Наказ о применении правил земских выборов

НАКАЗ УЕЗДНЫМ ЗЕМСКИМ УЧРЕЖДЕНИЯМ О ПРИМЕНЕНИИ ВРЕМЕННЫХ ПРАВИЛ О ПРОИЗВОДСТВЕ ВЫБОРОВ ГУБЕРНСКИХ И УЕЗДНЫХ ЗЕМСКИХ ГЛАСНЫХ.
Утвержден Министром Внутренних Дел 17 июня 1917 г.
1. Уездные земские управы, при содействии местных общественных организаций (ст. ст. 2 и 4), принимают все возможные меры к скорейшему и правильному производству выборов уездных земских гласных, на основании Временных Правил о производстве выборов губернских и уездных земских гласных (Постановление Временного Правительства, 21 мая 1917 г., Отдел II, Приложение, Собр. узак., ст. 730).
2. Немедленно по обнародовании указанных в предыдущей (1) статье временных правил о производстве выборов губернских и уездных земских гласных, не приступая к иным подготовительным к выборам действиям, уездные земские управы извещают подлежащие уездные продовольственные комитеты о необходимости возможно безотлагательного избрания ими, для пополнения состава управы, представителей местных общественных организаций в числе не более десяти лиц. Означенные представители, по возможности, избираются от таких организаций, деятельность коих распространяется на целый уезд (Пост. Врем. Прав. выб. зем. гласн., Отд. IV, ст. ст. 1 и 2).
3. После пополнения своего состава означенными в предыдущей (2) статье лицами, уездные земские управы приступают к распорядительным действиям по выборам уездных земских гласных.
4. Для разделения уезда на избирательные округа (Временные Правила о производстве выборов губернских и уездных земских гласных, ст. 9), уездная земская управа выясняет порядок и способы собирания сведений о количестве населения в уезде, вне черты городских поселений, для коих расписанием, приложенным к статье 2 Временных Правил о производстве выборов губернских и уездных земских гласных, определено подлежащее избранию число земских гласных, и затем приступает к собиранию означенных сведений. Сведения эти собираются управою особо по каждой волости, при чем к переписи населения управа прибегает лишь в случаях безусловной в том необходимости. Для собирания упомянутых сведений управе предоставляется обращаться за содействием к местным общественным организациям, а также, с согласия последних, пользоваться имеющимися в их распоряжении данными.
5. По установлении количества населения по всем волостям уезда, уездная земская управа определяет, на какое именно количество населения приходится один уездный земский гласный от сельских местностей (Врем. Прав.,ст.1, п. 1) и, по выяснении этого количества, разделяет уезд на избирательные округа, имея при этом в виду:
1) что избирательные округа, по количеству их населения, должны быть, по возможности, равны между собою,
2) что ни одна волость не должна быть раздробляема между разными избирательными округами,
3) что каждый округ должен быть образован лишь из смежных волостей,
4) что от каждого округа должно причитаться избрание не менее пяти уездных земских гласных,
5) что ни один округ не может заключать в своем составе более пяти волостей.
От правила, изложенного в пункте 5, допускается отступление лишь в том случае, когда на долю пяти смежных волостей, соразмерно их населению, причитается менее пяти уездных земских гласных, правило же, упомянутое в пункте 1, соблюдается лишь постольку, поскольку соблюдению его не препятствуют требования, приведенные в остальных пунктах (Врем. Прав., ст. 10).
6. Определение числа избирательных округов и их размеров, в пределах указанных в предыдущей (5) статье правил, предоставляется усмотрению уездной земской управы, от которой зависит, если то оправдывается местными условиями, включать в избирательные округа и по одной волости.
7. Установив избирательные округа порядком, указанным в предыдущих (5 и 6) статьях, управа распределяет между ними положенное по расписанию (Врем. Прав., ст. 2, прил.) число уездных земских гласных от сельских местностей соразмерно количеству населения в них (Врем. Прав., ст. 11).
8. Каждый избирательный округ, а также каждое городское поселение, для коего расписанием, приложенным к статье 2 Временных Правил, определено подлежащее избранию число уездных земских гласных, но в коем не введено городское общественное управление, могут быть разделены уездною земскою управою для удобства подачи голосов на избирательные участки, при чем участки эти, по возможности, приурочиваются по внегородским избирательным округам, к сельским избирательным округам, образованным для выборов волостных земских гласных. В прочих городских поселениях, для коих определено упомянутым в сей статье расписанием подлежащее избранию число уездных земских гласных, в случае разделения городского поселения, по распоряжению городской управы, на избирательные участки (Врем. Прав., ст. 7), последние, по возможности, должны совпадать с избирательными участками, установленными для выборов городских гласных. Во всяком случае образованные для выборов волостных и городских гласных избирательные округа и участки не подлежат дроблению при установлении земских избирательных участков (Врем. Прав., ст. 12).
9. Городские управы заблаговременно испрашивают указаний городских дум (собраний городских уполномоченных) относительно способов объявления во всеобщее сведение о дне, часе и месте выборов, а также объявления во всеобщее сведение списков предложенных к баллотировке кандидатов в гласные (Врем. Прав., ст.ст. 20 и 29).
Примечание.
Правила сего наказа, относящиеся к городским управам и городским головам, применяются также к городским старостам.
10. Губернские комиссары оказывают земским учреждениям и городским общественным управлениям в деле производства выборов земских гласных свое содействие, давая ближайшие указания как относительно направления дела по выборам вообще, так, в частности, и относительно соблюдения установленных Временными Правилами сроков для отдельных действий, назначения дня для производства выборов и проч.
11. Особых избирательных списков для производства выборов уездных земских гласных за исключением случая, означенного в статье 8 Временных Правил, не составляется (Врем. Прав., ст. 13); для поименованных же в упомянутой статье городских поселений избирательные списки составляются особыми городскими избирательными комиссиями (Врем. Прав., ст.ст. 8 и 16), под общим руководством уездной земской управы и при ее содействии. При составлении означенных избирательных списков соблюдаются правила, изложенные в статьях 3-5 Временных Правил 15 апреля 1917 года о производстве выборов гласных городских дум (Собр. узак., ст. 529), а также статьи 3-8 утвержденного Министром Внутренних Дел 3 мая 1917 г. Наказа городским общественным управлениям о применении названных Временных Правил. Срок составления этих списков устанавливается уездною земскою управою с таким расчетом, чтобы списки могли быть предъявлены для всеобщего обозрения в означенный в следующей (12) статье день.
12. Уездная земская управа, принимая в соображение время окончательного составления в пределах уезда избирательных списков для выборов гласных волостных земских собраний и городских дум (Врем. Пол. Вол. Зем. Упр., ст. 21; Врем. Прав. выб. гласн. гор. дум, ст. 11) назначает день, в который по всем волостям и городским поселениям уезда должны быть вновь предъявлены для всеобщего обозрения означенные в сей статье списки (Врем. Прав., ст. 13).
О назначенном для предъявления избирательных списков дне уездная земская управа заблаговременно уведомляет председателей подлежащих волостных избирательных комиссий и городских голов и, сверх того, объявляет во всеобщее сведение наиболее целесообразным по местным условиям способом. Одновременно с этим уездная земская управа обращается к начальникам расположенных в пределах уезда, но вне черты городских поселений, выделенных в губернские или уездные земские единицы, земских частей или к начальникам местных гарнизонов, с просьбою о проверке и исправлении для выборов уездных земских гласных составленных ими для волостных и городских выборов списков всех лиц, состоящих на военной службе в упомянутых воинских частях, независимо от возраста, с соблюдением лишь требования установленного в статье 5 Временных Правил, и о доставлении этих списков соответствующим городским управам или уездной земской управе, по принадлежности, не позднее чем за три дня до предъявления окончательно исправленных и дополненных списков для всеобщего обозрения (Врем. Прав., ст. 15).
13. Жалобы на неправильности или неполноту предъявленных для всеобщего обозрения списков (ст. 12) подаются избирателями – по городским поселениям – в городские управы, по внегородским избирательным округам – в подлежащие волостные избирательные комиссии, если в установленный срок не последует со стороны управы, либо комиссии уведомления по поводу жалобы, а также в случае отказа в ее удовлетворении лицу, принесшему жалобу, предоставляется в установленный в подлежащих Временных Правилах срок обратиться с жалобою – в отношении списков по городским поселениям – в губернскую инстанцию административного суда, в отношении же списков по городским округам – в уездную инстанцию сего суда (Врем. Прав., ст. 14).
14. Избиратель может участвовать в выборах уездных земских гласных лишь по одному, в пределах уезда, городскому поселению или избирательному округу. В соответствии с этим лицо, показанное в двух или нескольких городских, либо волостных избирательных списках, должно быть оставлено лишь в одном из них, а именно в том, который оно само укажет, при отсутствии же такого указания – в списке, избранном по усмотрению уездной земской управы (Врем. Прав., ст. 17).
15. Как первое (Врем. Прав., ст. 13), так и второе (там же, ст. 15) предъявление избирательных списков для всеобщего обозрения производится:
1) посредством выставления их на видном и доступном для избирателей месте – по городским поселениям в помещении городской управы, по сельским же местностям в помещении волостных избирательных комиссий или в каких-либо других помещениях;
2) иным способом, какой городскою либо земскою управою, по принадлежности, будет признан наиболее целесообразным. Избирательные списки по участкам выставляются в соответствующих участках. О месте и времени выставления избирательных списков для всеобщего обозрения население оповещается посредством объявлений, печатаемых в местных газетах или особо расклеиваемых на видных местах, либо иным путем, по усмотрению городской или уездной земской управы, по принадлежности, с указанием при том, что списки могут быть обозреваемы ежедневно в течение установленного для обжалования их срока по городским поселениям – от 9 часов утра до 9 часов вечера, по избирательным же округам – от 8 часов утра до 8 часов вечера. В этих же объявлениях избиратели, внесенные в два или несколько списков, приглашаются к подаче не позднее истечения срока, установленного для обжалования списков, заявлений относительно списка, в котором они желали бы быть оставленными (ст. 14).
16. По образовании избирательных комиссий (Врем. Прав., ст. 21), уездная земская управа принимает меры к незамедлительной передаче подлежащим участковым комиссиям, либо комиссиям городским или окружным, если городское поселение или округ не разделены на избирательные участки, соответствующих избирательных списков, а также списков лиц, состоящих на военной службе и имеющих право участия в выборах. Во время производства выборов означенные списки должны находиться в помещении, в коем производятся выборы, в распоряжении избирательной комиссии.
17. Уездная земская управа назначает представителей окружных избирательных комиссий и определяет место заседания каждой из означенных комиссий не позднее, чем в день, назначенный для вторичного предъявления избирательных списков для всеобщего обозрения (Врем. Прав., ст. 15).
18. Списки предлагаемых к баллотировке кандидатов в гласные (Врем. Прав. ст.ст. 26 и 27) подаются по городским поселениям – городскому голове, а по избирательным округам – председателю окружной избирательной комиссии, под расписку, одним из подписавших данный список. О каждом из кандидатов в заявленных списках должны быть указаны сведения, с достаточною полнотою выясняющие, какое именно лицо предлагается в гласные. Такими сведениями могут служить данные, помещаемые в избирательном списке, с добавлением, в случае надобности, наименования списка и порядкового нумера, под которым значится в нем предлагаемое лицо. С такою же полнотою должны быть сделаны и подписи избирателей, заявляющих список. Городской голова или председатель окружной избирательной комиссии просматривает заявленные списки при самом приеме их и, если усмотрит в чем-либо несоответствие списка приведенным в сей статье требованиям или указаниям статей 6, 27 и 28 Временных Правил, обращает на это внимание подающих список лиц. При этом председателями окружных избирательных комиссий и городскими головами городов, в коих избранию подлежит не менее трех уездных земских гласных, обращается особое внимание избирателей, подающих список, на то, что помещение в списке недостаточного числа гласных, не достигающего общего их числа, подлежащего избранию, может, после выборов, повести к применению статьи 39 Временных Правил, т.е. к распределению недостающего по данному списку числа гласных между другими списками.
Лица, указанные в заявляемом списке кандидатов в гласные, должны засвидетельствовать о своем согласии принять, в случае их избрания, звание гласного надписью на самом списке или же письмом или телеграммою на имя городского головы или председателя окружной избирательной комиссии, по принадлежности. Кандидаты, о согласии коих на принятие звания гласного не будет получено надлежащего уведомления за два дня до опубликования заявленных списков, из списков этих исключаются, о чем каждое подающее список лицо предупреждается при самом приеме от него списка.
Городской голова или председатель окружной избирательной комиссии, по принадлежности, заблаговременно принимает все необходимые меры к тому, чтобы опубликование всех заявленных по городскому поселению или избирательному округу списков произведено было не позднее срока, указанного в статье 29 Временных Правил, и притом одновременно и одинаковым способом, с размещением списков в порядке их нумерации. Опубликование вместе с списками подписей лиц, их заявивших, не допускается. Списки эти опубликовываются по выборам в городских поселениях за подписью городского головы и не менее, чем двух членов управы, а по внегородским избирательным округам – за подписью председателя окружной избирательной комиссии и не менее, чем двух членов этой комиссии.
Если городской голова или председатель окружной избирательной комиссии откажет в опубликовании какого-либо списка по его неправильности, заинтересованные лица могут принести жалобу на это при обжаловании правильности выборов в порядке статей 44 и 45 Временных Правил и одновременно с таким обжалованием.
19. При назначении выборов на один из воскресных или праздничных дней (Врем. Прав., ст. 19), в целях обеспечения большинству населения возможности участия в выборах, принимаются в соображение распределение городского и сельского населения по национальностям и вероисповеданиям и другие местные особенности. В объявлении уездной земской управы о дне, часе и месте производства выборов (Врем. Прав., ст. 20) указывается также, подлежат ли подаче избирательные записки вложенными в конверты или без конвертов, сложенными исписанною стороною внутрь (Врем. Прав., ст. 31).
20. Для выборов в избирательных округах (Врем. Прав., ст. 9) уездная земская управа, а для выборов в городских поселениях – подлежащие городские управы заблаговременно до производства выборов заготовляют избирательные записки (Врем. Прав., ст.ст. 30 и 31) и раздают их избирателям, с необходимыми, в случае надобности, разъяснениями. Печать уездной земской управы, если избирательные записки подлежат подаче без конвертов, ставится на той стороне записки, которая подлежит заполнению.
Сверх того, уездные земские управы, если избирательные записки подлежат подаче вложенными в конверты, и городские управы, по принадлежности, заготовляют и таким же порядком раздают конверты для избирательных записок.
Городскими управами также изготовляются и раздаются избирателям избирательные карточки для предъявления их при подаче голоса (Врем. Прав., ст.ст. 24 и 31).
Избирательные карточки, выданные на участие в первоначальных выборах, действительны и для участия в последующих выборах, указанных в статьях 45, 47 и 49 Временных Правил. Лица, не принимавшие участия в первоначальных выборах, а также утратившие полученные ими избирательные карточки, могут получать от городской управы такие карточки и для участия во вновь назначенных выборах.
21. Для производства выборов по избирательным округам (Врем.Прав.,ст.9) уездная земская управа, по городским же поселениям – подлежащие Городские Управы приискивают соответствующие помещения, по преимуществу, в зданиях общественного пользования. В каждом избирательном помещении, в целях обеспечения тайны голосования, отводятся отдельные, разделенные перегородками места, с письменными принадлежностями для написания избирательных записок. Кроме того, в избирательном помещении, по усмотрению уездной земской или городской управы, по принадлежности, могут быть отводимы, хотя бы в ограниченном количестве, особые места для посторонних лиц с тем, чтобы лица эти, имея возможность видеть все действия по производству выборов, ни в чем не стесняли правильного их течения.
22. В день выборов избирательные комиссии открыты беспрерывно в сельских местностях с 8 часов утра до 8 часов вечера, а в городских поселениях – с 9 часов утра до 9 часов вечера (Врем. Прав., ст. 19). При входе в избирательное помещение должен быть вывешен список членов комиссии. Председатель комиссии в случае необходимости временно отлучиться из избирательного помещения передает председательство одному из наличных членов комиссии.
В помощь избирательным комиссиям для канцелярских работ по избирательным округам уездная земская управа, а по городским поселениям – подлежащая городская управа могут командировать своих служащих.
23. Каждый избиратель в день производства выборов, когда заседание избирательной комиссии открыто, может в любое время явиться в избирательное помещение для подачи своей избирательной записки. Избиратели, записки которых опущены в ящик, а также лица, которым отказано в принятии записок, не должны стеснять дальнейшего хода выборов и, в случае желания остаться в помещении избирательной комиссии, могут занимать свободные места для посторонних лиц (ст. 21 сего наказа).
24. При выборах по городским поселениям каждый избиратель, при входе в помещение, в коем производятся выборы, предъявляет избирательную карточку лицам, назначенным для того председателем комиссии, причем на карточке отмечается день выборов, а нумер карточки, за которым она выдана, заносится в особый список. Избирательная комиссия может проверить права лица на участие в выборах и другими способами.
Способ удостоверения в личности избирателя при выборах по внегородским избирательным округам (Врем. Прав., ст. 9) предоставляется усмотрению избирательной комиссии, которою и разрешаются все возникающие в этом отношении вопросы и сомнения и от которой зависит заблаговременно оповестить население подлежащего избирательного округа или избирательного участка о способах удостоверения личности избирателей (Врем. Прав., ст. 24).
25. Предвыборная агитация, выражающаяся вывешиванием воззваний, раздачею брошюр и плакатов, произнесением речей и т.п., не допускается в день выборов как в самых помещениях, где выборы производятся, так и на лестницах, в проходах и коридорах, ведущих в эти помещения, а равно у входа в них снаружи. Председатель избирательной комиссии наблюдает также, чтобы в избирательном помещении за все время выборных действий сохранялись полный порядок, очередь и тишина, чтобы никто из присутствующих во время чтения избирательных записок и подсчета голосов не подходил к столу, за которым помещаются члены избирательной комиссии, не выражал никаких суждений и проч. Нарушителей порядка председатель комиссии немедленно удаляет из избирательного помещения (Врем. Прав., ст. 24).
26. Для опускания избирательных записок в избирательном помещении выставляются один или несколько ящиков, каждый с отверстием в крышке. Ящик, предварительно принятия записок, предъявляется присутствующим избирателям для удостоверения, что в нем нет записок и не имеется никаких отверстий, кроме одного, предназначенного для опускания записок. Затем ящик опечатывается печатью председателя избирательной комиссии или уездной земской, либо городской управы, по принадлежности, а ярлык, на который наложена печать, подписывается председателем и членами избирательной комиссии, а также желающими из числа наличных избирателей (Врем. Прав., ст. 31).
27. Избирательные записки составляются избирателями или заблаговременно, или в день выборов в самом помещении избирательной комиссии, в особо отведенной для того комнате и вручаются лично самим избирателем председателю комиссии в заклеенных конвертах или, в подлежащих случаях (Врем. Прав., ст. 31), без конверта, сложенными исписанною стороною внутрь. Председатель, удостоверясь, что на конверте или избирательной записке, по принадлежности, имеется печать городской, либо уездной земской управы, опускает конверт или записку в присутствии избирателя в избирательный ящик. О каждой опущенной в ящик избирательной записке делается соответствующая отметка в избирательном списке против лица, ее подавшего (Врем. Прав., ст. 31).
К столу, на котором стоит избирательный ящик, избиратели подходят по очереди, в строгом порядке, для соблюдения которого у стола ставятся, в случае надобности, загородки и решетки.
28. В 8 часов вечера при выборах по внегородским избирательным округам и в 9 часов вечера при выборах по городским поселениям двери избирательного помещения закрываются, после чего прием избирательных записок производится только от тех избирателей, которые прибыли в это помещение до указанного часа. По окончании принятия избирательных записок, либо конвертов с записками, по принадлежности, отверстие избирательного ящика опечатывается указанным в статье 26 порядком, и к ящику приставляется военный караул или караул городской, либо уездной милиции, по принадлежности. В то же время председатель комиссии объявляет число всех подавших записки избирателей, которое и заносится в протокол заседания (Врем. Прав., ст. 41).
29. Избирательная записка имеет формат в восьмую часть листа обыкновенной писчей бумаги.
30. При производстве выборов в городских поселениях, от коих подлежит избранию менее трех гласных, избирательная записка должна иметь подразделения на карточки в числе трех – при одном подлежащем избранию гласном и в числе четырех – при двух. В означенной избирательной записке избиратель показывает лиц, которых он предлагает в гласные, в числе, не превышающем числа подразделений в записке, внося в каждое подразделение по одному имени. Относительно каждого предлагаемого в гласные лица показываются сведения, занесенные в заявленный и опубликованный список кандидатов, с добавлением нумера того списка, в котором значится данное лицо. Имя предлагаемого в гласные лица не должно повторяться в одной и той же записке; подобного рода повторения, а также имена лиц, не значащихся в списках заявленных кандидатов или показанных сверх положенного числа, при подсчете голосов в расчет не принимаются (Врем. Прав., ст. 32).
31. При производстве выборов по внегородским избирательным округам (Врем. Прав., ст. 9) и по городским поселениям порядком, указанным в статьях 34-40 Временных Правил, в избирательной записке указывается как нумер (цифрою или прописью) того заявленного списка кандидатов в гласные, за который избиратель подает свой голос, так и поименованные в сем списке лица, с обозначением о каждом из них сведений, показанных в заявленном списке кандидатов (Врем. Прав., ст. 34). Записки, в коих показанный нумер не соответствует внесенным в записку именам, либо имена полностью или частью не совпадают с значащимися в соответствующем списке кандидатов, а равно записки с одними нумерами, либо с одними именами без указания нумера списка кандидатов признаются недействительными.
32. Избирательные записки заполняются от руки, типографским, литографским или иными способами, либо посредством пишущей машины. Указанные в предыдущей (31) статье записки, по возможности, заготовляются подлежащею уездною земскою или городскою управою заблаговременно для всех заявленных списков кандидатов и раздаются избирателям.
33. Сверх означенных в статьях 30 и 31 недействительными признаются разным образом записки незаполненные, написанные неразборчиво, подписанные избирателем или заключающие недостаточно точное обозначение предлагаемых кандидатов (ст. 30), а также вложенные в один конверт в числе двух и более. Избирательные записки и их подразделения – карточки (ст. 30), признанные недействительными, прилагаются к протоколу.
34. Подсчет конвертов с записками или избирательных записок и поданных по запискам голосов производится на следующий по окончании выборов день с 8 часов утра до 8 часов вечера, при выборах по избирательным округам, и с 9 часов утра до 9 часов вечера при выборах по городским поселениям. Избирательная комиссия, по открытии заседания, удостоверяется прежде всего в целости печати и ярлыка на избирательном ящике и затем, по вскрытии ящика, приступает к подсчету оказавшихся в нем конвертов с записками, либо избирательных записок, по принадлежности, сверяя число конвертов, либо записок с числом участвовавших в подаче их избирателей. Если количество конвертов или избирательных записок не сходится с числом лиц, подавших голос, об этом делается отметка в протоколе заседания избирательной комиссии (Врем. Прав., ст.41).
35. При производстве выборов по городским поселениям, от коих избрание подлежит менее трех гласных, в избирательных комиссиях производится подсчет голосов, поданных за каждое отдельное лицо. В этих городах по подсчете конвертов они вскрываются, а находящиеся в них записки пронумеровываются путем проставления очередного нумера на отдельной карточке, на которые подразделена избирательная записка. Затем, по отделении избирательных записок, признанных недействительными, остальные разделяются на отдельные карточки (подразделения), после чего те из них, в кои внесены предлагаемые в гласные лица, кроме признанных недействительными, располагаются по алфавиту указанных в них фамилий и подсчитываются, недействительные же карточки складываются отдельно.
36. При выборах по избирательным округам и по тем городским поселениям, от коих избранию подлежит не менее трех гласных, в избирательных комиссиях производится подсчет голосов за заявленные списки кандидатов. По подсчете и вскрытии конвертов, либо по подсчете избирательных записок, если таковые подлежат подаче без конвертов, избирательные записки снабжаются штемпелем дня заседания избирательной комиссии, пронумеровываются и, за исключением признанных недействительными, распределяются по нумерам заявленных списков кандидатов в гласные, за которые они были поданы, после чего делается по запискам подсчет голосов, поданных за тот или другой заявленный список.
37. Результаты указанного в статьях 35 и 36 подсчета заносятся в протокол заседания избирательной комиссии, с указанием количества записок, признанных недействительными, и с объяснением причин их недействительности. Если подсчет голосов не может быть закончен в один день, он продолжается в последующие дни, а материалы выборного производства на время перерыва опечатываются.
38. Для подсчета голосов по запискам избирательная комиссия может образовать из своей среды особые подкомиссии в составе не менее трех лиц. Конверты с избирательными записками, либо поданные без конвертов избирательные записки в таком случае пронумеровываются и распределяются председателем комиссии между подкомиссиями, которые и производят подсчет их.
39. При производстве выборов по участкам участковые избирательные комиссии, по окончании подсчета голосов, вкладывают в особые конверты поданные за каждое отдельное лицо избирательные карточки (ст. 35) или распределенные по группам избирательные записки (ст. 36), опечатывают эти конверты и вместе с другими выборными документами в тот же день представляют их в городскую или окружную избирательную комиссию, по принадлежности.
40. Городская или окружная избирательная комиссия производит подсчет поданных по всему городскому поселению, либо избирательному округу, по принадлежности, голосов за каждое отдельное лицо (ст. 35) или за каждый заявленный список кандидатов (ст. 36). Если выборы произведены были по участкам, то городская или окружная избирательная комиссия, по принадлежности, соединяет голоса, поданные во всех участках за данное лицо, либо за данный заявленный список. Производство подсчета голосов по участкам, как и все производство участковых комиссий по выборам, городская и окружная избирательные комиссии могут подвергнуть самостоятельной проверке.
41. По окончании указанного в предыдущей (40) статье подсчета голосов, городская избирательная комиссия по тем городским поселениям, от коих избранию подлежит менее трех уездных земских гласных, определяет, кто именно по относительному большинству поданных за него голосов, хотя бы и не превышающему половины числа голосовавших, считается избранным в гласные, а двух следующих, по старшинству полученных голосов, показывает в качестве избранных в кандидаты к гласным. Окружные же избирательные комиссии, а равно городские избирательные комиссии по прочим городским поселениям, вслед за окончанием упомянутого в статье 40 подсчета голосов, приступают к распределению общего числа гласных, подлежащих избранию во всем избирательном округе, или городском поселении, по принадлежности, между заявленными списками соразмерно числу голосов, поданных на выборах за каждый из этих списков. Означенное распределение производится по способам, указанным в статьях 38 и 39 Временных Правил. Примеры применения этих способов распределения гласных по заявленным спискам приведены в приложении к сей (41) статье.
42. Если бы при выборах в порядке, указанном в статьях 34-40 Временных Правил, одно и то же лицо оказалось занесенным и избранным в гласные по двум или нескольким заявленным спискам, – оно должно быть зачислено по одному из этих списков по жребию; по остальным же спискам в гласные, взамен упомянутого лица зачисляется первый по старшинству кандидат из числа невошедших в состав гласных. Соответствующий порядок соблюдается и в том случае, если одно и то же лицо по двум или нескольким спискам окажется избранным в состав кандидатов в гласные. Если же одно лицо окажется избранным по одному списку в гласные, а по другому в кандидаты, оно считается избранным в гласные и исключается из числа кандидатов.
43. Уездная земская управа, получив от избирательных комиссий выборное производство (Врем. Прав. ст. 43), наблюдает за тем, не значится ли одно и то же лицо избранным в гласные, либо зачисленным в кандидаты к гласным по двум или нескольким городским поселениям или избирательным округам. По обнаружении подобного случая, управа выжидает представления ей выборных производств по всему уезду и затем, в дальнейших своих действиях руководствуется правилами, изложенными в предыдущей (42) статье с тем лишь различием, что, при указанной в той же статье замене, лицо, избранное в гласные или кандидаты от городского поселения, в коем подлежало избранию менее трех гласных, заменяется лицом, следующим по старшинству голосов, полученных им при земских выборах в означенном городском поселении.
Об указанных изменениях в составе избранных гласных и кандидатов уездная земская управа незамедлительно сообщает высшему представителю местной административной власти.
44. Лица, избранные в гласные или кандидаты к ним, извещаются о том уездною земскою управою.

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.