешать спорные вопросы, могущие возникнуть между различными муниципальными комиссиями соответствующей провинции, так же как и спорные вопросы, могущие возникнуть между любой муниципальной комиссией и муниципальным комиссаром соответствующего района;

з) осуществлять контроль за деятельностью предпри­ятий, служб и других государственных организаций, управление и заведование которыми (будет на них возло­жено согласно п. 2 ст. 55, с тем чтобы обеспечить выполнение решений органов народной власти соответ­ствующей провинции и претворение в жизнь националь­ного плана;

и) осуществлять контроль за действиями средств общественной информации, а также за издательской дея­тельностью в форме, обеспечивающей распространение информации, которая служила бы интересам рабочих и крестьян и способствовала бы повышению их политиче­ского сознания в соответствии с директивами Централь­ного комитета МПЛА и Народного собрания;

к) контролировать деятельность провинциального комиссара и ставить перед Народным собранием вопрос о его замене в том случае, когда выявляется антинарод­ный характер его деятельности;

л) представлять заключения, которые от нее потребуют провинциальный комиссар, а также непосредственно Народное собрание или Правительство;

м) разрабатывать свой регламент и назначать членов своих вспомогательных комитетов;

н) созывать один раз в три месяца и всякий раз, ког­да это будет необходимо, пленарное заседание муници­пальных комиссий соответствующей провинции;

о) ежегодно организовывать проведение выборов в муниципальные комиссии и введение в должность из­бранных членов.

Статья 31. Провинциальные декреты.

1. Законодательная деятельность, о которой говорится в ст. 49 Конституционного закона, будет осуществляться провинциальной комиссией посредством издания провинциальных декретов.

2. Провинциальные декреты не могут противоречить в чем   бы то ни   было   положениям,   содержащимся в Законе, и считаются вступившими в силу, если в течение пятнадцати дней, последующих после их опубликования, не будут отменены Народным собранием.

3. Правительство может в рамках, предусмотренных предыдущим пунктом, отменить провинциальные декреты, затрагивающие вопросы, законодательствование   по которым   делегировано   ему   в   соответствии   со ст. 42 Конституционного закона.

Раздел II. О ПРОВИНЦИАЛЬНОМ    КОМИССАРЕ.

Статья   32.  Полномочия и служебные отношения.

1. Провинциальный   комиссар   осуществляет   в со­ответствующей провинции проведение в жизнь политической   линии,   определяемой   Центральным     комитетом МПЛА, и директив Народного собрания и Правительства так, чтобы содействовать политической и экономической децентрализации,   предусмотренной в ст. 47   Конститу­ционного закона.

2. Провинциальный комиссар осуществляет связь меж­ду провинциальными органами народной власти и Революционным   советом и   Правительством; он   должен в своей деятельности относиться с уважением к руководству как центральных, так и местных органов.

Статья 33. Назначение и подчиненность.

Провинциальный комиссар назначается в соответст­вии с положением пункта «д» ст. 38 Конституционного закона и подчиняется министру внутренних дел.

Статья 34. Компетенция.

1. Провинциальный комиссар уполномочен осуществ­лять руководство деятельностью предприятий и других государственных организаций, находящихся в сфере его  юрисдикции, ставя целью превращение каждой провинции в базу народного сопротивления.

2. Провинциальный комиссар обладает следующими особыми полномочиями:

а) председательствовать на заседаниях провинциаль­ной комиссии и обеспечивать выполнение ее решений;

б) координировать связи между центральными служ­бами и своими региональными и местными органами;

в) укреплять связь между государственной   админи­страцией и различными   институтами    соответствующей провинции, в том числе вооруженными силами и экономическими, общественными и культурными организациями;

г) обеспечивать выполнение законов и защиту   прав граждан страны и иностранцев;

д) разрабатывать совместно   с муниципальными   ко­миссарами    проекты    перестройки      административных органов в соответствующей провинции, передавая их на утверждение провинциальной комиссии и затем — Правительства;

е) передавать   на     утверждение     провинциальной комиссии все   проекты    административных   органов по вопросам, указанным в п. 2 ст. 30;

ж) представлять провинциальной комиссии отчеты о своей деятельности и информировать ее о деятельности Правительства и Революционного совета;

з) созывать каждый месяц и всякий раз, когда это будет необходимо, пленарное заседание   национальных комиссаров.

Статья 35. Разрешение спорных вопросов.

Разрешение спорных вопросов, могущих возникнуть между   провинциальной   комиссией и   провинциальным комиссаром и которые нельзя разрешить на основе прин­ципа критики и самокритики, входит в компетенцию На­родного собрания.

Статья 36. Помощник комиссара.

1. Провинциальный комиссар может иметь помощни­ка, который осуществляет функции, делегируемые    ему провинциальным комиссаром, и замещает его во время его отсутствия или в случае   невозможности   выполнять им его полномочия.

2. Помощник провинциального комиссара назначается Революционным     советом   по   указанию     Политбюро МПЛА.

Глава VI ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

Раздел I. О   ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ЦЕНТРАЛИЗМЕ.

Статья 37. Система власти.

Все органы народной власти должны строго соблю­дать следующие правила:

а) свободное обсуждение вопросов;

б) подчинение меньшинства большинству; обязатель­ность   решений, в том числе и для несогласного   мень­шинства;

в) подчинение нижестоящих органов вышестоящим;

г) коллективное     руководство   и   индивидуальная ответственность;

д) критика и самокритика работы и поведения.

Статья 38. Приостановление решений.

1. Акты и решения нижестоящих органов могут быть приостановлены вышестоящими органами.

2. Решение, принятое в   соответствии с  положением предыдущего пункта, может быть обжаловано, причем непосредственно вышестоящий орган не вправе приостанавливать такое обжалование.

3. Решение, принятое по обжалованию вышестоящим органом, в соответствии с п. 2 не является препятствием для органа,  принявшего акт,  обратиться для дальней­шего   обжалования   в   более   высокую   инстанцию.

4. Не могут быть, однако, приостановлены акты и решения особой важности по вопросам, находящимся в юрисдикции органа, если только они не затрагивают полномочия, принадлежащие другим органам государ­ственной власти.

Статья   39.   Обязательность консультаций.

1. Все вышестоящие органы должны в обязательном порядке  консультировать    нижестоящие    органы    при принятии решений по таким важным вопросам, как:

а) аграрная реформа;  организация производства  и распределения    средств    потребления;    сопротивление; улучшение условий жизни народных масс;

б) национальный план;

в) формы участия народных масс в охране и защите соответствующей территории.

2.         Аннулируются и теряют силу решения,    которые противоречат положению предыдущего пункта.

Статья 40. Представление информации и разъяс­нений.

1. Вышестоящие органы должны представлять любую информацию   и   разъяснения,   которые   от   них   потре­буют непосредственно нижестоящие органы.

2. Нижестоящие органы должны представлять любую информацию и разъяснения, которые от них потребуют непосредственно вышестоящие органы.

3. Информация и разъяснения, о которых говорится в    предыдущих пунктах,    должны быть    представлены в течение пятнадцати дней,    считая со дня    получения запроса об информации или разъяснении.

4. Положения, содержащиеся в предыдущих пунктах, не распространяются на вопросы, имеющие отношение к государственной тайне или затрагивающие интересы национальной безопасности.

Статья 41. Отчетные собрания.

1. Комиссии, предусмотренные в настоящем законе, представляют отчеты о своей деятельности:

а) на собраниях, которые они должны   проводить в соответствии   с   положениями   ст. ст. 8, 13, 16, 23 и 30 совместно   с   органами   народной   власти,    их    избрав­шими;

б) на собраниях, которые они должны проводить в соответствии с положениями ст. ст. 16, 23 и 30 совмест­но с непосредственными вышестоящими органами.

2. Члены провинциальных    комиссий    должны один раз в три месяца принимать участие в собраниях, предусмотренных в ст. ст. 16 и 23.Члены муниципальных комиссий    должны    один
раз в три месяца принимать участие в собраниях, пре­дусмотренных в ст. ст. 8, 13 и 16.

3. Члены коммунальных комиссий должны один раз в три месяца принимать участие в   собраниях,    преду­смотренных в ст. ст. 8 и 13.

4. График собраний членов комиссий,    о    которых говорится в пп. 2, 3 и 4 этой   статьи,   разрабатывается соответственно каждой комиссией,    при этом    каждый член комиссии должен с уважением относиться к прин­ципу обязательного личного участия в работе собрания, проводимого совместно с низовыми органами, в состав которых он первоначально входил.

Статья   42.  Повестка дня отчетных собраний.

1. На отчетных собраниях, о которых говорится в предыдущей статье, члены отчитывающихся комиссий в обязательном порядке должны:

а) выступить с кратким докладом о своей   деятель­ности и о деятельности комиссии, в состав которой они входят;

б) дать разъяснение о том,    каким   образом    были решены   проблемы,   поставленные  нижестоящими орга­нами, а также о мотивах, которые определили   способ решений этих проблем;

в) объяснить    причины,    помешавшие    в    течение определенного времени решению тех или иных проблем, поставленных нижестоящими органами;

г) сообщить о критических замечаниях и предложе­ниях, высказанных народными массами на собраниях;

д) ознакомить собрание с директивами, исходящими от вышестоящих органов;

2. На отчетных собраниях любой член органов на­родной власти может потребовать немедленных объ­яснений по поводу актов и решений, принятых отчиты­вающимися органами, и сообщить ответ любым ниже­стоящим органам, в том числе низовым собраниям и любым вышестоящим органам.

Статья 43.Протоколы отчетных собраний.

О ходе отчетных собраний должен вестись протокол, в котором  необходимо отмечать факты присутствия и отсутствия и оправдательные объяснения отсутствую­щих.

Провинциальная комиссия должна подготовить краткое изложение протоколов собраний, упоминаемых в предыдущем пункте, и распространить его через орга­ны общественной информации для того, чтобы народ­ные массы имели представление о деятельности своих представителей.

Кроме того, должным образом подтвержденные критические замечания, принятые собранием к сведе­нию в соответствии с положениями предыдущего пунк­та, должны стать достоянием гласности.

Раздел II. О КОМИССИЯХ.

Статья 44. Проведение выборов.

1. Члены предусмотренных в настоящем законе ко­миссий   избираются   на два   года,   однако их   мандат может быть отозван в любое время    органами,    их из­бравшими.

2. Кандидатуры в    члены комиссий    выдвигаются в индивидуальном   порядке;    считаются    избранными  те кандидатуры, которые получили в убывающем порядке большинство    голосов  граждан,    присутствующих    на избирательных собраниях.

3. Кандидатуры в члены низовых народных комис­сий   могут   быть   выдвинуты   избирательными   комис­сиями, состоящими на каждом уровне   из   представи­телей:

а.) Комитета действия МПЛА;

б) УНТА (Национальный союз трудящихся Анголы);

в) ЖМПЛА (Молодежная организация МПЛА);

г) ОМА (Организация женщин Анголы).

4. Кандидатуры,  к которым    относится    положение предыдущего пункта, будут выдвигаться на избиратель­ных собраниях посредством публичного чтения резолю­ции выдвигающего органа.

Статья   45.   Пассивное избирательное право.

1. В низовые народные комиссии могут быть избраны ангольские граждане в возрасте старше восемнадцати лет.

2. Могут быть избраны:

а) в  коммунальные комиссии — члены  низовых на­родных комиссий соответствующей коммуны;

б) в муниципальные комиссии — члены  коммуналь­ных комиссий соответствующего района;

в) в провинциальные комиссии — члены муниципаль­ных комиссий соответствующей провинции.

3.         Не могут быть избранными ни в какую комиссию, предусмотренную настоящим законом:

а) лица, совершившие преступления против анголь­ского народа или против освободительной борьбы;

б) лица, в какой бы то ни было форме сотрудничав­шие    с    такими    фашистскими      организациями,    как ПИДЕ/ДЖС, ПИМ-ЖАП-ЖЕИ, португальский легион, национальное  народное  действие,  национальный  союз, ОПВДКА,    ФРА,   ЭЗИНА,   УПА    (ФНЛА),   УНИТА, ФЛЕК,  а  также сознательные  агенты    коллаборацио­нистских радиопрограмм;

в) лица, использующие наемный труд с целью наживы;

г) лица, уличенные в совершении актов коррупции, в занятии  контрабандой,  экономическим  саботажем   и спекуляцией;

д) лица, которые защищают или содействуют сохранению расизма, трайбализма и регионализма;

е) тунеядцы  и лица,  занимающиеся  бродяжничест­вом;

ж) лица, признанные по решению суда недееспособ­ными или неправоспособными.

4. Первичное народное собрание по истечении пяти лет со времени    совершения   действий,    указанных    в предыдущем  пункте,    может    объявить    политическую реабилитацию лиц, совершивших эти   действия, и при­нять    решение о    восстановлении    их    избирательного права.

5. Не могут быть также избранными:

а) комиссары коммун, муниципальные и провинци­альные комиссары, пока они находятся при исполнении служебных обязанностей;

б) члены судов и прокуратуры, пока они   находятся при исполнении служебных обязанностей.

Статья 46. Заместители.

1. Заместителями  членов  комиссий,    предусмотренных настоящим   Законом,   являются   кандидаты,   получившие    наибольшее    число    голосов    граждан,    при­сутствующих на   избирательном собрании,    следующее непосредственно    после    числа    голосов,    полученных
действительными членами  соответствующей  комиссии.

2. Включение заместителей в состав   комиссий про­изводится в порядке убывания числа голосов, полученных на выборах.

Статья 47. Отзыв мандата.

1. Мандат любого члена комиссий, предусмотренных настоящим законом, может быть отозван в любое время простым большинством голосов граждан, присутствую­щих на собрании по вопросу об отзыве мандата.

2. Теряет свой мандат член любой комиссии, который:

а) пропускает без уважительной причины три засе­дания подряд или в разное время десять раз отсутству­ет   на   заседаниях   без   оправдательных   причин;

б) отсутствует, не указывая своего местонахождения в течение периода, превышающего девяносто дней;

в) подпадает под какое-либо из положений, предус­мотренных п. 3 ст. 45;

г) занимает    какое-либо    служебное    положение, о котором упоминается в п. 5 ст. 45;

д) совершает какие-либо действия,    несовместимые с положением члена органа народной власти.

3. Предложение об отзыве мандата может быть подписано:

а) комиссией,   в чей состав входит член,   вопрос об отзыве мандата которого является предметом рассмотрения;

б) по меньшей мере пятьюдесятью участниками вы­боров в низовые народные комиссии;

в) по меньшей мере третью членов, входящих  в со­ став органов,   участвующих   в   выборах   соответственно коммунальных,  муниципальных и  провинциальных   ко­миссий.

4. Комиссия, в чей состав входит член, вопрос об от­зыве мандата которого является предметом рассмотрения, должна в течение сорока восьми часов после полу­чения запроса об отзыве или предложения, упомянутого в подпункте «а» предыдущего пункта, ознакомить заин­тересованное лицо с содержанием предложения об отзы­ве его мандата. Последнее может в порядке защиты привести доводы, которые сочтет нужными, а также представить доказательства в пользу своих доводов.

5. Комиссия,    упомянутая    в   предыдущем    пункте, должна созвать в течение пятнадцати дней низовое на родное собрание или пленарное заседание органов, из­
бравших члена, вопрос об отзыве мандата которого является предметом рассмотрения, с тем чтобы были высказаны мнения по вопросу об отзыве мандата.

6. В этом случае, если предложение об отзыве  мандата члена комиссии    будет одобрено,    происходит его замещение в данной комиссии в соответствии с положе­нием п. 2 ст. 46.

7. Нарушение положений предыдущих пунктов   влечет аннулирование соответствующего решения об отзыве мандата или замещении члена комиссии.

Статья 48. Отказ от мандата.

1. Члены комиссий, предусмотренных настоящим зако­ном, могут отказаться от своего мандата.

2. Отказ должен быть выражен в письменной форме и должным образом обоснован.

Статья  49. Заседания комиссий.

1. Комиссии, предусмотренные   настоящим   законом, в обязательном порядке собираются на очередные заседания один раз в неделю и   на внеочередные — столько раз, сколько будет необходимо.

2. Заседания комиссий считаются законными, когда на них присутствует большинство их членов.

3. Решения комиссий   принимаются    простым  боль­шинством голосов присутствующих членов.

4. О ходе заседаний комиссий должен всегда, когда это возможно, вестись протокол, в котором необходимо отмечать факты присутствия и отсутствия и оправдательные объяснения    отсутствующих, а также    результаты голосований.

Статья   50.   Вспомогательные комитеты и группы.

Комиссии могут образовывать постоянные и времен­ные вспомогательные комитеты и группы, которые им будут нужны для выполнения своих полномочий.

Статья 51. Информация.

Члены комиссий могут запросить от каждого государ­ственного или частного учреждения любую информацию, которая им требуется для выполнения своих функций, за исключением сведений, представляющих государст­венную тайну или затрагивающих вопросы националь­ной безопасности.

Статья  52. Положение члена комиссии.

1. Ни один член комиссии не может    подвергаться преследованию на своем посту или во время осуществления своих мандатных полномочий.

2. Положение    члена какой-либо комиссии несовме­стимо с выполнением функций члена других   комиссий, предусмотренных настоящим законом.

3. Функции члена коммунальных, муниципальных   и провинциальных комиссий вознаграждаются, когда они осуществляются  в условиях  исключительного   режима.

4. Оплата и исключительный режим, о которых гово­рится в предыдущем пункте, будут определены декретом Правительства.

Статья  53. Встречи с гражданами.

Члены комиссий должны резервировать по крайней мере один рабочий день в неделю для приема граждан, которые хотят встретиться с ними в индивидуальном по­рядке.

Глава VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 54. Географические границы администра­тивных единиц.

Провинции, районы, коммуны, населенные пункты и кварталы до издания иного законодательства сохраня­ются в географических границах, которые соответствуют бывшим областям, районам или округам, администра­тивным пунктам, единицам сельского звена и кварта­лам.

Статья 55. Отношения с центральными админист­ративными органами.

Pages: 1 2

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.